Круглый стол что такое инклюзивное образование

Обновлено: 25.04.2024

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Показателем профессионализма педагога является его способность гибко реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.

ВложениеРазмер
formirovanie_inklyuzivnoy_kompetentnosti.rar 1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

«Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

-повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

-формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю…

И вот В конце концов и умирают.

Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного прочувствовать то, что испытывают и чувствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Давайте рассмотрим модель формирования индивидуального образовательного пространства (слайд на презентации)

Выделяют совокупность элементов в педагогической инклюзивной компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных умений и навыков педагога инклюзивной группы:

1. Создание инклюзивной среды обучения, предполагающей активное участие каждого ребенка в различного рода социальных мероприятиях вне зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность педагога выражается в организационном умении сформировать дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога является открытость и его готовность к грамотному разрешению возникающих затруднений.

2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных заданий или некоторых социальных поручений. Ключевым индикатором компетентностных характеристик педагога в данной ситуации является осознанный уход от стереотипных представлений о соблюдении фиксированной нормы для всех детей.

3. Оказание социально-педагогической поддержки ребенку с особенностями развития. Данный элемент профессиональной компетентности педагога ориентирован на постепенное развитие доверительных отношений с ребенком. При этом важным условием осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит комбинированное сочетание собственно профессиональных и индивидуально-личностных характеристик педагога.

4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе «нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной субъектности ребенка с ОВЗ, при которой он демонстрирует не только пассивное поведение, но и является активным участником всех взаимодействий субъектов группы.

5. Умение выявить ближайшие и отдаленные академические и социализаторские перспективы детей особой категории.

6. Инициирование сотрудничества между специалистами различного профиля для достижения максимально комплексной инклюзии особого ребенка в учебно-воспитательное пространство. Данная способность педагога занимает ведущее место в структуре его профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, так как умение применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.

7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с особенностями развития. Педагогический профессионализм выражается в способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития личности особенного ребенка, его социально-педагогических пробелов и стратегических резервов для восстановления полноценного функционирования.

Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость идеи о наличии четкой взаимосвязи между эмоционально-личностной вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования готовности дошкольника к включению в более широкий социум.

В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми, но и их семьей, так как сама семья может испытывать трудности во взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы попытаемся понять, что чувствуют и испытывают родители в данной ситуации.

Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.

Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».

Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.

Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.

Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).

Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».

Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.

Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Психолог: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад - первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу эмпатию и чувство сопереживания другим.

Упражнение «Кенгуру» . Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

Итог. Психолог: Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное / инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

В заключении я хочу показать вам видео. Дети с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что будет дальше смотрите в видео.

Нам самим условно «здоровым» людям необходимо поучится взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Круглый стол "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
методическая разработка

Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда. В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» употребляется постоянно. В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе или детском саду. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл: (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями.

Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества, а также, недостаточной профессиональной некомпетентностью педагогов образовательных учреждений.

ВложениеРазмер
vstrecha_s_pedagogami_v_forme_kruglogo_stola.docx 884.57 КБ

Встреча с педагогами в форме круглого стола

«Организация работы с детьми с ОВЗ условиях инклюзивного образования»

Выполнила: учитель-логопед Курепина Н.А.

Цель: привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам инклюзивного образования.

2. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования в условиях ДОУ.

  1. Определение основного понятия «инклюзивное образование».
  2. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.

I. Определение основного понятия «инклюзивное образование».

Сегодня я предлагаю поговорить об организации работы с детьми с ОВЗ в детском саду в условиях инклюзивного образования.

Давайте вначале вспомним:

- Какие мы знаем формы образования в принципе ? (общеобразовательное, интегративное, инклюзивное).

Итак, эти практики похожи и в то же время имеют различия.

  1. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.

При интеграции ребенок либо адаптируется к требованиям системы, либо становится для нее неприемлемым. Сама система не изменяется. (коррекционные классы в массовых школах и группы в детских садах.)

  1. При инклюзивном образовании : система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему, потому что все дети имеют разные способности, возраст, этнические группы, происхождение, пол, и все они могут учиться.

Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие!

• Дети живут вместе в обычной группе детского сада, не создаются «особые» группы, которые часто приводят к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.

• Специалисты помогают детям.

• Обычные группы изменяются.

• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

А теперь давайте подумаем:

- Какие из перечисленных форм организованы в нашем ДОУ?

- Расшифруйте аббревиатуру - ОВЗ (ответы педагогов) .

- Какие категории детей с отклонениями в развитии вы знаете: (7 категорий: слабослышащие, глухие; слабовидящие, слепые; с речевыми нарушениями; ДЦП; аутизм; умственная отсталость; с нарушением эмоционально-волевой сферы).

- В нашем детском саду, есть специалисты, занимающиеся коррекционной работой с детьми. Можно ли назвать эту работу инклюзивной? (мнения педагогов)

-Какие дети с особыми образовательными потребностями посещают наш детский сад? (ответы педагогов).

-Почему вопрос об инклюзивном образовании встает так остро? (обсуждение педагогов).

Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

У всех детей есть особенности. Особые образовательные потребности есть не только у «особых».

Инклюзивный подход предполагает такую организацию отношений детей группы, где будут учтены и реализованы возможности каждого ее участника, не только детей с ОВЗ .

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

II. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.

  1. Государственный стандарт ставит перед педагогами общие и специфические задачи, к общим относятся:

- обеспечение равного доступа к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;

- формирование условий для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

- построение содержательно разнообразной программы, которая соответствует образовательным потребностям детей;

- поддержка семьи ребёнка и помощь советом в вопросах обучения и воспитания детей.

К специфическими задачам относятся:

- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Давайте обсудим общие аспекты содержания работы инклюзивной группы:

Какими программами определяется содержание работы с детьми ОВЗ? (мнения педагогов).

Конечно, это комплексные и парциальные программы, реализуемыми в ДОУ.

Обучение в ДОУ для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной программе, которая направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

  1. Как особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании?

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. Как мы это понимаем? (обсуждение).

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: у нас это дети с нарушениями речи и задержкой психического развития.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов (к трём годам любому ребенку дома становится скучно).

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами ;

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) ;

- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

  1. Формы реализации содержания инклюзивного образования.
  1. Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. (Практика воспитания детей перестраивается от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, к учету индивидуальности детей , составляющих группу).

Диагностика ребенка проводится всеми специалистами детского сада.

Каждый специалист обращает внимание на свою область (воспитатель диагностирует свои параметры, логопед - способность ребенка к контакту, импрессивный и экспрессивный словарь ребенка; понимание и использование ребенком языка в различных ситуациях и др.;. дефектолог – уровень игры ребенка и интересующие его игрушки и занятия, развитие крупной и мелкой моторики, уровень мышления; психолог – особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке).

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. В нашем ДОУ это – разработанный индивидуальный образовательный маршрут ребенка. (ИОМ).

  1. Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы (ИПО).

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель, и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

(Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты-наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.)

Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

  1. Р азработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ.
  2. Разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
  3. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Поэтому, специально организованная среда планируется и выстраивается в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

В рамках внедрения инклюзивной модели, проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Здесь необходима соответствующая работа по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.

Инклюзивный подход требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня, единое меню – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка, а детей в группе 25 – это совсем другая ситуация.

Для воспитателя остро встанет проблема «выстраивания» отношений внутри группы. Ведь группа массового детского сада, куда принимается ребенок, с самого начала уже предполагает определенные условия, к которым ребенок должен адаптироваться: режим, график занятий, прогулок, мероприятий.

(По идее инклюзивная группа должна сочетать в себе два организационных подхода:

в расписании группы должны быть учтены индивидуальные занятия детей (расписаны помещения, время, специалисты), групповые занятия, реализующие интересы детей, групповые занятия, реализующие развивающие задачи Образовательной программы).

Приоритетными при этом являются не задачи реализации тематических блоков образовательной программы, а задачи, которые формулируют педагоги по результатам диагностики детей и группы. При этом планы могут модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/ или специальными нуждами того или иного конкретного ребенка. При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.

Каждый педагог знаком с содержанием работы всех специалистов.

Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого используются дополнительные развивающие программы занятий по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.. (парциальные программы ДОУ). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

  1. Отметьте, пожалуйста, с какими утверждениями вы согласны.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.

5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

6. В рамках сетевого вневедомственного взаимодействия в Тамбовской области мы можем позвонить в другие учреждения и попросить помощь.

Главный постулат на сегодня, то, что индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, в условиях инклюзивного образования, должен быть освоен воспитателями.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Детско-родительские группы. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса.

Инклюзивное образование предполагает:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Круглый стол на тему "Инклюзивное образование"

Для каждого человека свое представление о счастье: для кого-то – это банка, доверху наполненная деньгами, а кто-то радуется радуге после дождя, кому-то ничего больше для счастья не надо, кроме прогулки по берегу моря. Но есть люди, для которых счастьем в жизни является получение образования.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества.

В последнее время очень часто в средствах массовой информации вы можете услышать о толерантности. Совсем недавно в ноябре был объявлен День Толерантности. В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия.

Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Инклюзивное образование ( фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

· включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

· количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;

· отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;

· дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;

· ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

· эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· каждый человек способен чувствовать и думать;

· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· все люди нуждаются друг в друге;

· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Материалы по итогам круглого стола "Дети так не делятся"

Термин «инклюзивное образование» или «инклюзия» всё чаще стал появляться в репортажах на телевидении, на страницах журналов (посвящённых не только образованию), на сайтах в сети Интернет…Хотя ещё лет 15 назад, когда ОНО уже фактически существовало, мало кто мог ответить на вопрос: «Что такое инклюзивное образование?». Сейчас же, не преувеличу, если скажу, что 90% из числа моих знакомых на этот вопрос ответят так: «Это обучение детей с ограничениями по здоровью». Но надо заметить, что основная масса моих знакомых это или профессорско-преподавательских состав высших и средне-профессиональных учебных заведений, или люди, работающие в сфере социальной защиты населения. Поэтому статистика (90%) весьма условна…

На протяжении достаточно долгого времени я проводила мониторинг форумов, созданных людьми с ограничениями по состоянию здоровья или волонтерскими объединениями, пытающимися всячески им помочь и, таким образом «социализировать через экран монитора». На этих форумах в основном общаются люди от 14 до 40 лет. И в комментариях под постами с историей из жизни или философскими рассуждениями человека с ограничениями, очень часто оставляют записи «здоровые» люди (назовём нас так). Чего только в этих записях нет: и слова поддержки и сопереживания, и гневные нападки вроде «надоели уже эту тему мусолить, здоровым людям помогать надо. », и «научные» разъяснения «психологов» на тему: «когда должен наступить этап принятия болезни».

Когда, во времена студенчества, штудировали Закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 г.), мы, как правило, оперировали понятиями, данными в нём. Постоянно употребляли в речи слово «инвалид». По долгу прежней работы в сфере социальной защиты населения, мне очень часто приходилось общаться с большим количеством людей, имеющих ограничения по состоянию здоровья. И в этой ситуации уже язык не поворачивался, произносить этот термин (хоть и официально принятый в соответствии с законодательными актами). С тех пор в моём лексиконе это слово заменилось на формулировку «лицо, имеющее нарушение по состоянию здоровья».

Став преподавателем дисциплины «Основы инклюзивного образования», меня периодически посещал вопрос: Какие мысли, рассуждения и отношения студентов на самом деле скрываются за их ответами на теоретические вопросы по изучаемым темам? Ведь в рамках даже нескольких занятий вместе с изучением нового и закреплением ранее изученного материалов невозможно понять мнение каждого из них. А интересных вопросов, требующих планомерного и чёткого осмысления в этой дисциплине много, например: Возможно ли инклюзивное обучение в группе, где «здоровые» дети не принимают детей с аномалиями в развитии? Стоит ли скрывать детям и родителям детей с ОВЗ имеющийся диагноз? Где грань между помощью своему ребёнку, имеющему инвалидность и введением его в состоянии зависимости от родителя?

Именно поэтому, в рамках проведения Недели науки на базе нашей образовательной организации, провели заседание круглого стола на тему «Дети так не делятся». В нём приняли участие студенты 3 курса специальности «Преподавание в начальных классах», т.е. будущие учителя. В ходе беседы студентов и преподавателей обсуждался ряд вопросов прямо или косвенно затрагивающих тему инклюзии- совместного обучения «здоровых» детей и детей с аномалиями в развитии.

Студенты ссылались на «цитаты от первого лица» родителей, педагогов и самих детей с ограничениями в состоянии здоровья, размещёнными на крупных порталах в сети Интернет, созданных для их общения, а также, на примеры знакомых семей, имеющих ребёнка с особыми потребностями.

В начале заседания участники попытались ответить, в первую очередь, для себя на вопрос: «Как я отношусь к людям/детям, имеющим ограничения по состоянию здоровья?».

Вторая половина круглого стола была непосредственно посвящена обсуждению актуальных для инклюзивного образования вопросов: «С какими проблемами обязательно сталкивается педагог, работающий в инклюзивном классе?», «Какие способы решения этих проблем возможны?», «Как педагог может наладить контакт между родителями «здоровых» детей и детей с нарушением психофизического развития?»

Диалог получился более чем продуктивен. Он подтолкнул студентов на довольно глубокие размышления и умозаключения. Некоторые из них потом рассказывали, что изменили тактику своего взаимодействия с родственниками, знакомыми, друзьями, имеющими стойки недуг.

В заключении двухчасового общения студентам было предложено заполнить анонимную анкету, преследующую весьма «глобальную» цель: выявление готовности общества к внедрению инклюзивного образования. Анкета состояла всего из 8 вопросов. Общее количество респондентов, принявших участие в опросе- 50 человек, возрастной состав от 17 до 19 лет.

На первый вопрос анкеты «Как Вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?» 64% респондентов дали ответ «положительно», 28% - «с сочувствием» и 8% утверждают, что равнодушно относятся к детям с особыми потребностями.

При этом, 90% из числа опрошенных при ответе на вопрос «Как Вы ведёте себя по отношению к детям с аномалиями развития?» отметили, что если на улице такой ребёнок попросит их о помощи, то они её точно окажут, 6% склонны не обращать внимание на таких детей, а 4% и вовсе брезгуют к ним подходить.

В ответах на вопрос «Где должны обучаться дети, имеющие ограничения?» мнения студентов разделились кардинальным образом: 40% опрошенных считают, что эти дети должны обучаться вместе с остальными в массовой школе, почти столько же, 36% за обучения детей со стойким нарушением жизненно важных функций организма в специализированных классах массовой школы, а 24% считают, что для таких детей должно быть доступно обучение только в рамках специализированных школ.

Надо отметить, что только 18% из числа опрошенных уверенны в том, что инклюзивное образование необходимо на современном этапе развития общества, а 56% считают, что инклюзия возможна, но само общество не готово к ней. 26% респондентов вопрос «Как Вы относитесь к возможности обучения здорового ребёнка и ребёнка с ОВЗ?» привёл к затруднению.

На вопрос «Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы с Вами в группе обучались «особенные» дети?» 64% опрошенных ответили «положительно», 4%- «отрицательно», для 12% не имеет значения с какими по состоянию здоровья детьми они вместе обучаются. 20% затруднились ответить.

Далее по анкете перед респондентами был поставлен вопрос: «Что бы Вы смогли сделать для ребёнка с ОВЗ, если бы таковой, гипотетически, учился с Вами в группе?» На него получили следующие результаты: 46% - оказывали бы ему помощь, 26% поддерживали бы с одногруппником дружеские отношения, 4% считают, что ничего не смогли бы для него сделать и 24% выбрали сразу два варианта ответа «буду дружить» и «буду оказывать помощь».

И так как респондентами являлись будущие учителя начальных классов, мы не могли ни включить в анкету вопрос: «Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?» 38% опрошенные ответили на него положительно, 18% не готовы по разным причинам работать с этим контингентом детей и практически половина опрошенных (44%) затруднились ответить на вопрос.

К каким же выводам приводят результаты этого исследования.

На мой субъективный взгляд, который, кстати, не противоречит исследованиям, проведённым ранее социологами или моими коллегами, ключевой проблемой внедрения инклюзивного образования является даже не отсутствие достаточного финансирования или специальных образовательных программ для инклюзивных классов, опыта обучения детей с ОВЗ (хотя всё перечисленное тоже тормозит данный процесс), а неготовность общества в целом к принятию «особенных» людей. Если мы получили такие результаты, проводя опрос среди будущих педагогов, людей, которых обучают работе с детьми, имеющими ограничениями по состоянию здоровья, то какого «номинального принятия» мы (система образования) может требовать от людей, которые не знакомы с проблемами, переживаниями и способами выживания людей с особыми образовательными потребностями.

Читайте также: