Малахитовый стол в эрмитаже

Обновлено: 19.05.2024

Роскошь отделки Малахитовой гостиной Зимнего дворца с драгоценной облицовкой колонн и каминов уральским малахитом, эффектно сочетавшейся с позолотой дверей и сложных потолочных орнаментов, ошеломила видевших это великолепие после создания этого интерьера в 1839 году, и производит сильное впечатление на любого посетителя Эрмитажа сейчас.

Малахитовый зал в Зимнем дворце. Фотография Государственного Эрмитажа. (Нажать на изображение для увеличения).

Отделка Малахитовой гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, была выполнена при восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года. До пожара это была Яшмовая гостиная (Приемная). Архитектурный образ, созданный блистательным мастером интерьера Александром Павловичем Брюлловым, поражает сочетанием ярко-зеленого малахита, контрастирующего с обильной позолотой, на фоне белизны стен из искусственного мрамора.

После пожара в связи с особой ролью этой приемной в дворцовых церемониях ее, как основную часть парадных помещений, было решено воссоздать в «прежнем виде» . Однако это указание носило достаточно общий характер, касалось прежде всего композиционных решений и только за редким исключением не подразумевало необходимости точного копирования допожарных интерьеров дворца.

Малахитовый зал Государственного Эрмитажа в обычный музейных день XXI века. (Нажать на изображение для увеличения).

В прежнем допожарном виде гостиная была отделана яшмой: основу композиционного решения гостиной составляли расставленные попарно на продольных стенах колонны из серо-фиолетовой коргонской яшмы — отсюда и название гостиной Яшмовая. Однако на самом деле камень, использовавшийся в отделке этого зала, именовали яшмой лишь в XIX веке, а в настоящее время этот минерал у камнерезов известен как коргонский серо-фиолетовый порфир. Название «коргонский» происходит от горной алтайской реки Коргон, в ущелье которой была обнаружена порода.

Григорий Григорьевич Чернецов. Вид Яшмовой гостиной в Зимнем дворце. 1833 год. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа. (Нажать на изображение для увеличения).

Новую парадную гостиную на половине императрицы Николай I пожелал видеть воссозданной отделанной малахитом. Малахит в то время был в большой моде. В 1830 году были открыты грандиозные залежи на принадлежавшем Демидовым руднике в Меднорудянске недалеко от Нижнего Тагила. Это месторождение обеспечило нужным количеством минерала для отделки.

Напомню, что малахит относится к мягким минералам — по-гречески malakos означает мягкий — и по своему природному строению содержит значительное количество пустот и вкраплений, поэтому он не использовался для создания крупных монолитных изделий. Колонны, вазы, камины и другие крупные изделия выполнялись в технике «русской мозаики» , когда поверхность основы обклеивали тонкими пластинами малахита, стыки пластин заполняли малахитовым порошком, а затем поверхность шлифовалась.

При этом пластины малахита подбирались так, чтобы собрать удивительно красивый рисунок поверхности изделия. Очень декоративно выглядит набор «глазками» , напоминающий древесину, «на две стороны» , когда рисунок выкладывается по продольной или вертикальной оси симметрии, «на четыре стороны» , когда рисунок формируется возле единого центра.

Стол с малахитовой столешницей, выполненный по проекту И.И. Гальберга. Находится в Малахитовом зале Эрмитажа. (Нажать на изображение для увеличения)

Декоративные свойства малахита первым оценил архитектор Огюст Монферран. Для отделки особняка Демидовых на Большой Морской улице в парадном зале он использовал малахит при облицовке камина и колонн. К сожалению, этот зал до нашего времени не сохранился.

В допожарную Яшмовую гостиную Монферран ввел элементы из малахита. Для этого была выполнена большая малахитовая ваза-амфора по рисунку Ивана Ивановича Гальберга. Также по проекту Гальберга для одного из столиков в гостиной, имевшего форму прямоугольника со срезанными углами, была выполнена малахитовая столешница.

Большая малахитовая ваза-амфора по рисунку И.И. Гальберга, созданная на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1823-1830 годах, находится под золоченой сенью в Малахитовом зале Эрмитажа.

Создавая Малахитовую гостиную, Брюллов практически не изменил композицию, однако общее впечатление от интерьера стало совсем другим. Между проектами Монферрана и Брюллова существовала стилистическая грань: первый был выполнен с чертами уходящего классицизма и нарождавшейся эклектики, а второй — был стилистически цельным, характерным для новой эпохи историзма, а в качестве основного средства художественной выразительности архитектор использовал подчеркнутое сопоставление контрастных декоративных элементов: малахита, позолоты, искусственного мрамора.

О. Монферран. Проект большой вазы и беседки-сени для Яшмовой гостиной императрицы Александры Федоровны. 1830 год. Бумага, карандаш. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Итак, большая малахитовая ваза-амфора была создана в на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1823-1830 годах. Ваза-амфора имеет каменные ручки, прежде она покоилась на яшмовом пьедестале, украшенном золоченой накладной бронзой — сейчас этот пьедестал и золоченые украшения утрачены.

Ваза была взята Монферраном для декоративного оформления Яшмовой гостиной. Общий проект вазы и дубовой беседки-сени над ней был создан Монферраном в 1830 году. Ее зеленое «брюшко» видно на акварели Чернецова, написанной в 1833 году и изображавшей вид Яшмовой гостиной.

Увеличенный фрагмент акварели Григория Чернецова, где справа в простенке окон между двух яшмовых, на самом деле порфировых, торшеров видна большая малахитовая ваза. (Нажать на изображение для увеличения).

Во время пожара в 1837 году ваза была спасена, но золоченая дубовая беседка-сень сгорела. После восстановления дворца вазу вернули на свое место, но только уже в новую Малахитовую гостиную. Проект Монферрана был заново утвержден в 1840 году для воссоздания сгоревшей деревянной беседки-сени. Эта сень была выполнена из дерева и вызолочена.

Для отделки малахитом парадной гостиной императрицы Демидову было заказано больше 2000 кг малахита «лучшего достоинства» . Сразу такое количество камня не могло быть поставлено и поставки осуществлялись за три приема. Основой колонн и пилястр служил путиловский камень — известняк, который широко использовался в строительстве Санкт-Петербурга.

Брюлловым гостиная была перекрыта зеркальным сводом, украшенным вызолоченным орнаментом. Золочеными были украшенные резным орнаментом двери. Обилие позолоты давало основание называть эту гостиную Золотой, поскольку в ней «золото, как потоки волшебного каскада, разлилось повсюду».

Малахитовая гостиная в Эрмитаже

I1.1f.jpg

Малахитовый зал Зимнего дворца, созданный архитектором А.П.Брюлловым в конце 1830-х гг., служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Отделка зала уникальна: колонны, пилястры, детали каминов и декоративные вазы украшены малахитом в технике «русской мозаики».
Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

Одна из стен украшена аллегорическими фигурами олицетворяющими День, Ночь и Поэзию — кисти А.Виги.
Большая малахитовая ваза, стоящая под сенью, и мебель, выполненная П.Гамбсом по рисункам О.де Монферрана, были спасены во время пожара 1837 г. Они входили в убранство находившейся на этом месте до пожара Яшмовой приемной.
В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

Malachite_Room_in_Winter_Palace_2.JPG

11-MalachiteRoom.jpg

Николай I, ценивший архитектора О. Монферрана, поручил ему отделку своих покоев. После пожара 1837 года их восстанавливал архитектор А.П. Брюллов. Он отстроил половину аппартаментов императрицы Александры Федоровны, состоявших из 11 помещений.
Среди них было 6 парадных комнат: 3 гостиные (Малахитовая, Розовая и Малиновая) и три столовые (Арапская, Помпейская и Большая), а также личные комнаты — кабинет, спальни и т.д.

Из этих покоев только Малахитовый зал сохранил отделку, сделанную под руководством А. П. Брюллова. Гостиная до пожара была отделана по проекту О. Монферрана серо-фиолетовой яшмой. Во время пожара яшма превратилась в груду извести. Восстанавливая гостиную, А.П. Брюллов решил создать ее интерьер заново, используя в качестве основного отделочного материала вошедший в моду малахит. Зодчий поставил у продольных стен парные малахитовые колонны, а у поперечных — пилястры.

Их бронзовые базы и капители вызолочены и эффектно сочетаются с позолотой дверей и отделкой потолка. Вызолоченный орнамент потолка почти полностью поглотил его белый фон. Между пилястрами архитектор установил зеркала в золоченных деревянных рамах, под которыми поместил малахитовые камины.

Malachite_Room_in_Winter_Palace00.JPG

w189malahit_ceil2.jpg

Колонны, пилястры и камины были изготовлены на Петергофской гранитной фабрике из купленного у Демидовых малахита. Белизна стен из искусственного мрамора, блеск малахита и позолоты прекрасно сочетались с малиновым цветом оконных занавесей и тканью, которой была обита мебель. Такая атмосфера сказочной роскоши соответствовала моде 1839 г., когда восстановление зала было завершено. Зал украшают вазы, чаши, столы и другие изделия из малахита

91947-00.jpg

Колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.

0_a302e_10cb5b35_XL.png

1272515.jpg

w189malahit_in3.jpg

Malachite_Room_in_Winter_Palace_4.JPG

w189malahit_candle1.jpg

w189malahit_table1.jpg

LKyc2ATG7TfU.jpg

w189malahit_cpbd1.jpg

LKyc2ATG7IH.jpg

1280px-MalachiteRoom.jpg

К. А. Ухтомский, 1865

Неподалеку от Малахитовой гостиной красуется еще один малахитовый шедевр— ротонда

Аванзал_orig.jpg

Эрмитаж. Малахитовая ротонда.Аванзал.

Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира. Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков. Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу: "С чего он взял, что я войду в эту клетку?» (Николай I недолюбливал Демидова за спесь, мотовство и жестокость). Тем не менее император от подарка не отказался и принял ротонду как должное.

Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.
Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение.

Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» (как назвали этот шедевр) Свято-Троицкому собору Александрр-Невской лавры. Здесь она использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом. Через 90 лет (в 1952 году) советские власти передали ротонду Эрмитажу. (здесь)

Малахитовая гостиная в Эрмитаже.

Малахитовый зал отделан по проекту архитектора Брюллова в 1839 году. Все колонны, пилястры и камины облицованы уральским малахитом. Нетрудно догадаться, почему зал получил именно такое название. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и камнерезного мастерства, а ещё и с историческими днями 1917 года. Об этом по порядку.

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I Александры Фёдоровны.

Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами дворца и личными покоями императрицы. Этот зал был репрезентативным, и одновременно он открывал анфиладу из трех гостиных на половине императрицы. В этом помещении собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами — строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады.

В 1842 году в Малахитовой гостиной выступал композитор Лист. В Петербург он прибыл по приглашению императрицы Александры Федоровны спустя 2 года после знакомства с ней на лечении в Эмсе.

В Малахитовой гостиной происходило официальное представление дам императрице. Только после этой процедуры дамы могли получать приглашение на придворные балы.

Зал обставили спасённой во время пожара мебелью. Своё место между окон заняла спасённая малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень — большая зеркальная рама с двойными колоннами.

На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор.

На протяжении всего 19 века архитектурно-декоративное убранство Малахитового зала оставалось без изменений, и он продолжал играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными и жилыми покоями. В 1894—1895 годах интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца получили новое оформление, поскольку здесь после свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) с супругой, но уникальную отделку Малахитовой гостиной сохранили.

Здесь 14 ноября 1894 года состоялся обряд одевания к свадьбе принцессы Гессенской Алисы, в православии — Александры Фёдоровны. В первые годы супружеской жизни Николая II и Александры Федоровны в Малахитовой гостиной проходили семейные завтраки в торжественные праздничные дни.

Во время Первой мировой войны в гостиной проходили заседания благотворительных организаций.

Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

Известно, что интерьер гостиной вместил в себя 133 пуда малахита, что в пересчете на современную систему мер составляет более двух тонн.

С июля 1917 года в зале проходили заседания кабинета министров Временного правительства. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года революционеры овладели Зимним дворцом, прошли через Малахитовый зал и в соседнем помещении арестовали членов Временного правительства.

В настоящее время в зале выставлены изделия из малахита работы русских мастеров первой половины 19 века.

Этот зал Зимнего дворца фигурирует в повести Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Именно здесь, по уральскому преданию, исчезла обиженная барская невеста, оставив на стене гостиной свой силуэт, выложенный из драгоценных камней.

Малахитовый стол в эрмитаже

Колледж по Декору и ЭЗОТЕРИКЕ

Прогулялись по Эрмитажу? Взяли себе что-то на заметку об этом сказочном когда-то Уральском камне? Многие из вас любят имитацию малахита делать на своих изделиях
Поставьте

Справка: МАЛАХИТ -минерал, основной карбонат меди. Образует зелёные массы натёчной формы с радиально-волокнистым строением. Используется для поделок, раньше - для добычи меди. Наибольшие современные месторождения находятся в Африке. Раньше малахит высокого качества добывали на Урале.

Любовь Чаус

Кстати, малахит - камень с очень сильной энергетикой. Самый лучший оберег маленькому ребёнку , а также семейный оберег, поэтому на Востоке фамильные драгоценности с малахитом не дарят посторонним людям, чтобы не потерять семейное счастье. Есть очень много легенд о целительной способности малахита от многих болезней, он поглощает негативную энергию, это один из любимых камней магов. В общем, много можно рассказывать о прекрасном малахите.

Мария Драчёва

Любовь, все камни с энергетикой, потому, что они живые, хотя в советское время говорили, что камень это неодушевленный предмет )))
Насчет магов! ))) Я ж таковой являюсь, не сказала бы что большинство им (я про себя и соседок своих - ведьмочек) им пользуются
У меня фавориты - БИРЮЗА, Розовый кварц ЧЕРИ (хотя он ооочень здорово для женщин работает. Если женщина привликательна, то становится еще "чертовски" привлекательней

Таня Кораблева

Елена Поликарпова

Мария, большое спасибо! Очень интересно!. Я была в Малахитовом зале в 70-е годы. Очень давно. С большим удовольствием побывала сейчас виртуально. Кстати, о малахите: я бывший геолог, и конечно, о малахите не только знаю много чего, но и храню небольшой образец натурального камня в своей минералогической коллекции ( как любой геолог). Малахит - прекрасный минерал, а Малахитовая комната в Эрмитаже - уникальна. Такого великолепия этого минерала больше нет нигде.

Любовь, бывших геологов не бывает))) А вот интересно, это правда, что малахит на Урале на грани исчезновения, фактически добыча идет с других стран?
Интересно было бы увидеть вашу коллекуию минералов. Может вы покажете нам свои трофеи. Очень интересно!
Я, очень давно принимала участие на различных творческих ярмарках и выставках, встречалась с ребятами геологами, которые привозили на продажу всякие такие каменные трофеи. Особенно когда они начинали рассказывать про камни, как и чем они отличаются, подсвечивали фонариками их. залипательно с ними конечно было. Так, что очень рада, что вас окунула в настальджи и рада, что вы геолог. Прекрасная профессия, в детстве мечтала им быть )))

Мария, на Урале действительно запасы малахита исчерпаны. Сегодня основным поставщиком малахита на мировом рынке является Заир, но по цвету и красоте он уступает уральскому. Более мелкие месторождения есть в Казахстане, Австралии, Венгрии, Намибии, США. В моей коллекции небольшой образец уральского. Но стоит отметить, что натуральные необработанные минералы очень отличаются от обработанных, в т. ч. и малахит. Может быть, когда научусь делать красивые фото, покажу свою коллекцию.

Любовь, фото делать красивые не так уж и сложно, щелкаешь минимум 80 снимков и выбираешь из них 4 )))
Надеюсь, что вы быстро научитесь фотографировать и мы увидим ваши трофеи

Светлана Ивашкевич

Я была в Питере в октябре, Эрмитаж, конечно, посетила в ограниченное время и в ограниченном пространстве. В Малахитовом зале тоже была. Сейчас гид снял многие вопросы, которые появлялись во время осмотра. В частности ,нас интересовало отопление каминами., украшение потолков и пр. Конечно, все очень интересно. Я камни тоже пытаюсь имитировать. Малахит на "кошке" мне не понравился и больше с ним я ничего не делала.

Светлана, рада, что вам полезен был просмотр и на многое вам дали ответ. А мне так не довелось побывать в Эрмитаже, когда я была в Питере, он был закрыт на реставрацию.

2314_orig.png

Малахитовый зал Зимнего дворца, созданный архитектором А.П.Брюлловым в конце 1830-х гг., служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.
Отделка зала уникальна: колонны, пилястры, детали каминов и декоративные вазы украшены малахитом в технике «русской мозаики».
Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.
Одна из стен украшена аллегорическими фигурами олицетворяющими День, Ночь и Поэзию - кисти А.Виги.
Большая малахитовая ваза, стоящая под сенью, и мебель, выполненная П.Гамбсом по рисункам О.де Монферрана, были спасены во время пожара 1837 г. Они входили в убранство находившейся на этом месте до пожара Яшмовой приемной.
В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

Николай I, ценивший архитектора О. Монферрана, поручил ему отделку своих покоев. После пожара 1837 года их восстанавливал архитектор А.П. Брюллов. Он отстроил половину аппартаментов императрицы Александры Федоровны, состоявших из 11 помещений.
Среди них было 6 парадных комнат: 3 гостиные (Малахитовая, Розовая и Малиновая) и три столовые (Арапская, Помпейская и Большая), а также личные комнаты — кабинет, спальни и т.д. Из этих покоев только Малахитовый зал сохранил отделку, сделанную под руководством А. П. Брюллова. Гостиная до пожара была отделана по проекту О. Монферрана серо-фиолетовой яшмой. Во время пожара яшма превратилась в груду извести. Восстанавливая гостиную, А.П. Брюллов решил создать ее интерьер заново, используя в качестве основного отделочного материала вошедший в моду малахит. Зодчий поставил у продольных стен парные малахитовые колонны, а у поперечных — пилястры. Их бронзовые базы и капители вызолочены и эффектно сочетаются с позолотой дверей и отделкой потолка. Вызолоченный орнамент потолка почти полностью поглотил его белый фон. Между пилястрами архитектор установил зеркала в золоченных деревянных рамах, под которыми поместил малахитовые камины.

w189malahit_center1.jpg

Читайте также: