Круглый стол обучение детей с овз

Обновлено: 18.05.2024

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым, осуществляющее обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» создано с целью оказания индивидуально ориентированной психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, родителям (законным представителям) детей по вопросам обучения, развития и воспитания.

В ст. 15. Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ указано, что образовательная программа может реализовываться образовательными организациями через сетевое взаимодействие, которое сейчас закрепляется как одна из форм реализации образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, часть образовательных услуг дети могут получать в школах и детских садах, а часть в Центре.

Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на ступени основного общего образования с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Сетевая форма реализации программы коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (общеобразовательная школа, государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Для реализации психолого-педагогического сопровождения и методического обеспечения коррекционно-развивающего обучения детей с особенностями психофизического развития Центр заключает договора с образовательными организациями, осуществляющими деятельность по основным образовательным программам, учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ, органами Управления образования, органами социальной защиты населения (Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи), федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, органами здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты. Спектр взаимодействия очень широк и востребован.

Одним из структурных подразделений Центра является ЦПМПК. Основной задачей ЦПМПК является своевременное выявление детей с особенностями в психофизическом развитии и их тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с целью подготовки по результатам обследования рекомендаций по организации их обучения и воспитания, оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Активно развиваются формы взаимного сотрудничества центральной, территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений.

Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом деятельности ПМПК на современном этапе. Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:

1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);

3-й уровень — центральная психолого-медико-педагогическая комиссия республиканского уровня.

Заключены договоры о сотрудничестве ЦПМПК с территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями (16 – на постоянной основе и 6 на общественных началах). В соответствии с заявками ТПМПК, специалисты ЦПМПК проводят выездные заседания, а также выезжают по их запросам для обследования детей по месту их обучения, воспитания.

Порядок взаимодействия специалистов ЦПМПК и ТПМПК определяется соответствующими соглашениями:

- совместное (на выезде) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

- осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

- проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

- осуществление мониторинга учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей).

Конечно, есть определённые проблемы во взаимодействии. Однако, активный процесс сетевого взаимодействия затруднён тем то, что в некоторых регионах Республики Крым ТПМПК не организованы (г. Красноперекопск, Красноперекопский район, Ленинский район – не работает с 01.06.2015г.). В 6 регионах ТПМПК работают на общественных началах при методических центрах. Во многих комиссиях специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи) привлекаются на добровольной основе без оплаты.

Тесное сотрудничество с ТПМПК и ПМПк общеобразовательных учреждений позволяет отслеживать качество коррекционно-педагогического процесса: от получения родителем заключения о необходимости создания для их ребенка специальных образовательных условий до реализации этих условий образовательной организацией. Особую актуальность такое сотрудничество приобретает в условиях развития и востребованности инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для развития системы сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов специалисты Центра внедряют модель взаимодействия ЦПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений.

Основные направления работы Центра и ЦПМПК, как структурного подразделения (в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями):

- проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;

- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;

- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации;

- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса;

- оказание индивидуально-ориентированной ППМС-помощи детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности.

Сотрудничество с Отделами образования и Управлениями образования Республики Крым позволяет ЦПМПК:

- получать информацию о детях с ОВЗ и детях-инвалидах, обучающихся в общеобразовательных учреждениях РК;

- осуществлять мониторинг учета рекомендаций ПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

- консультировать родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы ТПМПК и ЦПМПК.

- консультировать специалистов Отделов образования и Управлений образования, курирующих обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;

В образовательных учреждениях Республики Крым существуют разные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья – в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с различными нарушениями (специальные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, дошкольные учебные учреждения комбинированного типа, дошкольные учебные учреждения компенсирующего типа, специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях), различные формы обучения на дому, инклюзивное обучение.

Возможность выбора формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющий образовательную деятельность – это право каждого родителя, которое реализуется в полном объёме.

В рекомендациях, разработанных специалистами ЦПМПК для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, указываются образовательная программа, которую он может освоить, определяются специальные условия для получения им образования, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, направленность коррекционной работы со специалистами общеобразовательного учреждения - логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом - для успешного освоения образовательной программы и социальной адаптации в коллективе.

В настоящее время специалисты Центра проходят обучение в рамках Федеральной программы «Доступная среда» и принимают участие во Всероссийских обучающих мероприятиях для руководителей психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях, разработанной специалистами МГПУ и МГППУ по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ в образовательных организациях.

Взаимодействуя с органами социальной защиты населения (Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи), сотрудники ЦПМПК:

- проводят обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью комплектования специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- проводят обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников 9-10 классов с ограниченными возможностями здоровья с целью определения формы прохождения государственной итоговой аттестации;

- проводят обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выпускников) 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

- обследуют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних.

При необходимости совмещения обучения с решением вопросов социальной и правовой защиты ребенка ПМПК может рекомендовать заинтересованным родителям (законным представителям) или специалистам психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения выйти на соответствующие учреждения и ведомства. Например, при выраженном семейном неблагополучии по асоциальному типу специалисты ПМПК могут рекомендовать социальному педагогу образовательного учреждения обратиться с соответствующим представлением в подразделение по делам несовершеннолетних местного управления внутренних дел или в комиссию по делам несовершеннолетних при местных органах самоуправления.

Тесное сотрудничество ЦПМПК со Специалисты Министерства здравоохранения позволяет решать вопросы:

- комплексного психолого-медико-педагогического обследования в ЦПМПК с целью определения программы обучения после стационарного обследования ребёнка с особенностями психофизического развития;

- организация формы получения образования на дому детей с ОВЗ, не имеющих возможность по состоянию здоровья посещать общеобразовательное учреждение через ВКК ( Врачебно-консультационная комиссия);

- определение психоневрологического состояния и интеллектуального развития ребенка с ОВЗ;

- возможность при выявлении детей, испытывающих трудности в обучении, с целью установления отклонений в психофизическом развитии ребёнка при необходимости рекомендовать родителям дообследование в медицинских учреждениях;

- получение информации о состоянии детей с целью создания единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе (сотрудничество с Перинатальными центрами, детскими поликлиниками, диспансерами);

- участия в различных совместных мероприятиях «День невролога», «День педиатра», Круглый стол по теме: «Межведомственное взаимодействие ЦПМПК с органами здравоохранения и социальной защиты Республики Крым»;

- направления детей, нуждающихся в коррекционной помощи на занятия специалистов отдела психолого-педагогической коррекции и реабилитации Центра.

Но возникает много вопросов и проблем в связи с конкретными ситуациями, которые необходимо решать. Например, некоторые специалисты Минздрава требуют от родителей ребёнка заключения ПМПК, в котором должна быть прописана форма обучения на дому, и на этом основании не выдают справку ребёнку с ОВЗ.

В ФЗ «Об образовании в РФ» Глава 4. ст.41, п.5 чётко сказано «Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)»

Вопрос представителям Министерства здравоохранения: «На каком основании врачи отказывают родителям в законном праве выбора формы обучения ребёнка, если по медицинским показаниям он не может посещать общеобразовательное учреждение, если программа обучения определена уже ПМПК?»

Сотрудничество с Министерством труда и социальной защиты позволяет специалистам ЦПМПК рекомендовать детям-инвалидам:

- коррекционные занятия в реабилитационных центрах для детей-инвалидов (г.Симферополь, г. Джанкой, г. Ялта, г.Алушта, г.Бахчисарай) ;

- обучение и воспитание в стационарных учреждениях для детей-инвалидов (Белогорский детский дом, Луговской центр для детей-инвалидов);

- возможность направлять детей-инвалидов на коррекционные занятия специалистов отдела психолого-педагогической коррекции и реабилитации Центра.

В сетевом взаимодействии ПМПК с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия решаются задачи:

а) повышения объективности установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности ребенка;

б) повышения качества и оперативности медико-социальной экспертизы при признании ребенка инвалидом;

в) оказание содействия в разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР), определение адекватных условий обучения и воспитания детей-инвалидов;

а) получения запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида;

в) предоставления аналитических сведений о количестве детей-инвалидов по запросам психолого-медико-педагогических комиссий;

г) проведения совместных мероприятий по обмену опытом и анализу демографического состава детей-инвалидов.

При наличии достоверной и полной информации по представленным выше вопросам у специалистов ПМПК появляется возможность своевременного предоставления этой информации населению, что, в частности, решает многие задачи профилактической работы, а также способствует повышению общей культуры населения в отношении к детям и подросткам с ОВЗ.

Круглый стол «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»
материал по логопедии

В настоящее время в России наблюдается тенденция на значительное увеличение количества детей с ОВЗ, имеющих нарушение речи различной степени.

Одной из задач ФГОС является гарантия каждому ребенку с ОВЗ реализации прав на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в том числе на обязательное логопедическое сопровождение.

Логопедическая реабилитация детей с ОВЗ – это создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

Таким образом, субъектами логопедической реабилитации являются дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, их семьи.

Цель: расширение знаний педагогов о применении нетрадиционных форм и методов с детьми с ОВЗ.

Программно-методические основы коррекционно - развивающей работы:

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (М.А.Васильева, Т.С.Веракса, Н.Е.Комарова, М, 2020)
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. М.,2010
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: Логопедическая работа с детьми 1,2,3 уровня речевого развития Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. М, 2008
  • ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ступеньки творчества»

Недостатки речи среди детей с особыми образовательными потребностями встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем развития.

Причины могут быть органические, функциональные, психогенные, социальные.

Речевые нарушения у детей с особыми образовательными потребностями носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Расстройства речи у детей с ОВЗ проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития в целом и имеют стойкий характер.

Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Отмечается несформированность как импрессивной (процесс понимания устной и письменной речи), так и экспрессивной речи (процесс порождения речевого высказывания).

К особенностям детей с ОВЗ относятся:

  • слабость мотивации к общению.
  • снижение потребности в речевом общении.
  • речевой негативизм.
  • плохое восприятие речи окружающих.

Особенностью коррекционной работы является более длительный процесс, чем у детей с нормой. Причина длительной работы – особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за своей речью, слабость волевых процессов.

Содержание логопедического занятия включает в себя:

  • Работа над правильным речевым дыханием;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Комплекс общей артикуляционной гимнастики, мимические упражнения.
  • Работа над слоговой структурой слова;
  • Развитие фонематического слуха, звукопроизношение;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи;
  • Формирование навыков связного высказывания.
  • Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления.

В логопедической работе с детьми с ОВЗ учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе. Периоды развития речи ребенка от появления гуления, лепета, слов, словесных сочетаний, распространенных предложений, до рассказывания.

Развитие импрессивной речи

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются предметы, с которыми ребенок ежедневно соприкасается.

Развитие экспрессивной речи

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи. Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик».

Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Далее идет формирование предложений из нескольких слов.

Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с ОВЗ занимает гораздо больше времени, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Для получения хороших результатов по исправлению недостатков речи требуется максимальное включение анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных).

Вся логопедическая работа обязательно проводится с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.

В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной. Выбор метода коррекции определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях должны использоваться всё разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой и отвечают теме занятия.

Для повышения эффективности логопедических занятий применяются различные технологии: самомассаж пальцев и кистей рук, элементы Су-Джок терапии.

Часто включаю в структуру занятия упражнения на ритм. Ритм это основа речевой деятельности. В основе речевой деятельности человека лежит ритм. Так сложилось, что основные процессы, такие как биение сердца, пульсация крови, сосание, речь — ритмичны. Развитие чувства ритма у детей - постоянный непрерывный процесс. Поэтому включаю игры и упражнения на развитие чувства ритма и в индивидуальную работу с детьми. У детей появился интерес к занятиям.

Так же в этом помогают элементы логоритмики. Основной целью логопедической ритмики является коррекция речевых нарушений через развитие двигательной сферы ребёнка с ОВЗ в сочетании со словом и музыкой. В тоже время, активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Идет укрепление костно-мышечного аппарата.

Частая смена видов деятельности на занятиях помогает удерживать внимание, сосредоточенность, способствует лучшему усвоению знаний и умений, предупреждают усталость логопатов.

Коррекционно-логопедическая работа с ОВЗ требует поиска и использования наиболее эффективных методов преодоления речевых нарушений.

Мы можем заметить, как неговорящие дети в свободной игре произносят непроизвольные звуки, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Это происходит, потому что ребенок не контролирует речевой процесс.

Так изучая различные методики для запуска речи, мое внимание привлек метод Татьяны Грузиновой. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию.

Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.

1. Взрослый создает у ребенка ассоциацию на определенный звук с конкретным жестом, картинкой. Движение и жест должны соотноситься только с одним согласным. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом. (показ)

2. Когда согласный звук и жест закрепили, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.

3. Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.

Здесь важно понимать, что жест обозначает именно звук, букву.

Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике.

Итак. Попробуем придумать какой-нибудь жест со звуком К (кулак). Так звук В – машина, Д-камень, М- мех, П-перо, пробка, Б-барабан, Т-молоток, Н-нос и т.д.

Строим башню из кубиков и ломаем кулаком со звуком К. (повторить много раз)

Следующий звук Ш (шарик).

Затем соединяем с гласными КА-КА-КА-КА.

Начинаем соединять звуки в слоги как бы в лепетную речь. Тренируем с разными гласными. (КА,КУ,КО,КЭ)

На гласные звуки, обычно жест не нужен. Согласные служат смыслоообразующими. Гласные проще вводятся по подражанию: поет, плачет, гудит и т.д.

Катаем шарик в ладони много раз ША-ША-ША-ША.

Далее строим слова. Важно чтобы это был длинный ряд: К Ш К Ш К Ш = каша. Это важно, потому что это тренировка – многократное повторение.

Этот метод удобен тем, что руки всегда с собой, поэтому использование жестов рационально. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения.

Опять же здесь опираемся на ритм.

Использовать жесты-подсказки можно так долго, как это необходимо ребенку. Автор советует не спешить с отказом от опоры-жеста.

Далее жест закрепляется уже не с картинкой, а с буквой. То есть переход на чтение. НО ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ!

Вопрос: зачем нам эти жесты? Жест выступает в роли подсказки. Хотя это выглядит как лишнее, мы учим ребенка подсказкам, от которых в итоге отойдем. Но жест облегчит жизнь ребенку благодаря слухоречевой памяти. Глядя на предмет ребенку трудно вспомнить, как он называется, но закрепив жесты за звуком, стоит ему только показать этот жест, как он вспомнит слово.

Дети – это цветы жизни, которые завянут, если их не любить и за ними не ухаживать. Поэтому даже в своей обыденной, казалось бы, деятельности логопеда необходимо пытаться найти моменты в коррекционных занятиях, которые вдохновляют детей и помогают им преодолеть речевой дефект.

Круглый стол «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

в рамках реализации дифференцированной программы повышения профессиональной компетентности педагогов:

«Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Организаторы:

Филиал МБДОУ «Детский сад № 43» - «детский сад № 36».

Место проведения : музыкальный зал ДОУ

Время проведения : 20.02.2018г. в 13.30.

Категория участников: руководители и педагогические работники образовательной организации.

Цель: познакомить педагогов с технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

· рассмотреть технологии работы с детьми с ОВЗ и инвалидами в ДОУ: игротерапия, песочная терапия, техника нетрадиционного рисования, технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов, музыкатерапия для детей с ОВЗ и инвалидов, физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами.

· выработать единые подходы к организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и инвалидами.

Вед.1: Добрый день всем присутствующим на заседании круглого стола по теме: «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

Изменения в образовательной политике РФ, гуманизация образования и общества в целом напрямую отражаются в отношении к «особенным» детям – детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей, недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения. Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей, развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения. Но, как можно заметить из приведенных выше данных, проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем городе в частности. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, и применение различных традиционных и инновационных технологий обучения и воспитания, о чем сегодня мы с вами и поговорим.

Сегодня за круглым столом мы вместе постараемся разобраться в технологиях, которые мы может применять в образовании и воспитании детей с ОВЗ конкретно в нашем ДОУ. Конечно, не все технологии мы сегодня затронем, так как их на сегодняшний день очень много. Нам важно разобраться какие из них мы можем применять и как?

Первое о чем хотелось бы узнать - это

Какие технологии Вы знаете?

Какими из них владеете?

А так же какие технологии на ваш взгляд наиболее доступны для овладения детьми в ДОУ?

В дошкольном возрасте, как Вы знаете, игра – это ведущий вид деятельности. Поэтому самое главное в развитии детей это умение педагога играть с детьми, что и подразумевает игротерапию. А что это за технология и зачем ее применяют, в работе с детьми с ОВЗ нам расскажут Судос Л.Н. и Регер О.П.

Выступление по теме: «Игротерапия в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами в условиях ДОУ»

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что технология игротерапия очень важна в развитии детей с ОВЗ, и включает в себя много направлений. С одним из таких направлений познакомит нас учитель-логопед Гайдар Н.С.

Выступление по теме: «Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидами»

Для полноценного развития ребенка, как без отклонений, так и с ОВЗ и инвалида мы должны в образовательном процессе уделять особое внимание познавательному развитию. Сегодня наши педагоги Е.А. Блохина и И.В.Салданайс расскажут, как применять в работе с такими детьми технологию познавательно-исследовательской деятельности.

Выступление по теме: «Технология познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами»

Одним из важнейших направлений работы с детьми с ОВЗ и инвалидами по определению психологов является художественно-эстетическое развитие, т.е. вовлечение детей в творчество и самовыражение. Как это происходит на практике, нам расскажут воспитатель изодеятельности И.В. Веремей и музыкальные руководители А.И.Казакова и Т.Э. Бойко

Выступление по темам: «Технология нетрадиционного рисования в развитии творческих способностей детей с ОВЗ и инвалидов», «Музыкотерапия – как технология самовыражения в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами».

Все применяемые технологии в работе с детьми с ОВЗ всегда должны быть в совокупности с физкультурно-оздоровительными мероприятиями, т.к. дети с ОВЗ и инвалиды по состоянию здоровья подвержены сопутствующим заболеваниям и быстрой утомляемости. Как же проводить образовательный процесс и выстраивать взаимосвязь с оздоровительной работой нам расскажут Е.А.Есауленко и Р.А.Дизендорф.

Выступление на тему: «Технология физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ и инвалидами и взаимосвязь данного направления с другими технология в образовательном процессе»

Подводя итог сегодняшнего заседания круглого стола можно сказать о том, что для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Заканчивая мероприятие, мне хотелось бы, чтобы каждый присутствующий высказал свое мнение, начиная со слов:

Круглый стол "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
методическая разработка

Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда. В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» употребляется постоянно. В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе или детском саду. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл: (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями.

Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества, а также, недостаточной профессиональной некомпетентностью педагогов образовательных учреждений.

ВложениеРазмер
vstrecha_s_pedagogami_v_forme_kruglogo_stola.docx 884.57 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с педагогами в форме круглого стола

«Организация работы с детьми с ОВЗ условиях инклюзивного образования»

Выполнила: учитель-логопед Курепина Н.А.

Цель: привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам инклюзивного образования.

2. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования в условиях ДОУ.

  1. Определение основного понятия «инклюзивное образование».
  2. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.

I. Определение основного понятия «инклюзивное образование».

Сегодня я предлагаю поговорить об организации работы с детьми с ОВЗ в детском саду в условиях инклюзивного образования.

Давайте вначале вспомним:

- Какие мы знаем формы образования в принципе ? (общеобразовательное, интегративное, инклюзивное).

Итак, эти практики похожи и в то же время имеют различия.

  1. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.

При интеграции ребенок либо адаптируется к требованиям системы, либо становится для нее неприемлемым. Сама система не изменяется. (коррекционные классы в массовых школах и группы в детских садах.)

  1. При инклюзивном образовании : система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему, потому что все дети имеют разные способности, возраст, этнические группы, происхождение, пол, и все они могут учиться.

Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие!

• Дети живут вместе в обычной группе детского сада, не создаются «особые» группы, которые часто приводят к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.

• Специалисты помогают детям.

• Обычные группы изменяются.

• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

А теперь давайте подумаем:

- Какие из перечисленных форм организованы в нашем ДОУ?

- Расшифруйте аббревиатуру - ОВЗ (ответы педагогов) .

- Какие категории детей с отклонениями в развитии вы знаете: (7 категорий: слабослышащие, глухие; слабовидящие, слепые; с речевыми нарушениями; ДЦП; аутизм; умственная отсталость; с нарушением эмоционально-волевой сферы).

- В нашем детском саду, есть специалисты, занимающиеся коррекционной работой с детьми. Можно ли назвать эту работу инклюзивной? (мнения педагогов)

-Какие дети с особыми образовательными потребностями посещают наш детский сад? (ответы педагогов).

-Почему вопрос об инклюзивном образовании встает так остро? (обсуждение педагогов).

Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

У всех детей есть особенности. Особые образовательные потребности есть не только у «особых».

Инклюзивный подход предполагает такую организацию отношений детей группы, где будут учтены и реализованы возможности каждого ее участника, не только детей с ОВЗ .

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

II. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.

  1. Государственный стандарт ставит перед педагогами общие и специфические задачи, к общим относятся:

- обеспечение равного доступа к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;

- формирование условий для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

- построение содержательно разнообразной программы, которая соответствует образовательным потребностям детей;

- поддержка семьи ребёнка и помощь советом в вопросах обучения и воспитания детей.

К специфическими задачам относятся:

- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Давайте обсудим общие аспекты содержания работы инклюзивной группы:

Какими программами определяется содержание работы с детьми ОВЗ? (мнения педагогов).

Конечно, это комплексные и парциальные программы, реализуемыми в ДОУ.

Обучение в ДОУ для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной программе, которая направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

  1. Как особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании?

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. Как мы это понимаем? (обсуждение).

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: у нас это дети с нарушениями речи и задержкой психического развития.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов (к трём годам любому ребенку дома становится скучно).

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами ;

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) ;

- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

  1. Формы реализации содержания инклюзивного образования.
  1. Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. (Практика воспитания детей перестраивается от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, к учету индивидуальности детей , составляющих группу).

Диагностика ребенка проводится всеми специалистами детского сада.

Каждый специалист обращает внимание на свою область (воспитатель диагностирует свои параметры, логопед - способность ребенка к контакту, импрессивный и экспрессивный словарь ребенка; понимание и использование ребенком языка в различных ситуациях и др.;. дефектолог – уровень игры ребенка и интересующие его игрушки и занятия, развитие крупной и мелкой моторики, уровень мышления; психолог – особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке).

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. В нашем ДОУ это – разработанный индивидуальный образовательный маршрут ребенка. (ИОМ).

  1. Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы (ИПО).

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель, и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

(Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты-наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.)

Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

  1. Р азработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ.
  2. Разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
  3. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Поэтому, специально организованная среда планируется и выстраивается в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

В рамках внедрения инклюзивной модели, проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Здесь необходима соответствующая работа по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.

Инклюзивный подход требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня, единое меню – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка, а детей в группе 25 – это совсем другая ситуация.

Для воспитателя остро встанет проблема «выстраивания» отношений внутри группы. Ведь группа массового детского сада, куда принимается ребенок, с самого начала уже предполагает определенные условия, к которым ребенок должен адаптироваться: режим, график занятий, прогулок, мероприятий.

(По идее инклюзивная группа должна сочетать в себе два организационных подхода:

в расписании группы должны быть учтены индивидуальные занятия детей (расписаны помещения, время, специалисты), групповые занятия, реализующие интересы детей, групповые занятия, реализующие развивающие задачи Образовательной программы).

Приоритетными при этом являются не задачи реализации тематических блоков образовательной программы, а задачи, которые формулируют педагоги по результатам диагностики детей и группы. При этом планы могут модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/ или специальными нуждами того или иного конкретного ребенка. При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.

Каждый педагог знаком с содержанием работы всех специалистов.

Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого используются дополнительные развивающие программы занятий по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.. (парциальные программы ДОУ). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

  1. Отметьте, пожалуйста, с какими утверждениями вы согласны.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.

5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

6. В рамках сетевого вневедомственного взаимодействия в Тамбовской области мы можем позвонить в другие учреждения и попросить помощь.

Главный постулат на сегодня, то, что индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, в условиях инклюзивного образования, должен быть освоен воспитателями.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Детско-родительские группы. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса.

Инклюзивное образование предполагает:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Читайте также: