Круглый стол патриотическое воспитание

Обновлено: 18.05.2024

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

2. Деловая игра для педагогов.

Ход круглого стола

I. Теоретическая часть.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)

Педагоги зачитывают собранные пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится. (семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит. (нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай. (патриотическое воспитание).

воспитание дошкольников» (воспитание нравственно-патриотических качеств).

Основная часть

Мы предлагаем Вашему вниманию основные понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на

ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,

коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,

общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

В национальной доктрине образования человека в РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

А патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое : Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников , процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям : воспитание любви к близким , к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы :

1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.;

2. Рассказы воспитателя , беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;

3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;

5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;

7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;

8. Посещение тематических выставок и их самостоятельная организация;

9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

10. Личный пример воспитателя , любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания ).

Большое значение, в патриотическом воспитании , имеет активная разнообразная деятельность дошкольников , так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы :

1. целевые прогулки, экскурсии;

4. чтение художественной литературы;

5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;

6. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность - различного рода познавательные занятия.

И в заключении - чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

II . Деловая игра для педагогов

Задание 1: Ответьте на вопросы

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

3.Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6.Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7. Почему Красная площадь так называется?

8. Что означают три цвета флага? Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Задание 2: Скажи иначе пословицу

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 3: Русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - или пояс, был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

В 10-13 веке на Руси неширокие, длинные, сужающиеся книзу доходящие до щиколоток штаны? (Порты)

Задание 4: Игра «Бабушкин сундук».

В сундуке находятся:

1. большая красивая книга русских народных сказок;

2. альбом и краски;

4. банка варенья, шоколад, конфеты;

6. старинные семейные фотографии;

7. игрушки бабушек и дедушек;

8. открытки памятников города Сургута;

9. картинки с изображением орденов и медалей;

10. кукла, одетая в военную форму;

12. пряники, ватрушки;

13. кулинарная книга;

14. спортивные атрибуты;

15. перчаточные куклы для кукольного театра;

Задание 5: Творческое задание

Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Раздать памятки «Этапы знакомства дошкольников с родным городом, страной (нравственно-патриотическое воспитание)»

Сценарий проведения круглого стола "В патриотизме молодежи - будущее России"

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашей встрече, которая будет проходить в форме круглого стола под названием «В патриотизме молодежи – будущее России». Цель круглого стола подразумевает под собой обсуждение определенной проблемы, все участники круглого стола должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса.

1. «Правило одного микрофона» - говорит только один человек.

2. «Уважение к говорящему» - когда кто-либо говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказать свою точку зрения.

3. «Возник вопрос – задай!» - если у вас в ходе обсуждения возникают какие-либо вопросы, то вы смело их задаете, но сначала даете возможность участнику закончить высказываться.

4. «Искренность в общении» - говорите только то, что думаете и что чувствуете.

Все согласны с данными правилами?

"Патриотизм", "любовь к Родине" - сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Тема патриотизма – актуальна для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в каждом из вас чувство любви к Родине? Именно "пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

- Что, по вашему мнению, есть патриотизм?

(ответы участников)

(Ответы на экране)

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Бернард Шоу

Ведущий : Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Ведущий: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Воспитание гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю.

- Считаете ли себя патриотом? Почему?

- Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Ведущий: Когда заходит разговор о современной российской молодежи, то многие представители нашего общества принимаются с жаром ругать подрастающее поколение, обвиняя его во всех бедах страны — от грязных подъездов до неудач на Олимпийских играх. Глубокую обеспокоенность вызывает то, как образ современной молодежи трактуется в российских СМИ. Согласно этим веяниям, молодежь представляет собой грубую, агрессивно настроенную массу, стимулом для которой является проявление насилия, половой распущенности и национализма. Подобный образ представителя молодого поколения прочно закрепился в сознании современников.

- Справедливы ли подобные характеристики и обвинения?

- Чем вызваны столь категоричные суждения?

(ответы участников)

Ведущий: Сейчас я прочитаю вам несколько жизненных реальных ситуаций, которые затем мы с вами обсудим. (Приложение № 1)

- Что вы можете сказать об этом? Ваше мнение?

- Знаете ли вы о подобных ситуациях?-

- Становились ли вы свидетелями подобных ситуаций? Как себя повели?

(ответы участников)

Ведущий: В интернете можно найти множество различных видеороликов, на которых отображено человеческое равнодушие и проявление жестокости. Давайте посмотрим некоторые из них.

(видео на экране)

Ведущий: Почему люди думают не о том, как быстрее оказать необходимую помощь, а о том, что нужно снять видео, чтобы обязательно выложить его в интернет?

(обсуждение)

Ведущий: Я предлагаю посмотреть еще видео, на котором можно увидеть, чем заканчивается человеческое безразличие. Внимание на экран.

Ведущий: Неужели отзывчивость, доброта, сочувствие – остались в прошлом? В чём причина этого явления?

(обсуждение)

Ведущий: А сейчас давайте посмотрим на эксперимент, который провели журналисты совместно с психологом.

Ведущий: Что происходит с людьми? Почему равнодушие всё больше захлёстывает общество?

Между людьми всё меньше живого общения, всё можно получить, не выходя из дома - отсюда замкнутость и равнодушие.

Поэтому сегодня люди, особенно молодые, лучше снимут трагедию на камеру своего телефона, а потом выложат этот «жесткач» в интернет, чем бросятся на помощь и потеряют столь «ценные» видеокадры. Люди падки до дешевых сенсаций.

Цитата: Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям.

Мать Тереза

Ведущий: Безразличие стало нормой жизни нашего общества. Удивляет нас уже не равнодушие, а проявления сострадания и участия. Когда человек помогает ближнему и правоохранительным органам - это уже чуть ли не героизм.

Сейчас мы посмотрим несколько иных жизненных ситуаций, которые мы с вами обсудим далее.

(видео на экране)

- Ваше мнение об этих ситуациях и людях?

- Для вас такое поведение норма или героизм?

- Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей?

- Как вы относитесь к взаимовыручке?

- Является ли бескорыстная помощь проявлением патриотизма?

- Может ли человек неосознанно быть патриотом?

- Кто такой патриот современной России?

- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Ведущий: Подбирая видеоматериал для сегодняшнего круглого стола, я столкнулась с одной проблемой: примеров жестокости, равнодушия и безразличия очень много, интернет пестрит видео с комментариями «Жесть, смотреть до конца», а вот примеры настоящих героических поступков отыскать оказалось не так уж просто.

С точки зрения этики "патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине. Любовь к Родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина - мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

Круглый стол "Патриоты России. Диалог поколений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники круглого стола «Патриоты России. Диалог поколений» обсуждали такие темы, как что такое патриотизм; в чем проявляется истинный патриотизм; готовы ли посвятить свою жизнь процветанию своей малой Родины, «Россия- страна огромных возможностей». На этой встрече обсуждались очень важные и актуальные вопросы для старшеклассников, как пробудить в каждом чувства любви и ответственности к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Патриоты России. Диалог поколений"»

*танцевальная композиция

Ведущий 1: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, которая будет проходить в форме круглого стола под названием «Патриоты России. Диалог поколений».

Ведущий 2: Сегодня мы и поговорим о том, как сделать нашу страну ярче и сильнее.

Ведущий 1: Для участия в разговоре мы пригласили старшеклассников городских школ, а также компетентных людей, профессионалов в области образования, юриспруденции, специалистов по работе с молодежью.

Ведущий 2: И мы с удовольствием их представляем:

«Правило одного микрофона» - говорит только один человек.

«Уважение к говорящему» - когда кто-либо говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказать свою точку зрения.

«Возник вопрос – задай!» - если у вас в ходе обсуждения возникают какие-либо вопросы, то вы смело их задаете, но сначала даете возможность участнику закончить высказываться.

«Искренность в общении» - говорите только то, что думаете и что чувствуете.

Ведущий 2: Мы сегодня поговорим об очень важном вопросе, о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху. Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей Родине, стране. Наш разговор пойдет о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну.

Считаете ли себя патриотом? Почему?

Ведущий 1: От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

Ведущий 2: Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.

Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

(ответы участников)

Хочется услышать ответы не только обучающихся, но и наших уважаемых гостей (ответы гостей, задавать конкретно каждому гостю)

Надеемся, что дальнейший разговор будет таким же позитивным и многообещающим.

Ведущий 1: Великая держава держится на трёх "китах" – на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства. У россиян имеется огромное число поводов гордиться своей страной, а у России – своими гражданами. Величие нашей Отчизны заложено в каждом человеке, населяющем её просторы, в каждом произведении искусства или архитектурном творении, созданном руками людей. Осознание этого факта – путь к гармонии. Если по нему пойдут большинство наших соотечественников, то это обеспечит мир и процветание Родины на много лет вперед. Каждый достойный гражданин должен на весь мир возвестить: «Я горжусь, что живу в России

А с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы участников и гостей)

Ведущий 1: Трудно перечислить все то, что стоит за этим словом – Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Согласны ли вы с суждением «Родина, хорошая или плохая, всегда остается остаётся Родиной» (ответы участников и гостей)

Ведущий 2: Любовь к Родине проявляется в мужестве, в героических поступках людей. Мы гордиться подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Ведущий 1: Ставка на пошлость и разврат, на агрессию, дерзость и жестокость, на безнравственность и безвкусие, на глупость и невоспитанность достигла небывалых масштабов. Тогда как спрос на знания, культуру, милосердие, добро — эмпирически отошли на второй план или вовсе канули в прошлое…

Какие ценности у современного человека? (ответы участников и гостей)

Ведущий 2: И пока одни (под предлогом «ничего личного — просто бизнес») пичкают общество новыми ценностями, вкусами, интересами, массово насаждая порочные и потребительские инстинкты, другие — вскрывают наши души и сердца задушевными стихотворными рифмами, взывая нас к привычному и естественному — к человеческим ценностям!

*читает обучающаяся Куликовская Марина

Ведущий 1: Вопросов много, но ответы на все эти вопросы нелицеприятны. Нашему обществу пора преодолеть безответственность. Очевидно одно: если в государстве так же, как и в отдельно взятой семье есть проблема, её надо решать сообща, всем миром.

Ведущий 2: И чем сплоченнее будут члены этой семьи, тем скорее найдут выход из сложной ситуации. Поэтому молодые люди уже сейчас должны готовить себя к активной социальной роли.

Что значит для Вас активная жизненная позиция личности? (ответы участников и гостей)

Ведущий 1: Активная жизненная позиция – это необходимый элемент для успешной социализации человека. Попробуем вникнуть в смысл этого определения. Каждый человек в силах повлиять на окружающую его действительность. То есть мир не статичен, он постоянно меняется под воздействием людей. Человек, обладающий активной жизненной позицией, заинтересован в усовершенствовании бытия. Такой индивид концентрирует свое внимание не только на личных переживаниях, но и на глобальных проблемах.

Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов? (ответы участников и гостей)

Ведущий 2: Мы все чаще вспоминают героев былых времен. Но и в наше время есть люди, (врачи, пожарные, полицейские, солдаты и офицеры) по долгу службы рискующие своей жизнью каждый день. Отдавшие жизнь за других в мирное время.

Для Вас поет Капранова Алина*

Ведущий 1: В 1994 году 2 марта в Российской Федерации Указом действующего на то время президента Б. Ельцина, был утвержден орден Мужества - новая государственная награда.

Как вы относитесь к взаимовыручке?

Является ли бескорыстная помощь проявлением патриотизма?

Все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпиадах, на Паралимпийских играх, на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно, является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма.

Ваше отношение к идее: «Любовь к другому человеку начинается с любви к себе» (ответы участников и гостей)

Ведущий 2: Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Ведущий 1: Велики сегодня требования к защитнику Отечества. Нелегко стать настоящим солдатом, всесторонне готовым к выполнению своего воинского долга.

Служба в вооруженных силах – это для многих призывников начало реальной жизни со всеми ее трудностями.

Хотелось бы спросить мнение юношей о военной службе? Готовы ли они к выполнению своего гражданского долга?

Ведущий 2: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина - мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Ведущий 1: «Благодаря тому, что в России есть такие юноши и девушки , как вы, мы, взрослые, можем быть спокойны за будущее нашей великой Родины».

*Танцевальная композиция

Слово предоставляется ________________________________ (вручение сертификатов)

Ведущий 2: Мы вправе гордиться нашими корнями, нашей историей. Любите Россию. Дорожите традициями ветеранов, учитесь у них мужеству, взаимопомощи, верности долгу.

Ведущий 1: Наша встреча подошла к концу и хочется закончить ее такими словами Сухомлинского В.А. «Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма»

Ведущий 2: Мне хочется поблагодарить наших гостей. От всего сердца желаем Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, мирного неба над головой.

Круглый стол в рамках проекта «Информационный портал старшеклассников» «Мы патриоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный портал пв рамках проекта "Мы патриоты" посвящен воспитанию у учащихся чувства патриотизма, через определение и понятие роло патриотизма в жизни современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол в рамках проекта «Информационный портал старшеклассников» «Мы патриоты»»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптивные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 2» (КГБОУ ШИ 2)

Круглый стол в рамках проекта «Информационный портал старшеклассников»

Воспитатель старшей группы

Цель: Создание условий для воспитания у учащихся чувства патриотизма, через определение и понятие роли патриотизма в жизни современного общества.

Выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма и определить действия по воспитанию позитивных творцов будущего.

Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации.

Воспитывать у учащихся патриотические качества, прививать ценностное отношение к Отечеству. Совершенствовать духовно - патриотическое развитие учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, справочная литература.

Форма проведения: круглый стол.

Ход мероприятия

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий1: здравствуйте участники нашей встречи. Мы рады Вас приветствовать в нашей импровизированной студии.

Вступительное слово руководителя: сегодня мы с вами собрались обсудить тему патриотического воспитания молодежи в нашей стране, в крае, в городе, и вместе затем ответить на вопрос: «Мы патриоты?»

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И. Ожегова

Ведущий: казалось бы, о чём тут спорить? Или всё не так просто? Начнём опять с термина. Предлагаю участникам диспута дать определение понятию. Что такое, по - вашему, патриотизм?

Ответы детей.

Ведущий: давайте, послушаем, как рассуждают ребята, вашего возраста на эту же тему из разных уголков нашей страны.

Любовь к Родине – это очень сильное чувство. Это любовь к своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными. Это чувство помогло нашим прадедам совершить великий подвиг - победить в Великой Отечественной войне. Максим Должиков. (13 лет, г. Москва)

Любовь к Родине — это значит любить место, где ты родился, страну, где находится это место и государство. Для меня любить Родину, значит быть патриотом своей страны, воспринимать несмотря ни на что ее такой, какая она есть, гордиться тем, что я родился именно здесь, чтить традиции своего народа. Любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Елизавета Гирсанова (13 лет, г.Новороссийск)

Для меня " Любовь к Родине" — это в первую очередь уважение к истории моей страны, к народам и традициям. Ко всему прочему, " Любовь к Родине" должна выражаться в действиях и поступках. Наиболее ярко выразить свою преданность к Родине можно подробно изучив ее историю, побывав в знаменательных местах нашей большой страны. Для меня это понятие еще значит - получить достойное образование, чтобы быть полезным своей стране. Любить Родину - это знать ее героев, уважать их, поддерживать тот патриотизм, которым наградили нас наши деды.
Глеб Юрков (15 лет, г. Керч)

Ведущий: вы согласны с этими высказываниями? Ребята, что общего и что разного в этих отрывках?

А что для вас значит любовь к Родине? Как, по-Вашему, формируется это чувство?

Высказывания детей.

Ведущий: верно, ребята, мы не рождаемся с этим чувством мы его в себе формируем, через разные виды деятельности. В нашей стране реализуется Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", где большое значение уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Например, 2020 год объявлен годом чего? В честь празднования 75 летия Победы в ВОВ 2020 год объявлен годом Памяти и Славы!

Предлагаю нашим участникам подробнее рассказать, что же делается в нашей стране в рамках патриотического воспитания молодежи?

Выступления детей:

Группа №1 – о патриотическом воспитании в России.

В нашей стране реализуется Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью Программы является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества.

В Программе отдельно выделен раздел военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

Ведущий: в нашей стране, как мы видим большое внимание, уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Ребята группы № 2 подготовили информацию о том, что делается в Хабаровском крае в рамках патриотического воспитания молодежи. Перечисление мероприятий всероссийского уровня.

Группа №2 – о патриотическом воспитании в Хабаровском крае и городе.

Современное состояние патриотического воспитания в Хабаровском крае обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, в том числе предпринятыми значительными усилиями по укреплению и развитию системы патриотического воспитания.

В крае осуществляет деятельность краевой межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию граждан при Правительстве Хабаровского края. Перечисление мероприятий краевого уровня.

Ведущий: в феврале 2020 года, наши старшеклассники посетили молодежный клуб «Взлет». По окончании мероприятия, Президент «Доброграда» написал статью, которая вышла на канале радиостанции «Да». Зачитываем статью.

Ребята, можете ли вы назвать деятельность клуба «Взлет» военно-патриотической?

Ответы ребят.

Динамическая пауза.

Ведущий: у нас в школе тоже осуществляется военно-патриотическое воспитание.

Группа № 3 подготовила нас информацию о мероприятиях, патриотической направленности в нашей школе. Перечисление мероприятий общешкольного уровня.

Ученики: в нашей школе… реализуется программа патриотического воспитания, в рамках этой программы проходят различные мероприятия и акции.

Ведущий: в рамках нашего информационного портала, мы предлагаем вам обсудить ряд вопросов.

Вопросы для участников:

1. Ассоциация предпринимателей России предложила учредить в России ещё один национальный праздник – День патриотизма. А что Вы думаете по этому поводу?

2. Многие считают, что покупка только российских товаров – проявление патриотизма, а учёба за границей – непатриотична. Согласны?

3. Должен ли патриот считать свою страну лучше других?

4. Писателя Михаил Зощенко осуждали за критику негативных явлений в жизни СССР. Как вы считаете, допустимо ли публично критиковать свою страну?

5. Большинство людей считают себя патриотами. Есть ли у вас чувство патриотического долга? Что патриот, по-вашему, должен делать для своей страны?

6. Одно из проявлений патриотизма – гордость за свой народ. Какие положительные качества, по-вашему, присущи русскому народу?

Ведущий: мы только что обсудили сущность патриотизма. Скажите, кто из вас считает себя патриотом? Большинство! Проверим, так ли это.

Назовите известные всему миру достижения России, которыми мы можем гордиться.

И закончить наш диалог о патриотизме, мне хочется словами нашего знаменитого академика:

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

- Ну, что? Можно ли считать патриотизм темой для споров? Или Вам всё ясно?

В.В. Путин недавно сказал, что патриотизм должен объединить россиян и стать нашей национальной идеей.

Но даже наш сегодняшний разговор показывает, что не всё так просто. И то, что вы искренне пытались разобраться в спорных вопросах, говорит о вашем желании быть патриотами. Надеюсь, мы поняли главное: любовь к Родине проявляется в наших размышлениях и повседневных поступках. И учиться патриотизму, наверное, придётся всю жизнь.

Ведущий: наша встреча за круглым столом подошла к концу, и мне хотелось бы узнать, что понравилось вам на нашей встрече?

- что вы вынесли для себя с нашего мероприятия? (Было ли мероприятие полезным для вас и чем?

Педагогический совет ( круглый стол) «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников»

Конспект педагогического совета в нетрадиционной форме "круглого стола".

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет ( круглый стол) «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников»»

Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение № 4 «Теремок»

педагогического совета ( круглый стол)

«Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила и провела :

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания. Закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

1.Выполнение решения предыдущего педагогического совета.

/заведующая Усатова С. А./

2.Актуальность патриотического воспитания дошкольников.

/ воспитатель Голубова Е. В./

3.Патриотическое воспитание в программе “От рождения до школы” по каждой возрастной группе. /воспитатели групп/

4. Патриотическое воспитание на психологических и музыкальных занятиях /психолог Кошелева Н. Н., муз. рук. Королева Н. Л./

4. Игра «Педагогический экспресс» /ст. воспитатель Алимбекова А. Д./

5.Домашнее задание «Герб группы». / воспитатели групп, /

6.Итоги смотра-конкурса «Центр по патриотическому воспитанию».

8. Решение педсовета.

Первый пункт нашей повестки о выполнении решения предыдущего педагогического совета раскроет заведующая Усатова С. А.

2. По второму вопросу, актуальность патриотического воспитания дошкольников выступит воспитатель Голубова Е. В.

4. Игру «Педагогический экспресс» проведет ст. воспитатель Алимбекова А. Д.

Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников».

Задачи по воспитанию нравственного начала у дошкольников решаются во всех видах детской деятельности: в обучающей деятельности, в играх, в процессе труда, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Игра состоит из 6 станций.

Игра будет проходить с 2 командами.

- Командам необходимо выбрать капитана, и в течении 3 минут придумать название и девиз команды.

Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечной станции. Задания оцениваются по трёхбалльной системе. Оценивается: оригинальность, юмор, творчество педагогов.

Поприветствуем жюри в лице заведующей и старшей медицинской сестры.

- Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей встречи мы поговорили об актуальности патриотического воспитания, и поговорили об организации нравственно-патриотического воспитания в детском саду согласно, типовой программы «От рождения до школы» и программы «Донбасс мой край родной».

А сейчас, приглашаю поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Станция № 1. Эрудиты

Вопросы к I команде

Вопросы ко II команде

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

1.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)

2.Официальная эмблема государства. (Герб)

2. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг)

3.Что означают цвета флага ДНР?

Плодородные земли Донбасса

Воды Азовского моря

Кровь пролитая за свободу народа

3. Перечислите основные элементы герба ДНР. Что они означают? Герб ДНР представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом [4] . Особенностью герба ДНР является то, что лапы у орла отсутствуют, а Архистратиг Михаил изображается с бородой

4.В каком году был основан г. Амвросиевка? (основан в 1869 год как станционный посёлок в связи со строительством Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В 1938 году Амвросиевка получила статус города.)

4.Назовите основные скверы и парки города. Какие памятники героям войны есть в городе?

Парк им. Кирова, парк Юбилейный,

(Памятник советскому солдату, мемориал Великой Отечественной Войны, памятник воинам интернационалистам,

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)

5. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности)

6. Продолжите фразу: «Я люблю свой город за …

6.Продолжите фразу: «Я живу в городе Амвросиевка , потому что …

Станция №2 Ребусная

Задание:

-Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Родина Память

Ордена Честь

Станция № 3. Конкурс « Собери пословицы и поговорки» (“рассыпались” на слова)

О семье, матери

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек – семьёй

О Родине, родном крае

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Человек без родины, что соловей без песни

Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей

О мужестве, героизме

Вражескому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.

Трус за едой орет, отважный в деле берет.

Герой никогда не умрет — он вечно в народе живет.

На смелого собака лает, а трусливого - кусает

Станция № 4. Знатоки народной культуры

1.Перечислите народные праздники.

(Рождественский (Филиппов пост) – 1 января – 6 января Сочельник

7 января Рождество Иисуса Христа .

Собор Пресвятой Богородицы – 8 января Домочадцев день – 10 января

13 января Васильев день (Васильевская коляда, 14 января Новый год по ст. ст.)

15 января Обрезание Господне –Куриный праздник –

18 января Крещенский сочельник –Святое Богоявление.

19 января Крещение Господа Бога нашего Иисуса Христа .25 января Татьянин день)

1.Перечислите народные песни.

(СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ!

ДОНЦЫ-МОЛОДЦЫ Ой, то не вечер Во поле береза стояла)

2.Перечислите народные промыслы.

(жостовские подносы, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, русская матрешка, городецкая роспись, хохломская роспись, гжельская керамика)

2.Перечислите старинные предметы быта народов.

( русская изба, печь, кочерга, ухват, помело, сундук, лавка, самовар, прялка и веретено, чугунок, крынка).

3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Жихарка», «Заюшкина избушка»,»Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль»)

3.Перечислите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима»)

Станция № 5. «Наш город»

Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.

Станция № 6. «Цветы толерантности»

Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На экран выведены задания.

Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности.

- умение владеть собой;

- способность к сопереживанию;

- расположение к другим людям;

- терпимость к различиям;

- несклонность осуждать других.

Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности

- желание быть толерантным;

- стремление человека стать лучше;

-постоянное саморазвитие (личностный рост);

-умение ставить себя на место других;

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

- подключать интуицию и воображение;

- расширять свой круг общения;

-знакомиться с другими культурами (традициями);

Вот и подошла деловая игра «Педагогический экспресс» к концу. Выслушаем мнение жюри.

Подведение итогов конкурсов заведующей и старшей медицинской сестрой.

А сейчас воспитатели групп презентуют нам герб своей группы.

7.Итоги смотра-конкурса «Центр по патриотическому воспитанию». /заведующая Усатова С. А./

Какой вывод можно сделать?

Знаний всё-таки у нас с вами недостаточно, т.е. начать надо, в первую очередь, с себя – много читать, расширять свой кругозор.

Наш педсовет подходит к концу. Какие у вас будут предложения по выработке решения?

Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг». / срок – учебный год/

Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Я и моя Амвросиевка». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в городе районе, а также на фоне достопримечательностей Амвросиевки. / срок – учебный год/

Продолжать работу по патриотическому воспитанию, отражать ее в перспективных планах- основные воспитатели, специалисты, / срок – учебный год/

Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников. Ответственные – все педагоги. /Срок – постоянно/

• Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и использовать их в практической деятельности Ответственные: педагоги, специалисты. /Срок – постоянно/

Каждый участник педсовета поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.

Читайте также: