Круглый стол в епархии

Обновлено: 02.05.2024

Масштабная научная работа станет возможной благодаря сотрудничеству Сочинской и Туапсинской епархии Русской Православной Церкви, Субтропического научного центра РАН и Сочинского национального парка. Соответствующее решение было принято накануне, 07 октября 2021 года, на круглом столе «Памятники историко-культурного наследия Православной церкви Сочинской епархии: история и современности», который прошёл в рамках празднования 130-летия собора Архангела Михаила.

В мероприятии приняли участие около 100 человек — это представители духовенства Сочинской епархии, ФИЦ СНЦ РАН, Сочинского национального парка, главы администраций сельских округов города Сочи, представители Русского географического общества, Союза архитекторов России, Союза художников России, Союза Дизайнеров и Торгово-промышленной палаты города Сочи.

– За последние годы усилиями сочинских учёных, представителей национальных общин, неравнодушных изыскателей-профессионалов и любителей были сделаны определённые шаги – проведены исследования по распространению христианства на территории современной Сочинской епархии, организована сохранность отдельных руинированных византийских храмов – свидетельств древней христианской колонизации. Однако на сегодняшний момент учёные и духовенство не выработали общий план действий для реализации проектов, направленных на сохранение известных в нашем регионе христианских памятников. Прошлое заключается в сохранённых предметах в любых формах, настоящее – это популяризация наследия, будущее – это наследие как источник развития. Актуализация культурного наследия на современном этапе, на мой взгляд, будет продуктивна через взаимодействие Сочинской епархии с региональными учёными в соответствующих областях; организацией паломнических пешеходных маршрутов и экскурсионно-просветительной деятельности; созданием видеосюжетов, документальных фильмов, посвящённых конкретному объекту культурного наследия; молодёжных экспедиций. Полагаю, что такие задачи станут важным поводом для объединения усилий науки и религии, – отметил в приветственном слове епископ Сочинский и Туапсинский Герман.

Директор Субтропического научного центра РАН академик Алексей Рындин отметил Особую важность выявления объектов культурного наследия не только для регионов Кавказа, но и России, в целом.

– Одно из основных богатств Кавказа – уникальный для человечества опыт многовекового сосуществования представителей разных этносов, религий, и культур. Сохранение и развитие этого национального богатства, сбережение материальной и духовной культуры – очень сложная задача нынешнего и будущего поколений граждан России. Поэтому деятельность по сохранению богатейшего культурного наследия народов в условиях глобализации направлена на общенациональное самосохранение, на внутренний, нравственный ответ вызовам времени и приобретает большое значение для судьбы нашего Отечества, – подчеркнул академик.

В настоящее время, в Сочи не более 1% объектов историко-культурного наследия курорта задействованы в качестве объектов показа. Часть из открытых в последние десятилетия памятников ещё не взяты под контроль государства. Многие были уничтожены в процессе массового строительства.

– Решение этой проблемы видится в реализации программ, разработанных в пост-олимпийский период специалистами ФИЦ СНЦ РАН, Сочинского национального парка, Русского географического общества. На основе проделанной работы прослеживается перспектива создания единого каталога памятников Православия, начиная с периода Боспорского Царства (Византийская империя) и до современного периода. В ходе подготовки коллективного издания предполагается решение двух задач: создание банка данных, соответствующих жёстким требованиям, предъявляемым к академическим изданиям, с другой стороны – каноническим требованиям Православной Церкви. «Издание послужит основой информационного обеспечения историко-культурных и паломнических маршрутов», —считает заведующий лабораторией этносоциальных исследований, доктор исторических наук, профессор Александр Садовой.

С учёными согласны и представители Сочинского национального парка, на территории которого расположено более 120 памятников историко-культурного наследия, в том числе средневековые крепости и христианские храмы, возведённые в VII –XI веках нашей эры.

– Одной из важнейших задач национального парка является сохранение объектов историко-культурного наследия и восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Проводимый Круглый стол «Памятники историко-культурного наследия православной церкви сочинской епархии: история и современности» имеет важное значение для выработки решений по сохранению средневекового христианского зодчества, расположенного на территории города Сочи и Сочинского национального парка. Совместная работа c ФИЦ «Субтропическим научным центром», Русской Православной Церковью Сочинской и Туапсинской епархии, Администрации города-курорта Сочи и Администраций внутригородских районов внесёт большой вклад в дальнейшую работу по сохранению истории православия города Сочи», – полагает директор ФГБУ «Сочинский национальный парк» Михаил Лапин.

В ходе обсуждениях докладов круглого стола была определена модель взаимодействия между структурными подразделения науки, общественными и природоохранными организациями, Сочинской епархии в реализации формируемых проектов и программ, направленных на сохранение и использование объектов историко-культурного наследия Черноморского побережья. С 2022 года планируется проведение экспедиционных работ по всем приходам Епархии, лесничествам Сочинского национального парка.

В Издательском Совете прошел круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд»

21 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента в очно-дистанционном формате прошел круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд».

Мероприятие проводилось в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Приветствуя собравшихся, митрополит Климент отметил: «В сегодняшней встрече принимают участие профессиональные эксперты в сфере экономики, экологии, социальных процессов, а также в области государственных стратегий. Актуальность обсуждения заявленной темы круглого стола связана с тем, что основные тезисы проекта документа "Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд", разрабатываемого в Межсоборном присутствии, требуют соответствующей экспертной оценки».

Ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин в своем выступлении напомнил, что различные формы глобализации и прямо связанные с нею проблемы духовного и хозяйственного развития неоднократно становились предметом широкой церковно-общественной дискуссии на протяжении последних двух десятилетий, с момента принятия Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Новизна текущего момента, по его мнению, заключена в том, что негативные явления глобализации, ставшие причиной наблюдаемой международной конфронтации, требует сегодня не только ответственной критики, но и разработки реалистичных механизмов построения отвечающего требованиям времени институционального и технологического порядка, в котором богоданные ценности и нравственные нормы являются императивом общественного развития.

Представитель Центра гуманистической экологии и культуры А.Б. Рудаков сделал обзор ключевых проблем и вызовов, которые в настоящее время стоят перед человечеством: конечность земных ресурсов и бесконечность «потребительской гонки», несправедливое распределение благ, социальное расслоение, жесткая конкуренция, привычка «жить взаймы», экологические катастрофы. Он отметил, что одним из возможных путей преодоления кризиса должно стать широкое распространение культуры разумного самоограничения, укорененной в христианских ценностях, при этом каждая страна должна стремиться к экономическому суверенитету и сохранению своей идентичности.

Директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы А.В. Посадский высказал мнение, что организовывать хозяйственную жизнь нужно не на хрематистике, с ее установкой на обогащение, прибыль, финансовые спекуляции, а на основе экономики в классическом аристотелевском понимании как «искусства домостроения» для благой жизни человека. Ответ на вызовы «низкой глобализации», основанной на эксплуатации низменных инстинктов и ценностях потребительской культуры, возможен и очевиден в рамках «высокой глобализации», задающей вектор духовного развития человека и общества с опорой на традиционные религиозные ценности. Проводниками такого рода глобализации, основанной на христианских ценностях культурного солидаризма и стремления к созиданию справедливого миропорядка, могут выступать, как показывает исторический опыт, отдельные цивилизации.

Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук А.И. Агеев затронул тему глобализма в разных исторических эпохах и в «новой реальности» ХХI века. По его словам, она характеризуется стремительным ростом народонаселения планеты, усилением борьбы за ресурсы, особым значением средств коммуникаций, цифровых технологий, возрастающей ролью международных институций и корпораций, определяющих ключевые правила игры и целенаправленно формирующих не только картину мира, но и среду, в которой человек живет от «колыбели до погоста». Наиболее острый конфликт «новой реальности» — это конфликт ценностей и мировоззрений. От того, какие ценности будут определять бытие человека и его социальное поведение, зависит вектор международного развития. Мировая гонка за первенство в разработке и применении современных технологий в этих целях стала реальностью и приобрела ожесточенный характер. Этическая оценка этих процессов имеет первостепенное значение.

Координатор проекта «Гражданский экзамен» С.Г. Волобуев подчеркнул, что в настоящее время принципиально важно отстаивать экономический суверенитет человека, который взаимосвязан с его духовной автономией и способностью самостоятельно определять свою судьбу и делать нравственный выбор. Христианская этика свободы от греха, на взгляд эксперта, предполагает свободу воли человека от любых форм порабощения и тотальной эксплуатации. В условиях технократического тоталитаризма свобода воли сводится к минимуму либо вовсе исчезает. Таким образом, защита экономического суверенитета человека становится нравственной социальной задачей, сопряженной с реализацией главной миссии Церкви — спасением человека.

Директор Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета В.В. Балытников среди актуальных проблем экономической сферы особо выделил коррупцию и невысокий средний уровень оплаты труда в России. Эти и другие социальные проблемы преодолимы, по его мнению, по мере утверждения в обществе традиционных христианских ценностей, при условии реализации соответствующих мер государственной политики.

Подводя итоги, митрополит Климент поблагодарил всех участников и отметил, что работа над проектом документа «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд» будет продолжена с учетом высказанных предложений.

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»

20 мая 2021 года в Сретенской духовной академии состоялся круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». В завершение мероприятия его участники утвердили итоговый документ.

Участники круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения» — члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, эксперты в сфере медицины и биологии, представители православной общественности — обсудили возникающие, в том числе среди чад Православной Церкви, вопросы относительно вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19.

Глубокой благодарности и уважения заслуживают ученые и врачи, предпринимающие значительные усилия для преодоления последствий и профилактики дальнейшего распространения коронавирусной инфекции COVID-19, унесшей жизни многих людей и внесшей существенное расстройство в жизнь народов. Сегодня, как и в прошлом, благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в сфере вакцинопрофилактики, стали возможны предупреждение и снижение распространения многих болезней, облегчение страданий, которые они приносят людям, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет в том числе после применения вакцин от соответствующих болезней.

Исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации как медицинской процедуры, направленной на сохранение жизни и здоровья людей. В частности, указом Святейшего Правительствующего Синода в 1804 году архиереям и священникам было рекомендовано разъяснять народу пользу вакцинации от оспы. Тогда же основы прививания от этой болезни были включены в число общеобразовательных дисциплин в программе обучения будущих священнослужителей. Распространение вакцинации от оспы поддерживал, к примеру, святитель Московский Иннокентий[1].

Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин.

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается: «Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей» (XI.3). Следуя изложенному принципу и признавая, при этом, важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине. Следует заметить, что обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер.

Обеспокоенность части общества в отношении применения вакцин, в том числе вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, обусловлена, среди прочих причин, опасениями в связи с рисками поствакцинальных осложнений и формального подхода к иммунопрофилактике, не учитывающего индивидуальные особенности людей. Участники круглого стола, отмечая, что оценка эффективности и степени риска побочных эффектов медицинских препаратов не входит в задачи и компетенции Церкви, подчеркивают важность широкого экспертного и общественного обсуждения данных проблем и надлежащей проверки используемых препаратов на предмет побочных эффектов, в том числе отложенных, а также сертификации этих препаратов. Не менее важным представляется полноценное и доступное информирование людей, принимающих решение о вакцинации, о степени ее необходимости и возможных последствиях. Ясное и публичное разрешение должен получить и вопрос о достаточной медицинской помощи и социальной поддержки людей, в случае возникновения у них тяжёлых или долгосрочных поствакцинальных осложнений.

При этом участники круглого стола считают недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с «принятием печати антихриста», равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества.

В церковном сообществе смущение вызывает то, что при создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более. Как отмечено в Основах социальной концепции, Русская Православная Церковь считает недопустимым «изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний» (XII.7). Следует заметить, что по информации разработчиков в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин. При этом по замечанию представителей ученого мира — участников круглого стола — при тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры. Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур.

С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура. При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.

Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения.

Участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток.

[1] — См. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников / [Соч.] Ивана Барсукова. — М.: в Синод. тип., 1883. Стр. 82-83.

Протоиерей Димитрий Смирнов принял участие в круглом столе «Жизнь как подвиг» отдела социального служения Екатеринбургской епархии


В рамках регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» прошел круглый стол «Жизнь как подвиг. Стратегия и тактика духовно-нравственного, семейно-ориентированного воспитания и образования подростков и молодежи». Организатор — отдел социального служения Екатеринбургской епархии.

В круглом столе принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов.

Организаторы отметили, что люди активно откликнулись на приглашение — в круглом столе приняли участие 148 человек.

Сейчас мы вновь говорим о том, что для того, чтобы передать нашим детям и внукам историю своей страны, любовь к родине, необходимо, чтобы у них была память о подвиге, о героях. Ни мужество, ни жертвенность, ни любовь невозможно воспитать без героических примеров, без образов тех, кто пошел и выполнил дело, которое было им поручено, — обратился к участникам руководитель отдела социального служения протоиерей Евгений Попиченко, открывая мероприятие. — Причем, сами герои не думали о том, что они совершают героический подвиг, что они герои. Они просто делали свою работу, выполняли свой долг. Великая Отечественная война закончилась 75 лет тому назад, но то состояние, в котором живет русский народ, создает ощущение, что война продолжается. Сейчас людей погибает столько, сколько не погибало ни в каких сражениях. Поэтому так важно сегодня говорить о том, как современным детям и подросткам донести подвиг их жизни при создании семьи, рождении детей.


Продолжился круглый стол в формате «вопрос – ответ». Участники задавали вопросы отцу Димитрию Смирнову. Одним из важных вопросов был следующий: «Подростки уходят из храмов. Что нам по силам сделать, чтобы этот процесс если не прекратить, то хотя бы приостановить?»

— Одному человеку это сделать невозможно. Есть африканская пословица: «Чтобы воспитать одного человека, нужна целая деревня». Воспитывает человека общество. В современной России ситуация ненормальна, все дети находятся практически внутри школы. Поэтому с 15 лет они попадают под власть «детского коллектива», — ответил отец Димитрий. — Единственное, что мы можем сделать — завоевать авторитет в этом «детском коллективе», тогда дети могут запомнить некоторые высказывания взрослых, и можно надеяться, что в дальнейшем они будут этим пользоваться.

Поднимались также и такие вопросы: Как вы относитесь к киберспорту? Как правильно работать с детьми, которые воспитывались в детских домах? Есть ли какое-то продвижение с вопросом о праве ребенка на жизнь, а то получается, что право на наследство у ребенка есть, а право на жизнь — нет? И многие дргуие вопросы, касающиеся воспитанию детей дома, в школах и других воспитательных учреждениях.


Далее руководитель Центра защиты семьи «Колыбель» Елена Германовна Попова выступила на тему «Подростковый период как ценностно-смысловое самоопределение человека».

Участники также узнали от руководителя направления помощи детям Елены Яковлевны Борщик о духовно-нравственном воспитании подростков в рамках проекта «За други своя».

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Екатеринбургской епархии иерей Димитрий Ваулин познакомил участников круглого стола с программой «Супружеские встречи».

Как отметила Елена Германовна, главной задачей был коллективный поиск и апробация эффективных технологий работы с молодежью в сфере духовно-нравственного воспитания, а также создание коллектива единомышленников, способных подобную работу организовать на своих приходах.

— Отец Дмитрий Смирнов сегодня задал тон всему нашему круглому столу. Человек с большим опытом, он все ответы на вопросы сразу переводил в практическое русло. Даже не дослушав вопрос, он сразу понимал, о чем хочет спросить человек, потому что сам лично знаком со многими проблемами, — сказала Елена Яковлевна Борщик. — Самое главное сейчас — какие конкретные шаги мы будем предпринимать, используя информацию, полученную во время круглого стола, связано ли это с семьей или со спасением наших детей.

Сделан правильный акцент на то, что мы должны давать детям практический опыт – и в школе, и дома, и в экспедиции, во всех наших патриотических мероприятиях проекта «За други своя». Мы должны учить их тому, что реально нужно в жизни, а не наполнять их какими-то приблизительными знаниями. Этот опыт поможет девочкам в будущем становиться матерями, мальчики должны становиться мужчинами, будущими мужьями. Мы должны их учить семейным отношениям. Для меня было важно, чтобы участники сегодняшнего круглого стола вдохновились опытом, которым мы сегодня поделились, чтобы даже на маленьких приходах с небольшим человеческим и финансовым ресурсом они могли организовывать мероприятия, которые будут интересны детям.

В завершение круглого стола всем присутствующим предложили принять участие в экспедициях «За други своя», которые проходят круглогодично, чтобы лично познакомиться с практикой и организовать свою версию у себя на приходе или в детском учреждении.


Всем участникам секции организаторы подарили книги «За други своя» и «Сохрани семью», авторами которых являются Елена Германовна Попова и кандидат психологических наук, доценту кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета Надежда Григорьевна Храмова. Издания вышли в рамках реализации двух проектов, ставшими победителями первого и второго конкурсов президентских грантов 2017-18 гг. По окончании круглого стола участники выразили благодарность организаторам и предложили провести круглые столы на эту же тему в социальных отделах и благочиниях Екатеринбургской митрополии.

Напомним, круглый стол проходил в екатеринбургском Дворце молодежи после пленарного заседания пятого регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, участники которого обсудили одну из самых актуальных тем современного общества – сохранение памяти о Великой Победе.

V региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений продлится по 4 ноября и завершится крестным ходом в день Казанской иконы Божией Матери.

Круглый стол 8 февраля 2022 г.

"Опыт работы групп само- и взаимопомощи по преодолению зависимости и созависимости при приходах Русской Православной Церкви ".

Обмен опытом взаимодействия групп само- и взаимопомощи, работающих по Программе 12 шагов, и приходов Русской Православной Церкви».

Круглый стол 8 февраля 2022 г. запись закреплена

Отношение Церкви к Программе «12 шагов». Митрополит Иларион Алфеев.

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «ОПЫТ РАБОТЫ ГРУПП САМО/ВЗАИМОПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ И СОЗАВИСИМОСТИ ПРИ ПРИХОДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».

Круглый стол состоялся 8 февраля 2022 года.

Организаторы Круглого стола:
Показать полностью.
1.Приходской социальный центр «Аметист» (Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» при городской больнице No26)
2.Редакция газеты «Свободная страна», главный редактор Яков Фролович Годовиков.
3. Группа Программы «12 шагов» Анонимные Алкоголики «Преображенская» (Александро-Невская лавра, Митрополичий корпус, каб.78, каждое воскресенье,17:00)


Мероприятие проходило в Митрополичьем корпусе Александро – Невской лавры, а также on line на платформе ZOOM.
Количество участников было переменным. Очно присутствовало 15-20 человек, on line участвовало приблизительно 65-70 человек.

Среди тех, кто участвовал в Круглом столе были священники и миряне Русской Православной Церкви, руководители реабилитационных центров, представители сообществ Программы «12 шагов».
Выступали директора реабилитационных центров, работающих по Программе «12 шагов»: В.В.Новикова, Е.А.Савина, Е.Н.Проценко, руководитель приходской реабилитационной группы Е.Н.Мочулов.
Слово предоставлялось клирикам: прот. Максиму Плетневу, прот. Александру Степанову (Санкт-Петербургская епархия), прот. Алексею Додину (Гатчинская епархия), иеромонаху Савве Овчинникову(Святогорский монастырь, Великолукская епархия), прот. Дмитрию Ласкину (Великолукская епархия), иерею Сергию Вдовину (Вятская епархия), иерею Сергию Лявде (Тихвинская епархия), иерею Николаю Невзорову (Златоустовская епархия)
В работе Круглого стола принимали участие и выступали представители комитетов сообществ Программы «12 шагов»: АА (анонимные алкоголики), АН (анонимные наркоманы), АС (анонимные сексоголики), Нар-Анон (анонимные члены семей, где есть наркоман), Ал-Анон (анонимные члены семей, где есть алкоголик). Было представлено сообщество Алатин (Программа «12 шагов» для детей и подростков из семей, в которых есть или были алкогольные проблемы).

Выступавшие указывали на большое значение и важность сотрудничества групп само/взаимопомощи Программы «12шагов» и Церковных приходов. Неоднократно было отмечено, что Программа не только не препятствует, но в большой мере способствует воцерковлению выздоравливающих от зависимости и созависимости людей. Говорилось о высокой эффективности Программы «12 шагов», как методе терапии зависимостей разного вида, а также созависимости.
Для понимания принципов работы Программы, как отмечали выступавшие, необходимо внимательно ознакомиться с ее содержанием и методикой работы. Много раз подчеркивалось, что важным условием успешной работы групп само/взаимопомощи Программы «12 шагов» при Церковных приходах является принцип невмешательства. Нельзя нарушать правила и принципы проведения собраний. Нельзя вмешиваться во внутреннюю деятельность групп.
Многие приходы и епархии Русской Православной Церкви поддерживают группы Программы «12 шагов», предоставляя помещения для проведения собраний.
Круглый стол показал, что Программа «12 шагов» является эффективным способом оказания помощи при различных видах зависимости, не только алкоголикам и наркоманам, но и их родственникам, в том числе детям и подросткам. Используя Программу, помощь могут получать сексоголики, зависимые от игр, интернета, чрезмерного употребления пищи и т.д.

По итогам проведения Круглого стола составлена следующая резолюция.

I. Участники Круглого стола выражают свое сыновнее почтение и благодарность Высокопреосвященнейшему Варсонофию митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, Свято-Троицкой Александро-Невской лавры священноархимандриту. Под его омофором и при его архипастырском попечении в помещениях лавры проводился Круглый стол.

II. Участники Круглого стола благодарят председателя Отдела Церковной благотворительности и социального служения Санкт-Петербургской епархии протоиерея Николая Брындина, а также руководителя координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму прот. Максима Плетнёва за оказанную поддержку.

III. Участники Круглого стола выражают следующее мнение о практике и опыте работы групп само/взаимопомощи Программы «12 шагов» при приходах Русской Православной Церкви.
1. В соответствии с высказываниями священноначалия и клириков РПЦ о Программе "12 шагов" (Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), материалы Рождественских чтений и др.), следует считать ее эффективным и душеполезным методом помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, других видов зависимостей, а также созависимым.
2. Необходимо рекомендовать клирикам приходов взаимодействовать с группами само/взаимопомощи Программы «12 шагов» в рамках социального служения Церкви, способствуя их работе, но, не вмешиваясь в нее.
3. Участников собраний АА и АН, а также других сообществ, работающих по Программе "12 шагов" можно рассматривать как поле миссии Православной Церкви, однако следует соблюдать деликатность, не нарушать границ и порядка внутренней жизни групп.
4. Взаимодействие церковных приходов с группами Программы «12 шагов» может осуществляться посредством следующих мероприятий.
- Предоставление помещений для проведения собраний.
- Выделение мест на территории прихода для организации информационных стендов с адресами и телефонами ближайших групп само/взаимопомощи Программы «12 шагов». Здесь же можно размещать буклеты, листовки, визитки, газеты и т.д.
- Проведение специальные занятия для желающих из участников Сообществ по обсуждению важных для их выздоровления духовных категорий: честность, служение, молитва, вера, помощь Божья и другие, а также создавать группы по изучению Евангелия.

IV. Участники Круглого стола считают необходимым осуществить следующие мероприятия.
1. Организацию и проведение информационных семинаров ведущими специалистами центров реабилитации, использующих в своей работе Программу «12 Шагов», для священнослужителей. Цель семинаров – рассказать о Программе «12 Шагов», методике преодоления различного типа зависимостей и созависимости, используя данную Программу.
2. Организацию и проведение конференции, посвященной методике и практике взаимодействия групп Программы «12 шагов» с приходами Русской Православной Церкви, а также опыту применения Программы в реабилитационных центрах, работающих при участии и под эгидой Церкви.

Читайте также: