Круглый стол по теме фгос

Обновлено: 18.05.2024

Заседание круглого стола проводится для того, чтобы обсудить мнения родителей воспитанников и учеников о способах обеспечения преемственности ФГОС НОО И ДО.

ВложениеРазмер
stsenariy_kruglogo_stola_dlya_roditeley_po_preemstvennosti.docx 18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий круглого стола по теме:

«Творческий подход к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».

Цель круглого стола - обсуждение мнений родителей дошкольников и учеников начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах прогимназии с учетом ФГОС ДО и НОО.

- разработка плана реализации новой программы по преемственности ДО и НОО.

Форма проведения: круглый стол-практикум

Оборудование: компьютер, проектор, листы цветной бумаги, ручки.

Ход круглого стола:

1. Вводная часть:

Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

- Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.

- Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

Родителям задают вопрос « Что такое школа для вас и вашего ребенка?»

- Давайте и мы попытаемся ответить на него.

Родители воспитанников , Вам предлагаются карточки красного, желтого и зеленого цветов. Красные карточки берут те родители, у которых есть какие-то опасения, зеленые карточки, те, у кого нет никаких опасений, у них все получается в подготовке к школе и в обучении в школе, и желтые те, у которых и опасений и того, что получается поровну.

Родители первоклассников ответьте на вопросы:

-какую роль сыграл д/с в подготовке вашего ребенка к школе?

А теперь запишите на карточке все, что вы хотели нам сказать.

Давайте послушаем родителей.

А теперь давайте послушаем, что по этому поводу думают ваши дети.

- А что понимается под словом «преемственность» в педагогике?

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

- Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Давайте вместе подумаем и продолжим фразы:

- Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос

- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….

- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит … .

- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….

- Готовность ребёнка к школе я оцениваю по … .

- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?

Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» ( писал Василий Александрович Сухомлинский).

- Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться.

Что вы думаете по этому поводу?

Участники делятся на три команды (1 класс, «Одуванчик», «Гвоздика»)

- Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду ) :

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.

«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.

Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Д/з для родителей.

Программа преемственности является одной из форм педагого-психологического образовательного процесса. Она является ключевым звеном между работой педагогов, администрации и психолога, являясь новым направлением в развитии способностей детей. Давайте попробуем сами поработать в этом направлении и получить опыт взаимодействия в творческой обстановке.

Рефлексия участников круглого стола.

- Подводя итог, можно сказать что ДОУ и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между ними может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ, В СООТВЕТСТВИИ ФГОС»

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества.


Круглый стол "Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном н.


Современные подходы к обеспечению преемственности детского сада и школы с введением ФГОС

Статья посвящена установлению единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой.


Круглый стол "Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

материалы педагогического совета.

Круглый стол «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ, В СООТВЕТСТВИИ ФГОС» Цель:Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.Подготовка к круглому ст.

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме.


Сценарий круглого стола Тема «Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии ФГОС ДО по ОО «Познавательное развитие»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы.

"Готовимся к работе по ФГОС ООО"

Сегодня мы осваиваем то, от чего болит голова,
Что должно повлиять на всех нас
То, что не даёт спать
То, о чём все много говорят, но не знают, что с этим делать.
(Федеральный государственный образовательный стандарт)

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

ФГОС - это принципиально новый для основной и средней школы документ. Это:

Новая цель образования

Новое содержание образования

Новые технологии обучения

Новые средства обучения

Новые требования к подготовке учителя.

Он нормирует все важнейшие стороны работы педагогов, определяет уклад школьной жизни учителя.

И сегодня, здесь за круглым столом нам необходимо разобраться какая работа предстоит каждому учителю математики по подготовке к ФГОС? Готовы ли мы работать в новых условиях?

Новый ФГОС ООО вносит радикальные изменения в образование: меняются его цели, содержание, технологии, формы контроля знаний ученика, изменяется структура современного урока, необходимость разработки рабочей программы по предмету, и конечно современный учитель, выступающий как организатор процесса учения, оказывающий ученикам нужную помощь и поддержку.

Каждый учитель математики, здесь присутствующий согласен с этими утверждениями теоретически, но на практике испытывает трудности и проблемы.

Проблема №1 - современный урок.

Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни. Ведь вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты.

Как я думаю, современный урок математики - это урок, характеризующийся следующими признаками:

Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

Организация урока динамична и вариативна.

На уроке используются современные педагогические технологии.

Метапредметными результатами изучения курса математики являются УУД.

Обсудим данную проблему и выскажем свои точки зрения.

Но чтобы провести современный урок, нам каждому нужно разработать собственную рабочую программу.

Проблема №2 говорит за себя, готовность учителя химии к разработке рабочей программы по предмету математика?

На первый взгляд, кажется, что это и есть непосредственная обязанность каждого учителя. Как думаю я, анализ рабочих программ учителей математики показал, что в условиях модернизации образования методическая помощь все же необходима каждому учителю.

Что такое рабочая программа? Это нормативно - управленческий документ конкретного образовательного учреждения и как инструмент учителя в организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Данная программа содержания стандарта даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательностью изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей в логике учебного процесса, и возрастных особенностей учащихся.

Что думает каждый по этой проблеме. Готов ли он психологически и профессионально подойти к реализации рабочей программы, как это требует стандарт? Ваше мнение.

Из этих двух проблем вытекает третья проблема – Современный учитель. Каким вы его себе представляете?

Каким вижу и представляю его я, современный учитель это – педагог, активно участвовавший во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС ; теоретически и практически осмысливающий идеологию и методологию ФГОС; развивающий практику непрерывного профессионального образования. Наверно, это, по моему мнению, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться. В этом и есть задача института повышения квалификации. Мой современный учитель.

А какой, по вашему мнению, современный учитель химии в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения? Что вы считаете по этой проблеме?

Таким образом, подведём итог нашего круглого стола, тема которого «Готовимся к работе по ФГОС», это только начало всему (опыт проведения уроков, разработка рабочих программ, планирования УУД), нам, учителям химии предстоит ещё много над чем поработать в будущем:

усилением работы с документацией

повышением уровня организации в рамках урочной системы проектной деятельности в среднем и старшем звене;

организации практических семинаров по использованию различных форм предъявления результатов собственной педагогической деятельности и педагогической диагностики;

продолжением работы МО по изучению и освоению современных пед. технологий;

обеспечением учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования;

адаптации учителей 5-9 классов к реализации ООП;

психологической перестройки членов МО учителей математики при переходе к реализации ФГОС.

Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– «Что изменилось?» — спросил Учитель.

– «Ничего. » — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не только меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».

– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Я хочу сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

Мы все надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив и успешен в учебе. Любите детей сегодня такими, какими они есть, помогайте им, берегите их!

Курсовая работа. Круглый стол. 1. Каковы ключевые особенности обновлённых фгос


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

1. Каковы ключевые особенности обновлённых ФГОС?

1. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни

2. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Спецификатребований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

2. Каким образом обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО решают задачу формирования единого образовательного пространства?

Цель современного образования в рамках единства образователнього пространства - «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова».

3. Как в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО реализована методология системно-деятельностного подхода?

Таким образом, главные составляющие деятельности педагога на уроке это:

- цели урока задаются с тенденцией передачи этой функции от учителя к ученику;

-учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия: оценивать готовность, обнаруживать незнание, находить причины этого незнания и каких-либо затруднений.

-учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности школьников в процессе обучения.

-учитель обучает учащихся ставить и адресовать друг другу вопросы, отвечать на вопросы, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

- на уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки.

-учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поддерживает его минимальные успехи; оценивает его достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

-стиль, тон отношений на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

4. Каким образом в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО фиксируется направленность на развитие soft skills?

Навыки soft skills рассматриваются как «комплекс». Следовательно, и формировать их необходимо именно в комплексе, параллельно. Именно тогда они начнут усиливать друг друга и давать синергетический эффект.

Какие же навыки можно отнести к «soft skills»? В первую очередь -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.

Приоритетной целью ФГОС второго поколения является полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Разбираясь в тонкостях «гибких» навыков я предположила, что soft skills являлись прототипом федеральных стандартов, либо развивались одновременно в разных областях.
5. Для каких предметов в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО предметные результаты определены на базовом и углубленном уровнях?

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление ( п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов : математика, информатика, физика, химия, биология.

6. Как можно объяснить тезис «Примерные рабочие программы – методический ориентир для работы учителя».

Это значит, что нужно опираться на примерные рабочие программы при составлении своей собственной

7. Как на основе примерной рабочей программы сделать рабочую программу?

Рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты: пояснительная записка

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),

планируемые результаты освоения учебного предмета , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий.
Раздел «Пояснительная записка» включает:

перечень нормативных правовых актов , регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;

цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;

место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;

УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога;

УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся.
Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает:

краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО;

метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса;

ключевые темы в их взаимосвязи , преемственность по годам изучения (если актуально).
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися.
8. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?


  • определение цели;

  • отбор содержания;

  • проектирование системы учебных задач(заданий);

  • выбор форм организации учебной деятельности на каждом этапе занятия.

  • 1) целей изучения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)

  • 2) планируемых результатов освоения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)

Планирование предметных результатов


  • разделом «Предметные результаты» Примерной рабочей программы (раскрываются по годам обучения),

  • предметным содержанием учебного занятия.

Универсальные познавательные действия (в контексте предметного содержания)
Универсальные коммуникативные действия(вне контекста предметного содержания)
Универсальные регулятивные действия (вне контекста предметного содержания)


  • Личностные результаты в Примерной рабочей программе представлены суммарно (то есть не разделены по годам)

Ценности научного познания

Адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды

9. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока?

ФГОС стимулируют переосмыслить роль учителя при организации видов учебной

деятельности учащихся на уроке. Основная задача педагога сводится к поиску наиболее

эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал,

а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти

полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом

самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.

Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников. При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок. Результаты должны объясняться: •почему поставлена именно такая оценка, •что нужно сделать, чтобы ее улучшить. При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией: •выделять главное, •читать подтекст, •пересказывать связно и без потери важных деталей, •составлять план
10. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)? Приведите примеры таких заданий.
В возрасте 7-10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т. е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать свои поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик еще не готов дать самостоятельный ответ.

Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- «преднамеренные ошибки»

Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно.

7 + 3 – 2 = 8 8 – 7 + 6 = 8

6 – 4 + 7 = 10 1 + 8 – 6 = 3

Рассмотри рисунок. О чем можно сказать: столько же? Больше? Меньше?

В процессе выполнения подобных заданий формируется умение составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.

- решение текстовых задач

При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий, а также вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

- проблемные ситуации

Например, при изучении темы «Вычитание из числа 10» в начале урока формулируется вопрос «Как из числа 10 вычесть однозначное число?» У обучающихся формируется умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
11. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий.



Задача №1. Реши задачу.

Печенье упаковали в пачки по 250 г. Пачки сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по 6 пачек в каждом. Выдержит ли ящик, если максимальная масса, на которую он рассчитан, равна 32 кг?

1) 6*5=30 (пачек) в 1 слое

2) 30 * 4=120(пачек) всего в ящике

3) 120*250=30000 (г)=30 (кг) масса всего печенья, что меньше максимальной массы, на которую рассчитан ящик.

Ответ: ящик выдержит.

Комментарий. Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. В ответе должно быть указано, что ящик выдержит. Ответ о массе всего печенья считается неверным.

12. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие предметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий.

1_Вопросы круглого стола. Тема Обобщение требования обновленных

Тема 2.4.

Обобщение: требования обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО к работе учителя.
Вопросы круглого стола


  1. Каковы ключевые особенности обновлённых ФГОС?

  1. Каким образом обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО решают задачу формирования единого образовательного пространства?

  1. Как в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО реализована методология системно-деятельностного подхода?

  1. Каким образом в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО фиксируется направленность на развитие soft skills?

  1. Для каких предметов в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО предметные результаты определены на базовом и углубленном уровнях?

  1. Как можно объяснить тезис «Примерные рабочие программы – методический ориентир для работы учителя».

  1. Как на основе примерной рабочей программы сделать рабочую программу?

  1. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?

  1. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока?

  1. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)? Приведите примеры таких заданий.

  1. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий.

  1. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие предметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий.

1. Каковы ключевые особенности обновлённых ФГОС?

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология.

планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий.
Раздел «Пояснительная записка» включает:

перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;

УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся.
Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает:

ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально).
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися.
8. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?

Основные проектируемые компоненты современного учебного занятия:

проектирование системы учебных задач(заданий);

ШАГ 1: определить цель учебного занятия

Цель определяется в контексте

Предметные результаты обозначаются в соответствии с

разделом «Предметные результаты» Примерной рабочей программы (раскрываются по годам обучения),

Планирование метапредметных результатов
Метапредметные результаты в Примерной рабочей программе представлены суммарно (то есть не разделены по годам)

Планирование личностных результатов

Ценностное отношение к жизни и здоровью


Круглый стол «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».
методическая разработка на тему

1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и воспитателей..

2. Сделать сравнительный анализ программ ФГОС ДО и ФГОС НОО, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.

3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГОС ДОв образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.docx 24.58 КБ
problemy_preemstvennosti.ppt 626.5 КБ

«Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».

Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГОС ДО и НОО.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка, столы, стулья по кругу для всех участников.

1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам) .

2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение программ ФГОС ДО и ФГОС НОО по подгруппам) .

3. Заключительная часть (рефлексия) .

Задачи нашей работы (Слайд 2)

2. Дискуссионная часть:

Учителям часто задают вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»?

Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок».

(Слайд 3) - Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требованияи, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи.Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.

В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

(Карточка вывешивается на доску)

- Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и учителя понимаем проблему подготовки к школе?

- Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос ( участникам раздаются листы А-4 с фразами по группам, обдумать ответ, записать на лист и озвучить ) Листы вывешиваются на доску. (Напечатать) (Слайд 6)

(Слайд 7 ) - Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (-так писал Василий Александрович Сухомлинский).

(Слайд 8) - Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду ) :

- В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что о бразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

- Ребенок впервые включается в систему образования , поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. (Слайд 9)

- В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную познавательную деятельность детей;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

• Существует ли связь между основными целями ФГОС ДО И НОО ?

- Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности . (Слайд 11)

- Выдвигаются три вида преемственных связей – работа с детьми, работа с педагогами , работа с родителями.

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

- Кроме этого, прослеживается общая направленность основных образовательных программ ДО и НОО на:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

- На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.Детский сад реализует образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГОС.

3. Заключительная часть - рефлексия:

3. Рефлексия участников круглого стола.

- Закончить наш круглый стол хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог.

Читайте также: