Бизнес изготовление журнальных столиков

Обновлено: 05.05.2024

Отсутствие перспектив для карьерного роста подталкивает людей либо на поиски новой работы, либо на открытие своего дела. Понятно, что сидеть на одном месте не хочется никому, только вот найти новый источник заработка не всегда получается быстро. Сегодня гость журнала Reconomica Вячеслав Еремин расскажет о том, как им с другом удалось организовать собственное производство столов и стульев для кухонь, с чего они начинали, какие трудности преодолели, а также чего достигли на этом поприще.

Как все началось

Меня зовут Еремин Вячеслав, я совладелец небольшой мебельной фабрики по производству столов и стульев для кухонь. Наш бренд называется «MILIO». Еще в самом начале своего пути мы с партнером сразу решили — будем делать сильный и качественный продукт, поэтому название мы хотели подобрать в таком-же духе, с частичкой чего-то европейского. Нас очень воодушевляли производители мебели из Италии, так и родилось название «MILIO». В настоящее время в нашей команде трудятся порядка 40 человек, работаем мы на рынке уже больше 6 лет. Наша продукция представлена примерно в 70 городах РФ и Казахстана.

Идея открыть собственное производство пришла не сразу. Мы с партнером работали на крупном заводе по переработке стекла. Когда стало понятно, что расти дальше очень сложно и больше особо некуда, мы решили начать строить свой бизнес, поэтому нам пришлось уволиться из растущей компании и отказаться от стабильной заработной платы и соцпакета. Конечно, такое решение далось нелегко, но выбора не оставалось.

Наш знакомый организовал свое собственное производство стеклянных тумбочек для телевизоров, 10 лет назад это был большой прорыв! Но времена меняются, со временем производству потребовалась модернизация, тогда мы с партнером решили войти в долю. Для этого реорганизовали производство и запустили изготовление довольно простых кухонных столов из стекла.

Нам хотелось производить исключительно качественный товар, который удовлетворит запросы любого покупателя, поэтому и решили заняться изготовлением столов и стульев. Продукт показал свою ликвидность уже в первый год работы и мы начали тиражироваться по всем городам России и СНГ. Кроме того, вплотную занялись разработкой более сложных моделей, привлекали дизайнеров для визуализации новинок, конструировали и пробовали новые механизмы.

Никто нас этому не учил: в школе и институте нет никаких дисциплин, которые помогали бы в бизнесе, но я с детства хотел строить свою компанию, всегда что-то продавал, искал возможность заработать, поэтому уже 12 лет начал зарабатывать свои первые деньги сам.

В цеху

Считаю, что самое главное в любом бизнесе — любить свое дело.

Дальше — больше

В нашей компании процесс изготовления продукции начинается с плана продаж, плана закупок и бюджета. Все это является неотъемлемой частью работы, ведь товар должен иметь рыночную стоимость, которая будет доступной для покупателя. Если говорить вкратце, то сначала все раскраивается, режется и сваривается, затем шьется, оббивается и еще много всего непонятного для простого обывателя.

Три года назад у нас была самая простая мастерская, сейчас в нашем распоряжении полноценное серийное производство, находится оно в г. Стерлитамак респ. Башкортостан. Кроме того, равнозначная ветвь производства находится в г. Салават — мой партнер оттуда родом, поэтому нам так удобно работать, ведь каждый контролирует свой участок.

Сам непосредственный отдел продаж находится под моим управлением в г. Стерлитамак. Начинали мы с оборудования под названием «сосед мебельщик» — все было на аутсорсе, это было не очень выгодно, но очень удобно, ведь так мы смогли прощупать рынок и уверенно закупить оборудование. На сегодняшний день мы пользуемся станками из Китая и Италии, они довольно неплохо себя показывают в руках опытных технологов и специалистов.

Я считаю, что самое главное — это люди, которые трудятся в команде, ведь именно от мастерства специалистов зависит все!

Без проблем никуда

Конечно, нам пришлось преодолеть множество трудностей, прежде чем бизнес пошел в гору. Стартовали мы с закупки каркасов. На контрактной основе для нас производили металлические каркасы, на эту статью расходов пришлось вложить 100 тыс. руб. Это были кредитные деньги — после увольнения с работы мы взяли кредит по 100 тыс. руб. каждый для того, чтобы была мотивация отдавать его и много работать. В течение года мы лишь вносили обязательный платеж, но не хотели закрыть весь долг — было желание еще попользоваться деньгами и получить из них какую-то выгоду.

Когда мы начали получать первую прибыль и она стала существенной, мы сиюминутно все инвестировали обратно в материалы, в людей, в оборудование и т.д. Так продолжалось порядка 2 лет, это было самое тяжелое время для всех нас и наших семей, ведь мы не приносили домой абсолютно никаких денег и жили только надеждой на то, что скоро получится выйти на хороший плюс и все ежемесячные вложения дадут плоды. На сегодняшний день у компании нет долгов, но в скором времени мы планируем обновить и автоматизировать весь парк оборудования, поэтому придется снова обращаться в банк за выдачей кредита.

Еще одна трудность, с которой пришлось столкнуться — с поставщиками оказалось все очень непросто, из-за чего по сей день мы оптимизируем закупки и находимся в поисках лучших вариантов, а также договариваемся о новых условиях и более выгодных ценах. Сегодня на нашем производстве присутствуют материалы из Индии, Китая (только фабричный и качественный материал) Турции, России. Проблем с закупкой хватает, но тут самое главное — выставить правильный механизм общения с поставщиком. Кроме того, очень часто сталкиваемся с тем, что не все хотят признавать брак, не всегда на складе есть необходимая продукция, да и приходится постоянно проверять качество закупочного товара.

Наш бизнес требует систематического контроля, поэтому отдыхать не приходится.

Когда есть к чему стремиться

Что касается вопроса себестоимости продукции, то она не такая уж и низкая: после 2014 года из-за повышения курса доллара себестоимость серьезно выросла, для покупателей это стало серьезным ударом по кошельку. Конечно же, нам пришлось снизить доходность, чтобы хоть как-то быть доступнее для потребителей. Сейчас мы снижаем себестоимость товара за счет того, что закупаем большой объем материала. Благодаря этому получается сэкономить на транспорте, накладных расходах, но только не на материале!

Если в цифрах, то компания за последний год сделала оборот больше 50 млн., но это капля в мебельном бизнесе, поэтому нам есть куда расти и чему учиться. Порядка 15 тыс. ед. столов и 16 тыс. ед. стульев было продано за прошлый год. В год мы растем на 40-50%. Для сравнения: в первый месяц запуска производства мы произвели всего 60 шт стульев, это было очень тяжело, ведь с партнером вдвоем весь день и всю ночь впервые сами изготовили их, учились шить, красить.

К слову: после первой покраски мы на следующий день отравились т.к. забыли о защите дыхательных путей. Получив за эту партию свои первые 100 000 руб. нашему счастью и амбициям не было предела, на все деньги мы закупили материал для дальнейшей работы. Так и понеслось…

Мы стали активно продавать, захватывать регионы, искать дилеров и партнеров. Начались бесконечные командировки с полной машиной товара, который мы раскидывали почти бесплатно. В общем, развиваться было довольно непросто. В первые 3 года мы увеличились ровно на 100% в объеме производства. Сейчас этот показатель равен только 30-40%, я думаю, этот период временный. В настоящее время укомплектована сильная и компетентная команда, которая в ближайший год покажет хорошую динамику роста.

Из-за того, что для нашего бизнеса свойственна сезонность, столы и стулья пользуются особенным спросом осенью и зимой. Но мы эти трудности переворачиваем в возможности, а именно — активно готовимся к предстоящему сезону, разрабатываем новые модели, оптимизируем существующие позиции, заходим на новые рынки более активно. Рекламу всегда нужно пробовать, щупать, тестировать, никогда не знаешь для какого сегмента что будет качать и давать результат.

Секрет успеха — быть лучше конкурентов

Наше отличие заключается в сервисе, который мы можем предоставить: в высоком обслуживании клиентов, постгарантийном обслуживании и решении проблем на всех уровнях. Кроме того, немаловажную роль играет оперативность в доставке за самые маленькие деньги, которую организует наш логистический отдел. От момента изготовления до доставки покупателю может пройти всего 7 дней, при этом совсем не важно, где находится покупатель, даже если заказ был сделан за 2000 км. Мы стараемся быть максимально доступными для потребителей, учитывать все пожелания и вкусы заказчиков. Чтобы быть всегда в курсе последних тенденций, мы посещаем различные международные выставки. На каждой из них мы избирательно смотрим, что из этого можно применить на рынке в России.

Реклама — немаловажный аспект

На этот год маркетинговый план стоит как приоритетное направление. В настоящее время мы оптимизируем сайт, привлекаем сторонние тематические сайты и каналы для рекламы, раскручиваем свой магазин «ВКонтакте «, правда, делаем это больше для души, т.к. он ничего не решает и стратегически не приносит результатов. В будущем мы планируем запустить Ютуб канал или блог в Instagram, но пока очень мало времени. Основная масса клиентов приводится нашими менеджерами по продажам, очень хорошо работает и «сарафанное радио».

Полезные советы новичкам

Хотелось бы оставить несколько полезных советов новичкам в этом деле: никогда и ничего не бойтесь, больше мечтайте и больше делайте. Не нужно никогда долго размышлять и вынашивать идеи, т.к. либо они очень быстро погаснут, либо вы придумаете что-то нереальное и остановитесь на полпути. Старайтесь прислушиваться к людям, которые уже прошли тот или иной путь, которые набили уже много шишек, которые имеют уровень дохода выше вашего в 5 раз. Они наверняка смогут подсказать как на том или ином уровне вашей деятельности перешагнуть на новую ступень! Чем больше вы совершите ошибок, тем больше будет опыта и результатов в жизни и в профессиональной деятельности. Не бойтесь совершать ошибки, именно они сделают вас сильным, опытным и состоятельным человеком.

Важная информация напоследок

Как заработать больше 1 000 000 руб на столах из слэбов

Почти до 40 лет я работал наемным сотрудником в разных компаниях от телекома до бьюти индустрии, руководил маркетингом, что конечно же помогло мне в моем бизнесе.

НАЧАЛО

В 2018г мне надоело работать "на дядю", поднакопил денег около 500 000р, чтобы и дело начать и хотя бы в течении полугода не переживать по доходу и уволился. На тот момент я уже знал, чем буду заниматься, для этого год изучал ютуб, форумы посвященные столярке и особенно работе со слэбами и эпоксидной смолой.

Почему выбрал именно это направление? Я понял, что тема популярная, для входа в нее особых вложений и опыта не нужно и риски минимальны, если даже и не получится.

Купил в Леруа минимально необходимый набор инструментов: фрезер Dexter за 3900р для калибровочного стола, орбитальную шлиф.машинку той же фирмы за 1900р, компрессор за 5000р, остальное все было на даче, это дрель, шуруповерт, строительный фен и ленточная шлифмашина Макита, она же танк и ручная циркулярная пила. Но это тоже все стоит не дорого, кроме танка. В общем, вот и все, что было нужно.

Ах, да! Огромное преимущество было то, что мне не надо было арендовать помещение, воспользовался теплым гаражом площадью 20 кв м в доме у родителей.

ПЕРВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ПЕРВЫЕ ЗАКАЗЫ

Я особо не вникал в каналы продаж, тк понимал по прежнему опыту маркетолога, что красивые, эффектные вещи, хорошо продаются в Инстаграм и, что основная целевая аудитория, это женщины 27-45 лет.

Еще не сделав ни одного изделия, начал постить процессы. Появились первые подписчики, лайки, комментарии. И даже вопросы от начинающих столяров, как сделать то или иное. Было забавно, что меня сразу стали воспринимать опытным мастером :)

Как только появились первые изделия, я их отфотографировал и в интерьере и на улице и сразу же разместил у себя на страничке и запустил рекламу с поста. О чудо, в первую же неделю появились первые заказчики. Что самое интересное, все хотели на заказ, так как, то не устраивал размер, то форма, то заливка.

Сначала столы были маленькие, потом больше, потом столешницы под раковину из слэбов, потом столешницы для рабочего стола и стали намечаться обеденные столешницы по 2 метра в длину. Такие у себя в гараже я переварить уже не мог.

АРЕНДА МАСТЕРСКОЙ

В августе 2019 я нашел помещение в 60 кв м рядом с домом в Москве и сразу же взял помощника, первого сотрудника.

Через два месяца мне стало уже тесно и расширил площадь до 100 кв м. В начале 2020г за месяц до карантина взял еще двоих сотрудников.

Все очень активно развивалось и я уже задумывался о расширении мастерской, как настал карантин из-за наступающего короновируса.

ВСЕМИРНЫЙ КАРАНТИН

Когда объявили карантин, я испугался, что заказов не будет. Самая страшная была первая неделя, когда люди еще не поняли что к чему и все уселись дома в ожидании. Дальше все стало оживать, хотя по улицам это было не заметно, но с тз покупательской активности лучик надежды ярко засиял.

Вопреки всему, дальше стало еще веселее, люди сидели дома и от нечего делать начали задумываться об улучшении домов и квартир. Подписчики росли, как на дрожжах, а с ними лайки, комментарии и запросы.

Я еще больше увеличил рекламный бюджет. Начался просто вал заказов, который я физически не мог переварить и стал повышать цены. И за период карантина они повысились в полтора раза и уже не снижались.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Для меня послекарантинная реальность скорее о том, что мой маленький бизнес превратился в небольшое предприятие.

В ноябре 2020г я переехал в более просторное помещение увеличив площадь в 3,5 раза. У меня появился руководитель производства, менеджер по продажам и контент-менеджер. Появились станки, пусть не промышленные, но достаточные для моих задач. Расширился ассортимент производимых изделий, теперь мы делаем не только столы, но и стеллажи, тумбы, кровати, шкафы, часы, лампы и многое другое.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Дальше, я хочу запустить мелкосерийное производство мебели из массива и аксессуаров для дома из дерева. Для этого нужно расширять парк станков и вводить новых специалистов. Это задача на 2021г.

Стол за 700 тысяч: как устроена мастерская авторской мебели

Илья Полегенько (33 года), Карен Мухтарьян (38 лет) - предприниматели из Ростова-на-Дону, основатели мастерской авторской мебели Wood Mood . Окончили Донской государственный технический университет: Илья по специальности «автоматизация и информатика», Карен по специальности «робототехника». Вместе работали прорабами, а в 2014 году после валютного кризиса основали мастерскую Wood Mood.

Wood Mood Team

Илья и Карен дружат больше 15 лет. А с некоторого времени и работают вместе. Илья после университета пошёл работать на местное телевидение, но спустя несколько лет Карен, работавший руководителем строительной фирмы, переманил его в строительство - прорабом. Илью в тот момент перестала устраивать зарплата – и он согласился. Около шести лет друзья ездили по России и занимались строительством кафе и ресторанов в крупных торговых центрах. Это приносило хороший доход, но в 2014 году всё изменилось.

«Случился кризис, который ударил по строительной индустрии сильнее, чем по другим, - рассказывает Илья. - Наши заказчики остались без средств, продолжать работать в этой сфере стало невозможно. А уходить в найм не хотелось. И тут Карену в голову пришла идея заняться созданием мебели. Дело в том, что одним из наших последних заказчиков на тот момент был ресторан русской кухни. Там было очень много дерева в интерьере – так мы впервые соприкоснулись с этой темой. К тому же Карен в своё время очень вдохновился работой зарубежных мастеров в этой области».

Мебель компаньоны решили делать из слэбов (от англ. slab - плита) – широких продольных спилов цельных участков ствола - с сохранением природных форм дерева, которые хорошо вписываются в модный стиль «лофт». Каждый такой спил уникален и имеет неповторимую фактуру и узор. Поэтому любое изделие из слэбов эксклюзивно.

Wood Mood

Хотя, конечно, одной красивой фактуры сырья недостаточно: с ним нужно уметь работать, иначе ничего хорошего сделать не получится. По словам Ильи, в начале пути они испортили немало дерева, переделывая некоторые заказы по нескольку раз.

«В нашем проекте Карен заведует производством, а я занимаюсь продажами и развитием. На старте денег у нас не было от слова «совсем» – нечем было машину заправлять, - рассказывает Илья. - Первый наш заказ был на небольшую двухметровою столешницу для барной стойки. Мы смогли его выполнить благодаря тому, что взяли предоплату. Стоимость заказа была 55 тысяч рублей, 30% составила предоплата. Копейки, конечно, но на тот момент это казалось нам огромной суммой. На эти деньги мы купили какие-то расходники, сырьё, оплатили логистику. Потом со следующего заказа опять взяли предоплату – так и начали постепенно развиваться».

Знакомые предоставили тандему начинающих мастеров небольшое помещение на 50 квадратных метров. В первой мастерской Wood Mood были бетонные стены, небольшой набор инструментов, один верстак и одна лампочка. Чтобы докупить оборудование, друзьям потребовалось какое-то время откладывать деньги.

Wood Mood

Начали они с частных заказов от людей, которые делают ремонт. А корпоративные клиенты появились только через полгода. «Первым таким клиентом был ресторан «Экспромт» в центре Москвы, - вспоминает Илья. - К тому моменту у нас уже появились станки, первые два мастера по найму (до этого мы работали своими руками). Кадры всегда было катастрофически сложно искать, но на данный момент удалось сформировать профессиональную команду. Сейчас у нас работает около 40 человек, а общая площадь производства выросла до 350 квадратных метров».

В основном Wood Mood работает с твёрдыми породами дерева: дуб, кавказский вяз (карагач), ясень. Их спилы имеют красивый витиеватый узор и высокую прочность. «Древесину такого рода нам поставляют с Кавказа, также у нас есть поставщик в Индонезии. Всё, что растет в России на Урале и за Уралом, не обладает нужными нам качественными характеристиками, и идёт в основном на экспорт в Китай», - рассказывает Илья.

Wood Mood

В работе со слэбами есть свои особенности. Перед тем, как из них можно будет сделать мебель, спилы проходят этапы сушки и особой обработки. Из-за того, что при высыхании дерево сжимается, у неопытного мастера слэбы могут деформироваться – и из них хороших вещей уже не выйдет. Также, чтобы дерево не трескалось и стало в итоге прочным «фундаментом» стола или тумбы, его обрабатывают особыми составами.

«Обработка в мастерской проходит поэтапно в разных цехах. Потом за изделием закрепляется один или два мастера, которые в дальнейшем его «ведут», - поясняет Илья. - Столы – наше приоритетное направление, но сделать мы можем практически всё. Комоды, тумбы, кровати, сервировочные и разделочные доски, подсвечники, светильники. Рестораны часто заказывают ещё стеллажи для хранения вина».

Wood Mood

Изготовление стола – самой популярной позиции Wood Mood - занимает в среднем неделю. Но от утверждения слэба до готового изделия может пройти и тридцать-сорок дней. Это происходит потому, что заказы отдаются в работу по очереди. А для некоторых заказов клиенты просят определённую породу и размеры дерева, которое приходится искать в других странах. В таких случаях на изготовление изделия может уйти до четырёх месяцев. В среднем производительность мастерской сегодня – 30 изделий в месяц.

Самый недорогой стол от мастерской Wood Mood стоил 20 тысяч рублей, а самый дорогостоящий обошёлся клиенту в 700 тысяч рублей. Последний состоял из цельных спилов длиной 6 метров (то есть был очень сложен в производстве). В числе заказчиков мастерской – многие известные люди, например, Ксения Собчак: она увидела работы Wood Mood в соцсетях и заказала обеденный стол, подставку под кулер и кровать.

Как правило, клиенты находят мастерскую в интернете. С самого старта она продвигается в Instagram, сегодня у аккаунта проекта около 100 тысяч подписчиков. «Поначалу, конечно, мы мало что знали о продвижении в соцсетях и наделали кучу ошибок, - констатирует Илья. - Первый аккаунт, который мы создали, Instagram вообще удалил через сутки. Мы тогда сразу начали беспорядочно на всех подписываться и превысили лимиты, которые установлены соцсетью».

Wood Mood

Помимо соцсетей и рекламы в директе компания пробовала многие другие способы продвижения. Плохо сработало размещение в дизайнерских интерьерных журналах. Также, по словам Ильи, не очень эффективны и телепередачи про ремонт. Ещё Wood Mood участвовал в интерьерных выставках. Тут эффект зависит от конкретного мероприятия - какие-то из них работают, какие-то - нет.

«В ближайшее время мы намерены расширять ассортимент в сфере декора и уже договорились с одним дизайнерским агентством о создании совместной лимитированной коллекции мебели, - говорит совладелец мастерской. - Такие коллаборации мы собираемся сделать регулярными. Думаю, это хороший канал развития».

Wood Mood

В основном в Wood Mood делают вещи на заказ. Компания открывала шоурум в центре Москвы, но через два года закрыла его: это оказалось невыгодно, аренда помещения и содержание менеджеров обходились слишком дорого. Есть намерение открыть точку заново в другом месте. Пока же у мастерской работает шоурум в Ростове, прямо на территории производства. Он оформлен в виде небольшой квартиры с меблировкой из слэбов.

Сегодня Wood Mood работает не только для российских заказчиков, есть клиенты и из других стран. «У нас есть русские заказчики в Чехии, Швейцарии, Германии, Франции, - перечисляет Илья. - В основном это дизайнеры, которые заказывают мебель у нас в интересах своих клиентов».

Когда мастерская начинала работу, конкурентов у неё было немного. Теперь же в ряде городов России появилось много мастерских похожего профиля. И новые проекты часто заходят на рынок с сильным демпингом. «Вытеснением с рынка это нам вряд ли грозит, у нас уже есть наработанное имя с гарантией качества. В нашем деле это важно, - говорит Илья. - Но вот клиенты, которые обращаются к неопытным мастерам, могут в итоге пожалеть. Нас пару раз даже просили взять испорченные в других мастерских вещи на переделку. Сейчас мы от такого отказываемся, конечно».

В планах у тандема предпринимателей - начать делать какое-то количество позиций для постоянного наличия. А в долгосрочной перспективе проект хотят «вырастить» до полноценной фабрики.

Деньги в стол. Как продавать столешницы из дерева и эпоксидки с маржой 100%

Деньги в стол. Как продавать столешницы из дерева и эпоксидки с маржой 100%

Иллюстрация: Личный архив Алексея Попкова

«Я нашел поставщиков древесины, которую в Екатеринбурге не купить, оплатил несколько досок, сделал из них столы и у меня получилось их продать. Маржа составила почти 100%».

Еще два года назад у Алексея Попкова было свое креативное агентство, где он был и менеджером, и арт-директором. В общей сложности графическому дизайну и сфере рекламы он посвятил 17 лет. Но наступил момент, когда прежнее дело перестало приносить ожидаемую долю удовольствия и денег.

Алексей решил сменить род занятий. Выбор пал на обработку дерева: в старших классах он подрабатывал в столярной мастерской, и запах стружек помнился как запах первых заработанных денег. Так г-н Попков оказался на курсах слесарного мастерства при колледже технологий и предпринимательства — не для того, чтобы впоследствии делать на заказ табуреты, двери и подоконники, а чтобы открыть студию по производству дизайнерских предметов интерьера. Со временем это переросло в проект TryWood, фирменным почерком которого стали столешницы из массива со вставками из эпоксидной смолы.

Обучение

«Я проштудировал все, что касается подобных образовательных программ, и нашел единственное место в Екатеринбурге, где был курс для столяров. В колледже делали так: наберут восемь желающих и запускают обучение. На тот момент, когда я к ним обратился, три человека ожидали старта уже два года. Я быстро подтянул еще людей, собрал группу, и мы начали с сентября заниматься. В нашей группе был фотограф, который делает деревянные ложки ради фана. Другой мечтал сделать сыну деревянного коня, третий задумал скамейку. Люди просто хотели что-то делать с деревом, но не знали, как. Я единственный, кто шел туда с изначальной целью делать бизнес».

Курс стоил 20 тыс. руб. и шел четыре месяца. В цехе стояли современные, отменного качества станки, с группой работал замечательный преподаватель — начало было положено.

Бизнес-модель

Изначально Алексей собирался промышлять мелкими изделиями для дома. Но, начав продавать через инстаграм разделочные доски и подносы, понял, что есть в его концепции большая брешь — а именно психология покупателя: «много» за разделочную доску готовы платить далеко не все, а за «мало» он был не готов продавать сам, потому что дорогими эти доски были от рождения и по призванию: там и дерево недешевое, и дизайнерская мысль, недешевая по определению. «Доска дороже полутора тысяч рублей? У людей не укладывается в голове, как это можно купить», — рассказывает он.

Я пришел к выводу, что единственный способ хорошо продавать такую продукцию — делать это через сегмент HoReCa. Когда люди закупают оборудование для ресторана, мало кто идет за разделочными досками в мастерскую. Как правило, все заказывается вместе с техникой.

Тогда он вернулся на шаг назад, залез в Яндекс.Директ и с удивлением обнаружил, что никто не ищет в интернете разделочные доски, а вот столешницы — другое дело.

Деньги

Первоначальные вложения в бизнес у Алексея Попкова составили 100 тыс. руб. Это обучение, минимальный набор инструментов и небольшая партия дерева. Окупились они быстро, потому что дизайнер начал делать то, что люди хотят покупать.

«За последний год я сделал какой-то невероятный скачок, потому что все время вкладываю деньги в развитие, — делится г-н Попков. — В октябре нашел поставщиков древесины вяза, которую здесь, в Екатеринбурге, не купить, оплатил несколько крупных досок и спилов, не получив на них заказ, сделал столы, и у меня получилось их продать. При этом маржа составила почти 100%. Это довольно серьезные деньги: себестоимость столешницы вышла под 40 тысяч, а продал я ее за 70. Это сколько надо сделать разделочных досок, чтобы добиться примерно такого же результата? При этом трудозатраты на производство столешницы сопоставимы с производством нескольких досок, потому что чем больше погонных метров обработки, тем проще. Иными словами, шлифовать 10 досок сложнее, чем одну столешницу. Когда я увидел, что это продается, понял, что надо двигаться в эту сторону».

Столы-реки

Бренд TryWood выпускает консоли и стеллажи, но в первую очередь ассоциируется со столами-реками. Это не изобретение Попкова: столы-реки придумал и воплотил в жизнь американец Грег Классен — он работает с американским черным орехом и стеклом. «Реки» Попкова не стеклянные, а из эпоксидной смолы. Что-то похожее делают и другие, но чаще всего либо хуже по качеству заливки, либо существенно выше по цене.

Технология эта требует кропотливости и не терпит суеты: один стол можно заливать четыре дня, а то и дольше. На большой трехметровый стол, над которым Алексей Попков трудится сейчас, уйдет 50 литров эпоксидки. На отработку технологии — чтобы смоляная вставка получалась идеально прозрачной и без пузырьков — у екатеринбургского дизайнера ушло два года.

Дизайн

Столешницы Грега стоят $6-15 тыс., и клиенты согласны покупать его видение. А ко мне иногда приходят люди, которым на мое видение плевать: они хотят столешницу, подходящую под интерьер, — рассказывает дизайнер. — Иногда они придумывают даже то, что противоречит законам физики. На разъяснения и правки уходит очень много времени. Например, у меня с июля лежит проект, который мы никак не можем доделать. Я бы хотел свести к минимуму продажи под заказ, потому что я продаю не свою способность изготавливать что-либо из дерева, а свое видение.

Сырье

Спилы вяза Алексей Попков везет из Краснодара, там же покупает дуб и ясень, если по задумке важен природный край. Обрезные доски того же дуба или ясеня проще купить в Екатеринбурге. По его словам, в городе работают около 40 столярных мастерских и есть два поставщика, которые вполне закрывают их спрос. Причем один из поставщиков занимается только экзотическими породами дерева.

«С поставщиками, которые поняли, что можно получать хорошие деньги, работая с маленькими производствами по всей России, общий язык найти легко. Есть компании, которые заточены на штучную продажу: они фотографируют каждую доску. Ты выбираешь под свою задачу, бронируешь, и она к тебе едет. Но я встречал множество поставщиков, которым вообще пофиг на все», — делится г-н Попков.

Производство

В производстве одного стола TryWood задействовано не менее семи подрядчиков: поставщики древесины, транспортные компании, которые дерево везут, поставщики смолы, масел и лаков, сварщики, мастерские, которые красят опоры, а также столярные производства, куда Попков отдает дерево для базовой обработки: распиловки и шлифовки.

На каждый заказ дизайнер закладывает минимум месяц, при этом предупреждает: сроки могут быть изменены.

«Безумие говорить, что все будет готово за две недели, потому что на любом этапе может что-то случиться. Например, недавно мне забыли положить одну доску в сборную доставку, которая шла из Краснодара. Десять досок приехало, а одна — нет, а она у меня первая в производстве. И вот пришлось еще три дня ждать эту доску (причем, это очень быстро — обычно жду неделю-полторы). Или приезжаешь за смолой — а ее нет, будет послезавтра. По каждому второму заказу сроки сдвигаются», — рассказывает Алексей.

Продажи

Ценник на столы TryWood начинается от 30 тыс. руб. за журнальный столик и может превышать сотню тысяч за обеденный стол. Большинство заказчиков приходит к Попкову через соцсети: Инстаграм и Фейсбук. Причем в Фейсбуке на продажи хорошо работает личная страница дизайнера. По его словам, три-четыре запроса по поводу цены выливаются в один заказ. Обращаются люди из Екатеринбурга, Москвы, из северных городов. Несколько заказов поступило из-за границы. В перспективе Алексей намерен «оторваться от рубля» вовсе.

Через офлайн, напротив, продажи не пошли. Несколько изделий TryWood стоит в интерьерных бутиках Екатеринбурга уже год. По согласованию с менеджментом магазинов Попков отдал свои столы на реализацию по себестоимости, а с продажи должен получить гонорар. Но, с его слов, там не могут ничего продать, потому что не способны даже отличить дуб от ясеня. Теперь магазины хотят вернуть деньги и отдать обратно выставочные образцы, которые кое-где уже поцарапаны и отчасти потеряли товарный вид.

Из этого опыта дизайнер извлек урок: продавать надо самому. Тем более, если это получается. Сейчас у Алексея есть идея открыть шоу-рум для российских клиентов, а потом попробовать зайти на рынок Европы и Америки. В том, что его продукция будет востребована, г-н Попков не сомневается.

Стул на вырост: как в кризис построить бизнес на столярном производстве

Илья Филин

После института я устроился в строительную компанию на работу по специальности. Спустя какое-то время ушёл, и у меня появились мысли по поводу развития своего бизнеса. Первые мои проекты были сезонными, так что денег в целом не хватало. Я на какое-то время возвращался к работе в найме, но не надолго.

В этот период я встретился со своим одноклассником Максимом в Тольятти, он работал в той же сфере, что и я, и тоже хотел уйти из неё. Максим пытался создавать разнообразные изделия из дерева на производстве у знакомых. У меня в Самаре тоже был гараж-мастерская, где я создавал картины, фигурки и прочие штуки. Кроме того, моим хобби и дополнительным заработком было создание сайтов и интернет-продвижение.

На тот момент у меня было понимание, что один человек не сможет одновременно заниматься производством и продажами. Поэтому мы с Максимом решили объединить усилия в одном проекте, где разделили обязанности. Максим взял на себя производство, а я – бюрократию, юридические вопросы и рекламу. Мы стали делать винные столики, подставки для виски и пива, разные другие вещи из дерева той же тематики под маркой Welovewood.

После того, как сразу несколько клиентов заказали у нас винные столики, мы решили сосредоточиться на них. Поначалу работали на производстве знакомых Максима в Тольятти. Когда удалось достичь достаточно крупных объёмов – оборот достиг 100 тысяч рублей в месяц, это было больше, чем давало то производство для собственной продукции, нас попросили съехать.

Так в 2020 году мы переехали в бывший байкерский клуб: пять гаражей, объединённых в один, общей площадью около 100 квадратных метров. Мы оборудовали там мастерскую, докупив самый дешёвый на рынке ЧПУ-фрезер за 60 тысяч рублей и ещё немного инструмента. С этого момента стали развиваться более планомерно.

Welovewood

Полгода проработали там. В целом всё было хорошо, но затем настал февраль, и стало ясно, что отопление в мастерской не справляется с зимой: работать было можно только с тепловыми пушками и радиаторами. Когда мы получили первый счёт за электричество в 25 тысяч рублей, то решили, что такие условия нам больше не подходят.

Взамен удалось оперативно найти бывшее кондитерское производство площадью около 200 «квадратов». Оно было не самым удобным по планировке, но располагалось на цокольном этаже, и отопления там не было в принципе – поэтому летом было прохладно, а зимой тепло. Мы продолжали постепенно закупать профессиональное оборудование, сменили фрезер на более качественный и снова вышли на новый уровень: стали производить около 20 крупных изделий в день.

Спустя ещё полгода в здании начались проблемы, связанные с пожарной безопасностью. Стали повторяться ситуации, когда наше производство могло простаивать по несколько дней из-за приехавших пожарников. Было очень неудобно работать.

В итоге собственник помещения стал предлагать нам переоборудовать его на несколько сотен тысяч рублей (хотя очевидно, что это было его обязанностью). Решили снова переехать – несмотря на то, что для перевозки нашего нового фрезера нам потребовались услуги бригады такелажников за 70 тысяч рублей и подъёмный кран.

Новое помещение нашли довольно быстро в бывшей типографии – технопарке «Современник». Это четырёхэтажное здание с высотой потолка около 5 метров. Там расположено много разных производств – и мы стали одним из них. Сначала сняли 100 квадратных метров, потом – ещё 60, и далее ещё 70. Сейчас остаёмся там, и нас всё устраивает.

Welovewood

В частности, оказалось очень удобным работать рядом с другими производственными компаниями: если вдруг мы понимаем, что чего-то не знаем, мы можем обратиться к ним за помощью – или помочь сами. Получается такое хорошее партнёрство с коллегами.

Другой сложностью, помимо поисков помещения, для нас всегда были поставки материалов. Мы работали с деревом, пожалуй, всех пород (кроме сосны). Но самыми приятными в обработке были ясень и дуб. Закупали в основном самыми ходовыми щитами формата 600 х 1400 см. На старте проекта один такой щит стоил около 1 тысячи рублей, в начале текущего года – уже около 2 тысяч рублей, а сегодня он обходится в 2,5 тысячи.

С поставщиками в целом всегда было трудно: многое уходит на экспорт, в России остаётся немного качественной древесины. Мы пробовали решить этот вопрос, договорившись с партнёрами на Дальнем Востоке. Но они показались нам не особенно благонадёжными, поэтому от такой идеи отказались. В итоге просто приняли ситуацию как данность.

У нас с самого начала была мысль производить товары, не привязанные к подарочной теме – чтобы не зависеть от сезонности. Но на старте для этого просто не было возможностей, а потом мы долгое время не могли определить, что это всё же может быть. Теперь, когда производство достигло достаточной мощности, можно было этим заняться. После того, как мы попробовали создавать разные вещи, остановились на направлении «растущих» детских стульев: обратили внимание на то, что в других компаниях они продаются очень хорошими объёмами.

Около полугода мы разрабатывали конструкцию стула, прорабатывали аксессуары и в 2022 году вышли с продажами этого изделия на все торговые площадки под брендом Klapp Kids. В развитии нового направления нам помог небольшой грант от государства в размере 250 тысяч рублей.

Пока мы продаём только один вид стула, но с возможностью докупить аксессуары. Само изделие стоит 12 490 рублей, к нему можно докупить раскладной столик, и вместе с ним стоимость составляет 15 0000 рублей. Стул могут использовать дети от 9 месяцев до 12 лет. Сейчас мы в поиске производителя подушек – тогда комплект для стула будет полным, не придётся разыскивать нужные дополнения в других местах.

Welovewood

На рынок мы изначально выходили в сегменте «выше среднего»: первые наши винные столики стоили 5,3 тысячи рублей. Но постепенно за счёт объёма цену получилось снизить до 4 тысяч за самый премиальный продукт. А самый ходовой и недорогой наш столик сейчас стоит 2 000 рублей.

Если говорить про наш стул, то такой товар сложно назвать уникальным. Мне кажется, уже каждое столярное производство пробовало заходить в эту нишу. Но мне хотелось, чтобы наш стул был идеальным, и мы много времени вложили в оттачивание его деталей и конструктивных особенностей.

Поэтому, когда мы его выпускали, ожидания были большими. Он складной, красивый, из натурального дерева – такие на рынке делают не более трёх компаний. Так что мы думали, наш продукт прямо «залетит». Но нет, пока с продажами тяжело.

Плюс мы столкнулись с тем, что эту продукцию необходимо сертифицировать. Ведь, в отличие от прочего нашего ассортимента, она детская. В ближайшее время ждём эти документы, а пока можем размещаться далеко не на всех маркетплейсах.

Welovewood

Многие вещи со временем ушли из ассортимента из-за несоразмерности трудозатрат и прибыли: стало понятно, что за то время, которое уходило на, скажем, пивницу, можно было сделать два столика. Какие-то товары оставили только для работы под заказ. Сейчас из ассортимента небольших изделий хорошо себя показывают различные подносы, подставка для кофейных капсул (наш второй продукт по объему продаж на сегодня).

С самого начала нашим главным каналом продвижения был Instagram. На втором месте по объёму продаж был наш сайт, на третьем – Ozon. Потом мы подключили Wildberries и «Яндекс.Маркет». Вскоре основным каналом стал Wildberries, на нём оказалось 70% продаж, остальные 30% приходились на все прочие каналы.

Welovewood

Потом конкуренция на маркетплейсах выросла, и наш объём продаж там стал чуть меньше – примерно 50% в общей доле. Далее с прошлого июня у нас активизировался Ozon, мы попали там на первые строчки – и 50% выручки стало уже там. Сегодня где-то 40% на Ozon, 30% – «Яндекс.Маркет» и Wildberries, остальное – соцсети и сайт.

Пандемия сыграла нам скорее на руку: в этот период люди активизировались на маркетплейсах, а также стали покупать больше вещей в дом. А вот текущий кризис 2022 года отразился на нашем проекте плохо. Во-первых, явно снизилась покупательская способность. В частности, в этом году мы хорошо подготовились к праздникам, забили склады, а в итоге продаж 8 марта почти не было. И тот товар до сих пор остаётся на складе. Хотя ближе к лету спрос вроде начинает оттаивать.

Во-вторых, у нас больше нет возможности продвигаться в заблокированном Instagram, на альтернативные соцсети перейти непросто, а контекстная реклама стала дороже. Всю нашу рекламную стратегию по новому продукту мы изначально планировали в Instagram. Теперь приходится переориентироваться.

Welovewood

До нового года оборот проекта, по нашим меркам, был огромным: мы производили до 60 столиков в день. Люди скупали больше, чем мы могли произвести. Мы всегда практиковали сдельную оплату труда: сотрудники получали тем больше, чем больше производили. И вот перед новогодними праздниками наши ребята хорошо заработали.

А затем последовал сильный спад, чему мы удивились. Обычно затишье в январе занимало пару недель, после чего снова следовал подъём к 23 февраля. В этот раз было не так, плюс потом случились геополитические события. Спрос начал восстанавливаться только сейчас, в мае.

В ближайшее время мы планируем начать производство новых изделий, которые сейчас пользуются спросом, а также выходить в офлайн-магазины. Сейчас ждём нужных сертификатов для этого. В целом, хотя наш «винный» ассортимент весь у нас пока сохраняется, далее мы хотели бы развиваться в детской тематике.

Илья Филин

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

Читайте также: