Круглый стол умей сказать нет

Обновлено: 17.05.2024

Развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.

ВложениеРазмер
trening_umey_skazat_-net.docx 51.68 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Занятие для подростков "Умей сказать «Нет!»"

Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Задачи :; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Оборудование занятия : компьютерная презентация, мяч, карточки с описанием ситуаций, силуэт мальчика (из бумаги) на классной доске, силуэты ладоней рук (из бумаги), «Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.

Дети садятся на стулья по кругу.

детей в форме презентации: «Ты Аня – весёлая, а я Егор – добрый.

Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».

- Как вы это понимаете?

Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

4. Вводная часть. Упражнение «Активатор» [1]

- Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.

- Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.

5. Беседа с элементами тренинга.

У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? ( высказывания детей из своего опыта).

- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. [2]

Психологи называют такое явление групповым давлением. ( СЛАЙД – 4)

Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).

Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы: [2]

- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления ( СЛАЙД – 6) : (после каждого вида дети должны привести пример)[1]

а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание;

- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

- Приведите примеры таких ситуаций.

- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

6. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». [3]

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах? [2]

а) Отказ – соглашение : человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- Кто получил на своё предложение такой вид отказа? ( СЛАЙД – 7):

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

- Кто получил такой отказ? (СЛАЙД – 8)

в) Отказ – альтернатива . Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку». (СЛАЙД – 9)

г) Отказ – отрицание . Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». (СЛАЙД – 10)

д) Отказ – конфликт . Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления». (СЛАЙД – 11)

Вывод: о разных видах отказа.

7. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться» (СЛАЙД – 12)

Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению. [3]

Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

  • реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
  • возможность избежать данного конфликта, агрессии;
  • целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга)

Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».

Дарья : «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»

Инга растерялась: «Нет».

Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»

Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)

Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.

1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»

Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.

2 подросток спросил: « А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.

Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)

Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.

Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.

Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

На доске прикреплены силуэт мальчика-подростка и силуэты ладоней с надписями качеств человека: неуверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), уверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), агрессивность, спокойствие, трусость.

(СЛАЙД – 13) Дети читают со слайда характерные черты уверенного человека, при этом стараются изобразить поведение уверенного человека.

Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».

Умей сказать «нет» (классный час)
классный час (8 класс) на тему

Цели: пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам; формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения; воспитывать умение противостоять мнению сверстников, контролировать свои поступки, побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.

Форма: ТРЕНИНГ

ВложениеРазмер
klassnyy_chas.zip 247.33 КБ

Умей сказать «нет»

1. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Тема сегодняшнего мероприятия – человеческие привычки.

- Как вы считаете, что такое привычка? ( привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).

- Какие бывают привычки? (хорошие и плохие, вредные и полезные).

- Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. д.).

- Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания).

Сегодня мы будем говорить, как стать здоровым и счастливым, как бороться с вредными привычками.

2. Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек»

Классный руководитель. Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянно войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую сложную работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых восстание под предводительством Спартака.

Прошли века, и человечество избавилось от рабства.

Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство . В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек. Это Никотин, Алкоголь, Наркотик, Азарт.

Существует ли проблема наркомании и алкоголизма в нашем обществе?

Сталкивались ли с этой проблемой вы и ваши близкие?

Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?

Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

Если эту проблему не решать, то, как она повлияет на наше общество в целом?

Современные условия жизни создают постоянный психологический прессинг, особенно неблагоприятно сказывающийся на неокрепшей, легко ранимой психике подрастающего поколения. В настоящее время отмечается значительный рост потребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ и постоянное снижение возраста приобщения к ним молодежи.

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, КАКОВО ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ, КУРЕНИЯ И НАРКОМАНИИ НА ОРГАНИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК ВРЕД КУРЕНИЯ

ВРЕД АЛКОГОЛЯ ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

ЧТО ТАКОЕ СПАЙС

-Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак?

Фиксируются следующие идеи:

Из любопытства, за компанию, от нечего делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…

-Какой урон наносят вредные привычки организму?

потеря уважения окружающих, СПИД, конфликты с родителями, ранняя смерть.

-Какие альтернативные занятия можно предложить? Чем можно заменить употребление вредных веществ.

Ребята ответили так:

  • - общение с друзьями;
  • - семья;
  • - спорт;
  • - книги;
  • - шопинг;
  • - шоколад;
  • - животные
  • творчество,
  • чтение книг….

При обсуждении обратить внимание на альтернативные способы проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью.

Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак или нет, а тот, кто выбирает их, тот выбирает и последствия.

Люди, которые попали в плен зависимости, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании, игромании. Их удел нищета, болезни, смерть. Но почему, же людей так тянет в это царство?

Чем же заманивают людей эти вредные привычки?

Они одурманивают нас своими вкрадчивыми заклинаниями:

  • «Все в жизни нужно попробовать»
  • «Вокруг такая скука, что нужно расслабиться, развлечься»
  • «Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как светятся огоньки в игровых автоматах
  • «Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появится столько друзей»
  • «А в виртуальной игре ты можешь в один миг стать победителем! И не нужно учиться, трудиться, добиваться чего-то в жизни»

Можем ли мы устоять перед этими зазываниями?

Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Классный руководитель. Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.

Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно отвечать «+» или «-». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.

  1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
  2. Хотелось бы тебе играть в компьютерные игры больше трех часов в день?
  3. хотелось бы тебе попробовать закурить?
  4. Можешь ли ты просидеть весь день перед телевизором, оставив все свои дела?
  5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
  6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
  7. Если друзья тебе предложат сбежать с уроков, согласишься ли ты?
  8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
  9. Если бы тебе прямо на улице незнакомец предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
  10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Классный руководитель. Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «Да», и запишите полученное число.

Вы сказали «Да» не больше 3-х раз - вот ваш результат:

Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.

Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».

Вы сказали «Да» от 9 до 10 раз – пора задуматься.

1-й этап: ожидания участников (дискуссия)

- Что Вы знаете о тренинге?

- Что бы Вы хотели узнать сегодня?

- Чего Вы ждете от нашей встречи?

Подведение итогов обсуждения

2-й этап: принятие правил работы группы

1. Право говорящего означает, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразил свою мысль, можно приступать к обсуждению.

2. Правило поднятой руки подразумевает, что если один из участников чувствует необходимость высказаться, он поднимает руку, и ведущий дает ему слово.

3. Конфиденциальность. Это обязательное правило, защищающее участников о нежелательного распространения информации о себе за пределами группы. Вся личная информация о себе и о другом человеке является закрытой.

4. «Не давать оценок». Это значит, что нельзя оценивать других людей, их поступки, слова, мнения и внешность, что даже если придерживаетесь противоположной позиции. Участники должны научиться принимать друг друга такими, какие есть.

5. Право ведущего означает, что тренер может прервать любую деятельность группы, если это препятствует групповому процессу. Ведущий также следит за соблюдением правил группой.

Упражнение«Домино»
Создание в группе атмосферы доброжелательности, пусть участники открыто говорят о себе. Упражнение показывает, что в группе между участниками существуют как различия, так и общие, объединяющие всех взгляды. Правило «Домино»: первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики. Например: «С одной стороны, я быстро бегаю, с другой — иногда пью пиво». Участник, который тоже иногда пьет пиво или тоже быстро бегает, подходит к нему и берет его за руку, говоря: «С одной стороны, я иногда пью пиво (быстро бегаю), с другой стороны — у меня есть кролик». Третий участник, у которого есть кролик, тоже встает в круг и говорит, что у него есть кролик, а также что-то отличное от второго участника. Игра продолжается, пока все участники не станут частью «домино». После игры обсуждаются вопросы : старались ли участники называть свои известные характеристики или хотели чем- то выделиться; что нового они узнали друг о друге; что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; хорошо это или плохо, когда в группе столько разных людей, почему.

4. Ролевая игра «Умей сказать «Нет».

Классный руководитель. Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.

К доске выйдут два ученика. Они разыграют сцену предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказать так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

Миша. Давай закурим.

Саша. Родители увидят

Миша мы отойдем за угол.

Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.

Миша . Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Саша. А я сигарет без фильтра не курю.

Миша . У меня с двойным фильтром

Саша. Да я спички забыл.

Миша . У меня есть зажигалка.

Саша. Нас соседи из окон увидят.

Миша . А мы пойдем в подвал.

Саша молчит, не зная, что сказать.

Классный руководитель. Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Как это ни странно, Саша ни разу не сказал «Я не хочу», чтобы Миша от него отстал. Ведь, если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.

Лена. Ой, нет, я не могу.

Лена. От меня будет пахнуть табаком.

Лена. Родители узнают.

Катя. А ты к ним не подходи.

Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.

Катя. А ты надушись.

Лена. Тогда они сразу все поймут.

Катя не знает, что еще предложить.

В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители разоблачат ее в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважение к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.

Сережа. А чего тогда пришел сюда?

Дима. Просто так.

Сережа. Ну, тогда иди отсюда.

В этой сценке сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать «Уже бросил» или «Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить. Давайте повторим этот диалог по-другому.

Сережа. Кури, за компанию.

Дима. Отстань, кури сам, если хочешь.

Сережа. А что тогда сюда пришел?

Дима. Захотел и пришел.

Классный руководитель. Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только уверенный в себе человек. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?

Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:

  • - просто сказать «Нет» без объяснения;
  • - отказаться и объяснить причины отказа;
  • - отказаться и уйти;
  • - говорить, как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «Нет», «Не буду»;
  • - не обращать внимания на предложение закурить;
  • - постараться объединиться с тем, кто тоже не курит;
  • - постараться избегать курящих компаний.

Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою силу воли, учиться самостоятельности.

Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.

Игра «Диалог с товарищем»

Попробуй пиво! У тебя будет хорошее настроение!

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Хочешь пиво? Выпей, никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Нет! У меня есть новые пазлы. Пойдем собирать!

Пошли покурим. Или тебе слабо!?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама заругает?

Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес новые интересные компьютерные игры, поиграем.

Ребята, скажите, пожалуйста, а в чьей роли вам понравилось быть больше?

Для выполнения задания ребятам надо разделиться на 2 команды. Команды выстроились в две линии лицом друг к другу.

За спиной участника одной команды

ВЕДУЩИЙ держит табличку с надписью. Например, вредные привычки, алкоголизм, токсикоман и др. Участник другой команды, стоящий напротив, должен объяснить что написано, называя это другими словами.

Нужно написать на листочках бумаги 5 самых важных ценностей.

Затем отдать одну, менее значимую, затем ещё одну, и так до тех пор, пока ничего не останется. Ребята неохотно расставались со своими ценностями, было видно, как они переживали, выбирая менее значимую.

Упражнение «Пожелание»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его на стол (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья или плоды). Все встают в круг, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр стола, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы в конце занятия должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?

- Почему вели себя так, а не иначе?

- Чем руководствовались в своём поведении?

Выводы: Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.

- А в завершении нашего урока мы соберем с вами «Дерево здоровья».

У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)

Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.

Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в классе и радует вас каждый день! Будьте Здоровы!

6. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли было нам говорить о наших привычках? В какие моменты нашего классного часа вы чувствовали себя уверенно, комфортно. Когда вам было скучно или, наоборот, весело?

Проблемный стол "Умей сказать НЕТ"
методическая разработка на тему

Цель: профилактика наркомании среди несовершеннолетних.

Задачи:

· повысить уровень информированности подростков о проблеме наркомании;

· мотивировать учащихся к сохранению собственного здоровья;

· способствовать формированию активной жизненной позиции «Нет наркотикам».

Целевая аудитория: учащиеся старшего школьного возраста.

В заседании проблемного стола могут участвовать от 2 до 5 групп по 5 человек. В ходе подготовки к мероприятию одному участнику из каждой группы необходимо дать задание ознакомиться с информацией по проблеме наркомании в мире и России в частности.

Если количество команд превышает 2, первая часть мероприятия проходит в кабинете, оборудованном светодинамическим комплексом «Вредные привычки», а вторая – в актовом зале.

ВложениеРазмер
problemnyy_stol_umey_skazat_net.docx 537.41 КБ

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр дополнительного образования детей»

«Умей сказать НЕТ»

Алиса Юрьевна Степанова, педагог-организатор

Сергей Михайлович Простомолотов, педагог дополнительного образования

  • повысить уровень информированности подростков о проблеме наркомании;
  • мотивировать учащихся к сохранению собственного здоровья;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции «Нет наркотикам».

Оборудование: стенд с 2 таблицами «Мнение», светодинамический комплекс «Вредные привычки», листы бумаги, маленькие и формата А4, фломастеры, карточка с историей из жизни наркомана, прошедшего реабилитацию, верёвка 10 м. длиной, подиум, стенд с кругом – в центре надпись «НаркоСТОП», ладошки, вырезанные из цветной бумаги.

1. Создание проблемы. Эмоциональный настрой.

Ведущий: Для начала я прошу вас выразить своё отношение к проблеме наркомании – нарисовать смайлик в одном из столбиков таблицы «Мнение» (стенд стоит в кабинете):

  • я не употребляю, другие, если хотят, пусть травятся – это их личное дело;
  • я не употребляю, никак с этим вопросом не связан, меня это не касается;
  • приложу все усилия, чтобы мои близкие не стали наркоманами, наркотики – проблема, которая касается всех;
  • наркоманов надо сажать, наркоторговцев – вешать.

Ведущий: Спасибо. Прошу занять места в кругу.

Ведущий оценивает полученные данные. Переворачивает лист изнаночной стороной. Приглашает участников сесть в круг на стулья.

Знакомство. Давайте познакомимся. Я называю себя, кидаю мяч одному из вас, вы называете себя, и так далее, пока мяч не окажется в руках у каждого.

Игра «Ладошки». А теперь немного поиграем. Участники кладут свои ладони на колени к своим соседям – слева и справа. Вы должны по кругу отстукивать ритм, не сбиваясь, не пропуская очерёдность ладоней.

Ведущий: Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «мечта»? /ответы участников/

Ведущий: Хотите ли вы, чтобы ваши мечты сбылись? /ответы участников/

Ведущий: к сожалению, в России сейчас есть около 3 млн. людей, мечты которых не смогли сбыться из-за столкновения с проблемой наркомании.

Давайте обратим внимание на стенд, который поможет узнать нам о физиологических последствиях наркомании.

Прослушивание стенда «Наркомания» (см Приложение 1) .

Ведущий приглашает участников разделиться группы. Каждая группа садится за отдельный стол (более 3-х групп – участники переходят в актовый зал).

Ведущий: У вас по три листочка. На каждом напишите то, что Вам больше всего ценно в этой жизни. Проранжируйте Ваши ценности так, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Представьте себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первом листочке. Сомните его и отложите в сторону. Как вам без этого живется? Подумайте. И так все остальные.

/участники выполняют задание/

Ведущий: Произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей. Разверните все листочки и снова проранжируйте их.

Ведущий: Что вы почувствовали, когда сминали листочки? /ответы участников/

Ведущий: Сейчас отобрали самые важные в вашей жизни ценности на 5 минут, а у наркоманов они исчезают навсегда.

Ведущий: Сегодня мы предлагаем вам обсудить проблему наркомании: существует ли она вообще, каковы последствия и что нам нужно делать, чтобы сохранить свои мечты, здоровье и жизнь.

3. Правила проблемного стола.

1. Чтобы ответить на поставленный вопрос, каждая команда совещается 2 минуты.

2. Один участник может выразить мнение группы по заданному вопросу только один раз.

3. Выступающий говорит, не искажая фактов, слов и мыслей других людей.

4. Отношения к людям во время дискуссии внимательное, вежливое, уважительное. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

5. Правило внимательного слушания. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Старайтесь понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением.

6. Правило поднятой руки. Если хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать.

4. Коммуникация – обмен и сравнивание позиций.

Ведущий: Мы уже узнали о том, какое воздействие оказывают наркотики на организм человека. Это последствия физиологические. Скажите, каковы социальные последствия употребления наркотиков?

/обсуждение, ответы участников/

Ведущий: Послушайте, пожалуйста, что рассказывают о своём жизненном пути люди, употреблявшие наркотики и прошедшие курс реабилитации (Приложение 2).

/ведущий зачитывает одну историю по карточке/

Ведущий: такие истории показывают нам, что с бедой может столкнуться любой человек, из благополучной семьи и семьи, в которой есть трудности во взаимоотношениях.

Ведущий: Ответьте на следующий вопрос нашего обсуждения: Почему люди употребляют наркотики?

Ведущий записывает на отдельные листы причины, названные каждой группой участников в ходе обсуждения.

Ведущий: Мы наглядно увидели, что причина – это, как правило, некая проблема, которую нужно решить. Некоторые становятся на путь наркомании, но не решения.

Обсудите, каким образом человек должен решать свои проблемы? Каковы альтернативы употреблению наркотиков?

Тренинговое упражнение «Человек на горе».

Ведущий: Я приглашаю в центр аудитории 5 участников проблемного стола.

Одному из них привязывают на талию верёвку, он становится посередине. Его с двух сторон за эти верёвки удерживают по 2 человека – 2 причины употребления наркотиков, 2 альтернативы употреблению наркотиков. Верёвка символизирует множество жизненных связей.

Участникам, символизирующим причины, дают в руки таблички с записанными ранее причинами употребления наркотиков (на выбор из указанных). Двое других участников называют альтернативу каждой причине и отстаивают свою точку зрения.

Центральный участник, выслушав доводы обоих сторон, озвучивает свой выбор: в чью сторону он сделает шаг.

Ведущий: Спасибо. Прошу занять свои места.

5. Резюме. Рефлексия.

Ведущий: Что изменилось в вашем восприятии проблемы после сегодняшней беседы? Прошу вас снова выразить своё отношение к проблеме наркомании с помощью таблицы «Мнение» (в стенд в это время переносят в актовый зал).

Ведущий переворачивает первую таблицу и сравнивает данные на начало и конец занятия.

Ведущий: Все сказанные доводы против употребления наркотиков верны и обоснованы, однако в сфере наркоторговли работают люди, которые умеют уговаривать в соответствии с законами психологии, оборот наркотиков в нашей стране огромен, и цифра, к сожалению, не снижается.

Если ты хочешь защитить себя, умей уверенно говорить «НЕТ», а если попытки склонить тебя к наркотикам продолжаются, больше не возвращайся к людям, которые оказывают такое давление.

Ведущий: Каждому из вас я раздаю ладошки, вырезанные из цветной бумаги. Открытая ладонь – символ открытости, дружественных намерений.

Подумайте, что вам нужно, чтобы достичь мечты? Напишите на каждом пальчике ладошки то, что требуется именно вам для того, чтобы ваша мечта сбылась.

Ведущий: Все ладошки вывесите на стенд вокруг надписи НаркоСТОП, чтобы получилось солнце.

Ведущий: я желаю, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Идите уверенно к своей мечте, пусть никакие трудности не уведут вас с верного пути!

Участники проблемного стола строятся около стенда с ладошками для общей фотографии (см. Приложение 3).

Мне 24 года. До 17 лет моя жизнь текла по привычному, вполне благополучному руслу: школа, подружки, родительская забота… Я была благополучной девочкой.

Однажды на дискотеке познакомилась с парнем 22 лет. Дима был симпатичен и хорошо одет, уверен в себе, неплохо зарабатывал. Он сразу покорил сердце вчерашней школьницы – серьезностью намерений и взрослостью.

Почти сразу познакомил меня со своими родителями. Казалось, всё уверенно шло к свадьбе.

Тем временем я начала замечать некие еле уловимые странности в поведении Димы. Он сознался: колюсь, но собираюсь бросить. А вскоре сказал, что отказаться от героина не в силах человеческих.

Тогда я заявила Диме: «Вот попробую наркотик, и на собственном примере докажу тебе, что бросить возможно в любой момент, было бы желание!».

Меня легко «затянуло», я и думать забыла, что совсем недавно собиралась личным примером отвадить друга от героина. Наркотик, казалось, ежедневно давал мне небывалый заряд бодрости и энергии. Коварство героина в том и состоит.

Родители Димы занимались предпринимательством, так что недостатка в деньгах на наркотик у нас не было – Дима воровал наличность из семейной кассы.

Однажды, проснувшись, я почувствовала себя полностью разбитой. Это была ломка. Тогда я впервые ясно осознала, что дело плохо. Мы с Димой обратились за помощью к его родителям.

Доступ к семейному бюджету был утрачен, учебу мы бросили, режим дня стал незатейлив: проснулся, украл, укололся. У меня три судимости, слава Богу, до тюрьмы не дошло. Когда не хватает на дозу, всякий страх перед наказанием пропадает.

Так прошло три года. Меня спасли мои родители – отправили на реабилитацию. С Димой я больше не встречалась. Сейчас у меня своя семья, я очень хочу, чтобы в жизни моих детей не случилось того, что пережила я!

Круглый стол "Умей сказать нет!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать сознательное отношение обучающихся к здоровью, как важнейшей ценности.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: мультимедийная аппаратура

Проведение анкетирования «Отношение подросток к проблеме наркомании»

Приглашение психолога, социальный педагог.

2. Подготовка кабинета, аппаратуры.

Ход мероприятия:

Заседание Круглого стола

Круглый стол, посвященный проблеме наркомании, употребления спиртных напитков для учащихся 9 классов

«Молодежная наркомания и алкоголизм»!»

Звучит легкая музыка, участники круглого стола занимают места.

Ведущий «Я обожаю числа с нулями – они таки добрые, толстые и надежные.

34000 – Красивая, круглая цифра!

Я была бы очень рада, если бы она показала количество счастливых людей в мире или обозначала число родившихся здоровых людей.

Я не возражала бы, чтобы столько листьев проклюнулось из весенних почек этой весной, но именно столько людей умирает каждый год от болезней, связанных с наркоманией. Это были обычные люди – жили, были, читали книжки, гуляли, мечтали … ничто не сбылось из того, о чем мечталось. Что сделали эти люди с собой? И главное во имя чего?»

Ведущий Добрый день, дорогие ребята и гости нашего круглого стола! Мы рады Вас видеть сегодня в нашем зале на очередном заседании

Правового канала «Подросток и закон» и уверены, что тема нашего разговора для вас небезразлична Сегодня в работе круглого стола принимают участие учащиеся 9 классов нашего объединения и психолог.

Тема нашего круглого стола «Молодежная наркомания и алкоголизм», сегодня мы поговорим о проблеме распространения наркомании, алкоголизма, которая, к сожалению, существует в нашем обществе и произрастает в наиболее чувствительной, ранимой и доверчивой части населения – среди молодежи. Но прежде чем начать наш разговор я хочу любезно представить наших гостей:

Психолог Анна Геннадиевна Качалова.

Социальный педагог Песоцкая Галина Сергеевна

Согласно итогам, 81% наших учащихся считают, что проблема употребления наркотиков, употребления алкоголизма является очень серьезной проблемой. В действительности, насколько серьезна и актуальна эта проблема в наше время для подрастающего поколения, нам расскажет психолог Анна Геннадиевна.

Ведущий Научные данные свидетельствуют о том, что к 9 годам 10% детей пробуют курить. С этого времени число курящих подростков драматически растет под влиянием ровесников, воздействия общества и примера взрослых. В подростковом возрасте число курящих достигает 40-60%. Постоянно употребляют алкогольные напитки более половины учеников старших классов и 75% молодых людей подросткового возраста хотя бы однократно пробуют наркотические средства. Именно в этом возрасте появляется соблазн попробовать наркотики, спиртных напитков.

На вопрос «Можете ли вы приобрести наркотики? – 22% учащихся отвечают положительным ответом. 9% учащихся утверждают, что у них в жизни были ситуации, когда их уговаривали или принуждали к употреблению наркотиков.

Практика доказывает, что обрести зависимость о вредных привычек может в принципе любой человек, не удержавший соблазна его попробовать, к этому есть много сопутствующих предрасполагающих причин. Согласно данным социологического опроса 28% учащихся считают, что причиной употребления наркотиков являются личные проблемы. 21% - любопытство, 19% - желание выделиться из толпы, 19% желание получить удовольствие и 10% - одиночество.

- У кого есть, что добавить ребята? Просим высказывать свое мнение.

Употребление вредных привычек – явление общее и повсеместное. Особую боль вызывает распространение среди подростков, с каждым днем в это безумие вовлекается все больше и больше молодежи, что связано с фактами насилия и смертности. Статистика утверждает, что большая часть преступлений совершается подростками именно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, эта проблема в наше время для подрастающего поколения, нам расскажет социальный педагог Галина Сергеевна.

Презентация

Ведущий Как мы уже поняли, проблема раннего употребления наркомании, алкоголизма, табачных изделий среди подрастающего поколения очень актуальна. И этой проблеме нужно уделять большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны взрослых – родителей, учителей.

Роль семьи в профилактике вредных привычек огромна. Воспитание начинается, когда ребенок находится еще в чреве матери. Семья первая воспитательная система человека, в которой закладываются основы личности. В школу ребенок приходил уже со своим характером, задатками, уровнем развития. Семейное воспитание – базовое в судьбе человека. Сегодня семья – закрытая, заповедная зона.

Согласны ли вы с мнением, что современная семья переживает нравственный кризис, дети уважают родителей, не считают их мнение авторитетным?

Ведущий А как вы думаете, ребята, что нужно делать для того, чтобы не было желания употреблять алкоголь, курить, начать принимать наркотики? Ваши, мнения?

Ведущий В заключении хотелось бы сказать всем Вам: помните! Жизнь дается один раз, другой не будет. Так распорядитесь ею достойно, оправдайте ожидания своих родителей. Давайте беречь свое здоровье и здоровье своих близких, здоровье ваших будущих детей. Решение за вами.

Давайте поблагодарим гостей за участие в нашем разговоре, а продолжить обсуждение данной темы вы можете со своими друзьями. До свидания!

Читайте также: