Круглый стол о толерантности

Обновлено: 28.04.2024

· способствовать развитию уважительного отношения между студентами.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Участники круглого стола: студенты 1-2 курсов, члены волонтерского отряда «Планета друзей».

Предшествующая работа: студентам заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова «толерантность»; узнать, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара).

· презентации «Историки о толерантности», «Филологи о толерантности», «Политологи о толерантности», «Педагоги о толерантности», «Психологи о толерантности»;

§ -цветные листочки в форме листьев дерева,

§ -фломастеры, ручки, карандаши;

§ -текст теста «Проявляешь ли ты толерантность?»;

§ текст сказки «Любовь»;

§ карточки «Толерантная личность», «Интолерантная личность»;

§ памятки участникам круглого стола.

ХОД КРУГЛОГО СТОЛА

1. Вступительная беседа

Выпускник колледжа… Каким он должен быть, чтобы максимально адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания колледжа? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

1-я стадия – «Вызов»

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Студенты высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).

· Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

· Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные студенты относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков и юношей в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?

Эти и другие вопросы интересуют сегодня ученых, педагогов, психологов, родителей. Их решением мы займемся на заседании нашего “круглого стола”.

2-я стадия – «Осмысление»

Каждая группа участников круглого стола высказывает свое мнение по рассматриваемой проблеме.

Историки. Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Филологи. Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Что же такое толерантность? (ответы)

Почему так актуальна толерантность в настоящее время.?

Политологи. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

Педагоги. Особую ответственность в формировании навыков толерантного поведения у студентов несет образовательное учреждение. Но готовы ли сегодня преподаватели к этому? Обладают ли они достаточными знаниями и практическими навыками в этой области, являются ли сами образцами для подражания?

К сожалению, наша система образования в течение десятилетий осуществляла прямо противоположную систему воспитания нескольких поколений людей в духе нетерпимости ко всем, кто не разделял “единственно правильную” идеологию.

Эта проблема актуальна еще и потому, что воспитание толерантности через образовательные организации– это одновременно и работа с родителями, а значит, существенное расширение поля толерантного сознания у значительной части российского населения.

Психологи. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:

1. Не стремиться подчинить себе другого , т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.

5. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

3-я стадия – «Рефлексия»

Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать.

В каких случаях этот качество вам необходимо?

Черты толерантной личности: терпение, снисходительность, расположенность к другим, юмор, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д.

Государства- члены Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной ассамблеи 25 октября – 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав ООН гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствия войны…вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». А также в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе провозгласили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

Толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов.

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Студенты на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы колледж стал «Пространством толерантности», листочки на­ клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в рекреации.

Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

Каково преимущество толерантного общения?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

123.jpg

В г.о.Орехово-Зуево проживают люди разных национальностей, разных вероисповеданий, разных политических взглядов. Среди наших горожан- русские, татары, украинцы, белорусы, евреи, башкиры, немцы и др.

На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обы­чаи и традиции своих соседей, в колледже изучаем историю других наро­дов, постигаем общность социально-исторического развития. Накапливается опыт межнационального общения в совмест­ной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Главная задача за­ключается в том, чтобы обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой националь­ности он принадлежит.

Знакомство с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволяет на практике утверждать принципы бес­конфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение зна­ний о народах, живущих в родном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурно­му взаимодействию.

Игра «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны.

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В СМИ говорят о героях, проявивших толерантность.

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один одногруппник тебя предал.

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о людях, пострадавших от терактов.

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними со­лидарность.

6. Ты не согласен с кем-то.

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. На семинаре ты уже ответил.

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают общаться с каким-нибудь ино­странцем.

а) Ты не испытываешь ни потребности общаться, ни по­требности делиться мечтами.

б) Ты хочешь общаться, чтобы поделиться своими мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую то­лерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответст­венным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слиш­ком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любозна­тельность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако, если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Да­вай, приложи еще немного усилий.

Рассказывается сказка . Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место….

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Надежда, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь .

А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)

Существует два пути развития личности– толерантный и интолерантный .

Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет описывает основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущее интолерантной.

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

1. Знание себя
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
2. Защищенность
Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
6. Авторитаризм
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками».

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством бессмысленного существования, желанием власти, непринятием противоположным взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Работа по группам: Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности. Защита эмблемы.

Заключительное действие – «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают её к центру, и по команде ведущего делают шаг внутрь…

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня шла речь о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

«БУДЬ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!»

Любить и быть любимым,

Учиться и получить любимую профессию,

Чтобы исполнились твои заветные мечты,

Чтобы были живы и здоровы ты, твои родные, друзья и подруги,

Тогда соблюдай эти правила:

Будь внимательным, терпимым, милосердным к окружающим,

Не стремись подчинить другого,

Изучай и уважай обычаи и традиции людей разных национальностей,

Принимай другого таким, какой он есть!

1. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2012. – № 44.

2. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2012. – № 2.

Круглый стол "Толерантность. Имеет ли она границы?"

Ø воспитывать чувство любви ко всему живому и неживому в мире, чуткость к окружающим.

Оборудование: проектор, проектное полотно, ПК, раздаточный материал (заготовки для рисования эмблем толерантности, цветная бумага).

Ход мероприятия:

Прежде, чем мы начнем нашу работу, предлагаю ознакомиться с принципами работы за круглым столом. (Слайд 2)

На сегодняшний день Вы друг друга знаете в лицо, возможно, слышали друг о друге. Но все же предлагаю познакомиться поближе и рассказать о себе следующим образом: «Меня зовут…. Я (три яркие черты своего характера)».

(Слайд 3) Ребята, почему мы так часто слышим от окружающих «жить как люди»? (обсуждение высказывания Б.Шоу, вопроса).

Толерантность. Когда слышишь это слово, оно кажется каким-то непонятным, новым. Однако понятие толерантности встречается еще в XVIII веке. Французский философ Вольтер в своем «Трактате о веротерпимости» писал «убеждение о том, что все люди должны одинаково думать о тех или иных предметах, событиях, - безумство».

Давайте прочтем, что же означает понятие толерантность. Толерантность - это…

Понимание толерантности не одинаково в разных культурах, потому что зависит от исторического опыта народов. Англичане толерантность понимают как готовность и способность без протеста воспринимать личность, французы - как определенная свобода другого, его мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайской культуре быть толерантным означает проявлять великодушие по отношению к другим. В арабском мире толерантность - прощение, терпимость, сочувствие другому, а в персидском - еще и готовность к примирению.

В 1995 году на XXMIII Генеральной конференции ЮНЕСКО ее участники объявили 16 ноября Международным днём толерантности и приняли «Декларацию принципов толерантности».

Основная проблема, ребята, заключается в неумении и нежелании понимать и принимать другого человека.

Послушайте внимательно китайскую притчу, в которой говорится о секрете идеальных взаимоотношений.

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село, Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

Поэтому, если каждый из нас будет стремиться к тому, чтобы наполнять себя любовью и добротой, безвозмездно дарить ее окружающим - возможно, мир станет лучше.

Но все зависит от личной установки или позиции. (Слайд 5) Теоретически можно выделить, как минимум, пять различных толерантных личностных позиций: толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; толерантность как культурологическая норма, другими словами, ее можно было бы назвать толерантностью внешнего выражения; толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному; толерантность к тому, кто наносит нам вред; и, наконец, толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому–то другому, но нам нет до этого дела.

Все рассматриваемые здесь виды или формы толерантности связаны с тем, до какой черты, до какой степени возможно быть толерантным, то есть с проблемой границ толерантности. Другими словами, речь идет о том, все ли существующее в мире разнообразие можно принять и признать его право на существование? Если оставить за пределами анализа вопрос о прямом нанесении вреда, ущерба, об общей безопасности, то все равно остается определенная психологическая проблема, заключающаяся в осмыслении того, что делает нас интолерантными к тем или иным людям, взглядам, позициям, идеологиям. Можно говорить о существовании некоей нравственной нормы толерантности, связанной с тем, что человек ради снятия напряженности, разрешения конфликта не должен вступать в противоречие с самим собой, своими собственными ценностями и смыслами. И именно в этом смысле можно считать, что границы толерантности существуют в пределах от чести и достоинства до притерпелости.

Да, если каждый из нас, будет стремиться к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов, то и границ толерантности не будет.

После завершения работы учащиеся по очереди презентуют свои эмблемы.

Давайте теперь вместе попробуем определить перечень личностных свойств, качеств толерантной личности. (Слайд 6).

В каждом ли человеке присутствуют эти качества?

Саморазвиваться никогда не поздно. Поэтому Вы можете взять себе на заметку развить те качества, которыми еще не обладаете.

Хочу предложить Вам еще одно задание - подарить всем людям на планете посыл любви и добра в виде пожеланий на своей ладони. (Ребята получают листы цветной бумаги, обводят свои ладони, вырезают их, пишут на них свои пожелания и вешают их на ватман по кругу).

Пока Вы выполняете это задание, я хочу прочитать Вам стихотворение Бориса Заходера «Я собака— всего лишь собака!» (Слайд 7)

Я собака— всего лишь собака!

В голове у меня — пустота.

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова — потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают.

Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы ни было — все мы собаки.

Все мы — братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак.

Сразу видно — чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш — не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части.

Словно он вам уже и не брат.

Хочется закончить нашу плодотворную работу словами А. Радищева «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». (Слайд 8).

Круглый стол на тему: «Толерантность!?» для учащихся 9-11 классов


· Создание условий для формирования толерантной культуры школьника.

· знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»;

· воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;

· развитие коммуникативных навыков.

Форма проведения : круглый стол.

Длительность занятия – 45 мин.

Ход мероприятия.

Мне хочется нашу встречу начать с притчи, называется она «Всё оставляет свой след» (Приложение 1)

Сегодня мы поговорим о терпении, взаимопонимании, уважении, ответственности, предупреждении и решение конфликтов мирными способами. Всё это толерантное отношение!

Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».

Откуда же пришло к нам это слово?

Этимология понятия «толерантность».

Обратимся к этимологии понятия «толерантность».

В английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;

Во французском языке «толерантность» – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».

В китайском языке «быть толерантным» – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке «толерантность» определяется, как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим».

В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

- Какое из определений вам импонирует более всего?

- А что же объединяет эти определения?

Термин «толерантность» объясняется, как терпимость.

Я предлагаю вам провести, мини тренинг, который называется «Мы все такие разные».

Я прошу встать тех, у кого:

- есть старший брат,

- кто имеет младшую сестру,

- у кого светлый цвет волос,

- кто любит есть осетинские пироги

- кто живет на планете Земля

Какой вывод можно сделать по результатам проведенного тренинга? (Мы разные)

Следующее упражнение, которое я предлагаю вашему вниманию, поможет нам понять, чем же мы похожи.

Я попрошу встать ученика, с которым мы чем-то похожи. Следующий ученик просит встать другого со словами «Мы с тобой похожи потому что…»

Следующее задание, на бланке написаны, понятия, которые относятся к толерантной личности. На противоположной стороне листа Вы должны написать понятия, противоположные.

Круглый стол "Единство разных" Тема: Толерантность


Цель круглого стола : ознакомление с термином толерантности; воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений; воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей; развитие мышления и речи учащихся; способствование сплочению коллектива.

Содержимое разработки

Круглый стол «Единство разных» Тема: Толерантность

- ознакомление с термином толерантности

- воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;

-воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей; развивать мышление и речь учащихся, способствовать сплочению классного коллектива.

Задачи:

- познакомить обучающихся с термином «толерантность», углубить понимание его значение;

- познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

- развивать умение понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей;

Форма проведения: «Круглый стол»

Ход мероприятия:

1 этап. Подготовительный этап. 5 минут.

Цель: нацелить на мероприятие.

Ученик читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

Ведущий: Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль? О чем оно?

Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания, и понимания со стороны окружающих нас людей не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.

Для начала поговорим о том, что такое круглый стол и о его правилах проведения. Возможно, вам известна легенда о мудром короле Артуре, который впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными.

Для того, чтобы наша работа сегодня была продуктивной, предлагаю правила проведения нашего круглого стола.

«Правила – это поводья для лошади. Без поводьев лошадь идёт куда хочет. Так же и человек без правил делает что хочет». Мудрость.

Какие же правила на нашем круглом столе:

• Избегайте общих фраз типа «все понравилось, нормально», «все путем»;

• Придерживайтесь темы дискуссии;

• Выслушивайте собеседника до конца;

• Не переходите на личности – «ты не прав», «ты плохой»;

• Конфиденциальность – личная информация участников не распространяется.

Ведущий: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:

(На столе лежат карточки с объяснением значения слова «толерантность» на разных языках, учащиеся читают)

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Что же такое толерантность? (ответы)

Давайте вместе обобщим все выше сказанное. ( Работа со слайдом)

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
В наше время общечеловеческое правило – закон - утверждает, что люди всех рас и всех народов равны между собой. Это очень важный закон. Поэтому в 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимости).

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это терпение.

Ведущий: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (дети отвечают)

Потому что в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям в сложных социальных проблемах.

В последние годы в подростковой молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот

Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет, описывает основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущее интолерантной.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Доброжелательность

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Немотивированная агрессивность

Вот мы с вами сегодня и узнали, что такое быть толерантным .

Как вы понимаете «единство»? (Сплоченность, Мир, Дружба, Согласие). Вы уже 2 года вместе, с первого класса, а некоторые и с детского сада знают друг друга.

Несмотря на то, что вы все индивидуальны, вместе – вы настоящий крепкий коллектив, которому под силу трудные задачи, но при условии, что не будете нарушать законов единства. Дорогие участники, мы хорошо поработали. И, все же, хочется услышать Ваши личные выводы о том, что мы сегодня услышали.

У вас на столе лежат ладошки разных цветов для того, чтобы в конце урока вы с их помощью смогли поделиться впечатлениями. Красная ладошка - это радостное настроение; желтая - грустное; оранжевая - светлое, приятное впечатление.

Крепкую дружбу и топором ……… не разрубишь.

Один за всех………и все за одного.

Дружба и братство ……… Лучше богатства.
Друзья познаются ……… в беде.

Урок "Толерантность:жить в мире с другими

Урок "Толерантность: жить в мире с другими" по обществознанию предназначен для детей 10-11 классов. Беседа о толерантности один из актуальных вопросов в наше время. Урок в виде беседы, игры поможет более серьезно подойтик этой теме и понять ее актуальность.

-Тема нашего урока: Толерантность: жить в мире с другими.

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей,

всего общества в целом.

В курсе обществознания по теме «Межнациональные отношения», есть место и теме толерантности.

А как вы знаете 16 ноября Международный день толерантности, поэтому сегодняшний урок посвящен этой неоднозначной теме.

Наш урок необычный, мы проведем его в форме круглого стола.

А еще у нас присутствуют гости и учителя нашей школы.

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Гуманистическое содержание понятия "толерантность" формировалось на протяжении многих веков. Этот сложный процесс продолжается и в настоящее время.

Наиболее кратко и точно сущность толерантности, на мой взгляд, представил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

А Пифагор говорил: « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене

культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.,

научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному, а как мы послушаем нашу группу: ( Выступление детей)

в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .

Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”.

Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Томас Гоббс, Джон Локк, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ Вольтер, Жан-Жак Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности,

фактора согласия между религиями и народами.

У нас в гостях Отец Николай.

Мы хотели бы услышать ответ на вопрос, как сегодня церковь оказывает влияние на толерантность религий.?

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков о толерантности. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетия нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.

А как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России и часто освещается в СМИ? На этот вопрос я предлагаю ответить нашей гостье Шовгеновой Галине

Готовясь к этому уроку, ребята помогали подбирать материал, работали с документами и источниками. И сейчас Данилов Руслан нас ознакомит с интересными фактами.

- Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

А что надо делать, чтобы, молодежь стала «Пространством толерантности»? - И что делается в этом направлении у нас в станице. Этот вопрос мне хотелось бы задать нашим гостям - специалисту отдела по работе с молодежью Бондаренко Марьяне Анатольевне и Хаджимовой Анжеле Аслановне, - ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних.

- Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в нашем меняющемся обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Очень часто мы применяем определённые стереотипы по отношению к другим нациям и национальностям.

- В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, армяне, осетины, цыгане, адыгейцы и дети других национальностей. Хотелось бы услышать от родителей, есть ли, какие то проблемы в отношениях детей и родителей в школе, на улице по соседству?

Слово предоставляется нашему гостю

- Наш класс, который я очень люблю – это маленькая семья. В нем тоже дети разных национальностей. И мне очень хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

- Ребята, постройте для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики – составляющие слова “толерантность”.

(Раздается кластер)

А гостям Ромашка ТОЛЕРАНТНОСТИ

Участники называют качества толерантной личности.

Компоненты толерантности.

- Внимание к другим;

- снисходительность (или прощение);

- умение владеть собой;

- умение не осуждать других;

А наши гости соберут РОМАШКУ толерантности.

Также существуют правила толерантного общения.

Всякий раз, когда нас критикуют, делают замечание - нам хочется в ответ так же высказать свое неудовольствие, гнев, раздражительность. Происходит общение по замкнутому кругу: на зло отвечаем злом. Чтобы этого избежать используется правило толерантного общения. Оно состоит из трех частей.

Сказать нечто доброе о человеке. При этом улыбнуться, прикоснуться, использовать доброжелательную интонацию, смотреть в глаза. Они позволяют эмоционально настроиться на общение с собеседником.

Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Об этом нам расскажет наш школьный психолог Федорова Татьяна Владимировна.

Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий.

Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.

Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у нас всех определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

– А теперь попробуйте быть толерантными.

Ситуации.

Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…

…что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …

…что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…

Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.

Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. С этого и начинается толерантность.

Толерантность - это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если дружбы в сердце нет!

- Толерантность - это милосердие.

- Толерантность - это сострадание.

- Толерантность - это уважение.

- Толерантность - это доброта души.

- Толерантность - это терпение.

- Толерантность - это дружба.

Ребята, что вам в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?

Мы напомним в этот день

И себе, и остальным,

Что одна у нас планета

И на ней мы все равны.

Не по чести нам, земляне,

Дружбу миром укрепляя,

Лучше будем созидать.


-85%

Читайте также: