Круглый стол для педагогов доу темы

Обновлено: 17.05.2024

• обсудить конкретные практические возможности модернизации и оптимизации РППС.

Участники : педагоги ДОУ

Форма проведения : «Круглый стол» не является синонимом понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями, которая в наибольшей степени способствует реализации целей.

Оборудование : мультимедиа, экран

Предварительная работа :

- Анализ педагогами РППС групп.

- Игра-имитация в реальной среде группы: разыгрывание различных педагогических ситуаций в реальном пространстве группы (педагоги выступали в роли и детей, и воспитателя). На основе личностного и эмоционального опыта педагогов, полученного в игре, выстраивалось обсуждение в рамках данного мероприятия.

Ход мероприятия :

1. Мотивация к деятельности

Данную тему мы обсуждали с вами в прошлом учебном году на уровне пространства детского сада, говорили о дизайне, стилистике, цветовом оформлении; также все педагоги провели анализ среды на рабочих местах (с результатами мы познакомились); кроме того, у нас с вами был интересный опыт непосредственного погружения в среду, который ляжет в основу нашего сегодняшнего разговора.

В условиях реальной группы мы действовали с позиции ребенка и воспитателя, чтобы лучше понять возможности организации деятельности в существующей среде.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

• Перечислите требования и принципы организации РППС, изложенные в ФГОС ДО.

Давайте проверим, насколько полно нам удалось осветить данный вопрос. – слайд 4

Позвольте представить вам результаты анализа РППС, проведенного педагогами в своих группах. – слайды

Давайте вернемся к опыту нашей игры-имитации.

• По какому принципу вы выбирали поле для своей деятельности, когда играли роль ребенка?

• Было ли вам интересно действовать с игрушками и материалами, которые находились в группе?

• Какие эмоции, связанные с окружающим пространством, вы испытывали, находясь в роли ребенка? в роли воспитателя?

• Что из материалов, центров, групп вызывало наибольший интерес? На какие зоны / материалы вообще не обращали внимание?

• На основе игрового опыта считаете ли нужным вести работу по изменению среды в своей группе?

Вы можете выразить ваше отношение, не объясняя его и не анализируя причин.

Педагоги рассказывают о своих чувствах и эмоциях, которые они испытывали во время игры.

А теперь предлагаю поговорить о конкретных фактах:

• Что может делать ребенок в игровом уголке «Парикмахерская» (перечислите конкретные действия детей и как часто они их осуществляют);

• Перечислите возможные конкретные действия в уголке исследований; как ребенок может догадаться, что он может / должен делать?

• Расскажите о правилах использования музыкального уголка, для каких целей он служит в группе; как решается вопрос комфорта других детей (шум, громкость).

3. Выявление причины затруднения

• Какие объективно слабые стороны можно выделить в традиционной среде нашего детского сада?

Слабые стороны, названные педагогами:

- наличие формальных «мертвых» уголков, которые занимают место и не служат организации какой-либо деятельности (музыкальный, двигательный, театральный, парикмахерская);

- излишек материалов в отдельных зонах (настольные игры, пазлы);

- не всегда учитываются гендерные особенности: мальчикам нужно большое горизонтальное пространство, девочкам – уютное вертикальное (объективно – в некоторых группах этому уделяется внимание);

- не во всех группах есть уголки уединения, у детей нет возможности побыть в одиночестве, когда это необходимо;

- уголок ИЗО содержит материалы, но нет средств активизации детского творчества, нет возможностей поделиться своим творчеством – нет места для импровизированных выставок;

- уголки «Кухня», «Магазин», «Больница» стационарны, занимают много места, дают мало возможностей для вариаций;

- мало возможностей для самостоятельной познавательной деятельности (в основном присутствуют дидактические игры, в младших группах недостаточно материалов для сенсорного развития);

- среда групп не мобильна; практически ни в одной группе за год не менялась организация пространства.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Конечно, не всегда приятно говорить о слабостях и затруднениях, но это важно для дальнейшего движения вперед.

• Какой позитивный опыт организации пространства есть у нас? Можно поделиться собственным опытом или похвалить коллег.

- мини-музеи, собранные совместно с родителями;

- выставки, коллажи, стенгазеты, сделанные детьми;

- создание коллективных макетов;

- уютные зоны отдыха, совмещенные с уголком природы или уголком чтения;

- тематическая организация пространства (прослеживание темы в оформлении группы, в играх, книгах, игрушках);

- эстетика оформления групп;

- соблюдение норм безопасности.

• К каким позитивным переменам приведет изменение привычной РППС?

Итак, давайте посмотрим, к каким выводам мы пришли – слайд

5. Включение в систему знаний

• Давайте вспомним себя в роли детей и пофантазируем, как можно улучшить, разнообразить, сделать более комфортной и интересной среду в группах?

. Работаем по методу «мозгового штурма» - генерируем идеи, подробно не обсуждаем.

- использовать подвижные складные перегородки и ширмы;

- сделать пространство с конкретными упражнениями-заданиями (аналогия с Монтессори-материалом);

- поставить в группе или спальне небольшую складную палатку (уголок уединения);

- трансформировать театральный уголок (и парикмахерскую) в уголок ряжения; театральные атрибуты (и если сильно хочется, музыкальные инструменты) разместить рядом в пластиковом контейнере;

- продумать презентацию материалов;

- превратить уголок ИЗО в центр искусства (или творчества, продумать возможность размещения в нем детских работ, выполненных самостоятельно;

- сделать картотеки для организации самостоятельной деятельности детей (опыты, математические задания, ламинированные карты).

6. Рефлексия деятельности

Предлагаю в следующий раз обсудить жизнеспособность и реальность предложенных вариантов, обдумать, что мы можем взять в качестве идей или ориентиров.

В завершении работы участники выразить свое мнение о результатах совместной деятельности.

Комментарии к сценарию:

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации годовой задачи по развитию предметно-развивающей среды как компонента образовательной среды ДОУ.

Стала очевидной необходимость разработать конкретные рекомендации по созданию РППС. С другой стороны, среда группы – неотъемлемая часть индивидуального методического стиля педагога, требующая понимания конкретной образовательной ситуации и учета специфики контингента воспитанников. Таким образом, необходимо соблюсти баланс между соблюдением современных требований (ФГОС ДО, конкретизацией этих требований, принятия и осознанного отношения к данным требованиям самих педагогов и созданием условий для проявления индивидуальности и творчества воспитателей.

Круглый стол для педагогов

Выступление в рамках круглого стола «Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Речевая активность дошкольников. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка.

Круглый стол с педагогами «Интеллектуалы» Круглый стол с педагогами «Интеллектуалы» (с элементами тренинга) Цель: развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Задачи: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; повысить групповую.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол для педагогов «20 полезных упражнений для развития речи, или Неоконченные истории»

Публикация «Круглый стол для педагогов «20 полезных упражнений для развития речи. » Слайд1. Прекрасна речь, когда она, как ручеёк, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! Как же ты красива. Всем нам известно, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий.

Консультация для педагогов «Круглый стол. Путешествие в Экологию» Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами. Задачи: 1. Выявить имеющиеся знания у педагогов.

Круглый стол «Публичное выступление — слабые и сильные стороны» Круглый стол -это и есть форма организации обмена мнениями. Цель круглого стола- предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему. Ключевой элемент круглого стола -это модератор. Модератор – это ведущий круглого стола. Педагог должен уметь.

Фотоотчет о круглом столе по использованию мнемотехники

Фотоотчет о круглом столе по использованию мнемотехники «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». (Ушинский К. Д) Для того, чтобы повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение мнемотехники в работе с детьми, в нашем детском саду был организован круглый стол «Использование менемотехники для.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол «Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»

Круглый стол на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Министерство Образования Республики Мордовия Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Мордовский республиканский институт образования » (ГБОУ ДПО (ПК) С «Педагог13.ру») Круглый стол Выступление на.

Круглый стол «Посеем в детских душах доброту» Как бы ни казалась нам фраза, что дети- это наше будущее избитой и банальной, она имеет глубокий смысл. Для всех и для каждого из нас дети- это воплощение и реализация наших родительских и педагогических неосуществленных желаний и надежд. Говорят, каждый учитель хочет, чтобы его.

Круглый стол «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на.

Круглый стол для педагогов, страница 2

Круглый стол с педагогами ДОУ на тему «Развитие творческого потенциала дошкольников путём интеграции музыки и театра» «Развитие творческого потенциала дошкольников путём интеграций музыки и театра» Интеграция музыки и театра направлена на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Круглый стол «Человечеству добрые мужчины нужны ещё больше, чем великие» Цель: помочь отцам оптимально строить свои взаимоотношения с ребёнком. Предварительная работа: опрос детей, подготовка выставки рисунков «Мой папа», анкетирование родителей Участники: отцы дошкольников. Ход: Чем твой папа занят вечерами? Кто с тобой больше занимается в свободное.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол «Формы дистанционного сотрудничества с семьями»

Публикация «Круглый стол «Формы дистанционного сотрудничества с. » Круглый стол Из опыта работы для воспитателей Формы дистанционного сотрудничества с семьями. Выполнил: Панина Елена Витальевна – воспитатель В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и.

Круглый стол «Секреты общения» Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения Задачи: Формирование представлений о вербальном и невербальном общении. Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений. Ход занятия.

Круглый стол «Готовность педагога ДОО к профессиональной деятельности в контексте ФГОС. Профессиональный стандарт педагога» Цель: содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагогов для достижения более высокого качества образования в условиях ФГОС ДОУ. Задачи: ввести педагогов в понятие профессионального стандарта педагога и содействовать усвоению основных понятий профессионального.

Круглый стол «Развитие связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию» Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей и обмен опытом в вопросах развития связной речи детей через составление рассказа . Задачи: - уточнить знания воспитателей об этапах, задачах работы и видах образовательной деятельности по обучению составления рассказа по.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол «Использование компьютерных игр в коррекционном процессе»

Статья «Круглый стол «Использование компьютерных игр в коррекционном. » С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях широко применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных.

Круглый стол «Слова любви к своему ребенку» Круглый стол: «Слова любви к своему ребенку». Цель: Познакомить родителей с формами проявления любви к своему ребёнку; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах воспитания. Подготовительная работа: - Провести.

Круглый стол «Уроки семьи и семейных ценностей» Семейный альбом, или путешествие в прошлое своей семьи Вед. Сегодня наша встреча не случайная, у нас сегодня в гостях известные и авторитетные родители, готовые поделиться позитивным опытом семейной жизни, бережным отношением к семейным ценностям и традициям. Фундамент семейных.

Методические рекомендации по проведению круглых столов Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области.

Круглый стол для педагогов - перейти на главную страницу рубрики.

Круглый стол для педагогов, страница 3

Занятие по программе «Я — профессионал». Круглый стол с педагогическими работниками «Мой идеальный коллектив» Время проведения: 1 час. Актуальность: Каждый человек, устраиваясь на работу, мечтает оказаться в коллективе способном на взаимопомощь и поддержку. Поэтому важна сплочённость, единство, которое поддерживает и вдохновляет каждого. Цель: достичь хороших межличностных отношений.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол для старших дошкольников «Семейному чтению наше почтение»

Публикация «Круглый стол для старших дошкольников «Семейному чтению наше. » Круглый стол "Семейному чтению наше почтение" Старший дошкольный возраст Цель: возрождение традиций семейного чтения. Задачи: 1. Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка. 2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 3. Воспитывать бережное.

Круглый стол «Психология взаимоотношений между детьми и взрослыми» Цель: помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо. Задачи: - создать благоприятный эмоциональный настрой; способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами; -.

Круглый стол «Трудовое воспитание детей: за и против. Методы и приемы трудового воспитания детей с ОВЗ» Цель: Рассмотреть методы и приемы трудового воспитания детей с ОВЗ, раскрыть спектр мнений педагогов по вопросам обсуждения с разных точек зрения. Здравствуйте, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем мероприятии, желаю вам плодотворной и нескучной работы. Тема круглого стола.

Конспект круглого стола «Формирование у дошкольников экологических знаний« «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО» Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в экологическом воспитании дошкольников; повысить профессиональное.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол «Как общаться с ребенком»

Статья «Круглый стол «Как общаться с. » Круглый стол «Как общаться с ребенком» (речь детей) Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми.

Круглый стол с педагогами ДОУ «ФГОС ДО в действии» Сценарий проведения «круглого стола» с педагогами ДОУ «ФГОС в действии» Старший воспитатель МБДОУ д,с №28 «Радуга» Дилбандян Ольга Викторовна Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов дошкольников по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, связанные с.

Круглый стол с педагогами «Система физкультурно-оздоровительных мероприятий« Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в включает в себя: 1. Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата и стиля жизни группы на основании “Кодекса педагогов”; учет индивидуально-типологических.

Круглый стол «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка» «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка» Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Первые три года жизни, когда дети в.

Круглый стол для воспитателей Тема «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Рассмотрение разных подходов к понятиям "качество дошкольного образования" и "профессиональный рост педагога".

Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по вопросам формирования профессиональной компетентности педагогов.

Обмен опытом ДОУ по проблеме организации работы творческих групп с целью повышения профессиональной мобильности и самореализации педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

Большой Энциклопедический словарь.

М.М.Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М.- Центр педагогического развития, 2010.

Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель - С.Д.Сажина. М.- ТЦ Сфера, 2008 г.

План проведения:

Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).

Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

Заключительная часть (рефлексия).

Ход мероприятия

Вводная часть.

Круглый стол сопровождается презентацией

Представление участников круглого стола.

Ведущий: Спасибо большое, я вижу, что здесь сегодня собрались творческие, активные и просто интересные люди - настоящие профессионалы. Прошу сесть за столы с теми людьми, которых вы знаете и они вам близки по духу, или с теми, кто у вас вызвал симпатию и хотел бы познакомиться поближе.

Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, как вариант - можно предложить педагогам использовать разные источники - словари, Интернет и др., а затем предлагается пример определения в презентации.

- Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).(3)

- Понятие "Самореализация"? (Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).(3)

- Понятие "Мобильность"? (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию).(1)

Ведущий: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: "Как повысить процесс побуждения педагогов к своей профессиональной деятельности и способности к быстрому реагированию в ходе выявления и реализации личностных и профессиональных возможностей".

Успех каждого действия в большой мере зависит от того, насколько человек владеет способом его выполнения. Чтобы овладеть им, даже тогда, когда уже известно, как его надо выполнить, необходима практика и прежде всего упражнение в нем, т. е. целенаправленное, определенным образом организованное, многократное выполнение действия. В результате упражнения способ действия упрочивается. Человек постепенно овладевает им. Такие упрочившиеся благодаря упражнению способы действий называются навыками.

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

Как вы думаете, ЧТО родители понимают под качеством дошкольного образования? Мнения участников круглого стола.

Ведущий: Давайте обобщим ответы и сделаем вывод (желательно, чтобы этот вывод сделали участники): родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.

Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).

Ведущий: Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".

От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).

От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.

Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.

То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).

При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

Дискуссионная часть

Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:

- Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога?

- И какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?

Представляем следующую гипотезу: если более важным для повышения желания педагога самосовершенствоваться, учиться новому, является непосредственно сам педагог, то к нему поведут родители своих детей вне зависимости от того, в каком детском саду он работает (в новом, полностью укомплектованном материально или старом, бедном).

Ведущий: Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) - защитники первостепенной важности материально-технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога. Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего дошкольного образования.

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать ведущему дополнительные вопросы:

- Что в ситуации является главным?

- Что вы лично думаете об этом?

- Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?

- Затронуты ли в ситуации другие аспекты, например: этические, психологические?

- Как бы вы это оценили?

- Каковы последствия принятых решений?

- Кого это затронет, на ком отразится?

- Не пропустили ли вы важную для правильного решения информацию?

Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на доске. Оппоненты, слушатели и ведущий задают им вопросы по ходу обсуждения. Например: если в детском саду очень долго не было капитального ремонта, если там старая мебель и самодельные игрушки, если нет компьютера, группы переполнены, крышу заливает - может ли детский сад быть привлекательным для детей и родителей? Это, конечно, плохо, очень плохо. Но если в детском саду работают хорошие, умные, добрые, эрудированные, мудрые, заботящиеся о своем профессиональном росте педагоги, то детский сад все равно будет жить и работать, и родители захотят привести своих детей именно туда. Какое качество является самым важным для педагога? Любовь к детям!

Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения.

Работа с педагогическими кадрами обычно осуществляется на той материальной базе, на том оснащении, которое приобреталось для организации образовательного процесса воспитанников. У меня вопрос, если бы вам выделили любую сумму денег (представьте немыслимое, но все же), на что вы, в первую очередь, эти деньги потратили. Напоминаю, для обеспечения образовательного процесса и повышения мотивации педагогов.

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Марк Максимович Поташник предлагает следующий подход к материально-техническим условиям образовательного учреждения (Далее используется литература - 2). Он рекомендует, не торопясь, сначала подготовить перечень всего того, что необходимо приобрести именно для обеспечения работы с педагогическими кадрами на современном уровне. Давайте попробуем разобраться.

Это, прежде всего:

Оборудованный методический кабинет.

Компьютеры, подключенные к Интернету

Множительная техника и цифровая аппаратура, банк цифровых ресурсов.

Диски с записями лучших лекций по всем направлениям содержания работы с педагогическими кадрами.

Программное обеспечение к ИКТ, наглядный и демонстрационный материал.

Полноценная научно-методическая библиотека для педагогов.

Все это выстраивается в порядке приоритетности и определяется примерная цена. Далее ищется источник финансирования, и постепенно, шаг за шагом, год за годом создаются и совершенствуются материально-технические условия, обеспечивающие возможность качественной работы с педагогическими кадрами.

Не лишним будет напомнить о том, что повышение мотивации педагогов возникает лишь тогда, когда материальные условия уже имеются или, по крайней мере, находятся в процессе становления. То есть материально-техническое обеспечение является одним из основных условий повышения эффективности профессионального роста педагогов, но все же основополагающим является личность педагога.

К.Д. Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Ведущий: Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам. (Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).

Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций (Анатолий Викторович Мудрик, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).

Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников (Михаил Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования).

Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).

Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.

Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?

Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?

Мнение участников.

Ведущий: Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".

Ведущий: Давайте немного отдохнем и выполним все вместе следующее задание: разделите, пожалуйста, предложенные формы методической работы на две подгруппы:

Не являющиеся профессиональными объединениями педагогов;

Являющиеся профессиональными объединениями педагогов.

Участники выполняют задания на планшетах, одновременно выполняя динамическую паузу, затем их ответ проверяется показом на слайде.

Выберите и назовите, пожалуйста, наиболее эффективные формы методической работы, способствующие самореализации педагогов ДОУ.

Ведущий: Я думаю, что большинство согласны, что творческие группы являются одним из эффективных способов формирования навыков профессиональной самореализации педагогов ДОУ.

Творческие группы - временные творческие коллективы, созданные из числа педагогических и административных работников, с целью:

- реализации и развития творческой инициативы педагогов;

- совершенствования образовательного процесса;

- реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации программы развития ДОУ.

Это абсолютно добровольное содружество педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпывается необходимость взаимного профессионального общения. Наибольший интерес здесь представляет основание, на котором педагоги объединяются в группу для осуществления совместного творчества.

Марк Максимович Поташник выделяет три возможных основания:

- единство интереса к какой-то проблеме;

- компенсаторные возможности (когда в группе есть выдумщики и фантазеры, умеющие быстро выдавать идеи, но не любящие или не умеющие оформлять эти идеи в форму разработки, алгоритма, методики и т.д.; и другие педагоги, которые по части выдумки слабы, но зато мастерски владеют искусством инструментировать идеи, например: молодой и опытный педагог);

- взаимная симпатия, психологическая совместимость.

В зарубежной педагогике такие группы называют группами "взаимообучения равных", название говорит само за себя. Результатом деятельности творческих групп может быть не только взаимообучение педагогов (которое также может быть не лишено творчества), но и новый продукт (методика, дидактический материал, рекомендации и т.д.).

Ведущий: Что же все-таки является главным критерием в оценке мотивации педагогов, обеспечивающего профессионально-личностный рост? Мнение участников.

Ведущий: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, на мой взгляд, надо приучать наших воспитателей и других специалистов постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.

Заключительная часть (рефлексия)

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Читайте также: