Курительный столик 19 века

Обновлено: 18.05.2024

Курительные салоны, ставшие популярными в Англии в середине XIX века, определили моду не только на интерьер для настоящих джентльменов, но и на одежду. Для посещения таких комнат надевали специальные куртки — смокинги. Такой салон для курящих мужчин из высшего общества мы видим в фильме «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона. LegenDaily начинает серию публикаций, в которых будет рассказывать об интерьерах знаменитых кинокартин.

В богатых домах также устраивали курительные комнаты — только для мужской части семейства и гостей того же пола. Даже в Букингемском дворце был такой курительный салон.

Часто в таких комнатах размещали коллекции оружия, книг. Нередко здесь же можно было курить кальян.

Курительные комнаты часто оформляли в восточном стиле и украшали множеством ковров, подушек и звериных шкур.

Интерьеры обычно отделывали бархатом, из того же материала шили шторы и специальную одежду для курения — смокинги. Считалось, что бархат хорошо поглощает табачный дым и запах, поэтому они не выносятся за пределы курилок.

С табаком по волнам

Разумеется, когда в конце XIX века по морям и океанам начали курсировать круизные лайнеры, они тоже не смогли обойтись без курительных комнат.

Крупнейшая британская судоходная компания White Star Line, заявившая, что ее суда класса «Олимпик» будут самыми современными и комфортными, устроила такие комнаты для всех категорий пассажиров — первого, второго и третьего классов. Не стал исключением и самый знаменитый корабль этой серии — «Титаник», прославившийся благодаря трагическому столкновению с айсбергом в 1912 году и увековеченный Джеймсом Кэмероном в одноименном фильме.

Это курительный салон для пассажиров первого класса на лайнере «Олимпик» — первом из судов одноименного типа, построенных компанией White Star Line. Фотографий салона с «Титаника» не сохранилось. Но он был точной копией такой же комнаты на «Олимпике». В фильме интерьеры воссоздавали по ее образцу.

В кинокартине мы видим курительный салон первого класса буквально несколько секунд. Именно здесь богач Каледон Хокли узнает, что его невесту Розу нигде не могут найти, и, взбешенный, велит своему телохранителю разыскать ее во что бы то ни стало.

Три класса курения

Отвлечемся от созерцания ярости Кэла и разглядим шикарную обстановку салона первого класса , которая точь-в-точь повторяет ту, что была на настоящем «Титанике».

Стены комнаты отделаны ценными породами дерева, окна — витражные, потолок украшен лепниной, помимо потолочных светильников помещение освещали позолоченные бра. Особой гордостью «Титаника» был камин из белого мрамора с узорной решеткой. Такое могли себе позволить редкие суда — боялись пожаров. Но White Star Line уверяла, что все ее лайнеры полностью безопасны.

Салон второго класса мало отличался от первого: те же деревянные панели на стенах, дорогие светильники и модный в то время линолеум на полу. Разве что камина не было. Курительные комнаты первого и второго классов хорошо проветривались благодаря имевшимся в них окнам.

Салон второго класса на «Олимпике». Отличия есть, но не очень значительные: потолок без лепнины, стены — без позолоченных светильников, в комнате нет камина. Но в целом вид весьма респектабельный.

А вот в курилке третьего класса окон не было. По воспоминаниям посетителей, у них постоянно слезились глаза от дыма, из-за которого в помещении было нечем дышать. Однако заядлые курильщики занимали там места с восьми утра, когда салон открывался, и сидели до закрытия — до полуночи. Потому что курить на «Титанике» можно было только в курительных салонах.

Даже для пассажиров низшего класса White Star Line не поскупилась на отделку: стены украшали дубовые панели, мебель обита тиком, столешницы — зеленой кожей. Вот только уборных в курилке третьего класса не было, в отличие от салонов для более знатных пассажиров.

Совершить виртуальное путешествие по курительному салону первого класса «Титаника» можно благодаря этому видео , которое сделали авторы интернет-проекта Mafia Titanic . Здесь можно прогуляться и по другим частям этого знаменитого корабля.

Накануне ар-деко

Интерьеры остальных помещений «Титаника» тоже были продуманы с величайшей тщательностью, что и передано в фильме. Например, помимо ресторанов, куда богатые пассажиры захаживали по вечерам, на борту имелось несколько кафе, где можно было позавтракать. Скажем, роскошное кафе «Паризьен» было стилизовано под уличные французские кафетерии. Белые плетеные стулья и маленькие столики, светлые полы, большие окна, узорчатая отделка белых стен, украшенных плющом и зеркалами, — все здесь создавало ощущение свежести, легкости парижского утра. Похожее настроение возникает в другом кафе на лайнере — оно называлось «Пальмовый дворик» и тоже пользовалось большой популярностью у пассажиров.

Это изящество и легкость резко контрастирует с бесцеремонностью, с которой Кэл обращается со своей невестой во время завтрака в кафе.

Почему джентльмены курили в бархатной одежде и сколько курительных салонов было на «Титанике»?

Из чего делали трубки в прошлом? Настоящая экзотика!

Современные трубки для курения табака делают из массы различных материалов. Безусловный лидер - конечно же бриар, но по сей день почётом и популярностью пользуются трубки из глины, кукурузных початков, оливы, морты, фруктовых пород древесины, турецкой "пенки" и даже настоящие калабаши из тыквы горлянки всё ещё имеют свою нишу. Но за всю историю курительной трубки использовалась и масса других материалов, сейчас считающихся настоящей экзотикой. Итак, сегодня расскажу и, в большей степени покажу, из чего ещё делали трубки.

Металл. Да, трубки делали из различных металлов, что сейчас не мыслимо. Но с конца 1590-х чего только не перепробовал курящий люд =)

Вот, к примеру трубка из олова, предположительно голландского производства, примерно 1740-х. Особой изысканностью она не страдает и в целом повторяет формы более известных собратьев из глины, но что определённо точно она гораздо прочнее. Грелась при курении наверное запредельно. Впрочем, глиняные трубки тоже не особо холодно курились.

Медь, за счёт своей мягкости, позволяла выйти за рамки "глиняных шэйпов" и создавать трубки уже в более интересных образах.

Бронза в пластичности меди конечно же уступает, но мастерам прошлого это не мешало. К тому же бронза более долговечна чем медь.

Трубки из железа конечно свою привлекательность теряли много быстрее, но были и прочны, и скорее всего дешевле.

Даже из чугуна выплавляли чаши трубок! Выглядят они конечно здорово, но вот к примеру эта австрийская трубка 1830-х весит более 400 граммов! Согласитесь курить её в походных условиях сможет далеко не каждый почитатель табачного дыма.

Ну и конечно же трубки делали из серебра, благо металл пластичный и выглядит более чем привлекательно. Но такие трубки наверняка могли себе позволить далеко не все трубокуры.

Мягкость серебра позволяла производить весьма экзотичные трубки. Впрочем, именно эта, английская трубка 1840-х годов, лишь бледное подобие так называемых "плетёных" глиняных трубок.

Очень популярными были трубки из кости и рога, и за счёт лёгкости обработки, и за счёт малого веса. Первое, что приходит на ум - это как же их курили? Вкус горелой кости - то ещё "удовольствие". Но наши предки были не так уж и глупы! Все "костяные" трубки оснащались табачной камерой из меершаума или белой глины, так что курить трубку из, к примеру, оленьего рога было не менее комфортно чем из не менее распространённой глины.

Лёгкость обработки позволяли мастерам прошлого создавать настоящие произведения искусства.

Трубки из рога оленя были весьма распространены в Европе, но общедоступными они вряд ли являлись. Чаще всего такие трубки покрывались обильной, тонкой резьбой. Рог и кость, кстати, одно время были альтернативой при изготовлении мундштуков, ибо были существенно дешевле натурального янтаря.

И ещё немного примеров трубок из рога и кости. Это немецкая трубка 1835 года.

Курительный столик 19 века

Как курили в России в конце XIX века

Обширной коллекцией портсигаров (несколько десятков штук) обладал император Николай II. Ныне эти великолепные произведения ювелирного искусства украшают многие музеи и частные собрания Европы и Америки. Подобно табакеркам екатерининской эпохи, именной портсигар с шифром «Н II» на крышке был очень дорогим подарком. Николай Александрович был заядлым курильщиком («когда был взволнован, беспрерывно курил», — отмечает мемуарист). В Александровском дворце в Царском Селе особое место среди предметов убранства занимает его курительный столик, смонтированный в виде ружейной пирамиды из трех настоящих винтовок системы Мосина (* Сергей Иванович Мосин (1849-1902), русский конструктор стрелкового оружия). Между ними закреплена круглая стальная столешница-мишень, а пепельницей служит обычный солдатский походный котелок.

Фирма Фаберже, к слову сказать, живо отреагировала на потребности этого рынка во время Первой мировой войны, наладив для фронтовиков массовый выпуск дешевых пепельниц и портсигаров из меди и латуни. Их было изготовлено несколько тысяч, но до нас дошло лишь считанное количество экземпляров.

Как курили в России в конце XIX века

Папиросная бумага была довольно дорогой. Привозить ее приходилось из Англии и Франции, потому что местные бумажные фабрики поставляли не очень хорошую продукцию. По мнению тогдашних специалистов, «главный недостаток российской бумаги состоит в том, что при своей толстоте она недостаточно плотна, имеет скважины, через которые проходит дым, отчего курение только затруднительно, но и иногда и вовсе невозможно». Для папирос с отечественным табаком принято было пользовать белую бумагу английского производства, а американский табак (мэрилендский, виргинский) набивался в желтую бумагу французского изготовления.

В 1860-е годы в Петербурге была известна и так называемая «гигиеническая» папиросная бумага, дававшая при горении натуральный табачный дым. При ее фабрикации использовались продукты переработки табачных листьев в смеси с обычной бумажной массой. Столичные медики дали новшеству высокую оценку, однако широкого практического применения оно так и не нашло.

На упаковку сигар и папирос шли бумага и картон лучших сортов, а этикетки, отличавшиеся оригинальностью и красочностью, выполнялись в технике многоцветной печати. Высоко ценилась продукция «Заведения графических искусств» Э. И. Маркуса, находившаяся на 10-й пинии Васильевского острова, 59.

Как курили в России в конце XIX века

Яркие картонные коробки Маркуса мы теперь можем видеть только на старых иллюстрациях или в музее. Курильщики прошлых лет безжалостно выбрасывали их в урны. Кстати, появлением мусорных урн мы обязаны прежде всего курильщикам. Поначалу урны появились в самых людных местах — на площадях, бульварах, вокзалах, в торговых рядах, и произошло это, очевидно, где-то в середине XIX века. Массивные каменные сосуды устанавливали в вестибюлях государственных учреждений и банков, вычурные вазы из бронзы, фарфора, майолики украшали холлы и парадные лестницы столичных особняков. Следует упомянуть и скромные навесные ящички с надписью «Для окурков», которыми обзавелся столичный городской транспорт (конки и трамваи). Все это многообразие стилей, материалов, творческой фантазии было задействовано не только из стремления угодить курильщикам, но и являлось следствием распространенного среди некурильщиков страха перед оставленной без присмотра тлеющей папиросой (сигарой, сигаретой, самокруткой).

Как курили в России в конце XIX века

На середину XIX века пришелся пик увлечения трубками. К тому времени по всей Европе распространился так называемый «восточный стиль» (или «турецкий»). Вместе с персидскими коврами, мягкой мебелью и экзотическим оружием одной из примет того времени стала трубка с длинным, чуть не полутораметровым чубуком. Эти трубки были украшены затейливой резьбой, тонкой инкрустацией из серебра, самоцветов, перламутра, ценных пород дерева, а мундштук нередко изготавливался из янтаря, что отметил еще Пушкин в «Евгении Онегине»: «Янтарь на трубках Цареграда / Фарфор и бронза на столе…» (Царьградом в русских средневековых литературных текстах, а впоследствии в повседневной речи называли Константинополь, переименованный в XV веке в (Стамбул.) Бытовало мнение, что такой мундштук обладал особым тонким вкусом.

В каждом гостеприимном и благополучном доме имелась коллекция трубок, чубуков и мундштуков; для их хранения сооружались высокие стеллажи. Как и в прежние годы, лучшими считались черешневые мундштуки. В зажиточных домах при трубках состояли казачки, в обязанности которых входило чистить трубки, запаливать их и раскуривать. Дядя Н. А. Лейкина курил «табак Жукова из трубок на длинных чубуках, которых у него было много, и стояли они в углу в медном тазу».

Как курили в России в конце XIX века

Для парадных чубуков ставили также стойку или вешалку. Табак держали в особых шкафчиках с ящичками. На вешалке затейливой столярной работы висели вплотную к стене самые длинные чубуки с янтарными мундштуками, прикрепленные шелковыми петлями с медными крючками к планке вешалки.

Гостей приглашали в курительную комнату, убранную разнообразными произведениями восточных ремесел, и предлагали трубки на выбор. Нередко гости оказывались в весьма оригинальной обстановке, вроде той, что описана в великосветской повести барона Ф. А. Бюлера «Ничего», вышедшей в свет в 1843 году. В курительной князя Волгина, героя этого произведения, «красовалось целое чучело некогда застреленного им медведя, который, как раболепный евнух, сторожил его курительные препараты, упорно сжимал в лапах несколько цареградских чубуков и не отдавал их до тех пор, пока известная пружина в его лапе не уступала настойчивости гостя».

В кабинете более известного литературного героя Манилова, напротив, все было более чем скромно, зато «больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на стол. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

Как курили в России в конце XIX века

В XIX веке, как и нынче, было распространено прикуривание у прохожего, при этом соблюдались определенные правила вежливости: если на улице подходили к незнакомому человеку и просили у него прикурить, то приподнимали шляпу со словами: «Позвольте прикурить». Прикурив, снова приподнимали шляпу и отдавали легкий поклон, получая поклон в ответ. Считалось невежливым зажечь спичку и прикурить прежде, чем от нее прикурит сидящий рядом курильщик, приготовившийся закурить. В присутствии дам без их позволения не курили.

Иногда гостю подавали свечу (она так и называлась -«курительная свеча»), чтобы он смог прикурить (в наше время прикуривать от свечи считается дурным тоном).

Средний курильщик века полтора назад выкуривал тридцать-сорок папирос в день, и это удовольствие обходилось ему от пяти до десяти рублей в месяц.

Пепел сбрасывали в расставленные на столах металлические, стеклянные или фарфоровые пепельницы, которые были всевозможных форм: блюдечки, раковины, рыбы, звериные морды, башмачки, ведерки на санках, листочки, яичные скорлупки, лежащие чертенята и т. п. -фантазия художников, работавших на производителей пепельниц, охватывала весь животный и растительный мир и распространялась далеко за его пределы. Стива Облонский тушил папиросы в перламутровой раковине-пепельнице вещь в те времена не редкая, но и не безделица.

Как курили в России в конце XIX века

К началу XX века изделия табачных фабрик Петербурга по своим высоким качествам были практически вне конкуренции в России. Они имели широкий и устойчивый спрос по всей стране и экспортировались за границу. Ежегодно в Петербурге распродавалось сигар и папирос 1 миллиард 853 миллиона 146 тысяч штук на сумму девятнадцать миллионов рублей, что составляло на каждого жителя столицы, с населением в один миллион человек, 19 рублей. «100 миллионов папирос в день — до таких размеров дошло потребление табака курящим Петербургом», — отмечала в 1910 году «Петербургская газета». Папиросы тогда продавались в пачках по 10 штук за 5-6 или 10 копеек. Но лучше всего расходились папиросы низших сортов, которые стоили меньше 5 копеек за десяток. «За последнее время замечается исключительное повышение спроса на дешевые папиросы, которые начинают совершенно вытеснять курительный табак», — заметил тогдашний наблюдатель. Отсюда можно сделать вывод, что курение охватывало все большие слои населения.

Курящий человек во все времена вызывал разные чувства у некурящих. В эпоху «серебряного века» курящий мог вдохновить на поэтические строки. Так Георгий Иванов, увидевший однажды, как в редакцию журнала «Гиперборей» заходит его редактор М. Л. Лозинский записал: «Так успокоительно в этом просторном, теплом, уютно освещенном кабинете. Горничная в наколке разносит чай, бисквиты, коньяк. Уже собрался кое-кто. Хозяина — редактора — еще нет, задержался в типографии. Но вот — скрип двери, шорох портьеры:

Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя,
С душой отцовско-материнской
Выходит Михаил Лозинский,
Рукой лелея исполинской
Свое журнальное дитя…»

Как курили в России в конце XIX века

Табачные фабрики продолжали трудиться на пользу всем курящим, поэтам в том числе. В 1913 году в Петербурге вырабатывали 81,5% всего российского табака (в Москве — только 17,3%). До 1914 года экспорт табачных изделий русского производства (папирос и крошеных Табаков) неуклонно рос. Основными потребителями русского табака были Финляндия и Германия.

И кто бы тогда мог подумать, что к 1917 году вывоз табачной продукции сойдет в России на нет.

Элегантный курительный столик с галереей трубок, 19 век

Feines, rotbraun gebeiztes, poliertes Furnier. Vier geschwungene Beine, Tischfläche mit abgeschrägten Ecken, darunter zwei Schubladen. Aufbau in Form einer Galerie für zwei Reihen Porzellanpfeifen, die untere Ebene mit 12 und die obere Ebene mit 13 Aussparungen für Pfeifenköpfe. Furnier teilweise rissig, Gebrauchs- und Altersspuren. Maße 119 x 68 x 150 cm. Repräsentatives, edel geschwungenes Möbel. Selten in dieser anmutigen Form (Pfeife auf Katalogfoto gehört nicht zum Los). Zustand: II

Информация об аукционе

Hermann Historica

Другие лоты аукциона

Верблюд в великолепной уздечке, Мейсен, 19 век

Необычная скульптура тутового шелкопряда, нефрит, Китай, около 1900 г.

Жемчужина классицизма с изображением Фортуны и Купидона, Италия, конец XIX века.

Две табакерки, немецкий, конец 18 века

Серебряная статуэтка высокого кавалерийского офицера, немец, XIX век

Пара прекрасных неоклассических аппликаций по проекту К.Ф. Шинкеля, Берлин, около 1830/40 г.

Впечатляющая группа фигур из Европы на быке, Мейсен, 19 век

Часто задаваемые вопросы

Я хочу принять участие в аукционе. Как это сделать?

Я хочу ознакомиться с условиями проведения торгов. Где это можно сделать?

Торги проводят аукционные дома и каждый из аукционных домов описывает собственные условия проведения торгов. Тексты вы можете увидеть на странице лота, кликнув на ссылку «Условия использования» в разделе «Информация о торгах»

Как узнать результаты аукциона?

Результаты аукциона публикуются в течении нескольких дней после завершения аукциона. В верхнем меню сайта найдите закладку «Аукционы». Нажав на нее, вы попадете на страницу аукционных каталогов, где без труда отыщете рубрику «Результаты». Открыв ее, выберите из списка нужный аукцион, войдите и просмотрите текущее состояние интересующего лота.

Как узнать выиграл ли я аукцион?

Данные о победителях аукционов конфиденциальны. Победитель аукциона получает оповещение напрямую из ответственного аукционного дома с инструкцией к дальнейшим действиям: счет на оплату и способы получения выигрыша.

Как осуществляется оплата выигранных лотов?

Каждый из аукционных домов имеет собственную политику оплат выигранных лотов. Все аукционные дома принимают банковские переводы, большинство из них принимают оплату кредитными картами. В ближайшее время Вы найдете для каждого конкретного случая подробную информацию в рубрике «Информация о торгах» на станице аукционного каталога и лота.

Каким образом осуществляется доставка выигранных лотов?

Пересылка выигранного лота зависит от его размера. Мелкие предметы могут быть доставлены почтовой пересылкой. Более крупные лоты направляются курьерской службой. Служащие аукционных домов предложат Вам различные возможности на выбор.

Меня интересует аукционный лот, который находится в архиве. Могу ли я купить его?

Нет. Архив служит справочником для изучения аукционных цен, фотографий и описаний произведений искусства.

Сделать ставку

Ставка по телефону Ставка

№ лота 3048
Аукционный дом Hermann Historica
Дата аукциона 02.11.2020

Это Ваша максимальная ставка, которая будет отослана в аукционный дом. Если максимальная ставка больше чем лимит цены на лот, аукционист будет делать ставки за Вас пока максимальная сумма, заданная Вами, не будет исчерпана.

Это Ваша максимальная ставка, которая будет отослана в аукционный дом. Если максимальная ставка больше чем минимальная цена на лот, аукционист будет делать ставки за Вас пока максимальная сумма, заданная Вами, не будет исчерпана.

Ошибка завершения ставки

Вы уже сделали ставку в € 40 000 и ставка принята аукционным домом. Если вы хотите ее уменьшить, то обратитесь напрямую в администрацию аукционного дома.

Ставка отправлена

Рекомендуемые лоты

Королевские баварские государственные железные дороги

Витрина 19 века.

Швейный стол бидермейер

Миниатюрный, модельный комод

Заявка на торги по телефону может быть сделана только в сочетании с письменной ставкой.

Аукционный дом ввёл лимит на ставку по телефону. Выберите, пожалуйста, максимальную ставку в раскрывающемся окне слева и проверьте Ваш номер телефона или напишите другой, или напишите дополнительные номера телефонов, как показано на примере ниже. Аукционист будет делать ставки за Вас пока максимальная сумма, заданная Вами, не будет исчерпана. После этого Вам будет предложено разместить дополнительные ставки по телефону. Пожалуйста, обратите внимание, что мы не даём никакой гарантии, что Вам дозвонятся представители аукционного дома. Ваша письменная ставка всё же будет учтена в аукционе.

Вы можете задать 2 дополнительных номера телефона. Напишите их в строку через запятую, как показано на примере. Пример: +49 30 XXXX, 030 XXXX, +49 171 XXXX, 0171 XXXX

Читайте также: