Круглый стол ко дню россии

Обновлено: 17.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Сценарий круглого стола

«Конституция России – путь к

продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, о её истории, расширить представления учащихся о современной государственной символике.

- вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах человека;

- формировать правовую культуру учащихся;

- воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны;

к государственным символам России.

Ведущий 1: В преддверии государственного праздника Дня Конституции 12 декабря, мы поговорим об основном законе, а также вспомним историю государственной символики. Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

И - инициатива, инаугурация;

У - управление, урегулирование, установление;

И - институт, исполнитель;

Я - «я» - личность, «я» - гражданин..

А, что такое конституция?

(Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан).

Ведущий2: Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.

В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.

Ведущий 3 : История Российской Конституции.

23 апреля 1906 года Николай II издал «Основные государственные законы». Документ состоял из преамбулы и 5 глав: о существе верховной самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о законах, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров, министрах.. Фактически эти законы являлись первой русской конституцией.

Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года 5 Всероссийским съездом советов. Эта конституция заложила основы нового социалистического строя и новой советской государственности. Конституция СССР принята 31 января 1924 года II Всесоюзным съездом Советов. Главная цель конституции СССР 1924 г. – отразить природу и структуру СССР. 2-я конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Особенностями этой конституцией стали: закрепление принципа плановой экономики, увеличение числа союзных республик и усиление позиций центра, провозглашения большего объема прав и свобод человека, и т.д. Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва. В ней провозглашались отказ от принципов диктатуры пролетариата, установление руководящей и направляющей роли КПСС, более широкое регулирование статуса личности. В начале 90-ых гг. возникла необходимость коренных конституционных реформ. 12 декабря 1993 г. конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

Ведущий 4: Символы Российской Федерации .

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

- Когда сложились современные символы России?

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

(В течение рассказа используются слайды презентации

« « Конституция – Основной закон государства. Символы РФ».

На обсуждение вынесены следующие проблемные вопросы:

1.Почему в начале 1990-х годов появилась необходимость принятия новой Конституции РФ?

2. Как принималась Конституции РФ 1993 года?

3. Конституция РФ и проблемы укрепления российской государственности и единства страны.

4. Конституция РФ и проблемы становления правового государства в современной России. Факторы, способствующие и препятствующие строительству правового государства в России.

5. Конституция РФ и гражданское общество в России: реальность или утопия?

6. Права человека и борьба с терроризмом в России и мире: что важнее?

7. Конституция РФ: отражение реалий или проект будущего страны?

8. Права и обязанности гражданина России.

9. Российская республика: президентская или парламентская?

Сегодня в России, наряду с демократическими процессами, развиваются негативные тенденции и существует множество нерешённых проблем: коррумпированность представителей власти, произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности, экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов и т.д.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ : Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

1. Тема синквейна

2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему

3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме

5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение

регулирует, закрепляет, обеспечивает

Конституция – обладает высшей юридической силой.

Конституция – закон, основа демократии.

“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”

20 ноября – День прав ребенка

10 декабря – Всемирный день прав человека

12 декабря – День Конституции РФ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект "Конституция России - путь к правовому государству"

Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России.


Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ. Необходимость появления такого проекта вызвано следующими обстоятельствами. Для ка.


Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»

Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя .


Конституция России – путь к правовому государству.

Классный час на тему "Конституция России-путь к правовому государству".

Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»

Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд.


Сценарий круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»

Проведение круглого стола в 6-7 классах совместно с родителями.


Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся предложения по орган.

Круглый стол на тему "За нами Россия!"

Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

· Усиление патриотических качеств личности.

· Расширение кругозора учащихся

· Повышение интереса к истории Отечества

· Развитие эмоциональной сферы.

Ход круглого стола:

Эпиграф:

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята. Прежде чем приступить к обсуждению темы нашего круглого стола, я бы хотела вас попросить вот о чем: на ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

Дети отвечают.

Учитель: Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Дети называют.

Учитель: Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

Учитель читает стихотворение “За селом на рассвете.

За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

Учитель : Ребята ответе нам пожалуйста на некоторые вопросы.

Вопрос 1. Как называли нашу страну от древних времен до наших дней?

Ответ. Киевская Русь, Российская империя. Российская Республика, СССР, Российская Федерация.

Вопрос 2. Кто является главой нашего государства?

Ответ. Президент Российской Федерации.

Вопрос 3. Назовите государственные символы России.

Ответ. Флаг, герб, гимн.

Вопрос 4. Какое дерево традиционно считают символом России?

Учитель:

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.

Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?

Учитель : Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения.

Учитель : Стихотворение В. Бокова “Откуда начинается Россия?”.

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Учитель : Многие из вас говорят: “Мы любим Родину”. Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает, о Родине. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её завтрашний день.

Сценарий на круглый стол "Все мы твоя, Россия дети"

- Просим всех подняться со своих мест. Под гимн Российской Федерации стоять смирно!

Звучит Гимн РФ

- Вольно! Займите свои места.

- Сегодня мы собрались за нашим круглом столом «Все мы твои, Россия, дети!»

- Наш круглый стол посвящен двум знаменательным датам.

- Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отметит праздник «День народного единства».

- Праздник День народного единства совсем молодой, ему всего 11 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник.

- Этот праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери. (пауза)

- 16 ноября - весь мир отмечает день Толерантности .

- Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

- Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

- И в преддверии этих праздников мы собрались вместе, чтобы еще раз осознать, что народ России един, а народ – это мы!

- Живут народы разные

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина у каждого

У нас у всех одна.

- В сентябре мы запустили 3- х этапный конкурс «Широка страна моя родная!».

- 1 этап - конкурс плакатов.

- 2 этап - конкурс презентации.

- 3 этап – круглый стол подведение итогов.

- Начнем с приятного

- Для награждения победителей и призеров конкурса плакатов и презентаций «Широка страна моя родная» приглашается_____________________________________________________

Награждение

- А мы продолжаем дальше.

- И, прежде всего мы хотим представить гостей и участников нашего круглого стола.

- Председатель Совета Ветеранов Мамыкина Вера Викторовна.

- Заведующая музеем Куклева Татьяна Викторовна.

- Преподаватель спец. дисциплин Тарасенко Ольга Геннадьевна.

- Заведующая директора по УВР Рокунова Алла Сергеевна.

- Педагог – организатор Ошарина Анна Евгеньевна.

- Студентки 1ТП группы Филиппова Ксения, Краснова Дарья.

- Студенты 1 ТО группы Соловьева Виктория, Чистяков Сергей.

- Студентки 1 Д группы Неумолина Дарья, Ковалева Мария, Горелова Татьяна, Исакова Ирина.

- Студенты 1-Э группы (Мастер производственного обучения Смолина Надежда Алексеевна).

- Студентка 17 группы Бахина Татьяна (Мастера производственного обучения ___________________________________________________________________________________________________________________________________

- Студентки 3-4 ТП группы Молчина Любовь, Долгова Дарья (Классный руководитель Люлин Дмитрий Владимирович)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- Студентки 5-6 К группы Яцура Екатерина, Амбарова Вера

- Россия. Как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье – русская душа.

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом – Русь!

- Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.

- Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ.

- Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

- В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.

- Слово предоставляется преподавателю спец. дисциплин Тарасенке Ольге Геннадьевне

Выступление Тарасенки О. Г.

-Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

-По плотности населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах-«миллионниках»: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.

- Численность крупнейших мегаполисов России составила: Москвы – более 10 млн. человек, Санкт-Петербурга – около 5 млн. человек.

- Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира.

- Мы живем в Нижегородской области! У нас есть широкие поля, бескрайние леса,… И все это наша Россия!

- В Нижегородской области проживают 146 национальностей.

- Наиболее многочисленные народы которые проживают в Нижегородской области это: русские, татары, мордва, украинцы, чуваши, армяне, азербайджанцы, марийцы, буряты.

- Большую часть населения составляют, конечно, русские .

- Ру́сский народ (до начала XX века превалировал этноним « великороссы ») — восточнославянский этнос , самый многочисленный коренной и де-факто государство образующий народ России .

- Как прекрасен наш русский язык.
Из вечной бронзы выкован
Извечный русский выговор,
Чеканное, глубокое
То аханье, то оханье.
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.

- Более подробно нам расскажет про русский народ студентка 17 группы Бахина Татьяна.

Презентация «Русские»

- Русская культура богата не только стихами, народными танцами, но и своими песнями.

- Вашему вниманию предлагаем русский народную песню «Валенки».

Музыкальная композиция «Валенки»

- Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

- Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.

- Каждый человек неповторимый.

- Он — индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто неинтересно.

- Буряты - монголо-язычный народ Сибири.

-Его общая численность в мире составляет 520 тыс. человек.

- Существуют разные гипотезы происхождения бурятского народа. Часть ученых считает, что буряты появились на Байкале и оформились здесь как народ в результате миграции их предков из других районов этого обширного региона. Предками бурят по этой гипотезе были древние тюрки.

- Другие считают, что предками бурят были протомонголы, обитавшие в районах Центральной Азии и в Северном Китае. Третьи считают, что предки бурят всегда обитали вокруг Байкала.

- Более подробно нам расскажут про бурятский народ студенты 1 Э группы Шалаев Александр и Морозов Михаил.

Презентация «Буряты»

- Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиций, костюма, традиционных занятий и промыслов.

- Большинство этих народов сохранило свое своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур - достояние всей страны.

- Человек и природа, искусство и природа веками жили во взаимосвязи. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты, и все это формировалось в процессе труда.

- Народ мордва – крупнейший финноязычный этнос российской Федерации и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и – более редко – далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны.

- Более подробно нам расскажут про мордовский народ студенты 3 ТП группы Долгова Дарья и Молчина Любовь.

Презентация «Мордва»

- У нас во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей страны.

- Все они дружат и говорят между собой на русском языке.

- Казахи – один из крупнейших тюрко язычных народов.

- В мире их насчитывается 14 миллионов человек.

- Казахи проживают в, России, Китае, Монголии, Узбекистане, Киргизии, Иране, Афганистане, Пакистане, Турции, Германии, но до недавнего времени не составляли большинства даже в своей стране.

- Более подробно нам расскажет про казахский народ студент 1 ТО группы Чистяков Сергей.

Презентация «Казахи»

___________________________________________________________________________________________________________________________________

- Русские, казахи, мордва и буряты. Мы черные, и русые, и смуглые, и белые. На земле родной. Живем мы все большой и дружной семьей. О, как прекрасна Россия! Ее русские поля. Ее луга, леса, пригорки. И благодатная земля.

- Дорогие друзья, сегодня мы познакомимся с культурой разных народов.

- Познакомились с национальной кухней.

- Нашим студентам представилось приготовить национальную кухню своей нации, конкурса «Широка моя страна родная!».

Презентация национальной кухни

- Дорогие участники и гости круглого стола мы прерываемся на 10 минутный перерыв – кофе - брейк.

Кофе - Брейк

- Ну что продолжаем дальше.

- Мы предоставляем слово заведующей музеем Куклевой Татьяне Викторовне.

Презентация «Техникум»

- Все мы граждане России – ее настоящее и ее будущее. От нас зависит процветание и развитие державы.

- Нет силы большей, чем народ,

У каждого в душе живет

Кусочек целого, большого,

На Родине ты, словно дома,

И каждый по душе твой брат,

И видеть лица ты их рад,

Народ един, это твой мир,

Твой оберег от лихих сил,

И дом твой – где нарой твой есть,

Мы вместе – сила, доблесть, честь,

И нужно вместе быть всегда,

И не пугает нас беда!

- Будем вместе держаться и друг за друга стоять, будем силу нашу умножать и умножать – чтобы в нужное время ее использовать, как это сделал Кузьма Минин много лет назад.

-Торжественное собрание, посвященное Дню Народного единства, Дню толерантности, объявляется закрытым.

- Звучит гимн Российской Федерации! Равнение на флаг!

- Вольно! Прошу всех занять свои места. (пауза)

- Дружба народов — не просто слова, Дружба народов навеки жива. Дружба народов — счастливые дети. Колос на ниве и сила в расцвете.

Есть сила на Земле

Она навеки нас объединила,

То сила дружная,

Что роднит народ,

Для 100 ручьев – одна большая чаша.

- Вот и подошел к концу наш праздник.

- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей.

- Давайте помогать друг другу в трудную минуту.

- Давайте никогда не ссориться.

- И скажем, друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего -Леопольда «Ребята, давайте, жить дружно!»

Круглый стол, посвященный Дню народного единства.

- 16 ноября - весь мир отмечает день Толерантности.

- И, прежде всего мы хотим представить гостей и участников нашего круглого стола.________________________________________________________________

- Слово предоставляется студенту

Выступление

- Большую часть населения составляют, конечно, русские.

- Более подробно нам расскажет про русский народ студентка группы

- Вашему вниманию предлагаем русскую народную песню «Валенки».

- Буряты - монголо-язычный народ Сибири.

-Нет силы большей, чем народ,

В Уфе прошел круглый стол «Я горжусь тобой, Россия», посвященный Дню России и Году памяти и славы

Организаторами круглого стола выступили Администрация Главы Республики Башкортостан, ГАУ Центр гуманитарных исследований Министерства культуры Республики Башкортостан, ГБУКИ Национальный музей Республики Башкортостан, Молодежная общественная палата при Совете ГО г. Уфа Республики Башкортостан, ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет.

В рамках работы круглого стола участники затронули темы укрепления общегражданских ценностей и сохранения национальной культуры народов Республики Башкортостан, патриотического воспитания детей и молодежи, вопросы изучения и преподавания истории, сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации истории России.

В работе круглого стола приняли участие представители общественных организаций, органов власти, преподаватели и студенты вузов.

Открыл круглый стол Марданов Марат Хамитьянович, который вкратце остановился на истории возникновения праздника и его современной официальной трактовке, а затем напомнил собравшимся о том, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы. В связи с этим выступающий затронул тему освещения событий Великой Отечественной войны.

С приветственным словом, к собравшимся обратился заместитель заведующего отделом политического планирования и проектирования Управления Главы Республики Башкортостан по общественно-политическому развитию Аглиуллин Ильмир Зульфатович, который отметил большое значение проводимого мероприятия в условиях объявленного Года памяти и славы, Дня России с точки зрения патриотического воспитания.

К этому мнению присоединилась первый заместитель министра культуры Республики Башкортостан Лапшина Наталья Михайловна, которая отметила, что данный круглый стол направлен на формирование патриотизма, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и правдивое освещение истории Отечества. Затрагивая вопросы развития патриотизма, выступающая отметила, что это важная составляющая работы по воспитанию молодежи.

Первым слово для выступления было предоставлено М.Х. Марданову, который отметил, что особое значение для поддержания патриотизма и выработки конструктивной повестки будущего играют героические страницы прошлого. Память о таких событиях позволяет нам сохранять веру в свои силы и видеть перспективы собственного существования. Историческая коммуникация осуществляется посредством поминовения особо чтимых исторических дат и годовщин. В текущей повестке для нашей страны наиболее значимым является 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

М.Х. Марданов обозначил существующие разрывы преемственности в восприятии своей истории и идентичности, деструктивные информационные стратегии, направленные на трансформацию исторической памяти, представляющие фундаментальную угрозу национальной безопасности. В связи с этим была актуализована задача – «защитить правду о Победе».

М.Х. Марданов отметил, что ощущается острая потребность в обобщении позитивных практик по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, разработке и внедрении новых механизмов укрепления гражданского единства в соответствии с актуальными вызовами и угрозами. Внимание научного сообщества в сложившихся условиях, должно быть направлено на широкий спектр задач по поддержанию выработанного консенсуса между региональной и общероссийской историей.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, основатель ООД «Поисковое движение России в Республике Башкортостан» Ильдар Зиннурович Бикбаев рассказал об иностранных гражданах, воевавших в частях Красной армии и их вкладе в достижение Победы в Великой Отечественной войне, а также деятельности поисковых отрядов на полях бывших сражений Великой Отечественной войны. Докладывая о результатах исследовательской работы в архивах и музеях, Ильдар Зиннурович Бикбаев привел копии с документов, свидетельствующих о том, что в рядах Красной Армии храбро сражалось достаточно много политэмигрантов из Западной и Восточной Европы.

Член Совета при Главе РБ по правам человека и развитию институтов гражданского общества, председатель Президиума Коллегии адвокатов «Гильдия российских адвокатов по РБ» Валерий Османович Аббасов отметил важность проведения всероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ в 2020 г.

Генеральный директор ГБУКИ РБ Национальный музей Республики Башкортостан Марат Минигалеевич Зулькарнаев, рассказал собравшимся о Деятельности Национального музея Республики Башкортостан по сохранению национальной культуры народов Республики Башкортостан.

Выступление председателя Молодежной общественной палаты при Совете ГО г. Уфа РБ. Софии Сергеевны Ангели было посвящено вопросам гражданской идентичности российской молодежи. София Сергеевна, приводя результаты собственного социологического опроса, отметила, что современная молодежь переживает кризис гражданской идентичности, то есть молодежь на вопрос «Кто я» идентифицирует себя, в первую очередь, с этнически-конфессиональной группой, во-вторую, с профессиональной группой, в третьих – гендерной, семейно-брачной, гражданская идентичность же в этом рейтинге занимает последние позиции. В своем докладе Ангели С.А. также коснулась факторов кризиса гражданской идентичности молодежи и озвучила рекомендации органам власти.

В своем докладе директор ГБУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан, кандидат социологических наук Ильгиз Замфирович Султанмуратов подробно остановился на проблеме фальсификации истории, её современных образцах и путях противодействия данному явлению. Выступающий отметил, что фальсификация истории происходит не только в зарубежной, но и, что более опасно, в отечественной исторической науке. Противодействием данному явлению должны заниматься, с его точки зрения, в первую очередь, экспертное сообщество и профессиональные историки.

Заместитель директора ГБУ «Центр патриотического воспитания РБ» Арсен Альбертович Зинатуллин свое выступление посвятил совершенствованию системы патриотического воспитания на примере работы Регионального отделения Движения «Юнармия» Республики Башкортостан.

Профессор кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления БашГУ, доктор исторических наук Рустем Асхатович Хазиев сконцентрировал внимание собравшихся на теоретико-методологических вопросах изучения истории России.

Руководитель Центра допризывной подготовки Института истории и государственного управления БашГУ Рустэм Рафикович Шагабутдинов посвятил свое выступление механизмам и технологиям патриотического воспитания молодежи, благодаря которым повысилась мотивация молодежи к службе в армии.

Директор НОЦ «Теология» Института истории и государственного управления БашГУ, кандидат философских наук Акбашева Дилара Хамбаловна в своем выступлении, посвященном межрелигиозным отношениям в современной России, отметила, что традиционные религии России учат миру, добру и взаимопониманию между народами. По этой причине их нужно уважать, но не допускать фанатизма.

Эксперт комиссии по вопросам истории и развития башкирского народа Исполкома МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир» Нурислам Мирхайдарович Калмантаев выступил по теме «Идеи интернационализма в СССР и современной России». В рамках заявленной темы исследователь рассказал о влиянии идей интернационализма на развитие советской и постсоветской экономики. Выступающий отметил, что благодаря идеям интернационализма государственное и экономическое строительство осуществляли все народы СССР.

В заключение участники круглого стола обменялись мнениями по вопросам, которые обсуждались в ходе мероприятия и выразили надежду, что подобные научные собрания станут ежегодными.

Читайте также: