Стоит на столе у психолога

Обновлено: 10.05.2024

Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещенность ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удаленные от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.

При анализе жестов рекомендуется следующее:

Другим способом является демонстрация своей открытости: легкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.

Дозированное использование доминирующих, агрессивных и сексуальных жестов способствует раскачке партнера и может оживить затухающий контакт и усилить влияние.

Зная смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, ее можно внутренне приобрести.

Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.

Полицейские, занимающиеся допросом преступников, преднамеренно нарушают границы личной зоны, чтобы сломать их сопротивление. Руководящие работники могут использовать этот прием, чтобы получить информацию от своих подчиненных. В то же время использование этого приема при контакте с клиентами является грубой ошибкой.

Чем более интимны отношения между людьми, тем ближе они могут подходить друг к другу, не боясь вторжения в личную зону другого. С другой стороны, нового работника коллеги держат на дистанции (в деловой зоне), пока не узнают его лучше. По мере того как сотрудники лучше узнают его, эта дистанция сокращается.

1. Позитивные жестовые выражения

Выражение симпатии. Среди многих средств выражения симпатии особое место занимает пожатие рук. Однако необходимо учитывать, что женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжелого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и таким образом выражает свою симпатию. Симпатия может выражаться просто прикосновением к ее объекту.

Открытость, искренность, доверие. Человек, говорящий доверительно, скорее всего не сделает жестов рукой у лица типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.

Рукопожатие двумя руками имеет целью показать своему собеседнику искренность, отзывчивость или глубину своих чувств к нему. Левая рука применяется при этом для передачи дополнительных чувств по отношению к собеседнику. При этом если инициатор рукопожатия держит своего собеседника за локоть, то это говорит о его более теплых чувствах по сравнению с тем, если бы он держал его за кисть.

Одним из многих жестов, выражающих открытость партнера по общению, являются открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед.

Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, то прячет ладони за спину. Взрослый человек в подобной ситуации обычно прячет свои ладони в карманах или под скрещенными руками. Бизнесменам следует поэтому обращать внимание на ладони клиента, когда он объясняет причину, по которой не может заключить сделку. Правдивая причина высказывается при открытых ладонях.

Открытая кверху ладонь используется как жест, выражающий покладистость и не несущий в себе ничего угрожающего. Человек, к которому обращаются с просьбой, в этом случае не чувствует никакого давления в этой просьбе и скорее всего ее выполнит.

Другой характерный жест — расстегнутая куртка (пиджак и т. д.) Человек, доверяющий другому, расстегнет, а то и снимет ее в его присутствии. Открытость, как и другие аттитюды, заразительна. Между людьми с расстегнутыми куртками, пиджаками согласие возникает легче, чем между теми, у кого пиджаки и куртки застегнуты на все пуговицы.

Жест «руки, прикладываемые к груди», расценивается как открытость и честность. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.

Партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги — это знак открытости. Раскачивание на стуле отражает удовлетворение ситуацией.

Приближение к другому человеку означает желание вместе работать над общим вопросом.

2. Заинтересованность, желание взаимодействовать, кооперироваться

Наклон головы набок. Еще Чарльз Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Если на лекции головы большинства студентов не наклонены набок, преподаватель должен насторожиться: группе занятие неинтересно. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются. Плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Наконец тело принимает позу, направленную на выход из помещения. Тем самым лектору как бы сигнализируют: «Достаточно».

Почесывание, поглаживание подбородка или подбородок, выдвинутый вперед, тоже означает размышление, процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом вкось, как бы желанием увидеть ответ на проблему вдалеке.

Ходьба взад-вперед. Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль.

Готовность к действию. Речь идет о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.

Руки на бедрах — это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя — если человек сидит на краю стула, он ориентирован на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Опора на стол широко расставленными руками — это сильный призыв: «Слушайте меня, у меня есть что сказать!» Если присутствующие этого не понимают, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Человеку в такой позе не надо мешать высказаться. Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то собеседник обычно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».

3. Негативные жесты

Скука, надоедливость. Человек, который понимает, как важно сохранять интерес своей аудитории, всегда следит за жестами слушателей, означающими скуку, нетерпение, такими, например, как постукивание по столу рукой или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т. п. Если ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты, то этот человек и не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге ручкой или пальцем по столу человеком с абстрактным мышлением означает, что его интерес к разговору снижается.

Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») — явный признак того, что человек спит с открытыми глазами. Отсутствие какого-либо движения глаз вообще или прикрытые веки выражают крайнюю степень скуки или полное безразличие к происходящему.

Касание или потирание носа, век, уха свидетельствует о том, что человеку надоело, он не хочет видеть и слышать. Если у него корпус повернулся в другую сторону, значит его что-то интересует больше.

Если человек надоел собеседнику своими проблемами, последний начинает избегать контакта глаз; если это не понимается, то собеседник откидывается назад, сидя в кресле, или начинает посматривать на часы. Затем он может встать, взять какую-нибудь бумагу, книгу, журнал и т. п.

Отрицание, недовольство. Отворачивание лица в сторону («нос воротит») — универсальный жест, означающий недовольство и отрицание. Аналогичный жест — взгляд, направленный вниз («смотреть себе под нос»), взгляд исподлобья, взгляд сбоку.

Жестами, выражающими отрицание, несогласие, являются также скрещенные ноги, отклонение тела назад, сложенные руки, поворачивание тела в сторону, потирание носа, собирание пылинок с одежды.

Подергивание себя за ухо означает часто желание перебить собеседника при несогласии с ним. Это желание возрастает с эмоциональным накалом беседы. Поэтому говорящему нужно уметь вовремя замечать невербальные сигналы, сообщающие об этом желании. Все они происходят от школьного жеста поднимания руки. Поскольку все осознают, что простое поднимание руки будет тут же понято, как прерывающий жест, человек маскируется.

Если рука поднимается сантиметров на 15–20, то она уже не остановится, а пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за него и лишь затем вернется вниз. Или же вместо этого человек прижмет указательный палец к сжатым губам, как бы не давая словам выйти. У тех же, кто сознательно подавляет у себя эти жесты, обычно рука поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обратно. Другая крайность — говорящего прерывают, хватая его за руки.

Потирание затылка, взгляд исподлобья или поверх очков, подбородок опирается на ладонь или большой палец при поднятом вверх указательном пальце и нахождении остальных пальцев у рта или щеки, — все это означает, что у человека имеется критическая оценка, негативное отношение к происходящему.

Замкнутость, отгороженность, упрямство, защита. Пиджак застегнут, скрещенные ноги стоя: одна нога прямая, другая либо согнута и стоит на носке, либо тоже прямая и заступила за первую — это признак того, что человек замкнут, не хочет вступать в тесный контакт, совместную деятельность. Руки или одна рука в кармане могут означать нежелание участвовать в разговоре или общем деле.

Скрещенные на груди руки — негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации. Этот жест используют люди, защищающие свое право быть услышанными. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Люди обычно не понимают этого простого жеста — он же сигнализирует, что данный человек выпал из разговора. Однако эта поза может означать и то, что человек просто комфортно расположился. Поэтому надо обратить внимание на его кисти: расслаблены, они или сжаты в кулаки, или стиснули одна другую так, что пальцы побелели.

Скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, — это те, кто оказывает наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки — это действительный противник, проявляющий упрямство.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Сжатые губы или когда человек говорит сквозь зубы, почти не двигая губами, свидетельствует тоже о защите.

Подозрение, недоверие, скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой (у правшей). Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обыденном языке, например «левые доходы». Поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо». Если человек придерживается позиции, резко отличной от позиции другого, он может прикрывать рот рукой, не желая начинать спора.

Если человек стремится не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. Жестом, отражающим подозрение, часто является взгляд исподлобья.

Тесно сцепленные кисти рук — это тоже жест подозрения и недоверия.

Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, обозначающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или потирание глаза.

Неуверенность, нервозность. Типичный жест в этом случае — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга. Это означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Трогание или потирание спинки кресла перед тем как в него сесть, например, на совещании, тоже может свидетельствовать о неуверенности, нервозности человека.

Медленное потирание ладоней друг о друга или вытирание влажных ладоней о платок, одежду тоже свидетельствует, что человек нервничает. Чтобы избавиться от гнетущей его тревоги, человек может теребить себя за ухо.

Жестами, обнаруживающими неуверенность, тревожность, могут быть пощипывание руки, сжатие кончиков пальцев руки или притягивание их к себе, покашливание, грызение ногтей или карандаша, почесывание шеи пальцем, скрещенные ноги стоя.

Фрустрация, психическая напряженность, агрессия. Прерывистое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т. п., — типичный признак фрустрации. Разозленные люди обычно начинают прерывисто дышать и пропускают воздух через раздувшиеся ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями. О враждебности свидетельствует и взгляд искоса с опущенными бровями и уголками рта, нахмуренный лоб.

Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общаться с ними непросто. Их надо расслабить. Можно наклониться к ним во время разговора; например, если начальник выходит из-за своего стола, садится рядом с подчиненным и склоняется к нему — руки у того сразу расцепляются.

Движение кисти взад-вперед с поднятым указательным пальцем; руки, скрещенные на груди при сжатых в кулак пальцах; показывание пальцем на партнера; держание рук на поясе при сжатых кулаках и широко расставленных ногах или с большими пальцами рук за поясом — все это жесты агрессии по отношению к партнеру по общению.

Жесты самоконтроля. Один из самых обычных жестов этого типа — руки заведены за спину и одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, — скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла; например, у зубного врача. Человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Жесты, выражающие превосходство, доминирование. Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — авторитарная поза. Так часто стоят полицейские, высшие руководители, армейские старшины, сержанты перед новобранцами. О доминировании могут свидетельствовать и руки, соединенные за головой, а также прикрытые веки.

Руки в карманах, большие пальцы снаружи — свидетельство превосходства над партнером по общению, как и ноги на столе или подлокотнике кресла.

Возвышение себя. Если человек хочет дать понять собеседнику свое превосходство, то ему следует физически подняться над этим человеком: сесть выше, когда оба сидят, или встать. Психологи, ведущие семинары, обычно строго требуют от участников не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппонентами. Скорее они должны приблизиться к тем, с кем не соглашаются.

Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает руку другого и поворачивает ее так, что его рука оказывается сверху, то он пытается добиться доминирования. Если же он поворачивает руку другого иначе, в том числе протягивает свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного. Психологи обратили внимание, что большинство менеджеров, добившихся успеха в работе, при пожатии руки использовали вариант доминирования.

Ложь. Ее характеризуют следующие жесты: отведение взгляда; контакт глаз менее одной трети времени общения; взгляд в сторону с почесыванием шеи, затылка; потирание глаза (века); касание рукой уха, носа, губ; прикрытие рта рукой; притворное покашливание; натянутая, формальная улыбка, при которой не видны зубы; улыбка без моргания; оттягивание воротничка; дым от сигареты из уголка рта; сокрытие ладоней; медленное потирание ладоней одна о другую.

Диагностируя ложь, следует учитывать, что если один партнер считает другого выше себя по статусу, то он может меньше смотреть в его глаза. Кроме того, перечисленные жесты могут означать важность обсуждаемых вопросов для этого партнера или неуверенность его в том, что он говорит, в реакции партнера на его слова.

Закрытость — открытость общения для третьих лиц. Когда двое разговаривают стоя, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны друг другу, но не вместе — это означает, что они стоят в закрытой позиции, делающей невозможным присоединение третьего участника, — всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального. Если же двое стоят в открытой позиции, слегка развернувшись друг от друга, то такая позиция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек.

Eвгeний Ильин, доктор психологических наук, профессор Рoccийского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ

Психотопография, или Хорошо ли мы сидим?

Организуя пространство вокруг себя, люди на бессознательном уровне сообщают дополнительную информацию о своем статусе в коммуникации. Всем спектром пространственных координат — расположением предметов, мебели, людей друг относительно друга в различных формах общения (переговоры, тренинги, семинары, лекции, личное общение) занимается психотопография — отрасль прикладной психологии.

Михаил Пелехатый
руководитель NLP-проекта, психолог, NLP-терапевт,
Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (Москва)

Психотопография, пусть и в неосознанных формах, известна человеку очень давно, с тех пор как расположение людей друг относительно друга без слов говорило о том, кто является главным, а кто подчиненным. Например, на Руси существовало понятие «красный угол». Про того, кого сажали на это место, сразу становилось ясно: это почетный гость. В современных политических протокольных мероприятиях почетный гость садится справа от приглашающей стороны, второй почетный гость — слева.

Очевидно, это уже не просто традиция, а некий язык коммуникации, который принят в политике и бизнесе. Это тот язык, который так или иначе всегда был понятен в большинстве культур.

Если вы хотите показать, что являетесь стороной, доминирующей в каком-то процессе, например в переговорах, то вы должны показать оппоненту, что владеете большим пространством. В процессе тренингов, семинаров, лекций это сделать проще, потому что вы можете по собственному желанию рассадить студентов и перемещаться в пространстве, показывая, что оно ваше, что вы владеете им, что вы здесь главный. Если на лекции или тренинге вы просите человека выйти к доске и сделать какое-то упражнение, стоя лицом к аудитории, то у него возникают трудности. Он на бессознательном уровне понимает, что вторгается в ваше пространство. Можно наблюдать, как в процессе тренинга, когда ведущий уходит со своего места и предлагает использовать для выполнения упражнения все пространство комнаты, полукруг, где находился тренер, все равно остается почти неиспользованным.

Психотопография выдвигает три основных фактора управления пространством: овладение, защищенность и внешние опоры.

Следует отметить, что у людей в процессе общения существуют «личные зоны». Это зоны, на расстоянии которых человек чувствует себя комфортно при общении с другими людьми. Самая меньшая из этих зон — интимная, величина которой колеблется у разных народов от 15 до 50 сантиметров. Человек, который допускается в эту зону, является или близким другом, или родственником. Он может рассчитывать на интимные отношения. Сбоку эта зона бывает чуть меньше, чем спереди или сзади.

Соответственно, если вы хотите договориться с человеком о каких-то личных, интимных вещах, которые не могут быть озвучены при посторонних или изложены в письменном виде, то лучше сесть сбоку от него, тогда говорить об этих вещах легче. Тут слово «интимные» нужно понимать именно в смысле доверительных отношений.

Если же вы с собеседником сидите друг напротив друга, то подсознательно у обоих может возникнуть чувство противостояния. Удаляясь друг от друга или приближаясь друг к другу, вы либо вторгаетесь в личные зоны, либо занимаете то комфортное положение, когда ваши зоны не пересекаются.

Здесь возникает проблема защищенности пространства. Человек в процессе коммуникации сообщает 80—85% информации невербально. Поэтому если вы сидите перед человеком, ничем не защищенный, то вы передаете ему намного больше информации, чем, например, если бы между вами стоял стол. Стол закрывает около половины информации, которая иначе была бы открыта. И кроме того, если между вами стоит стол, возникает некое общее пространство, за которое можно бороться, и здесь тоже бессознательно можно показать, кто является главным.

Если, например, вы пришли к кому-то на переговоры и партнер по переговорам сидит за столом — это его пространство. Как только вы попытаетесь претендовать на это его пространство, он начнет проявлять неудовольствие. Вспомним, что обычно на столе с краю стоят пепельницы, стаканчики, дневники и прочие мелочи, создающие дополнительную границу, за которую вас не пускают. Попробуйте в процессе разговора передвинуть какой-нибудь небольшой предмет с края стола в центр по направлению к вашему оппоненту и понаблюдайте за его реакцией.

Борьба за пространство может выражаться множеством способов. Например, если вы свои бумаги сразу кладете на стол к человеку, то вы захватываете его пространство. Если вы эти бумаги сперва отдаете ему в руки, а потом он сам кладет их к себе на стол, то тем самым он признает, что здесь, на его столе, есть часть вашей территории. По сути это означает, что вы завоевали часть его внимания.

Пространственное расположение предметов и людей может выражать идеи равенства и неравенства. Например, всем знакомы круглые столы, которые собирают для проведения мозгового штурма или какой-либо дискуссии. В их основе лежит идея равенства всех участников, которые могут высказывать одинаково интересные и ценные идеи. Апофеоз идеи круглого стола — случай, когда между людьми нет вообще никакого стола, когда эмоциональная составляющая каждого человека передается другому на сто процентов, когда нет никакой эмоциональной защиты. Это наиболее эффективная форма проведения мозговых штурмов, хотя поначалу и наименее комфортная для участников. Как только вы ставите внутри стол, вы закрываете половину информации, и эмоциональная вовлеченность участников в процесс становится значительно меньше. Если, как в последнее время принято, на столе размещаются еще и компьютеры, то люди перестают вообще видеть друг друга, и сама идея круглого стола теряется, поскольку нет неформального эмоционального общения. Если при проведении мозгового штурма есть те, кто сидит за столом, и есть кто-то вне этого круга, то не получается ни равенства, ни собственно штурма. Оказывается, что если есть какой-то внешний наблюдатель, то система уже не замкнута и отчасти теряет свою эффективность.

Когда в какой-нибудь компании проводится тренинг, то очень интересно наблюдать за тем, как руководитель показывает, что он все равно руководитель, даже в ситуации равенства участников тренинга. Во время корпоративных тренингов обычно существует договоренность, что в процессе работы все равны. Все садятся в круг, и вдруг становится видно, как один человек — руководитель — начинает выделяться из него, показывая, что ему принадлежит больше пространства: он выдвигается чуть назад, и вместо круга получается парабола, сфокусированная на нем. Грамотный тренер, разумеется, пресекает такие попытки. Обычно руководитель делает это совершенно бессознательно, он привык сосредотачивать в своих руках власть.

Важность эмоциональной защищенности очень хорошо прослеживается на публичных выступлениях. Часто можно видеть, как люди, которые хотят выступить перед публикой, встают из-за стола президиума или со своего места в зале, но оттуда они говорить не могут — они не готовы показать свою эмоциональную составляющую. Зато когда перед ними стоит трибуна и эмоциональная составляющая равняется одной пятой тела (только на уровне головы), они говорят прекрасно. А когда человек готов доносить до слушателей информацию, открывая и свою эмоциональную составляющую полностью, стоя перед ними в полный рост, — это говорит о его хорошей подготовке.

Важный фактор владения пространством согласно психотопографии — это использование внешних опор. Мы постоянно находимся в системном взаимодействии с внешним миром. Поэтому нам нужна некоторая стабильность окружающего мира. Есть, например, такой детский аттракцион: вы идете по прямой неподвижной дороге, а вокруг нее вращается огромная бочка. Вы со стороны видите, что дорога совершенно ровная, не шатается, надежно закреплена. Но когда вы идете внутри вращающегося пространства, возникает эффект, что вас качает: ощущение устойчивости исчезает от взгляда на вращение бочки вокруг вас. Ведь все время, не осознавая этого, вы фиксируете координаты пространства вокруг себя.

Когда стабильность окружающего пространства нарушается, нам становится труднее что-то делать, в том числе ходить и говорить.

Именно в силу такого эффекта «сравнения координат» очень часто получается так, что лектор в аудитории выбирает человека и рассказывает все как бы только ему. Метафора того, что происходит, такая: попробуйте встать так, чтобы ваши ноги стояли на одной линии и пятка правой ноги, например, касалась носка левой. Расставьте руки в стороны и закройте глаза. Насколько трудно вам удерживать равновесие?

А теперь проделайте то же самое, но запомнив любой зрительный образ перед собой. Насколько проще теперь?

Люди стабилизируют свое состояние внешними опорами. Этот «единственный» человек — стабилизатор окружающего пространства для лектора, он более или менее постоянно дает ему обратную связь. Лекторы, как правило, не умеют получать обратную связь от всей группы, они просто не научены таким специальным навыкам. Поэтому человек, которому лектор рассказывает и который время от времени, например, кивает или слушает с заинтересованным видом, — это внешняя опора для лектора. Такие внешние опоры тоже могут рассматриваться как предмет психотопографии.

Или, например, вы заходите в кабинет начальника и видите, что сзади него висит портрет президента. Это внешняя опора для начальника, он чувствует, что за спиной есть еще какая-то власть. Как внешнюю опору человек может использовать грамоты, дипломы, кубки и награды, развешенные по стенам кабинета, — этим он как бы напоминает себе и другим о своих успехах.

Трибуна тоже может являться внешней опорой. Человек выходит, кладет руки на трибуну, опирается на нее, чувствуя себя более стабильно. При отсутствии трибуны внешней опорой может являться все что угодно, хотя бы и стул, на который опирается человек, произнося речь. При этом если тот же самый человек отойдет в сторону, то вполне возможно, что он не сможет так же хорошо повторить свои слова и будет сбиваться. И все потому, что он в этот момент не готов стабилизировать свое положение каким-то другим образом.

Все описанные вещи можно с успехом применять и в процессе переговоров. Чтобы научиться применять данные психотопографии в ведении переговоров, начните с простого. Когда вы с кем-то разговариваете, посмотрите, как устроено место, куда вас пригласили: если у человека за спиной есть стена, значит, он чувствует себя защищенным. Некоторые сидят в углу, когда им не хватает уверенности, потому что в этом случае они закрыты со всех сторон — не подойти. Если вас сажают так, чтобы за вашей спиной было незащищенное пространство (окно, дверь или посторонний человек), то вы бессознательно можете почувствовать себя менее уверенно. А за столом переговоров вы можете заметить, как некоторые люди начинают завоевывать ваше пространство — передвигают в вашу сторону пепельницу, сахарницу или начинают ограждаться; если разговор для них неприятный —строить «баррикады» из салфеток, стаканов и других мелочей, которые вполне уместны на столе, но могут выполнять еще и роль психологических барьеров. Загораживаясь этими вещами, собеседники хуже видят вас, получают меньше эмоциональной составляющей разговора.

Или такой случай: начальник стоит напротив вас, а вы даете ему бумаги со словами: «давайте я вам поясню…» Если он уверяет, что и сам прекрасно во всем разберется, то вам сразу станет понятно, что он хочет сохранить дистанцию и, возможно, настраивается на неприятный разговор. Если же он соглашается, позволяет подойти к себе и встать рядом, то это может быть сигналом к переходу на более неформальное общение.

Стоит упомянуть и о восприятии расположения людей и предметов справа/слева от человека. То, что находится справа, чаще всего воспринимается как рациональная составляющая. Если вы видите в правой руке человека фломастер, ручку, газету, то у вас складывается впечатление, что ему не хватает рациональной стабильности, рациональных внутренних доводов. Человек, которому не хватает внешних эмоций, опирается на левую руку. Если с этих позиций понаблюдать за окружением какого-нибудь лидера, то можно сказать о том, что те, кто находится справа от него, представляют его рациональную составляющую, — это советники, подсказывающие в нужный момент нужную мысль, а те, кто находится слева, — «серые кардиналы», отвечающие за эмоциональную составляющую.

Попробуйте оценить обстановку собственного кабинета. Если вы хотите показать, что вы тут главный, то ваше кресло должно быть достаточно большим, стол должен занимать много пространства. А чтобы чувствовать себя уверенно, нельзя сидеть спиной к окну и к открытому пространству вообще, за спиной должна быть стена, угол и т.д. Если вы хотите беседовать с пришедшим человеком доверительно, то его можно посадить за угол стола, чтобы не возникало борьбы за территорию. Если вы хотите беседовать в рамках ситуации начальник—подчиненный, то человека следует посадить напротив себя, через стол, чуть дальше от стола.

Иногда руководители интуитивно поступают правильно: у них есть большой стол, за которым они сидят, разговаривая с подчиненными, и есть какой-нибудь маленький журнальный столик, за который они садятся с тем, с кем хотят вести более мягкую, приватную беседу, — с журналистом, друзьями. Когда люди сидят под углом друг к другу, а не напротив, возникает другой тип коммуникации.

Как видите, психотопография — дело увлекательное и полезное. Сделав один-два шага в сторону, можно как по мановению волшебной палочки изменить настроение людей, с которыми вы общаетесь, а чуть внимательнее приглядевшись к окружающей обстановке, вы, возможно, чуть снисходительнее отнесетесь к своему шефу, которому так хочется почувствовать себя царем зверей.

Размышления о физическом пространстве, в котором разворачивается работа психолога.


Итак, поговорим о том физическом пространстве, в котором разворачивается вся эта наша трудная любимая работа.
Какой кабинет подходит для работы? Что в нём должно быть? Каким он должен быть, или может быть?

Если вы стали психологом по своему первому образованию, закончив институт, вы с очень большой вероятностью работали в образовательном учреждении. К кабинетам в школах и детских садах существуют формальные требования, которые (по секрету сказать) почти нигде не соблюдаются. Искренне говоря, мне никогда не нравились кабинеты психологов в этих заведениях. Там было скудно, бедно и казённо.
Видела несколько приличных кабинетов, один из них создала сама, но это в частной школе и не сразу. Никакой атмосферы безопасности, домашнего уюта и спокойствия не могло быть и речи. В большинстве случаев кабинет нужно было делить с логопедом, чья деятельность сильно отличается от нашей. В общем, читателю должно стать понятно, какие чувства сохранились во мне от того периода работы. Какая-то есть привычка у образовательной системы помещать детей в те условия, в которых никто не мог бы комфортно себя чувствовать.

Но речь не об этом. Не только дети чувствуют себя плохо в казённых условиях. Сам специалист может переживать огорчение и бессилие и испытывать трудности в том, чтобы действительно кому-то помогать.
Кабинет психолога – это в некотором роде его лицо, то, с чем встретится клиент, впервые придя на консультацию и то, куда он будет приходить, чтобы встречаться со своими демонами и ресурсами, опорами.

Однажды я услышала увлекательный рассказ о чудесном кабинете, кажется Доры Кальфф, изобретательницы песочной аналитической терапии. Это было место, расположенное в отдельном доме, терапевт открывал дверь клиенту и вёл его таинственным и завораживающим коридором, устроенным почти как лабиринт. Этот путь приводил клиента в комнату, находящуюся, кажется в подвальном этаже, в общем было устроено так, что туда надо было в какой-то момент спуститься.

И тогда клиент оказывался в наполненном чудесами пространстве, где могут вершиться песочные истории любого содержания: где могут возникать прекрасные земли полные тропического ветра и солнца, моря, фруктов и покоя, где может разыграться мужественное и кровавое сражение за победу и за целостность, и за радость, где могут выстроиться и пасть королевства. Это пространство было терапевтом и само по себе.

Этим рассказом я хотела проиллюстрировать ту мысль, что кабинет психолога тоже как-бы может являться рабочим инструментом. Так где психологу работать?

Место. Место может быть разным. Мне не очень хотелось бы работать в офисном здании, может быть и очень деловой квартал не очень подойдёт, но в целом место может быть разным, если оно не шумное, если в соседних помещениях и по коридору не носятся кричащие, или громко разговаривающие люди. Нужен, на мой взгляд, уют.

Комната. Её размер и форма могут зависеть от метода работы, но в общем кабинету желательно иметь окно и уютную обстановку. Кабинетов в подвалах, с половинчатым окном в Москве достаточно и, наверное, это не самое приятное в нём, но и при таких обстоятельствах можно создать хорошую обстановку.

За пределами кабинета не желателен посторонний шум, разговоры. Тонкие стенки и проходящие мимо кабинета люди не способствуют атмосфере безопасности и самораскрытия. Таковыми часто бывают кабинеты в разных учреждениях. За это же не мне очень нравится арендовать кабинеты в различных центрах, сдающих кабинеты в аренду. Сидя в коридоре мне часто слышно, что происходит в кабинете. Не раз коллеги говорили мне о том, как слышали, что происходит в соседнем кабинете. Как с этим обходиться каждый решает сам. Многие успешно работают в таких кабинетах.

Мне кажется важным, чтобы психолог сохранял постоянство в выборе кабинета. Во-первых это может позволить ему действительно чувствовать, что это «моё место», в которое я приглашаю клиентов, а значит здесь я увереннее и спокойнее, а во-вторых для клиента будет полезно постоянство пространства работы (по крайней мере по нескольким причинам).

Аксессуары и прочее. Прочее оснащение кабинета бывает специальным, например, если я телесный терапевт, то у меня будут одеяла и всякие приспособления для такой работы, если я песочный терапевт, то будут песочница и фигурки в шкафчике, если я когнитивно-поведенческий терапевт, то у меня будут приспособления для записей, может даже мы будем работать за столом и тп.

Если мы не говорим про рабочие инструменты, а вообще аксессуары, то здесь психолог может «развернуться» на славу. Можно уставить полочки памятными или символическими фигурками или статуэтками, повесить «говорящие» картины, или маски, украсить его чем-то на свой вкус. И это всё убранство будет говорить о самом психологе, о его интересах, его качествах, его отношении к работе. Здесь я вспоминаю, как посетила кабинет Зигмунда Фрейда, когда была в Вене. Конечно, его кабинет не сохранился как был, все, чем он наполнял кабинет было увезено им же при эвакуации из оккупированной немцами Вены. Однако там было множество артефактов, добытых в поездках или привезённых друзьями. Это были статуэтки, ритуальные маски первобытных племён, ритуальные же фигурки и изображения, книги, картины и картинки и прочие предметы. Их было много, и все они были «говорящими».

Есть предметы и вещи, которые могу помочь сделать это пространство более подходящим. Это, на мой взгляд, скорее стереотипы, которые, однако, позволяют клиенту понять «Ну, вот я пришёл к психологу». Это полки с книгами, мягкая мебель, часы, шторы, желательно не очень прозрачные, картины на стенах, не дешёвая, не казённая обстановка.
Многие находят полезным питьевую воду в комнате. Можно также позаботиться о чае, но на этот счёт есть разные мнения. Из других полезных предметов нужно позаботиться о салфетках и какой-нибудь бумаге для заметок, соответственно ручках или карандашах.

По поводу работы дома. На это счёт есть разные мнения. Некоторые считают это нарушением границ. Кто-то полагает, что такое допущение клиента в своё пространство не полезно для работы. Психологу тогда надо хорошенько заботиться о своих границах и делать рабочее пространство изолированным, и ещё его надо тогда изолировать от родных и близких каким-то образом и позаботиться о клиенте. Однако, если ваш дом позволяет разместить в нём кабинет, то работать там удобно.

Я работаю дома и мне нравится думать про это как про старую, аналитическую например, традицию, что кабинет психолога – это место принадлежащее психологу. В моём кабинете книги, игрушки, картина, часы, два стула, ковёр, песочница с фигурками и графин с водой и стаканами.

Приглашаем Вас на супервизорские группы для начинающих психологов, которые походят раз в две недели. Там можно обсудить спорные и этические вопросы и сомнения, а также разобраться со сложными клиентами. Следующая группа состоится 28 ноября в 19.00.

Колыбель Ньютона и другой полезный инструментарий в практике психолога

практика инструменты психолога колыбель ньютона

Вещь называется «колыбель Ньютона» — это такое механическое устройство, состоящее из висящих на леске шариков. Если оттянуть крайний шарик в сторону и отпустить, то он ударит по остальным шарикам и… противоположный крайний шарик отлетает в сторону.

Эта штука может использоваться для демонстрации, например, взаимосвязи между мыслями, эмоциями и поведением (ABC).

Также великолепно подходит для тех, кто говорит «Я не знаю, почему я так поступил/поступила. Не было никаких мыслей или чувств, просто вот так сделал/сделала и всё.»

Или «Нет, меня ничего не спровоцировало, всё было как обычно, и тут прямо на ровном месте случилась истерика (или приступ переедания, например).»

Тогда я беру колыбель Ньютона и говорю:

Дневники для самостоятельной КПТ психотерапии

Помогают работать с уверенностью в себе, самооценкой, тревогой, депрессией.

сборник упражнений дневник тетрадь кпт кбт

— Смотрите, один шарик ударяет другие. Они остаются неподвижные. Но при этом отлетает вот этот шарик. Это произошло не потому что тут магия и волшебство, а потому что первый шарик передал заряд энергии последнему посредством тех, которые в середине. Мы можем даже не засечь, что шарики в середине двигались. Но просто так на ровном месте шарик отлетать не будет. Есть смысл в том, что я говорю?

Если раньше словесное объяснение этой связи занимало у меня минут 10-15 точно, теперь экономия времени налицо.

Разумеется, дальше нужно поговорить о том, что конкретно выступает в роли этих шариков для этого конкретного клиента и его ситуации.

И, пока я обдумывала этот текст, я спросила у некоторых коллег, пользуются ли они каким-либо ещё инструментарием в своей практике. Как раз в целях облегчения понимания.

Лучший ответ был «Тело, голова и сердце — вот мои инструменты!» 😁 И это, конечно, правильно, не могу не согласиться, но всё же.

Кроме головы и сердца психолога, могут пригодиться:

  • Обычный пол — где можно устанавливать якорь;
  • Ручное зеркало — в него можно смотреться для вызывания всяких симптомов при панике или тревоге о здоровье;
  • Разные детские игрушки и предметы для сопровождения метафор;
  • Заранее распечатанные картинки и графики — это очень удобно и экономит время на рисование вживую во время сессии; Например, типичный график, как меняется чувство тревоги при повторах одной и той же ситуации;
  • Китайская ловушка для пальцев — для демонстрации последствий интенсивной борьбы с чем-либо или идеи принятия чувств (в смысле, чем сильнее тянешь пальцы, тем хуже увязнешь, и чтобы освободиться, нужно сделать противоположное движение);
  • Ну и разумеется, пластилин, песок, краски и т.п., если это в вашем жанре. Я-то ими не пользуюсь.

Коллеги, если вы сейчас это читаете и пользуетесь чем-то в вашей практике, чего нет в моем списке — расскажите, общественность должна знать 😄

Беги, Лола, беги! (как понять, что психотерапевт плохой)


Я чуть ранее уже писала о том, по каким признакам можно предположить, что психолог, к которому вы обратились — хороший психотерапевт и профессионал. Сегодня хочется взглянуть с другой стороны и как-то сформулировать «симптомы», которые могут подсказать, что точно пора брать руки в ноги и бегом отсюда.
Это первая часть. Последующее продолжение: 7 признаков того, что ваши отношения с психотерапевтом никуда не годятся.

Существуют ли хорошие психологи?

Особенность в том, что, к примеру, в США и в Европе деятельность психотерапевта или психолога лицензируется, а в России — нет. Может быть, когда-нибудь это случится, но пока у нас любой человек может назвать себя психологом и брать деньги за те услуги, которые он «оказывает».

Образовательные программы в высших учебных заведениях и программы для повышения квалификации не жёстко унифицированы, поэтому также имеет место вопрос качества теоретической и практической подготовки психологов.

И с третьей стороны, все мы — люди, кто-то хорошо учится или работает, а кто-то — плохо. Вовсе не факт и без гарантии, что если у человека имеется диплом психолога — он хорошо учился и хорошо будет работать, не так ли? :) Я, конечно, слегка нагнетаю трагизма, но это всего лишь для того, чтобы сразу избежать вот этой безосновательной, бездоказательной веры в то, что «психолог = профессионал = должен помочь».

И последний аспект, который стоит иметь в виду — это то, что в тех же США, к примеру, это все знают по фильмам и книгам, имеется культура обращения к психотерапевту, это совершенно нормально и поощряемо, это признак того, что человек борется, хочет жить, справляться со своими проблемами, он активен и вообще молодец.

Итак, на какие же признаки стоит обратить внимание, когда вы начинаете общаеться с психотерапевтом или с психологом? Что стоит обдумать?

80+ критериев для оценки качества

Понятно, что по каждому пункту могут быть разные обстоятельства и причины. Иногда бывают форс-мажоры и всякие разные вещи. Но если вы отвечаете положительно на многие критерии, стоит задуматься, всё ли в порядке. Иногда после такой «психотерапии» станет не лучше, а хуже.

Касательно организации бизнеса и приёма клиентов

  1. Вас принимают в последнюю очередь: поздно, позже всех (и это не потому что вы сами так попросили, чтобы успевать после работы), заставляют подолгу ждать приёма, вносят какие-то необычные изменения в принятое расписание работы для того, чтобы принять вас.
  2. Для вас действует какая-то «спеццена» за терапию: она существенно ниже рыночной или принятой у того же терапевта, она выражена в каких-то натуральных обменах (еда, вы что-то делаете для терапевта и т.п.). Терапевт предлагает вам бесплатные сессии, особенно, если вам требуется длительная терапия.

Вы платите за сессии, которых не было.
И это не потому что изначально у вас с терапевтом была такая договорённость, что вы оплачиваете сессии, о пропуске которых вы не сообщили, а просто не явились и всё. Подобные изначальные договорённости могут иметь место. В данном пункте речь идёт о том, что вы и не договоривались, и не посещали, но терапевт требует оплаты.

Сессии не заканчиваются вовремя, и терапевт задерживает вас более, чем на полчаса или час. Вы не знаете, сколько продлится данная конкретная сессия. Иногда сессии длятся 20 минут, иногда — полтора часа.

Психотерапевт постоянно отвечает на телефонные звонки и смс во время приёма.

Психотерапевт проводит сессию в кафе во время еды или заказывает доставку еды в кабинет. В течение вашей сессии психотерапевт ест.

Касательно ваших границ

    Психотерапевт сказал вам разорвать отношения с кем-либо из ваших близких или важных людей, и вы не понимаете, почему.
    Нюанс: в терапии зависимых отношений сама суть терапии может быть именно что прекращение зависимых отношений. Это нормально. Чревато, когда терапевт говорит вам прекратить или ограничить контакты с кем-либо ещё, когда вы не проходите терапию зависимых отношений, когда весь смысл этого запрета сводится к тому, чтобы сделать вас максимально зависимым от терапевта. Кто такие близкие и важные люди: родители, сестры-братья, супруги, друзья-подруги, религиозные, политические сообщества, сообщества по интересам, в которые вы вовлечены, и т.п.

Терапевт предлагает вам или настаивает, что вы должны видеться как можно чаще (несколько раз в неделю), даже если вы не можете себе этого позволить или вы не чувствуете необходимости в этом. Терапевт предлагает или настаивает, что вы должны звонить ему как можно чаще (каждый день или типа того), даже если нет такой необходимости.

Терапевт делится с вами тем, что он делает сейчас для своего личностного развития — и предлагает вам делать то же самое.

Терапевт предлагает вам бросить университет, уволиться с работы, прекратить ходить на какие-то курсы и т.п. Терапевт негативно оценивает и высказывается по поводу вашей учёбы. Терапевт сомневается и негативно оценивает ваши желания развивать карьеру.
Нюанс по курсам. Сами понимаете, какие иногда бывают «курсы»…

Терапевт комментирует ваш стиль одежды, причёску, макияж, советует, что вам носить и какую сделать причёску, предлагает вам купить у него или взять какую-то его одежду.

Терапевт настаивает на том, чтобы вы ни с кем не обсуждали детали терапии.

Вы говорили терапевту, что хотели бы (или планируете) посетить другого терапевта, однако ваш терапевт крайне скептически или негативно относится к этой идее, настаивает, чтобы вы не делали этого (по разнообразным причинам).

Психотерапевт ежедневно звонит вам, интересуясь, как ваши дела, посещает вас у вас дома, сопровождает вас в разных сложных жизненных ситуациях. Когда вам трудно, психотерапевт проявляет особенно глубокое или частое внимание, он становится даже более доступен, чем обычно.
Нюанс: в терапии, например, страха вождения автомобиля, терапевт может построить сессию таким образом, что вы будете пытаться водить автомобиль в его присутствии. Это нормально. В этом пункте речь идёт об остальном времени в вашей жизни.

В общении

    Случалось, что вы пересекались с терапевтом на каких-то вечеринках, при этом терапевт никак не прокомментировал и не обсуждал с вами эти факты. Терапевт приглашает вас посетить какие-то вечеринки, дни рождения и т.п. Наоборот, вы приглашали терапевта посетить вечеринки, дни рождения и т.п., и он пришёл. Или не пришёл, но отказался по причине более ранних построенных на это время планов. Вы получали приглашение от терапевта или посещали какие-то другие мероприятия, встречи, не имеющие отношения к вашей терапии.
    Нюанс: если только речь не идёт о групповой терапии под руководством данного терапевта, или о каких-то дополнительных тренингах, имеющих отношение к вашей терапии, которые ваш терапевт мог вам порекомендовать, он также может быть их организатором.

Вы посещаете какие-то тренинги, сообщества, наравне с вашим терапевтом, в одинаковых ролях. Вы играете в одной и той же или в конкурирующих спортивных командах.

Терапевт регулярно подвозит вас вечером домой на своей машине или такси.

Вы ночевали у терапевта в кабинете или у него дома.

Вы общаетесь и поддерживаете отношения с членами семьи терапевта или с его друзьями. У вас были интимные отношения с кем-либо из членов семьи терапевта или его друзей. У вас есть с терапевтом общие очень близкие друзья. Терапевт говорил вам, что когда терапия закончится, вы сможете дружить.

Вы принимали алкоголь или наркотики в компании терапевта. Терапевт предлагал вам попробовать наркотики или другие психоактивные вещества. Терапевт предлагал вам это, зная, что у вас сейчас или в прошлом были проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков.
Если до сих пор ещё как-то так, то вот после этого пункта мне уже точно не хочется называть этого человека «психотерапевтом» или «терапевтом». Но сами люди-то обращаются к нему за помощью, как к психотерапевту, ну пусть называется так.

Вы видели вашего терапевта в раздевалке спортклуба, в спа-центре, в бассейне и т.п. Вы видели, как терапевт занимается спортом или принимает спа-процедуры и т.п.

У вас много доступной личной информации о терапевте, о его жизни, интересах, пристрастиях, увлечениях, отношениях с другими и т.п., в том числе от общих знакомых или от коллег.

И при этом вы никогда не обсуждали с терапевтом, как такие пересечения и социальные контакты могут повлиять на вашу терапию.

Чувство «особенности»

Терапевт говорил вам, что вы — его любимый клиент.

Терапевт обсуждал с вами или в вашем присутствии других клиентов. Терапевт разговаривает по телефону с другими клиентами во время вашего приёма. Так или иначе, терапевт даёт вам информацию о том, какие конкретно клиенты у него есть, кроме вас.
Нюанс: терапевт может приводить какие-то примеры в целях вашей терапии, но без персональных подробностей. Эти примеры не должны создавать у вас ощущение того, что ваш случай — особенный, крайне интересный, важный для психотерапевта; или что только с этим терапевтом все эти люди могли получить помощь.

Терапевт дарит вам подарки и сувениры, говоря, что эти подарки — это отражение того, насколько вы важны для терапевта. Также «подарки» можно рассматривать и в переносном смысле.

Так или иначе, но у вас есть ощущение, что вы — особенный, важный, крайне интересный клиент у данного терапевта.

Признаки возможного «сектантства»

У терапевта очень много клиентов, и вы встречались с некоторыми из них, или слышали о них.

Среди своих клиентов, терапевт культивирует чувство «общности, семейности», и вы являетесь частью этого сообщества.

Терапевт организовывает у себя дома или где-то ещё какие-то мероприятия для своих клиентов. Эти мероприятия не имеют никакого отношения к вашей терапии.

Терапевт принимает своих бывших клиентов себе в ученики в любом смысле.

Терапевт пытается играть роль «гуру» или является «гуру» для своих клиентов, пытаясь привить им те же ценности в отношении мира, какие разделяет сам; группа его клиентов напоминает последователей или учеников духовного лидера.

Терапевт привлекает вас к планированию того, как будет развиваться это сообщество, что вам делать всем вместе, чем заняться.

Терапевт обсуждает с вами или в вашем присутствии других его клиентов как участников этого сообщества, причём обсуждает их в негативном смысле или не заботится о сохранении персональной информации.

В сообществе клиентов данного терапевта приняты какие-то «церемонии», «ритуалы» (приветствия нового члена сообщества и т.п.), и вы принимали участие в этих церемониях, или были приглашены. Ритуальные действия имеют оттенок насилия или садизма, в том числе не только физического, но и психологического.
Нюанс: это происходит не в ограниченных, символических формах, в рамках групповой психотерапии.

Контролирование вашего разума

Если терапевт использует на вас гипноз, а вы не знаете, что он делает с вами в этом состоянии и зачем. Если вы спрашиваете, терапевт уходит от ответа или прямо отказывается отвечать на ваши вопросы.

У вас бывает ощущение какого-то транса, или «загипнотизированности», или «опьянения», в присутствии данного терапевта, хотя вроде бы никаких явных методов гипноза к вам не применялось. Терапевт применяет к вам какие-то суггестивные (гипнотические) приемы, которые вам не нравятся.

По окончании сессии или по прошествии времени, вы вдруг вспоминаете какие-то слова или действия, которые вроде бы применял к вам терапевт, пока вы были в каком-то «загипнотизированном» состоянии, и эти слова или действия кажутся вам неприятными, насильственными и т.п.

Терапевт высказывал идеи, что лучшее решение всех проблем — самоубийство, в том числе для вас. В том числе фразы вроде «лучше умереть, чем смириться с тем-то или согласиться на то-то».

Терапевт не принимает всерьёз ваши суицидальные намерения или мысли.

Терапевт культивирует зависимость от него, а также пытается заставлять вас делать вещи, которые вам не нравятся.

Терапевт обесценивает, принижает, негативно критикует, нападает, оскорбляет ваши свойства и качества, которые вы считали своими сильными сторонами.

Когда началась терапия, ваша жизнь начала разваливаться, в семье и на работе появились проблемы. Терапевт не придаёт этому никакого значения. Наоборот, создаётся впечатление, что он больше заинтересован в зависимости вас от него.

Интимные отношения

В любой форме вы вовлечены в сексуальную активность с терапевтом, включая: поцелуи, объятия, прикосновения, собственно секс, использование игрушек и приспособлений, а также под воздействием алкоголя или наркотиков.

Терапевт принуждает вас вступать в сексуальные отношения без вашего на то желания.

Терапевт вступает в отношения с вами, требуя, чтобы вы держали это в секрете: если кто-либо узнает о ваших отношениях, то ваша жизнь или ваша семья будет разрушена. Или наоборот — его семья и его жизнь будут разрушены. Или он говорит что-то подобное после того, как вы уже вступили в отношения.

Терапевт угрожает вам, что если вы кому-либо когда-либо расскажете о том, что у вас были отношения интимного характера с ним, то он расскажет о вас самые постыдные и личные детали, которые вы хотели бы скрыть.

Терапевт уверяет вас, что если вы не будете работать над своей «подавленной сексуальностью» (или что-нибудь в этом роде), в форме интимных отношений с ним, то вам никогда не станет лучше.

Терапевт разговаривает с вами, смотрит на вас, прикасается к вам, поступает с вами таким образом, что вы ощущаете себя сексуально привлекательным объектом для терапевта. В том числе: терапевт делает комплименты вашему телу; обсуждает с вами его сексуальную привлекательность для вас; проявляет излишний интерес к вашей сексуальной жизни с вашим партнером; пишет вам романтические письма и смс, даёт вам попользоваться какими-то игрушками для секса, разъясняет, как ими пользоваться, интересуется, что получилось; терапевт произносит фразы вроде «ах, если бы у вас не было бы мужа/жены…» или «из нас могла бы получиться прекрасная пара…» и т.д.

Терапевт назначает вам свидание. Во время или после окончания терапии.

Вы вступаете в близкие отношения с терапевтом после окончания терапии.

Процесс терапии:

  1. Терапевт рассказывает вам о своих проблемах, и вы даёте ему советы или рекомендации.
    Нюанс: элементы самораскрытия терапевта могут применяться на сессиях, и это нормально. В данном пункте подчёркивается, что вы даёте ему советы, то есть вы как бы меняетесь ролями.
  2. Терапевт много говорит о себе, и вы не понимаете, какое отношение это имеет к вашей проблеме и к вашей терапии.
  3. Терапевт свободно и подолгу высказывается в ответ на ваши реплики, безотносительно содержания ваших реплик, и вам кажется, что о н не слышит вас , а занимается какими-то философскими рассуждениями.
  4. Терапевт ведёт себя так, как будто он знает точно, что вам нужно, при этом ваше мнение по этому поводу его не интересует.
  5. Терапевт кажется холодным, отстранённым , зацикленным на чём-либо. Или он кажется враждебным и садистически настроенным , как будто ваши страдания и проблемы доставляют ему удовольствие.
  6. Терапевт бывает очень злым , и повышает на вас голос. Терапевт кричит на вас.
  7. Терапевт часто объясняет происходящее между вами в терапии словами «перенос» и «контрперенос» , при этом вам совершенно очевидно, каким именно образом он на вас влияет, без всяких «контрпереносов».
  8. С момента начала терапии, вам стало хуже , ваши симптомы ухудшились, ваши проблемы на работе или в семье ухудшились, при этом ваш терапевт не обращает на это никакого внимания, и не объясняет вам, почему это могло случиться. Напротив, терапевт кажется более заинтересованным в развитии вашей зависимости от него самого.
  9. С момента начала терапии, вы впервые в жизни обнаружили у себя суицидальные мысли, при этом терапевт не уделяет этому никакого внимания. Терапевт не принимает ваши суицидальные мысли всерьёз.
  10. Терапевт в любой форме намекает или говорит прямо , что лучшим выходом было бы самоубийство.
  11. Терапевт негативно критикует такие ваши свойства , которые вы не в состоянии изменить, или можете изменить с большим трудом: рост, вес, пол, сексуальную ориентацию, историю заболевания и т.п.
  12. Терапевт вообще негативно критикует, осуждает, обесценивает и нападает на остальные аспекты вашей жизни. Похоже, будто он больше настроен на «разваливание» вас, чем на «собирание».
  13. Терапевт говорит вам, что если вы не будете делать, то, что он вам говорит, вам никогда не станет лучше.

Нюанс: существуют более директивные и менее директивные направления в психотерапии, то есть где-то вам вообще никогда никто ничего не скажет «направляющего», а где-то подобные вещи могут иметь место. И это нормально. В этом пункте говорится о ситуации, когда терапевт слишком часто говорит вам об этом; или у вас складывается впечатление, что «или делать, что он говорит — или катастрофа»; или вы не видите связи с вашей терапией, не понимаете почему; или его указания не касаются терапии.

Проблемы с ролями

  1. Терапевт является или являлся также вашим супервизором, начальником, преподавателем , научным руководителем, родственником, другом, близким другом семьи, коллегой, у вас общий бизнес и т.п.
  2. Терапевт занимал у вас деньги .

По материалам The American Psychiatric Association’s committee on Ethics, Boston Association to Stop Treatment Abuse и др. Между прочим, все эти пункты можно отнести также к представителям любых других помогающих профессий.

Читайте также: