Круглый стол по теме фгос в доу

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Терентьева Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 75 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект проведения «круглого стола» для педагогов "Дошкольное образование: Федеральный государственный образовательный стандарт"
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №75 общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект проведения «круглого стола» для педагогов ДОУ

на тему "Дошкольное образование: Федеральный

государственный

образовательный стандарт"

Составила и провела

Терентьева Нина Александровна

Цель: Познакомить педагогов ГБДОУ с новым документом «Об утверждении ФГОС дошкольного

образования», выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению

ФГОС., обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), и выработать

стратегию внедрения ФГОС в работу нашего учреждения..

Задача: активизация педагогического коллектива на решение конкретных проблем по переходу на

новую форму работы..

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивный экран, мешочек с карточками- вопросами,

Этапы подготовки и проведения "круглого стола": подготовительный, практический и

– изучение документа Минобрнауки РФ «ФГОС дошкольного образования» (раздать документ

каждому воспитателю для изучения);

– подготовка сценария и атрибутов

– выбор ведущего «Знатока».

- обсуждение документа педагогами в форме деловых игр

– установление общих результатов проводимого мероприятия.

Ход круглого стола для педагогов:

Практический этап.

Вступительное слово ведущего:

дошкольного образования, очень значимы и связаны, прежде всего, с вступлением в силу с 01

сентября 2013 года Федерального Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации". Нас ждут серьезные перемены в области дошкольного образования. Дошкольное

образование является сегодня одним из национальных приоритетов государственной

политики. Право на общедоступное дошкольное образование для каждого ребенка, проживающего

в России, установлено Конституцией Российской Федерации – основным законом нашей страны.

Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внес изменения в части

понятия и структуры государственного образовательного стандарта дошкольного образования,

проект которого разработан и находится в настоящее время в Минюсте РФ на согласовании.

организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам - образовательным программам дошкольного образования", который заменяет

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В мае 2013 года появились новые

СанПины по дошкольным организациям.

Таким образом, произошли большие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей

вопросы организации и предоставления услуг по дошкольному образованию.

Основная цель нашей встречи – познакомиться с документом и раскрыть мнения педагогов по

обсуждаемой теме с разных точек зрения, выявить уровень профессиональной подготовленности

педагогов к введению ФГОС. обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением ФГОС

ДО, и выработать основные стратегические задачи дошкольной ступени образования, которые

ставятся на сегодня. Прежде чем приступить к обсуждению документа, предлагаю вашему

вниманию презентацию ФГОС ДО.

Показ презентации "ФГОС ДО" с комментариями к ней

федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной

программы. С 1 января 2014 года в силу вступили ФГОС дошкольного образования.

Предлагаю поиграть в несколько деловых игр по изучению ФГОС ДО

1. Деловая игра для педагогов по внедрению ФГОС ДО «Вопрос-ответ»

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений,

понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов

к введению ФГОС. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая –

«вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на

основные положения документа».

Педагоги делятся на 2 команды. Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждому

участнику одной команды вытащить из пачки один билет с вопросом. Дается время на подготовку.

Ответ оценивается коллегами другой команды с помощью сигнальных карточек. Если ответ

верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную

Команда педагогов, ответившая на наибольшее количество вопросов правильно выигрывает.

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой

5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:

а) предметное развитие;

б) личностное развитие;

в) метапредметное развитие.

6. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со

взрослым и сверстниками?

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы,

10. Восстановите правильную структуру документа:

а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

б) Общие положения;

в) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного

г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного

11. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и

в) программа воспитания и обучения детей.

12. Назовите что не является основным разделом Программы:

13. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

14. На что направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными

возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) квалифицированное медицинское обслуживание;

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее

развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных

потребностей, социальной адаптации.

15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг?)

а) индивидуализация образования;

б) итоговая диагностика к школе;

в) оптимизация работы с группой детей.

2. Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС ДО»

ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений,

понятий и принципов ФГОС ДО.

Материал: мешочек, карточки- вопросы, фишки «Знаток ФГОС ДО»

Ход игры: Ведущий по очереди предлагает каждому участнику круглого стола вытащить карточку

с вопросом и ответить на него. При правильном ответе играющему вручается фишка «Знаток

ФГОС ДО», при неправильном- зачитывается правильный ответ на вопрос.

Этот документ регулирует права и обязанности администрации ДОУ и семьи воспитанников?

Договор с родителями

Кем является семья в системе образования?

Ребенок стал агрессивно себя вести со сверстниками (дерется, кусается), в НОД участия не

принимает. Как и когда Вы сообщите об этом родителям?

В индивидуальной беседе, вечером

Проводится ли психологическая диагностика? Если да, то кем, с какой целью и при каких

Проводится при необходимости педагогом-психологом для выявления и изучения

индивидуально-психологических особенностей детей, только с согласия его родителей (законных

представителей), с целью психологического сопровождения и проведения квалифицированной

коррекции развития детей.

Данный документ нацелен на обеспечение детям счастливого детства и пользование, на их

собственное благо и на благо общества, правами и свободами. Этот документ строится на

Декларация прав ребенка

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте.

В каком нормативном документе прописано данное утверждение?

Ст. 44, п. 1 «Закон об образовании» РФ

На основе этого документа строится вся основная деятельность в дошкольном образовательном

учреждении. Без этого документа деятельность учреждения является неправомерной. О каком

документе идет речь?

закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». В каком

документе дается представленная трактовка понятия «Ребенок»?

Конвенция о правах ребенка

Согласно СанПиН 2013 года групповая комната должна быть площадью из расчета определенной

квадратуры на одного ребенка без учета мебели и ее расстановки. Сколько квадратных метров

должно быть на одного ребенка?

2,5 кв. м в ясельных группах и не менее 2 кв. м в дошкольных группах

Сколько времени, согласно СанПиН 2013 года, должна составлять прогулка детей дошкольного

(СанПиН 2.4.1.3049-13 гл. XI, п. 11.5)

В каком случае рекомендуется сокращать продолжительность прогулки?

При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с

Во время прогулки с детьми, согласно СанПиН , необходимо проводить…. Продолжите

Игры и физические упражнения. Подвижные игры в конце прогулки.

Перечислите Ваши действия при обнаружении взрывоопасного предмета?

- отойти на безопасное расстояние;

- жестами или голосом предупредить окружающих о возможной опасности;

- немедленно сообщить об обнаруженном предмете в полицию по телефону «02» и действовать

только в соответствии с полученными рекомендациями;

- до приезда полиции и специалистов не подходить к подозрительному предмету, не

предпринимать самостоятельных действий по его обезвреживанию.

Что должен знать воспитатель, собирающийся с детьми на экскурсию?

Точное количество детей, маршрут

Основное требование к сотрудникам для обеспечения безопасности детей в ДОУ?

Соблюдение требований СанПин

Расскажите действия воспитателя в случае получения ребенком травмы.

Оказать первую помощь, сообщить медсестре, заведующей ДОУ, родителям пострадавшего. В

случае необходимости доставить ребенка в ближайшую клинику.

Что означает аббревиатура ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Какие требования определяет ФГОС ДО?

- Требования к структуре ООП ДО

- Требования к условиям реализации ООП ДО

- Требования к результатам освоения ООП ДО

Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО?

В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения ООП ДО?

В виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Что такое ООПДО? Раскройте понятие.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном

учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы

Какие системные особенности дошкольного образования?

Необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения

ребенку какой-либо ответственности за результат.

Что такое целевые ориентиры?

Социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения

Какое соотношение объема обязательной части Программы и объема части, формируемой

участниками образовательных отношений.

Определите к какой образовательной области относятся следующие задачи:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально- коммуникативное развитие

В каких видах деятельности реализовывается содержание образовательных областей в

дошкольном возрасте (3-8 лет)?

Выбрать правильные ответы.

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами

-конструирование из разного материала

-общение с взрослым

-восприятие художественной литературы и фольклора

-совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

-игровая (сюжетно-ролевая, игры с правилами и др.)

-действия с бытовыми предметами-орудиями

-восприятие смысла музыки, сказок, стихов

-самообслуживание и элементарный бытовой труд

Какие требования (принципы) к развивающей предметно-пространственной среде необходимо

учитывать при реализации Программы?

РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

В чем заключается специфика дошкольного детства?

Гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его

непосредственность и непроизвольность.

Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да,

то кем и с какой целью проводится?

Может проводиться. Педагогическим работником для индивидуализации образования и

оптимизации работы с группой детей.

При решении каких управленческих задач целевые ориентиры не могут служить

-аттестация педагогических кадров;

-оценка качества образования;

-оценка уровня развития детей;

-оценка выполнения муниципального

(государственного)задания посредством их включения в показатели качества выполнения

-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.

Завершающий этап.

В заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно "Шесть

шляп". Для этого предлагаю послушать притчу:

"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда

было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут

обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме

сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что

это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали

братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство,

оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем,

анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это

нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем.

И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах,

многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями.

Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл

происходящего и подсказать, куда двигаться дальше".

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и "примерить" одну из шляп. Подойдите,

пожалуйста, и выберите шляпу.

1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться, какой информацией о ФГОС ДО вы

обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы

ответ? И какие вопросы появились сейчас?

2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у

вас, когда вы слышите понятие ФГОС?

3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.

4. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в

решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?

5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для

6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем,

что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

Закончить круглый стол мне хотелось бы высказыванием всеми любимого русского писателя Л.Н.

Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания,

"Круглый стол" с педагогами ДОУ " ФГОС ДО в действии
методическая разработка на тему

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам внедрения ФГОС ДО (проведение системного анализа профессиональной готовности воспитателей к педагогической деятельности при переходе учреждения к ФГОС ДО ).

Задачи:

- выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к внедрению ФГОС ДО ;

- активизировать интеллектуальную, творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;

- развивать сплочённость, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- развивать личностные качества педагогов, таких как: профессиональная мобильность (способность к изменениям, креативность);

- углубить знания педагогов об основных принципах и положениях внедрения ФГОС ДО.

Форма проведения: круглый стол с элементами деловой игры

ВложениеРазмер
stsenariy_provedeniya_kruglogo_stola.docx 21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения "круглого стола"

с педагогами ДОУ

" ФГОС ДО в действии"

Для начала вспомним основные положения стандарта.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный –

1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Вот смотрите, общество считает, что цель дошкольного детства это достойная подготовка к школе, цель школы – подготовка к институту, институт готовит к работе, работая, мы готовимся к пенсии, а на пенсии мы готовимся к смерти. Получается следующая логика – детство готовиться к смерти. И это было бы смешно, если бы не было так грустно.

2. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, чтению и счету. Ну и что греха таить, мы тоже всегда были ориентированы на то, что бы показать общественности (родителям, ближайшему соц. окружению, школе, что дети, которые выходят из наших стен обладают большим количеством ЗУН.

3. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. Реализация Программы происходит в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка.

Предлагаю провести разминку:

Упражнение «О чем печалитесь?»

Цель: выявление проблем связанных с внедрением ФГОС ДО.

Педагоги по кругу по очереди обращаются друг к другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я о том, что.» и назвать проблему, связанную с внедрением ФГОС ДО, которая его особенно волнует.

Ведущий: в результате у нас получилось, что большинство педагогов волнуют требования, которые стандарт предъявляет к профессиональным качествам педагога, к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ и к системе взаимодействия с родителями. Предлагаю вынести на обсуждение эти три вопроса.

Вспомним, что стандарт включает в себя требования к:

• структуре Программы и ее объему;

• условиям реализации Программы;

• результатам освоения Программы.

Наша дискуссия будет касаться второго требования ФГОС к условиям реализации Программы.

1. Проведём анализ работы в условиях перехода к ФГОС ДО.

Рассмотрим, что включает в себя понятие КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕДАГОГ. Участники первой команды высказывают своё мнение по этому вопросу, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.

Цель: определить основные компетенции педагога в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Ключевой фигурой всех изменений является педагог. Обновление содержания, технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогической деятельности, соответствующей ФГОС дошкольного образования. Здесь важно знать, какими компетенциями должен обладать педагог для реализации личностно-ориентированной модели в образовательном процессе.

Ориентируясь на психолого-педагогические условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, педагоги определяют основные компетенции педагогических работников и обсуждают их применительно к себе.

Большинство педагогов видят противоречие между признанием конечной цели образовательного процесса в том, чтобы помочь человеку стать самим собой, наиболее полно раскрыть его возможности и необходимостью решения единых для всех программных задач с использованием групповых форм организации детской деятельности. Чтобы снять это противоречие необходимо следующее:

1. Уяснить, что первая задача педагога – не организация усвоения знаний, а построение взаимодействия на основе определённого содержания, обеспечивающего передачу культурных ценностей, накопление опыта, освоение компетенций, личностное становление ребёнка.

2. Понять, что главный результат образования заключается в изменениях, происходящих в самом ребёнке.

3. Безоговорочно отказаться от менторских моделей взаимодействия с детьми (и родителями воспитанников, от доминирования словесных и наглядных методов в пользу практических. Освоить и активно использовать метод проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский методы организации детской деятельности.

4. Оставить в прошлом представления об определяющей роли занятий и других форм организации НОД и начать использовать потенциал разных видов детской деятельности в режимных моментах, увеличить долю самостоятельной деятельности детей.

В совместной партнерской деятельности («занимательное дело», «продуктивная деятельность», «созидание продукта») меняются:

стиль поведения взрослого: от регламентирующего к непринужденно - доверительному;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и

Взрослый – больше «координатор» или «наставник», чем непосредственный источник информации.

В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Проявление инициативы, активность, самостоятельность, сотрудничество – основные факторы в овладении ключевыми компетенциями.

2. РППС – КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Упражнение «Наша группа»

Педагогам предлагается проанализировать требования к РППС, которые ставит ФГОС и определить недостатки, которые есть в группах.

Проговорить причины недостатков. Определить пути поиска решения проблем. Участники второй команды высказывают своё мнение по этому вопросу, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.

3. НОВАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС.

Ведущий: Стандарт заявляет требования к результатам освоения основной программы, но исполнение этих требований не получиться вменить в обязанность детям. Более того, если представлять результаты как итоги целостного развития ребёнка, то нельзя приписывать их только усилиям педагогов. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника во многом зависит от семьи. Поэтому требования к результатам должны представлять собой целевые ориентиры программы. Такая позиция соответствует и мировому опыту: не требования к результатам детей, а ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников.

Педагогам предлагается вспомнить целевые ориентиры.

Повторим, что нормальное развитие дошкольника во многом зависит от семьи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Дословный и наглядный перевод понятия «партнёрство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов. Следует понимать, что любое взаимодействие предполагает взаимное воздействие и готовность двух сторон активно и согласованно действовать в качестве участников общего процесса.

С. Михалков писал: «Мамы, папы, нам без вас – всё равно, что вам без нас».

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Изучение и внедрение новых форм взаимодействия с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Педагогам предлагается выработать принципы взаимодействия с родителями. Участники третьей команды высказывают своё мнение по этому вопросу, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Индивидуальный подход.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

4. Готовимся серьезно.

Ведущий: В результате нашей работы мы определили портрет современного ПЕДАГОГА. Выработали, каким требованиям должен отвечать в современных условиях настоящий педагог. Определили недостатки, которые есть в РППС каждой группы и пути решения этой проблемы. Рефлексия участников круглого стола.

Выработали принципы взаимодействия с родителями на ближайшее будущее.

Предлагаю всем, кто считает сегодняшнюю работу плодотворной, похлопать в ладоши, а тем, кто чем-то недоволен потопать.

Круглый стол для воспитателей детского сада по ФГОС

Насырова Альбина Галиулловна, заместитель заведующего по ОД МБДОУ д/с "Светлячок"
Сценарий круглого стола "Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования" в преддверии тематического контроля.
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном направлении. Раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по созданию речевой развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования, и достичь консенсуса.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, свеча , белые листы бумаги, простые карандаши, цветные шляпы, стульчики расположены в форме трех полукругов.
Круглый стол предполагает:
1. Готовность педагогов к обсуждению заданной темы.
2. Наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта педагогов ДОУ.
Этапы подготовки и проведения "круглого стола": подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).
I. Подготовительный этап:
– выбор темы, представляющей практический интерес для педагогов;
– подбор модератора;
– подготовка сценария.
II. Дискуссионный этап:
– выступление модератора, обсуждение представленных материалов педагогами ДОУ.
III. Завершающий (постдискуссионный) этап:
– подведение итогов;
– выработка решений;
– установление общих результатов проводимого мероприятия.
Предварительный этап:
1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по организации речевой развивающей среды для детей дошкольного возраста.
2. Проведение анализа воспитательно - образовательной работы в данном направлении.
Дискуссионный этап:
При входе в зал каждый вытаскивает листочек с цифрой (от 1 до 3) и занимает место в соответствии с номером, в результате формируется три группы.
Вступительное слово. На сцене ведущие. У Альбины Галиулловны в руках свеча.
Г.С.: - Что это у вас в руках? Куда вы собрались?
А.Г.: - Вы разве не знаете?! Коллеги! (обращается к педагогам) а вы знаете, для чего мне нуж-на свеча? (ответы педагогов).
А.Г.: Вы совершенно правы, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Итак, давайте разберемся, что же относится к речевой развивающей среде и какие требования предъявляются к ним по ФГОС ДО.
Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие:
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Круглый стол в детском саду. ФГОС ДО

Что же такое стандарт? Ответ на этот вопрос можно найти в первой части ФГОС. Стандарт - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался, начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года. После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, вступает в силу 1 января 2014 года.
Ф ГОС построен на представлении о норме развития, разработанной в концепции культурно-исторического развития психологом Л.С.Выгодским и его последователями Д.Б.Элькониным, А.В.Запоржцевым, М. И.Лисиной и другими отечественными психологами.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Новый стандарт дошкольного образования должен избавить детские сады от формата школы и предоставить ребятам больше времени для игр. ФГОС – это стандарт поддержки детства.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвеции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы, основным из которых является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека. В этот период формируется здоровье, осуществляется развитие ребенка, он усваивает массу умений, способов, знаний, активно развивается образная память. Детство – это не ступень подготовки к школе, это период сам по себе. От того, каковы условия развития малыша в окружающем социуме, зависит их дальнейшая гражданская позиция.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Родители выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Педагоги должны быть компетентны в общении с родителями.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя следующие требования:
1. Требования к структуре образовательной программы для ДОУ и ее объему.
Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свою программу, основанную на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре. Учреждение не обязано брать готовую программу.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми сточки зрения реализации требований Стандарта. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема и части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание обязательной части Программы должно обеспечивать развитие личности в во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Условия реализации второй части Программы (парциальной) должны обеспечивать развитие личности в одной или нескольких образовательных областях.

Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих только дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

2. Требования к финансовым, кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим условиям, в которых должна реализовываться программа образования в ДОУ, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
При переходе на стандарт дошкольного образования противопоставление «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени. И в стандарте о требованиях к этим условиям много говорится.
Первое и самое главное условие – это кадры, в системе образования, они, «решают всё». Острота этой проблемы объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог.
Педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний – этого раньше не было. Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны.
Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, должна стать развивающая предметно-¬пространственная среда. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно¬-пространственная среда. Раньше этого не было.
Чтобы программа была эффективной, нужно создать такую предметно-пространственную среду, которая соответствует её содержанию. Например, для реализации программы Монтессори нужно специальное игровое оборудование для развития мелкой моторики – шнуровки, кнопочки, гончарный круг. А программа «Развитие» направлена в первую очередь на интеллектуальное развитие ребёнка, и здесь нужны, например, кубики, брусочки, трапеции, другие геометрические фигуры, специальным образом подобранные.
Так что если, зайдя в детский сад, вы видите гору пыльных игрушек, в которые никто не играет, это может свидетельствовать о том, что педагог работает по программе, для которой не удалось создать предметно-пространственную среду. Если же дети играют, если игрушки используются в образовательном процессе, – другое дело. И не нужно говорить, что дети теперь играют только в интерактивные игры. Всё равно ребёнок должен взаимодействовать с игрушкой, иметь возможность общаться с ней, прижать её к себе, обнять.
В новом Стандарте рассматривается вопрос об индивидуализации образования. Раньше в дошкольном образовании об индивидуализации практически не говорили – педагог всегда работал с группой, будь то прогулка, игра, музыкальное или физкультурное занятие. Но ведь группа – это коллектив очень разных детей. Новый закон «Об образовании в РФ» даёт право приходить в обычные детские сады детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие те или иные нарушения в психологическом или физическом здоровье такой степени выраженности, что это не позволяет им осваивать общеобразовательную программу без особых условий и особых педагогических подходов. Родителям нужно привести ребёнка на обследование в психолого-¬медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить её рекомендации. И детские сады должны быть готовы к приходу таких детей. Но в большинстве случаев они пока не готовы.
Нужно так написать основную образовательную программу, чтобы и вся группа могла по ней заниматься, но у каждого ребёнка с ОВЗ был свой индивидуальный образовательный маршрут, нужно создать психолого-педагогические условия, необходимые ребёнку и соответствующие рекомендациям ПМПК. А это очень сложно. Ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нужно принять, при этом поработать с собой, поработать с его родителями, с родителями других детей.
Воспитатель должен обращать внимание на психологическое состояние ребёнка: в семье могут быть проблемы, например развод родителей, или смерть близкого родственника, или другие проблемы, он приходит в детский сад в состоянии стресса, и нужно понимать, как с ним сегодня заниматься. Может быть, изменить форму подачи материала, дать возможность побыть одному, отвлечь от грустных размышлений и т. д.

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
Хорошо известно высказывание директора Федерального института развития образования Александра Асмолова: «Ребёнка надо ценить, а не оценивать».– ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. В этом его основное отличие от федеральных государственных требований, которые были приняты в 2010 году и которые, как показала практика их использования, вызывали немало вопросов у педагогов и родительской общественности именно в части мониторинга.
Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Одним из основных рисков внедрения нового Стандарта является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОСе прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Стандарт написан, теперь нужно его понять, принять и научиться по нему работать.
Каждый ребенок – почемучка, и надо не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми.

Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия и оборудование: зал, ноутбук, медиапроектор.

Форма проведения: двурядный круглый стол.

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1.Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме

2.Круглый стол:

I этап .Знакомство участников.

Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут.

II этап .Работа в малых группах с рабочими карточками

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ДОУ. Время 15-20 минут

III этап.обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

IV этап. Практическое задание. Обмен опытом . "Дидактические игры созданные посредством ИКТ-технологии"

Задача: определение практических путей работы по теме круглого стола. Время 5 -10 минут

V этап. Подведение итогов

Задача: рефлексия участников. Время 5 минут

Организация работы круглого стола

Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий»

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Основной посыл ФГОС ДОО – обогащение условий развития дошкольников.

Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма развития, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.

Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола.

Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут.

Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны.

Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).

В конце работы круглого стола мы делимся с коллегами идеями разработок дидактических игр , созданных с помощью ИКТ технологии и подводим итоги.

Читайте также: