Круглый стол с острыми углами

Обновлено: 15.05.2024

Данная форма работы в виде предварительного анонимного анкетирования, дискуссии с выводами и советами позволяет выявить взгляды молодёжи на брак, семейное счастье, ориентировать современных юношей и девушек на базовые нравственные ценности в вопросе семьи и брака. Как результат беседы предполагается вывод молодых людей о том, что стоит серьёзно отнестись к принятию решения о создании семьи, при этом проанализировав небольшой житейский опыт жизни в родительской семье. Чтобы быть счастливыми и иметь здоровых детей.

ВложениеРазмер
vsyo_nachinaetsya_s_semi.doc 56 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

КЛАССНЫЙ ЧАС В 11 КЛАССЕ:

« ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

Форма проведения: « Круглый стол с острыми углами»

З. «Прежде, чем сказать: «ДА». (Беседа и советы)

4. « Счастье в ограниченном пространстве». (Дискуссия и советы) 5. Заключение.

Признавая важность работы по укреплению здоровья детей, взрослые считают, что для этого, в первую очередь, необходимо наличие денежных средств, специальных помещений, программ, специалистов и пр. , т. е. материальные ресурсы. Конечно, человек должен иметь нормальные условия жизни. Они обеспечиваются как государством, так и образом жизни самого человека. А он, в свою очередь, основан на мировоззрении человека, которое формируется, главным образом, в семье. Можно не иметь в доме престижной мебели, дубового паркета и чудес импортной техники, но в нём будут дети, музыкальные инструменты в углу и понимающие друг друга не с полуслова, а с полувзгляда любящие люди.

В семье для сохранения и укрепления эмоционального и физического здоровья всех её членов должны присутствовать любовь, чуткость, ласка, забота, взаимопонимание, взаимная ответственность, уважение личности каждого человека. Устранение конфликтов, отбрасывание обид и ненависти, воспитание чувства благодарности, доброты. Прощения – всё это способствует образованию эндорфинов - «гормонов счастья» - в головном мозге и укрепляет сопротивляемость организма различным заболеваниям.

В результате будут открыты пути к сердцу ребёнка, которые позволят поселить в его душе чувство защищённости в этом сложном мире, сформировать вечные понятия добра и зла, установку на здоровый образ жизни, который подросток выберет, руководствуясь свободной волей, без стресса принуждения. Позитивное мышление позволяет ставить перед собой достойные цели, правильно избирая род деятельности и развиваясь духовно. Жизнь должна иметь смысл и ценность – только тогда у человека будет желание её прожить.

Поэтому государством определена политика по восстановлению авторитета и статуса семьи , меры государственной поддержки семьи. Органам государственного управления всех уровней, всем заинтересованным силам общества, детям, подросткам и молодёжи рекомендовано рассматривать как главные задачи: воспитание нравственного здоровья детей, подростков и молодёжи и возрождение семьи, как естественной хранительницы нравственности, чтобы поведение человека строилось не на категориях целесообразности или пользы, а на критериях нравственных, на лучших образцах народных и семейных традиций. При этом исходить из того, что воспитание нравственности имеет государственный масштаб, поскольку нравственно здоровая, прочная и заботливая семья, располагающая адекватным уровнем доходов – основа оптимального роста и развития детей, нравственного и физического здоровья её членов и прочности государства.

2. Предварительная работа (анонимное анкетирование уч-ся)

Ответьте на вопросы по теме: «Прежде, чем сказать: «ДА».

  1. Чем, по Вашему мнению, отличаются ДРУЖБА и ЛЮБОВЬ?
  2. С чем - бы Вы сравнили любовь?
  3. Вам знакомо это чувство?
  4. Какие ощущения, эмоции, чувства принесла любовь?
  5. Любовь – это разумное чувство или сердечная страсть?
  6. Можно ли в пылу страсти испортить отношения?
  7. Добрачные отношения и семейные отношения одинаковы или нет? Если отличаются, то чем и как. (Ваши предположения).
  8. Нужен ли период для испытания чувств перед заключением брака? Сколько по времени?
  9. Что бы Вы захотели узнать о своём(ей) избраннике(це) в этот период? За чем понаблюдать?
  10. Нужно ли знать информацию о его(ё) семье, роде, прежде, чем принять ответственное решение о вступлении в брак?
  11. Какие позиции для изучения, наблюдения Вы бы составили?
  12. Зависит ли здоровье членов семьи от их взаимоотношений?
  13. Зависит ли здоровье Вашего будущего ребёнка от наследственных болезней, имеющихся в истории обоих родов? Нужно ли Вам знать о них до заключения брака?
  14. Зависит ли здоровье будущего ребёнка от вредных привычек и нездорового образа жизни родителей?
  15. Будет ли счастлива семья, если по вине родителей родится ребёнок нездоровым?
  16. Какие качества необходимы двум разным людям, заключившим брак, для того, чтобы их семья стала прочной и счастливой?
  17. Нужно ли, живя в браке, по ситуации или периодически, осмысливать качество взаимоотношений, чем-то жертвовать, идти на компромиссы, чтобы сохранить счастье?
  18. Продолжите фразу: «Семья – это…».

Варианты работы: 1- классный руководитель собирает анкеты и обобщает ответы для дальнейшей беседы с уч-ся;

2- анкеты остаются у уч-ся и используются в беседе или дискуссии данного классного часа (при этом надо учитывать, что в данном случае анкетирование перестаёт быть анонимным. Решение принимают сами уч-ся).

3. Содержание части «Прежде, чем сказать «ДА».

Юноши и девушки, уч-ся 11-х классов, находятся на пороге взрослой жизни. Они ещё не в полной мере осознают степень возрастающей ответственности, которую от них потребует общество с наступлением совершеннолетия. У многих затянулся период детства, «благодаря» чрезмерной опеке родителей. Не наступил момент самоопределения. Но природа берёт своё: хочется любить и быть любимым, нравиться противоположному полу. Так и должно быть. Но современная жизнь показывает возрастающие проблемы молодёжи, связанные с падением нравов, распущенностью, нетерпимостью к чужому мнению, безответственностью перед собой, близкими, обществом и государством.

Да, действительно, страна долго была без идеалов. Не насовсем достойном уровне жизнь людей. Но разве это позволяет снимать ответственность с человека за его поступки, ответственность с семьи за воспитание детей? Ни в коей мере!

Семью создают не марсиане, а когда-то бывшие детьми, подростками молодые люди. Какой «багаж» ценностей они принесут в новую семью, во многом зависит от родителей, которые сами не представляют себе ту «мину замедленного действия» в форме воспитания их чада, подложенную под брачный союз молодых. Вот такой замкнутый круг! Отсюда конфликты, стрессы, слёзы, несчастливое детство детей… А в итоге болезни, формирование комплекса неудачника, вредные привычки и нездоровый образ жизни или того хуже, суицид.

Таким образом, всё начинается с семьи. Значит вам, современным юношам и девушкам, стоит серьёзно отнестись к принятию решения о создании семьи, при этом проанализировав небольшой житейский опыт жизни в родительской семье. Чтобы быть и вам и вашим детям здоровыми и счастливыми.

Проблема сохранения семьи волнует людей во всех уголках мира. Когда счастливые влюблённые бросаются в самую стремнину супружества – это поистине волнующий момент. Но как быть, если на речном пороге плот разбивается на части? Пытаться соединить обломки? Звать на помощь? Может быть… Но чтобы этого не случилось, наверное, надо что-то было знать заранее, до заключения брака о своём потенциальном супруге, его семье, а также иметь хотя - бы общие представления о нормах семейных отношений и вариантах их развития в зависимости от ряда факторов.

Беседа или дискуссия. Выработка советов по итогам дискуссии.

  1. Прежде чем рассматривать своего любимого(ю) в качестве супруга(и), нужно понаблюдать за ним(ней) в разных жизненных ситуациях и особенно, если это касается других людей. Возможно, эти ситуации Вы смоделируете сами. Делайте выводы.
  2. Узнавайте в ходе общения уровень его(её) интеллекта, кругозор, сферы интересов, взгляды по разным вопросам, особенно, семейным взаимоотношениям. Сравнивайте со своими взглядами. Предпринимайте попытки их сблизить.
  3. Обязательно надо узнать информацию о семье, роде из наблюдений и личного, по возможности, общения с членами семьи. Ни в коем случае не использовать для этого мнения других людей, сплетни, слухи. Если Вам что-то нужно узнать, уточнить, то сделайте это корректно и лично у родителей избранника(цы).
  4. Обязательно надо иметь информацию о наследственных заболеваниях родов. И не только для принятия решения о рождении ребёнка, но и в ходе беременности для беседы с врачами. А также после рождения ребёнка для информации педиатру.
  5. В ходе наблюдений за семьёй избранника нужно отследить, как минимум, следующие позиции:

- положение женщины в семье;

- стиль взаимоотношений членов семьи;

- приоритет ценностей (материальных и духовных);

- отношение к труду, совместный труд;

- отношение к отдыху, варианты отдыха;

- распределение домашних обязанностей;

- отношение к животным;

- как разрешаются конфликты;

- отношение к жизни, мировоззрение родителей;

- отношение родителей к другим детям в семье;

- коммуникабельность членов семьи.

И, конечно, по всем этим пунктам Вы должны, по возможности, узнать своего избранника.

4. Содержание части «Счастье в ограниченном пространстве».

Под звуки Мендельсона влюблённые соединяют свои жизни, предвкушая счастье, подобно бесчисленным молодожёнам многих поколений, дают друг другу обет вечной верности и другие клятвы. Все их помыслы окрашивает слово «навсегда». Что же потом происходит? Почему их обещания оборачиваются печальной статистикой? В чём тайна «здоровья» семьи?

Быть может, супружество – это не более чем романтическая грёза, огонёк свечи, которому суждено быстро погаснуть? Возможно ли сохранение счастья «в ограниченном пространстве»? Всегда ли брак является тем, что ожидают от него супруги? Нужно ли трудиться для его сохранения?

Ни один брак не бывает бесконечной «поэмой экстаза». Даже самые удачные браки являются результатом огромного напряжения физических и душевных сил. Гармоничные семейные отношения выковываются в суровых испытаниях повседневных обязанностей и проблем, которые ставит перед нами жизнь. И это обязательно труд двоих! Не у каждого мужчины, делающего предложение девушке, хватит храбрости спросить: «Согласна ли ты бесплатно работать по восемь часов в день ради меня? Согласна ли ты приготовить десять тонн пищи, которые сама же будешь покупать и приносить домой? Согласна ли ты перемыть огромную, как лыжный трамплин, гору грязной посуды – во имя одной только любви? Захочешь ли ты перестирать и перегладить тридцать километров белья, да ещё и по десять на каждого ребёнка? Согласна ли ты тысячи раз вскарабкаться на вершину Эльбруса – только ради любви?». Брак – это не бесконечный медовый месяц. Он состоит в постоянном разделении обязанностей по ведению домашнего хозяйства и взаимной ответственности. Ощущение новизны притупляется, а иногда совсем исчезает. Очарование ухаживания не будет продолжаться вечно. Удачи, невзгоды, поражения и бесчестие, болезни и процветание – всё будет разделено поровну. Более того, совершив этот шаг, они уже не смогут укрыться от целой череды споров, обид и проблем, которые раньше были бы немыслимы. И супругам при этом надо помнить, что их пути разрешения жизненных проблем, выхода из жизненных коллизий, взаимоотношения являются образцом поведения для детей. Народная мудрость гласит: «Ребёнок учиться всему, что видит у себя в дому».

А в заключении продолжите фразу: «Семья – это…» и сравните её с вариантом ответа в анкете.

Михалков С., Нечаев А. - Круглый стол с острыми углами - (детектив), (исп.: В.Дугин, В.Речман, Т.Альцева, Н.Кузьмина, В.Сергеев, А.Пелевин, А.Вовси, Л.Чикурова, и др.), (полная версия), (Зап.: 1968г.)



Радиокомпозиция спектакля Московского театра им. Ленинского комсомола по одноимённой пьесе советских драматургов Сергея Михалкова и Александра Нечаева в постановке Дмитрия Вурос.

"Круглый стол с острыми углами" - Пьеса в 2-х частях, 1968 год. (РГАЛИ - ф. 618 оп. 18 ед. хр. 652)

Однажды Зоя Максимовна Черенкова, мать двух сыновей Павла и Игоря, получила странное письмо от старшего, Павла. Странность в том, что Павел погиб двадцать пять лет назад, во время Второй мировой войны. Зоя Максимовна, промучившись месяц, рассказывает о письме, жене младшего сына, Вике. Игорь и Вика на днях должны вылететь за границу. Испугавшись, что поездка может сорваться, Вика убеждает Зою Максимовну не верить этому письму и сжигает его. Но этим события истории не заканчиваются.

Сергей Владимирович Михалков (28 февраля [13 марта] 1913г., г. Москва - 27 августа 2009г., г. Москва) - советский и российский писатель, поэт, драматург и публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец, общественный деятель. Соавтор текста гимна Советского Союза и автор текста гимна РФ, председатель Союза писателей РСФСР, а с 1992 по 2008 год - председатель Международного сообщества писательских союзов. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Александр Николаевич Нечаев (20.04.1902г., дер. Екимово, Архангельская обл. - 24.12.1986г., г. Москва) - советский фольклорист, этнограф, писатель. Александр Нечаев окончил Кенозерскую сельскую школу, затем Пудожское двухклассное училище. В 1921 году, после окончания в Пудоже педагогических курсов, Нечаев работал заведующим начальной школы в деревне Минино на родном Кинозере. Через два года по комсомольскому призыву Нечаев трудился на строительстве целлюлозного завода в Невской Дубровке под Петроградом. После служил в РККА, после окончания службы в армии вернулся на завод и работал варщиком целлюлозы. В июне 1927 года произошла встреча Нечаева с Народным комиссаром просвещения РСФСР Анатолием Луначарским. По совету советского наркома Нечаев поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Государственном институте истории искусств в Ленинграде. В 1930 году после закрытия курсов и института его перевели в Ленинградский институт литературы и истории. В том же году им был опубликован первый очерк в издательстве "Молодая гвардия". После окончания института Нечаев совершил несколько фольклорных экспедиций в Карелию, Прионежье, Беломорье. Итогом его поездок было издание первой крупной фольклорной работы -"Танцы и песни танцевальные в Кенозерье", которая была удостоена 2-й премии на Всесоюзном конкурсе. Затем он работал в Карельском научно-исследовательском институте языка и литературы в Петрозаводске. В 1938 году Алексей Толстой пригласил молодого фольклориста Александра Нечаева для совместной работы над классическим, «монументальным корпусом» русских народных сказок для детей. К этому времени за плечами у Нечаева уже были Высшие курсы искусствоведения, работа в фольклорном секторе Института истории искусств Академии наук СССР. За 50-ть лет Нечаевым было подготовлено более 50 книг народных сказок и эпических песен, многие из которых получили самое широкое распространение. Произведения Нечаева переведены на английский, арабский, белорусский, испанский, немецкий, таджикский, узбекский, украинский, французский и другие языки. Нечаев также известен как драматург, публицист, литературовед и критик.
__________________________

Действующие лица и исполнители:
Пояснительный текст - Вячеслав А. Дугин;
Игорь Черенков, советский представитель в международной организации - Виктор Ф. Речман;
Зоя Максимовна, мать Игоря Черенкова - Тамара Альцева;
Вика, жена Игоря Черенкова - Наталья Е. Кузьмина;
Павел Черенков, родной брат Игоря Черенкова - Владимир В. Сергеев;
Аркадьев, советский генерал - Александр А. Пелевин;
Нортон, шеф иностранный разведки - Аркадий Г. Вовси;
Дженни, сотрудник иностранной разведки - Лариса С. Чикурова;
Фрейк, сотрудник иностранной разведки - Владимир Г. Ширяев;
Разводин, сотрудник иностранной разведки - Николай А. Скоробогатов;
Госкойнт, представитель иностранного государства в международной организации - Александр М. Шешко;
Рестон, сотрудник иностранного посольства в Москве - Борис Ф. Ульянов;
- в эпизодах артисты театра.

Постановка (театр) - Дмитрий А. Вурос.
Режиссёр (театр) - А. А. Пелевин.
Помощник режиссёра - М. Ф. Рутковская.
Музыкальное оформление - А. Г. Миронос, А. Г. Филимонов.
Режиссёр (радио) - Сергей Баранов.

Михалков С., Нечаев А. - Круглый стол с острыми углами - (детектив), (исп.: В.Дугин, В.Речман, Т.Альцева, Н.Кузьмина, В.Сергеев, А.Пелевин, А.Вовси, Л.Чикурова, и др.), (часть 1-я из 3-х), (Зап.: 1968г.)



Михалков С., Нечаев А. - Круглый стол с острыми углами - (детектив), (исп.: В.Дугин, В.Речман, Т.Альцева, Н.Кузьмина, В.Сергеев, А.Пелевин, А.Вовси, Л.Чикурова, и др.), (часть 2-я из 3-х), (Зап.: 1968г.)



Круглый стол с острыми углами; «Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста»

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так; европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю всем поздороваться с соседом слева по европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы!

Итак, мы начинаем.

Упражнение «Смятый лист». А сейчас возьмите, пожалуйста, каждый по листу бумаги. Согните лист, как вам захочется. А теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы вы его не разглаживали. Каждая обида или конфликт оставляют на наших душах такие же заломы, которые не исчезают уже никогда. Очень хочется надеяться, что мы будем как можно бережнее относиться друг к другу. Дети и родители приходят и уходят, а мы взаимодействуем с вами изо дня в день. Очень хочется, чтобы наше отношение друг к другу было максимально бережным и доброжелательным!

Создание проблемной ситуации

Перед педагогами появляется «волшебный ящик».)

- Угадайте, что находиться в ящике? По – другому, этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику.

(садитесь поудобнее, будем выяснять)

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет. (красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

Помочь узнать, что находится в волшебном ящике и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.

Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными г еометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

Злая рыба хвост-лопата

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном ящике находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера.

Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречают. Игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научить детей играть. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Предлагаем ответить на вопросы.

· какие игры и игрушки для сенсорного развития есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие восприятия запаха (обоняния)?

· в какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?

· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе?

· как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Думаем, что методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.

Читайте также: