Круглый стол о детях инвалидах

Обновлено: 20.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Я могу ему помочь!»

«Попытка воспитать детей дошкольного возраста с ОВЗ без помощи и поддержки со стороны семьи,

подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Наш ДЕВИЗ в работе с детьми:

«МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ,

НО НЕ ВМЕСТО ВАС!»


Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями дошкольников является залогом полноценного развития ребенка.

Для ребенка с ОВЗ родители (в первую очередь, мать) являются в силу ограничения возможностей контактов с миром наиважнейшими носителями представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придают родители особенностям его развития, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни.

Необходимости подготовки родителей к воспитанию детей в семье, повышению педагогической компетентности родителей в отечественной педагогике уделяли внимание многие ученые. В настоящее время существует множество разработок по организации работы с родителями детей с ОВЗ (С.Д. Забрамной, И.И. Мамайчук, В.В.Ткачевой). Единство семейного и дошкольного общественного образования в

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Одна их форм открытости учреждения, как я считаю, является организация работы психолого – педагогической гостиной (альтернатива родительским собраниям).

Интеграцией охвачены наши воспитанники с задержкой психического развития. В рамках реализации задач проекта встал вопрос о необходимости повышения педагогической компетентности всех участников психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, в том числе и родителей, так и детей с ОВЗ. Психолого – педагогические гостиные – одна из многочисленных форм организации психолого-педагогического сопровождения семьи воспитанников с ОВЗ. В работе гостиной неоценима помощь педагогов и родителей друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Это особенно актуально для групп с детьми с задержкой психического развития.

Проведенное мною изучение особенностей и проблем семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, а также наблюдения из практики показали, что подавляющее число родителей испытывают чувства вины, стыда, безнадёжности и жалости к себе. По-разному определяется и стратегия выхода из сложившейся ситуации. Было отмечено несколько стратегий поведения в семье имеющей ребенка с ОВЗ. Чаще всего это гиперопека, в других случаях возможности детей чрезмерно завышаются, к ним предъявляются требования без учета их психофизического состояния; выявлены семьи с явным или скрытым эмоциональным отвержением ребенка с ОВЗ. Вышеописанные стили воспитания имеют негативные последствия для ребенка с ОВЗ и не способствуют развитию его личности. Наиболее благоприятной является ситуация, когда родители объективно оценивают и воспринимают особенности ребенка и принимают его таким, какой он есть. Эти особенности могут определить и учесть их в своей работе только разбирающиеся в них, педагогически компетентные родители.

http://gic3.mycdn.me/getImage?photoId=546553470313&photoType=8

Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьёй, но часто родители остаются недостаточно заинтересованными, не включенными в психолого- педагогический процесс. Посещение круглых столов позволяет родителям научиться по-новому понимать своих детей, усвоить методы совместной деятельности, получить новые знания, которые можно будет использовать в домашних условиях.

Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его семьи лишь пассивно- страдательная. Помощь ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалист может помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира ребенок с ОВЗ может пройти только вместе с близкими.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так Ян Амос Коменский назвал материнской школой ту последовательность и силу знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Ян Амос Коменскому вторит другой педагог – гуманист Иоан Генрих Пестлоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Поскольку сила и действенность семейного воспитания, несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка в законодательстве Р.Ф. в статье 18 Дошкольного образования, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.

Отмечено, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только овладели педагогическими приемами и тактиками, но и сумели понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Согласно современным исследованиям (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова) качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений, системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка). Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми ОВЗ огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.

Памятка для родителей,

воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка . Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5 . Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Круглый стол с элементами тренинга "Мой ребёнок - особенный"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Круглый стол проводит педагог - психолог для родителей, имеющих детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_osobyy_rebenok_1_vstrecha.docx 17.09 КБ

Рассолова Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга», рп Усть-Абакан, Республика Хакасия

Круглый стол с элементами тренинга

«Мой ребенок особенный»

Б. Каким видят моего малыша окружающие?

В. Я желаю, чтоб моего малыша видели окружающие……(каким?) (10 минут)

4. Видеоролик (о восприятии обществом особенных людей). «Мультфильм о нестандартных детях». Перечислить фильмы, которые родители могут посмотреть семьей. ( 15 минут )

Мини-лекция «Особенности восприятия родителями проблем своих детей»

Для каждого родителя его малыш – это его малыш. Но отношение к малышу всегда будет разное. Родители детей с особенностями будь то физические, психические или поведенческие особенности, не всегда могут адекватно реагировать на эти особенности. Мы все люди:

За всем этим стоит наш страх перед самим собой, перед обществом. Как реагировать на взгляды, на комментарии, на пожелания, даже на добро окружающих?

Самое главное это любить своего малыша любым: скромным, агрессивным, непоседливым, особенным. Говорить ему о своей любви. Ведь ребенку с физическими и психическими особенностями хватает пинков от социума. Им нужна ваша любовь. А ребенку с особенностями в поведении не хватает вашей любви – и потому они такие. Как ни посмотри, а любовь нужна всем. Чувствуя вашу любовь

- застенчивые дети становятся уверенными

- агрессивные дети учатся проявлению любви

- непоседливые, гиперактивные – учатся в любви пониманию, сдержанности.

- особенные дети понимают, что и они достойны любви.

Главное, чтобы любовь была разумной. Чтобы помогала в жизни. Чтобы воспитывала человечность в душе малыша. Любовь в себе несёт одновременно: нежность и строгость лёгкое баловство и требовательность.

Видеоролик. Короткометражный фильм «Забыли» о том, как важно быть рядом с ребенком, принять его проблему, помочь преодолеть трудности, стать примером другим.

Видеоклип «Не молчи». О том, как важно быть понятым обществом. Но и важно понимать, что не нужно бояться особенностей детей, ведь в мире вы не единственные.

6. Рефлексия. Высказывание родителей в кругу своих впечатлений о встрече. ( 5 минут)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Круглый стол с элементами игры «Влияние современной мультипликации на сознание наших детей»

Данное мероприятие позволяет демонстрировать родителям на примере некоторых мультфильмов негативное влияние на их детей, проанализировать состояние проблемы в каждой семье. Совместно определить .


Круглый стол с элементами семинара-практикума на тему "Роль детского сада в сохранении психологического здоровья детей"

Круглый стол с элементами семинара-практикума.


Сценарий круглого стола (с элементами тренинга) «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»

Цель данного мероприятия: обсудить проблемы и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, итоги адаптации.


Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»

Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить оп.


Круглый стол с элементами практикума "Общение с детьми, как важный фактор развития речи детей".

Расширение представлений родителей о развитии речи детей через игровую форму. Создание условий для речевого развития младших дошкольников в семье, формирование педагогической культуры родителей в вопр.

Родительское собрание в форме круглого стола с элементами игр.

познакомить родителей с программой детского сада, слотить коллектив родителей настроить на сотруничество.

Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей) «Мой ребенок особенный»

Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей)«Мой ребенок особенный».

Круглый стол «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов».

Круглый стол «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов».

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) детей-инвалидов с положениями законов Российской Федерации, Республики Коми, реализацией государственных и региональных программ, гарантирующих им социальную поддержку, выявление проблем реализации прав и возможностей детей-инвалидов и их родителей (законных представителей).

  • Родители (законные представители ) детей инвалидов ,
  • Педагогические работники школы

1. Начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

2. Начальник отдела по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

3. Заведующая отделением реабилитации Отделение социальной помощи семье и детям (ОСПСиД) при ТЦСОН

4.Специалист по реабилитации ФКУ «Главное бюро МСЭ по РК » Минтруда и социальной защиты Российской Федерации

5. Заведующий медико-социальным отделением (МСО) ГБУЗ РК «Эжвинская детская городская поликлиника»;

6 Руководитель Эжвинского Пенсионного фонда

Время проведения : 2,5 часа.

Материалы : мульти-медиа-проектор, экран, выставка творческих работ обучающихся «Творю руками я добро»

Предварительная подготовка.

  1. Определение участников круглого стола.
  2. Анкетирование родителей (законных представителей ) детей инвалидов;

3. Подготовить и разослать приглашения для родителей (законных представителей ) детей инвалидов ;

4. Пригласить для участия в круглом столе специалистов .

5. Подготовить и расставить на столах, расположенных кругом, таблички с фамилиями, именами и отчествами участников.

6. Оформить выставку творческих работ «Творю руками я добро».

Сценарий круглого стола

Основной докладчик

Ход встречи

Пока все собираются, играет тихая спокойная музыка.

Родители и приглашённые имеют возможность посетить выставку творческих работ обучающихся «Творю руками я добро».

Добрый вечер, дорогие родители.

Мы благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли к нам, чтобы обсудить за круглым столом наболевшие проблемы, узнать новую информацию, гарантирующую социальную поддержку в реализации прав и возможностей детей-инвалидов .

Тема нашего разговора - " Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов».

Прежде чем начать наш разговор, хочу представить вам тех, кто будет принимать в нем участие.

начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

и начальник отдела по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

Ответили на вопросы:

  1. Порядок и условия предоставления санаторно-курортных путевок для детей -инвалидов и их родителей ( законных представителей).
  2. Предоставление средств реабилитации для детей - инвалидов.
  1. Изменения в нормативных актах, касающиеся родителей (законных представите-лей)детей инвалидов.

Заведующий медико-социальным отделением (МСО) ГБУЗ РК «Эжвинская детская городская поликлиника»;

Ответила на вопросы:

1. О льготном лекарственном обеспечение детей-инвалидов.

2.Причина, по которой происходит замена назначенного врачом лекарства на его аналог.

3.Что делать, если аналог не подходит ребенку.

4.Можно ли упростить систему выписки и получения льготного лекарства.

5. Особенности лечения детей с ОВЗ.

6. Ребёнок инвалид (обучающийся школы) проживает в с. Зеленец Сыктывдинского района. При каких условиях он может получать медицинскую помощь в «ЭДГП».

Специалист по реабилитации ФКУ «Главное бюро МСЭ по РК » Минтруда и социальной защиты Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

  1. Изменения в нормативных актах, касающиеся родителей (законных представите-лей) детей инвалидов.
  2. Особенности оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида с 18 лет.
  3. Как можно внести изменения или дополнения в ранее разработанную ИПР?
  4. По каким критериям определяют группу инвалидности у обучающихся с ОВЗ

(интеллектуальные нарушения) с 18 лет?

  1. Требования к оформлению педагогической характеристики на ребёнка инвалида для предоставления на МСЭ.

Руководитель Эжвинского Пенсионного фонда

  1. Изменения в нормативных актах, касающиеся родителей (законных представите-лей) детей инвалидов.
  2. Оплата проезда к месту отдыха ребёнка инвалида и родителей (законных представителей).
  3. В каких случаях назначается компенсационная выплата на уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и после 18 лет?

4.Какие меры поддержки предусмотрены в пенсионном законодательстве для родителей инвалидов с детства?

Заведующая отделением реабилитации Отделение социальной помощи семье и детям (ОСПСиД) при ТЦСОН

Обсудили меры социальной поддержки семей с детьми–инвалидами.

Перед тем как закончить наш разговор за "круглым столом" мы хотели бы узнать ваше мнение о нашей с вами встрече. Что вы узнали нового, полезного для себя? Нужны ли вам такие встречи и такие разговоры? (родители высказываются).

Сценарий круглого стола для родителей "Особый ребенок - жизнь без барьеров".

Цель: повышение психолого-педагогоческой компетентности родителей по вопросам воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ и детей с повышенной гипеарктивностью, замкнутостью и тревожностью, а также повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка.

Задачи: совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в воспитании и возможные способы их решения.

2. Показать родителям важность сохранения эмоционального поддержания контакта в семье для жизни и развития ребёнка.

3. Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со школой.

Оборудование : ноутбук; проектор; чистые листы по количеству родителей; визитки-бейджики; лепестки из цветной бумаги; листы с правилами, цветные карандаши, фломастеры.

Участники : учителя, педагог-психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия : круглый стол.

Составитель: Наталья Александровна Урдаева, учитель начальных классов.

Ход мероприятия

Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

1. Разминка «Цветок настроения».

Цель: это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.

Ведущий. Перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему.

- Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. (На доске группа выкладывает цветок).

2. Упражнение «Доброе тепло».

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

3. "Правила работы в группе".

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах, давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

Обращение по имени, и на ты.

Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

Слушать, не перебивать.

Правило участия – я принимаю участие в играх.

Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).

Правило хорошего настроения.

________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

4. Тренинговое упражнение «Мой малыш». (Родители выполняют индивидуально на листочках).

- Перед вами лежат листочки с вопросами. Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

а) Мой малыш особенный, потому что он….(какой?)

б) Каким видят моего малыша окружающие.

в) Я желаю, чтоб моего малыша видели окружающие……(каким?)

6. Мини-лекция «Особенности восприятия родителями проблем своих детей»

Для каждого родителя его малыш – это его малыш. Но отношение к малышу всегда будет разное. Мы все люди:

1.Мы можем уставать от проблем, связанных с ребенком. Действительно – это очень тяжело постоянно видеть своего ребенка не таким как все, слышать от окружающих комментарии, пытаться достойно реагировать.

2.Мы можем злиться на кого-то или что-то за то, что наш малыш другой.

3.Мы можем винить себя, стать жертвой в отношениях со своим ребенком: компенсировать его недостатки своей безграничной любовью, гиперопекой.

4.Мы можем даже отказаться от малыша, от его проблем. Сделать вид что не такой уж он особенный, ведь есть тысячи других детей таких же, как и мой или с еще большими проблемами. Или можем дать себе тайм-аут – я подумаю об этом позже, ведь ребенок никуда не денется.

6.И, наконец, мы можем возвысить своего малыша на пьедестал особенностей – вон сколько знаменитых людей были с особенностями, мой обязательно будет знаменитым!

- застенчивые дети становятся уверенными;

- агрессивные дети учатся проявлению любви;

- непоседливые, гиперактивные – учатся в любви пониманию, сдержанности;

Главное, чтобы любовь была разумной. Чтобы помогала в жизни. Чтобы воспитывала человечность в душе малыша. Любовь в себе несёт одновременно: нежность и строгость, лёгкое баловство и требовательность.

Ведущий. Этот видеоролик о том, как важно быть рядом с ребенком, принять его проблему, помочь преодолеть трудности, стать примером другим.

8. "Притча о двух ангелах".

Ведущий. В заключении хочу рассказать одну очень мудрую притчу, которая, возможно, поможет Вам взглянуть на свои старые проблемы по-новому.

«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

-Не все является тем, чем кажется, - ответил спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим.

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.»

Ведущий. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

9.Упражнение «Солнце любви».

Ведущий. Теперь каждый из Вас нарисует на листке бумаги солнце, в центре которого Вы напишете имя своего ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. (Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали).

Ведущий. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

10.Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись ли наши ожидания.

Я предлагаю выбрать лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению по итогу нашей встречи и объяснить почему.

Семья, на то и есть семья.
Не только слышать своё «я»,
Уметь послушать, поддержать,
А коль решение принять,
Семьёю сесть за круглый стол,
И пусть семейный разговор
Течет спокойно, как река.
Пусть уважения берега,
Удержат тон… а шквал эмоций,
Уйдет тихонько… между прочим,
Без крика можно обойтись…
И пусть течёт спокойно жизнь.
И дом, как крепость… и семья.

Круглый стол "Преодоление социальной исключённости детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья"

В МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале обучается 8 детей с ограниченными возможностями здоровья из них 5 учащихся на домашнем обучении. 1 учащийся находится под контролем тьютора (индивидуальное обучение).

Социальный педагог И.В. Демченко работает по рабочей программе «Поверь в себя» разработанной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель программы:

  • обеспечить системный подход для доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их способностями, интересами, индивидуальными склонностями и потребностями, позволяющих успешно им включиться в социально - полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения, адаптироваться в быстроменяющемся мире.
  • включить детей с ограниченными возможностями здоровья в активную жизнь детского общества, развить чувства полноценности и уверенности в себе;
  • формировать навыки общения и взаимодействия родителей с ребёнком;
  • увеличить число детей с ограниченными возможностями здоровья участвующих в различных конкурсах, выставках, фестивалях различных уровней;
  • реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказать консультативную и методическую помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по социальным, психологическим, логопедическим, правовым и другим вопросам;
  • оказать консультативную помощь педагогам в вопросах по взаимодействию с ребёнком-инвалидом.

Согласно плану рабочей программы социальным педагогом была проведена следующая работа по преодолению социальной исключённости детей с ограниченными возможностями здоровья:

«Тропа доверия-2016»

04 ноября 2016 года МБОУ ДО «Дом детского творчества» объединение «Детский орден милосердия» совместно с МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале провели мероприятие «Тропа доверия - 2016».

Цели и задачи: игра проводится с целью создания условий для взаимодействия и постоянного общения детей с различным уровнем сохранности здоровья, через организацию совместного процесса созидания, а так же

Игра призвана содействовать:

· воспитанию патриота и гражданина;

· формирование «безбарьерной» психологической среды в детско-подростковом сообществе;

· формированию умений, навыков, действий в экстремальных ситуациях;

· включению детей с ограниченными возможностями здоровья и старшего поколения в активную жизнь общества, развитию чувства полноценности и уверенности в себе;

· воспитанию самостоятельности, ответственности за себя, за члена команды и за всю команду;

Категория участников: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Описание. На предварительном сборе участникам даётся общая установка на игру, объясняются правила.

Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем.

Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки.

Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.

На каждом этапе команды находятся 15 - 20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания Сказочного героя. Герой сказки (станции) оценивает активность команды, её сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность прохождения этапов. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.

Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций: «Баба-Яга», «Змей-Горыныч», «Шамаханская царица», «Богатыри», «Соловей-Разбойник»; воздушные шары, дротики, верёвки, дощечки, шарики из фольги, сборный тоннель.

Станция «Болото». Перекладывая дощечки, команда должна перейти «болото», не замочив ноги. Выигрывает команда, затратившая на переход меньше времени, меньшее количество раз ступившая на землю.


Станция «Тоннель». Участвуют все члены команды. Задача каждого участника пройти тоннель, как можно быстрее.


Станция «Шамаханская царица»

На этом этапе участникам предстоит метать дротики, по воздушным шарам и лопать их. Главная задача - лопнуть, как можно больше шаров, желательно чтобы после бросков их вообще не оставалось.

Станция «Паутина». Между деревьями натянуты верёвки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Участники находятся по одну сторону «Паутины». Задание: пролезть сквозь «паутину». Ограничения: обходить паутину нельзя, касаться паутины нельзя, под паутиной пролезть может только 1 участник.

Станция «Соловей-Разбойник» - общий этап для всех команд. На этом этапе ребятам нужно найти в спрятанных шариках свисток. Шарики изготовлены из фольги.


Круглый стол «Если ваш ребёнок не такой, как все»

17 декабря 2016 г. социальным педагогом И.В. Демченко проведен круглый стол для родителей детей-инвалидов на тему: «Если ваш ребёнок не такой, как все».

Цель круглого стола: Социализация детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения, через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата .

Присутствовали: родители детей-инвалидов

· Социальный педагог МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале: И.В. Демченко;

· Руководитель объедения «Детский орден милосердия», методист по работе с детьми-инвалидами Л.Ф. Харчевникова МБОУ ДО «Дома детского творчества» города Тарко-Сале Пуровского района.

- И.В. Демченко рассказала о работе социальной службы МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале Пуровского района с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Из 17 детей (начальная и старшая школа) 5 детей-инвалидов на домашнем обучении (начальная школа) и 4 ребёнка-инвалида (старшая школа).

Совместно с классным руководителем два раза в год социальный педагог посещает детей - инвалидов на дому, что позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Социальный педагог проводит анкетирование вновь прибывших детей. Важной формой взаимодействия семьи в нашей школе является индивидуальная работа с родителями.

- Социальный педагог показал родителям видеоролик на тему: «Работа социально-психологической службы с детьми-инвалидами». Автор видеоролика: С.С. Ранцева, А.А. Вафина.

- Провела анкетирование среди родителей детей-инвалидов.



- Л.Ф. Харчевникова рассказала о мероприятиях, проводимых в МБОУ ДО «Доме детского творчества», акциях, конкурсах, фестивалях. Рассказала о работе объединения «Детский орден милосердия», о результатах и достижениях воспитанников.

Во время проведения мероприятия родителями были затронуты следующие вопросы:

1. Какие кружки работают в Доме детского творчества?

2. Если ли в объединении специалист по вокалу?

3. Будет ли номинация «Художественное слово» на фестивале «Мы всё можем»?

В конце мероприятия социальный педагог раздала родителям брошюры «Рекомендации для родителей», изготовленные социально-психологической службой школы: И.В. Демченко, А.А. Вафиной, С.С. Ранцевой.

Учащиеся активно принимают участие в городских и районных фестивалях творчества для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также: