Круглый стол по дополнительному образованию детей

Обновлено: 13.05.2024

Цель : определить понятие и особенности наставничества в учреждении ДО, пути работы в этом направлении и ожидаемый результат, предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Участники : директор, заместитель директора, руководитель МОЦ ДО, педагоги ДО.

Условия и оборудование : кабинет, стулья, парты, интерактивная доска, рабочие карточки.

Форма проведения : круглый стол

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

Задача : сформировать мнение по теме

2. Круглый стол:

Задача : сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ОУ.

1) обмен мнениями в форме круглого стола

Задача : возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников

2) Представление мнений, сформированных в группах, формирование единой позиции по предложенным вопросам, определение путей работы ОУ

Задача : рефлексия участников

Организация работы круглого стола

Этап 1 . Участники усаживаются в 2 группы (представители одного образовательного учреждения – 3-5 человек)

Институт наставничества существовал ранее в сфере среднего профессионального образования, а сейчас распространяется на уровень школьного и дополнительного образования. Данный вид деятельности входит в разные федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование», т.к. отвечает главной цели данного проекта, а именно – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов РФ.

Получается, что наставничество – это ответ на вызов времени. Сегодня наставничество – это и модный тренд, и важная составляющая образования, направленная на развитие наставляемого и самого наставника.

Сегодня мы заслушали доклады на тему наставничества и защиты нескольких существующих в организации программ, реализация которых вполне может являться одной из форм организации наставничества в нашем учреждении.

В завершении педагогического совета мы предлагаем обмен мнениями в форме круглого стола. Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните карточки, отразив в них свое мнение по вопросам.

Затем перейдем ко второму этапу: один представитель от каждой группы выскажет мнения коллег по предложенным вопросам.

В завершении работы круглого стола мы подведём итоги всех обсуждений и сделаем общие выводы.

В начале работы предлагаю посмотреть короткое видео о проблеме наставничества.

Видеоролик «Проблема наставничества»

Интересный аспект наставничества: «Я и рад бы помочь, да никто не кричит «Помоги». Следует помнить, что наставничество – это именно взаимообогощающее общение, которое позволяет передавать опыт, и основано на доверии и партнёрстве. Чтобы данная работа имела результат, необходимо взаимное желание и понимание сути вопроса.

Этап 2 . Предлагаем поработать в группах с рабочими карточками, где обсудить ответы на ряд вопросов (Приложение №1).

Обсуждаемые вопросы

Мнения участников

Особенности наставничества в дополнительном образовании

Ребёнок выбирает деятельность исходя из своих интересов

Главное средство воспитания – межличностные отношения, основанные на единстве уважения, доверия и требований

Важен уровень личного мастерства педагога

Первое правило наставника – бесконечная работа над собой, словами Николая Рериха «Самосовершенствование и дисциплина»

Как вы понимаете наставничество? Какие основные 3 формы наставничества вы можете назвать?

Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций.

Формы: «Ученик-ученик», «Учитель-учитель», «Учитель-ученик».

Какие формы наставничества востребованы в нашем учреждении?

Как мы можем их реализовывать?

«Ученик-ученик»: успевающий-неуспевающий, равный-равному, лидер-пассивный

«Учитель-учитель»: работа школы «Молодого специалиста»

«Учитель-ученик»: реализация программ по работе с детьми с ОВЗ и с одарёнными детьми

Следует ли использовать все имеющиеся программы по работе с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ в качестве реализации формы наставничества?

Следует выбрать программы, наиболее подходящие к концепции наставничества

Какие ожидаемые результаты от реализации наставничества вы можете назвать?

1. Улучшение показателей образовательной организации (образовательных, культурных)

2. Практическая реализация индивидуальных образовательных траекторий;

3. Улучшение психологического климата в образовательной организации, связанное с выстраиванием комфортных коммуникаций на основе партнерства;

4. Развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала.

1. Разработать нормативные документы, определяющие работу по наставничеству в учреждении.

2. Выбрать возможные направления реализации форм наставничества: «Ученик-ученик», «Учитель-учитель», «Учитель-ученик».

3. Определить перечень программ по работе с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ, реализующими наставничество в форме «Ученик-ученик».

Этап 4. Рефлексия участников (оценочный лист, Приложение №1)

Я думаю, что все согласятся, что наставничество – одна из форм непрерывного профессионального образования, оно помогает посмотреть на свою работу под другим углом, увидеть иные способы решения различных задач. Сейчас мы отходим от традиционных форм наставничества и находимся в поиске новой современной модели, удовлетворяющей потребностям обучающихся и педагогов.


ВОПРОСЫ Приложение №1

О С О Б Е Н Н О С Т И Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В А В Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О М О Б Р А З О В А Н И И

К А К В Ы П О Н И М А Е Т Е Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О ? К А К И Е

3 Ф О Р М Ы Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В А М О Ж Е Т Е Н А З В А Т Ь ?

К А К И Е Ф О Р М Ы Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В А В О С Т Р Е Б О В А Н Ы В

Н А Ш Е М У Ч Р Е Ж Д Е Н И И ? К А К И Х Р Е А Л И З О В А Т Ь ?

С Л Е Д У Е Т Л И И С П О Л Ь З О В А Т Ь В С Е И М Е Ю Щ И Е С Я П Р О Г Р А М М Ы П О Р А Б О Т Е С О Д А Р Е Н Н Ы М И Д Е Т Ь М И И С Д Е Т Ь М И С О В З В

К А Ч Е С Т В Е Р Е А Л И З А Ц И И Ф О Р М Ы Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В А ?

К А К И Е О Ж И Д А Е М Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы О Т Р Е А Л И З А Ц И И

Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В А В Ы М О Ж Е Т Е Н А З В А Т Ь ?

Я О Ц Е Н И В А Ю

П Е Д . С О В Е Т Н А _ И З 5

Круглый стол «Подходы к разработке программы дополнительного образования в образовательных организациях»

25 ноября 2021 года был проведен Круглый стол по теме «Подходы к разработке программы дополнительного образования в образовательных организациях», в котором приняли участие представители управленческого звена ГБПОУ «Воробьевы горы», методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, специалисты, курирующие блоки дополнительного образования в школах.

В целом в работе Круглого стола приняли участие 406 человек.

Работу Круглого стола открыло выступление Елены Владимировны Коркуновой, заместителя директора ГБПОУ «Воробьевы горы». Она заострила внимание коллег на необходимости заботиться о конкурентоспособности образовательной организации, стараться опережать вызовы времени, совершенствовать как собственные компетенции, так и компетенции обучающихся. В ее выступлении была подчеркнута необходимость ориентироваться на ключевые документы, определяющие стратегию развития страны и региона при составлении и корректировке дополнительных общеразвивающих программ. Особый акцент был поставлен на преемственности программ как инструменте выстраивания индивидуальной траектории обучающегося, а также на выстраивании партнерского взаимодействия образовательной организации со структурами бизнеса, индустрии, научно-исследовательскими организациями.

Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела ГБПОУ «Воробьевы горы», уделила в своем выступлении внимание тому, что педагогу важно «эволюционировать со своей программой»: не только обновлять ее содержание, но и соответствовать этому, осуществлять свой профессиональный рост. Она рассказала о том, какие шаги уже предприняты в ГБПОУ «Воробьевы горы», чтобы это могло состояться, в частности, о серии проектов, инициированных вверенным ей отделом.

Круглый стол продолжило выступление Таисии Валерьевны Двоеглазовой, начальника Управления дополнительных образовательных программ ГБПОУ «Воробьевы горы». Основной акцент она поставила на том, что именно может составить новое содержание образования. Следует отметить, что она уделила внимание и обновлению материально-технического обеспечения дополнительного образования во Дворце.

Александра Андреевна Баранова, руководитель Центра социальных компетенций «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьевы горы», поделилась с участниками Круглого стола возможностями реализации дополнительных общеразвивающих программ и просветительских мероприятий средствами проектного подхода. У центра есть концепция работы и выстроена система мероприятий, позволяющая ее реализовать, именно об этом и шла речь в выступлении.

Елена Юрьевна Козлова, старший методист Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы», рассказала о том, как возможно формировать новые компетенции в техническом образовании. Как происходило обновление программного поля Центра «На Донской», какие новые компетенции могли ранее и могут сейчас осваивать обучающиеся, что это может им дать.

В финале Круглого стола Татьяна Васильевна Петрова, старший методист Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева, поделилась с участниками круглого стола тем, как можно планировать спектр программ (основной блок и программы, которые можно изучить дополнительно), а также тем, как можно учитывать запросы детей и родителей при формировании программного поля.

Во время подведения итогов Круглого стола были отмечены ключевые позиции, которые необходимо соблюсти при разработке дополнительной общеразвивающей программы, а также условия, которые нужно обеспечить в процессе подготовки педагогических кадров.

В ходе Круглого стола была задана серия вопросов, касающихся нормативной базы оформления дополнительных общеразвивающих программ, на которые были даны своевременные и компетентные ответы.

Материалы круглого стола:

Ссылка на опрос, который нужно будет пройти в срок по 29.11.2021 г. для получения сертификата.

Резолюция круглого стола "Детское движение - взгляд современников"

Мы, участники круглого стола, заместители директора школы, педагоги дополнительного образования отмечаем, что в районе создаются необходимые условия для развития дополнительного образования детей.

Участники круглого стола считают, что для достижения стратегических целей развития системы дополнительного образования детей, связанных с:

- обеспечением прав личности на развитие и самореализацию;

- расширением возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей;

- развитием мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества;

- обеспечением общественной солидарности, органам исполнительной власти необходимо предпринять ряд мер по выполнению поставленных задач в части:

* увеличения охвата детей услугами дополнительного образования детей;

* повышения качества дополнительного образования детей;

* обновления содержания дополнительного образования детей в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семей, изменениями технологического и социального уклада;

* создания механизма финансовой поддержки права детей на обучение по дополнительным образовательным программам независимо от места проживания, социально-экономического положения семей, а также состояния здоровья;

* создания условий плодотворного сотрудничества и гармоничного удовлетворения потребностей семей, организаций общего и дополнительного образования детей, вузов и работодателей;

* формирования эффективной межведомственной системы управления дополнительным образованием детей.

Участники круглого стола вносят следующие предложения.


- разработать механизм вовлечения детей в систему дополнительного образования с опорой на инициативы детей и семей, использованием позитивного потенциала подростковых и субкультурных сообществ;

- разработать и внедрить систему выявления и учета достижений обучающихся при реализации программ дополнительного образования детей, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в т.ч. волонтерскую) деятельность;

- разработать инструменты стимулирования обновления образовательных программ дополнительного образования детей;

- разработать меры по повышению эффективности кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей путем формирования современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров, , создания условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, внедрения механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми , детьми находящимися в трудной жизненной ситуации;

- развивать практику создания инновационных площадок в сфере дополнительного образования детей с целью распространения лучшего опыта, а также новых моделей организаций дополнительного образования детей «модернизационного формата»;

- разработать предложения по поддержке потребителей услуг дополнительного образования детей в выборе программ, построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, эффективному использованию ресурсов;

- разработать совместный план мероприятий по реализации «Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации»

10 апреля 2018 года в МАУДО «Кваркенский ЦВР» прошёл круглый стол «Детское движение – взгляд современников», посвященный 100 летию системе дополнительного образования. Участниками круглого стола были педагоги дополнительного образования, заместители директора по воспитательной работе, представители районного отдела образования. На круглом столе были рассмотрены следующие вопросы:

«От внешкольных учреждений к дополнительному образованию:направления и перпективы» выступила методист МАУДО «Кваркенский ЦВР».В своём докладе Хандова Т.Ф. рассказала о структурных изменениях в системе дополнительного образования,качестве самого образования,системе поддержки одаренных детей. Отметила ряд ключевых проблем, требующих особого внимания.

«Особенностями развития дополнительного образования детей в школе» поделились Быкова Т.А.-заместитель директора по воспитательной работе МАУО «Красноярская СОШ» и Нестерова Ю.И. заместитель директора по воспитательной работе МАУО «СОШ №20».Были также рассмотрены вопросы: «Опыт применения современных педагогических технологий в образовательном процессе, направленные на художественно – эстетическое развитие обучающихся» ( Башанова О.У. педагог дополнительного образования МАУДО «Кваркенский ЦВР» ). « Инновации в дополнительном образовании» ( Булавкина Н.В.-и.о.директор МАУДО «Кваркенский ЦВР»).

«Участие в конкурсах, выставках, научно – практических конференциях – как инновационная форма развития учащихся в системе дополнительного образования» ( Ершова З.З. -педагог дополнительного образования МАУДО «Кваркенский ЦВР»).

« Моё призвание – педагог дополнительного образования» ( Семиренко Ю.А. –педагог дополнительного образования МАУДО «Кваркенский ЦВР»).

Круглый стол для педагогов "Специфика адаптации учащихся к условиям учреждения дополнительного образования"

Цель: предупреждение дезадаптации учащихся в МУДО г. Горловки «ЦТКЭ».

- рассмотреть понятие «адаптация»;

- выявить факторы, влияющие на дезадаптацию уч-ся;

- определить роль педагога в профилактике дезадаптации уч-ся;

- поделиться опытом использования форм и методов профилактики дезадаптации;

Целевая аудитория: педагоги

Время проведения: 1ч.30м. – 1ч.40м.

Ход мероприятия:

Как только педагоги собрались за столом, психолог предлагает начать мероприятие с игры.

1. Игра «Знакомства – узнавалки».

1.1 Каждый игрок называет свое имя и добавляет к нему слово (предмет) начальная буква которого совпадает с начальной буквой имени игрока. Сидя в кругу каждый представляется по имени и называет собственный предмет («Меня зовут Миша с мишкой», или «Витя с велосипедом »). Игрок повторяет имена своих ближайших соседей, а затем представляется сам.

1.2 Каждый участник придумывает приветственное восклицание и жест. Дальше по принципу игры «Снежный ком».

Далее, по ходу круглого стола, психолог предлагает игры на сплочение и коммуникацию, которые педагоги могут использовать в кружках для успешной адаптации учащихся.

2. Теоретическая часть.

- Сейчас мы с вами на практике использовали те игры, которые вы можете провести на первых занятиях своих кружков, для знакомства и социальной адаптации учащихся в кружках.

А сейчас хотелось бы вместе с вами вспомнить в чем же отличие общего образования от дополнительного.

Термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Дополнительное образование является составной, вариативной частью общего образования. Это высоко внутренне мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании, творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Своеобразин дополнительного образования проявляется в следующем:

- в целенаправленном до бровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

-свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

- возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

- творческом характере образовательного процесса, осуществляемых на основе дополнительных образовательных программ;

- особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

- возможности получить допрофессиональную подготовку и др.

Одной из важных функций дополнительного образования является функция социализации. Под социализацией сегодня понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В процессе социализации осуществляется социальная адаптация детей. Социальная адаптация в современных научных источниках информации рассматривается с позиции приведения индивидуального и группового поведения личности в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.

Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека.

Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия) со средой. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической организации деятельности.

Адаптация социальная – это:

1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

2) результат этого процесса.

Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций человека, возможностей их достижения в социальной среде. Адаптация – механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации ( несоответствия желаний имеющимся возможностям) .

Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

· В УДО складывается особый стиль отношений между педагогами и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе.

· Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка — с другой.

· Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования — самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими. Чаще всего педагоги дополнительного образования — творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе. В личности педагога дополнительного образования как носителя национальной культуры кроется огромная сила.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса, наличие более широких возможностей по сравнению с другими социально-образовательными институтами создает благоприятные условия для социальной адаптации воспитанников.

3. Игра «Пчелы и змеи»

Инструкция: я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на 2 примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля.

Правила игры: оба короля выходят из комнаты, затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в группе. Король пчел должен найти мед - например ручку. А змеиный кроль должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: Ж-жжж… Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: Ш-шшш… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут мы спрячем мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут занять свои места. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Кто же из королей окажется первым?

Педагоги играют, после окончания игры делятся впечатлениями.

4. Дезадаптация: признаки, причины, последствия.

· В самом общем смысле под дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации дополнительного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

· Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения норм поведения.

· С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его ситуации социального развития. Наибольший риск представляет момент поступления ребёнка в кружок и период первичного усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.

· На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.

· На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к занятиям (вплоть до отказа посещать кружок), к педагогам и кружковцам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в обществе кружковцев, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

· Исходя из понятия «структура психики» и принципов её анализа, компонентами дезадаптации могут выступать следующие.

· 1. Когнитивный компонент, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков.

· 2. Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, педагогам, жизненной перспективе, связанной с учёбой.

· 3. Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно регулируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами, установленными в УДО, девиантное поведение.

К основным причинам нарушения (срыва) адаптации относятся следующие:

- неадекватность требований педагога, родителей;

- стресс из-за ограничения времени;

- перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);

- несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;

- нарушение психического и физического здоровья ребенка;

- психологическая и функциональная неготовность к новым условиям и требованиям процесса обучения, жизни в целом;

- отсутствие коммуникативных навыков.

Профилактика дезадаптации.

Конечно, можно сказать, что все это педагогически неверно, но таков лишь первый шаг. И это работает! Наша задача сделать так, чтобы ученик посещал кружок, с интересом учился и вырос хорошим человеком. И без личности педагога в этом деле не обойтись. Все остальное вторично. Сменить установку, «прикрепить антиярлык» и заставить ученика поверить в себя - вот главная задача профилактики дезадаптации.

5. Игра «Сладкая проблема».

Сейчас мы сыграем с вами в игру, которую вы можете предложить своим детям.

Материалы: По одному печенью на каждого ребенка; каждой паре детей – по одной салфетке.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем (на салфетку кладется только одно печенье). Пожалуйста, пока его не трогайте.

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера.

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, в первой части игры, отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым.

6. Каковы признаки успешной адаптации?

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в кружке, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если у ребенка что-то не получается, или на выполнение задания ему требуется намного больше времени чем остальным детям, стоит помочь ребенку индивидуально, а также учитывать этот фактор на занятиях кружка: к примеру: спрашивать в последнюю очередь. Самое главное - не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Если задания сложные - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе могут начаться проблемы со здоровьем, а также постоянные неудачи спровоцируют отказ от занятий в кружке.

4. Очень важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько педагоги и родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному выполнению задания и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

6.Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в кружковой среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с кружковцами и педагогом.

7. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает её и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребёнок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Если представится соответствующая возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

В конце круглого стола педагоги делятся успешными методами адаптации уч-ся.

Приглашаем на круглый стол «Подходы к разработке программы дополнительного образования в образовательных организациях»

ГБПОУ «Воробьевы горы» приглашает методистов и педагогов образовательных организаций города Москвы, участвующих в подготовке и реализации дополнительных общеразвивающих программ, к участию в работе круглого стола «Подходы к разработке программы дополнительного образования в образовательных организациях».

Круглый стол будет проводиться в онлайн-формате 25.11.2021 с 11:00
до 13:00.

В ходе работы Круглого стола будут обсуждены разновекторные подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ, определяемые актуальными стратегическими документами по вопросам образования, перспективами развития образовательной организации, динамикой образовательных запросов в сфере дополнительного образования детей.

Участники круглого стола поделятся опытом обновления дополнительных общеразвивающих программ в Московском дворце пионеров.

Для участия в мероприятии необходимо пройти регистрацию по ссылке.

Участники мероприятия получат ссылку на подключение к трансляции на адрес электронной почты, указанный при регистрации.

Вам также может понравиться

Вебинар

Вебинар “Роль тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования”

Профилактика травматизма у детей

Вебинар «Профилактика травматизма у детей занимающихся физической культурой и спортом в системе дополнительного образования»


Дайджест событий марта для детей, родителей и педагогов

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

PDF-версия журнала “Про_ДОД”


Навигатор конкурсных мероприятий, проводимых учреждениями Москвы и РФ

Отзывы

Семинар «Особенности работы педагога-организатора в контексте реализации профессионального стандарта» организован на высоком, профессиональном уровне. Все моменты учтены, продуманы, логично выстроены. Только положительные эмоции и впечатления! Особое впечатление произвели профессионализм организаторов-модераторов, которые чутко и оперативно реагировали на все технические сложности и моменты, а также доброта, уважение и уверенность ведущей семинара. Ваш семинар отличают актуальность, новизна, высокий уровень, профессионализм. Информация всегда доступно представляется, на все вопросы даются исчерпывающие ответы. Очень рада, что у педагогов, методистов, руководителей организаций есть такая уникальная возможность получения новых, необходимых, актуальных знаний не отходя от своего рабочего места. Что всегда есть возможность задать вопросы, и, что самое главное, получить на них грамотные, исчерпывающие, не оставляющие никаких сомнений и переживаний, ответы. Огромное вам спасибо! Я всегда рада принять участие в ваших семинарах, вебинарах.

Зарудняя Наталья Александровна,
старший методист
ГБОУ Школа № 1797 «Богородская»

Читайте также: