Круглый стол россия родина моя
Обновлено: 16.05.2024
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающих с детьми младшего школьного возраста. Проводится занятие после торжественной линейки, посвященной 1 сентября в форме круглого стола.
Цель занятия - сформировать представление младших школьников о Родине.
Задачи:
образовательные:
- Знакомство с понятиями "Родина","малая родина".
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
воспитательные:
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Развивающие:
-Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:к семье, городу, стране;
к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
- Ребята, вы пришли на первое занятие в этом учебном году. Мы назовем его «Россия – Родина моя» и посвятим его стране, в которой мы живем, ее истории, настоящем, будущем; поговорим о значении ее для каждого из нас; почитаем стихи, вспомним пословицы, поговорки.
Педагог читает стихотворение:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березы у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
Давайте поясним значение слов, написанных на доске.
- Россия – государство, где мы живем.
- А что мы называем родиной?
- В толковом словаре сказано, что Родина – это страна, в которой человек родился, гражданином которой является.
- Ребята, отношение народа к Родине выражено в пословицах:
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
Как вы понимаете их смысл?
- Как мы любим маму, так должны любить и Родину.
- В толковом словаре можно прочитать, что человек, который любит свою Родину, свой народ, называется патриотом. Послушайте, что пишет о своей любви к Родине учитель начальных классов города Шахты О.В. Родина.
Русь.
Я люблю тебя очень
И причиной тому:
Твои тихие ночи
И рассветы в дыму,
Синь огромного неба,
Волны на море вспять,
Запах теплого хлеба
И грибного дождя
И сугробы до крыши,
И акации цвет,
Аромат спелой вишни,
Соловьиный дуэт…
Нет, всего перечислить
Я совсем не берусь,
Просто счастлива тем,
Что ты есть, моя Русь,
И что я, твоя дочь,
Россиянкой зовусь.
- Ребята, вы наверное обратили внимание, что в стихотворении наша Родина названа Русью. Давайте подберем однокоренные слова к слову Русь.
- Русь, русский, русый.
- Знаете ли вы, что корень –рус- обозначает «светлый». Значит россиянин – светлый, а Россия – «светлая».
Сегодня на линейке вы могли увидеть и услышать символы нашего государства (флаг и гимн).вспомните, что обозначает каждый цвет российского флага.
- Во все времена цвету придавали особое значение. Так белый цвет – мир, чистота совести, синий – верность и правда, красный – огонь, отвага, цвет жизни. Бело-сине-красному флагу России более 300 лет.
- Какой же он, русский человек?
- Честный, отважный, верный, «светлый» во всех отношениях.
- До сих пор мы с вами говорили о нашей «большой» Родине – России. А что мы называем «малой» Родиной?
- Край, город, село, где мы родились. Значит, наша малая Родина – Орловский край.
- Ребята, недавно в исторической литературе прочитала пословицу: «Лежи на боку, да гляди за Оку». Что по-вашему она может обозначать?
Когда-то давно граница Российского государства проходила по территории современного Орловского края. Этот факт может стать еще одним предметом гордости наших земляков за нашу «малую» Родину.
- Ребята, скажите, а что для вас – любить свою Родину?
- Хорошо учиться, слушаться родителей, не огорчать их.
- Наше занятие подходит к концу. Думается, что вы услышали сегодня много полезного. Я хочу поздравить вас с началом учебного года и пожелать: «Учиться, учиться и еще раз учиться», потому, что страна, где мы живем, общество постоянно развивается, «идет» вперед. И сейчас востребованы образованные, эрудированные люди, умеющие контактировать друг с другом, владеющие современными технологиями. Вы – учащиеся начальной школы, но она фундамент большого знания.
Круглый стол "Я-гражданин России"
методическая разработка (9 класс)
За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.
Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01
Круглый стол «Я - гражданин России!»
Подготовила и провела: Макарова С. Ю.
Круглый стол "Я – гражданин России"
Цель проведения мероприятия:
1.Привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
2.Выработать определенные положительные ценности.
3.Воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
4.Воспитать чувство толерантности и патриотизма.
1. Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких людей, за судьбу России.
2. Дать понятия: «совесть», «душа», «нравственность», «патриотизм», «гражданственность».
3. Научить отстаивать свою гражданскую позицию.
4. Вызвать у учащихся интерес к полученным знаниям и желание их реализации.
В центре – карта Российской Федерации.
Государственные символы Р.Ф.
Стенд: “Россия – родина моя”.
Строки из стихотворений:
“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.
“Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней – особенная стать,
В Россию можно только верить”.
Цитаты:
“Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.
Вступительное слово воспитателя
Я гражданин России
Каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. Все мы, живущие в нашей стране, не зависимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего Отечества, своего государства.
Что же такое государство и что, значит, быть гражданином своей страны?
В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.
Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны – Конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, на образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии.
Конституция РФ наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.
Государство к гражданину, не выполняющему свои обязанности, применяет различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, готовность отстаивать демократический правопорядок – вот гражданские качества, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.
Во всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство”. Эти положения вошли в новую Конституцию России. Российское государство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишён в предыдущие годы. Среди них всем известные имена: писатель А.И.Солженицын, музыкант М.Л.Ростропович. В Конституции РФ указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране создаётся правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.
Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами..
Наша Конституция включает в себя определенный набор ценностей. Например, нравственные ценности:
- вера в добро и справедливость;
- ценности демократии: утверждая права и свободы человека;
- ценности патриотизма: чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
- ценности международного сотрудничества: сознавая себя частью мирового сообщества;
- ценности социального мира: утверждая гражданский мир и согласие.
В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя.
Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.
Вопросы для круглого стола
Проблемные понятия и вопросы
- Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение? Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?
- Что такое гражданин? Что значит сегодня быть достойным сыном Отечества?
- Как вы понимаете слово “ценность”? Почему стыд и, правда – ценности особые, уникальные?
- У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Ваше мнение.
- Относите ли вы себя к числу людей, у которых есть идеалы? Если да, то каковы они?
- Что вы можете сказать об уровне жизни основного населения страны – России?
- Как поступите вы в случае возможности выбрать место постоянного жительства? Почему?
- Что, для вас является высшей нравственной ценностью?
- Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов?
- Согласны ли вы с суждением: “Родина, хорошая или плохая, всегда остаётся Родиной”.
- Какую музыку вы предпочитаете слушать?
- Ваше отношение к идее: “Любовь к другому человеку начинается с любви к себе”.
- Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
- Какой смысл вы вкладываете в слова “уважение к закону”. Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
- Являетесь ли вы патриотами своей Родины. Если да, то почему? Может ли патриотизм быть модным или на модным в определённые периоды исторического развития?
“Письмо от сверстника”
Я человек необыкновенный. Учусь в ПТУ. Ещё с детских лет я поставил задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост – 174 см, объём груди – 80 см, вес – 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта – служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу. У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту.
Вопросы для обсуждения
- Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ.
- Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты?
- Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.
Как вы оцените следующий текст
Несчастье быть богатым. Сейчас очень многие выступают против богатых, говорят, что их надо стереть с лица земли. Но что стали бы делать бедные без богатых? Ведь богатые подобно источнику. Вода не могла бы орошать все участки земли, не будь каналов. Кроме того, у богатых есть свои горести, о которых бедные, пожалуй, никогда не задумываются. Вот несколько примеров:
- богатые никогда не бывают довольными, их всегда заботит мысль о том, как устроить жизнь и умножить своё состояние;
- они всегда боятся воров, пропаж, они платят больше налогов, чем бедные;
- они разрушают своё здоровье, употребляя слишком обильную и изысканную пищу, чрезмерно предаваясь наслаждениям;
- им завидуют и у них много врагов;
- они часто подвергают опасности свою жизнь;
- они плохо понимают нужды близких своих;
- наконец, им всегда грозит опасность разориться и стать бедным.
Счастье родиться бедным. Зато бедняки имеют многочисленные преимущества.
Они довольны малым:
- у них меньше забот;
- они охотнее работают;
- они не боятся воров;
- они реже рискуют заболеть от излишеств;
- они лучше понимают нужды своих близких;
- они всегда питают надежду быть богатыми.
- Согласны ли вы с позицией автора?
- Что, по-вашему, мнению, лучше?
Круглый стол “Я – гражданин России” имеет большое воспитательное значение. Привитие чувства любви к Родине – это не однодневный и не сиюминутный процесс, над данной проблемой стоит трудиться кропотливо, упорно. Круглый стол “Я – гражданин России” учит детей размышлять, учит выработать своё собственное мировоззрение, осознать свою причастность к судьбе Родины: большой и малой. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество, Отчизна), важнейшую и неотъемлемую часть которой представляет государство. Задачи воспитания молодого поколения тесно связаны с формированием и развитием у них патриотического сознания. Сегодня, когда значительно слабее стала преемственность поколений, усилились тенденции маргинализации молодёжи, её отчужденности от героических свершений и славы великих предков, я думаю: этот круглый стол “Я – гражданин России” - актуален. Этот круглый стол даёт возможность детям повысить свою значимость в этом огромном мире, воспитывает в них личностные качества. Защита Отечества, любовь к Родине – эти категории должны стать для молодого поколения неотъемлемыми ценностями граждан Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным.
Круглый стол "Я-гражданин России"
Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России. Задачи:способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);воспитывать у у.
Трудовое воспитание в семье: мифы и реальность. (Выступление на круглом столе «Нужна ли сегодня семья?» в рамках реализации проекта «Здоровая семья - сильная Россия»).
Круглый стол "Я - гражданин России"
Цель:· Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданск.
Круглый стол "Душа народа-душа России"
Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа.
Круглый стол «Я выбираю жизнь!» в рамках социального проекта «Здоровая Россия – общее дело»
Цель мероприятия: формирование у учащихся негативного отношения к наркотикам.Задачи.Обучающие:1. По ходу занятия, через игровую форму, выяснить, что знают учащиеся о наркомании.
Классный час на тему "Россия – Родина моя"
- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
(Cлайды 2-4 рисунки детей по теме классного часа меняются, пока звучит песня)
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
- Посмотрите на репродукции картин известных художников:
(5-8 слайды репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)
-Что объединяет эти картины?
- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?
- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.
(Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)
(Слайды 9-10: книги о Родине)
- Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём?
(Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
(Слайд 11: карта России)
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
(Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Жить – Родине служить.
- За Родину – мать не страшно умирать.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родной куст и зайцу дорог.
- С родной земли – умри, не сходи.
- Своя земля и в горсти мила.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).
(Ребёнок читает стихотворение)
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.
- Что вы знаете о цветах флага?
- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?
(Слайд 14: герб, гимн, флаг России)
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Кедр - символ Ливана.
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Баобаб - главный национальный символ Сенегала.
Мимоза - символ Австралии.
Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба - символы Китая.
Веерная пальма или Коко-де-мер ("морской кокос") - символ Сейшел, расположенный на гербе страны.
Кокосовая пальма - символ островов Килинга в Индийском океане.
Липа и дуб - символы Латвии.
Липа - также национальный символ Словении.
Дуб - также символ Германии и США.
Равенала ("дерево путешественников") - национальный символ Мадагаскара.
Банья (Banyan) - национальный символ Индии.
Тюльпаное дерево - национальный символ некоторых штатов США.
Восковая пальма из департамента Киндио - национальный символ Колумбии.
Королевская Пальма - национальный символ Кубы.
Дерево нарра (или птерокарпус индийский) - символ Филиппин.
Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.
Цейлонское железное дерево - национальный символ Шри-Ланки.
Красное дерево (махагони) - символ Белиза.
Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) - символ Камбоджи.
Кактус (это для нас он маленькое растение) - национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России?
- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них.
Хоровод “Во поле берёзка стояла”
(Слайды 15-17: изображения берёз меняются на протяжении всего танца)
- Столица России:
- Москва
- Киев
- Петербург
- Древнерусское сооружение?
- собор
- мечеть
- кремль
- Жилой дом русского народа?
- хата
- изба
- юрта
- Праздник проводов русской зимы?
- рождество
- масленица
- крещение
- Предметы одежды русских женщин?
- чалма
- сарафан
- кимоно
- Ребята, вы сегодня показали и рассказали, что вы знаете о Родине и о любви к ней. (Патриот)
(Слайд 18: фотография Фокина А.И. – Героя Советского Союза)
- Верно, и сегодня мы не можем не вспомнить имя патриота своей Родины, имя, хорошо известное каждому из вас, имя, которое гордо носит наша школа, имя Героя Советского Союза – нашего земляка Фокина Александра Ивановича.
Александр Иванович родился 15.11.1911 года в д. Палкино, ныне Лотошинского района, в семье крестьянина. Окончил начальную школу. Жил в Москве, работал комендантом на заводе. В Красной Армии в 1933-1935 и с мая 1942 года. Окончил ускоренный курс Московского военного пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР в 1943 году.
В конце мая 1942 года, уже тридцатилетним, стал курсантом Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР уроженец Лотошинской деревни Палкино Александр Иванович Фокин. Здесь он был принят в члены ВКП(б). А еще через несколько месяцев, с отличием окончив училище, А.И. Фокин в звании лейтенанта прибыл на фронт в 57-ю гвардейскую стрелковую дивизию, прославившуюся в 1942 году в дни великой Сталинградской битвы.
За мужество и героизм при форсировании Вислы и удержание плацдарма на ее западном берегу Александр Иванович Фокин был представлен к званию Героя Советского Союза. В этом бою командир роты был дважды ранен. В победном сорок пятом на груди А.И. Фокина сияли два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Александра Невского и пять медалей.
Будем помнить А.И.Фокина! Будем гордиться этим именем!
- А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит. "”
- А сейчас сыграем.
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома. ).
(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.
- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?
(Слайд 19: с изображением матрёшек)
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?
(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню о России.
(Слайды 20-22: изображения ромашек)
Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.- 2 р.
Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней. - 2 р.
Круглый стол "Патриотизм: знак вопроса"
Я бы хотела услышать, какие ассоциации вызывает у вас слово “патриотизм”? (Ответы учащихся).
Вед: На самом деле патриот-это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь, а патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
За несколько дней до нашей встречи, мы провели определенную работу, а именно предложили учащимся 10-11 классов ответить на вопросы анкеты по нашей теме. Результаты получились очень интересные и неожиданные, с ними я хочу вас познакомить. Наши старшеклассники в большинстве своем не знают, что такое патриотизм, многие, а именно 17% ребят не считают себя патриотами своей Родины, не хотят служить в армии и считают это не нужным 24% учащихся; и, не смотря на то, что мы не знаем, что такое патриотизм практически все выступаем против введения патриотического воспитания в школе как урока. Кроме этого во время проведения анкетирования, выяснилось, что многие из нас просто на просто не понимают, что такое патриотическое воспитание, патриотизм. Как вы думаете, с чем это связано?
Сегодня, на нашу встречу, мы пригласили следующих учащихся: Сидорова Саша 11Д, Неделько Регина 11В, Вершинина Илона 11Д, Хайбрахманов Аяз 11А, Низамов Эльдар 11А, Фагалия Ризовна и Салават Раилевич.
Вед: Саша, в анкете ты написала, что считаешь себя патриотом своей Родины, а в чем это проявляется? Ты что-то делаешь конкретно для того, чтобы считать себя патриотом? А как же желание ненадолго уехать из России, кстати, ты написала, что врага нужно знать в лицо – что это значит?
Вед: Эльдар, ты напротив написал, что не считаешь себя патриотом своей Родины, это так? Почему, с чем это связано, ведь твой отец, брат являются военными людьми?
Вед. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Так ли это, я бы хотела узнать у Фагалии Ризовны.
Фагалия Ризовна, Ваш сын в данный момент является гражданином США, как вы думаете, уехав в Америку, осталось ли у него чувство патриотизма к Родине, к месту, где он родился. Что же послужило поводом перемены места жительства? Не возникает ли у него желание вернуться обратно? Повидав их образ, уклад жизни, не возникло ли у вас желание уехать на ПМЖ к сыну?
Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином.
В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.
В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.
Вед: Аяз в анкете ты ответил, что против службы в армии, с чем это связано? Такой же ответ дали 14% девушек, в их числе и наша участница Неделько Регина. Регина, как ты прокомментируешь свой выбор? (ответы ребят)
Вед: Салават Раилевич, что вы скажете на это? Вы согласны с мнением ребят? (выступление сотрудника МВД)
Вед. Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?
Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужное обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?
Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя XX столетия Ивана Александровича Ильина: “Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновленные души”.
Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Я конечно понимаю, что радикально поменять своё мнение нельзя. Но я думаю, что сегодняшняя встреча заронила зерно сомнений, размышлений. Я прощаюсь с вами, и надеюсь, что этот разговор даст толчок вашим дальнейшим размышлениям по данному вопросу.
Круглый стол "Я – гражданин России"
“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.
- “Умом Россия не понять
Аршином общим не измерить
У ней – особенная стать,
В Россию можно только верить”. - Цитаты:
“Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.
1. Вводная часть
а. “Познай самого себя”.
б. Государство и его граждане.
в. Краткая история российского права, государства.
г. Обращение к статьям Конституции.
д. Гражданство.
е. Президент РФ Путин В.В. о гражданстве.
2. Основная часть.
Задания для участников.
а. Проблемные понятия и вопросы.
б. Письмо от вашего сверстника.
в. Как вы оцените следующий текст?
3. Вывод и заключение.
Участники Круглого стола
“Я – гражданин России”
1.Ведущая – учитель истории Мурзаева Альмира Башировна.
3.Гости Круглого стола. (Сидят полукругом).
- привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
- выработать определенные положительные ценности.
- воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
- воспитать чувство толерантности и патриотизма.
Вступительное слово учителя
Я гражданин России
Надпись на Дельфийском храме гласит: “Познай самого себя”. Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Понятие “Я” очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают “реальное Я” - то, каким представляют себя человек на самом деле; динамическое “Я” - каким человек хочет стать; “фантастическое Я” - каким он видит себя в мечтах; “будущее Я” - каким он может стать.
Опыт человечества показывает, что по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше, смогли люди, действовавшие на благо других людей. Чтобы получить ту судьбу, к которой вы стремитесь, надо внимательно изучать и сознательно формировать свой характер. Формируется характер под влиянием 3-х условий: наследственности (того, что отличает человека от рождения от других людей); общественной среды, самовоспитания. Характер проявляется в привычках, манерах человека к окружающей действительности.
В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входящие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой основе. Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы 3 ветви власти. В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию. Правительство Р.Ф. осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.
Связь человека с обществом и государством замечательно выражает старинное гордое словосочетание – “гражданин отечества”. И государство должно подчиняться законами, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином.
Давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договориться по самым острым проблемам. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диалога, договорённости.
Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами. Все наши права точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН – Всеобщей Декларации прав человека, Международной хартии прав человека – а также в Конституции и других юридических документах, касающихся прав человека.
В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя. Твёрдые взгляды называются убеждениями. Убеждения складываются благодаря работе вашего ума, ваших чувств и оценок. Каждый гражданин имеет возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он формирует убеждения и избирает согласно этим убеждениями линию поведения, при условии соблюдения законов и нравственных норм.
Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны. Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом. У нового поколения появился великий исторический шанс – построить Россию, которую не стыдно передать своим детям.
“Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” Аристотель.
Вопросы для круглого стола
Проблемные понятия и вопросы
“Письмо от вашего сверстника”
Следующее задание
Как вы оцените следующий текст
Заключительная часть
Выводы
Читайте также: