Люби и знай свой край круглый стол

Обновлено: 19.05.2024

Задачи: Закреплять представления детей о родном крае, его достопримечательностях; продолжать развивать у детей предпосылки диалектического мышления, поисково-познавательную деятельность детей путем включения их в мыслительные, моделирующие действия; поддерживать детскую инициативу, критичность, совершенствовать умение детей работать в команде, уточнять и расширять представления детей об истории своего родного города. Закреплять навыки работы с интерактивной доской.

Словарная работа: памятник, основатель, волжане, достопримечательности, бульвар.

Материалы и оборудование:

* Герб цветной, формат А-4;

* Карта г. Тольятти;

* Фотографии, иллюстрации с изображением достопримечательностей г. Тольятти Самарской области;

* карточки с заданиями к «Брейн-рингу»;

* названия улиц города Тольятти;

* 2 мольберта, 2 магнитные доски;

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток;

• Просмотр видеофильма о г. Тольятти

• Чтение художественной и познавательной литературы «Легенды и были Жигулей», «Как строят машины», хрестоматия «Самарская Лука» и др. ;

• Экскурсия в краеведческий музей;

• Целевые прогулки по кварталу;

• Традиция «Встреча с интересными людьми» (встреча с поэтом В. Степановым);

• Создание альбома «Край родной навек любимый»,

• Создание макета «Самарская Лука»;

• Коллекция Открыток «Исчезающие растения»;

• Совместное оформление фотогазеты «Мой любимый город»;

Ход образовательной деятельности

Ведущий читает стихотворение П. Градова «Здравствуй, город Тольятти!»

«Мы свой город зовем молодежным,

Он поднялся над Волгой - рекой

И состариться в нем невозможно

Потому что он сам молодой.

Он красив на рассвете,

Он красив на закате

И всегда мы любуемся им.

Здравствуй город Тольятти,

Светлый город Тольятти,

Оставайся всегда молодым!»

I Домашнее задание:

5 группа «Златовласка»название: «Лада».

Девиз: «Лада лучше всех! Ладу ждет успех!»

6 группа «Русалочка»название: «Веста».

Девиз: «Кто весел - тот смеется, кто хочет - тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет, Веста – вперед! Победа нас ждет!»

II Геральдика города.

На интерактивной доске соединить разрозненные части герба указкой.

Задача: Собрать герб г. Тольятти на интерактивной доске.

Выполнить под ритмичную музыку, на время, по одному представителю от команды.

Примерные действия детей: собирают из 4-х частей герб г. Тольятти, двигая их в обозначенный контур.

III «Найди и расскажи».

Выполняется на интерактивной доске.

Задание: 5 группе : Найти на карте РФ Самарскую область. Описать ее географическое положение.

6 группе : Найти на карте Самарской области г. Тольятти. Описать ее географическое положение.

Примерные действия детей: находят заданные объекты, обводят их маркером, описывают географическое положение.

IV «Достопримечательности г. Тольятти».

Выполняется на интерактивной доске (указка)

Задание: Из многообразия фотографий, выбрать те, которые находятся в Автозаводском районе, в Центральном районе. Распределить соответствующие фотографии на 2 части.

Примерные действия детей: находят и выбирают фотографии – УСК «Олимп», Дворец спорта «Волгарь», Памятник верности, Лада-Арена (Автозаводский район); Театр кукол «Пилигримм», Филармония, театр «Колесо», Площадь Свободы (Центральный район).

V Кроссворд «Я живу в Тольятти».

Выполняется на интерактивной доске (маркер)

Задание: Разгадать кроссворд

Ведущий поочередно задает вопросы командам. С помощью воспитателя ответы вписываются в пустые клеточки

Старое название города Тольятти. (Ставрополь)

Река, на которой расположен город Тольятти.

Модель первой вазовской машины. (Жигули ВАЗ 2101 «Копейка»)

Название Дворца Спорта.

Основатель города Тольятти.

Название самого большого и старого бассейна г. Тольятти.

VI Музыкальная пауза.

VII «Конкурс капитанов»

Выполняется на интерактивной доске. При помощи указки вставить нужную букву в слово

Задание: Вставить пропущенную букву в название памятника.

VIII Физминутка («Путешествие по городу»)

«Брейн-ринг» (вопрос - ответ)

1. В честь кого назвали наш город? (Ф. И.)

2. Географическое положение города Тольятти?

3. Год выпуска первого автомобиля?

4. Машины, которые выпускаются на ВАЗе?

5. Расшифровка аббревиатуры «ВАЗ»?

6. Что такое ГЭС. Ее назначение?

7. Что такое Самарская лука?

8. Какие полезные ископаемые добывают в Жигулевских горах?

9. Как раньше назывался наш город?

10. Ф. И. О. основателя города Ставрополя на Волге?

Х «Улицы нашего города»

Выполняется на интерактивной доске

Задание: Показать на карте города известные улицы (назвать по 5 улиц от каждой команды)

Занятие в подготовительной группе «Родной свой край люби и знай» «Родной свой край люби и знай».Цели:Познакомить с понятием карта. Поддерживать познавательный интерес к истории родного посёлка, своей малой.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Родной свой край люби и знай» Программное содержание: ОО "Познание": Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительные отношения к государственным.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Родной свой край люби и знай!» (по дорогам Башкортостана) Интегрированные цели: Образовательные: Расширить представление детей о малой Родине. Закрепить знания детей о республике Башкортостан,.

Проект «Родной свой край люби и знай»

Проект «Родной свой край люби и знай» Край ты мой, Шаманский, где мечта живет, Кто в тебя не влюбится, кто не воспоет! И Утес, и реченька – все ласкает взор. За лесами частыми.

Проект «Родной свой край люби и знай» “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” Симонов Актуальность.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Родной свой край люби и знай» Тема: «Родной край люби и знай» Форма проведения: круглый стол Аудитория: родители подготовительной группы, воспитатели группы, библиотекарь.

Викторина «Люби и знай родной свой край» Воспитатель Соломатина Елена Викторовна Цель: закрепить и уточнить знания детей о родном крае, селе и его достопримечательностях. Программные.

Викторина «Люби и знай свой край родной» Викторина Люби и знай свой край родной! Цель: систематизация знаний детей о географических и природных компонентах Республики Коми, традициях.

Викторина «Родной свой край люби и знай» Цель викторины: • Закрепить представления детей о Краснодарском крае; • Проверить знания детей о растительном и животном мире, обитающем.

Родительское собрание в подготовительной группе "Родной свой край люби и знай!"

Аудитория: родители подготовительной группы, воспитатели.

1. Расширение контакта между педагогами и родителями, обмен опытом семейного воспитания.

2. Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников.

3. Раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Цель нашего мероприятия — выработать общее мнение по проблеме:

«Как знакомить дошкольников с родным селом, его историей. Воспитывать уважение к труду».

- Воспитание маленького патриота начинается с семьи, с порога детского сада, с доброго слова. И я хочу предложить «Цветок вежливости», с помощью которого вспомним с вами добрые, вежливые слова, которые мы используем при общении с ребенком, друг к другу и коллективом детского сада.

1. Игра «Цветок вежливости».

(Родители отрывают лепесток и дарят соседу, и так по кругу, произнося слова приветствия, извинения, просьбы, благодарности).

2. Результаты анкетирования.

- Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что

ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение

значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности

ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не

будет, счастлив, здоров.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно — патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В последнее время проблема воспитания чувства патриотизма стала очень актуальной. В году мы планируем провести проект «Моя малая Родина – село Довольное».

Цель данной работы: формирование у дошкольников патриотических отношений к своей малой Родине, к природе.

- Продолжаем нашу встречу рубрикой «Встреча с интересными людьми».

— Приглашаем к участию в наших рубриках. (Родители рассаживаются за столы и делятся, каждый, опытом воспитания).

1. «Вижу чудное раздолье».

Расширение представления детей о богатстве русской земли, родного края в вашей семье. Как вы воспитываете чувство ответственности за природу родного края? Знакомите ли с природой родного края?

2. «Быт и традиции».

Как в ваших семьях проходит знакомство детей с жизнью русских людей, о русских избах? Знакомите ли вы детей с понятием оберега? Может, вы рассказываете детям о христианских праздниках: Пасха, Рождество? Либо у вас есть семейные традиции на христианские праздники?

3. «Этих дней не смолкнет слава».

Как вы воспитываете чувство гордости за русских воинов?

4. «Как чуден наш родной язык».

Приобщаете ли вы детей к неистощимым богатствам русской литературы?

5. «Руки – не для скуки».

Воспитываете ли вы желание самим создавать поделки – сувениры?

3часть. Наше собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Как знакомить дошкольников с родным посёлком, его историей. Воспитывать уважение к труду ».

РЕФЛЕКСИЯ. «Волшебный клубочек».

клубочек – передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую

необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши

пожелания, ваше мнение.

(родители передают клубочек и делятся мнением, впечатлениями)

«Патриотическое воспитание дошкольников».

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном селе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню села?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?

6.Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?

Проект «Родной свой край люби и знай»


Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения рассматривают национально — региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у нас, школьников, такие черты характера, которые помогут нам стать патриотами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал» [2, 115]

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в каждом учебном заведении, но несмотря на это необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Я, предлагаю создать проект «Родной свой край люби и знай!». Этот проект можно реализовать в каждом регионе.

Я считаю, что данный проект позволит нам, учащимся школ, усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию.

 расширить знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностей, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе и республике;

 познакомиться с именами тех, кто основал и прославил город и республику;

 расширить знания о флоре и фауне республики Хакасии;

 воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

 познакомиться с культурой и традициями республики Хакасии;

 формировать экологическую культуру у нас, школьников, и наших родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Предмет исследования: Регион Хакасия

Участники: учащиеся школы (1–11 классы), родители учеников, педагоги школы.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром и. т.д.

  1. Итоговым результатом является диагностика, где мы, школьники, покажем свои знания. Учитывается также наше активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, литературно-музыкальных композициях, мини-спектаклях.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Представление своих знаний на творческом отчете.

Как я писал ранее, данный проект можно реализовать в любом регионе нашей страны. Для примера я возьму свой регион, Республику Хакасия.

В каждой школе есть совет старшеклассников. Наша школа — не исключение. Не малую роль в реализации проекта будут играть ребята из совета старшеклассников.

Этапы проведения и реализации проекта.

 Изучение интереса школьников для определения целей проекта (на данном этапе можно провести анкетирование с целью выявления знаний по Хакасии).

 Сбор и анализ литературы для детей.

 Обращение к специалистам (работникам музеев, выставочного зала, экскурсоводам и т. д.).

В самом начале проекта проводится письменный опрос, который позволит узнать, насколько учащиеся знают историю своей малой Родины (см.Приложение).

Сроки реализации данного этапа — один месяц (сентябрь).

Сроки реализации данного этапа (октябрь — апрель).

Данный этап представлен в виде таблице, в которой отражены все мероприятия, их краткое содержание, а также участники, ответственные за мероприятия и сроки проведения.

Название мероприя­тия

Содержание

Участники

Ответствен­ные

Сроки

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Абакан — прошлое и настоящее», «Моя Родина — Хакасия!»

Данные занятия проводятся во время классных часов. Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его развития.

Совет старшеклассников, классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по ВР.

Каждый классный коллектив по возможности посещает знаменательные места Хакасии

Классные руководители, родительский комитет

Оформление альбомов «Достопримечательности Хакасии», «Праздники Хакасии», «Красная книга Хакасии», «Выдающиеся личности Хакасии»

В данные альбомы мы вклеиваем фотографии определенной тематики, комментируем их. Работая над этим материалом, мы узнаем много интересного о нашем регионе (фауне Хакасии, памятниках архитектуры и природы, истории их возникновения, а также знакомимся с биографией людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие нашего региона)

Проведение игр «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»

Данные дидактические игры проводят ребята из совета старшеклассников, а также учащиеся 9–11 классов. Материал игр разрабатываем сами мы, старшеклассники. На этих играх ученики младших классов по фотографии должны угадать место города Абакана, где оно находится. Также учащиеся 1–4 классов должны собрать картинку, как пазл, с изображением памятника архитектуры родного города.

Совет старшеклассников, учащиеся 9–11 классов, педагог-организатор

Конкурс сочинений «Город будущего»

В сочинениях ребята представляют, каким они видят Абакан через несколько лет, что, на их взгляд, должно появится в нашем городе.

Педагог организатор, учителя русского языка и литературы

Фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом родной».

На первый взгляд может показаться, что тема выставки несерьезна. Но эти фотографии двора, где проходят детство и юность, наполнены любовью к родному месту.

Педагог-организатор, заместитель директора по ВР, учителя изобразительного искусства

Изготовление макета «Хакасия»

В течение нескольких месяцев учащиеся 5–11 классов занимаются «моделированием» Хакасии. Можно создать два макета: достопримечательности республики и полезные ископаемые республики. Заранее ребята разбиваются на секции: кто создает модель достопримечательностей и те, кто создает модель полезных ископаемых. В каждой секции руководитель педагог. Совместно с руководителями секций учащиеся создают чертеж, который в дальнейшем поможет при изготовлении макета. Данная работа помогает в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

Учителя технологии, классные руководители, учителя географии, учителя изобразительного искусства, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

Изготовление мини-музея «Дом Хакасии»

В старину хакасы жили в юртах. Наша задача (школьников) воспроизвести не только модель юрты, но и как она обставлена, какими убранствами. Под руководством учителей мы создаем копии тех вещей, которые украшали юрты. Чтобы воссоздать такую юрту, мы дополнительно читаем информацию по истории Хакасии.

Педагог-организатор учителя географии, учителя истории, учителя технологии, учителя изобразительного искусства, заместитель директора по ВР

Внеклассные мероприятия по темам «Хакасский народный костюм», «Народные блюда Хакасии»

На дополнительных уроках ученики не только знакомятся с костюмами, едой республики. Но также учатся сами готовить такую еду и пробовать шить костюмы.

Ребята самостоятельно выбирают, что изобразят на своих рисунках. После того, как их работы будут готовы, они должны их защитить (рассказать, что или кого изобразили)

Классные руководители, учителя изобразительного искусства

Лепка «Животные и птицы Хакасии»

Под руководством классных руководителей ребята младших классов из пластилина изготавливают представителей фауны Хакасии. Но заранее ребята на уроках знакомятся с животными, которые населяют наш регион.

Круглый стол «Пути развития Хакасии»

На данном мероприятии ребята обсуждают проблемы региона и какие они видят пути их решения. За неделю до «круглого стола» учащиеся сами выбирают тематику (экология, туризм)

9–11 классы, совет старшеклассников

Педагог организатор, заместитель директора по ВР

Конкурс видеоклипов по Хакасии

Каждый клип, который мы, как режиссеры, делаем самостоятельно, не должен превышать пяти минут. Тематика видеоклипов представлена по двум направлениям: «Просторы Хакасии» и «Любимое стихотворение о Хакасии».

Совет-старшеклассников, педагог-организатор, заместитель директора по ВР, учителя географии, учителя русского языка и литературы, учителя изобразительно искусства

Конкурсы чтецов «Поэты и писатели о Хакасии»

Учащиеся представляют на данный конкурс прочтение наизусть стихотворения или отрывка из прозы о Хакасии. Ребята должны «вжиться» в роль автора, лирического героя, которых переполняет чувство любви к родному краю.

Работник школьной библиотеки, учителя русского языка и литературы, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

Подготовка к мастер-классам

Учащиеся должны подготовить мастер-классы по темам: «Дом Хакасии» (рассказать историю юрты; как они (ребята) работали над этим заданием), «Хакасский народный костюм» (рассказать об особенностях одежды хакасов, описать свою работу), «Народный блюда Хакасии» (поделиться секретами приготовления хакасской пищи, угостить гостей), «Макет «Хакасия» (рассказать о работе над макетами).

Учителя-предметники, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

Подготовка к литературно-музыкальному концерту

Мы, ученики, а также учителя-словесники и музыки должны приготовить литературно-музыкальную композицию об одном поэте Хакасии. Не только выразительное чтение стихотворений должно быть включено, но и мини-спектакль о его детстве и т. д.

5–11 классы, учителя русского языка и литературы, учителя музыки

Педагог-организатор, заместитель директора по ВР, учителя изобразительного искусства, классные руководители, педагог-хореограф

Акция «Сделаем наш город чище»

Данное мероприятие можно назвать субботником, но мы вместе с нашими родителями убираем парки, скверы и другие достопримечательные места нашего города. Работу эту надо обязательно зафиксировать на фотоаппарат.

1–11 классы, родители учащихся

Совет старшеклассников, родительский комитет, классные руководители

Квест «Хакасские истории»

Такай краеведческий квест познакомит учащихся 7–8 классов с историей Хакасии, научит ориентироваться по карте, а также ребята покажут и свои знания о регионе. Каждый класс формирует команду 5–6 человек, получает маршрутный лист (тематика маршрутов «Топонимический», «Архитектурный»).

Работник библиотеки, учителя географии, классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

Открытый творческий отчет «Хакасия — Родина моя!».

На этот творческий отчет приглашаются учащиеся и учителя из других школ города и республики. Это мероприятие состоит из нескольких этапов.

До начала пленарной части гости могут посмотреть фотографии, которыми украшен стенд («Экскурсии по Хакасии», «Сделаем город чище», «Квест «Хакасские истории» и т. д.), посетить мини-музей «Дом Хакасии», посмотреть макет «Хакасия», полистать альбомы «Достопримечательности Хакасии», «Праздники Хакасии», «Красная книга Хакасии», «Выдающиеся личности Хакасии», а также сходить на выставку детской деятельности, где представлены рисунки и фигурки животных и птиц из пластилина.

На пленарную часть отводится 45–60 минут. Приветственное слово дается директору школы. Ребята из совета старшеклассников расскажут о ходе работы над проектом «Люби и знай свой край родной», о результатах беседы за «круглым столом». Также на пленарной части выступят победители конкурса чтецов. В завершающей части гости увидят лучшие видеоклипы о Хакасии.

Для этого мероприятия можно взять творчество любого хакасского поэта. Я для примера возьму творчество Михаила Еремеевича Кильчичакова.

Основной целью данного концерта является создание условий для демонстраций творческих способностей учеников и взрослых. На творческом концерте большую часть выступлений должны составить мелодекламации: участники читают стихотворения Кильчичакова под музыкальное сопровождение. В концерте принимают участие не только учащиеся школы, но и педагоги. Также должны прозвучать песни на стихи этого поэта. Неотделима поэзия Кильчичакова от любви к Хакасии, и создать национальный колорит поможет хакасский танец, который мы подготовим заранее. В творческий отчет нужно обязательно включить мини-спектакль, в котором отразились факты из жизни Михаила Еремеевича. Этот концерт должен получиться эмоциональным и насыщенным.

Из четырех предложенных мастер-классов («Дом Хакасии», «Макет «Хакасия», «Хакасский народный костюм», «Народные блюда Хакасии») каждый гость выбирает для посещения один. Продолжительность мастер-классов 50 минут. Данные мероприятия ведут ученики.

Во время пауз между мероприятиями гости могут посещать выставки рисунков, просматривать фотографии, фотоальбомы, а на обеденном перерыве попробовать хакасские национальные блюда.

Оценка этапов реализации проекта гостями

По завершении всех мероприятий гости должны будут дать оценку проекту. Для этого каждый из них получит лист, где сможет написать свои пожелания, что ему наиболее понравилось или не понравилось в организации проекта. Также гостям будет предоставлена возможность в устной форме высказать свои отзывы.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

На завершающем этапе проекта каждый классный коллектив должен обсудить все этапы проекта, высказать свои пожелания и письменно ответить на вопрос: «Что я хотел узнать, что узнал, для чего узнал?”. Совет старшеклассников обрабатывает полученную информацию.

Также проводится опрос (подобный проводится еще в начале проекта), где учащиеся продемонстрируют после всех этапов реализации проекта свои знания о Хакасии. Результаты опроса также обрабатывают ребята из совета старшеклассников.

В результате проделанной работы могут возникнуть идеи о долгосрочном проекте по нравственно-патриотическому воспитанию или создании нового проекта (например, «Россия-Родина моя»).

Безусловно, результаты опроса, проводимые в конце проекта, будут отличаться более высокими показателями знаний о Хакасии.

Проект можно использовать в любой школе, в любом регионе нашей страны.

Я очень надеюсь, что смогу реализовать свой проект, который я уже разработал. Ведь проект «Родной свой край люби и знай» помогает нам, учащимся школы, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой и бережно относиться к национальным памятникам. Ведь недаром говорят: «Родина в сердце начинается».

Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, заместитель директора, совет старшеклассников, класс, учащийся, изобразительное искусство, родной город, пленарная часть, родной край, русский язык.

Воспитательное мероприятие "Знай и люби свой край"

Классный час Учитель начальных классов Кулагина В. С.

«Знай и люби свой край»

Форма проведения: устный журнал

Цель мероприятия:

д ать понятие учащимся о родном крае, многообразии природы родного края, о том, что человек – часть ее; раскрыть познавательный, оздоровительный, практический интерес к изучению материалов о Родине, природы родного края в жизни людей и желание беречь и охранять;

развивать любознательность; формировать у детей нормы поведения;

воспитывать интерес к историческому прошлому Брянской области.

Учебные материалы: карта Брянской области, демонстрационный видеоматериал по теме урока, рисунки родного края, таблички с названиями животных, таблички с пословицами о родине, музыкальные фрагменты, листья деревьев.

ХОД мероприятия

1.Организационный момент.

Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина», учащиеся заходят, занимают места за круглым столом.

- Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением! С хорошим настроением человек может сделать много полезных и добрых дел.

2.Мотивация учебной деятельности.

- Отгадайте загадки и узнаем о чем сегодня пойдет речь.

1.Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

2.Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь. Как

зовут это место, знаешь?

- Правильно, ребята, это Родина, кто мне ответит, что такое Родина. (Уточняется Родина - Россия)

- Как называется место, где мы живём?

3. Постановка темы и цели мероприятия

- Какова же будет тема нашего мероприятия?

- С чего начинается Родина?

- Вы уже знаете, что мы живём в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть и малая Родина – это место, где мы родились, в котором живёте вы, ваши близкие и родные вам люди, друзья. Это, конечно, и наша школа, родные сердцу улицы, памятные и дорогие сердцу места.

Место, где мы родились, называют нашей малой родиной.

- Как называется область, в которой мы живем? А наш районный город?

- Что бы вы хотели узнать о нашей малой родине?

(Фрагмент мелодии С чего начинается Родина звучит перед каждой станцией)

Станция 1 Географическая

Показ слайдов №1 - №6

Знакомство с географическим положением, гербом, флагом, гимном.

Гимн Брянской области.

- Что вам запомнилось в нашей первой части путешествия?

Молодцы, отправляемся дальше.

Станция 2 Героическая

В нашей области много памятных мест, связанных с событиями времен Великой Отечественной войны. В Брянске, в каждом маленьком городке, в селах есть память о страшных событиях 1941-1945 годов .

Звучит музыка М. Ножкина «От героев былых времен», показ презентации.

За массовый героизм и мужество 25 марта 2010 года Брянску присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Станция 3 Литературная

На брянской земле есть два замечательных дома-музея Ф.И. Тютчева в Овстуге и А.К. Толстого в Красном Роге.

- Кем были эти люди?

Красота брянской природы вдохновляла великих русских поэтов Ф.И. Тютчева и Алексея Константиновича Толстого. Они создали и оставили нам в наследство прекрасные произведения.

(Дети читают стихи) Настя Пугачева «Зима недаром злится…», Ангелина Коношенко «Весенние воды», Разумный Денис «Осень»

Станция 4 Природная

- Внимание, на этой станции нас ждут различные интересные задания.

- Наши брянские леса полны различных животных.

Слайды №15-30

- Проверим, как вы знаете животных Брянской области.

Вам необходимо выбрать карточку с названиями животных Брянской области. Будьте внимательны!

-Объясните свой выбор.

- Наша малая Родина очень богата лесами. На уроках и на экскурсии мы уже знакомились с разнообразием деревьев нашей области.

_ Итак, вашему вниманию игра «Отгадай, чей листок?»

(Детям показывают листья, они называют дерево)

-Ребята, чтобы сохранить природу, надо ее беречь.

О правилах друзей природы нам напомнят ребята, прочитав стихи: Карманова Татьяна, Кошелев Михаил, Крохина Милена

Дети читают стихи

1.Если в лес пришел гулять?

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай,
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
3.Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Станция 5 «Конечная» (итоговая)

Игра восстанови пословицы

1.На чужой стороне Родина … │ там она и красна

2.Одна у человека родная мать,…│милей вдвойне

3.Где сосна взросла,….│ камешек знаком

4.На родной стороне и …│одна у него и Родина

5. Итоги мероприятия

- И так, дети, что нового вы узнали о нашем крае?

- Что из рассказа вам запомнилось больше всего?

- Как называется наш район?

- Назовите наш областной город?

Молодцы, ребята, вы очень внимательные слушатели!

- Наше мероприятие подходит к концу. Каждый уважающий себя человек должен знать о своей малой Родине, о ее прошлом и настоящем.

Сейчас я вам предлагаю в группе оформить газету «Знай и люби свой край»

Выберите и наклейте по рубрикам только те картинки, которые вы считаете наиболее важными и те, которые относятся только к нашей малой родине – Брянщине. Но сделать вам эту работу предстоит быстро.

Звучит музыка «Берегите Землю» Ольга Кормухина. Дети работают в группе.

- Представляя свою работу, я хочу, чтобы каждый из вас сказал. Что для вас значит Родина?

Постановка проблемы

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Осознание значимости проблемы воспитания у дошкольников любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:

Информационный блок: Знакомство ребёнка с родным краем, с историкокультурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории малой Родины, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину, такую, Какой её ты в детстве увидал… И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце… Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания:

- переработка теоретических материалов, описание познавательных процессов.

- технологический блок: разработка конспектов педагогических мероприятий с детьми с использованием технологии развивающего обучения

- организационный блок: создание предметно – развивающей среды

Актуальность

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания Переработка теоретических материалов, описание познавательных процессов. Технологический блок: Разработка конспектов педагогических мероприятий с детьми с использованием технологии развивающего обучения Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. В последнее время произошли существенные изменения в содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Цель: создание условий для воспитания гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, родному краю.

Задачи проекта:

• дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты; их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

• познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

• расширить знания детей о флоре и фауне Новосибирской области.

• воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Предполагаемые результаты:

ü освоение доступных знаний об истории родного города.

ü приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

ü проявление внимания к людям старшего поколения, оказание посильной помощи.

ü активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно - патриотических мероприятиях.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

• Федеральный закон "Об образовании в

Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Помещение группы «Елочка», музыкальный зал учреждения, магнитофон, микрофон, ноутбук, музыкальная колонка, ламинатор.

Воспитатели 1 квалификационной категории Козловская А. И. , высшей квалификационной категории Постолаки О. С.

- подбор исторической литературы, энциклопедий, произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки;,

- разного вида бросового материала;

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

- выставки книг, рисунков, поделок,

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты,

- выставочный фонд мини – музеев «Русская изба и природные зоны России»

. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-

2. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., МаркееваО.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: 2010.-210 с.

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

4. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No

5. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

6. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб.: 2004.-168 с.

8. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

9. Мой родной дом. Программа нравственнопатриотического воспитания дошкольников. Редакторсоставитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

10. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003

11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СП.:2004.-88 с.

Основные шаги по реализации проекта

Уточнить объем знаний о разнообразии звукового мира, выявить уровень развития чувства ритма.

Начало года:

Определение задач реализации проекта. Изучение теоретической, методической литературы поданному направлению. Составление перспективного плана мероприятий.

Подобрать теоретический и методический материал по проекту.

Поставлены задачи для реализации проекта. Изучена и подобрана соответствующая литература, интернет ресурсы.

Подготовлен перспективный план мероприятий. Создано мультимедийное сопровождение к произведениям по слушанию.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Разработан проект с учетом интереса детей и родителей.

Интервьюирование родителей с целью выявить, насколько часто они говорят о родном крае

Знакомство родителей с проектом.

Вызван интерес родителей К проекту и желание сотрудничат оказывать помощь в процессе реализации проекта.

2этап. Деятельный

Время проведения

Форма проведения

«Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственнопатриотическому воспитанию

«Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о

достопримечательностях родного города

«Где я отдыхал летом»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

«История возникновения родного города»

Познакомить детей с историей возникновения

города, его постройками.

Воспитывать интерес к истории города

Беседа с применением

«Делу – время, потехе – час».

Закреплять знание русского фольклора.

Конкурс пословиц и поговорок

«Улицы родного города

Учить передавать красоту родного города

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» «Все профессии важны»…

Учить детей отличать профессии жителей города от профессий жителей села. Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда.

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Беседа + мультимедийная презентация

Сравнивать особенности старого и современного города

Знакомить детей с историей строительства домов.

«Достопримечательности родного города»

достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную.

Познакомить родителей с историей образования области и ее достижениями.

Углублять и конкретизировать представления о животном и

растительном мире края

Экскурсия в музей

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально положительного отношения к природе края

«Птицы нашего края»

Формирование знаний о птицах Сибирского

края, поиск необходимой информации совместно с родителями.

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края

Беседа с использованием

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Сюжетно – ролевая игра

Пропаганда здорового образа жизни

«Веселые старты» «Мы со спортом дружим с

Закрепить знания детей об особенностях быта в старину.

Новосибирск, символика города.

Формирование познавательного интереса к природе Сибирского края, углублять

представление о флоре и фауне.

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя малая Родина – город Новосибирск»

Обобщить знания о флоре и фауне Сибирского края

«Этих дней не смолкнет слава! «Встреча с ветеранами ВОВ».

«Боевая слава нашего народа»

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы Сформировать представление о героизме, подвиге. Выявление усвоенных знаний детьми

Встреча с ветеранами труда:

8. Критерии и показатели эффективности реализации проекта:

3. Родная страна.

4. Родная культура.

Участники и их функции :

• Дети второй младшей группы; .

• Родители; Воспитатели; Учитель-логопед.

10. Минимизация рисков

- Низкий детский интерес в силу возраста.

- Отсутствие заинтересованности родителей к участию в проекте.

Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей

1.Родной город

- Название профессий родителей.

- Название почты, школы, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города

- Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии.

2.Родная природа

- Название времен года, приметы сезонных изменений в родном городе.

- Названия диких животных родного края, их повадки, жилище.

- Названия зимующих и перелетных птиц родного края.

- Названия лекарственных растений родного края.

- Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды.

3.Родная страна

- Название нашей страны – Россия.

- Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других.

- Знания символического значения цветов флага и герба.

- Знание правил поведения во время звучания гимна.

- Знание столицы России – Москва.

- Знание имен знаменитых соотечественников.

- знание крупных городов и рек России.

4.Родная культура

- Знание русских народных сказок.

- Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине. - Знание предметов декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки).

- Знание народных праздников и их значения (Рождество, Масленица, Пасха)

5.Личностный компонент

- Отношение к окружающей среде

- Забота о близких

- Умение управлять своими чувствами, договориться

- Умение анализировать свои поступки и поступки других

Уровень знаний

Высокий уровень.

Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, города Новосибирска, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир Сибири и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребенок часто допускает ошибки. Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Читайте также: