Лицо со шрамом кокс на столе

Обновлено: 03.05.2024

Трудно недооценить данную картину, потому что она является абсолютным шедевром. 'Лицо со шрамом' - это классика, лента, которая почти сразу завоевала статус культовой и оставила огромный след в истории кинематографа. Здесь прекрасно абсолютно всё:

СЮЖЕТ. Это история тернистого пути человека, который с самых низов, с работы посудомойщика в грязной забегаловке стал настоящим кокаиновым императором, безумцем, упивавшимся своей властью, о его несгибаемой воле к успеху, о его взлетах и падениях. Это история о друзьях и предателях, покрывающая вместе с тем целую эпоху, росту наркобизнеса в мире, гангстерских разборок и коррупции, преступности, все больше проникающей в ряды общества, когда каждый хотел прибрать к рукам свою долю и услышать заветное 'World is yours'. Это история о страшной силе денег, богатств и тому обманчивому пути, по которому она будет вести и особенно жестоко обойдется с теми, кто захочет всего и сразу, как желал Тони Монтана.

АТМОСФЕРА. Пожалуй, именно эта картина как нельзя лучше показывает нам ту эпоху 80-х - эпоху ярких рубашек, пышноволосых девушек в бикини, прекрасных ретро- песен на дискотеках и шикарных кабриолетов. Не зря ведь этот фильм лег в основу самой, пожалуй, популярной компьютерной игры всех времен и народов 'GTA: Vice City', взяв лучшее из этой картины. Именно по этому фильму можно сейчас, да и в будущем изучать, кому-то и ностальгировать по такой уже далекой эпохе.

ПЕРСОНАЖИ и АКТЕРЫ. Все персонажи прекрасно прописаны, а актеры, их игравшие, словно были рождены для этих ролей. Так, я не могу представить никого, кто мог бы сыграть главного героя лучше, чем Аль Пачино и показать весь спектр характера своего персонажа: эмоциональный, опасный, жестокий и принципиальный, бесстрашный и готовый идти к своей цели до конца, решительный и дерзкий - так, Аль Пачино поистине смог создать культовый, запоминающийся образ своего героя, сыграв едва ли не лучшую свою роль в своей блестящей карьере.

Остальные герои и актеры, их исполняющие здесь тоже на высоте.

Стивен Бауэр смог создать образ молодого гангстера-ловеласа, Мишель Пфайффер холодной эгоистичной хищницы, ищущей спонсора для своего желания купаться в роскоше, а Мэри Элизабет Мастрантонио отлично справилась с наивно-ребяческим, ищущим приключений в жизни образом героини.

Этот фильм прекрасен во всем. Советую его всем ценителям прекрасного кино, желающим полностью окунуться в ту эпоху, увидеть интересную, даже поучительную сюжетную линию, посмотреть на прекрасную операторскую работу, желающим вкусить отличный саундтрек и, конечно же, блистательную работу всего актерского состава и, в особенности, великого Аль Пачино.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 8 / 1
  • тип рецензии:

Отличное кино в правильном переводе Гоблина!

Лицо со шрамом - культовый фильм, много раз цитируемый в мировой массовой культуре.

Кино начинается с того, что Фидель Кастро после революции на Кубе решил избавиться от всех контрреволюционных элементов в стране. К таким, безусловно, относится организованная преступность.

Герой Аль Пачино - откровенный уголовник с самых низов. Он искренне верит в американскую мечту и готов брать ее голыми руками, ничего не боясь и не стесняясь. Символично, что первое убийство в фильме совершается под крики толпы «свобода!».

Хотя добравшись до вершины, уголовник понимает границы своей свободы. Он сам становится жертвой вымогательств со стороны банкиров, чью власть в обществе Тони описывает не стесняясь в выражениях. Капитализм становится объектом критики у преступника. Он осознается бессмысленность жизни в мире денег и пытается ухватиться за хоть какой-то принцип, дающий ему право себя уважать.

Финал кино ярко демонстрирует, что власть и насилие опьяняют до полного безумия и втягивают в водоворот, откуда нет выхода.

Правильный перевод Гоблина делает и без того шедевральный фильм ещё бодрее и ярче. Самая главная функция, которую блестяще выполняет такая адаптация, приближение русскоговорящего зрителя максимально близко к оригиналу. Именно на матерном языке говорят уголовники. Именно речь создаёт в отдельных сценах дополнительный контраст между необразованной голытьбой и сливками общества. Кроме того, обсценная лексика добавляет в ряде сцен чёрного юмора, на котором во многом в англоговорящей среде и построен культ данной киноленты.

В общем, scarface - он же «резанный», один из лучших фильмов про бандитов и капитализм.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 4 / 5
  • тип рецензии:

«Мир принадлежит тебе»

В последнее время можно заметить, что зритель в массе своей ругает очередной ремейк какой-то классики кинематографа из-за самого факта существования картины (изредка хваля за визуальную составляющую, если у оригинала по нынешним меркам устарели спецэффекты). Отчасти это связано с той любовью к первоисточнику который зачем-то решили переснять и выдать за оригинал (а если это любимый фильм детства, то вообще со стороны киношников снимать ремейк на него - кощунство). Да и в принципе отношение к ремейкам у зрителей, в целом, неоднозначное. Но всё же есть среди ремейков/современных адаптаций и такие произведения, что сумели превзойти оригинал. И одним из таких ярких примеров служит картина Брайана де Пальмы «Лицо со шрамом» 1983 г.

Когда-то вышедший на экраны в 1932 году гангстерский боевик Говарда Хоукса «Лицо со шрамом» сумел произвести фурор. Ведь в нём авторы прямо в начальных титрах обвиняли власти США в произволе и огромном росте преступности. А главный герой - гангстер итальянского происхождения Тони Камонте, был отчасти аллюзией на реальную грозу Америки в те годы - Аль Капоне. Поэтому, когда почти полвека продюсер Мартин Брегман взялся за создание ремейка, то легко представить какое тогда было отношение у публики ко всему этому (всё равно, что кто-то в России сегодня возьмётся переснять «Бриллиантовую руку» Гайдая). Хотя благодаря сценаристу Оливеру Стоуну удалось сделать не ретро-боевик о гангстерах и бутлегерах (как «Однажды в Америке» того же 1983 года), а современную адаптацию, в основе некоторых сюжетных линий которой лежали элементы из фильма Хоукса.

В новом фильме главного героя по-прежнему звали Тони (только на этот раз он был кубинец), который ради собственных амбиций идёт по головам, стремясь подняться всё выше и выше в преступной иерархии. Так же в ремейк перешла сюжетная линия с сестрой главного героя и его заместителем. Но в остальном же получилось другое кино про современные проблемы. Поэтому в отношении ленты де Пальма меньше всего хотелось бы говорить про плагиат, кризис идей и покушение на святое. На мой взгляд, новый вариант прочтения известного сюжета никак не умаляет заслуг оригинала, и представляет собой образец того, каким должен быть нормальный ремейк.

Одним из главных достоинств проекта стал исполнитель главной роли Аль Пачино. После роли Майкла Корлеоне в дилогии (на тот момент) «Крёстный отец», где Пачино сыграл меланхоличного, но жестокого босса мафии, его Тони Монтана кажется полной противоположностью, являя собой ещё одну грань блестящей актёрской игры Пачино. Тони Монтана - дерзкий, наглый кубинский уголовник, конкретно асоциальный элемент, буквально разрушающий всё то, что его окружает (включая родных и близких друзей). Казалось бы, это совсем не тот протагонист, за судьбой которого зрителю хотелось бы следить и сопереживать. Но харизма и обаяние Пачино способны буквально привлечь к экрану и удержать внимание зрителя на почти 3-часовой просмотр ленты. И по большому счёту, это «театр одного актёра». Просто даже если покадрово разбирать фильм: в нём практически нет сцен, где отсутствует Тони. А когда он в кадре, то всё внимание устремлено к нему.

Однако, говоря об актёрах фильма, было бы справедливо упомянуть и других актёров, помимо Пачино. Честно говоря, для большинства из них участие в данном проекте так и осталось «звёздным часом» в карьере. Лишь Ф. Мюррею Абрахаму (Омар) и Мишель Пфайффер (Эльвира) повезло больше. В том же году у Абрахама вышел фильм «Амадей», закрепивший за актёром славу экранного злодея (с чем он справился и в «Лице со шрамом»), ну а Мишель Пфайффер сумела «перезапустить» свою карьеру после череды ролей для телесериалов. Как ни крути - прекрасная работа актрисы, сыгравшей красивую содержанку-наркоманку, не могла просто так пройти бесследно.

Ещё одной особенностью картины (которую можно было лишь оценить с годами) стала атмосфера Майами 1980-х гг. То, что для американцев было когда-то современностью, сегодня вызывает бурный интерес для погружения в ту эпоху. Пляжи, девочки в бикини, музыка диско, причудливые костюмы и гавайские рубахи - все эти элементы невольно откладываются в голове, когда смотришь фильм тех лет. Ярким примером использования всех этих узнаваемых элементов является компьютерная игра GTA Vice City, содержащая огромное количество отсылок к «Лицу со шрамом» (включая особняк с кабинетом главного героя, а так же номер в отеле с бензопилой).

Да, у фильма определённо были проблемы. Обилие нецензурной речи со сценами жестокости чуть было не поставили крест на выпуске ленты в прокат из-за рейтинговой системы. К слову, прокатная судьба фильма тоже оказалась незавидной - ведущие критики на тот момент разнесли фильм в пух и прах, а окупиться в кинотеатрах ленте не удалось. Ирония судьбы ещё состояла в том, что через год фильм был номинирован и на «Золотой глобус» и на «Золотую малину», не получив ничего. Но лишь спустя годы мнение об этом, безусловно, жестоком и мрачном произведении искусства поменялось и у критиков, и у зрителей. Ведь, как ни крути, а фильм поучительная драма о взлёте и падении наркобарыги, вписывающаяся в категорию «гангстерское кино» (хотя при всех своих внешних атрибутах, на него не похожая).

Возможно из-за того, что фильм получился таким популярным, сама идея второго ремейка кажется настолько абсурдной, что проект, запущенный 10 лет назад, никак не может сдвинуться с мертвой точки, меняя то режиссёров, то сценаристов, то исполнителей главных ролей. Потому что можно взять историю «американской мечты» в исполнении уголовника-мигранта с привязкой к современным реалиям, но где взять актёра уровня Пачино?

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 10 / 0
  • тип рецензии:

Среди ностальгической милоты заценила под шумок 'Лицо со шрамом' с Аль Пачино в главной роли. И вот да, это полный вынос мозга. Фильм длинный - почти три часа, фильм неторопливый, фильм не смакует и не пережевывает эмоции, но его смотришь с интересом и переключиться на что-то другое не тянет. А у меня внимание, как у рыбки, так что для меня это прям показатель. Главный герой тоже особо не меняется и ничего не осознает для себя. Как был сволочью и мерзавцем, так сволочью и мерзавцем и помер. То бишь это не схема про путь героя, которую так любят сейчас использовать.

Вообще очень сложно сформулировать, про что этот фильм. Ощущение, что это просто срез жизни, среды, эпохи. Кубинцы, гангстеры, наркобароны, кровавый бизнес, родственники - просто жизнь, за которой отстранено наблюдает камера. И это не ролевая игра в мафию, где все весело и драматично, пиф-паф, ты убит, вот течет клюквенный сок по белой рубашке, падай. Нет, все как-то слишком по-настоящему. В этой реальности не хочется оказаться. Она не красивая и лакированная, она вызывает оторопь и отвращение. Хочется отползти подальше, только бы она так и осталась для тебя картинкой из телевизора и никаким боком не затронула твою реальную жизнь. Кровь настоящая, смерть настоящая, мерзавцы ни разу не обаятельные, и да, у них есть какие-то принципы, но это не мешает им убивать почем зря, в том числе и друзей, и близких, а по-настоящему их волнуют только деньги. И хоть трава не расти.

Примерно такое же ощущение у меня было от 'Крестного отца', что это кино не про конкретных людей, а про эпоху и про мафию в целом, но 'Лицо со шрамом' почему-то мне больше зашло. Возможно, потому что он все-таки современнее и не на таких серьезных щах. Герои в целом экспрессивнее, реалии ближе и понятнее, хотя тоже очень относительно. Все-таки где криминальный Майами начала восьмидесятых, и где я, домашняя московская девочка.

А вообще у меня такое чувство, что сейчас криминальные драмы так не снимают, как будто целый жанр был утрачен со временем. Кино стало более персонаже-центричным. Даже скорее эмоционально-центричным. А жизнь, как она есть, сейчас никого не волнует, если она не прикольная и не игручая.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 9 / 1
  • тип рецензии:

«The World Is Yours»

Представить тот факт, что есть люди, которые не смотрели «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальма, наверное, сложно. Но я скажу, что такие люди есть, например, я. Да, я этот фильм занёс к себе в «Буду смотреть» ещё в 2016 году, но постоянно откладывал, так как меня пугал хронометраж кинопроизведения. Наконец-то я посмотрел и готов написать про это рецензию.

Оценивать кино будем по таким критериям, как сюжет, актёрская игра и soundtrack.

Сюжет: После открытия порта в 1980 году в США ринулись массовые потоки кубинских беженцев, в числе которых ещё были преступники. Один их этих преступников, поняв, что США страна возможностей решил всё подмять под себя, следуя слогану «The World Is Yours». На этом начинается самое интересное. В целом сказать о сюжете ничего плохого я не могу, так как многие не замечают, но сюжетная линия на самом деле гениальна. Знаете, это тот пример фильма, которому без разницы на вопросы морали, победы добра над злом и так далее. В этом сюжете всё показывается так, как есть. Да, можно сказать, что добро победило, но оно победило не таким образом, как все уже привыкли, то есть палачом злодея был не рыцарь на белом коне, а именно такой же злодей, который сам всё потерял и решил уничтожить другое зло. Поэтому всё, что происходит на экране у меня постоянно вызывало бешеные эмоции, так как это очень нетипичный сюжет, это очень смелый сюжет я бы сказал. Сейчас даже не все ужастики сравнятся с тем ужасом, что происходил здесь. Но даже не эта нетипичность меня больше всего поражает в этом сюжете, меня больше поражает тот message, который сюда вкладывается. «Лицо со шрамом» не кино о романтике криминальной жизни, это наоборот кино, которое показывает ту сторону «блатной романтики», которую не все хотят видеть или признавать. Про это я подробнее скажу в конце. По данному критерию я бы ещё хотел подчеркнуть концовку. Также я бы хотел здесь выделить тот факт, что «Лицо со шрамом» «плюет свысока» на клеше. Здесь нету этих заезженных сцен, где у злодея в самый неподходящий момент начинается «словесный понос» или, когда группа людей, ждёт пока протагонист победит одного из них, чтобы к нему потом подойти и тоже отлететь. Здесь также нет сцен, когда профессиональные стрелки вдруг в самый неподходящий момент забывают про все свои навыки и так далее. Кино просто «уничтожает» все клеше, которые присущи этому жанру или подобной тематике. Итого, данный критерий очень сильный и мне он нереально понравился.

Актёрская игра: Знаете, здесь не всё также ярко, как в предыдущем критерии. Просто потому что с самых первых кадров понятно, что кино будет фильмом одного актёра, коим является Аль Пачино, сыгравший роль Тони Монтаны. Так как здесь раскрывается только он. Но раскрывается он непросто, а раскрывается он очень сильно. У тебя складывается ощущение, что Тони Монтана реально существовал, и он реально был копией Аль Пачино. Вот так восхитительно Аль Пачино влился в свой образ. Да, здесь есть ещё Мишель Пфайффер, сыгравшая роль Эльвиры, но её образ вообще не понятный. Обычная девушка, которая спит только с богатыми и кроме наркотиков ей от жизни ничего не нужно. Не знаю, почему рецензенты восхваляют Пфайффер в своих рецензиях, но, по моему мнению, актриса просто на фоне Аль Пачино была бледной тенью самой себя. Также не понятно была раскрыта Джина, которую сыграла Мэри Элизабет Мастрантонио. Её образ, это девушка, которую мать берегла, как «зеницу ока», чтобы она не пошла по стопам своего брата Тони, но как только почувствовала вкус роскошной жизни, сразу стала девкой, которая готова лечь с любым, у кого есть деньги. Короче говоря, второй план актёров, коим являются все, кроме Аль Пачино не сильная сторона фильма. Итого, этот критерий похуже предыдущего в целом, но Аль Пачино просто великолепен, отчего назвать данный критерий плохим я не могу.

Soundtrack: Музыкальное сопровождение фильма, думаю, слышали все, даже те, кто не смотрел само кинопроизведение. Я здесь перечислять композиции не вижу смысла. Скажу лишь следующее - данное музыкальное сопровождение идеально передаёт атмосферу фильма, а именно атмосферу постоянной смерти и несчастий, которые тебе автоматически передаются после такого способа зарабатывания денег. Итого, критерий хороший, который добавляет драматизма всей сюжетной линии и обостряет каждый момент ещё сильнее.

Таким образом, криминальная драма «Лицо со шрамом» мне в целом понравилась. Скажу честно, после просмотра я испытал настоящее отвращение и хотел поставить нехорошую оценку. Но, подумав, я понял, что фильм, который рассказывает про такой образ жизни и должен вызывать такие эмоции. Так как кино намного гениальнее, чем кажется на первый взгляд. Снова вернёмся к message. Да, может показаться, что фильм сначала как-то в хорошем свете показывает всё это, то есть улыбки, любимые женщины, уважение, богатство и так далее. Будто говорит, что всё это может быть добыто таким мерзким способом и тебе за это ничего не будет. Но, чем дальше, тем сильнее кино начинает показывать обратную сторону так называемой «блатной романтики». Фильм говорит нам, что этот человек угробил себя сам же. Это передаёт очередная метафора, так как в самые худшие моменты жизни главного героя он был не трезвым, а находился под влиянием наркотиков. В фильме очень много наркотиков, в каждой сцене. Но, этих наркотиков столько не сразу. Их количество увеличивается постепенно. Чем хуже происходящее вокруг, тем больше этого человека окружают наркотики, а в конце просто их количество достигает своего апогея. Поэтому, кино наоборот является антипропагандой такого образ жизни, нежели наоборот, как считают отрицательные рецензенты. Вот насколько здесь глубоко, под различными метафорами всё зарыто. Вы спросите меня, но почему же тогда восьмёрка? Я отвечу, что «Лицо со шрамом» просто отличное кино. Считаю ли я его шедевром, равным моей любимой «Зеленой миле»? Нет, не считаю. Это не означает, что фильм плохой, он просто отличный, с восхитительным сюжетом, хорошей актёрской игрой в целом, отличным soundtrack и глубоким позитивным message. Рекомендую ли я к просмотру? Конечно, рекомендую. Надеюсь, моя рецензия была полезна. Спасибо за внимание!

Лицо со шрамом

Самооборона наркобарона. Впрочем, автоматы шишкам вроде него уже не помогают, ведь по душу приговорённых наркобаронов как правило приезжает не один киллер, а целая дивизия таковых.

Казалось бы, всем замечательны незабвенные "Крёстные отцы", но волынку они порой тянут такую, что даже шотландские горцы обзавидуются. И нет, это не придирка, а простая констатация очевидного факта. Ну, так уж "неторопливо" Фрэнсис Форд Коппола видел эту историю в своём воображении и перенес её на большой экран, что ж теперь поделать.
Однако в случае с Брайаном Де Пальмой, которому в начале 80-х тоже выпал шанс поработать над эпичной и дорогой гангстерской сагой по сценарию Оливера Стоуна, всё получилось совсем иначе. Несмотря на то, что при написании сценария "Лица со шрамом" Оливер сам лечился от наркомании и мог бы нагородить в нём эпических огородов, он тем не менее удержал себя в руках и сделал всё предельно чётко. И когда его история попала в руки Де Пальме, Брайан тоже не ударил лицом в кокс. пардон - в грязь. Даже несмотря на внушительный трехчасовой хронометраж, кинобиография выдуманного наркобарона Тони Монтаны была снята на удивление динамично, изобиловала крутыми событиями, пальбой и насилием, поэтому заснуть на ее просмотре так легко уже не получалось.
Не подкачал и Аль Пачино, явно соскучившийся по таким ролям, ведь несколько предыдущих лет ему приходилось играть сплошь одних законопослушных граждан. Причем на сей раз Аль изобразил на экране образ, совершенно не похожий на интеллигентного и образованного рефлексанта Майкла Корлеоне. Тони Монтана много не думает, ибо туповат, зато он свиреп и неудержим, как ужаленный пчелой буйвол. За счет чего и прёт по жизни, сметая со своего пути всех и вся А если же Тони, бывало, и лезет в карман, то не за словом, а только за "пушкой". Именно по этой причине "Лицо со шрамом", а не "Крестный отец" был культовым фильмом в 90-е у нашей "братвы". Она видела в Монтане исключительно "правильного пацана", родственную душу и стремилась добиться в жизни того же, чего добился он. Ну а Майкл Корлеоне. Он был слишком аристократичен и "мажорист" для быковатых выходцев из городских подворотен. Поэтому его и цитировали гораздо реже, и подражать ему не особо стремились.

Помимо драйва, в котором тогдашний (увы, не нынешний) Де Пальма знал толк и которого поддавал, стоило лишь сюжету чуть притормозить, Брайан также радовал зрителя честной жестокостью, живописными видами Майами и отменной музыкой. Причём зачастую - всеми ими одновременно и безо всякого художественного диссонанса. Вот, например, связанному в квартире у наркоторговцев Монтане суют под нос заведенную бензопилу, а в это время прикрывающие его внизу кореша ни о чём не подозревают. Они сидят в кабриолете возле пляжа, слушают диско и глазеют на девчонок в купальниках. Вроде бы две совершенно разные по настроению сцены. Однако, Де Пальма так ловко чередует эпизоды с истеричным визгом бензопилы и беззаботными ритмами диско, что кажется, еще немного, и экран вашего телевизора лопнет от перенапряжения. Что ни говори, а это производит впечатление даже на пресыщенного триллерами зрителя 21 века, хотя картине в нынешнем году исполняется уже 35 лет.
Ну и, конечно, легендарная развязка "Лица со шрамом", которую вы уж точно запомните навсегда, даже если многие другие детали и события фильма выветрятся у вас из памяти. Перво-наперво Де Пальма подвёл свою драму под самый потолок её трагизма. И вот, когда всё в ней зашаталось и пошло трещинами, наступил черёд. чистокровного боевика 80-х с его пальбой очередями от бедра, разнузданной пиротехникой, толпами врагов-мишеней, кровищей и облаками разлетающегося от пуль кокаина! И опять же не скажешь, что эта сцена высосана из пальца. Наоборот, именно такой взрывной катарсис выглядит здесь идеальным, нежели бы ошалелый от горя Тони Монтана сел и тупо пустил бы себе пулю в лоб. Или того хуже, загремел бы в тюрьму размышлять о своём плохом поведении - вот уж точно была бы самая позорная концовка из всех возможных.

- Мужики, когда я в следующий раз скажу вам "давайте попилим бабло", не надо понимать меня буквально.

В общем, кабы не сюжетная "тянучка" и постоянная возня Майкла Корлеоне с его неврастеничными родственниками, я бы, конечно, пересматривал "Крёстного отца" гораздо чаще, чем делаю это сегодня. Чего не скажешь о "Лице со шрамом", которое я хотя бы раз в год, но гляжу регулярно. И которое всякий раз напоминает мне о том, в какое помойное болото скатился в итоге Брайан Де Пальма, так и не сняв в 21 веке не то, что аналогичного шедевра, а и вовсе ни одной приличной картины. Да и Аль Пачино вот уже лет десять ходит неприкаянный по Голливуду и снимается хрен пойми в чём. Правда, ещё есть надежда на грядущего "Ирландца" Мартина Скорцезе, где он собрал впечатляющую команду из старой "гангстерской" гвардии, включая не только традиционных Пачино и Де Ниро, но и аж самого давно ушедшего на пенсию Джо Пеши. Так что поживём-увидим, ну а пока будем перебивать аппетит классикой жанра, раз уж все киноновинки такого рода ей и в подметки не годятся.

Тони Монтана плавает в своей огромной мраморной ванне, потягивает сигару и смотрит телепередачу про пеликанов, в то время, как немало мечтавших пойти по его стопам российских "пацанов" 90-х смотрели по "видику" этот фильм, отмокая у себя в "хрущевке" в чугунной ванне и потягивая "Жигулёвское". Было дело, да.

"Лицо со шрамом": Правда или вымысел? Реальность против Голливуда

Скромно, тихой сапой на зарубежные экраны выбрался биографический фильм "Капоне", рассказывающий о крушении некогда самого опасного гангстера Америки, а ныне дряхлой развалины, не отличающей реальность от сна. Не думал писать об этой ленте, тем более что и получилась она, на мой взгляд, довольно посредственной, но в процессе просмотра заинтересовался некоторыми деталями и решил-таки кое-чем поделиться. Не стану особенно расписывать криминальные дела Аль Капоне - об этом и без меня полно материалов - сосредоточимся на том, что было после его освобождения из тюрьмы. Как обычно, в вопросах и ответах.

В отечественный прокат картина с оригинальным названием "Capone" выйдет под заголовком "Лицо со шрамом". За такое, конечно, нужно наказывать, но не нам решать. Просто имейте в виду и не путайте.

Разве не этот фильм прежде назывался "Фонце"?

Да, вы не ошиблись. Рабочее название этой картины было "Фонце", оно происходит от сокращенного имени Альфонсе, которое Капоне получил при рождении. По готовности картины к показу продюсеры и режиссер Джош Транк решили ленту переименовать в "Капоне" (Capone), а в России фильм получил прокатное название "Лицо со шрамом".

На чем основан сценарий фильма?

В титрах картины вы не увидите указаний на какой-то конкретный источник, но в ряде интервью сценарист и режиссер Джош Транк упоминал, что вдохновение и информацию черпал из воспоминаний о Аль Капоне членов его семьи. Так, например, ряд сцен был взят из описаний в книге "Дядя Аль Капоне" ( Unkle Al Capone ), написанной внучатой племянницей гангстера Дейрдрой Мэри Капоне.

Как долго Аль Капоне пробыл в тюремном заключении, прежде чем его выпустили на свободу в 1939 году?

В 1931 году в возрасте 32 лет Аль Капоне за уклонение от уплаты налогов был осужден и приговорен к 11-летнему заключению в тюрьме. Сначала его поместили в тюрьму округа Кук, следом перевели в Атланту, а затем в 1934 году этапировали в знаменитый Алькатрас. После семи с половиной лет отбывания срока Капоне был досрочно освобожден по причине резкого ухудшения здоровья - его доставили для лечения в Балтиморский госпиталь, а потом передали под опеку супруге Мэй Капоне в ее с мужем дом во Флориде. До сих пор ходят слухи, что знаменитый гангстер инсценировал слабоумие, чтобы выбраться из-за решетки.

Выплатил ли Капоне те долги по налогам, которые послужили причиной для его ареста и заключения под стражу?

Да. Это было частью условий приговора, которые, в том числе, в дальнейшем позволили Капоне покинуть Алькатрас раньше отведенного судом срока. К моменту выхода Аль Капоне из тюрьмы в ноябре 1939 года им были погашены долг по неуплаченным налогам в сумме 215 тысяч долларов, штраф за нарушение в сумме 50 тысяч долларов и еще 7692 доллара за судебные и юридические издержки.

Возможно ли, что Аль Капоне в тюрьме симулировал слабоумие?

Автор фильма "Лицо со шрамом" Джош Транк - не первый, кто предположил, что Капоне симулировал деменцию, чтобы покинуть тюрьму досрочно, слухи об этом ходили еще при жизни гангстера. В качестве доказательства некоторые приводят слова Клайда Смэлдона, главы заправлявшей в Денвере мафиозной семьи, из книги "Смэлдон: Нерассказанная история американской преступности" ( Smaldone: The Untolded Story Of An American Crime Family ): " Аль Капоне, якобы, убедили, что у него был нейросифилис, но это чертова ложь. Никакого сифилиса у него никогда не было. Максимум, от чего он мог страдать, это разбитое сердце! " Также Смэлдон утверждал, что виделся с Капоне незадолго до его смерти и застал своего "коллегу", что называется, в здравом уме и трезвой памяти.

Факты, впрочем, говорят об обратном. В начале тюремного заключения Капоне подвергся всестороннему медицинскому освидетельствованию, и ему был поставлен диагноз гонорея и сифилис. Кроме того, гангстер был вынужден отказаться от кокаина, на котором плотно сидел все последние годы, и это привело к жесткой ломке. Диагноз нейросифилис - поражение головного мозга - был поставлен Капоне в 1938 году, и это значит, что к моменту своего выхода из тюрьмы гангстер вполне мог страдать от расстройства когнитивных способностей и галлюцинаций. Аль Капоне стал одним из первых пациентов, к кому начали применять массированную пенициллиновую терапию еще до того, как в 1942 году Соединенные Штаты приступили к массовому производству лекарства, но, судя по всему, было уже поздно - поражения мозга были слишком велики.

Существовал ли в действительности особняк Аль Капоне во Флориде, показанный в фильме?

Да, разумеется. Аль Капоне приобрел дом в 1928 году, отдав за него 40 тысяч долларов (примерно полмиллиона сегодняшними деньгами). Поместье расположено по адресу 93 Palm Ave на острове Palm Island в заливе Biscayne Bay недалеко от Майами. Именно сюда освободившийся из тюрьмы гангстер был доставлен из больницы в Балтиморе, здесь за ним ухаживали жена Мэй и доктор Кеннет Филлипс. Поместье также печально известно тем, что именно в нем Капоне отдыхал во время так называемой чикагской "Резни в День Святого Валентина", которую, по слухам, он организовал, но скрылся, чтобы не погибнуть и не попасть в лапы полиции.

Существовал ли в реальности агент ФБР Кроуфорд, который в фильме приставлен следить за Капоне во Флориде?

Нет. Не существует никаких свидетельств того, что к Аль Капоне был приставлен агент ФБР по фамилии Кроуфорд. Впрочем, история вообще обошлась сурово с теми, кто противостоял знаменитому гангстеру - по сути в записях Бюро остался только Элиот Несс, тот самый федерал, который задержал Капоне 5 июня 1931 года и предъявил обвинение в уклонении от уплаты налогов. Его, как мы помним, в свое время в "Неприкасаемых" сыграл Кевин Костнер.

Откуда возникло прозвище Аль Капоне - Лицо со шрамом?

Как Капоне стал самым известным гангстером США?

Чтобы понимать происходящее в кадре фильма "Лицо со шрамом", стоит все-таки отметить несколько важных вех на пути Аль Капоне к вершине криминального Олимпа. Считается, что впервые жестокость Капоне ярко проявилась в возрасте 14 лет, когда он с родителями жил в Нью-Йорке - в школе Альфонсо поспорил с учительницей, та попыталась ударить его указкой, но в ответ мальчишка ударил ее саму. В результате Капоне был отчислен, а его семье пришлось переехать в Бруклин, где будущий гангстер и присоединился к двум уличным бандам. Именно на улице Аль познакомился с будущими криминальными авторитетами Лаки Лючиано и Джонни Торрио. Спустя некоторое время молодой Капоне довольно высоко поднялся в криминальной иерархии нью-йоркской мафии и был отправлен своим боссом Фрэнки Йелем в Чикаго, где стал правой рукой Торрио. В 1925 году Капоне возглавил Чикагский криминал, после того, как на Торрио было совершено покушение, и он уехал лечиться в Италию. Встав во главе империи 26-летний Аль Капоне подчинил себе все конкурирующие группировки, а кто отказался стать частью его мафии, стремительно ушел на дно озера.

Что это за история с "Резней в День Святого Валентина"?

За названием "Резня в День Святого Валентина" скрывается кровавая разборка, которую, по слухам, организовал Аль Капоне. Одним из самых крупных и жестоких соперников империи Капоне в Чикаго был глава ирландской мафии Джордж "Баггс" Моран - он даже совершил дерзкое покушение на своего конкурента, расстреляв в 1926 году ресторан отеля "Хоторн". Аль Капоне тогда спасли лишь оперативные действия телохранителя - охрана успела свалить гангстера на пол и укрыть от автоматной очереди. 14 февраля 1928 года несколько бандитов, одетых в полицейскую форму, подъехали к гаражу, где располагался склад Морана, и под видом обыска выстроили всех находившихся в нем мужчин вдоль стены. Вместо проверки документов семь членов банды ирландца были жестоко расстреляны, однако, самого Морана среди жертв не оказалось. И хотя полиции не удалось доказать причастность Капоне, находившегося в момент расправы над конкурентом во Флориде, Баггс Моран до конца жизни был уверен, что это дело рук "мерзкого итальяшки".

Побывал ли Аль Капоне в Чикаго хоть раз после своего освобождения из тюрьмы?

Нет. Как это показано в фильме, после выхода из тюрьмы в 1939 году Капоне фактически оказался заключенным в своем поместье во Флориде. Для управления преступной империей у недавнего короля мафии не осталось ни физических, ни душевных сил, поэтому резко сдавший преступник осел среди пальм и фонтанов в доме на берегу океана с женой и ближайшими членами семьи и больше никогда не выбирался на север страны.

Насколько сильно было подорвано здоровье Капоне к моменту его смерти?

Когда-то американские власти считали Аль Капоне "врагом государства и общества №1" за его острый ум, необыкновенную интуицию и способность рассчитывать свои действия и действия противников на несколько шагов вперед. Увы, проведенное доктором Кеннетом Филлипсом в 1946 году обследование показало, что Капоне быстро деградировал, и его разум к 45 годам стал похож на умственные способности 12-летнего. ФБР утверждает, что к моменту своей смерти бывший гангстер превратился в дряхлого старика и безумца, неспособного даже донести ложку до собственного рта.

Как умер самый известный гангстер Америки?

Неужели Капоне действительно забыл, где спрятал свои миллионы?

Не исключено. Идея о том, что Капоне припрятал существенную часть своего состояния задолго до ареста, а потом из-за болезни и старческой деменции, обретенных им в тюрьме, просто забыл об этом, ввела племянница гангстера Мэри Капоне. Вездесущие репортеры еще в 1930-е подсчитали, что чикагская преступная империя приносила его "королю" по 100 миллионов долларов ежегодно. По некоторым оценкам состояние Капоне могло составлять 1,3 миллиарда долларов в современном эквиваленте, и совершенно очевидно, что властям удалось найти и реквизировать лишь малую часть этого богатства.

Безусловно, "сокровища" искали. Ходили слухи, что часть своих денег Капоне зарыл на безлюдном полуострове озера Мичиган - там был перерыт каждый сантиметр почвы, но искатели остались ни с чем. В 1986 году во время реконструкции чикагского отеля "Лексингтон", где в свое время Капоне занимал сразу несколько номеров, рабочие обнаружили разветвленную систему подземных ходов и аварийных тоннелей. В одном из тайных проходов обнаружился сейф, который, как посчитали многие, и содержал накопления гангстера. Увы, публичное вскрытие хранилища в прямом эфире телевидения собрало у экранов рекордное число зрителей, но завершилось пшиком - в сейфе не оказалось ничего, кроме пустых бутылок и мусора. Тайна местонахождения денег Аль Капоне считается нераскрытой до сих пор.

Вот такое небольшое исследование о бесславном закате знаменитого главаря мафии. От оценок фильма воздержусь, здесь и без меня, кажется, все понятно, на предмет правды и вымысла тоже делать выводов не стану - за это меня часто ругают. Оставляю подведение итогов вам. А чтобы не скучать - заглядывайте в мои подборки других подобных исследований (вот здесь большая первая часть , а тут уже почти такая же большая вторая ), а я пошел смотреть очередную историческую мешанину.

В кино ходить пока рано, поэтому встречаться продолжаем исключительно на страницах канала Киноведа в штатском. Не хворайте и носите маски!

10 интересных фактов о фильме «Лицо со шрамом»

Фильм, наглядно показывающий судьбу людей, решивших встать на скользкий путь криминала, вышел на большие экраны в 1983 году.

Сегодня я расскажу вам о 10 интересных фактах, связанных с фильмом «Лицо со шрамом». Let's start!

Всё началось с романа Армитэджа Трэйла «Лицо со шрамом», который был опубликован в 1930 году. В основу произведения легли истории приближённых к Аль Капоне гангстеров, которые охотно делились деталями опасного ремесла с молодым писателем. Но Трэйла интересовали не только рассказы бандитов о своих похождениях, но и истории из жизни Капоне.

Позже, собрав всю информацию, Трэйл наделил главного героя романа Тони Камонте внешними чертами и характером именитого гангстера. Под «внешними чертами» стоит понимать шрам, который красовался на щеке Аль Капоне.

Оказавшись на полках книжных магазинов, роман «Лицо со шрамом» вмиг обрёл популярность. В год выхода экранизацией произведения заинтересовались режиссёр Говард Хоукс и продюсер-предприниматель Говард Хьюз. Проект был незамедлительно запущен в разработку.

«Лицо со шрамом» 1932 года

Во время работы над экранизацией романа создатели находились под пристальным вниманием гангстеров Аль Капоне. Король преступного мира одобрил съёмки фильма, но пожелал, чтобы его люди контролировали производственный процесс. Капоне не хотелось, чтобы персонаж, вдохновлённый его биографией, в кадре выглядел слишком циничным и отвратительным человеком.

Съёмки «Лица со шрамом» омрачились трагичным известием. Осенью 1930 года автор одноимённого романа скончался от сердечной недостаточности. Армитэджу Трэйлу было 28 лет.

Премьера фильма состоялась в 1932 году.

«Лицо со шрамом» 1983 года. Идея.

Вернёмся к «гвоздю программы». Идейным локомотивом нового проекта стал Аль Пачино. Актёр, ознакомившись с оригинальным фильмом, понял, что «Лицо со шрамом» - идеальный для ремейка фильм.

Пачино связался с продюсером Мартином Брегманом, с которым ранее работал над фильмами «Серпико» и «Собачий полдень». Брегману понравилась идея Альфредо, и он приступил к поискам студии и производственной команды.

Формирование команды

Амбициозный проект был запущен в разработку. Изначально режиссёрское кресло занял Сидни Люмет («12 разгневанных мужчин», «Холм», «Убийство в восточном экспрессе»). Стоит отметить, что Люмет вдохнул в производственный процесс новую жизнь. Именно он предложил не снимать классический ремейк, а адаптировать фильм под современные реалии, превратив Тони и его товарища Маноло в кубинцев-эмигрантов, которые, оказавшись в Штатах, решили «пойти вверх по социальной лестнице». Завязка сюжета в фильме 32-го года была совсем другой. Продюсерам понравилась идея Сидни Люмета. Но позже между режиссёром и студией возникли неприменимые разногласия.

Люмет хотел снять кино с серьёзным политическим уклоном, в котором обличалась неспособность американской власти бороться с наркотрафиком. Брегман не оценил режиссёрскую задумку, считая, что фильм должен быть полностью посвящён трагичной истории разложения одного человека. Человека, который, желая быстрых и лёгких денег, загубил себя и своё близкое окружение. Конфликт привёл к тому, что Люмет покинул «Лицо со шрамом».

Наработки Люмета, которые устраивали студию, остались в проекте. Режиссёрское кресло занял Брайан Де Пальма.

На позицию сценариста был приглашён Оливер Стоун. Для Стоуна фильм «Лицо со шрамом» - личная история. В те времена Оливер испытывал серьёзные проблемы с веществами, в частности, с белым порошком. Согласившись написать сценарий для «Лица», Оливер Стоун принял решение завязать с наркотиками.

Дабы минимизировать соблазны, на время работы Стоун решил уехать из США. Сценарий «Лица со шрамом» был написан во Франции. Работа над фильмом помогла Оливеру очистить организм и переосмыслить своё отношение к веществам.

Интересно, что, во время работы над сценарием, Оливер Стоун изменил фамилию главного героя с «Камонте» на «Монтана». Главный персонаж получил новую фамилию в честь Джо Монтаны – игрока в американский футбол, который был любимчиком Стоуна.

«1983» против «1932»

Стоит сказать, что фильмы, несмотря на единую основу, сильно отличаются друг от друга. Чтобы перечислить все различия, нужно писать отдельную статью с разбором множества моментов.

Но, думаю, лучше увидеть всё своими глазами. Если вам нравится «Лицо со шрамом» 1983 года, то я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с фильмом 1932 года.

Подготовка Аль Пачино

С Аль Пачино произошёл забавный курьёз. Несмотря на то, что ремейк «Лица со шрамом» был его идеей, продюсеры хотели пригласить на главную роль Роберта Де Ниро. К счастью для Пачино, Де Ниро не заинтересовался участием в проекте. Тогда роль, которая едва не ушла из-под носа, всё же досталась Альфредо.

Готовясь к роли Тони Монтана, Пачино несколько месяцев занимался боксом и постигал азы ножевого боя. Тренировки помогли актёру добиться необходимой «сухой» физической формы.

Работая над образом Тони, Аль Пачино вдохновлялся личным видением персонажа. Актёру казалось, что Монтана олицетворяет образ дикого и грациозного льва. Но видением дело не ограничилось: ради роли Пачино работал над кубино-испанским акцентом, дабы придать происходящему на экране большей правдоподобности. К сожалению, при просмотре фильма в дубляже, по понятным причинам, эффект полностью теряется.

Другие актёры

Про Мишель Пфайффер. Изначально Де Пальма не хотел видеть Мишель в роли возлюбленной Тони. Режиссёр считал, что не стоит привлекать малоизвестную и начинающую актрису в такой большой проект. Но на кандидатуре Пфайффер настоял Брегман, видевший в актрисе идеальную исполнительницу роли Эльвиры. Интересно, что в кастинге Мишель Пфайффер соперничала с Шэрон Стоун, Сигурни Уивер, Розанной Аркетт и Ким Бейсингер.

Про Стивена Брауна. Стивен Браун стал актёром, попавшим в каст «Лица» без долгих прослушиваний. Продюсеры отметили подходящие внешние данные артиста и сразу утвердили его на роль друга Тони. Интересно, что Стивен был единственным актёром основного состава, имевшим кубинские корни.

Локации

Изначально «Лицо со шрамом» должны были снимать в Чикаго, но из-за бюджета, ограниченного $37 000 000, создателям пришлось искать город, в котором работа будет стоить дешевле.

Создатели хотели снять фильм в Майами, но представители города отказались выдавать киношникам разрешение. Власти опасались того, что после выхода «Лица со шрамом» у туристического города появится дурная репутация нарко-пристанища.

Забавно, что опасения властей Майами, по сути, были бессмысленными. Получив отказ, создатели отправились снимать «Лицо со шрамом» в Лос-Анджелес, где во время работы над фильмом каждая уличная локация была стилизована под виды Майами.

Сухие факты о съёмках

-Доподлинно неизвестно, какое вещество съёмочная группа использовала вместо веселящего порошка. Но в некоторых сценах актёрам приходилось по-настоящему вдыхать в себя реквизит. Позже, в одном из интервью, Аль Пачино признался, что, вдыхая заменитель порошка во множестве дублей, он повредил обонятельные рецепторы. С момента съёмок «Лица со шрамом» прошло около сорока лет, и все эти сорок лет актёр страдает от проблемам с носом.

-Работая над финальной сценой перестрелки, Аль Пачино случайно схватился за раскалённый от стрельбы ствол пулемёта. Травма выбила актёра из съёмочного графика на несколько дней. (Конечно, патроны были бутафорскими, но сути это не меняет – после долгой стрельбы ствол всё равно становится горячим).

-За весь хронометраж фильма слово «F*CK» фигурирует более двухсот десяти раз. Конечно, до рекорда Мартина Скорсезе в картине «Волк с Уолл-Стрит» (повторяется более 500 раз) «Лицу со шрамом» далеко, но всё же фильм можно считать достаточно матерным.

-В фильме «Лицо со шрамом» нам показана ликвидация сорока двух человек.

Восприятие

Удивительно, но в момент выхода фильм был удостоен разгромных рецензии. Критики обвиняли картину в невнятной сюжетной линии и пропаганде бандитизма. «Лицо со шрамом» не смог покорить прокат, заработав всего $66 000 000.

Но самым возмутительным стало то, что за «Лицо со шрамом» Брайан Де Пальма получил номинацию на «Золотую малину» как худший режиссёр 1983 года. К счастью, дело ограничилось лишь номинацией.

Фильм был понят не сразу и получил культовый статус только через несколько лет.

Кокаинум


Кокаин — наркотическое вещество, получаемое из листьев коки. Действует как ингибитор обратного захвата сразу нескольких нейромедиаторов — отсюда стимулирующий эффект.

Как и любой наркотик, имеет множество жаргонных названий, из которых наиболее известны «кокс» и «снежок».

В массовом сознании с кокаином связан образ наркотика для очень обеспеченных людей, либо для творцов. Не секрет, что многие из них находятся в состоянии постоянного стресса от дел либо от безделья, и им всё время нужны стимуляторы и средства поддержания головы и духа в тонусе. А легальные вещества часто уже просто не спасают. Поэтому за кокаин они готовы платить бешеные бабки — и наркокартелям становится просто невыгодно продавать его задёшево. Богачи торчат, барыги подсчитывают барыши, порочный круг завертелся.

Второй вариант того, как можно говорить о кокаине — это, конечно, говорить о нём в начале XX века, в Прекрасную Эпоху, когда нужно подчеркнуть декадентный дух и упадок времён, разнузданную богему, развращённые власти, загнивающую аристократию — и пришедших её смести большевистских комиссаров, которые сами торчат на этом всё плотно.

Кокаин относится к группе стимуляторов, поэтому зависимость от него формируется в основном психологическая — физическая ломка, в случае с коксом, явление редкое, и она не в пример слабее героиновой. В СССР вообще официально считалось, что физической зависимости от кокаина не бывает, но это не так — примерно 15-20 % при попытке слезть таки получают ломку. Если механизм действия опиатов — «со мной жить классно, без меня — смерть», то у кокса всё поумереннее: «без меня жить можно, а со мной — веселее и краше». По этой причине (а также — из-за простого и относительно безопасного способа употребления) на него подсаживаются гораздо проще и охотнее, чем на опиаты, но и слезть с кокса не в пример легче, чем с героина или морфия, и количество людей, успешно распрощавшихся со «снежком», куда больше, чем завязавших опиатных нариков.

Алкалоид кокаин (или «основание кокаина») непригоден для медицинского применения и снюхивания из-за плохой растворимости — потому кокаиновую пасту перерабатывают в гидрохлорид кокаина (собственно его и подразумевают под «кокаином»). При нагревании гидрохлорид разлагается, а кокаин возгоняется. Около 1970-х придумали превращать гидрохлорид в кокаин сразу на месте, смешав с несложными реактивами и нагрев зажигалкой — получился крэк. В отличие от нюхательного кокаина, крэк курят, и он даёт сильное короткое опьянение — а значит, можно дёшево «ударить по шарам», но работать так невозможно. Потому крэк ассоциируется с бедными районами США, а не с богатыми творцами. В Европе и России крэк практически неизвестен — ему предпочитают более дешёвую синтетику и курительные смеси.

Минздрав предупреждает: мало того, что кокаин сам по себе сильнодействующий наркотик, практически везде он «разбодяжен», обычно более дешёвыми и опасными наркотиками.

Читайте также: