Круглый стол великая отечественная война

Обновлено: 26.04.2024

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Богдашкин Александр Андреевич, Теплухин Вячеслав Владимирович

ОТЧЕТ о работе Международной научной Конференции «Вторая мировая война в истории человечества. 1939 – 1945 гг.»

Международная научная конференция «Вторая мировая война в истории человечества. 1939-1945». 15-16 сентября 2015 г

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Актуальные проблемы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны»»

А. А. Богдашкин, В. В. Теплухин (Воронеж)

Круглый стол «Актуальные проблемы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны»

В связи с празднованием 70-летия Великой Победы СССР и других стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией и ее союзниками, а также особой актуальностью, которую приобрела история Второй мировой войны в современной напряженной международной обстановке, военно-историческая научно-исследовательская лаборатория и научно-исследовательский центр (боевого применения и обеспечения ВВС) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж) (далее -ВУНЦ ВВС «ВВА») приняли решение о проведении «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны». Его работа, в которой приняли участие сотрудники ВУНЦ ВВС «ВВА», Института славяноведения, Института социологии и Института научной информации по общественным наукам РАН, а также профессора и преподаватели высших учебных заведений Воронежа и Петрозаводска, проходила 1011 марта 2015 г.

В центре обсуждения находились наиболее дискуссионные проблемы эпохального события в истории человечества: причины и предпосылки Второй мировой войны, подготовка СССР к войне (первое направление), значение ряда военных операций на территории Советского Союза (второе направление), освободительная миссия Красной Армии в Европе (третье направление), интерпретация истории Второй мировой и Великой Отечественной войны в общественно-политическом дискурсе и историографии России и зарубежных стран (четвертое направление). Обсуждались и различные аспекты дипломатической истории.

Практически все выступающие говорили о том, что сегодня политические деятели многих стран пытаются интерпретировать историю Второй мировой и Великой Отечественной войны, которую вел советский народ против фашистской Германии и ее союзников, в угоду реализации своих политических целей. В результате в печати и ряде исследований появляется искаженная информация о различных аспектах Второй мировой войны. Задача профессиональных

историков - донести до широкого круга общественности правду об этих событиях.

С приветственным словом к собравшимся обратился начальник научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА» доцент, к. воен. н., полковник Е. В. Ильинов.

В рамках первого направления с докладом «Цивилизационные аспекты советско-монгольского боевого содружества в период Второй мировой войны» выступил руководитель Центра политологии и политической социологии Института социологии РАН, д. полит. н. А. С. Железняков. Основное внимание он сосредоточил на спорах современных монгольских историков относительно роли Советского Союза в конфликте на р. Халхин-Гол в 1939 г. По словам докладчика, большинство современных исследователей Монголии склонно рассматривать этот конфликт в качестве совместной монгольско-советской военной акции против японских милитаристов. Однако другая группа утверждает, что сражение на Халхин-Голе являлось схваткой двух агрессоров - СССР и Японии - над головой Монголии. По убеждению А. С. Железнякова, этот разброс во взглядах связан с политическими предпочтениями авторов, с их симпатией или антипатией к роли Красной Армии. При сугубо научном, беспристрастном подходе попытки заклеймить СССР как агрессора становятся абсолютно бесперспективными.

В докладе «Споры историков об экономических причинах Второй мировой войны» научного сотрудника военно-исторической научно-исследовательской лаборатории ВУНЦ ВВС «ВВА», к. и. н. А. А. Богдашкина было высказано суждение о необходимости детального изучения экономических причин и предпосылок нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Эта проблема, по его мнению, не получила должного освещения в современной российской историографии, хотя длительное время обсуждается в историографии Великобритании и США. Докладчик подчеркнул, что Гитлер обосновывал нападение Германии на Польшу тяжелой экономической ситуацией, диктующей необходимость использования «военной машины».

С докладом «Советско-финляндская война 1939-1940 гг. и советско-финский участок фронта Великой Отечественной войны: основные проблемы и их современные интерпретации» выступил зав. кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений Петрозаводского государственного университета, профессор, д. и. н. Ю. М. Килин. Докладчик подчеркнул, что главной целью

Финляндии в Великой Отечественной войне было создание «Великой Финляндии» за счет территорий Советского Союза, а установленный финнами оккупационный режим был жестче немецкого.

В рамках второго направления были заслушаны два доклада. Доклад начальника кафедры истории военного искусства ВУНЦ ВВС «ВВА», доцента, к. и. н. С. В. Крылова «Боевые действия советских Военно-воздушных сил на начальном периоде Великой Отечественной войны (22 июня - 15 июля 1941 г.)» был посвящен наиболее трагическому периоду в истории Великой Отечественной войны. Опровергнув позицию авторов некоторых современных публикаций о неготовности ВВС к войне и неумении советских летчиков, он привел примеры, свидетельствующие о том, что уже в первые три дня с момента внезапного гитлеровского нападения советские самолеты наносили удары по немецким объектам за пределами страны. В докладе старшего научного сотрудника военно-исторической научно-исследовательской лаборатории ВУНЦ ВВС «ВВА», к. и. н. В. В. Га-гина «Битва за Воронеж. Большая стратегическая игра Верховного Главнокомандующего летом 1942 г.» был поднят вопрос об обстоятельствах сражения за Воронеж. Город, по мнению докладчика, был стратегическим пунктом на южном направлении боевых действий.

В рамках третьего направления были заслушаны доклады сотрудников Института славяноведения РАН о положении стран и народов Восточной Европы в годы Второй мировой войны и освободительной миссии Красной Армии в 1944-1945 гг. Младший научный сотрудник С. М. Слоистов сделал доклад на тему «Славянская идея на страницах военной прессы Словацкой республики (1941-1942 гг.)». О положении русин в годы Второй мировой войны присутствующим рассказал выступивший с докладом «Русский национализм в среде русинов Словацкой республики (1939-1945 гг.)» научный сотрудник, к. и. н. М. Ю. Дронов. В обоих докладах поднимались интересные неизвестные историческому сообществу факты, вносящие важный вклад в понимание славянской идеи в годы Второй мировой войны и при послевоенном переустройстве мира.

Зав. Центром по изучению общественных процессов в Восточной Европе после Второй мировой войны, д. и. н. Т. В. Волокитина в докладе «Болгария в советской внешней политике в годы Второй мировой войны» подчеркнула, что в силу своего исключительного геополитического положения в «центре Балкан» Болгария оказалась в эпицентре событий Второй мировой войны. Сначала страна находилась на пересечении интересов Германии, СССР и западных

государств, а затем, по мере нарастания напряженности в рамках антигитлеровской коалиции, она стала одним из объектов противостояния между ее участниками. Для советского политического руководства Болгария являлась важной составляющей общей стратегии безопасности, нацеленной на установление контроля над Черноморскими проливами и обеспечение выхода в Средиземное море. Проиграв Германии в 1939-1940 гг. сражение за Болгарию, Советский Союз своими военными победами на фронтах Второй мировой войны подготовил реванш. Вступив летом 1944 г. на Балканы, Красная Армия фактически обеспечила защиту собственных стратегических интересов в регионе.

В докладе ведущего научного сотрудника, д. и. н. А. Ф. Носковой «Еще раз о Варшавском восстании 1944 г. и советской помощи» вновь были подняты дискуссионные вопросы об одном из трагических событий в истории Польши ХХ века. В результате поражения восстания 15-17 тыс. польских борцов с нацистами погибли в боях. По приказу Гиммлера в концлагеря было отправлено около 550 тыс. жителей Варшавы, а город был разрушен. Докладчик подчеркнула, что в Польше и многих странах Запада и по сей день не утихают споры о причинах и виновниках поражения восстания. Многие историки, общественные деятели и публицисты возлагают ответственность на Сталина, который якобы приказал остановить войска на подступах к Варшаве. Однако все документы и данные о советских потерях, по убеждению докладчика, не подтверждают эту позицию. Помощь советской стороны восстанию была регулярной и существенной, она облегчала трагическое положение повстанцев и населения, но не могла стать фактором, кардинально изменявшим военно-оперативную обстановку в Варшаве и вокруг нее. Военное поражение восставших было неизбежным. Замысел находившегося в эмиграции политического руководства Польши разгромить немецкий гарнизон в городе, провозгласить власть своего правительства в столице и встретить советские войска в качестве хозяев не мог быть реализован.

Младший научный сотрудник А. С. Гладышева, выступившая с докладом «Военнопленные румынской армии в СССР: проблема численности», затронула не менее дискуссионную проблему, которая по-разному трактуется отечественными и румынскими историками. Имеющиеся данные о численности румынских военнопленных, по словам докладчика, не являются достоверными и должны быть пересмотрены. Это позволит получить информацию о количестве граждан Румынии, прошедших советские лагеря системы ГУП-

ВИ, которой исследователи пока не располагают. Работа с учетными делами по каждому военнопленному очень трудна и кропотлива, однако ее результаты позволят более детально изучить проблемы учета военнопленных национальных армий, скорректируют имеющиеся в распоряжении исследователей цифры и снимут ряд претензий к советской системе учета со стороны зарубежных коллег.

Весьма интересной оказалась работа четвертого направления с докладами об интерпретации истории Второй мировой войны в Польше. Круг наиболее обсуждаемых в польском научном сообществе и публицистике аспектов истории Второй мировой войны был очерчен главным научным сотрудником отдела Восточной Европы ИНИОН РАН, ведущим научным сотрудником ИСл РАН, д. и. н. Л. С. Лыкоши-ной в докладе «Историческая политика современной Польши и некоторые дискуссионные проблемы Второй мировой войны». Докладчик отметила, что в современной Польше историческая политика является важной составляющей общественно-политического дискурса, в определенном смысле орудием политической борьбы. В акцентировании некоторых моментов достаточно отдаленных от нашего времени исторических событий весьма ощутимо дыхание современных политических запросов. Применительно к польской трактовке событий Второй мировой войны правомерно заключить, что речь идет о совершенно определенной расстановке акцентов: приравнивании СССР к фашистской Германии, отрицании значения освободительной миссии советской армии, переоценке деятельности польского антикоммунистического подполья, неправомерного преувеличения значения деятельности Армии Крайовой в годы войны. В целом речь идет о переоценке самой сущности Второй мировой войны.

В докладе пресс-секретаря Фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» В. П. Мастерова «Интерпретация истории Второй мировой войны и значение Победы над Германией в 1945 году на страницах современной польской печати» основное внимание было сосредоточено на оценках роли Советского Союза в победе над фашизмом, появившихся в польской прессе на фоне современного международного кризиса, вызванного событиями на Украине.

Доклад начальника военно-исторической научно-исследовательской лаборатории ВУНЦ ВВС «ВВА», к. и. н., майора В. В. Теплухи-на «Интерпретация деятельности Украинской повстанческой армии и Организации украинских националистов в 1939-1945 гг. в постсоветской Украине» продолжил рассмотрение комплекса вопросов, связанных с отрицательным влиянием политической конъюнктуры

на изучение новейшей истории. Многие политические деятели постсоветской Украины, по убеждению докладчика, использовали обсуждение истории Второй мировой войны в целях придания легитимности образованному в 1991 г. независимому украинскому государству. Начиная с 2005 г. тогдашний президент Украины, возглавляемый им блок «Наша Украина» и другие националистические партии, а также многие СМИ попытались реализовать курс, направленный на полную политическую реабилитацию ОУН и УПА. Сотрудничество многих украинских либеральных партий с правонационалистическими организациями способствовало тому, что правый радикализм становится на Украине обыденным элементом общественно-политической жизни.

О трудностях, с которыми в последние годы сталкиваются историки в процессе преподавания истории Второй мировой войны в высших учебных заведениях, в докладе «Интерпретация истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в современных российских вузовских учебниках» поделилась зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежской государственной академии искусств, профессор, д. и. н. Л. А. Мерца-лова. В условиях резкого сокращения часов на преподавание исторических дисциплин на неисторических факультетах гуманитарного профиля нынешнее поколение молодежи не обладает должным объемом информации об этом эпохальном событии в истории человечества. Докладчик высказала обеспокоенность и в связи с тем, что существующие учебники и учебные пособия по дисциплине « история» грешат односторонним субъективным подходом к изучению Второй мировой и Великой Отечественной войн.

11 марта 2015 г. участники «круглого стола» посетили памятные места боевой славы Воронежа и возложили цветы к мемориалу Чи-жовского плацдарма, где летом 1942 г. проходили наиболее ожесточенные бои за город.

Все участники отметили высокий уровень организации мероприятия. Намеченные цели «круглого стола» были достигнуты. Приняты конструктивные решения по дальнейшему взаимодействию между вышеперечисленными организациями. В дальнейшем планируется проведение совместных научно-исследовательских работ по военно-историческому направлению. Были высказаны пожелания по регулярному проведению совместных конференций и другим формам научного сотрудничества на базе организаций, принявших участие в мероприятии. Также было принято решение о публикации сборника статей на основе докладов состоявшегося «круглого стола».

Круглый стол на тему: "актуальные вопросы в истории Великой Отечественной войны". 10 класс

Споры отечественных историков, в частности по количественным параметрам указанных проблем, на наш взгляд, объясняются не только разными методиками подсчёта, отчасти защитой ведомственных интересов, но и отсутствием исчерпывающих статистических данных. По-другому, очевидно, и не могло быть, учитывая тот масштаб испытаний, которым был в 1941-1945 гг. подвергнут Советский Союз.

Учитель: Одной из важных дискуссионных проблем истории Великой Отечественной войны является выявление причин болезненных поражений Красной армии в первые месяцы ведения военных действий.

Ученик: Мнение историков. По-прежнему продолжается дискуссия о трагическом начале войны, причинах поражений Красной армии в первый период войны. Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что война, о которой знали и говорили на всех уровнях, оказалась во многом неожиданной в той конкретной ситуации лета 1941 г., когда отмобилизованная военная машина Германии обрушилась на СССР всей своей мощью. Советское руководство всеми силами стремилось выиграть время, отвести войну от советских рубежей, проводить взвешенную политику, не давать никакого повода Германии обвинить СССР в нарушении договоров. Такая линия вытекала из стремления во что бы то ни стало завершить программу модернизации армии, ее перевооружения до весны 1942 г. Отсюда следовало решительное «нет» Сталина о передвижениях войск на границе, о мобилизации и приведении армии в боевую готовность, отказ от разработанного плана стратегического развертывания вооруженных сил СССР (план превентивного удара по Германии), реализация которого была сопряжена с неоправданным риском, на который Сталин не мог пойти. Поэтому война застала армию в стадии реорганизации, а при сложившемся соотношении сил на направлениях главных ударов Вермахта Красная армия терпела неудачи. Целые армейские соединения попадали в окружение («котлы 1941 г.»), образовывались бреши на фронте, которые подчас нечем было закрыть.

Учитель: Тема недостаточной готовности СССР к войне, приведшей к катастрофе лета 1941 года и в дальнейшем к огромным потерям в Великой Отечественной войне, использовалась для критики как личных качеств и политики И.В. Сталина, так и всего режима в целом. Такого рода критика была характерна для диссидентского движения, а также для публицистического дискурса эпохи Перестройки. Тема готовности СССР к войне тесно переплетается с вопросом о внезапности нападения Германии на СССР.

Ученик : Мнение историков. Оценивая ситуацию в целом, следует признать ряд бесспорных фактов. В предвоенный период руководство СССР уделяло огромное внимание подготовке страны к войне. На эту подготовку были затрачены огромные ресурсы, точный объем которых сейчас затруднительно определить. В рамках этой подготовки были созданы многочисленные вооруженные силы, оснащенные большим количеством оружия и военной техники (23 тыс. танков, 117,5 тыс. орудий и минометов всех систем, 18,7 тыс. боевых самолетов). В СССР сформировалась мощная оборонная промышленность, способная производить современную военную технику. В то же время реальное применение вооруженных сил показало их многочисленные недостатки и слабые места, часть которых связана с ошибочными решениями, принятыми в рамках подготовки к войне. Но необходимо учитывать, что противником, с которым пришлось воевать Красной Армии, была страна с сильной экономикой, крепкими военными традициями и мощной инженерной культурой. Поэтому в сравнении с созданной этой страной военной машиной подготовка СССР к войне неизбежно будет показывать какие-то слабые стороны. Традиционно больше всего споров вызывает вопрос об оснащенности Красной Армии вооружением и военной техникой. В исторических исследованиях советского периода было принято противопоставлять две цифры: 4300 танков немцев и их союзников против 1861 танка современных типов (КВ и Т-34) на вооружении СССР. Утверждалось, что танки старых типов находились в плохом техническом состоянии, большая часть из них требовала ремонта и не могла быть использована в боевых действиях. Отмечался низкий моторесурс этих танков, от 80 до 120 часов (эти показатели, действительно невысокие с точки зрения эксплуатации в мирное время, лучше, чем у танков, которые использовались в контрнаступлении под Сталинградом, и примерно соответствуют моторесурсу танков советского производства второй половины 1943 года).

Учитель: Предметом неутихающего дискурса в научном сообществе является и такой вопрос, как степень воздействия репрессий на комсостав Красной армии в довоенный период на уровень её боеспособности в годы Великой Отечественной войны.

Ученик: Мнение историков . В настоящий момент сложно оценить, насколько высокой была боевая подготовка войск Красной Армии. Можно лишь сказать, что боевая подготовка шла регулярно, проводились маленькие и большие учения, на которых отрабатывались как наступательные, так и оборонительные действия (в боевой подготовке войск не прослеживается избыточного наступательного крена, о котором писали многие авторы). Командный состав слишком часто менялся в связи увеличением численности армии и её постоянными реорганизациями, его численность была недостаточной. Репрессии 1937-38 годов внесли в эту проблему не такой уж большой вклад, что доказывает в своих работах М.И. Мельтюхов. На смену репрессированной военной элите Красной Армии пришли более молодые и лучше образованные кадры (в том числе окончившие военные академии), хотя их опыт управления войсками был меньше, им не довелось командовать армиями и фронтами в период Гражданской войны. Некоторые мемуаристы и исследователи (например, генерал А.В. Горбатов, маршал А.М. Василевский, историк О.Ф. Сувениров) считали, что репрессии подорвали боеспособность армии, лишив её опытных военачальников. Но сейчас нет возможности доказать, что представители репрессированной военной элиты лучше командовали войсками, чем новое поколение командных кадров (впрочем, невозможно доказать и обратное). А.А. Смирнов в своих работах, анализируя документы о боевой подготовке войск Красной Армии, пришел к выводу, что она в результате репрессий не снизилась, а выявляемые проблемы с боевой подготовкой и боеготовностью были такими же, как и до репрессий.

Учитель: Нельзя умолчать о военно-патриотическом воспитании населения и «культом Сталина».

Ученик: Мнение историков. Все большее значение приобретает тема о роли И. В. Сталина в годы войны. Она сегодня вызывает интерес у многих, звучит в средствах массовой информации, активно дебатируется на разных уровнях. Высказываются самые противоположные мнения, подчас весьма далекие от исторической правды. Наука еще в полной мере не оценила огромный вклад Сталина в дело победы. В 1950-е гг. Н. С. Хрущевым и его сторонниками роль Сталина в годы войны была сильно искажена в угоду политической конъюнктуре. Сам Хрущев взошел на олимп власти в первую очередь благодаря «развенчанию культа личности Сталина». В конце 1980-х – начале 1990-х гг. некоторые «историки» даже «договорились» до того, что война была выиграна вопреки Сталину, что он мешал достижению победы. Более абсурдные утверждения трудно найти. Фигура Сталина в советской истории более всего ассоциируется с репрессиями. Однако историческая справедливость заставляет признать очевидный факт: Сталин – это и победа СССР как крупнейшей державы. Никто не снимает со Сталина ответственности за 1937–1938 годы, но исторически несправедливо подвергать сомнению его организаторскую роль в дни тяжелых военных испытаний.

Ученик: Тщательному анализу подвергается проблема «человек на войне» – морально-психологические факторы наших поражений и побед. При этом подчас утверждается, что в первый период войны наша армия воевала не умением, а числом, что солдаты якобы воевали по принуждению. Искажению подвергается история штрафных частей и заградительных отрядов, созданных, как известно, приказом Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. Историкам на сегодняшний день не известны случаи и подтверждающие их документы, когда бы заградительные отряды стреляли по своим войскам. В штрафные роты и батальоны с сентября и до конца 1942 г. было направлено 24993 человека. Среднемесячная списочная численность личного состава действующих фронтов в четвертом квартале 1942 г. составляла 6 млн 343 тыс. военнослужащих. Поэтому численность штрафных частей не позволяет говорить о них как о факторе, оказавшем сколько-нибудь существенное влияние на ход и результаты военных действий [1, с. 689].

Учитель: Отечественные учёные пытаются выявить масштабы смертности и советские потери.

Ученик: Историки продолжают заниматься уточнением потерь Советского Союза в войне (людских, материальных) и трагедией плена. В феврале 1946 г. Сталин назвал цифру потерь – 7 млн человек, в 1960-е гг. Хрущев – 20 млн чел. На рубеже 1980–1990-х гг. военные историки провели огромную работу по подсчету людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Подсчеты продолжаются. Результаты были опубликованы в специальных сборниках. Сегодня общие людские потери оцениваются в 26,6 млн человек, в том числе 8,6 млн чел. – воинские потери и 18 млн – потери среди мирного населения [9, с. 227–240]. По советским военнопленным сохранились данные управления Вермахта по делам военнопленных: общее число взятых в плен с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1944 г. составило 5 млн 213 тыс. 57 человек. Общее число истребленных советских военнопленных к 1 мая 1944 г. достигло 3 млн 291 тыс. 157 человек, из них: умерло в лагерях 1 млн 981 тыс. человек; расстреляно и убито при попытке к бегству – 1 млн 30 тыс. 157 человек; погибло «в пути» – 280 тыс. человек [3]. Около 1 млн наших воинов погибли, освобождая народы Европы и Азии от оккупантов. 3 млн рядовых коммунистов отдали свои жизни за Родину. В результате фашистского нашествия около 30 % национального богатства потеряла наша страна.

Учитель: Государство в СССР проводило планомерную подготовку общества к войне. Для этого применялись разные методы: пропаганда в СМИ, через кинематограф. Общество все же не было полностью готово к тому, что война приобретет национальный характер и будет войной за выживание русского народа.

Учитель: Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние пятнадцать лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную историю Великой Отечественной войны, наиболее адекватно представить ее нашему современнику на основе принципов историзма и объективности.

Ученик: В конце 1980-х – первой половине 1990-х гг. в публицистике и даже исторической литературе появились суждения и заявления, подаваемые под видом сенсационных, которые не только не способствовали утверждению исторической правды о войне, но, напротив, вводили в заблуждение общественное мнение, искажали факты, а их сторонники не утруждали себя кропотливой работой с архивными и опубликованными документами. Так возникали новые мифы о Сталине, якобы вопреки которому была выиграна война, о генерале А. А. Власове как «подлинном» защитнике России и «главном борце» с режимом Сталина и многие другие.

Ученик: Анализ современной историографии Великой Отечественной войны был дан в ряде книг и ста- тей1. В конце 1990-х гг. опубликованы обобщающие очерки по истории Великой Отечественной войны, а в 2011 г. увидел свет первый том фундаментального 12-томного труда «Великая Отечественная война 1941–1945 годов», подготовленный коллективом историков. Сегодня ученые широким фронтом изучают события 1941–1945 гг., занимаются публикацией документов, воспоминаний, свидетельств участников событий.

Учитель: История – это память поколений. В неразрывной цепочке истории нашего Отечества история Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. имеет особый смысл и значение. И – повторяя ставшие хрестоматийными слова «никто не забыт, ничто не забыто» – как важно наполнить их подлинным смыслом и конкретным содержанием. Историки России готовы выполнить эту историческую миссию.

Спасибо всем выступающим за подготовленный материал и дискуссию. До свидания!

Сергей Нарышкин провел «круглый стол» о героизме советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны

Круглый стол в Российском государственном архиве социально-политической истории, посвящённый героизму советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны.

Круглый стол в Российском государственном архиве социально-политической истории, посвящённый героизму советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны.

10 марта в Российском государственном архиве социально-политической истории прошел «круглый стол» на тему: «Героизм советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны». В его работе приняли участие депутаты Государственной Думы, российские и зарубежные представители научного сообщества, руководители ряда российских вузов и музеев.

Открывая заседание, Председатель Государственной Думы, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин

Нарышкин
Сергей Евгеньевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поздравил всех присутствующих с Днём архивов, который отмечается 10 марта в России. С.Нарышкин отметил, что в российских архивах бережно хранится «истинное историческое богатство и грамотно организуется его использование». При этом, по его мнению, архивам необходимо развиваться в соответствии с требованиями времени, обновляя научно-справочный аппарат, облегчая доступ исследователей к документам. «Надо удовлетворять растущий интерес общества к истории», – уверен Председатель РИО.

Более подробно остановившись на теме «круглого стола», Председатель Госдумы подчеркнул, что обстоятельства попадания в плен и само поведение в плену во время Великой Отечественной войны были разными. Он напомнил о подвигах Александра Печерского, который организовал восстание в лагере смерти Собибор и генерала Дмитрия Карбышева, зверски замученного в Маутхаузене, об участии советских военнопленных, бежавших из немецкого концлагерей, в рядах движения Сопротивления и других партизанских движениях Европы. «Их подвиг – наша общая с Европой история борьбы с нацизмом», – заявил С.Нарышкин.

«Преступления против человечности не имеют срока давности. И в этой связи ещё нуждаются в правовой оценке многие факты, включая варварскую атомную бомбардировку японских городов Хиросимы и Нагасаки», – отметил Сергей Нарышкин

О высоком интересе к архивным документам рассказал руководитель Федерального архивного агентства России Андрей Артизов. В этой связи он отметил важность продолжения «политики доступности документов для граждан». В российский архивах хранятся документы, среди которых есть редчайшие экземпляры. «Важно сохранить эти документы на века. Без архивов нет истории», – сказал он.

Советник Председателя Кнессета государства Израиль Илья Васильев отметил, что «увековечение памяти героев-фронтовиков – то направление, в котором мнения наших стран совпадают». Он также подчеркнул, что пересмотр ряда исторических событий в угоду времени недопустим: «Важно не дать замолчать подвиги военнопленных».

Тему продолжил директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин: «Российские архивы позволяют говорить о достоверных примерах героизма среди военнопленных». В то же время он с сожалением отметил, что некоторые современные историки мало интересуются архивными документами. «Сегодняшняя ситуация на Украине пример того, что происходит с памятью народа, если перестают работать профессиональные историки и архивисты», – добавил он.

Ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар предложил в обязательном порядке включить материалы о подвигах военнопленных в курсы лекций университетов и школьную программу. По его словам, это будет «дополнительным оружием в информационной войне, которая ведется против нашей страны».

Говоря о жестоком отношении к военнопленным в период Великой Отечественной войны, научный сотрудник Германского исторического института в Москве Сергей Кудряшов высказал мнение, что их судьба для немцев была предрешена еще до начала войны. «На военнопленных смотрели как на лишних людей, они стали первой жертвой расовой политики Рейха», – считает он. Данные зарубежных и российских историков о количестве военнопленных, по его словам, разнятся. Это связано с тем, что нет четкого понимания как считать плененных, например на территории Украины было отпущено из плена более 300 тысяч человек, с условием, что они будут сотрудничать с немцами. С.Кудряшов также добавил, что, вопреки устоявшемуся мнению, только семь процентов военнопленных, вернувшихся на Родину, были отправлены в лагеря ГУЛАГа после окончания войны. Позже они были реабилитированы и приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны.

Нарышкин
Сергей Евгеньевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , находясь в Российском государственном архиве социально-политической истории, посетил выставку «Советские военнопленные: подвиг и трагедия». На ней представлены уникальные документы и фотографии, в том числе протокол допроса сына Иосифа Сталина – Якова Джугашвилли, дневник дежурных секретарей Иосифа Сталина 22 июня 1941 года. Также среди экспонатов коллекция карикатур на членов Политбюро ЦК КПСС, которую собрал Маршал Советского Союза Климент Ворошилов.

Пояснительная записка

Цель мероприятия – ознакомить учащихся с историей города Магнитогорска, в годы Великой Отечественной войны.

1) Способствовать формированию чувств патриотизма и любви к своей «Малой Родине», своему городу.

2) Сформировать умение решать учебные задачи, анализировать и синтезировать информацию.

3) Мотивировать учащихся на изучение истории России и истории Великой Отечественной войны.

4) Сформировать комплекс знаний о вкладе Магнитогорска в историю Великой Отечественной войны и победы в ней.

Возраст учащихся. Мероприятие ориентированно на обучающихся 7-9 классов.

Условия, необходимые для проведения мероприятия. Для мероприятия необходимо подготовить учебную аудиторию с настроенным мультимедийным оборудованием. Для удобства участников в аудитории должно находиться не менее 10 столов, не менее 20 стульев. Должно быть организовано место для работы ответственного за техническую реализацию мероприятия.

Оборудование

Оформление. Основным элементом оформления мероприятия является выставка творческих работ учащихся на тему «Герои Отечества – наши земляки».

Технические средства. Для успешного проведения мероприятия учебную аудиторию необходимо оснастить следующими техническими средствами: компьютер или ноутбук, с установленным на нем пакетом программ Office и возможностями для воспроизведения видео формата *.mp4, мультимедийный видеопроектор, экран для видеопроектора, колонки. Все оборудование должно быть подключено и синхронизировано, находится в исправном и рабочем состоянии.

Название и авторы музыкальных произведений. В ходе подготовки мероприятия были использованы видеофайлы, содержащие звуковую дорожку, а также музыкальные авторские материалы.

1). Композиция « The Ring of Winter », авторские права на которую принадлежат лейблу звукозаписи «Two Steps From Hell» [10].

2). Остальные видеофайлы были использованы без изменения оригинальных звуковых дорожек, которые были использованы с соблюдением всех авторских прав [9, 11, 12].

Сценарий мероприятия

Звучит музыка, организаторы встречают участников мероприятия. Участники «Круглого стола» занимают подготовленную для проведения мероприятия аудиторию.

Мероприятие начинается с включения видеоматериала, содержащего аудиодорожку на фоне меняющихся видов природы России [11].

В час испытаний

Ты мне дороже жизни!

С тобою — умирать!» [13].

Клянись, как наши деды,

За жизнь ее и честь,

В желанный час победы:

Тут капля меда есть!» [13].

Ведущий №1. Как часто мы слышим слово «герой»? В литературных произведениях, стихах, которые воспевают их подвиги. Как часто сами мы чувствуем себя героями? Задаемся ли мы вопросом, что значит это слово, какой смысл стоит за простым сочетанием звуков и букв?

Ведущий №2. Фраза «Герой отечества» звучит гордо! Так мы можем назвать тех, кто внес свой вклад в наше мирное небо над головой и в наше будущее. История нашей страны знала немало героев. Чьи-то имена были забыты на станицах старых фолиантов, а чьи-то высечены в граните в память об их деяниях.

Ведущий №1. В каждом городе есть свои герои. И у города Магнитогорска их немало, несмотря на непродолжительную историю его существования.

Для фонового сопровождения используется видеоматериал, содержащий архивные видеоматериалы с работниками тыла в годы Великой Отечественной войны и современным производством [10].

Магниток в стране,

И поступь у них

Магнитка в Липецке.

у Магнитной горы -

Ведущий №2. Да, история нашего города не так велика, но жители Магнитогорска внесли огромный вклад в одно из самых великих событий XX века – победу в Великой Отечественной войне.

Ведущий №1. Да! Помимо активного участия в боевых действиях магнитогорцы стали настоящими героями труда, обеспечивая войска необходимыми ресурсами. И подвиг тружеников тыла не остался незамеченным! 2 июля 2020 года Магнитогорск и Челябинск официально получили звания «Городов трудовой доблести». Но есть у нас в году день, который посвящен тем, кто сражался за Малую родину и Россию на фронте. Это – 9 декабря – «День Героев Отечества».

Участникам демонстрируется тематический видеоролик, посвященный истории праздника и его происхождению.

Ведущий №2. Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить имена наших земляков, которые своими руками на полях сражения создавали наше мирное и спокойное будущее.

Ведущий №1. Все, что мы можем сделать – это выразить им свою благодарность и не забывать их имена и те жертвы, на которые они пошли для достижения Великой Победы 1945 г.

Ведущий №2. Наши докладчики подготовили свои рассказы о магнитогорцах. Вашему вниманию предлагаем рассказ о Николае Ивановиче Волкове.

Докладчик №1.

Рассказ сопровождает тематическая презентация, содержащая фотографии тех, о ком рассказывает докладчик и другие тематические материалы [6].

Рад приветствовать всех участников круглого стола. Мой рассказ посвящен жизни и деяниям Николая Ивановича Волкова – пулеметчика, сержанта Рабоче-крестьянской Красной Армии, участника событий Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза.

Следует отметить, что Николай Иванович Волков не был рожден в Магнитогорске. Потому, что Магнитогорска в год его рождения еще не существовало. Это был далекий 1924 год и постановление о строительстве «города на Урале» только-только было выпущено ЦК РКП(б). Родился будущий Герой Советского Союза в неприметном селе Кананикольское, которое сегодня уже стало поселком Зилаирским. Призван в армию Николай Иванович был в 1942 году и к январю 1945 года Волков был уже известен, как сержант и первый номер расчёта стрелковой роты 175 гвардейского стрелкового полка. 23 января 1945 года Николай Иванович проявив наилучшие качества солдата одним из первых бойцов своего подразделения, принял участие в захвате, удержании и расширении плацдарма на западном берегу реки Ордер. Известно, что в ходе активных боевых действий Николай Иванович Волков лично подбил два танка и ликвидировал большое количество вражеских солдат и офицеров. Все это отражено в его наградном листе, который был выдан Волкову 10 апреля 1945 года вместе со званием Героя Советского Союза, орденом Ленина и медали «Золотая звезда». Возможно вы задаетесь вопросом: «Как связан Николай Иванович и Магнитогорск?». Дело в том, что по окончании войны Волков был демобилизован и отправлен на родину, где в 1960 г. переехал в Магнитогорск, где закончилась его жизнь 24 октября 1983 года. Наш город не забыл героя, и в его честь была названа улица. Благодарю за внимание! [7, 15].

Ведущий №1. Как мы видим, даже те люди, которые переехали в наш город уже после окончания военных действий также оставили заметный след в истории края. В честь них называют улицы, памятные таблички с их именами водружают на дома, что бы люди, живущие сегодня, не забывали, какой ценой была достигнута их спокойная и беспечная жизнь.

Ведущий №2. А теперь пришло время вспомнить еще одного героя Ивана Фроловича Бибишева, расскажет про жизнь и подвиги которого следующий докладчик.

Докладчик №2.

Приветствую всех участников мероприятия. Представляю вашему вниманию рассказ о магнитогорце Иване Фроловиче Бибишеве – участнике войны 1941-1945 годов, лейтенанте Рабоче-крестьянкой Красной Армии, летчике и Герое Советского Союза.

В отличие от Николая Ивановича Волкова, Иван Фролович родился до того, как распоряжение о строительстве Магнитогорска вообще вступило в силу: 8 августа 1921 году. Однако его судьба сильнее переплетена с Магнитогорском – после окончания спецшколы Иван Фролович Бибишев работал в Магнитогорске метеорологом. Призван на службу он был в 1940 году, еще до начала Великой Отечественной войны, в рамках общего призыва. По всему миру тогда уже гремела железной поступью фашистская гидра, которая несла за собой смерть и разрушения. Руководители СССР чувствовали, что не смогут остаться в стороне. В 1942 году Иван Фролович успешно окончил летную школу в Чкалове (современный Оренбург) и был выслан на фронт. До победы Бибибишеву было дожить не суждено и его не стало 18 января 1943 года, когда был подбит во время бомбардировки вражеского склада. Иван Фролович направил горящий самолет во вражеский склад и погиб в результате взрыва. За время участия в боях Бибишев совершил 141 боевой вылет, в ходе которого уничтожил 20 вражеских танков, около 50 автомашин, несколько десятков орудий, несколько самолётов на аэродромах. Эта информация отражена в его наградном листе, согласно которому 24 августа 1943 года Бибишев Иван Фролович является Героем Советского Союза посмертно. Именем Бибишева названы улицы в городах Инсар и Магнитогорск. В Магнитогорске именем Бибишева также названа средняя школа № 8, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Благодарю за внимание! [7, 12].

Ведущий №1. Как писал Михаил Юрьевич Лермонтов:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…».

Но мы продолжаем помнить тех, кто не смог дойти до победы и остались среди бесчисленных жертв той ужасной и бессмысленной войны.

Ведущий №2. Последний докладчик расскажет нам о наиболее выдающемся герое нашего города. Иван Фомич Павлов является дважды Героем Советского союза. Про него мы подробнее узнаем из рассказа следующего участника.

Докладчик №3.

Рад приветствовать всех участников круглого стола. Сегодня я расскажу о жизни и деятельности Ивана Фомича Павлова, который стал дважды Героем Советского Союза, был летчиком в звании командира эскадрильи 6 гвардейского штурмового авиационного полка.

Как и в случае тех, кому уже были, сегодня посвящены рассказы, Иван Фомич Павлов не мог родиться в городе Магнитогорске, т.к. тот еще не был построен. Однако, как и в случае Ивана Фроловича жизнь Павлова была тесно связанна с нашим городом. Иван Фомич переехал в Магнитогорск в 1932 году, здесь он окончил 7 классов школы, в 1940 году закончил обучение в Магнитогорском индустриальном техникуме. Являлся членом магнитогорского аэроклуба. В декабре 1940 года был призван в Красную Армию в рамках общего призыва. Таким образом, с Иваном Фроловым они были из одного призывного потока, а также вместе окончили в 1942 году летную школу в нынешнем Оренбурге, который тогда носил имя Чкаловск. С июня 1942 по май 1945 — лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 6-го гвардейского штурмового авиационного полка (Калининский и 1-й Прибалтийский фронты). За мужество и героизм, проявленные при выполнении 127 боевых вылетов (к октябрю 1943 года), указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Павлову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2844). К октябрю 1944 года совершил ещё 77 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии капитан И. Ф. Павлов награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 4178). Иван Фомич прошел всю войну, но погиб через пять лет после Великой Победы в результате авиакатастрофы, произошедшей 12 октября 1950 года. Благодарю за внимание! [7, 15].

Ведущий №1. Как мы видим, наш город имеет своих героев и защитников, которыми мы можем гордиться и вспоминать их как можно чаще.

Ведущий №2. Мы не затронули и сотой доле тех, кто из нашего города принимал активное участие в военных действиях. Их имена навсегда высечены на граните мемориальных плит. Сегодня мы можем почтить их минутой молчания и памятью, которая не стирается со временем.

Ведущий №1. Приглашаем всех встать для проведения минуты молчания.

Сопровождение минуты молчания: видео содержащее черный фон и звуковую дорожку, имитирующую тиканье часового механизма [9].

Ведущий №2. Благодарим всех, кто посетил сегодня мероприятие, принимал участие в его проведении и организации. Сегодня наиболее важно не оставлять без внимания свою историю, память прошедших лет. Ведь тех, кто может нам ее рассказать, тех, кто бережно хранит ее в своей памяти, становится все меньше.

Ведущий №1. Миссию собрать воедино и донести потомкам нашу историю, героев, которые всегда будут рядом с нами, охраняя и оберегая нас…

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться –

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их – напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед [ 13 ] .

Список использованных источников

1. Авиационная энциклопедия в лицах [Текст]: энциклопедия / ред. А. Н. Ефимов. – Москва: Барс, 2007. – 712 с.

3. Герои Отечества – наши земляки [Презентация].

4. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь [Текст] / ред. И. Н. Шкадов. – М.: Воениздат, 1987. – Т. 1 /Абаев – Любичев/. – 911 с.

6. День героев Отечества [ Видео ]

9. Минута молчания [ Видео ] .

10. Подвиг Магнитогорска [ Видео ] .

11. Природа России [ Видео ] .

12. Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943 [Текст]: энциклопедия / ред. М. М. Загорулько. – 5-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Издатель, 2012. – 800 с.

План - сценарий Круглого стола «Связь времен: преемственность поколений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет способствовать патриотическому воспитанию подростков, позволит проследить героику различных поколений; аргументировано обосновывает необходимость сотрудничества с органами местного самоуправления, ветеранскими организациями города, общественными молодежными организациями

Просмотр содержимого документа
«План - сценарий Круглого стола «Связь времен: преемственность поколений»»

Приложение 1.

План - сценарий

Круглого стола «Связь времен: преемственность поколений»

Разработала Иосипова Л.Х., преподаватель истории,

руководитель музея Боевой Славы «Память»

ГПОУ «МСЦ ПТО им. Ф. И. Бачурина»

Время и место проведения: 9 декабря, 11.00. Музей Макеевского строительного центра имени Ф.И.Бачурина

Цель круглого стола:

- содействовать пропаганде работы Совета ветеранов Кировского района г.Макеевки и музея Боевой славы «Память» Макеевского строительного центра им.Ф.И.Бачурина, Макеевского городского музея;

- стимулировать активные формы совместной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи;

- способствовать социальной активности совместной работы ветеранских организаций и музеев, развитию их коммуникативных связей, а также расширению знаний студентов о событиях Великой Отечественной войны и войны на Донбассе.

Участники: Представители ветеранских организаций города, Макеевского городского музея, актива ученического музея, педагоги, актив молодежной организации «Молодая республика»

ПРОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА:

- ведущей (Иосипова Л.Х.) и представление участников круглого стола от ветеранских организаций, актива школьного музея, молодежной организации «Молодая республика»;

- председателя Совета ветеранов Кировского района г. Макеевки Токмакова Вениамина Васильевича;

- ветерана Великой Отечественной войны Пашинского Виктора Федоровича;

- главного хранителя Макеевского городского музея Цыбанева Валерия Владимировича

- библиотекаря центра, руководителя волонтерского движения, Бариновой Галины Егоровны;

- Президента ученического самоуправления, председателя организации «Молодая республика», Варакина Даниила;

- заместителя директора по воспитательной работе Федоренко Надежды Анатольевны;

- педагога-психолога центра Ручий Натальи Ивановны;

- преподавателя защиты Отечества Матвийчука Петра Степановича;

Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! 9 декабря в России отмечается День Героев Отечества и мы поддерживаем традиции братского государства, ведь как известно «В жизни всегда есть место подвигу». Как часто в нашем представлении слово «герой» ассоциируется с каким-то особенным, до предела идеализированным образом. Но реальные события нашей жизни говорят нам о том, что историю великих подвигов чаще всего пишут обычные люди.

«Героями не рождаются, героями становятся». Мы не случайно собрались в музее Боевой Славы Макеевского строительного центра. Здесь, на противоположных стенах, висят портреты молодых ребят, героев двух эпох. Один – герой Великой Отечественной войны – Бачурин Ф.И., погиб, освобождая Венгрию от фашистских захватчиков в 1945г., другой – Козлов Артем, выпускник нашего училища 2014 г., погиб, защищая Донбасс от неофашистов 30 апреля 2015г.

Сегодня мы хотим поговорить о героях минувшей войны и настоящей, проследить связь будущего с прошлым через настоящее.

На нашем круглом столе «Связь времен: преемственность поколений» собрались почетные гости:

1. Председатель Совета ветеранов Кировского района г.Макеевки – Токмаков Вениамин Васильевич.

2. Ветеран Великой Отечественной войны – Пашинский Виктор Федорович

3. Солдатова Лариса Викторовна-заместитель главы администрации Кировского района г. Макеевки

4. Елена Анатольевна Фрадкина – главный специалист отдела по вопросам молодежной политики администрации города Макеевки

5. Цыбанев Валерий Владимирович – главный хранитель Макеевского городского музея.

Ведущая. В 40-е годы люди жили обычной жизнью: занимались своими делами, сеяли хлеб, растили детей. Никто не думал, что может совершить героические поступки. Пришло военное лихолетье, и каждый человек нашел свое место, нашел, как помочь родной земле, спасая её от ужасного фашистского сапога. Оказалось, что простые, обычные люди все герои

Слово Председателю Совета ветеранов Кировского района г. Макеевки Токмакову Вениамину Васильевичу.(5 мин)

Ведущая. Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь

Ветераны – люди, воспитанные в суровое и страшное время. В то время, когда выжить и не пасть духом могли только поистине сильные люди. В свои 18 лет они ставили такие же цели, как и нынешнее поколение – получить образование и заниматься любимым делом, создать семью. Однако война не каждому позволила осуществить эту мечту, зато воспитала их выносливыми, отважными и терпеливыми людьми, именно такими - на которых сейчас ровняется молодое поколение.

Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны – Пашинскому Виктору Федоровичу (5мин)

Ведущая. Великая Отечественная война все дальше уходит в историю, теряется связь поколений. Подвиги солдат забываются, и многие жители не знают памятников и памятных мест, посвященных событиям и людям той войны. Как поднять интерес к подвигам сильных, мужественных, стойких, любящих свою Родину людей и как выразить благодарность им? Сохрание памяти о том времени, изучение духовного и культурного наследия Великой Отечественной войны и есть благодарность.

Слово главному хранителю Макеевского городского музея – Цыбаневу Валерию Владимировичу (5мин)

- Ведущая. Нет ни одной семьи, чьи судьбы не были бы опалены войной. Я попрошу наших студентов поделиться фактами из семейных архивов

(выступления студентов центра Варакина Д., Блиновой М., Ручий М.)-10 мин

- Ведущая. Все меньше становится ветеранов – прямых свидетелей событий Великой Отечественной войны. И мы просто обязаны беречь каждого участника грозных сороковых, беречь и помнить. Студенты ГПОУ «МСЦ ПТО имени Ф.И. Бачурина» несут достойно «Вахту памяти» на протяжении нескольких лет. Наша задача помнить о тех, кто добыл нелегкую победу, оказывать ветеранам посильную помощь.

Слово библиотекарю центра Бариновой Г.Е, которая не первый год возглавляет волонтерское движение центра (5 мин)

- Ведущая. Современная молодежь слушает рок и рэп, общается по Интернету, читает электронные книги, и при этом им свойственны те же чаяния и переживания, которые были актуальны для молодежи прошлого века. Наши ребята-члены организации «Молодая республика» не просто занимают активную жизненную позицию, они заботятся о том, чтобы эта активная жизненная позиция была и у их сверстников, а еще они думают о тех, кто старше, и понимают, как важно перенимать опыт тех, кто творил нашу историю – у наших ветеранов войны.

Слово Президенту ученического самоуправления, председателю организации «Молодая республика» Варакину Даниилу (3 мин)

- Ведущая. Наш музей является центром патриотической работы с молодым поколением. Благодаря студентам и сотрудникам музей ежегодно пополняется новыми экспонатами, материал обобщается в методических пособиях, альманахах.

Слово для презентации альманаха «Судьбы, опаленные войной» предоставляется зам. директора по воспитательной работе Федоренко Н.А.(5 мин)

- Ведущая. Быть патриотом – значит уважать свою землю, знать ее историю, гордиться достижениями земляков. Среди учащихся центра было проведено анкетирование по изучению нравственно-патриотических ценностей, его результаты озвучит педагог-психолог центра Ручий Н.И (результаты анкетирования) (3 мин)

Ведущая. Патриотическое воспитание молодежи является весьма актуальным, приоритетным направлением воспитательной работы нашего учебного заведения. Как осуществляется военно-патриотическая работа в нашем учебном заведении

Слово преподавателю защиты Отечества Матвийчуку П.С. (5 мин)

- Ведущая. Сегодня события на Донбассе стали судьбоносными для всего русского мира, на Донбассе идет продолжение той Великой Отечественной войны. Многие наши соотечественники героически поднимают города региона из руин, тысячи защитников отстаивают свободу и единство Донецкого Края.

Слово ополченцам Воробьеву Александру, Комарову Валерию (5 мин)

- Ведущая. Мы низко склоняем головы перед бессмертным подвигом героев прошлого и настоящего. Честь им и уважение, живым! Вечная слава погибшим! Пусть не гаснет память о героях. Низкий поклон всем Патриотам Донбасса, прилагающим все силы в развитие и построение светлого мирного будущего наших городов.

Слово предоставляется зам. главы администрации Кировского района Солдатовой Ларисе Викторовне (вручение подарков)

- Ведущая. Благодарю всех присутствующих за участие в нашем круглом столе и приглашаем гостей на чаепитие.

Читайте также: