Круглый стол по рекламе

Обновлено: 03.05.2024

Законопроект о едином операторе, который возьмет под контроль всю цифровую наружную рекламу и частные объявления в интернете, прошел первое чтение в Госдуме, но споров вокруг него меньше не стало. Против выступают многие в отрасли, негативно высказалось и антимонопольное ведомство. 28 июля представители думских фракций, бизнес-сообщества и участники рынка встретились за круглым столом. Как прошло обсуждение спорной инициативы — в материале «Известий».

На круглом столе «Монополизация рынка рекламы: за и против» в Государственной думе, инициированном фракцией «Справедливой России», обсуждались плюсы и минусы законопроекта. В дискуссии о возможных последствиях принятия законопроекта участвовали не только депутаты и предприниматели, но и представители Федеральной антимонопольной службы, Общественной палаты и других организаций. Одна из целей круглого стола — разработка предложений, рекомендаций и поправок к законопроекту ко второму чтению.

Скоростной закон

Законопроект о создании единого оператора цифровой наружной рекламы был внесен на рассмотрение в Госдуму 8 июля. А уже через неделю депутаты приняли его в первом чтении. Инициировал законопроект зампредседателя комитета по экономической политике ГД Артем Кирьянов. Новация предполагает, что цифровые уличные щиты, в том числе в транспорте, и частные объявления в интернете нужно контролировать через единого оператора, появление которого позволит создать качественный и удобный сервис для рядовых граждан и компаний.

Депутат предложил внести соответствующие изменения в закон «О рекламе». Он считает цифровую наружную рекламу и сайты с частными объявлениями наиболее уязвимыми секторами в информационной сфере, а этим могут воспользоваться недружественные страны. В пояснительной записке к законопроекту парламентарий отметил, что такие меры позволят снизить риски распространения незаконной и недостоверной информации, избежать кибератак, разжигания межнациональной розни и хулиганства.

Рынок против

Игроки рынка наружной рекламы оперативно отреагировали на идею депутата и отправили открытое письмо председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Вячеславу Володину, председателю правительства Михаилу Мишустину, в котором попросили не допустить принятия соответствующего законопроекта в существующем виде.

Представители отрасли видят в положениях законопроекта следующие риски: создание монополии и рост цен на размещение рекламы; передача, по сути, государственного контроля одной коммерческой компании, а также «новые серьезные угрозы для информационной безопасности». То есть участники рынка ставят под сомнение именно главное обоснование инициатора проекта. По их мнению, взломать защитную систему одной компании гораздо проще, чем нескольких. И такая единая система может стать целью для атаки хакеров всего мира.

Еще одно обращение с просьбой не принимать законопроект 25 июля председателю Госдумы Вячеславу Володину направило Объединение малого и среднего бизнеса «Опора России».

Авторы обращения видят главный риск в монополизации, которая, указывают они, может привести к уничтожению рынка наружной рекламы, дискриминации игроков рынка, банкротству сотен компаний и сокращению десятков тысяч рабочих мест. «В сфере рекламы подавляющее большинство участников рынка — представители малого бизнеса, которые не в состоянии конкурировать с единым оператором по понятным причинам», — говорится в письме. Законопроект, как следует из обращения «Опоры России», может привести к серьезному ущербу в сфере электронной коммерции.

Всё смешалось в одном законе

Недоумение представителей индустрии классифайда — досок объявлений в интернете, вызывает тот факт, что в одном законопроекте смешаны разные модели бизнеса — рынок цифровых объявлений и наружной рекламы. Как говорит генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый в современном виде индустрия классифайда трансформировалась из рекламной модели в модель маркетплейса — транзакционную.

— В эту индустрию вложены десятки тысяч человеколет на создание высокотехнологичных продуктов, — подчеркнул Правдивый на круглом столе в Госдуме.

Если передать всё какому-то одному игроку, уверен гендиректора «Авито», это разрушит индустрию.

С ним согласны и другие представители рынка цифровых объявлений. Заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев признался, что у представителей отрасли вызывает большое удивление «предложение схлопнуть два рынка».

— Для любого бизнеса лучшая мера поддержки — возможность честно работать и конкурировать, — отметил он.

Первый заместитель генерального директора Gallery Евгения Волгина назвала законопроект «разрушительным и несправедливым» и посетовала, что он делает проблематичными дальнейшие планы развития отрасли, продолжающей модернизацию, несмотря на санкции и уход международных компаний.

— Фактически создается необоснованная монополия. Пояснительная записка говорит об информбезопасности, но в текущих условиях надо говорить о безопасности ПО. В остальном же отраслевое законодательство содержит достаточное количество норм — от штрафов за недостоверную рекламу до прекращения деятельности, — указала Волгина.

В отрасли уверены, что в случае принятия законопроекта без работы останутся десятки тысяч специалистов, в том числе в области IT, будет нанесен удар по малому и среднему бизнесу, который продвигает свои услуги через классифайд. Как следствие, вырастет социальная напряженность. Председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев без обиняков заявил: закон принимать нельзя. «Малый бизнес задыхается. Нужны внятные законы, этим должна заниматься ГД, а не отвлекать люде», — призвал депутатов бизнесмен.

Еще один риск — расцвет «серых» площадок, на которые вынужден будет уйти пользователь, что повлечет за собой и увеличение числа мошенничеств.

— И это окажет влияние не только на индустрию, но и на каждую российскую семью, — подчеркивает Правдивый.

В защиту национальных интересов

Однако не все выступавшие критиковали законопроект. Так, первый заместитель председателя Комиссии ОПРФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич высказался в пользу инициативы.

— Законопроект должен обеспечить защиту национальных интересов. Сайты объявлений находятся под фактическим контролем иностранных юридических лиц, и те утечки персональных данных, с которыми мы постоянно сталкиваемся, это действительно угроза национальной безопасности, — говорит Малькевич. — Мы понимаем, что огромный массив данных о гражданах России не только обрабатывается, его передают этим лицам за рубежом, и в руках этих компаний оказывается ресурс в том числе для выполнения санкций, наложенных на Россию, в том числе внутри страны. Это вообще тема отдельного большого обсуждения.

Принятие такого закона, по мнению Малькевича, защитит россиян и поставит заслон утечкам персональных данных.

Этому мнению оппонировал генеральный директор рекламной группы «ДРИМ» Игорь Лернер, назвавший законопроект дымовой завесой для того, чтобы обеспечить передачу монопольного положения определенной частной компании.

— Позиция рекламного сообщества: закон отзывать. Мы за то, чтобы операторы были российскими, софт российский и лицензированный, — заявил в ходе дискуссии Лернер.

Практически все представители рынка наружной рекламы с Малькевичем категорически не согласны. Исполнительный директор медиахолдинга MAER Денис Зузик отметил, что рынок наружной рекламы развивался правильным путем.

— Не было крупных прецедентов, связанных с безопасностью, — говорит Зузик. И подчеркивает, что по имеющимся данным хакерским атакам чаще как раз подвергаются крупные централизованные системы.

Со скепсисом относятся эксперты отрасли и к аргументу о якобы низком уровне информационной безопасности в существующей системе организации рекламного бизнеса.

— Нацбезопасность — ширма для всего подряд. Та же «Авито» имеет инфраструктуру в России. Российские компании никуда за рубеж ничего не передают, — подчеркнул Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Позицию эксперта подтвердил и председатель комитета ГД по защите конкуренции, член фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Валерий Гартунг.

Гартунг обратил внимание собравшихся, что сам факт появления и обсуждения законопроекта уже нанес вред рекламной индустрии, вызвав срыв договоренностей и иные трудности. «Мы боремся с иностранным вмешательством, законопроект якобы направлен против этого вмешательства, но на самом деле его вводит. Им нарушается куча законов, включая Конституцию», — заключил депутат.

Реакция ФАС

Как 26 июля сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом обсуждения документа, антимонопольщики раскритиковали законопроект. В ведомстве считают, что его принятие ухудшит положение всех участников рынка цифровой рекламы. В случае принятия проекта закона, считают в ФАС, отсутствие конкуренции приведет к подорожанию и рекламы, и конечных продуктов.

Критики указывают и еще на один недостаток проекта: за единым оператором не закреплена обязанность согласовывать размещение рекламы с муниципалитетами и соблюдать ГОСТы в отношении рекламных конструкций на недвижимом имуществе. В ведомстве подчеркивают, что контроль за содержанием рекламы уже осуществляет ФАС в рамках закона о рекламе.

На круглом столе заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова отметила, что ведомство пока только собирает мнения и готовит свои замечания. Но в их поле зрения уже попали некоторые противоречия между предложенным законопроектом и антимонопольным законодательством: отмечены неконкурентные процедуры, которые выглядят как барьер для бизнеса.

Также вызывает вопросы тот факт, что частная компания, согласно законопроекту, будет одновременно и хозяйствующим субъектом, и контролирующим органом — это противоречит законодательству, подчеркнула Склярова.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что законопроект надо или отозвать, или вносить комплексные поправки в закон «О рекламе» с учетом интересов представителей отрасли.

Итоги круглого стола о монополизации рынка рекламы

Продолжается обсуждение поправок в Федеральный Закон «О рекламе». 28 июля в Государственной Думе прошел круглый стол «Монополизация рынка рекламы: за и против». Участие в собрании приняли ведущие эксперты рекламного бизнеса, руководители профильных ведомств и организаций, а также представители Госдумы. О подробностях встречи рассказывает Maer

Картинка к Итоги круглого стола о монополизации рынка рекламы

Последствия законопроекта

В ходе дискуссии были рассмотрены последствия принятия законопроекта, в том числе для предпринимателей, а также аргументация «за» и «против» единого оператора наружной рекламы.

Главные цели, озвученные автором законопроекта А.Ю. Кирьяновым и председателем Государственной Думы В.В. Володиным на заседании Государственный Думы 15 июля 2022 года:

  • усиление конкуренции и качества рекламных услуг на территории России;
  • централизация управления социальной рекламой;
  • минимизация вывода в недружественные страны персональных данных и прибыли от деятельности на территории РФ;
  • снижение риска взлома и распространения нежелательного контента на рекламных конструкциях в России.

Цифровая защита наружной рекламы

При этом в разрабатываемых поправках к законопроекту огромное внимание уделяется госбезопасности. Мнения участников по сложившейся ситуации оказались схожи.

Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group:

«Национальной безопасностью можно прикрыть что угодно. И это делает нас слабыми. Сегодня наша страна должна быть сильной: получать деньги, обеспечивать граждан безопасностью. Если мы не остановим этот законопроект все вместе — бизнес-сообщество, депутаты, Государственная Дума — то жизнь в стране станет хуже».

Денис Зузик, исполнительный директор медиаходлинга Maer:

«Как было сказано на рассмотрении в Государственной Думе, пока не было крупных информационных прецедентов, связанных с безопасностью рекламных конструкций. Поэтому мы считаем необоснованной идею введения единого оператора».

Валерий Гартунг Председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:

«Случаев утечки данных за рубеж не было. Никто это не установил. Не было приведено ни одного примера в зале пленарных заседаний».

Игорь Ананских, член Комитета Государственной Думы по энергетике:

«Рынок наружной рекламы на сегодняшний день — это средний бизнес и только российские компании, которые сами инвестируют в его развитие и пытаются сделать это максимально прозрачно и правильно».

Также обсуждалась необходимость усиления контроля операторов наружной рекламы. Как было отмечено, перед собранием участники рынка предоставили полный перечень нормативных документов, в соответствии с которыми они работают. Это требования к конструкциям, контенту и программному обеспечению на нескольких листах. По мнению участников круглого стола, этого уже достаточно, чтобы обеспечить информационную безопасность рекламных конструкций.

Итоги круглого стола

По словам Дмитрия Гусева, сегодня ФЗ «О рекламе» несовременен и потому содержит много серых зон. Депутат предложил создать межфракционную группу для модернизации регулирования в сфере рекламы, а также включить в закон таргетинг и другие современные рыночные инструменты рекламы.

Со стороны Maer итогом заседания стали предложения, рекомендации и поправки в законопроект «О рекламе» ко второму чтению в Госдуме. Некоторые из них:

Единство в альтернативе: итоги круглого стола о монополизации рынка рекламы

Продолжается обсуждение поправок в федеральный закон «О рекламе». 28 июля в Государственной Думе прошёл круглый стол «Монополизация рынка рекламы: за и против».

Участие в собрании приняли ведущие эксперты рекламного бизнеса, руководители профильных ведомств и организаций, а также представители Госдумы.

На повестке дня — последствия законопроекта

● усиление конкуренции и качества рекламных услуг на территории России;

● централизация управления социальной рекламой;

● минимизация вывода в недружественные страны персональных данных и прибыли от деятельности на территории РФ;

● снижение риска взлома и распространения нежелательного контента на рекламных конструкциях в России.

Цифровая защита наружной рекламы

При этом в разрабатываемых поправках к законопроекту огромное внимание уделяется госбезопасности. Мнения участников по сложившейся ситуации оказались схожи:

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Национальной безопасностью можно прикрыть что угодно. И это делает нас слабыми. Сегодня наша страна должна быть сильной: получать деньги, обеспечивать граждан безопасностью. Если мы не остановим этот законопроект все вместе — бизнес-сообщество, депутаты, Государственная Дума — то жизнь в стране станет хуже».

Исполнительный директор медиахолдинга MAER Денис Зузик: «Как было сказано на рассмотрении в Государственной Думе, пока не было крупных информационных прецедентов, связанных с безопасностью рекламных конструкций. Поэтому мы считаем необоснованной идею введения единого оператора».

Председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Валерий Гартунг: «Случаев утечки данных за рубеж не было. Никто это не установил. Не было приведено ни одного примера в зале пленарных заседаний».

Член Комитета Государственной Думы по энергетике Игорь Ананских: «Рынок наружной рекламы на сегодняшний день — это средний бизнес и только российские компании, которые сами инвестируют в его развитие и пытаются сделать это максимально прозрачно и правильно».

Итоги круглого стола

Со стороны MAER как системообразующей компании итогом заседания стали предложения, рекомендации и поправки в законопроект «О рекламе» ко второму чтению в Госдуме. Некоторые из них:

● Исключить любые преимущественные права единого оператора на установку новых рекламных конструкций и продление разрешительных документов на уже действующие РК.

● Ограничить участие иностранных лиц в компаниях – операторах цифровых рекламных конструкций, а также объема финансирования с их стороны.

● Делегировать Роскомнадзору полномочия по разработке требований к безопасности и защите против взлома каналов, серверов и плееров по управлению цифровыми рекламными конструкциями.

В заключение хочется отметить, что единственная компания, поддерживающая законопроект, на собрании не присутствовала. Несмотря на приглашение к диалогу, комментариев от её представителей не поступило.

Ранее вместе с экспертами рынка редакция OOH Mag рассуждала о последствиях новых законодательных поправок к закону «О рекламе».

Б**** сделайте наконец что нибудь для страны а не против ее граждан, бизнеса, инициатив и т.д.
Когда наконец будут рассмотрены законопроекты о:
1. Качественные дороги России. Пешехонье - это п****ц. Нереально сочувствую тем, кто рядом живет или проезжает мимо.
2. Отсутствие дураков. Минобр - чего то отстал от реальной жизни.
3. Национализация ресурсов. Мы все часть большой страны, а не наоборот.
4. Достойную жизнь тем, кто воспитывает будущее поколение. Если клетка не может быть бессмертной, главной ее задачей становиться размножение и передача знаний. Фильм «Люси».
5. Людям для людей, а не для карманов сами знаете кого… Если жизнь каждого станет лучше выиграют все. Деньги надо инвестировать в будущее, так и инвестируйте в добро - оно вернется гораздо сильнее, чем залежи налика у кого то в подвалах…
Создайте уже наконец условия для жизни себя и будущих поколений и не нужно будет придумывать как защититься от … хер знает кого, ведь от хорошей жизни не нужно защищаться.
Я не хочу никого обидеть, но частенько смотришь на те меры и предложения, которые вносятся на рассмотрение и сами собой приходят мысли - «Что б****»?? «Вы вообще о чём?».

Как домохозяйка рассуждаете, ей богу

Неожиданно, расскажите пожалуйста почему?
Вот честно, борщи, уборка, спиногрызы - не моё. Хотя с последним я очень стараюсь, но жену мне не догнать никогда в этом плане… Придется подучиться, что б хоть как-то соответствовать стереотипам…

Маркировка рекламы: поправки в закон и что с ними делать

Собрали воедино всю найденную в сети информацию о маркировке рекламы с полезными ссылками и описанием доступным языком, что происходит и что с этим делать. Внимание, спойлер. Да, бюрократии много. Нет, не смертельно

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон № 347-ФЗ о поправках в Федеральный закон «О рекламе». Полезная ссылка на закон.Согласно этому закону, вся контекстная и таргетированная реклама в интернете, которая транслируется на территорию РФ, подлежит обязательной маркировке. Это касается рекламы в Яндекс.Директе, соцсетях, на сайтах, в пабликах, у блогеров, в интернет-СМИ и т.д.

Исключение составляют email-рассылки и пуш-уведомления. Их маркировать не нужно.Также маркировке не подлежит реклама с таргетингом на аудиторию за пределами РФ. Схема взаимодействия участников

Чтобы у участников рынка было время адаптироваться к новым условиям – установлен переходный период до 31 октября.
Санкции к нарушителям закона не будут применяться до 1 марта 2023 года.
Однако юристы считают, что необходимо соблюдать закон в полной мере, насколько это технически возможно, с первого дня вступления его в силу. Так как есть вероятность, что в 2023 году начнут наказывать за нарушения с 1 сентября 2022 года.
Специальной ответственности за немаркировку рекламы пока не предусмотрено. Но за нарушение закона о рекламе предусмотрены штрафы до 500 т. руб.
Ответственность за передачу данных в ЕРИР лежит на всех участниках цепочки. При технической невозможности соблюдать требования закона – документально зафиксируйте эту невозможность.

Юридические тонкости можно узнать в вебинаре от юридической фирмы BIRCH LEGAL: смотреть вебинар.

Каждому рекламному объявлению будет присваиваться уникальный токен и пометка «реклама». А сведения о рекламодателях и подрядчиках необходимо передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Доступ в ЕРИР будет предоставляться рекламодателям на сайте Роскомнадзора через Госуслуги. Также доступ ко всем данным будут иметь Роскомнадзор, ФАС и ФНС.

Данные в ЕРИР можно будет отправлять только через оператора рекламных данных (ОРД). Список ОРД будет утвержден в середине сентября. Известно, что сейчас в списке ВК, Яндекс, Медиаскаут (МТС), Первый ОРД (Вымпелком), ОЗОН-ОРД, ОРД-А (Амбердата), ОРД — Лаборатория разработки (СБЕР).

ОРД будут автоматически маркировать все креативы и отправлять их в ЕРИР. Представители Яндекса и ВК сообщили, что этот процесс не повлияет на скорость модерации объявлений.

Рекламодатели смогут проверять правильность отправленных ОРД данных в личном кабинете ЕРИР.

Также через одобренные ОРД можно будет маркировать рекламу на сторонних площадках.

Все зависит от двух условий: правовой статус рекламодателя и наличие посредника (агентства или фрилансера).

1. До 1 сентября необходимо будет заполнить информацию о конечном рекламодателе (т.е. о компании, которая рекламируется) в личных кабинетах рекламных систем. В том числе, это касается и физических лиц.

На данный момент соответствующие разделы появились в кабинетах Я.Директа и ВКонтакте.

ВАЖНО! Вы можете передать подрядчику (агентству, фрилансеру) обязанность по заполнению и отправке данных в ЕРИР. Для этого нужно дополнить ваш договор об оказании услуг соответствующим пунктом.

- В интерфейсе Яндекс.Директ необходимо нажать на название аккаунта слева и перейти в «Настройки пользователя».

Круглый стол «Маркетинг и PR в индустрии гостеприимства»

На прошедшем мероприятии представители бизнес-сообщества обсудили вопросы, связанные с взаимодействием индустрии гостеприимства и специалистами маркетинга и PR.

На этой неделе в KAPITAL Bar состоялся круглый стол «Маркетинг и PR в индустрии гостеприимства. Как возможности специалистов отвечают потребностям рынка». Мероприятие организовано Международным Университетом SWISSAM совместно с изданием Antenna Daily. Это уже третий круглый стол, организованный Университетом с целью коммуникации с представителями индустрии. Чтобы готовить хороших специалистов, отвечающих потребностям рынка, нам необходимо прислушиваться к тенденциям в индустрии гостеприимства.

На прошедшем мероприятии представители бизнес-сообщества обсудили вопросы, связанные с взаимодействием индустрии гостеприимства и специалистами маркетинга и PR. Как отметил директор по развитию SWISSAM Артём Клыков, сфера коммуникаций и маркетинга крайне важна для гостеприимства, так как мы живем в так называемой “экономике впечатлений”.

В рамках мероприятия специалисты обсудили особенности маркетинга в ресторанном бизнесе и изменения, которые привнесла пандемия в стратегии продвижения ресторанов. Рестораны, в отличие от отелей, быстро сумели адаптироваться к условиям пандемии. Светлана Соколова, глава коммуникационного агентства MYGRIBS, отметила, что в пандемию рестораторы стали чаще посещать заведения конкурентов, гость стал более требовательный, поэтому даже демократичным ресторанам нужно показывать сервис на высоком уровне. Кроме того, во время пандемии можно было наблюдать интересные коллаборации ресторанов с другими организациями и заведениями, с отдельными инфлюенсерами. Как подчеркнула Александра Попова, главный редактор RestoRating, такие коллаборации делают профессиональное сообщество более сплочённым.

Остро стоит вопрос о том, нужно ли ресторану работать с агентством или иметь своего сотрудника, ответственного за продвижение. Мария Блохина, PR-директор ресторана Bilbao, отметила, что наличие PR-специалиста на аутсорсе удобно для ресторанов. Однако, в настоящее время условия работы ресторанов могут быстро меняться, поэтому бывает нужно, чтобы человек был всегда на связи.

Кроме того, были подняты вопросы маркетинга и продвижения в отельном бизнесе. Маркетинг в гостиничном бизнесе всегда был специфичной областью. У специалистов по маркетингу в гостиницах довольно узкий функционал и мало инструментов.

Эксперт по гостиничному бизнесу Рафаэл Арутюнян подтвердил, что маркетинг — это больное место многих отелей. Специалисты в отелях получают меньшие зарплаты, по сравнению с другими сферами. Кроме того, маркетологу в отеле сложно выстроить конкретный карьерный трек. Чаще всего отели не могут позволить себе распределять обязанности по продвижению между несколькими специалистами, поэтому ищут так называемого “универсального рекламщика”, который будет совмещать обязанности SMM-менеджера таргетолога, коммьюнити-менеджера, фотографа, видеографа и т.д. Очевидно, качество выполнения работы таким специалистом будет гораздо хуже, чем если бы обязанности были распределены. Поэтому маркетинг в гостиничном бизнесе нуждается в функциональном и ролевом переосмыслении.

Также были рассмотрены вопросы требований к начинающим специалистам индустрии гостеприимства и их профессиональным компетенциям. Антонина Рудная, генеральный директор отеля Alexander House, подчеркнула, что сейчас над профессиональными компетенциями превалируют человеческие качества (soft-skills). Поэтому учебным заведениям, готовящим специалистов в сфере гостеприимства, важно донести до студентов с самого начала, что гостеприимство это стиль жизни и любовь к людям.

Читайте также: