Круглый стол профессия учитель

Обновлено: 03.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Учителями славится Россия»

учитель истории и обществознания

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей…» Это строки замечательного русского поэта Андрея Дементьева. Возникает вопрос, кто такой учитель, и что движет им в выборе своей профессии, в желании воспитывать, вкладывать в детей знания, сеять добро.

Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни – так было, так есть и всегда будет. Учитель осуществляет непрерывающуюся связь времен, разных поколений, смену одного общественного строя другим, причастного к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны.

Учитель пробуждает в детях жажду к знаниям, учит думать и чувствовать по новому, видеть будущее. Для того, чтобы заложить ученикам фундамент знаний, учителю необходимо неимоверные усилия и мужество.

В России учитель является подвижником, так сложилось исторически. Он всегда принимал на себя тяжелый труд и лишения ради достижения высокой цели – процветания нашей страны.

Конечно, каждый ученик должен быть готов к умственному и физическому труду. Для того чтобы этого добиться, необходимо учитывать особенности умственного развития ребенка, исследовать психологическую природу обучения, анализировать механизмы внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления.

Учитель - великая профессия. Многие дети, когда учатся в школе и смотрят на своих учителей, хотят быть похожими на них.

Слово учитель молодое. Оно появилось в русском языке около двухсот лет назад. Перед понятием учитель были такие понятия как мастер, воспитатель, магистр, проповедник, святой отец. Ведь слово учитель произошло от слова учить, а в то время эту задачу решали святые отцы, уча Вере и своему учению.

В настоящее время с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю растут. Вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества.

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием,- непобедим. " С этой нелегкой задачей помогают справляться наши учителя. Профессия учителя во все времена оставалась почетной, но, в то же время, тяжелой и требующей терпимости.
Наши учителя становятся для нас вторыми родителями. Они преподают нам первый жизненный урок: урок доброты, вежливости, порядочности, честности. Но самое главное - учителя прививают ученикам желание учиться дальше и добиваться успехов во всех наших начинаниях. Школьные учителя дают нам крепкие знания, расширяют наше мировоззрение, помогают определить свое место в жизни.

Педагог – это не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник. Педагогика – это не стоящая на одном месте наука, а вечное движение вперед, решение каких–то очередных проблем и рождение новых. Любой педагог в своей работе всегда использует новые и интересные методы, способы передачи своих знаний учащимся - это тоже нелегкий труд.

Учитель решает такие важные задачи, как:

- приобщает учеников к государственным законам и конечно к необходимости их соблюдения;

- формирует у учащихся моральные принципы, а также такие качества как уважение, доброта и терпимость;

- способствует развитию собственного достоинства и самоуважения;

- воспитывает в учащихся трудолюбие, ответственность и патриотизм;

- развивает потребность в поддержании здорового образа жизни.

Только перед учителем стоит еще одна важная задача- это быть для своих учеников другом, примером и наставником. Ведь именно в школе происходит формирование будущей личности человека, его взгляды на жизнь, моральные принципы, которые оказывают на их жизнь очень большое влияние. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

Конечно, профессия учителя имеет множество минусов. К таковым можно отнести: очень большую ответственность, часто возникающие стрессовые ситуации, психологическое давление и конечно невысокая заработная плата.

Но, несмотря на отрицательные стороны профессии учителя, есть масса сторон положительных. К ним можно отнести: общение с детьми, признание со стороны общественности, стабильность в работе и т. д.

Но самое главное, что профессия учителя требует огромного человеколюбия. Ведь каждый из нас проходит «через руки» этого человека. От этой профессии столько всего зависит. Даже порой человек может выбрать свой путь, свою профессию потому, что учитель заинтересовал его в каком-либо предмете. Поэтому высказывание, что учитель – это не профессия, а призвание очень справедливо, потому что в эту профессию в основном идут только самоотверженные личности, которые готовы отдать себя полностью ученикам и любимому делу.

«Притча об учителе и учениках».

Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.
Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.
Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.
Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:
«через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.
-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.
-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.
-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.
-Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.
-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.
И третий ученик оказался нерадивым.
-Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить.
-Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.
И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:
-Забыл я, учитель, посеять семя.
-Запомни: что посеешь, то и пожнешь.
И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.
-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.
Вид шестого ученика был печальным.
-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.
-Запомни, ничто не может жить без питания.
И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.
-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.
-Береги впредь свое чадо от дурного глаза.
Нечем было хвастаться и восьмому ученику.
-Послушался я, учитель, чужих советов.
-Не слушай тех, кто не знает.
Не мог похвастаться и девятый ученик.
-Учитель, слишком поздно я поселял семя.
-Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.
У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.
-Забыл я удобрить землю, учитель.
-«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.
Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.
-Учитель, я выполнил все твои советы.
-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.
Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.
-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах воспитанников, а ученики изменят наш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

Сценарий круглого стола "Диалог поколений: профессия учитель вчера,сегодня,завтра."

содействовать воспитанию у школьников чувства уважения и признательности к учителям разных поколений.

Форма проведения занятия: «Круглый стол».

Методы и приёмы: беседа, рассказ, игра в ассоциации, упражнение «Алфавит», упражнение « Напиши объявление».

Оборудование: программа проведения занятия, стихи, видеоролик о учителях, кленовый лист как символ многогранности учительского труда, сувениры и цветы учителям-ветеранам.

Класс красочно убран, оформлен рисунками школьников «Мой любимый учитель», «Учительница первая моя», фотографии учителей-ветеранов. Столы, стулья расположены полукругом по периметру помещения.

Занятие рассчитано 40 минут .

Содержательная часть

В классе собираются участники диалога. Группа ребят встречает их, вручает программу встречи-диалога. Звучит музыка песни М. Матусовского и И. Дунаевского «Школьный вальс». Встречу открывают ведущие из числа учащихся педагогического класса. У каждого участника лежит кленовый листок-символ занятия.

Основным ведущим круглого стола является учитель, который преподаёт факультативные занятия.

I. Лирическое вступление. Приветствие гостей.

И снова в позолоте тополя,

А школа как кораблик у причала,

Где ждут учеников учителя,

Чтоб новой жизни положить начало.

На свете нет богаче и щедрей,

Чем эти люди, вечно молодые.

Мы помним всех своих учителей.

Они в судьбе у каждого из нас.

Мы гордо произносим каждый раз

Простых три слова: « Это мой учитель».

Живи всегда в своих учениках

И счастлив будь, наш капитан-учитель!

… кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье – быть полезным людям,

Учить Его Величество – Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет –

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

Ведущий 1: Сегодня наш разговор пойдет о профессии учителя, которая, с одной стороны, является массовой, всем известной, с другой стороны, по ряду причин утратила свой престиж. Попытаемся найти ответ на вопрос, который волнует многих, зависит ли престиж профессии человека от него самого.

Все вы когда-либо играли в ассоциации. Давайте вспомним условия игры. Я называю слово, а вы продолжаете цепочку ассоциаций. Например, к слову «детство» можно предложить следующие варианты ассоциаций: радость, беззаботность , веселье, манная каша, любимая игрушка, парное молоко …

Ведущий 2: И так, ваши ассоциации к слову «учитель». Ученики предлагают свою цепочку ассоциаций.

(Добрый, умный, справедливый, нужный преданный и надёжный друг, тактичный, понимающий.)

Несомненно, каждый из вас прав по-своему, одно отрадно, что со словом «учитель» у всех людей на земле связаны самые трепетные воспоминания: первый учитель, любимый учитель, самый справедливый учитель.

Ведущий 1: Узнать подробнее, какой была профессия учитель несколько лет назад, что изменилось в наше время в учительской профессии и есть ли, по-вашему, у профессии учителя будущее? Вот вопросы, которые интересны участникам сегодняшней встречи.

Ведущий 2: Участие в нашем диалоге принимают учителя-ветераны, опытные и молодые учителя, работающие в современной школе, и учащиеся, которые, возможно, тоже свяжут свою жизнь с учительской стезёй.

Ведущий 1: Ветераны педагогического труда:

стаж работы – ____лет

стаж работы – _____ года

стаж работы – _____ года .____________________________________________

Ныне работающие учителя:

заместитель директора по УВР, стаж работы_ лет.

учитель русского языка и литературы, стаж работы___ лет.

учитель математики, _________________________________стаж работы___ лет.

учитель истории, _______________стаж работы___ лет.

учителя начальных классов, __________________________стаж работы___ лет.

____________ _______________стаж работы___ лет.

___________________________стаж работы___ лет.

учитель ИЗО стаж работы___ лет.
учитель фмзкультуры _______________стаж работы___ лет.

учитель биологии, _______________стаж работы___ лет.

учитель физики _______________стаж работы___ лет.

Ведущий2 : Учащиеся 9 –х и 8 -х классов.

О том, что профессия учителя востребована в современном обществе говорит данный видео ролик.

_________________ какой вы помните свою школу? Многое ли изменилось? Что повлияло на ваш выбор несколько лет назад?

__________________ а почему вы стали учителем? Не проходит ли со временем желание работать в школе?

Время быстротечно. Неумолимо двигаясь вперёд, вносит в развитие общества свои коррективы, подсказывая, какое направление выбрать для плодотворной работы. Так и получилось с созданием классов педагогической направленности.

Ведущий2: Каждый человек талантлив по-своему, но нужно рассмотреть этот талант, выбрать правильный путь в жизни. Кто-то хочет стать врачом, кто-то инженером, строителем, программистом или экономистом, а кто-то учителем

____________, вы начинали работать в________ годах и по традиции продолжаете эту работу и ныне. А как же все начиналось и как работается сейчас?

Ведущий1: Возможно кто то из вас после нашего мероприятия выберет профессию и захотят стать учителем. Но вы должны помнить, что быть учителем – это большая ответственность не только за знания, которые вы будете передавать детям, но и за судьбу каждого ученика. Поэтому профессия учителя – это призвание, это определённый образ жизни.

Ведущий2: Каждое новое начинание имеет свои корни, свою историю. Учитель – это больше, чем профессия. Учитель учит, воспитывает, развивает человека. Учитель по большому счёту в ответе за жизнь на Земле. Учитель создаёт завтрашний образ, завтрашний лик нашей планеты. Ребята, каким вы представляете современного учителя?

- Настоящий учитель может быть несовременным и неинтересным?

- От чего зависит успех учителя и его учеников?

- Учитель – это профессия или призвание?

- Учитель – это профессия вне времени или нет?!

Ведущий1: Все-таки учитель – это и призвание и профессия, это судьба. Эти понятия наиболее полно выражают глубокую суть учительского труда. Учитель – это тот, кто ведёт нас сквозь годы детства, отрочества и юности, засевая наши души крупицами добра, справедливости, веры, надежды и любви.

Ведущий 2: Учитель – самая древняя и уважаемая профессия, которая за множество веков существования не утратила своей значимости в обществе. Профессия, которая со временем только усилила свою власть над людьми.Давайте попробуем создать портрет учителя будущего.

упражнение «Алфавит» - «Учитель».

На каждую букву слова учитель нужно придумать слово какой он

У – умный, усердный; ч – честный; и – интересный, интеллектуал; т – творческий, талантливый; е – единомышленник; л – любящий; ь – мягкий.

Ведущий1: Учитель – профессия вне времени, потому что учителя были, есть и будут всегда. И никакие новые технологии , интернет, дистанционное обучение не заменят живого общения, душевных разговоров. Ведь учитель – путеводная звезда, которая помогает ученику найти свою дорогу к цели.

Ваш скромный труд цены не знает,

Ни с чем он не сравним!

И все с любовью величают

Вас именем простым –

Учитель. Кто ж его не знает,

Простое имя это,

Что светом знаний озаряет

Живую всю планету!

Мы в Вас берём своё начало,

Вы нашей жизни цвет!

И пусть года, как свечи, тают,

Нам не забыть Вас, нет!

О, если б можно было просто рассказать о Вас,

О педагогах прошлого столетия.

То можно было б книгу написать.

И в красках описать

Всю вашу жизнь и ваше долголетие.

Мы сегодня больше рассуждали о современном учителе, об учителе будущего, но нет будущего без прошлого. Не состоится учитель будущего без надёжного наставника, без помощи и подсказок учителей-ветеранов, потому что именно они прослужили на поприще учительства долгие и долгие годы. Ежедневный кропотливый труд, профессионализм, любовь к детям вели Вас по нелегкой, но интересной дороге учителя.

Давайте узнаем у наших учителей-ветеранов как им работалось, какие трудности профессии им удалось испытать.

- Почему выбрали педагогическую профессию?

- Какой запомнилась вам первая встреча с учениками?

- Сколько выпусков было в вашей жизни и какой самый запоминающийся?

- Какие ученики были для вас трудными, а какие любимыми?

- Самый смешной или запомнившийся случай из вашей педагогической жизни?

- Изменилось ли ваше отношение к профессии учителя?

- Что бы вы могли посоветовать и пожелать будущим педагогам?

Ведущий1: Мы живём в XXI веке, когда человечество шагнуло далеко вперёд. Сегодня фантастика становится реальностью. Полётами в космос никого не удивишь. Современные мальчишки не мечтают стать моряками или космонавтами, всё больше представляют себя бизнесменами или менеджерами. Но нам нужны и врачи, и учёные, и водители. А готовят их всех к самостоятельной жизни учителя.

Ведущий2: Поэтому нашу встречу хотелось бы закончить словами педагога-новатора Ш. Амонашвили, который отразил высокое предназначение учителя в стихотворении «Я – Учитель».

Стихотворение читают ведущие по одной строчке

Я – Любовь и Преданность, Вера и терпение.

Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.

Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство.

Я – Идущий и Дарящий, Нищий и Богатый.

Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник.

Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни.

Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.

Я – Улыбка будущего и Факел Сущего.

Я – Учитель от Бога и Соработник Бога.

V. Рефлексия

Ведущий1: Каждому участнику круглого стола предлагается на кленовом листке-символе написать пожелание, озвучить, обменяться и сохранить на память о встрече поколений.

Круглый стол «Профессия – учитель»

http://navalny.com/media/bim/0f/5b/0f5b2d1d7030430fabba65fc082c7ca8.jpg

2.Определить всеми участниками круглого стола социальную и государственную значимость профессии учитель.

Ход мероприятия

Тема нашего круглого стола «Профессия – учитель» неслучайна. Мы собрались для того, чтобы:

1.Познакомить вас с особенностями и условиями работы учителя в целях вашего профессионального самоопределения;

2.Услышать ваше мнение о том, какова социальная и государственная значимость профессии учителя сегодня.

Как обычно в начале разговора я познакомлю вас с правилами совместной работы, которые всем нам необходимо принять для того, чтобы получился интересный и полноценный разговор:

1) правило времени;

2) правило активности;

3) правило принятия любых идей и суждений. (СЛАЙД №2, №3)

И с удовольствием представляю вам участников круглого стола, учителей школ города № 1,2,3,4:

1. Гаркуша Людмила Васильевна – учитель-методист

2. Рыбакова Лариса Алексеевна – учитель-методист

3. Исаева Любовь Сергеевна - библиотекарь

4.Фомина О.А. - учитель математики

Учитель. Само это слово свидетельствует о многом. Выбирают профессию педагога бескорыстные , ответственные, преданные своему делу люди. Именно они преумножают число одарённых детей, отыскивая с самого детства в каждом ростки таланта и развивая его способности. При этом часто в ущерб своим детям и своей семье.… У них сотни воспитанников, и всех они помнят по именам. Рабочий день не заканчивается, когда они спускаются со школьных ступенек. Дома – стопки непроверенных тетрадок и школьные заботы, которые не выходят из головы.
Первая учительница остаётся в памяти каждого из нас. Ведь тогда мы впервые понимаем, что учитель живёт своей профессией, пропуская всё через сердце. Прав был Уинстон Черчилль, который считал, что за закрытыми дверями класса учитель имеет больше власти, чем британский премьер-министр. Это говорит о том, насколько ответственна профессия учителя.

Сегодня мы живём в эпоху стремительного развития науки, техники, компьютерных технологий; появляются новые проекты и разработки практически во всех сферах человеческой жизни. Школа тоже находится в постоянном развитии. Но если современная школа должна быть развивающей и развивающейся, то каков должен быть тогда ожидаемый образ учителя сегодняшнего дня? Давайте ответим с вами на этот вопрос. Каким должен быть современный учитель , с вашей точки зрения? (работа с залом): стройный, умный, понимающий, отпускающий с урока на 10 минут раньше, друг, с юмором…

Неплохой получился портрет, тогда, почему выпускники школ не рвутся в учителя, с чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос давайте разделимся на скептиков, оптимистов и реалистов. Каждый будет высказываться со своей точки зрения (работа с залом).

Итак, оптимисты, что вас привлекает в учительской профессии? (уважение и любовь учеников, возможность постоянно учиться самим, творческая работа…). А теперь, что скажут скептики…(низкая зарплата, не престижная, нет возможности карьерного роста), реалисты… (постоянный, стабильный заработок, хороший отпуск, )

Мы с вами составили портрет современного учителя, порассуждали о плюсах, минусах и реалиях профессии учителя. Давайте же выясним, чего ждут от учителя: дети, общество, государство? Можно ли рассматривать образ учителя в разрыве от детей и их родителей? Ответить сразу на эти вопросы не просто. (СЛАЙД № 4)

Я предлагаю вам, ребята, поработать в группах и представить Образ учителя. Возьмите ватманы, маркеры. Попробуйте изобразить «Образ учителя» схемами, рисунками.
Группа №1. Рассмотреть Образ учителя через отношения «УЧИТЕЛЬ – РЕБЁНОК»

Группа №2 «УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ»

Группа №3 «УЧИТЕЛЬ – ГОСУДАРСТВО»

II. Выступление лидеров групп

III. Выводы по выступлениям

- Итак, ожидаемый образ учителя сегодняшнего дня, каков? Чего ждут от него: дети, государство?

- Можно ли рассматривать образ учителя в разрыве от детей?

- И, наконец, чем же прекрасна профессия учителя? Я уверена, вы поймёте, когда услышите наших педагогов, которые много лет посвятили себя воспитанию и обучению детей.

IV. Вопросы учителям

1 . Как вы оказались в профессии?

2.В чем, на Ваш взгляд, заключается воспитательная роль школы?

3. Какие нравственные качества Вы стараетесь выработать у своих учеников?

4. Есть ли в Вашей работе какие-то особые методы и подходы?

5. Какими человеческими качествами должен обладать учитель, чтобы работать с детьми?

6. Как, на Ваш взгляд, должно происходить взаимодействие школы и семьи?

7.Какой результат Вы считаете успехом в своей работе?

8.Чем Ваша школа отличается от других?

9.Чего же в учительской профессии больше: удовлетворения или разочарований?

10.И какими видите вы перспективы учительской профессии?

11.Можно ли сделать карьеру в профессии учителя?

V. Итоги. Вот видите, как непросто порой бывает … Мне же кажется, что учитель - это искусство, труд не менее творческий, чем труд художника или композитора, но более тяжелый и ответственный. Он обращается к душе человека не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к окружающим.

Чтобы не ошибиться с выбором профессии, стоит потратить и время, и силы, и заранее обдумать свой выбор.

И помните, выбирать надо сердцем! Надеемся, что разговор получился. Думайте, выбирайте. Спасибо!

Методическая разработка круглого стола

- содействовать воспитанию у школьников чувства уважения и признательности к учителям разных поколений.

Форма проведения занятия: круглый стол.

Перед тем, как мы озвучим тему нашей встречи предлагаем вам короткую социальную рекламу.

Вы услышали вопрос: А, может быть, и вы хотите стать таким человеком?

Участниками нашего круглого стола сегодня будут наши педагоги и учащиеся педагогических классов.

Учитель – самая древняя и уважаемая профессия, которая за множество веков существования не утратила своей значимости в обществе. Профессия, которая со временем только усилила свою власть над людьми.

Учитель – профессия вне времени, потому что учителя были, есть и будут всегда. И никакие новые технологии , интернет, дистанционное обучение не заменят живого общения, душевных разговоров. Ведь учитель – путеводная звезда, которая помогает ученику найти свою дорогу к цели.

Прав был Уинстон Черчилль, (Британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 года лауреат Нобелевской премии по литературе.) который считал, что школьный учитель за закрытыми дверями класса обладает такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Как вы понимаете это выражение?

Ответы учеников, учителей. ( в руках учителя мировоззрение учеников, направление их мысли, люди с которыми человек проводит треть своей жизни и этот факт не может не оставить след в истории, счастлив тот человек, которому повезло с учителем)

Мы живём в XXI веке, когда человечество шагнуло далеко вперёд. Сегодня фантастика становится реальностью. Полётами в космос никого не удивишь. Современные мальчишки не мечтают стать моряками или космонавтами, всё больше представляют себя бизнесменами или менеджерами. Но нам нужны и врачи, и учёные, и водители. А готовят их всех к самостоятельной жизни учителя.

Сейчас имеет место быть парадокс: педагогические учебные заведения не испытывают нехватку абитуриентов, напротив, за последнее десятилетие количество поступающих увеличилось на 25%, но большинство студентов, окончив вуз или колледж, не хотят идти работать в школу. Почему так происходит?

(сложная работа, … )

Недавно в преддверии праздника 8 Марта вы прошли своего рода профессиональные пробы. Давайте посмотрим видеоролик, как это было.

Поделитесь впечатлением от своего рабочего дня.

Что для вас оказалось самым сложным?

Чего вы ожидали? Оправдались ли ваши ожидания?

Просто ли провести урок?

Вы были совсем в другой роли, стояли у доски не в роли ученика, а учителя. В чем почувствовали разницу?

Начиная урок, вы как себя настраивали?

Какими качествами нужно обладать человеку, который может стать учителем?

По окончании Дня самоуправления вам задавали вопросы: появилось ли желание стать учителем? Ну что, теперь точно в педагогический? Как вы сами себя оценили: справились вы с такой задачей? Смогли бы стать учителем?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Мы просили ответить вас на вопросы анкеты, вот какие на самом деле у нас получились результаты.

Как показали результаты анкетирования большинство из вас могли бы стать учителями! Большинство из вас похожи на своих учителей.

Нашим педагогам мы задавали те же самые вопросы, и без сомнения все наши респонденты – это люди, которые правильно выбрали свой профессиональный, более того, жизненный путь. Люди, которые нашли свое место. (Результаты анкеты учителей)

Каждый день на учителя смотрят сотни глаз. Для каждого один и тот же учитель выглядит по-разному, кто-то добрый и понимающий, кто-то ворчливый и придирчивый , но можно сказать одно - выбирают профессию педагога бескорыстные , ответственные, преданные своему делу люди. Именно они преумножают число одарённых детей, отыскивая с самого детства в каждом ростки таланта и развивая его способности.

Сегодня мы живём в эпоху стремительного развития науки, техники, компьютерных технологий; появляются новые проекты и разработки практически во всех сферах человеческой жизни. Школа тоже находится в постоянном развитии.

Но если современная школа должна быть развивающей и развивающейся, то каков должен быть тогда ожидаемый образ учителя сегодняшнего дня?

Нам, педагогам, интересно узнать вашу точку зрения, какими вы хотите видеть учителей?

Каким должен быть современный учитель?

( стройный, умный, понимающий, отпускающий с урока на 10 минут раньше, друг, с юмором…

Мы с вами составили портрет современного учителя, порассуждали о плюсах, минусах и реалиях профессии учителя.

Чем учителю можно гордиться в своей профессии?

Закончить наш разговор хочется фрагментом из старого доброго советского фильма «Кортик», который учит дружбе, человечности, честности. Послушайте мнение одного из персонажей фильма.

Мы желаем вам правильно и с ответственностью подойти к выбору профессии. И хочется верить, что выпускники нашей школы снова и снова будут возвращаться в родные стены в качестве учителей!

Стальные нервы – ваш конёк?

Вы отличаетесь светлым умом и невозмутимостью?

Готовы пройти огонь и воду, чтобы доказать в очередной раз свою стойкость и мужества?

Круглый стол "Профессия педагог"
консультация по теме

Цель: совершенствование профессиональной подготовки начинающих педагогов путем освоения на практике целостной системы работы воспитателя дошкольного учреждения.

Подготовила и провела:

  1. Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»
  2. Игра «Поменяйся местами»
  3. Профессия «Воспитатель»
  4. Эссе на тему «Я - воспитатель»
  5. Беседа «Что такое Коучинг»
  6. Анкетирование
  7. Игра «Прощание»

(ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ - 5МИН.)

Участники двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: «Привет!», «Здравствуйте!» или «Добрый день!» Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.

(время проведения – 5 мин.)

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга (Я не один такой), вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:

Кто пришел в юбке;

У кого подавленное настроение;

У кого короткая стрижка;

Кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;

Кто любит золотые украшения;

Кто не знает, как составлять конспекты занятий;

У кого двое детей;

Кто иногда опаздывает на работу;

У кого ничего не болит;

Кто не знает, как общаться с родителями;

Кто любит играть роли;

Кто жалеет, что выбрал профессию педагога;

Кто любит отдыхать и т. д.

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.…

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. "' В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров . Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной

Официально профессия «Воспитателя» появилась в нашей стране относительно недавно.в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

Выдающиеся люди данной профессии:

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Я.А. Коменский (1592 - 1670) -чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Материнская школа" и др.Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества'.

И.Г. Песталоцци (1746 - 1827)-швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня" Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ничего — для себя".

. КЛ. Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии".Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения"'.

Л.Н. Толстой (1828 - 1910) - всемирно известный художник слова, внесший крупный вклад в развитие отечественной педагогической культуры. Разрабатывал идеи свободного воспитания. Автор "Азбуки", "Книг для чтения", методических руководств.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель".Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В.А.Сухомлинский (1918 — 1970) — отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания детей: "Воспитание личности в советской школе", "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "О воспитании".Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

Много талантливых и известных педагогов внесли свой вклад в развитие педагогики, как в России, так и за рубежом. С выдающимися людьми этой профессии мы будем знакомиться на протяжении всех наших встреч.

Социальная значимость профессии в обществе:

Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Массовость и уникальность профессии: Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания. Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Риски профессии: Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми. Профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам, что ярко отражает статистика, однако досадным остаётся недостаток мужского воспитания к детям дошкольного и младшего школьного возрастов, причина которого кроется в невысокой материальной прибыли данной профессии.

Профессия в современности:

Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий -еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат: завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.

Однако самое главное в работе воспитателя детского сада -это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Уникальные стороны профессии

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом . И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей -это игра . Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Предложить педагогам написать краткое эссе на тему «Я - воспитатель».

Как говорил Т.Гэллвей «Коучинг – раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности».

Девиз коучинга: «Я тренирую, ты побеждаешь!» В процессе коучингастажист не просто инструктирует начинающего педагога, но и задает вопросы, помогающие воспитателю лучше понять поставленную перед ним задачу, оценить её в новом ракурсе, найти наиболее эффективный способ решения и воплощения на практике с использованием необходимых ресурсов. Тем самым педагог лучше осознает сложившуюся ситуацию и требования руководства. Кроме того, он понимает, что его мнение имеет определенное значение для стажиста . Все это позитивно сказывается на продуктивности работы. Коучинг – сессии предназначены для педагогов, не имеющих опыта работы в системе дошкольного образования, и построена на раскрытии важнейших аспектов дошкольной педагогической науки, понимания государственной и региональной политики в области дошкольного образования, овладения педагогами профессиональными умениями, связанными с формированием личности ребенка на основе индивидуального, дифференцированного подхода.

Познакомить педагогов с планом работы на год, с формами работы, выяснить какие трудности испытываю молодые педагоги в своей работе.

Анкета начинающего педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Проводиться ритуал: обратная связь, когда каждый участник, получив мяч, рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения тренинга. Каждый имеет возможность высказать свое мнение. Обратная связь осуществляется по кругу.

Читайте также: