Локти на столе этикет

Обновлено: 18.05.2024

«Не клади руки на стол», — учила многих мама в детстве и, как это часто бывает, была права. Специалист по этикету Ксения Маркова объясняет, как правильно вести себя в ресторане и почему руки лучше держать под столом.

Как правильно держать руки?

В России и в большинстве европейских стран правильная позиция за столом — это прямая спина, прижатые к телу локти и опущенные на колени кисти рук. Если не держим в руках приборы, то есть не находимся непосредственно в процессе еды, руки — под стол.

Но все же, чтобы не считать всех вокруг невоспитанными неучами, скажу: например, во Франции правила иные. И еще со времен Людовика XIV, после нашумевшего и впечатлившего всех, как видно, на века дела об отравлениях, первое правило французского застольного этикета — кисти рук должны быть видны сотрапезникам. Локти могут находиться на столе только в очень неформальной ситуации, когда еды на столе уже нет.

Что должно быть на столе?

Дирижировать приборами, то есть размахивать ими для усиления впечатления во время светской беседы, — настоящее табу любого этикета. Мы либо беседуем и тогда кладем приборы, либо едим, и тогда без них, очевидно, не обойтись. С приборами в руках можно дать лишь краткий ответ.

Второе столь же железное европейское правило, демонстрирующее окружающим ваши безупречные манеры, гласит: на столе должно находиться только то, что имеет отношение к еде. То есть фактически это лишь то, что называется кувертом, то есть определенный набор предметов на каждого сидящего за столом: тарелка, приборы, бокалы, салфетка. Плюс при необходимости соль, перец и то, что менеджмент заведения и Роспотребнадзор считают полезным — от соусов до дезинфекторов.

А вот зубочисткам по правилам на столе не место. Все гигиеническое процедуры лучше проводить перед зеркалом и без лишних глаз, то есть в туалетной комнате. Прикрыться салфеткой или рукой за столом — совершенно не выход из положения.

Что еще нельзя класть на стол?

Таблетки, БАДы и прочие полезные или даже необходимые для здоровья препараты тоже не употребляют на глазах у любопытной публики, или, если этого невозможно избежать, делать это стоит максимально дискретно.

Важно: никакие сумочки и даже самые дорогие, красивые, модные, винтажные, редкие клатчи на стол, вопреки тому что часто пишут и показывают в интернете, не ставят и не кладут. Место сумки — на специальной подставке, на стуле рядом или за спиной хозяйки в зависимости от конфигурации стула и расположения стола в зале, а клатча — на коленях под салфеткой воспитанной дамы.

То же самое, конечно, касается и мужских аксессуаров — их тоже не ставят на стол, даже на мгновение. Очки, которые, увы, многим необходимы как минимум для того, чтобы ознакомиться с меню, после использования надежно прячут в сумках и портфелях, карманах и где угодно, но не оставляют на столе.

Где держать телефон?

Самая, конечно, животрепещущая и беспокоящая всех тема — это телефон. Все вышеописанное касается и этого совершенно необходимого нам гаджета. Наше внимание по правилам должно полностью принадлежать присутствующим, и отвлекаться на звонки и соцсети считается не очень вежливым.

Понятно, что сегодня мы все очень заняты и «выключиться» даже на полчаса многим не представляется возможным или действительно крайне нежелательно, но собеседника нужно предупредить о начальниках-нянях-салонах и доставках. Обо всем том, что, возможно, помешает плавному течению беседы. И, конечно, стоит всеми силами избегать продолжительных разговоров в присутствии третьих лиц. Картинка, при которой все сидящие за столом активно работают пальцами в смартфонах, время от время торопливо закидывая в рот еду, конечно, не слишком хороша и привлекательна.

Онлайн и офлайн могут, наверно, соседствовать в наши дни, но на партнерских, то есть договорных, условиях. Не всегда, не везде и не со всеми.

Фу, как неприлично. 11 правил этикета, без которых не обойтись


1. Когда вы приходите в ресторан и видите тканевую салфетку на тарелке, не стоит тут же класть ее на колени. Сначала сделайте заказ. Затем можете смело приступать к напиткам, и только когда официант подаст вам первое блюдо, сложите салфетку вдвое, а затем сгибом к себе положите на колени. Этот маленький кусочек ткани предназначен всего для трех вещей: он защищает вашу одежду от капель и крошек, вы можете вытирать о него испачканные пальцы, а также промокать рот перед тем, как соберетесь отпить из бокала. Окончив трапезу, уберите салфетку с колен и оставьте слева от тарелки.

2. Если вы доедаете суп, делать это лучше наклонив тарелку от себя, чтобы случайно не испачкаться самому и не испачкать сидящих рядом людей.

3. Если во время трапезы у вас что-то застряло в зубах, а на столе стоят зубочистки, не спешите открывать рот и извлекать оттуда застрявшую еду. Подобные вещи нужно делать только в уборной. Как, впрочем, и другие процедуры: прием таблеток, расчесывание волос, применение глазных капель, использование губной помады и т.д.


4. Когда на улице дождь и непогода, офис, как правило, превращается в место для сушки мокрых зонтов. Но сушить свой аксессуар в раскрытом состоянии на работе или в гостях — дурной тон. Подобные вещи можно делать только у себя дома. Во всех других местах стоит воспользоваться специальной подставкой или просто повесить зонт.

5. Идти к своим местам в театре следует только лицом к уже сидящим людям. При этом дама должна следовать за кавалером, ведь именно он приносит извинения за доставленные неудобства.

6. Если при посещении ресторана до столика вас сопровождает метрдотель, идти стоит в таком порядке: метрдотель, дама, мужчина. Когда распорядитель отсутствует, то первым в зал лучше зайти именно мужчине, а уже потом его спутнице.

7. Если во время прогулки или в каком-то общественном месте ваш спутник (спутница) поздоровался с незнакомым человеком, вы тоже должны поприветствовать его.


8. Халат, который очень любят носить дома многие российские женщины, к большому их разочарованию, не является домашней одеждой в полном смысле этого слова. Прежде всего, он предназначен для спальни и ванной комнаты. Встречать в нем гостей или кого бы то ни было — неприемлемо.

9 . Сегодня многие из нас живут в высотках, поэтому мало кто знает не то что всех проживающих в доме людей, но иногда даже соседей по площадке. Тем не менее, согласно правилам этикета, находясь в пределах подъезда, вы должны здороваться с соседями. На улице у вас есть право не делать этого, хотя, если вы знаете человека в лицо, то лучше все же поприветствовать его.


10. Приходя в ресторан, многие женщины буквально не могут расстаться со своей сумочкой — даже сев за стол, кладут ее на колени, или в лучшем случае рядом с собой на стул. Однако это неправильно. Если дамский аксессуар имеет маленький размер, его лучше всего положить прямо на стол. Объемную сумку следует вешать на спинку стула, ставить на пол или специальный стульчик, предназначенный для этих целей.

11. Для любого типа заведения действует единое правило: чаевые составляют 10% от суммы заказа. Но «на чай» не оставляют завалявшуюся в кошельке мелочь и тем более мятые купюры — это проявление неуважения к официанту.

Убери локти, спрячь телефон. 10 элементарных правил поведения в ресторане


консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева.

Стуация № 1. Вы заказали блюдо, но вам не нравятся некоторые его ингредиенты.

Конечно, если подобная ситуация произойдет в гостях и вы начнете что-то выковыривать, например, из салата, это может сильно расстроить хозяйку. К счастью, в ресторане все иначе. Вы вряд ли обидите шеф-повара тем, что не съедите полностью какое-то блюдо. И все же ваша задача — не привлекать к себе внимание и не вступать в горячие дискуссии по поводу питания с теми, кто сидит рядом. Не надо кричать: «Фу, какая гадость, я это не ем!» Держите свои вкусовые пристрастия при себе и не портите аппетит окружающим.


Ситуация № 2. Вы не знаете, как пользоваться столовыми приборами.

Первое, что абсолютно точно поможет выйти из этой непростой ситуации, — посмотрите, что делают окружающие. Даже если они делают все неправильно, а вы поступите так же, это их не шокирует.

Второй вариант действий — спросите совета у официанта. Он все-таки человек опытный. Например: «Я никогда не сталкивалась с такими приборами и блюдами, вы не подскажете, как это правильно есть?»

Замечу, что в ресторане перед вами вряд ли выложат массу ненужных приборов. Как правило, к блюду подаются лишь те из них, которые действительно необходимы для его употребления.

И еще один важный момент: если вы заказали лобстера, вовсе не обязательно самому его чистить, попросите официанта, чтобы он принес уже разделанного. Поверьте, это сильно упростит вам жизнь. Аналогичная история с шашлыком. Согласитесь, что его намного удобнее есть, когда мясо снято с шампура. Заранее проговорите этот момент с официантом.

Ситуация № 3. Вы ждете очень важный звонок.

Даже если вам должен позвонить президент, будьте так любезны, не кладите свой телефон на стол, это дурной тон. Лучше держать его в сумке или кармане, когда речь идет о мужчинах. Если для вас это не аргумент, подумайте о том, что гаджет будет мешать официанту, он может его случайно задеть и уронить. Зачем вам лишний скандал?

Не имеет значения, с кем именно вы пошли в ресторан, с близким человеком или деловым партнером, прежде чем брать трубку, поинтересуйтесь: «Надеюсь, ты не обидишься, мне придется ответить?» или «Можно я отвечу?» Будьте внимательны, это не риторический вопрос. Можно отвлечься на звонок, только когда вы получите согласие.

Помните, что вести долгие диалоги, когда рядом с вами уже сидит собеседник, некрасиво. Даже если вы вышли для этого в коридор, старайтесь не отсутствовать больше 5 минут. Кстати, если вы можете быстро решить вопрос, выходить из-за стола необязательно.


Ситуация № 4. У вас закончилось вино в бокале, а официанта рядом нет.

Если вы женщина и речь идет не о деловой, а о светской ситуации, всегда можно попросить своего спутника немного поухаживать за вами. Мужчина при этом должен встать, если такой возможности нет, его задача — не опускать горлышко бутылки внутрь бокала. Когда кавалеров нет (допустим, вы собрались с подружками), можно и самой за собой поухаживать. Это не проблема.

Если вы случайно разлили вино, главное — не привлекать к этой ситуации всеобщее внимание ахами и вздохами, не извиняться сто раз и самому не впадать в истерику. Разлили на одежду — аккуратно промокните это место бумажной салфеткой. Не надо использовать тканевую хотя бы потому, что вы ее потом положите себе на колени. Разлили на стол — примите какие-то доступные вам меры. Например, бросьте пару салфеток в образовавшуюся лужицу и успокойтесь либо позовите на помощь официанта. Случайно разлитое вино — это не стихийное бедствие, поэтому забудьте о нем и продолжайте разговор как ни в чем не бывало.

Ситуация № 5. Вы не знаете, куда положить свои руки.

В ожидании подачи блюд женщина должна сидеть, положив руки на колени, это идеальный вариант. Максимум разрешается (но это уже послабление современности) опереться одной рукой (той частью, которая находится между кистью и локтем) о стол. Также в ресторане не рекомендуется закидывать ногу на ногу, потому что мы можем задеть кого-то из соседей.

Что касается мужчин, то они могут обе руки (от кисти до локтя) опереть на стол. А вот сами локти можно поставить на стол только в паузе во время перемены блюд. Как только блюдо приносят, локти должны быть убраны!


Ситуация № 6. Вы использовали бумажную салфетку и не понимаете, куда ее положить.

Если вы уже доели свое блюдо, не бросайте салфетку в тарелку. Это выглядит неэстетично. Отчаянно запихивать ее под тарелку, чтобы никто не увидел, например, след от помады, — это тоже лишнее. Достаточно просто сложить ее таким образом, чтобы скрыть место использования, и положить рядом. Старайтесь не пользоваться активно бумажными салфетками, иначе эти комочки будут множиться рядом с вами с огромной скоростью, а официант не всегда оперативно способен убрать мусор. Имейте это в виду.

Ситуация № 7. Вас о чем-то спрашивают в тот момент, когда вы жуете.

Почему мы не говорим с набитым ртом? Во-первых, потому что никто из окружающих ничего не поймет. Во-вторых, то, что вы жуете, может случайно выскочить из вашего рта. Прожуйте еду так, чтобы можно было отвечать членораздельно, т. е. дикция не страдала и кусок, который вы только что положили себе в рот, не летел в собеседника. Ничего страшного, если после вопроса повиснет небольшая пауза, за трапезой это уместно. Можно просто кивнуть человеку, чтобы дать понять, что вы его услышали.

Раньше правило было более жестким: сначала полностью прожуйте еду, потом отвечайте. Сейчас оно уже не такое строгое.

Ситуация № 8. У вас закончилась соль (вам нужна новая вилка), официанта рядом нет, зато все необходимое есть за соседним столом, где никто не сидит.

Конечно, велик соблазн взять то, что вам нужно, за соседним столиком, но лучше так не делать, тем более если вы находитесь в ресторане высокого уровня. Не надо хозяйничать.

Ситуация № 9. Вам нужно оставить чаевые, но в кошельке есть только мелочь.

С одной стороны, мелочь — это тоже деньги, с другой — оставлять горстку пятидесятикопеечных монет — явный перебор. Но вот десятирублевые монеты вполне подойдут. Если же вам самому не хочется трясти мелочью, можете вообще не оставлять чаевые, поскольку это знак вежливости, а не обязанность.


Ситуация № 10. Вас спрашивают, все ли вам понравилось, но вы недовольны едой или обслуживанием.

Безусловно, среди нас есть «специалисты», которые считают своим долгом рассказать, как надо жарить стейк или что в салат обязательно «нужно добавить яблочко», тогда он будет вкуснее. Но в эти детали вовсе не обязательно посвящать обслуживающий персонал и всех присутствующих за столом.

Вообще, если есть конкретные замечания, например, к качеству исполнения блюда, допустим, что-то пережарили (или наоборот), их, конечно, можно озвучить, но не во всех ситуациях это уместно. Допустим, если вы сидели в ресторане большой компанией, у всех прекрасное настроение, зачем омрачать вечер претензиями? На свидании ваше недовольство абсолютно точно тоже будет не к месту.

Следи за руками: эксперт по этикету объясняет, где должны быть локти, телефон и сумка в ресторане

Читайте также: