Что делать с едой с поминального стола

Обновлено: 18.05.2024

Поминки в православной традиции значительно отличаются от древних славянских обрядов. Хотя многие из них имеют языческие корни.

Приглашают ли на православные поминки?

Обычай приглашать (или не приглашать) на поминки с религией связан косвенно, но все-таки эта связь есть. Наши предки не приглашали гостей, и каждый желающий мог помянуть умершего. Это считалось даже лучше: чем больше людей добрым словом вспомнит человека, тем лучше будет его душе. Так что с кладбища все желающие направлялись к родственникам умершего. Выгонять с поминок считалось большим грехом.

Помимо родных, друзей и соседей, на поминках всегда очень приветствовались нищие, убогие и юродивые. Накормить их считалось богоугодным делом. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного.

Что интересно, священнослужители по умолчанию получали приглашение на поминальный обед. Но обычно не приходили.

В более поздние времена на поминки стали приглашать. Многие семьи были стеснены в средствах, и когда традиция хоронить «всем миром» начала уходить в прошлое, накормить всех желающих могли не все. Поэтому сейчас на поминки не принято приходить без приглашения.

Поминальная трапеза в православной традиции

Основные правила православных поминок

Несмотря на то, что многие традиции поминальной трапезы пришли к нам от предков, от большинства из них придется отказаться, если вы хотите организовать настоящие православные поминки.

Вот главные моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Главной целью поминальной трапезы является совместная молитва. Сначала кто-нибудь из близких должен прочитать 17-ю кафизму из Псалтири, а после все собравшиеся читают «Отче наш». Для молитвы нужно обязательно зажечь свечу или лампадку.
  2. Перед трапезой по помещению нужно пройти с кадилом и окурить стол ладаном.
  3. Блюда на столе должны соответствовать церковному календарю. Если поминки выпадают на пост, то и меню следует выбирать постное.
  4. На православных поминках запрещен любой алкоголь, так как издревле его употребляли «для веселья», а веселиться на поминальном обеде не полагается.
  5. Трапеза должна быть скромной. Убеждение, что чем более пышный и торжественный обед дадут родственники, тем лучше будет душе — неверно, с точки зрения христианства. Ведь скромность и сдержанность лежат в основе вероучения.

Как мы уже говорили, на православных поминках следует избегать языческих обрядов. О них мы немного расскажем ниже.

Языческие поминальные обряды

Поминки у славян-язычников совсем не походили на православные. Они и не назывались поминками, это были тризны. И помимо обеда, наши предки устраивали игрища, песни, пляски и даже потешные бои. В те времена отношение к смерти было другим. Люди радовались за сородичей, которые присоединились к предкам.

Большинство традиций не сохранились. Но некоторые остались, и современные люди соблюдают их, хотя не понимают смысла. Вот только некоторые из них:

  • принимать баню после кладбища и после поминального обеда;
  • прикасаться руками к печи или к хлебу, чтобы очиститься;
  • целовать печь после того, как целовали покойного в губы (православные прикладываются к венчику);
  • сметать накопившийся за три дня мусор к порогу и сжигать;
  • окуривать помещение можжевельником;
  • занавешивать зеркала на время поминок;
  • не поднимать упавшие ложки;
  • оставлять на ночь еду для покойного на столе.

Конечно, в городах многие эти обряды сложно выполнить, но в деревнях их до сих пор соблюдают, считая православными. Однако церковь их не одобряет. Даже традицию оставлять еду (а особенно — стопку водки, накрытую хлебом), так как душа, согласно христианским канонам, в еде и питье уже не нуждается. А вот язычники верили, что души обращаются в птиц и животных и могут съесть оставленное угощение.

Поминальная трапеза в православной традиции

Православный поминальный стол

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.

Поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании.

К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с религиозной символикой — одним из символов христианства является рыба.

В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, так как люди верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п.

Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.

Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна символизируют Воскресение, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Современные поминальные блюда

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др.

Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами.

Особенности сервировки поминального стола

Еду подают в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.

Едят по обыкновению столовыми или десертными ложками, ножи и вилки на поминках не используют. Но это суеверие не имеет отношения к христианству. При этом ложки кладут тыльной стороной вверх.

Раньше при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, так как серебро традиционно служило оберегом от нечистой силы и активно использовалось в церкви.

Поминальный стол обычно не украшают, но раньше была традиция ставить в вазы ветки ели, брусники, мирта, перевязывая их черной траурной лентой. Скатерть стелят однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов. По краям она может быть оторочена черной лентой.

Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба. Мы уже писали выше, что это языческие традиции. Тем не менее, Церковь, хоть и не одобряет этого, уже не осуждает соблюдение таких ритуалов. Так что если вы не придерживаетесь ортодоксального христианства, то следовать традиции предков не возбраняется. В противном случае, может возникнуть недопонимание со стороны гостей, которые привыкли, что именно так выражается дань уважения покойному.

Поминальная трапеза в православной традиции

Зачем православных поминают в день похорон?

Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый — распадается тело, на сороковой — истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.

Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Символизм поминок на 3-й день связан с символикой Святой Троицы. В этот день живые просят Отца, Сына и Святого Духа, именем которых был крещен усопший, заступиться за его душу. А также зачесть ему три главных христианских добродетели: Веру, Надежду и Любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Согласно Священному Писанию, смысл поминовения на третий день объяснил Ангел, который сопровождал Св. Макария Александрийского в пустыне. В первые два дня душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет. Поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.

Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.).

Зачем православных поминают на девятый день?

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский писал, что после поклонения Богу в третий день, душе показывают различные обители святых и красоту рая. Шесть дней она пребывает в блаженстве, забыв о скорбях тела. Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После путешествия в рай душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Зачем православных поминают на сороковой день?

Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В 40-й день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу. И здесь окончательно определяется место ее пребывания до Страшного Суда. Судят не только по земным делам, но и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Поэтому поминки на сороковой день — самые важные. Считалось, что после сороковин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.

Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

В некоторых случаях поминки необходимо переносить. Например, во время Великого Поста поминать можно только в выходные. Со Светлой Седмицы (первая неделя после Пасхи) и с первого понедельника после нее поминки переносятся на Радоницу. Однако перенос касается только непосредственно трапезы! Молиться необходимо именно в те дни, на которые выпадают девятины и сороковины.

Поминальная трапеза в православной традиции

Как вести себя на православных поминках?

Рассадка гостей за поминальным столом подчиняется особым правилам. Во главе садится хозяин дома, дальше располагаются родственники по старшинству и степени родства. Дети сидят на самом краю или за отдельным столом.

Но если умер один из родителей, допускается, чтобы дети сидели рядом с отцом или матерью.

За столом принято оставлять одно незанятое место — для покойного. Занимать его нельзя ни в коем случае. Существует примета, что тот, кто сядет на стул умершего, умрет сам. Поэтому место отмечают особо, привязывая к нему черную ленту или ветку ели.

Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

При каждой смене блюд читают молитву. Также собравшиеся по очереди произносят речь. Первым выступает глава семьи, а дальше — другие участники. Очередь определяется родством. За ходом поминок и выступлений обычно следит ведущий, который знает, что и в каком порядке говорить.

Поминальные слова произносят стоя, а после первого выступления все присутствующие встают, чтобы почтить память умершего минутой молчания.

Хлеб, пироги принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку раздают присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего. Кроме того, так трапезу с хозяевами могут разделить те, кто не смог присутствовать.

Раньше в деревнях была традиция крошки хлеба на следующий день уносить на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

В последнюю очередь подают кисель и чай. Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением соболезнований родным умершего.

Благодарить за угощение не принято. Вставая из-за стола, нужно поклониться портрету покойного или оставленному для него месту и сказать: «Поели, попили, пора и домой, а тебе — светлая память!» После поминок не прощаются.

Наши предки сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, так как много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола — скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.

После ухода гостей со стола не убирают. Но все блюда и посуду, кроме приборов умершего, нужно чем-нибудь накрыть.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя

Рожко Игорь Сергеевич - автор статей

Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так принято.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя

Отсутствие ножей и вилок

Нередко поминальное угощение, как встарь, едят исключительно ложками. Такая особенность сформировалась по нескольким причинам. Одна из них восходит к тем временам, когда в славянских землях были в ходу одни только ложки. Введение в обиход новых столовых приборов — вилок и ножей началось при Петре Первом. Принимались эти «дьявольские» вилы и лезвия совсем не радостно, часто с активным сопротивлением иноземным новшествам «царя-антихриста». Отголоском давнего противоборства является отказ от ножей и вилок за традиционным поминальным столом.

Кроме того, в старые времена к разделу наследства приступали сразу после похорон. На поминки съезжалась вся родня, даже самая дальняя. При этом могла вспыхнуть давняя вражда, и ножи, а то и вилки, некстати нашедшиеся под руками, непременно довели бы до кровопролития.

Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена

Ещё одно объяснение запрета на ножи и вилки относится скорее к символической области, к тому, что чувствуется, но рационально не истолковывается. К поминальной трапезе подаётся обрядовая еда, которую нельзя пронзать и резать, чтобы не тревожить умершего. К тому же кутью или поливку как раз и надо есть ложкой.

Алкоголь и поминальная трапеза

Алкогольные напитки на поминках не одобряются церковью. Вино в религиозной традиции символизирует радость жизни и неуместно при прощании с покойным. Кроме того, пьянство трактуется как одержимость бесами, а человек, бесам попустительствующий, не может просить о прощении грехов умершего. Поэтому у портрета покойного лучше ставить стакан воды и кусок хлеба. Пить эту воду и отдавать такой хлеб даже животным нельзя.

Несмотря на эти соображения, по-прежнему бытует обычай наливать в стакан водку для умершего, выпивать на поминках хотя бы одну рюмку за упокой души, не чокаться и сопровождать алкоголем всю поминальную трапезу. Здесь можно усмотреть отголоски стародавних и буйных языческих тризн, найти причины в сложившихся гражданских традициях и объяснить употребление алкоголя его антидепрессантными свойствами, которые, правда, сопровождаются вредоносными побочными эффектами.

Еда с поминального стола

Поминальное угощение принято готовить обильным, чтобы во имя светлой памяти покойного накормить как можно больше людей. Поэтому еду с поминального стола часто дают с собой участникам трапезы. Если родственник или близкий человек приносит еду с поминального стола, домочадцам не следует её опасаться. Она приготовлена с благими целями и принесёт только пользу.

Правда, есть и определённые предосторожности, которые рекомендованы гостям на поминках. Даже с учётом общего благотворного посыла, угощение с поминального стола не следует принимать от враждебно настроенного человека. Те, кто практикует бытовую магию, могут воспользоваться случаем для заговора на еду с разнообразными своекорыстными целями.

Действует ещё одно правило: остатки после застолья на поминках не выбрасывают, а отдают животным.

Надо ли идти на поминки беременным женщинам?

Похороны и поминки, как их продолжение, не следует посещать беременным. Для этого сложно найти рациональное и очевидное объяснение, но неуместность присутствия женщины, вынашивающей ребёнка, в атмосфере горя, печали и скорби отчётливо ощущается интуитивно. Церемония прощания может потребовать обязательного присутствия беременной, но от пребывания на кладбище, присутствия при погребении и участия в поминальной трапезе можно и даже нужно отказаться.

Церковь не налагает подобных запретов, но, с другой стороны, не обязывает беременных быть на похоронах и поминках. Вместо кладбища и трапезы можно посетить храм, оставить поминальную записку, зажечь свечу в память о покойном.

Другие поверья, связанные с поминками

За поминальным столом об умершем говорят только хорошее. Этому правилу тысячи лет, и его по-прежнему стараются соблюдать.

Перед поминальной трапезой непременно следует тщательно вымыть руки, имея в виду не только физическое, но также энергетическое очищение от негативной энергетики, сопровождающей места захоронения.

Поминки — не место для бурных эмоций. Веками сложившиеся приметы гласят: кто много плачет, тот покойного топит в слезах. Кто примется хохотать, потом много слёз прольёт

Комплекс поминальных суеверий образует своего рода культурный код, так что поминки с кутьей и ложками, питьём и водой для умершего можно сразу идентифицировать как отечественные.

Вопрос и ответ

Нет, церковь разрешает во время поминальной трапезы пользоваться как ножом, так и вилкой.

Здесь надо делать ответственный и осознанный выбор, учитывать, кто именно будет присутствовать за поминальным столом. Если родственники и близкие покойного в целом следуют бытующей общегражданской традиции, то без спиртного, хотя бы в символических дозах, вряд ли удастся обойтись. Если же помянуть покойного соберутся люди религиозные, следующие заповеди «блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю», лучшим станет безалкогольный вариант.

Отзывы

Огромная благодарность Алексею Гурко за организацию похорон моей тёти. Только благодаря.

Выражаем благодарность всей службе и лично Фиранчуку Александру за безупречную организацию похорон.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Поминальные суеверия — что можно и что нельзя»? На данной странице вы найдете ответы по запросу «Поминальные суеверия — что можно и что нельзя». Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя: Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так.

Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так принято. Отсутствие ножей и вилок Нередко поминальное угощение, как встарь, едят исключительно ложками. Такая особенность сформировалась по нескольким причинам. Одна из них восходит к тем временам, когда в славянских землях были в ходу одни только ложки. Введение в обиход новых столовых приборов — вилок и ножей началось при Петре Первом. Принимались эти «дьявольские» вилы и лезвия совсем не радостно, часто с активным сопротивлением иноземным новшествам «царя-антихриста». Отголоском давнего противоборства является отказ от ножей и вилок за традиционным поминальным столом. Кроме того, в старые времена к разделу наследства приступали сразу после похорон. На поминки съезжалась вся родня, даже самая дальняя. При этом могла вспыхнуть давняя вражда, и ножи, а то и вилки, некстати нашедшиеся под руками, непременно довели бы до кровопролития. Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Ещё одно объяснение запрета на ножи и вилки относится скорее к символической области, к тому, что чувствуется, но рационально не истолковывается. К поминальной трапезе подаётся обрядовая еда, которую нельзя пронзать и резать, чтобы не тревожить умершего. К тому же кутью или поливку как раз и надо есть ложкой. Алкоголь и поминальная трапеза Алкогольные напитки на поминках не одобряются церковью. Вино в религиозной традиции символизирует радость жизни и неуместно при прощании с покойным. Кроме того, пьянство трактуется как одержимость бесами, а человек, бесам попустительствующий, не может просить о прощении грехов умершего. Поэтому у портрета покойного лучше ставить стакан воды и кусок хлеба. Пить эту воду и отдавать такой хлеб даже животным нельзя. Несмотря на эти соображения, по-прежнему бытует обычай наливать в стакан водку для умершего, выпивать на поминках хотя бы одну рюмку за упокой души, не чокаться и сопровождать алкоголем всю поминальную трапезу. Здесь можно усмотреть отголоски стародавних и буйных языческих тризн, найти причины в сложившихся гражданских традициях и объяснить употребление алкоголя его антидепрессантными свойствами, которые, правда, сопровождаются вредоносными побочными эффектами. Еда с поминального стола Поминальное угощение принято готовить обильным, чтобы во имя светлой памяти покойного накормить как можно больше людей. Поэтому еду с поминального стола часто дают с собой участникам трапезы. Если родственник или близкий человек приносит еду с поминального стола, домочадцам не следует её опасаться. Она приготовлена с благими целями и принесёт только пользу. Правда, есть и определённые предосторожности, которые рекомендованы гостям на поминках. Даже с учётом общего благотворного посыла, угощение с поминального стола не следует принимать от враждебно настроенного человека. Те, кто практикует бытовую магию, могут воспользоваться случаем для заговора на еду с разнообразными своекорыстными целями. Действует ещё одно правило: остатки после застолья на поминках не выбрасывают, а отдают животным. Надо ли идти на поминки беременным женщинам? Похороны и поминки, как их продолжение, не следует посещать беременным. Для этого сложно найти рациональное и очевидное объяснение, но неуместность присутствия женщины, вынашивающей ребёнка, в атмосфере горя, печали и скорби отчётливо ощущается интуитивно. Церемония прощания может потребовать обязательного присутствия беременной, но от пребывания на кладбище, присутствия при погребении и участия в поминальной трапезе можно и даже нужно отказаться. Церковь не налагает подобных запретов, но, с другой стороны, не обязывает беременных быть на похоронах и поминках. Вместо кладбища и трапезы можно посетить храм, оставить поминальную записку, зажечь свечу в память о покойном. Другие поверья, связанные с поминками За поминальным столом об умершем говорят только хорошее. Этому правилу тысячи лет, и его по-прежнему стараются соблюдать. Перед поминальной трапезой непременно следует тщательно вымыть руки, имея в виду не только физическое, но также энергетическое очищение от негативной энергетики, сопровождающей места захоронения. Поминки — не место для бурных эмоций. Веками сложившиеся приметы гласят: кто много плачет, тот покойного топит в слезах. Кто примется хохотать, потом много слёз прольёт Комплекс поминальных суеверий образует своего рода культурный код, так что поминки с кутьей и ложками, питьём и водой для умершего можно сразу идентифицировать как отечественные.

Католические поминки

Рублевский Артём Алексеевич - автор статей

Совместные трапезы, за которыми родные и близкие вспоминают покойных, как и молитвенные служения об усопших, у католиков приурочены к определённым дням. Частные поминальные даты отсчитываются от дня смерти, а общий для всех христиан западной ветви ежегодный день поминовения приходится на 2 ноября.

Католические поминки

Третий, седьмой и тридцатый день после смерти в традиции католических богослужений

Долгое время особыми датами молитв за умершего католика считались третий, седьмой и тридцатый день после смерти. Именно эти дни совершения памяти об усопшем упомянуты в Геласианском сакраментарии, который восходит к VIII столетию и содержит ещё более древние литургические тексты римского обряда.

Такая традиция имеет источником тексты Нового и Ветхого Завета. Согласно библейским свидетельствам, Иисус воскрес на третий день. В ветхозаветной Книге Бытия говорится о том, что Иосиф семь дней соблюдал траур по усопшему отцу своему Иакову. В Книге Сираха упоминается обычай плакать над умершим семь дней. Аарон и Моисей оплакивались народом тридцать дней.

Молитвенному поминовению усопшего в годовщину смерти придавали особое значение виднейшие раннехристианские богословы Тертуллиан и Амвросий Медиоланский. Они называли день смерти рождением во Христе, которое надлежит отмечать литургией.

Организация похорон по католическому обряду.

Третий, седьмой, тридцатый день и годовщина смерти упомянуты в католических богослужебных книгах 1570 и 1962 года. В современных изданиях этих руководств не указаны определенные дни поминовения усопшего, за исключением годовщины. Однако многовековые традиции в основном сохраняются, и в большинстве католических общин, наряду с годовщиной, поминальными датами по-прежнему считаются третий, седьмой и тридцатый дни после смерти. Католики-славяне нередко отмечают сороковой, а не тридцатый день.

Как проводятся частные поминальные дни у католиков

Строгих указаний относительно места проведения поминок и состава подаваемых блюд у католиков нет. Эти вопросы решаются в соответствии с обстоятельствами и сложившейся местной традицией. Обязательно произносятся молитвы за усопшего. Алкоголь не одобряется.

Поминальное угощение может быть приготовлено дома или у родственников покойного, а при большом числе собравшихся — в кафе или ресторане. Сторонники европейских традиций организуют фуршеты без рассаживания гостей за столами.

В частные поминальные дни считается правильным заказать в костёле заупокойную Мессу.

День Всех Усопших Верных 2 ноября — выделенная поминальная дата

Каждый год 2 ноября обязательно посещается кладбище, приводятся в порядок могилы, зажигаются свечи, обновляется убранство захоронений. Среди белорусских католиков бытует обычай четырежды останавливаться для молитв по дороге на кладбище и делать одну, пятую остановку по дороге обратно.

Как в этот день, так и в течение ближайшей недели верующие католики посещают костёлы и поминают всех усопших родственников и друзей, заказывая заупокойную Мессу.

Это не обязательно, так как траур вдовца обычно длится полгода.

Для молитв об усопших отведена октава с 1 по 8 ноября. В этот период те, кто посещает кладбища, получают индульгенции. Их обычно жертвуют в пользу душ умерших родственников, которые пребывают в чистилище.

В Беларуси нередки семьи, где супруги принадлежат к разным ветвям христианской веры. Может ли вдова, крещёная в православии, заказать в костёле Мессу по умершему супругу-католику?

Да, может. Католическая церковь не чинит этому никаких препятствий.

Католические поминки: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Католические поминки»? На данной странице вы найдете ответы по запросу «Католические поминки». Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

Католические поминки: Совместные трапезы, за которыми родные и близкие вспоминают покойных, как и молитвенные служения об усопших, у католиков приурочены к определённым дням. Частные поминальные даты отсчитываются от дня смерти, а общий для всех христиан западной ветви ежегодный день поминовения приходится на 2.

Совместные трапезы, за которыми родные и близкие вспоминают покойных, как и молитвенные служения об усопших, у католиков приурочены к определённым дням. Частные поминальные даты отсчитываются от дня смерти, а общий для всех христиан западной ветви ежегодный день поминовения приходится на 2 ноября. Третий, седьмой и тридцатый день после смерти в традиции католических богослужений Долгое время особыми датами молитв за умершего католика считались третий, седьмой и тридцатый день после смерти. Именно эти дни совершения памяти об усопшем упомянуты в Геласианском сакраментарии, который восходит к VIII столетию и содержит ещё более древние литургические тексты римского обряда. Такая традиция имеет источником тексты Нового и Ветхого Завета. Согласно библейским свидетельствам, Иисус воскрес на третий день. В ветхозаветной Книге Бытия говорится о том, что Иосиф семь дней соблюдал траур по усопшему отцу своему Иакову. В Книге Сираха упоминается обычай плакать над умершим семь дней. Аарон и Моисей оплакивались народом тридцать дней. Молитвенному поминовению усопшего в годовщину смерти придавали особое значение виднейшие раннехристианские богословы Тертуллиан и Амвросий Медиоланский. Они называли день смерти рождением во Христе, которое надлежит отмечать литургией. Организация похорон по католическому обряду. Подробнее Третий, седьмой, тридцатый день и годовщина смерти упомянуты в католических богослужебных книгах 1570 и 1962 года. В современных изданиях этих руководств не указаны определенные дни поминовения усопшего, за исключением годовщины. Однако многовековые традиции в основном сохраняются, и в большинстве католических общин, наряду с годовщиной, поминальными датами по-прежнему считаются третий, седьмой и тридцатый дни после смерти. Католики-славяне нередко отмечают сороковой, а не тридцатый день. Как проводятся частные поминальные дни у католиков Строгих указаний относительно места проведения поминок и состава подаваемых блюд у католиков нет. Эти вопросы решаются в соответствии с обстоятельствами и сложившейся местной традицией. Обязательно произносятся молитвы за усопшего. Алкоголь не одобряется. Поминальное угощение может быть приготовлено дома или у родственников покойного, а при большом числе собравшихся — в кафе или ресторане. Сторонники европейских традиций организуют фуршеты без рассаживания гостей за столами. В частные поминальные дни считается правильным заказать в костёле заупокойную Мессу. День Всех Усопших Верных 2 ноября — выделенная поминальная дата Каждый год 2 ноября обязательно посещается кладбище, приводятся в порядок могилы, зажигаются свечи, обновляется убранство захоронений. Среди белорусских католиков бытует обычай четырежды останавливаться для молитв по дороге на кладбище и делать одну, пятую остановку по дороге обратно. Как в этот день, так и в течение ближайшей недели верующие католики посещают костёлы и поминают всех усопших родственников и друзей, заказывая заупокойную Мессу.

Постные блюда на поминки

Пост — неотъемлемая часть православной христианской культуры. Если поминальную трапезу надо готовить в период поста, исключается мясо всех видов, яйца, молочные продукты, а в определённые дни и постное масло. Тем не менее, даже при таких ограничениях можно составить богатое меню, включающее обязательные ритуальные блюда и разнообразные дополнения к ним. Главное условие традиционного православного стола, постного и скоромного — приготовление и вкушение пищи с молитвой, любовью и светлой памятью о покойном.

Постные блюда на поминки

Православные посты: особенности меню

Православные христиане традиционно соблюдают четыре достаточно длительных поста:

  • Великий пост, приходящийся на раннюю весну, продолжается семь недель. Из них первая, четвёртая и последняя неделя — строгие, когда запрещена всякая скоромная пища. Постное масло разрешено по средам и пятницам. Рыбные блюда допускаются на трапезе в Благовещение и Вербное воскресение. Растительное масло добавляют в рацион по выходным и в дни святых заступников. По строгим неделям на поминание собирают только ближайших родственников. Если трапеза к девятинам и сороковинам приходится на вторую, третью, четвертую субботу Великого поста, то есть, на родительские субботы, то поминки переносят на воскресенье.
  • Петров пост. Длится от шести до восьми недель, приходится на летнее время. Рыбные блюда разрешены по праздничным и выходным дням. Постное масло добавляется по четвергам и пятницам.
  • Успенский пост. Всё скромное исключено в течение двух недель, с 14 по 28 августа. Рыба разрешена в день Преображения Господня 19 августа. К поминальному столу в этот пост нужно готовить без масла.
  • Рождественский пост с 28 ноября до 6 января. По праздничным и выходным дняи разрешены рыбные блюда, однако рыбу не включают в трапезу, если праздник приходится на пятницу или среду. Растительное масло не употребляют по понедельникам, средам и пятницам.

Кроме того, учитываются однодневные посты, выпадающие на каждую пятницу и среду. В эти дни готовят растительные вегетарианские блюда без добавления масел.

Также установлены определённые даты однодневных постов:

  • Воздвижение Креста Господня;
  • Рождественский сочельник;
  • Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Блюда, которые можно приготовить к поминальному столу в пост

В целом к постному поминальному столу готовят первые и вторые блюда без мясных продуктов, подают разнообразные овощные салаты, выпечку без яиц — пироги с рисовой, гречневой, гороховой, фасолевой, капустной, картофельной, грибной начинкой, пирожки и будочки с сухофруктами, вареньем, джемом. Готовят кисель, узвар. В разрешенные дни едят рыбные блюда.

В постный период можно подавать овощные закуски:

  • свекольную, кабачковую, баклажанную икру;
  • фаршированные овощами помидоры, баклажаны, перец;
  • соленые, маринованные грибы, помидоры, огурцы, квашеную капусту;

В дни поста, когда разрешена рыба, готовят бутерброды со шпротами, с тунцом, нарезают сельдь с кольцами лука, пекут рыбные пироги

Салатные заправки делают на основе растительного масла, постного майонеза, соевого или овощного соуса. С такими заправками готовят винегреты, овощные ассорти, оливье без мяса. Если разрешена рыба, подают салаты с крабами, сельдь под шубой.

Для постного поминального стола предназначаются борщи, супы, похлебки на овощном бульоне. К ним подают гренки, вегетарианские бутерброды.

На второе подойдут

  • спагетти или плов с грибами;
  • отварной картофель с грибным соусом;
  • картофельное пюре и тушёные овощи;
  • фаршированный перец ной, рисовой, капустной начинкой.

Готовят также соевые, овощные и крупяные котлеты, в разрешённые дни к меню добавляют жареную, фаршированную рыбу, рыбные котлеты.

Каши варят без сливочного масла и молока, с добавлением изюма, кураги, других сухофруктов.

Блины на поминки в пост замешивают на воде. Здесь приведён вариант рецепта с сухими дрожжами. Ингредиенты:

  • 400 г муки;
  • 10-15 г сухих дрожжей;
  • 3-4 столовых ложки подсолнечного масла;
  • 750 мл воды, подогретой до 35 градусов;
  • щепотка соли;
  • 1 столовая ложка сахара.

Тесто поднимается в течение часа, затем блины жарятся на хорошо разогретой сковороде.

Постная поливка по-белорусски

Во многих районах Беларуси поминки традиционно завершают старинным блюдом — поливкой. Здесь приводится примерный рецепт постной поливки с сушёными грибами.

  • 2 литра воды;
  • одну луковицу средних размеров;
  • 2 столовых ложки растительного масла;
  • 4 столовых ложки пшеничной муки;
  • 0,5 чайной ложки сахара;
  • 1 столовую ложку соли;
  • 2 столовых ложки томатной пасты;
  • один лавровый лист;
  • 4-5 горошин душистого перца;
  • около 50 г сушёных грибов (лучше всего белых).

Грибы замочить в теплой воде на 4 часа, затем промыть и порезать соломкой. Их должно получиться не менее стакана. Луковицу очистить и мелко нарезать, обжарить на разогретой сковороде с подсолнечным маслом, постепенно добавляя подготовленные грибы, душистый перец, сахар, половину столовой ложки соли и томатное пюре. Вскипятить в кастрюле 2 литра воды, добавить лавровый лист и половину столовой ложки соли. Переложить в кастрюлю содержимое сковородки. Перемешать, на небольшом огне довести до кипения. Муку развести холодной кипяченой водой, процедить через сито, чтобы не было комков. Постепенно, хорошо размешивая, влить разведённую муку в воду с грибами. После закипания выключить и дать настояться в течение получаса. Готовую поливку подавать, посыпав рубленой зеленью.

ООО «Городская Ритуальная Служба» поможет бронировать место для православных поминок в пост, и согласует соответствующее меню. Это особенно удобно при значительном числе гостей. Заказ можно сделать по телефону +375 (44) 782 97 76 . Наша линия связи доступна в любое время суток.

Да. Кафе, которые предоставляют такую услугу, перечислены в разделе «Ритуальные услуги/Поминки» на нашем сайте.

Её подают гостям в качестве первого блюда, соблюдая следующий порядок. Сначала кутью приносят самым близким родственникам покойного, затем тарелки с ней ставят перед друзьями, коллегами и знакомыми усопшего.

По Богослужебному уставу вино или пиво в пост разрешены (в количестве не более бокала) по субботам и воскресеньям, а также:

В обычное время среда и пятница считаются постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться.

Постные блюда на поминки: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Постные блюда на поминки»? На данной странице вы найдете ответы по запросу «Постные блюда на поминки». Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

Постные блюда на поминки: Пост — неотъемлемая часть православной христианской культуры. Если поминальную трапезу надо готовить в период поста, исключается мясо всех видов, яйца, молочные продукты, а в определённые дни и постное.

Пост — неотъемлемая часть православной христианской культуры. Если поминальную трапезу надо готовить в период поста, исключается мясо всех видов, яйца, молочные продукты, а в определённые дни и постное масло. Тем не менее, даже при таких ограничениях можно составить богатое меню, включающее обязательные ритуальные блюда и разнообразные дополнения к ним. Главное условие традиционного православного стола, постного и скоромного — приготовление и вкушение пищи с молитвой, любовью и светлой памятью о покойном. Православные посты: особенности меню Православные христиане традиционно соблюдают четыре достаточно длительных поста: Великий пост, приходящийся на раннюю весну, продолжается семь недель. Из них первая, четвёртая и последняя неделя — строгие, когда запрещена всякая скоромная пища. Постное масло разрешено по средам и пятницам. Рыбные блюда допускаются на трапезе в Благовещение и Вербное воскресение. Растительное масло добавляют в рацион по выходным и в дни святых заступников. По строгим неделям на поминание собирают только ближайших родственников. Если трапеза к девятинам и сороковинам приходится на вторую, третью, четвертую субботу Великого поста, то есть, на родительские субботы, то поминки переносят на воскресенье. Петров пост. Длится от шести до восьми недель, приходится на летнее время. Рыбные блюда разрешены по праздничным и выходным дням. Постное масло добавляется по четвергам и пятницам. Успенский пост. Всё скромное исключено в течение двух недель, с 14 по 28 августа. Рыба разрешена в день Преображения Господня 19 августа. К поминальному столу в этот пост нужно готовить без масла. Рождественский пост с 28 ноября до 6 января. По праздничным и выходным дняи разрешены рыбные блюда, однако рыбу не включают в трапезу, если праздник приходится на пятницу или среду. Растительное масло не употребляют по понедельникам, средам и пятницам. Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Кроме того, учитываются однодневные посты, выпадающие на каждую пятницу и среду. В эти дни готовят растительные вегетарианские блюда без добавления масел. Также установлены определённые даты однодневных постов: Воздвижение Креста Господня; Рождественский сочельник; Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Блюда, которые можно приготовить к поминальному столу в пост В целом к постному поминальному столу готовят первые и вторые блюда без мясных продуктов, подают разнообразные овощные салаты, выпечку без яиц — пироги с рисовой, гречневой, гороховой, фасолевой, капустной, картофельной, грибной начинкой, пирожки и будочки с сухофруктами, вареньем, джемом. Готовят кисель, узвар. В разрешенные дни едят рыбные блюда. В постный период можно подавать овощные закуски: свекольную, кабачковую, баклажанную икру; фаршированные овощами помидоры, баклажаны, перец; соленые, маринованные грибы, помидоры, огурцы, квашеную капусту; В дни поста, когда разрешена рыба, готовят бутерброды со шпротами, с тунцом, нарезают сельдь с кольцами лука, пекут рыбные пироги Салатные заправки делают на основе растительного масла, постного майонеза, соевого или овощного соуса. С такими заправками готовят винегреты, овощные ассорти, оливье без мяса. Если разрешена рыба, подают салаты с крабами, сельдь под шубой. Для постного поминального стола предназначаются борщи, супы, похлебки на овощном бульоне. К ним подают гренки, вегетарианские бутерброды. На второе подойдут спагетти или плов с грибами; отварной картофель с грибным соусом; картофельное пюре и тушёные овощи; фаршированный перец ной, рисовой, капустной начинкой. Готовят также соевые, овощные и крупяные котлеты, в разрешённые дни к меню добавляют жареную, фаршированную рыбу, рыбные котлеты. Каши варят без сливочного масла и молока, с добавлением изюма, кураги, других сухофруктов. Блины на поминки в пост замешивают на воде. Здесь приведён вариант рецепта с сухими дрожжами. Ингредиенты: 400 г муки; 10-15 г сухих дрожжей; 3-4 столовых ложки подсолнечного масла; 750 мл воды, подогретой до 35 градусов; щепотка соли; 1 столовая ложка сахара. Тесто поднимается в течение часа, затем блины жарятся на хорошо разогретой сковороде. Постная поливка по-белорусски Во многих районах Беларуси поминки традиционно завершают старинным блюдом — поливкой. Здесь приводится примерный рецепт постной поливки с сушёными грибами. Следует взять: 2 литра воды; одну луковицу средних размеров; 2 столовых ложки растительного масла; 4 столовых ложки пшеничной муки; 0,5 чайной ложки сахара; 1 столовую ложку соли; 2 столовых ложки томатной пасты; один лавровый лист; 4-5 горошин душистого перца; около 50 г сушёных грибов (лучше всего белых). Приготовление: Грибы замочить в теплой воде на 4 часа, затем промыть и порезать соломкой. Их должно получиться не менее стакана. Луковицу очистить и мелко нарезать, обжарить на разогретой сковороде с подсолнечным маслом, постепенно добавляя подготовленные грибы, душистый перец, сахар, половину столовой ложки соли и томатное пюре. Вскипятить в кастрюле 2 литра воды, добавить лавровый лист и половину столовой ложки соли. Переложить в кастрюлю содержимое сковородки. Перемешать, на небольшом огне довести до кипения. Муку развести холодной кипяченой водой, процедить через сито, чтобы не было комков. Постепенно, хорошо размешивая, влить разведённую муку в воду с грибами. После закипания выключить и дать настояться в течение получаса. Готовую поливку подавать, посыпав рубленой зеленью. ООО «Городская Ритуальная Служба» поможет бронировать место для православных поминок в пост, и согласует соответствующее меню. Это особенно удобно при значительном числе гостей. Заказ можно сделать по телефону +375 (44) 782 97 76 . Наша линия связи доступна в любое время суток.

Поминальный обед

поминальный обед в пост

После похорон родственники, друзья и приглашённые покойного отправляются на поминальный обед. За столом вспоминают о всём хорошем, что связано с умершим. Поминки устраиваются также на третий, девятый, сороковой день и на годовщину смерти. Поминальный обед в соответствии с православной традицией сопровождается большим количеством блюд и открытым выражением чувств.

СОДЕРЖАНИЕ

Как проходит поминальный обед

Поминальный обед — завершающий этап богослужения по усопшему. Меню на поминальный стол сформировалось много лет назад. Христиане не принимают пищу на могиле, а только вернувшись с кладбища. Перед приёмом пищи необходимо было омыться — полностью очистить себя, помещение и сменить одежду. Сейчас перед приёмом поминальной пищи достаточно помыть руки.

На поминках действуют правила этикета. Приходить на них не стоит без приглашения. Для сервировки стола используется обычная посуда. Усопшему кладут столовый прибор, также ставится его портрет с чёрной ленточкой. Приглашённые рассаживаются по дальности родства. Ближе всех к прибору должен сидеть супруг/супруга, родители, дети. Гости, которые приехали с кладбища, должны вымыть руки и сесть за стол после приглашения.

Во время приёма пищи нельзя громко разговаривать и смеяться. Поминальный обед начинается с зажигания свечи и произнесения молитвы. Также молитвой и заканчивается трапеза. После еды и молитвы приглашённые расходятся не прощаясь.

Пищу, которая не была съедена, раздают гостям, чтобы они помянули ею умершего дома. Организаторы поминок должны помнить, что это мероприятие — не просто застолье, а ритуал, который отдаёт дань умершему. Поэтому мероприятие должно проходить со всей строгостью и скромностью.

Всё вышеописанное касается крещённых умерших. Поминки по некрещёным и самоубийцам тоже проводятся. В этом случае вместо молебна и литургии читаются домашние молитвы. В храме за таких умерших молятся в родительскую субботу на кануне Троицы, когда производится молитва за всех покойных.

Меню поминального обеда

Вся еда, присутствующая на поминках, имеет скрытое значение. Также принципиальную важность имеет порядок подачи блюд на стол и их приём. Главное блюдо поминального стола — кутья из пшеничной или рисовой крупы с мёдом. Кутьёй начинают поминки, ею и заканчивают их. Зёрна этой каши означают воскрешение умерших. Мёд показывает, насколько сладкой будет жизнь в Раю. Перед приёмом кутью освящают в храме.

Поминальное меню зависит от наличия в этот день поста. Алкоголь лучше не подавать на стол. Обязательными атрибутами поминального обеда являются блины и кисель. Блины означают суточный круг, когда восход сменяет закат. Так же и православные верят, что бессмертная душа ждёт своё возрождение. В прошлом блины подавались с мёдом перед остальными блюдами.

Следующие блюдо, которое подают после кутьи и блинов — горячий суп. От тарелки с супом обязательно должен подниматься пар. Он якобы помогает душе усопшего подняться к Богу. В качестве первого подаётся борщ или щи. Иногда их заменяют супом с лапшой.

поминальный обед

Следующее блюдо в порядке очереди — пшеничная/ячневая каша. Они означают силу. Кроме того, на поминках нужно есть яйца — они символизируют перерождение души и её бессмертие. Если поминки не выпадают на пост, в качестве второстепенных блюд могут выступать следующие:

  • Голубцы.
  • Отбивные.
  • Котлеты, мясные блюда.
  • Нарезка из мяса и сыра.

На поминальном столе уместна жареная рыба или другие рыбные блюда. Рыба означает ловцов людей, коими были апостолы Христа. Обязательным блюдом являются пироги. Также подают винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, из свежей или квашеной капусты. Если поминки проводятся дома, на стол ставят холодец.

Сладкие блюда представлены печеньем, оладьями, конфетами и выпечкой на своё усмотрение. Несмотря на это, на столе будет неуместен торт и пирожные. В прошлом на поминки подавали густой кисель, который разрезали ножом на куски. Сейчас кисели не такие густые. Их заменяют компотами, узварами, соками.

Поминки на 9 дней

Через 9 дней после похорон дома организовывают поминальный обед. Считается, что душа усопшего готовится ко встрече с Богом. После трёх дней пребывания с живыми она отправляется в рай, где отдыхает от житейской боли и страданий. Ей показывают все прижизненные грехи. На девятый день душа покойника предстаёт перед Создателем, после чего она отправляется в ад.

По православному ритуалу нельзя всё время плакать по усопшему, поскольку это не даёт душе умершего успокоиться. Слезами живые родственники не позволяют ей уйти и держат её на земле. Поэтому оплакивание через какое-то время нужно остановить. На девятый день целенаправленно не приглашают гостей — все приходят сами.

Перед началом трапезы и после неё читают молитву «Отче наш». На протяжении вкушения пищи молятся о прощении грехов усопшего. Первое блюдо, которое нужно попробовать — кутья. После неё подают борщ. Затем на стол ставят кашу с котлетами, рыбу, мясо и грибы. Основной напиток на столе — компот. Заканчивают трапезу сладкими пирожками или блинами.

Поминки на 40 дней

Согласно православному верованию через 40 дней после смерти душа предстаёт перед Богом. В этот момент решается её судьба. Чем больше усилий приложат родственники, тем выше шансы, что душа получит надежду на спасение. Для этого усердно молятся, говорят об умершем только доброе, а также правильно организовывают поминальный стол.

На сороковой день душа покойника возвращается в родной дом. Через сутки она покинет его навсегда. С этой целью и накрывают стол. В молитвах просят о спасении и о покое. Неуспокоенные души останутся в доме навсегда, потому что не могут его покинуть до тех пор, пока не успокоятся.

Скитания души облегчает выполнение следующих условий:

  • В храме заказывают молебен (сорокоуст), который служится по умершему сорок дней. Также всё это время молятся о душе покойного его родственники и друзья.
  • Священники рекомендуют хотя бы на эти сорок дней отказаться от курения, спиртного, чревоугодия. Это якобы окажет душе большую помощь.
  • На поминки в сороковой день после смерти зовут только верующих и крещёных. Только они могут помочь душе усопшего получить прощение и попасть в рай.
  • Поминки и застолье — это разные вещи. На поминках неуместны пустые разговоры, песни, веселье, употребление алкоголя.

На сороковой день стол накрывают теми же блюдами, что и на поминки после погребения. Главными блюдами по прежнему являются кутья и блины. Остальные блюда готовятся на усмотрение хозяйки. Вот пример традиционного поминального меню на сороковой день:

  • Кутья, блинчики.
  • Закуска из помидоров, баклажанов и чеснока.
  • Гречка с грибами или мясом.
  • Бутерброды со шпротами.
  • Овощной салат.
  • Котлета.
  • Жареная рыба.
  • Голубцы, фаршированный перец.
  • Пироги с грибами, яблоками, капустой.
  • Кисель или узвар.

Если поминки попадают на пост, подавать нужно исключительно постные блюда. На сороковой день нуждающимся раздают вещи покойного при условии, что они помолятся о его душе. Молитвы бедняков помогут принять положительное решение об участи души. Те вещи, которые останутся, можно отнести в церковь. Выкидывать вещи покойного согласно православному обычаю нельзя.

Во время поминок на сороковой день вспоминают не только умершего, по поводу которого они проводятся, но и всех почивших родственников. Считают, что они незримо присутствуют с живыми. Слова по поводу умерших произносятся стоя. Допускается произнести молитву своими словами. Также молебен прочитывается святому мученику Уару.

Поминки на годовщину смерти

Когда исполняется год как умер близкий, идут на кладбище и в церковь. Также устраиваются поминки. На стол ставят традиционную кутью, а также блюда, которые при жизни любил почивший. Простота — главная особенность поминального меню на годовщину. В этот день подают:

  • Борщ/щи.
  • Кашу с курятиной или грибами, лапшу.
  • Рыбу и мясо.
  • Кисель, сок или узвар.
  • Пирог или пирожки.
  • Нарезку: из мяса, сыра, рыбы.

Поминки во время поста

Православный пост не отменяет поминального обеда. Исключение составляют случаи, когда 9 и 40 дней выпадают на Великий пост. В этом случае поминки переносятся на ближайшую субботу. Меню на поминки во время поста выглядит примерно следующим образом:

  • Постный борщ/щи.
  • Картошка, гречка или лапша с грибами.
  • Овощи: свежие, солёные или квашеные.
  • Постные пирожки и блины.
  • Фасоль, соя, орехи, изюм.
  • Рыба — допускается на Благовещенье и Вербное воскресенье.

Какие молитвы читают перед поминками

Традиционно ни один поминальный обед не начинается без молитвы. Цель этого обряда — попросить у Бога простить грехи усопшему и даровать его душе вечную жизнь в Небесном царстве. Поминальный обед начинают с 17 кафизмы или «Отче наш». Также можно произнести молитву своими словами.

Поминки — это последняя дань усопшему. Это символическое принятие пищи, которое сопровождается молитвами и разговорами о всём хорошем, что сделал при жизни покойный. На поминальный стол ставят традиционные блюда, главным из которых является кутья. Если поминки выпадают на пост, традиционные блюда заменяют постными.

Читайте также: