Круглый стол по вопросам местного самоуправления

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии с Планом работы Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению на период весенней сессии 2022 года, утвержденным решением Комитета от 18 января 2022 года № 14/3, 7 июля 2022 года в Круглом зале Дома Союзов (г. Москва)состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Региональные и местные сообщества как фактор и субъект стратегического развития регионов и муниципалитетов» при активном участии и поддержке Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Отделения Российской академии естественных наук по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, c участием депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, экспертного и научного сообществ. Всего в очном режиме в мероприятии приняло участие 75 человек, на онлайн подключении – более 230 человек.

Одной из современных и актуальных задач, которая должна быть решена для дальнейшего развития местного самоуправления, регионов и страны в целом, является задача строительства солидарного общества через вовлечение сколь возможно большего числа жителей в общественное самоуправление на территориях своего проживания. Именно активная гражданская позиция жителей является необходимым условием гармоничного развития муниципальных образований, что в свою очередь создает базу для гармоничного устойчивого развития региона, в который входят данные муниципальные образования, и страны в целом.

С учетом этого основной задачей «круглого стола» стало обсуждение вопросов о состоянии и проблемах, существующих в сфере формирования и функционирования региональных и местных сообществ разного вида, о возможных путях их решения, а также о направлениях и мерах, в том числе законодательных, принимаемых в целях решения указанных вопросов.

Информация по теме «круглого стола», при подготовке к его проведению, была представлена всеми профильными федеральными министерствами, а также 43 субъектами Российской Федерации, и включает в себя конкретные предложения по мерам поддержки организации и деятельности региональных и местных сообществ, обоснование необходимости этих мер и механизмы их реализации.

Модераторами мероприятия выступили ДИДЕНКО Алексей Николаевич – председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению и ПАНИН Геннадий Олегович – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.

КУЗЬМИН Дмитрий Геннадьевич – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера «Об участии населения и институтов гражданского общества в выработке и реализации приоритетов развития территорий»

ГОФМАН Татьяна Валерьевна – начальник отдела городской среды Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Участие жителей муниципалитетов в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда»

ЛАРИЧЕВ Александр Алексеевич – заместитель декана по научной работе факультета права НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента публичного права, доктор юридических наук «Проблемы юридической институционализации локальных сообществ»

КОЖЕВНИКОВ Олег Александрович – профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, доктор юридических наук, профессор «Формы непосредственного участия населения в МСУ: нормативные основы и порядок реализации»

МЕРСИЯНОВА Ирина Владимировна – директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных коммерческих организациях НИУ «Высшая школа экономики» «Институты локальной самоорганизации: информированность о них населения, доверие им и участие в их деятельности (по результатам мониторинга состояния гражданского общества НИУ «Высшая школа экономики»)»

ЗОТОВ Владимир Борисович – вице-президент Российской муниципальной академии, главный редактор журнала «Муниципальная академия»

СЕМЕНОВ Альберт Никандрович – председатель Якутской городской Думы, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления «Роль местных туристических сообществ в устойчивом развитии экономики Республики Саха (Якутия)»

ТРУБОЧКИН Владимир Сергеевич – глава муниципального образования – Гиблицкое сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления «О состоянии и перспективах сельских сообществ на территориях с низкой плотностью населения»

ПУЗАНОВ Александр Сергеевич – генеральный директор Фонда «Институт экономики города», профессор Высшей школы урбанистики НИУ-ВШЭ «Развитие местных сообществ и стратегия муниципального развития: уроки пандемии»

ШОХОВ Александр Сергеевич – эксперт Сретенского клуба, генеральный директор Центра реализации стратегических проектов, кандидат философских наук «Управление комплексным развитием экономики: муниципальный аспект»

ТЮРИН Глеб Владимирович – президент Фонда развития местных сообществ «Инициатива», сопредседатель комиссии по локальной экономике и поддержке предпринимательской инициативы Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС «Локальная экономика в свете современной реальности»

СОЛДАТОВА Лариса Владимировна – заместитель руководителя департамента публичного права, факультет права НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, доцент «Правовые перспективы соучаствующего проектирования городского пространства»

АНДРЕЕЧЕВ Игорь Сергеевич – заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области «Законодательное развитие механизмов подконтрольности и подотчетности органов местного самоуправления населению как условие формирования доверия к муниципальной власти»

ВИШНЕВЕЦКИЙ Анатолий Сергеевич – заместитель директора Института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края «Институты поддержки местного самоуправления для развития территорий: практики Красноярского края»

АХОХОВ Таймураз Борисович – глава местной администрации городского округа Нальчик, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления «Развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах, обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципального образования»

ОРЛОВ Сергей Леонидович – главный научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор

Круглый стол тема "Молодежь и власть"

Сегодня самым насущным вопросом является выбор главы государства.

В этом году появились новые лица, выдвинувшиеся в качестве кандидатур на главную должность страны, что говорит о развитии политической системы и формировании оппозиции официальной власти.

Студенческий и трудовой коллектив техникума составляет 471 человек, из них избирателями являются 297. В электорате техникума почти 39 % составляют граждане старше 30 лет, а молодежь от 18 до 30 лет – около 61%.

Проанализировав возрастной состав избирателей можно сказать, что количество молодых избирателей превышает количество избирателей старшего возраста почти в 2 раза. В связи с этим вы должны понять, что ваше будущее и будущее страны будет зависеть в дальнейшем только от вас, вашего отношения к процессам и событиям, происходящим в настоящее время. Именно молодежь будет оказывать влияние на все последующие события, происходящие в обществе.

Выборы - необходимый признак демократического правого государства. В соответствии со ст. 3 Конституции Р. Ф. « Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», ст. 32 «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Путём выборов формируются государственные органы и органы местного самоуправления, что является неотъемлемой и важной частью в жизни демократического общества. Надеюсь, сегодняшняя молодёжь понимает это.

Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных еще и из-за того, что именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более значимыми на сегодняшний день. Но, готовы ли вы идти на выборы? Осознаете ли свою роль в принятии того или иного решения и что для этого необходимо? Эти вопросы мы сегодня с вами должны обсудить.

Прежде чем начать обсуждение обозначенных вопросов давайте выясним: Кто из присутствующих не пойдет на выборы? Почему? (подсчитать количество голосов, записать на доске).

На круглый стол приглашены студенты и учащиеся техникума. Для обсуждения сегодняшней темы здесь присутствуют эксперты:

1. Якумов А.А. –директор СПТ

2. Трухина Ю.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе СПТ;

3. Навроцкая Н.А. – методист СПТ;

На этой неделе среди молодежи техникума был проведен социологический опрос по вопросу «Если бы я был Президентом…». По результатам опроса выяснилось, что для молодежи наиболее актуальной темой является бесплатное образование, развитие спорта, борьба с алкоголизмом и наркоманией, улучшение состояния дорог, для работников – реформирование системы образования, упрочение государственного сектора экономики, борьба с коррупцией.

Вопрос: Участвует ли наша молодежь в политических кампаниях? …

Таким образом , одним из направлений повышения активности молодежи является правовая культура молодежи. Изучение правовых дисциплин, в том числе избирательного права, формирует у подрастающего поколения реальное представление о месте и роли права в жизни каждого человека и общества.

Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. Ответственный, взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов.

На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, района. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь тем, что придет на участок в день голосования.

Вопрос: Как вы думаете, активности нужно учиться? …

Учеба возможна через взаимодействие органов студенческого соуправления, через совместные различные мероприятия, к участию в которых необходимо привлекать своих менее активных товарищей. Учебные заведения, представляющие собой модель демократических отношений, формируют демократические ценности и способы действий, стимулируют молодежь к обсуждению и решению проблем студенческой жизни, наиболее эффективны в процессе гражданского образования.

Для того чтобы молодежь активнее участвовала в делах города, она должна почувствовать себя причастной к городским делам и решению городских проблем.

Повышение активности, в том числе и электоральной, будет зависеть от того, насколько быстро органы государственной власти и местного самоуправления сумеют создать реальные условия для активного включения молодежи в созидательный процесс, в решение вопросов местного значения, затрагивающих молодежные проблемы и интересы.

Государственные институты, политические партии, институты гражданского общества все более осознают необходимость восстановления системы гражданского и политического воспитания молодежи в условиях складывающейся новой политической системы.

Сегодня стремительно возрастает значимость государственной молодежной политики. Действуют законодательные акты, отражающие те или иные аспекты жизнедеятельности молодежи.

Думаю, что об этом подробнее расскажут наши эксперты. Разрешите предоставить им слово.

Недоверие молодежи к институтам власти необходимо преодолевать и путем предоставления возможности молодым людям участвовать в работе этой власти. В техникуме организован орган студенческого соуправления, организацией деятельности которого занимается завуч Стародубова С.С. Ей и предоставляется слово.

Вопрос: Какие меры по представительству и защите студентов предпринимает студсовет?

Вопрос: Нужен ли совет, отстаивающий молодежные интересы? .

Вопрос: Нужно ли выдвигать на выборах в органы власти молодежь?

Вопрос: Влияет ли на политическую активность молодежи наличие финансовых ресурсов…

Если нет средств на проведение агитации, ее можно провести другими методами, дойти до каждого избирателя и побеседовать с ним о жизни и кандидате, в поддержку которого вы ведете агитацию. Если интересы в органах власти никто не будет отстаивать, молодежные проблемы решаться не будут. Обязательно нужны депутаты, лоббирующие интересы молодежи.

Молодежь должна рассматриваться властью как важнейший стратегический ресурс развития города, края, страны по демократическому пути. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления в полной мере должны учитывать интересы молодежи, как социальной группы, которая в ближайшей перспективе должна стать главной социальной опорой демократической политической системы страны.

Идущий сегодня процесс социального расслоения серьезно влияет на гражданскую активность молодежи. Доступность получения профессионального образования, высокооплачиваемой работы, возможность приобретения жилья и получения других социально значимых благ для основной массы молодых людей становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами.

Поэтому молодежь должна быть активной, инициативной, принимать активное участие на выборах, смело входить в структуру власти, чтобы защищать свои интересы.

Очевидно, что задача повышения избирательной активности молодежи не может быть решена только конкретными PR-акциями в период избирательной кампании. Повышение активности молодежи требует ее систематического политического воспитания, начиная со школьной скамьи. Для выполнения этой задачи в обязательный курс обучения включаются такие учебные дисциплины как основы правоведения, обществознание, проводятся разъяснительные работы.

Вопрос: Что вы думаете о акции «Молодежь-ЗА»? Как она повлияла на вашу политическую активность?

В завершение позвольте сказать несколько слов о выборах Президента РФ, его роли в жизни страны. Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов. Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus — народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле. Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент — это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России. Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Вопрос: Кто из присутствующих не пойдет на выборы? Почему? (подсчет голосов, сравнение с первым результатом, подведение итогов).

На этом разрешите закончить. Надеюсь, что каждый из присутствующих несмотря на свои политические взгляды убедился окончательно в необходимости пойти на выборы и выразить свое мнение путем голосования.

И. Рукавишникова провела «круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

Внедрение цифровых технологий в деятельность муниципалитетов следует рассматривать в рамках реализации положений обновленной Конституции РФ, направленных на укрепление местных органов власти, отметила сенатор.

Рукавишникова Ирина Валерьевна

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова Рукавишникова
Ирина Валерьевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области в режиме видеоконференции провела «круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения».

Смотрите также

29 марта 2021 года, 09:58г.

В дискуссии приняли участие член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин, Башкин
Александр Давыдович представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов, Перминов
Сергей Николаевич представитель от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Солодун, Солодун
Галина Николаевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Брянской области председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, органов исполнительной власти Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия (Алания), Республики Татарстан, Краснодарского и Ставропольского краев, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Московской, Ростовской, Свердловской, Тульской Ульяновской, Челябинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, экспертного сообщества.

Ирина Рукавишникова отметила, что Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает в период до 2024 года комплекс системных мер, направленных на ускорение цифровой трансформации муниципалитетов по ключевым направлениям, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг, развития информационной инфраструктуры в муниципальных учреждениях, внедрения цифровых платформ инвентаризации, учета и контроля энергоресурсов и имущественных комплексов муниципалитетов.

Сенатор сообщила, что Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ утверждена методика расчета показателя цифровой зрелости экономики и социальной сферы на уровне регионов. Предлагаемый метод предусматривает расчет данных по 37 показателям, характеризующим достижение «цифровой зрелости» по 5 направлениям – развитие городской среды, транспорт, здравоохранение, образование, государственное управление. При этом более 20 показателей относятся к цифровой зрелости муниципалитетов. Вместе с тем, некоторые эксперты высказывают обоснованную критику отдельных положений разработанной методики. По 29 показателям базовое значение за 2019–2020 годы даже по Российской Федерации в целом отсутствует, а расчет трех показателей требует доработки Государственной информационной системы ЖКХ. «То есть, в существующем виде методика не позволяет оценить уровень «цифровой зрелости» регионов и муниципальных образований по состоянию на начало 2021 года».

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

Ирина Рукавишникова

Галина Солодун

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

Матвиенко Валентина Ивановна

Сенатор обратила внимание, что вопросы цифровой зрелости и устранения цифрового неравенства различных территорий нашей страны стоит на особом контроле в Совете Федерации. Так, в прошлом году при поддержке Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга удалось остановить сокращение финансирования программы подключения малых населенных пунктов, в которых проживает от 100 до 250 жителей, к сети Интернет.

Ирина Рукавишникова отметила, что в практической плоскости развития концепции цифрового муниципалитета разрабатываются и внедряются различные проекты, такие как «Умный город», основная цель которого – повышение эффективности городской инфраструктуры, многолетний проект «Безопасный город», единая платформа обратной связи, созданная по поручению Президента РФ, которая должна обеспечить единый стандарт подачи обращений граждан в том числе в муниципальные органы власти и иные организации, осуществляющие публично значимые функции. Развиваются решения, представленные отечественными IT-компаниями.

«По инициативе Совета Федерации Минюстом России в настоящее время ведется работа по созданию единого информационного ресурса в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения, в рамках которого планируется предусмотреть в том числе региональные и муниципальные сегменты», — сказала парламентарий.

Сенатор напомнила, что при палате действует Совет по развитию цифровой экономики, возглавляемый первым заместителем Председателя СФ Андреем Турчаком. Совет является эффективной площадкой взаимодействия представителей исполнительной и законодательной властей на федеральном и региональном уровнях, а также правоприменителей, занимающихся практическим внедрением в том числе проектов в сфере цифровой трансформации.

Ирина Рукавишникова обозначила некоторые проблемы в указанной сфере. Это проблема методического и информационного обеспечения, отсутствие единства нормативно закрепленных целей, задач и мероприятий по их достижению, отсутствие системности в реализации программ цифровой трансформации муниципалитетов, недостаточность финансирования муниципальных программ цифровой трансформации, недостаток квалифицированных кадров.

Парламентарий указала, что все предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность органов местного самоуправления следует рассматривать в рамках реализации положений обновленной Конституции РФ, направленных на укрепление местных органов власти, их включения в единую систему публичной власти. «Важно также, чтобы приоритетные направления цифровизации органов местного самоуправления были включены в проект Основ государственной политики РФ в области развития местного самоуправления до 2030 года, который в настоящее время разрабатывается Правительством».

Галина Солодун отметила, что при внедрении цифровых технологий в местное самоуправление необходимо, прежде всего, обеспечить равные права всех граждан страны на доступ к социально значимым услугам.

«Требуется принятие системных мер по повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, по совершенствованию налогового регулирования, в частности, по более справедливому распределению доходов от налога на доходы физических лиц с учетом места жительства налогоплательщика, а также доходов от акцизов и предпринимательских налогов».

По ее словам, вторая важнейшая предпосылка цифровой трансформации местного самоуправления – наличие квалицированных кадров. Также цифровизация муниципального управления невозможна без развития инфраструктуры связи.

«Важно, чтобы законодательное регулирование шло по пути снятия барьеров в применении цифровых инструментов местного самоуправления, стимулировало к их использованию, но предоставляло муниципалитетам право самостоятельно определяться с конкретным набором таких инструментов», — указала она.

Круглый стол "Местное самоуправление"

Разработчик Сафонова Татьяна Григорьевна, учитель истории и обществознания.

Россия – настоящий кладезь государственных праздников. В нашей стране ежегодно отмечают столько знаменательных дат, сколько другим державам наверное и не снилось. И завтра, 21 апреля россияне отмечают один из таких важных праздников – День местного самоуправления .

А знаете ли вы, в каком году появился этот праздник?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) Существование Дня местного самоуправления началось с момента подписания президентом Российской Федерации Владимиром Путиным соответствующего указа об учреждении в стране данного праздника "О Дне местного самоуправления", Указ Президента РФ от 10 июня 2012 г. N 805.

Почему выбрана именно эта дата?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный). День выбран в соответствии с произошедшим в указанный временной промежуток событием: 21 апреля 1785 года была издана Жалованная грамота. Подписала последнюю императрица Екатерина Вторая, адресовав документ городам.

Что представляла собой Жалованная грамота городам?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) Это историческая бумага, состоящая из 178 статей, 16 разделов и Манифеста. В ходе формирования грамоты использовались такие важные информационные источники, как Цеховой устав, Устав благочиния, образцы зарубежных документов и пр. Основной функцией бумаги государственной важности являлось присвоение городскому населению России единого сословного статуса. Причем специфика профессиональной деятельности граждан здесь не играла никакой роли.

Ведущий: Дальнейшее развитие местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра 2. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам

В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.

В настоящее время в Российской Федерации существует 23 139 муниципальных образований, в том числе – 517 городских округов, 1822 муниципальных района, 1712 городских и 18852 сельских поселений. В исполнительных органах местного самоуправления работает более 340 тыс. муниципальных служащих, в представительные органы муниципальных образований избрано более 235 тыс. депутатов.

Ведущий: Мы живем в прекрасном городе. Каждый день наша жизнь меняется, меняется и облик города. Мы замечаем, как он растет и облагораживается, становится таким красивым и современным: улицы — просторнее и чище, тротуары уже выкладываются разноцветной плиткой. Наш город гордится своей славной историей, здесь начиналась Байкало-Амурская магистраль.

У нашего города большое будущее! А будущее региона невозможно без развития местного самоуправления. Органы местного самоуправления – это власть, которая ближе всех к людям. Их доверие – главный капитал

местного самоуправления и один из мощнейших инструментов, с помощью которого можно многого добиться.

В чем вы видите задачи органов местного самоуправления?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) Именно через органы самоуправления граждане реализуют свое право принимать участие в решении вопросов местного значения, отстаивать интересы своих муниципальных образований, а цель депутатов, работников исполнительной власти и органов местного самоуправления – защита их прав и обеспечение надлежащего уровня жизни.

Что составляет правовую основу органов местного самоуправления г. Тынды?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (основной Закон) Амурской области, законы и иные нормативные правовые акты Амурской области, настоящий Устав, решения, принятые на местном референдуме, и иные муниципальные правовые акты города Тынды.

Как устроено местное самоуправление в нашем городе?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) К органам местного самоуправления города Тынды относятся:

1) глава муниципального образования города Тынды - Мэр города Тынды (Мэр города Тынды, Мэр города, Мэр);

2) представительный орган города Тынды - Тындинская городская Дума (Дума, городская Дума);

3) исполнительно – распорядительный орган города Тынды - Администрация города Тынды (Администрация города, Администрация);

4) контрольно-счетный орган города Тынды - Контрольно-счетная палата города Тынды (Контрольно-счетная палата города, Контрольно-счетная палата).

Поговорим о Тындинской городской Думе. Дума, какого созыва работает сейчас и кто ее возглавляет?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) Год избрания Тындинской городской Думы шестого созыва: 2013г. Срок полномочий: 5 лет. Установленное число депутатов - 20, избранное число депутатов - 19, работающих на постоянной основе – 2.

90% депутатов имеют высшее образование. В Думу избраны работники здравоохранения, образования, системы жилищно-коммунального хозяйства, средств массовой информации, предприниматели.

Членов и сторонников всероссийской политической партии «Единая Россия» - 13, членов политической партии «ЛДПР» - 2, политической партии «КПРФ» - 3, политической партии «Партия пенсионеров России» - 1. В Думе создана фракция партии «Единая Россия». Руководитель фракции – депутат Козлов Андрей Николаевич.

Как вы считаете, какими качествами надо обладать Мэру города, председателю и депутату городской думы?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный) Мэру, депутату должны быть присущи общечеловеческие моральные устои: честность, ответственность, отзывчивость, культура, образование, порядочность. . А если серьёзно, то людей уважать надо.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом, наделенным Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Амурской области.

Какие вопросы находятся в ведомстве органов местного самоуправления?

Ведущий: (дополняет ответ, если он неполный)

1) составление и рассмотрение проекта городского бюджета, утверждение и исполнение городского бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении городского бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов города Тынды;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды;

4) организация в границах города Тынды электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Тынды и обеспечение безопасности дорожного движения на них

6) обеспечение проживающих в городе Тынде и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Тынды;

8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Тынды;

10) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Тынды;

11) организация охраны общественного порядка на территории города Тынды муниципальной милицией;

12) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке города Тынды сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

13) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

14) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Тынды;

15) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Тынды;

16) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Амурской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

17) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории города Тынды в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

18) создание условий для обеспечения жителей города Тынды услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города Тынды;

20) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Тынды услугами организаций культуры;

21) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городе Тынде;

22) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Тынды, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Тынды;

23) обеспечение условий для развития на территории города Тынды физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города Тынды;

24) создание условий для массового отдыха жителей города Тынды и организация обустройства мест массового отдыха населения;

25) формирование и содержание муниципального архива;

26) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

27) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

28) утверждение правил благоустройства территории города Тынды,

29) утверждение генеральных планов города Тынды, правил землепользования и застройки,

30) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций

31) присвоение адресов объектам адресации,

32) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города Тынды от чрезвычайных ситуаций

33) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города Тынды;

34) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Тынды, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

35) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории города Тынды;

41) осуществление муниципального лесного контроля;

43) осуществление мер по противодействию коррупции в границах города Тынды

Каковы формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления?

Население города Тынды реализует право на местное самоуправление через участие в муниципальных выборах, местном референдуме, голосовании по отзыву депутата Тындинской городской Думы, Мэра города Тынды, по вопросам изменения границ городского округа, его преобразования, собраниях, конференциях, опросе, публичных слушаниях, путем осуществления правотворческой инициативы, территориального общественного самоуправления, обращений в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Назовите, на ваш взгляд самые актуальные городские проблемы, которые требуют решения. Предложите пути их решения.

Ведущий:

Вы сейчас перечислили массу экономических и социальных проблем, которые решают органы местного самоуправления. Причем решать эти многочисленные проблемы приходится ежедневно. В рамках одного разговора нам, конечно, невозможно предложить свои варианты решения всех городских проблем. Но то, что вы неравнодушны к проблемам города, это замечательно. Я думаю, в нашем городе растет достойная смена, ведь именно молодежь придет на смену нынешним лидерам города. Вам в будущем управлять городом, делать его лучше и краше.

Завершая наш круглый стол, разрешите поздравить представителей наших городских органов власти с праздником, пожелать здоровья, творческих успехов в сложном труде.

Круглый стол на тему "30 лет местному самоуправлению в России"


В 1990 году впервые были демократически избраны местные советы депутатов. 4 марта 2020 года состоялся круглый стол, посвященный тридцатой годовщине Местного самоуправления в России. В конференц-зале Фонда "Институт экономики города" собрались нынешние лидеры МСУ и его основатели. Модераторами дискуссии выступили генеральный директор Фонда Александр Сергеевич Пузанов и российский хозяйственный деятель, бывший глава местного самоуправления Петрозаводска, основатель экспертного бюро, Андрей Юрьевич Дёмин.

Встреча проходила в формате круглого стола. Участники выступали с презентациями и докладами, посвященными вопросам Местного самоуправления. Общий тон заседания носил ностальгический характер. Собравшиеся вспоминали, с чего начиналось МСУ, как оно развивалось, какие препятствия стояли на пути его развития, и каково его возможное будущее. Первым выступил Цецерский Иван Николаевич, председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. Он поблагодарил организаторов мероприятия и выразил глубокое уважение собравшимся. В начале своего выступления Иван Николаевич отметил, что основная задача сегодня- сделать всё необходимое, чтобы местное самоуправление, которое, несомненно, является основой нашего государства, неуклонно развивалось. Проблема, по мнению эксперта, во многом заключается в финансовых средствах, которых решительно не хватает, "Нести ответственность перед гражданами, невозможно без должного финансового сопровождения", заявил И.В. Цецерский. Он напомнил о недавних решениях Президента и Премьер-министра Российской Федерации об увеличении объёма финансирования муниципалитетов и малых городов. Второй вопрос, который беспокоит экспертов, по мнению И.В. Цецерского – грядущие поправки в Конституцию по части местного самоуправления и муниципалитетов. Иван Николаевич также выразил надежду, что в рамках настоящего круглого стола участники смогут сформулировать некую резолюцию, которая поможет дальнейшему развитию МСУ в России.

Васильев Александр Анатольевич, исполнительный директор Союза городов Центра и Северо-Запада России, автор книги "Мэры городов. Всерьёз и в шутку" в своем докладе представил краткую историю Местного самоуправления.

В начале двухтысячных страна занимается другими вопросами. В этот период появляется термин "вертикаль власти". Это новое явление не способствует развитию Местного самоуправления. Все те действия, что предпринимались, якобы, в целях повышения эффективности местного самоуправления, на практике служили установке тотального контроля над муниципалитетами. В этот же период комиссия под руководством Дмитрия Николаевича Козака ввела разграничения полномочий. В 2002-ом году был подготовлен итоговый документ, где говорилось, что полномочия должны находиться на том уровне, на котором власть была бы в состоянии обеспечить максимальную эффективность его исполнения. Но к сожалению, данный проект не был реализован. В 2003-ем году вступил в силу 131 закон, который установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Действие этого закона привело к тому, что в период 2005-2010-х гг. практически повсеместно проходила отмена выборов, повлекшая переход на систему назначения глав городов.

Подводя итоги доклада, А.А. Васильев приводит два возможных сценария дальнейшего развития событий. Первый – пессимистичный, второй обнадёживающий. Снижение активности и развития МСУ произойдёт в случае выхода из Европейской Хартии местного самоуправления, изменения Конституции или принятия актов, приостанавливающих действие конституционных норм. Исходя из сегодняшней политики, этот прогноз достаточно реален.

Оптимистичный вариант также не исключен. Если на федеральном уровне пересмотрят политику местного самоуправления, это может обеспечить эффективность работы всей системы. Именно за последний вариант эксперт и призвал бороться.

Кирпичников Валерий Александрович, председатель некоммерческого партнерства "Центр инноваций муниципальных образований", рассказал участникам круглого стола о своём опыте президентства в Союзе российских городов.

По словам эксперта в начале 90-х годов каждая новая идея воспринималась с большим энтузиазмом. Гражданское общество было очень активным, а сразу после выборов новый состав МСУ пополнился энергичными и заинтересованными политиками. Затем, началось массовое создание кооперативов, и единственной целью стало личное обогащение. В середине 93-его года потенциал, который был уничтожен в январе девяносто второго, частично восстановили. Расцветом Местного самоуправления того времени, по мнению В.А. Кирпичникова, можно считать короткий период 90-91-ого годов.

В 1995-ом году начался полный развал структуры. В апреле девяносто восьмого года была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления. Начался очень тяжелый период.

В августе 2001-ого года была принята Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Установленные федеральным законодательством крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволили перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр. Данная реформа вызвала значительные противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и централизацией бюджетных полномочий. Органам местного самоуправления попросту не хватало ресурсов и власти, вспоминал Валерий Александрович.

Хаотичность и непродуманность поправок в законах и бюджетном кодексе, приоритет интересов региональных властей в ущерб муниципалитетам, искажение или пересмотр основ законодательства о местном самоуправлении, и многие другие проблемы и препятствия стояли на пути Органов Местного самоуправления на протяжении этих тридцати лет.

Сегодня, по мнению эксперта, у ОМС появился шанс, но, исходя из распределения региональных бюджетов, можно сделать вывод — единой определённой политики по отношению к регионам нет. С уверенностью можно утверждать, что возникнет ещё множество вопросов и противоречий в отношении федеральной политики к становлению местного самоуправления.

Олег Борисович Алексеев, Директор АНО "Институт корпоративного развития"; член Общественной палаты РФ с 2007 г. (избран от общероссийских общественных объединений), заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике считает, что основы местного самоуправления в России не прижились. "Самый простой закон, который в нашей стране не поняли, это, что сильный помогает слабому, а не наоборот" - говорит эксперт.

Наблюдая за происходящим сегодня в Российской политике, возникают некоторые вопросы. "Что является основанием, по которому принимаются решения в пользу централизации государства? Что можно охарактеризовать как динамический процесс нашей политики? В каком состоянии находится экономика? Каким образом государство принимает решения ,недооценивая полномочия глав муниципалитетов, не обеспечивая регионы необходимыми ресурсами".

Олег Борисович обратил внимание присутствующих на преломление принципа субсидиарности в правовых системах местного самоуправления. Субсидиарность предполагает высокий уровень ответственности за жизнеобеспечение граждан – это и есть первый вопрос, которым должно заниматься муниципальное управление и местное самоуправление.

Соснин Дмитрий Петрович, координатор проекта КГИ Координатор проекта КГИ "Муниципальная карта России: точки роста" считает, что важно перенимать опыт других стран в вопросе Местного Самоуправления.

Дмитрий Петрович выступил с презентацией "Ключевые вызовы и тенденции развития местного самоуправления в ЕС". Эксперт затронул следующие вопросы — концентрация населения в крупных и экономически успешных регионах, демографическое сжатие на примере земли Бранденбург, сокращение и укрупнение количества коммун в Германии, старение населения. Говоря непосредственно о муниципалитетах, Дмитрий Петрович акцентировал внимание на их участии в достижении целей устойчивого развития. Эксперт отметил грамотность децентрализации полномочий в Германии, приведя пример расширения полномочий Федерального уровня в сфере финансирования и управления образования.

Максимов Андрей Николаевич, Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации в начале своего выступления отметил, что, в связи в новыми поправками в Конституцию, наступает новая эпоха местного самоуправления.

Несмотря на большое количество предложений, которые выносили на повестку дня для обсуждения эксперты, Президент, видимо, выбрал более сбалансированный вариант и решил не вносить никаких серьезных поправок по части местного самоуправления. Уже принята стратегия пространственного развития, но пока ни у кого нет чёткого представления о том, какие перемены нас ожидают, и как механизм будет функционировать в целом. Современная тенденция такова, что происходит усиление вертикали публичной власти, и она укрепляется с каждым годом, параллельно с самоорганизацией гражданского общества. Местное самоуправление уже столкнулось с тем, что самоорганизация являлась “верхушечным” процессом, уделом лидеров, например, мэров городов…

В последние годы всё активнее выступают различные формы самоорганизации: ТОСы, сообщества, кооперации и т.д. Эксперт полагает, что наше общество, как бы, прорастает снизу и создает некий потенциал для местного самоуправления. "Яркий тому пример – общественные пространства. Улучшается городская среда, создаются места для дискуссий, для живого общения, которые рано или поздно обретут форму самоорганизации" - предположил Андрей Николаевич,- "и это ящик Пандоры, который уже открывается и, в данном случае, приведёт к неизбежным изменениям и дополнениям в системе местного самоуправления".

Проявление кооперативного федерализма, существующее в европейских странах, активно возникает и у нас. Следующие шаги в этом направлении могут привести к тому, что будут приняты ещё поправки в Конституцию, а сама модель организации для административных центров существенно изменится.

Эксперт заявил, что предложенные поправки в Конституцию, не повлекут за собой глобальные изменения. По его словам, они представляют собой некую формулу взаимодействия органов государственной власти и МСУ. В мировой практике это называется кооперативный федерализм. Органы власти должны находить точки соприкосновения и совместно решать вопросы. Именно этот принцип и был предложен к внесению в Конституцию. Господин Максимов считает, что для реализации данной концепции нужно создать "согласительные комиссии", распределяющие и разделяющие полномочия по вопросам, затрагивающим как местную, так и региональную власть. Поправка к 133-ей статье, по мнению эксперта, направлена на частичное финансовое обеспечение полномочий муниципальных властей. В данный момент, муниципалитеты получают бюджетные средства только на основе государственного правового акта, а с внесением поправок, органы МСУ смогут запросить компенсацию незапланированных расходов, которые возникли по факту исполнения обязательств на основе взаимодействия с государственной властью.

Говоря о перспективах развития местного самоуправления, эксперты согласились с тем, что вероятнее всего, в рамках современной политики, основной ареной действий станут крупные города. Модель управления агломерациями ещё предстоит выстроить специалистам МСУ и политикам. В этом случае необходимо учитывать формализацию, институционализацию и экстерриториальность. Нельзя забывать, что население становится всё более активным и мобильным, и это требует изменение характера и форм коммуникации между властью и жителями. Новое поколение выбирает высокие технологии и цифровую коммуникацию. Уже разработан законопроект на эту тему, и созданы многочисленные порталы, которые существенно упрощают жизнь граждан, экономя их время. По словам эксперта, все вышеперечисленные факторы неизбежно вызывают усиление роли конкретного жителя в принятии самых разных городских решений, что кардинально меняет роль мэров в решении многих вопросов.

Екатерина Сергеевна Шугрина, Ведущий научный сотрудник Центра местного самоуправления ИУРР, в своём выступлении подчеркнула , что несмотря на незначительные изменения в Конституции в сфере местного самоуправления, её настораживает тенденция возрастания фактора случайности в процессе принятия решений и отсутствие опытных и профессиональных политиков: "Случайность и непредсказуемость меня в профессиональном плане очень сильно пугает. Вспомните, когда только появились муниципальные округа, многие решения уже принимались без должной проработки и, надо сказать, достаточно случайно. Ни к чему хорошему это не привело. Вторая негативная тенденция - это появление большого количества непрофессионалов в области местного самоуправления, которые и принимают те необдуманные решения. В результате, решения, которые принимаются, лишены какой-либо осознанности и проработки". Е.С.Шугрина привела пример 133-ей статьи, которую планируется дополнить поправками. В неё собираются добавить судебную защиту расходов и включить возможность компенсации дополнительных работ, возникших в результате взаимодействия с органами госвласти, дополнить определением публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение. По мнению Екатерины Сергеевны, такая формулировка не имеет четкого юридического содержания, и в неё "можно много чего плохого включить", говорит эксперт. Госпожа Шугрина призвала присутствующих подумать над возможными решениями, воспользоваться имеющимся богатым опытом и постараться вместе повлиять на развитие местного самоуправления в России.

Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, член Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Леонид Юлианович Рокецкий — безусловный сторонник укрепления местного самоуправления. Эксперт отметил важность данного мероприятия и необходимость в проведении такого рода круглых столов. Говоря о Конституции, Рокецкий сообщил, что новые поправки к законам мало что изменят. По словам Леонида Юлиановича, при нынешних обстоятельствах органы местного самоуправления абсолютно беззащитны и то, что сейчас происходит лишь усугубляет ситуацию. Местное самоуправление всё ещё считается чем-то второстепенным. Власть оккупировали региональные лидеры и федеральные структуры. Они дают указания, а МСУ исполняет. Эксперт считает, что местную власть необходимо устанавливать заново. Создание реального самоуправления требует прежде всего, ориентира на исторические традиции. Рокецкий выразил большое сожаление, что общее дело, на развитие и поддержание которого, ушло столько сил, времени и энтузиазма собравшихся за круглым солом экспертов, сегодня потеряло всякую силу и политический вес. Леонид Юлианович особо отметил, необходимость возрождаться, организовать структуру, для того, чтобы получить признание государства.

Игнатьева Александра Витальевна, Генеральный директор Союза российских городов поблагодарила организаторов за возможность обсудить такую серьезную тему, как местное самоуправление и начала своё выступление с риторического вопроса: "О чем говорить, если в местном самоуправлении можно по пальцам пересчитать избранных мэров? Это и есть, на самом деле, самая большая беда". Эксперт выразила уверенность, что единственное правильное решение сегодня - вернуть прямые выборы.

Александра Витальевна убеждена, что сегодня есть несколько основных факторов, которые, действительно влияют не только на органы местного самоуправления, но и на жизнь нашей страны в целом. Некоторые из них уже были упомянуты в ходе сегодняшней дискуссии, например, фактор случайности и роль личности в глобальной истории. После обсуждения сегодняшних проблем местного самоуправления, Александра Витальевна предложила встретиться в следующем году, продолжить дискуссию и отпраздновать 33-летие Союза российских городов.

Салтыков Анатолий Иванович, почетный гражданин и первый мэр города Ижевска, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, член Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, вспоминая историю местного самоуправления, отметил, что, каждый занимался своим делом, каждый имел свои полномочия. Сейчас, по словам эксперта, ситуация диаметрально изменилась. Ижевск был одним из первых городов, который опирался на законодательную власть России и Удмуртии. Именно в Ижевске, впервые в стране состоялись выборы в органы местного самоуправления. За все время были разработаны и приняты множество законов, в том числе Устав города, как основной документ. Нынешние представители власти законы знают недостаточно, и применять их на практике не умеют, считает Салтыков.

"Местное самоуправление, как фундамент гражданского общества, должно и будет развиваться", заключил докладчик.

Катанандов Сергей Леонидович, специальный представитель Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам государственного строительства выразил надежду, что новое поколение сможет построить грамотную систему самоуправления, учитывая опыт предшественников. "Мы пережили разных руководителей городов, мы знаем, какие силы стояли за какими руководителями, и мы должны сделать определенные выводы". Сергей Леонидович призвал экспертов делиться опытом с подрастающим поколением, и отметил, что настоящие перемены не наступят пока гражданское общество не будет свободным и не пройдет экономическая реформа в стране.

Эксперты согласились с Сергеем Леонидовичем в том, что новое поколение изменит мир к лучшему, если ему передать знания и богатейший опыт людей, стоящих у самых истоков местного самоуправления.

Подводя итоги встречи, модераторы и участники дискуссии наметили основные позиции, которые необходимо изменить для эффективного развития местного самоуправления и договорились обязательно собраться вновь, рассчитывая и надеясь, что на повестке дня следующего заседания экспертов местного самоуправления останется значительно меньше нерешенных вопросов.

Читайте также: