Круглый стол межнациональные отношения в молодежной среде

Обновлено: 05.05.2024

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. В нашей школе обучается более 30 национальностей, поэтому данная Программа является для нас одним из основных документов в построении всей воспитательной работы школы.Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов: • ценностей многонационального российского общества, • соблюдения прав и свобод человека, • поддержание межнационального мира и согласия, • уважительного отношения к личности, • социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.

ВложениеРазмер
programmma_po_profilaktike_ekstremizma.doc 781 КБ

Предварительный просмотр:

по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических
и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11»

на 2012-2016 годы

«Наша школа – территория развития толерантной личности»

2. Общие положения

Приложение 5. Смета расходов на реализацию

Программы профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических
и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11»

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в МБОУ «СОШ №11» на 2012-2016 годы «Наша школа – территория развития толерантной личности»

Савченко Ольга Петровна - заместитель директора по ВР

Самарина Оксана Валерьевна - учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

628611, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, ул. Комсомольский бульвар, 10-А

контактный телефон: 67-25-50, факс: 67-25-51

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Уголовный кодекс РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности » (с изменениями на 29 апреля 2008 года).

Федеральный закон (с изменениями от 20 июля 2000г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантностив Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы.

Укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.

    Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности обучающегося.
    Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
    Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов
  • Разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы.
    Утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех обучающихся и работников школы.
    Достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения;
    Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
    Разработка и реализация программ на уровне классов, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.

Сроки реализации программы:

Финансовое обеспечение программы:

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от арендной платы, добровольные пожертвования).

Управление реализацией программы

Координационный совет, в состав которого входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагог- организатор, классные руководители, представители Совета старшеклассников, а также другие участники образовательного учреждения, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности в данном направлении.

1) Гармонизация межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами;

2) Оптимизация психологической атмосферы в классном коллективе;

3) Повышение уровня развития способности к сотворчеству и компромиссу, формированию основ культуры толерантности.

4) Совершенствование коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, повышение уровня стрессоустойчивости.

5) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования позитивных установок толерантного сознания у подростков.

6) Увеличение количества тематических выставок, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма до 4 в год.

7) Увеличение числа специалистов, охваченных методической работой по вопросам формирования установок толерантного отношения на 100%.

8) Увеличение количества мероприятий по профилактике экстремизма и формированию толерантности на 30 %.

9) Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам обучающихся нашей школы на 14%.

10) Адаптация детей мигрантов в школе.

11) Увеличение доли обучающихся – участников мероприятий, от общей численности всех обучающихся до70%.

1. Пояснительная записка.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Принятие окружной целевой программы 23 декабря 2010 г. «По профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы» стало для педагогического коллектива школы стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной программы, посвященной проблемам толерантности и профилактике экстремизма. В МБОУ «СОШ №11» обучается более 30 национальностей, поэтому данная Программа является для нас одним из основных документов в построении всей воспитательной работы школы.

Реальными механизмами осуществления программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Известно, что толерантность понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.

В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях. Тем более, в-третьих, - и здесь особая и немалая проблема! – что толерантность необходима и самому педагогу – человеку и профессионалу.

Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и пр.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности. Речь идет о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами, иначе говоря – пространства сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только источники, но и факторы, вызывающие необходимость толерантности, т.к. они провоцируют проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты. Таких факторов, сложных для ребенка, а, значит, и для педагога, немало: религиозных, этнических, психологических, ценностных, коммуникативных, поведенческих. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении — в реальных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11» на 2012-2016 годы «Наша школа – территория развития толерантной личности» (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909, Федеральным Законом Российской Федерации от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", а также Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций (ООН) и окружной целевой программ, принятой 23.12.2010г. «По профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы».

При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Программа направлена на укрепление в общеобразовательной средней школе № 11 толерантной среды на основе принципов:

  • ценностей многонационального российского общества,
  • соблюдения прав и свобод человека,
  • поддержание межнационального мира и согласия,
  • уважительного отношения к личности,
  • социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.

Программа реализуется совместными усилиями администрации и педагогов школы, родительской общественностью, органами школьного соуправления и обучающимися .

3. Цели и задачи Программы.

Главная цель Программы - укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.

Основными задачами реализации Программы являются:

  1. Формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности обучающегося.
  2. Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  3. Разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы.
  4. Утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех обучающихся и работников школы.
  5. Достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения;
  6. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
  7. Разработка и реализация программ на уровне классов, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.

4. Основные направления работы по достижению цели и решению поставленных задач:

1. Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.

2. Создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина общества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям.

3. Выделение вопросов толерантности и экстремизма в программах базовых предметов.

4. Психолого-педагогическая поддержка учащихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира.

5. Расширение блока дополнительного образования объединениями гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления.

6. Разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан.

7. Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к другим культурам.

8. Осуществление мониторинга выполнения Программы, постоянный контроль хода ее реализации со стороны администрации, родительской о ученической общественности.

5. Сроки и этапы реализации Программы.

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2012-2016 годов:

1 Этап (мотивационный – январь- июль 2012 года)

Цель : обобщение и развитие имеющегося в школе опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; разработка Программы на уровне школы и проектов по гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения на уровне классов; ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными задачами Программы по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности
в МБОУ «СОШ №11» на 2012-2016 годы «Наша школа – территория развития толерантной личности»; проведение запланированных мероприятий.

Форма реализации : круглые столы, методические объединения, родительские собрания, конференции. Дискуссии.

2 Этап (аналитический – август- декабрь 2012 года)

Цель : выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, уровень информированности об истории Отечества; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у учащихся; создание мониторинга по профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выявление спроса на организацию досуговой деятельности детей, выработка критериев оценки их эффективности.

Форма реализации : подбор материалов, анкетирование, беседы, родительские собрания, конкурсы, тестирования, тренинги.

3 Этап ( реализация - 2013-2015 годы)

Цель : реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями; внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий, способствующих формированию опыта и навыков гражданского поведения учащихся; реализация научно-методических разработок и технологий по данной проблеме; диагностика, корректировка, выход на реальные показатели; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы.

Форма реализации : классные часы, конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов, диспуты, встречи, экскурсии, концерты, спортивные соревнования, родительские собрания, педагогические советы и т.д. (Приложение)

4 Этап (заключительный – 2016 год)

Цель : обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы; планирование работы на следующий период.

Форма реализации : подведение результатов мониторинга действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; самоанализ результативности работы; анализ уровня воспитанности, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах, подведение итогов гражданско-патриотического воспитания.

6. Управление программой и кадровое обеспечение.

Управление Программой осуществляет Координационный совет, в состав которого входят:

О работе круглого стола круглого стола «Молодежь в гармонизации межнациональных отношений в условиях глобального общества», проводимого в рамках IV Международной научно-практической конференции «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобальног

о работе круглого стола круглого стола «Молодежь в гармонизации межнациональных отношений в условиях глобального общества», проводимого в рамках IV Международной научно-практической конференции «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества»

(Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова. 22 ноября 2018 года. Начало в 13.30. Аудитория 1201)

Проведение круглого стола преследовало цель обсудить актуальные проблемы необходимости гармонизации межнациональных отношений в связи с обострением международной обстановки и противодействия экстремизму, насилию и терроризму на межнациональной почве в молодежной среде. С учетом того, что ученые кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в рамках научно-исследовательского проекта «Динамика ценностных ориентаций молодежи» приступили к очередному (шестому этапу) исследования особенностей современного ценностного сознания обучающейся молодежи (студентов вузов, средних профессиональных учебных заведений, а также школьников старших классов) г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, предполагалось обсудить влияние современных миграционных процессов на изменение содержания и направленности межнациональных отношений в мире в целом и России в частности, а также на «размывание» границ этнокультурной идентичности и внесение напряженности в межнациональные отношения титульных наций. В контексте Стратегии молодежной политики Российской Федерации до 2025 года обсудить основные направления координации воспитательной, информационно-коммуникативной и правоохранительной деятельности с целью повышения эффективности работы с молодежью с учетом положений Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президентом РФ от 31 октября 2018 г.

ВложениеРазмер
otchet_kruglyy_stol_22_noyabrya_2018_g.doc 36.5 КБ

1. Савруцкая Елизавета Петровна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Историческая память в системе факторов национальной безопасности.

2. Устинкин Сергей Васильевич, декан факультета международных отношений, экономики и управления, профессор, доктор исторических наук – Проблемы противодействия экстремизму и терроризму на межнациональной почве в молодежной среде.

3. Савченко Ирина Александровна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор социологических наук – Студенческая молодежь перед вызовами постсовременности: этнокультурный, этноконфессиональный аспекты.

4. Рудакова Екатерина Константиновна, заведующая кафедрой международных отношений и политологии, кандидат политических наук – Современные технологии противодействия ксенофобии в Интернет.

5. Краева Ольга Леонтьевна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Гуманистический потенциал в современных межнациональных коммуникаций.

6. Морозова Наталья Михайловна, заместитель директора Приволжского филиала Института социологии РАН, доцент кафедры международного права и политологии, кандидат политических наук – Гармонизация межнациональных отношений в Приволжском федеральном округе.

7. Багровников Николай Адрианович, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Проблемы соотношения культуры и «культур» в контексте межнациональных отношений.

8. Седаев Павел Валерьевич, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, кандидат философских наук – Межнациональные отношения в СССР: исторический аспект.

9. Федорова Марина Владимировна, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, кандидат философских наук – Этноконфессиональная идентичность молодежи Нижегородской области и ее значение в гармонизации межнациональных отношений.

10. Кузнецова Елена Игоревна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Этнический фактор в развитии медиакультуры в глобальном мире.

11. Семенов Евгений Евгеньевич, заместитель председателя Комиссии по образованию и культуре Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала фонда развития гражданского общества – Влияние этнокультурных факторов на современную публичную политику.

По результатам обсуждения представленных в докладах ученых проблем, связанных с необходимостью гармонизации межнациональных отношений в современных условиях нового мирового порядка, глобального миграционного кризиса, нарастающей напряженности в системе международных отношений усиливающегося агрессивного противостояния США и стран Западной Европы набирающей силы в многогранном развитии современной России принято решение:

Круглый стол :"Культура межнационального общения"
классный час по обществознанию (8 класс) по теме

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения проявлять толерантность.

ВложениеРазмер
kultura_mezhnatsionalnogo_obshcheniya_v_molodezhnoy_srede_2.docx 29.46 КБ
prezentatsiya.ppt 531 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Культура межнационального общения

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята и гости нашего круглого стола. (дети отвечают на разных языках). Сегодня мы проводим круглый стол, как завершение работы над коллективным творческим делом Фестиваль Дружбы Народов, поэтому я и не удивилась, что вы мне отвечаете на разных языках, спасибо.

II. Подведение итогов анкетирования.

В рамках школьного фестиваля мы разработали вопросы к анкете

«Наша многонациональная школа».

1. К представителям какой нации вы себя относите?

2. Изобразите символ веры, которую вы исповедуете.

3. Представители каких наций учатся в вашем классе?

4. Национальная терпимость для вас — это:

а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования;в) не приемлема для вас.

5. Назовите свои национальные праздники.

6. Назовите три блюда вашей национальной кухни.

7. Назовите ваши национальные музыкальные инструменты.

8. В ваших народных сказках какой зверь олицетворяет:

а) отвагу; б) хитрость; в) трусость

9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашем классе?

10. Часто ли вы говорите на своем родном языке в стенах учебного заведения?

11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях совре-

менной России? Если да, то как?

12. Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?

13. Знаете ли вы, что означают следующие слова; напишите их значение:

здоровеньки булы. Рахим итегез. Исянмесез.

14. Назовите самую яркую черту вашего национального характера.

15. Как вы относитесь к межнациональным бракам? Почему?

1.Был опрошен 71 респондент среди учащихся школы.

2. В школе учатся представители 6 национальностей: русские — 75%, украинцы — 16%, киргизы – 4%, таджики — 3%, татары — 1%, цыгане — 1%.

3. Национальный состав учащихся школы отражает весь спектр национальностей города.

4. В ходе опроса выяснилось, что 2% учащиеся не могут отнести себя кпредставителям конкретной национальности, т.к. родились в интернациональных семьях.

5. Понимание национальной терпимости для многих респондентов — это

способ мирного сосуществования, однако 17 человек ответили, что национальная терпимость — это усилие над собой, а неприемлемой - национальная терпимость оказалась для 4 человек.

6. Анкетирование показало, что, к сожалению, многие ученики не знают

своих национальных праздников, путают их с государственными праздниками,

плохо знакомы с народным фольклором, не знают сказок своего народа, национальных героев. Однако все респонденты называют блюда своей национальной кухни.

7. 90% респондентов считают родным языком - русский, не говорят на родном языке не только в школе, но и дома.

8. Особый интерес вызвал вопрос о самых ярких чертах национального характера.

Русские отметили стойкость, упорство, доброту, мудрость, благородство, гостеприимство, общительность;

украинцы — веселье, гостеприимство, хитрость;

киргизы — гордость, храбрость, настойчивость, жестокость;

таджики — гостеприимство, хитрость;

цыгане - выносливость; взаимовыручка;

татары – отзывчивость, хлебосольность.

9. Проведя анкетирование, мы обнаружили, что баян — это интернациональный музыкальный инструмент, который звучит на всех мероприятиях.

10. Вызвал интерес вопрос о межнациональных браках. Чувства учеников при ответе на этот вопрос были противоречивыми: от полного восторга перед таким браком, объясняя данное решение рождением красивых и умных детей, до полного неприятия брака между людьми разных национальностей.

11. На вопрос «Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России?» 57% ответить затруднились.

18% респондентов как вариант сохранения национальной культуры предложили развитие деятельности диаспор.

12. С чувством удовлетворения отмечаем, что для молодого поколения национальность в общении с людьми не играет роли. Все опрошенные на вопрос

«Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?»

13. Несмотря на то, что в школе учатся представители разных национальностей, респонденты на вопрос: «Являлись ли вы свидетелями межнациональных конфликтов в школе?» — ответили отрицательно.

Таким образом, анкетирование показало, что в условиях многонационального состава школы стираются грани между национальными культурами.

С одной стороны —это положительное явление, т.к. ведет к снижению национальной розни, уменьшению межнациональных конфликтов и способствует формированию толерантности. Но с другой стороны, теряется национальная самобытность.

По нашему мнению, анкетирование позволило понять, что только терпимое

отношение к окружающим людям, независимо от религиозной, культурной

ориентации, убеждений и личных особенностей, способно спасти мир и отдельного

человека от деградации под нарастающим напором деструктивных, интолерантных сил.

III. Тема для проведения круглого стола – проблемный вопрос.

- Сделайте предположения, какова же тема сегодняшнего занятия?

- КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ( 4 слайд презентации)

IV. Работа над понятийным аппаратом.

- Для того, чтобы обсудить данную тему, нам необходимо начать с понятия

«межнациональные отношения»
(5 слайд)

- как возникали межнациональные государства?

(мирным путем - объединение племен (Русь),насильственным–Рим, Персидская держава)

- всегда ли народ-победитель преобладал по численности местное население? (нет)

- что помогало ему удерживать более многочисленное население в подчинении (армия)

- как вели себя завоеватели по отношению к покоренному народу?

(запрет использования родного языка в публичной жизни, образовании, унижение религиозных чувств, насаждение собственной религии и т.д)

- а если образование государства шло путем объединения племен или народностей, как тогда складывались отношения между ними? (взаимный обмен, формирование единого языка, религии, сотрудничество)
Вывод:

Как мы видим, отношения между различными нациями разнообразны. Попробуем вместе дать определение, что же такое в вашем понимании «межнациональные отношения»? (СЛАЙД 6)

Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей .

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества .( 7 слайд)

Но не все люди одинаковые. Есть личности толерантные, а есть интолерантные.

Как вы думаете какими качествами обладает толерантная личность, а какими интолерантная. ( 8 слайд)

Теперь, зная, что такое межнациональные отношения и толерантное поведение, вам необходимо рассказать, как вы поступите в предложенных ситуациях.

  1. Вы закончили школу и поступили в институт в другом городе, где вам предоставили общежитие. Ваша комната рассчитана два человека. Вы пришли в комнату первым и не знаете своего соседа. В комнату заходит человек другой нации. Ваши действия…
  1. Вы подружились со своим соседом, а вот прежние ваши друзья его не воспринимают. Ваши действия…
  1. Вы закончили институт и вас пригласили работать в Казахстан. Ваши действия….

VI. Подведение итогов.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений.

В ходе круглого стола вы нашли ответы на поставленные вопросы межнациональных отношений. Постарайтесь применить их в жизни, будьте терпимее по отношению к себе и окружающим вас людям.

Ведь «Народы нашей страны – дружбой сильны».

АНКЕТИРОВАНИЕ «Наша многонациональная школа».

11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России? Если да, то как?

Круглый стол на тему «Формирование толерантности в молодежной среде»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: в настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности

Оформление: плакаты с цитатами: «Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц» (Пир Байл), «Злость и нетерпимость – враг правильного понимания» (Махатма Ганди), «История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость» (Эмиль Золя)

Оборудование: проектор

Учитель: Здравствуйте участники круглого стола. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек должен быть не только образованным, он должен обладать чувством самоуважения и быть уважаемым другими людьми. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития. На нашем мероприятии присутствуют заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог школы.

Термин толерантность объясняется как терпимость, умение общаться с разными людьми.

Чтобы нам легче было говорить по данной теме в нашей школе был проведен опрос. Исследование проводилось методом анкетирования.

Количество опрошенных 21 человек. Девушек – 33 %, юношей – 67 %. Возраст респондентов от 14 до 16 лет.

Для облегчения восприятия и анализа разобьем опрос на 3 блока и выберем 4 направления нашей работы:

1) взаимоотношение между подростками в нашей школе и конфессиональная толерантность (анализ 1, 2, 3 вопроса анкеты);

2) взаимоотношения разных слоев населения (анализ 4,5 вопроса анкеты);

3) толерантность и межнациональные отношения (анализ 6,7 вопроса анкеты);

4) подведение итогов круглого стола.

А теперь давайте посмотрим на результаты взаимоотношений в среде молодежи нашей школы.

Анализ 1-го вопроса «Взаимоотношение между подростками в нашей школе и конфессиональная толерантность»

Большинство опрошенных указали, что отношения в нашей школе хорошие, но есть и такие, которые считают отношения негативными. Результаты видны на гистограмме.

Уважаемы участники, как вы можете прокомментировать результаты по первому направлению? (Обсуждения, выступления).

Уважаемая социальный педагог школы! Просим вас охарактеризовать мнения подростков нашей школы.

Ребята, что нужно сделать для поднятия уровня толерантности в нашей школе?

Уважаемая заместитель директора по воспитательной работе! Скажите пожалуйста, много ли мероприятий планируется в этом году, направленных на решение проблемы толерантности.

Как вы знаете существует много людей с разными религиозными взглядами. Не секрет, что в настоящее время во всем мире резко обострились конфликты именно на религиозной почве.

Конфессиональная толерантность – это уважительное отношение к представителям других религий.

Какая же обстановка у нас? 5 % опрошенных ответили, что они верующие люди. 70 % подростков хорошо относятся к людям другой веры, а 30 % безразлично.

Ребята, как вы считаете какие должны быть отношения между собой людей с разными религиозными взглядами? (Обсуждения, выступления).

Давайте подытожим сказанное.

Итоги обсуждения:

1) необходимо обсудить в классе проблему толерантного отношения

2) пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, понять недопустимость подобного поведения

3) уважительно относиться к людям иной веры

Спасибо! Переходим к 2-му направлению

Анализ 2 вопроса «Взаимоотношения разных слоев населения»

Часто богатые люди у большинства вызывают к себе негативное отношение, поэтому взаимоотношение богатых и бедных остается острой проблемой в нашем обществе. Проблема экономической толерантности является актуальной проблемой. 90 % ребят нашей школы считают, что есть разделение на «богатых» и «бедных». 100 % относятся к богатым людям удовлетворительно.

Как нужно относиться к людям беднее или богаче вас? (Обсуждения, выступления).

Богатые люди много работают или им повезло?

Давайте наметим основные итоги.

1) чтобы стать богатым – нужно много трудиться

2) бедные люди не хуже других, возможно их трудности временные

Переходим к третьему вопросу.

Анализ 3 вопроса «Толерантность и межнациональные отношения»

Многонациональность – историческая действительность Республики Башкортостан и нашего города, в частности. Факт негативного отношения к людям других национальностей, вызывает особую тревогу. У многих вызывают обеспокоенность люди кавказской национальности. Причиной тому является такие трагические события, как захват заложников в театральном центре «Норд-Ост» и другие террористические акты.

Поэтому, сегодня возникла потребность в формировании терпимости молодежи друг к другу, и особенно к людям разных национальностей, поскольку Российская Федерация – многонациональное государство. И основным направлением деятельности, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, является борьба с экстремизмом.

Экстремизм – это крайняя форма отсутствия толерантности, протеста против общественных норм (в том числе проявляющаяся в форме насилия).

В нашем городе на данный момент явных конфликтов нет, но делать выводы, что все спокойно нельзя. Необходимо быть готовыми ко всему.

Поэтому возникают вопросы: почему это происходит? (Обсуждения, выступления).

Как это остановить и предотвратить?

1) жить без насилия, без жестокостей, без экстремизма,

2) возникающие конфликты разрешать без применения силы

3) быть терпимыми к тем, кто отличается внешним видом, имеет другие взгляды, привычки, увлечения, религию

Давайте подытожим сказанное, обозначим основные моменты в решении проблемы формирования толерантности в молодежной среде.

1) сегодня мы попробовали интересную форму общения

2) узнали различные виды толерантности

3) каждый сделает выводы по всему сказанному

4) будем относиться к другим людям, как к самому себе

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча будет не единственной и не последней.

До новых встреч!

Нас очень интересует ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем. Заполните, пожалуйста, анкету.

В Москве обсудили роль журналистов и блогеров в деле гармонизации межнациональных отношений

В Москве обсудили роль журналистов и блогеров в деле гармонизации межнациональных отношений

Круглый стол на тему «Межнациональные отношения в молодежной среде: роль молодых журналистов и блогеров в реализации государственной национальной политики» состоялся 30 октября 2020 года.

Организаторами мероприятия выступили Молодежная Ассамблея народов России «Мы – россияне», Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Целью проведения круглого стола стали анализ роли молодежи, журналистов и блогеров в реализации государственной национальной политики в России и выработка рекомендаций для дальнейшей работы, а также налаживание сотрудничества и создание единой площадки для обмена опытом молодых, начинающих журналистов и блогеров, отражающих в своем творчестве тему межкультурного диалога народов, проживающих на территории нашей страны.

К участию в дискуссии были приглашены руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, управляющий директор Экспертного института социальных исследований Владимир Зорин, председатель исполкома «Ассамблеи народов России» Назиржон Абдуганиев, председатель Межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики» Маргарита Лянге, российский общественный деятель, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5-го созыва, член Общественной палаты Российской Федерации, доверенное лицо президента Владимира Путина Сергей Марков, российский религиозный и общественный деятель, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский и заместитель генерального директора, руководитель регионального департамента ВГТРК, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей Рифат Сабитов. Принять участие в работе круглого стола также были приглашены студенты московских вузов, финалисты молодежного медиафорума журналистов и блогеров «Этномедиа».






Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков обратился к блогерам: «Мне хотелось бы, чтобы вы подключались к тем проблемам, которые остро стоят здесь и сейчас. Не нужно гоняться за модой. Если вы чем-то занимаетесь, то должны очень серьезно подойти к изучению проблемы, но никаких резких и непродуманных выпадов делать ни в коем случае нельзя. Самое главное, мы не должны действовать от каких-то эмоциональных всплесков, а делать все, чтобы в твоем городе, в твоей стране, люди, почитав тот или иной блог, поняли, что для нас очень важно: мир, взаимопомощь, согласие и добрососедство как в жизни, так и на различных мероприятиях, в различных условиях».

Также в рамках дискуссии Сергей Марков рассказал о важности этического критерия при публикации материалов на межэтническую тематику, а Маргарита Лянге отметила разницу, которая, по ее мнению, существует между журналистами и блогерами.

По итогам мероприятия были выработаны рекомендации для дальнейшей работы.

Читайте также: