Крестьянская изба дубовый стол дубовые лавки образ в углу

Обновлено: 01.05.2024

Цель: воспитание у учащихся любви к родине, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Задачи:

-знать имена героев Отечественной войны 12 –го года;

-познакомить учащихся с хронологией главных этапов войны 12-го года;

Оснащение: проектор, экран, персональный компьютер (ноутбук), презентация, фрагменты из фильма «Война и мир», музыкальная композиция из оперы «Война и мир»

ВложениеРазмер
borodino_stsenariy.docx 30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию Бородинского сражения.

«Недаром помнит вся Россия…»

Цель : воспитание у учащихся любви к родине, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Оснащение : проектор, экран, персональный компьютер (ноутбук), презентация, фрагменты из фильма «Война и мир», музыкальная композиция из оперы «Война и мир»

Музыкальная композиция из оперы «Война и мир».

1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

2 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи. На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики…” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова “Бородино”.

2 чтец: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов. А русское войско все отступает ввиду троекратного превосходства неприятеля. Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.

1чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного. Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет. Вот и сейчас Кутузов в раздумье.

2 чтец: Одним из наиболее ярких проявлений народного характера войны 1812 года было партизанское движение. Крестьяне создавали партизанские отряды и развертывали вооруженную борьбу против захватчиков. Подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов организовал первый партизанский отряд из 50 гусар и 80 казаков, который воевал с врагом в тылу. Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами-партизанами, движение которых росло и ширилось. Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.

1 чтец. Одно из первых партизанских движений возглавила Василиса Кожина.

О жизни и судьбе Василисы Кожиной сложены легенды. Доподлинно известно, что жила она на хуторе Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. 15 августа 1812 года на глазах у Василисы французы зарубили ее мужа – старосту хутора Дмитрия Кожина. Выбирая нового старосту, крестьяне решили: «Быть тебе, Василиса, старостой ». Вот как описывали Василису ее современники: «Она была женщиной лет 35. Богатырского роста и огромной физической силы. Лицом красива, а характером мужественна и решительна…»Через девять дней после похорон Дмитрия Кожина, как было принято в те времена, всей деревней справляли поминки по убиенному.

2 чтец. В самый разгар поминок в избу вбежал мальчишка и с порога закричал, что в село идут французы. Крестьяне сразу посмотрели на старосту: все ждали, что скажет Василиса. Старостиха велела всем оставаться за столом, сама же, взяв рушник и положив на него хлеб с солью, пошла навстречу французскому отряду. Встретила их как желанных гостей, даже пригласила к накрытому столу. Когда они захмелели, крестьяне по приказу Василисы заперли окна и дверь и подожгли избу. Французы погибли все до единого. Это было началом партизанской войны. Это лишь один из многих подвигов Василисы Кожиной, который она совершила, защищая Родину.

1 чтец: А отступление все продолжалось. До Москвы– 120 километров. Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино. И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен. Это была икона Богородицы, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. И вот началась служба. Все повторяли слова молитвы, крестились. Толпа, окружавшая икону, вдруг расступилась перед Кутузовым. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. (Видеоролик «Крестный ход»)

2 чтец: Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было. На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.

1 чтец: Сражение продолжалось 15 часов. Кутузов принимает решение отойти за Можайск. Неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров, более 40 тысяч рядовых. С нашей стороны потеря состояла до 25 тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

2 чтец: Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой. В этой битве двух великих армий не выиграл никто.

1 чтец: И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови. И Наполеон это понял. А еще Наполеон понял, что его армия больше не является непобедимой. Но он все-таки продолжал свое наступление на Москву. (видео «Мысли Наполеона»)

2 чтец: Ставка Кутузова. Маленькая деревня Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый стол Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает лампада. Идет военный совет. Кутузов говорит: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал). Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление».

1 чтец: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети. Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября. Но чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи. Французы остановились: им было страшно. (видео «Тишина в Москве»)

2чтец: Наполеон с приближенными разместился в Кремле. Во всех дворцах, монастырях и храмах Кремля разместились приближенные императора.

Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября стало ясно, что Москва охвачена пожаром. (видео с пожаром)

1 чтец. Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли французы бесславно, как тень, из Москвы. Спасена отныне Россия.

2 чтец: Москву после пожара стали заново отстраивать. А французскую армию теперь гнали и гнали все дальше и дальше от Москвы. Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Великая армия фактически перестала существовать. Наполеон бросил остатки своей армии, переоделся в штатскую одежду и под чужим именем в скромном возке ускакал в Варшаву.

1чтец: Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции, в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя Земля!”

Помогите пожалуйста!

1. Губернский предводитель был в отчаяни. (Л. Т.).
2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь. и разноцветь. (Сол).
3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш. н. там и кухон. наслонялась (Кр).
4. Нет счастья в бездействи. (Цост).
5. Есть в светлеет. осенних вечеров умильная, таинственная прелесть. (Тютч).
6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере. гулять (Леск.).
1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ. (Л. Т.).
8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел. (Л. Т.).
9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж. богаты певчей птицей (М. Г).
10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи. на камфар. и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни. наркотического полузабытья (Пол.).
11. Дам и молодежь нашла она на огород. в малин. ке. Одни ели малину, другие. бродили по грядкам клубник. (Ч.).
12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч. (Сол.).
13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц. потревоженные стрельбой лягушки (Шол.).
14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани. романа, он думает выехать за город (В. Бел.).
15. Прыгать на парашют. -значит погубить самолет (Вод.).
16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ. в углу (САлекс).
17. Находясь в изгнали. поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти. (САлекс).
19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн. зимнего леса (Зуев).
20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск. снегов, жует хвою и пускает клубы пар. (Зуев).
21. Горечь осинки косому слаще сахар. (Зуев).
22. У каждого актера бывает мечта об одной рол. (Исб.).
23. И я в чудесном забыть. движенья сковывал свои (Л.)
24. Ему захотелось во всеуслышань. закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ. (М. Г.).
26. Муравьишк. в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.).
27. Я убит подо Ржев. в безымянном болот. (Тв.).
28. При моем приближен. он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

Знаешь ответ? Добавь его сюда!

Ответить на вопрос

(вставь пропущенные слова)

А).Воображаемые линии на………………поверхности, где наблюдаются полярные ………………и ………………. называются …………кругами.

Б).Воображаемая линия , над которой ……………………….в зените 22 июня называется………………….тропиком.

В).Воображаемая линия , над которой ……………………….в зените 22 декабря называется………………….тропиком.

Г). Условная линия, которая делит Землю на два полушария называется……………………, Солнце в зените над ним бывает ……………раза в год , в дни………………………………………. и………………………….равноденствия

В прямоугольном треугольнике один катет=1, второй катет =12 найти синус, косинус и тангенс острых углов

Подбери примеры к данным способам проверки правописание слов после согласного ставим гласный. Безударный гласный ставим под ударение

Какие у меня есть документы дома

Помогите пожалуйста Сделать правильно вставить упр. на фото

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Тексты с заданиями,
аналогичными экзаменационным

(1) Настоящая жизнь большая и сложная, и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. (2) Да многое он и не может увидеть и пережить. (3) Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в тысяча восемьсот четырнадцатом году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. (4) Или беседовать с Гоголем о бессмертных «Мертвых душах». (5) Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. (6) Или смотреть с палубы теплохода «Керчь» на Тихий океан, усеянный звездами. (7) Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. (8) А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. (9) И вот воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. (10) Воображение заполняет пустоты человеческой жизни.

(11) Тут вы, конечно, забудете о своем собеседнике и начнете говорить вещи для него непонятные.

(12) Кто может провести резкую границу между воображением и мыслью? (13) Ее нет, этой границы.

(14) Воображение создало закон притяжения, бином Ньютона, печальную повесть о Тристане и Изольде, расщепление атома, здание Адмиралтейства в Ленинграде, «Золотую осень» Левитана, «Марсельезу», радио, электрический свет, принца Гамлета, теорию относительности и фильм «Бемби».

(15) Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как бесплодно и воображение, оторванное от действительности.

(По К.Паустовскому)

1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?

2. Какой(ие) тип(ы) речи в основном представлен(ы) в тексте?

4) повествование и описание.

3. Выберите верный вариант лексического значения слова акрополь.

1) Возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.

2) Памятник древнеримской архитектуры, служил для гладиаторских боев и других зрелищ.

3) Монументальное погребальное сооружение.

4) Буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

4. Из текста выпишите причастия.

5. Найдите в тексте предложения с вводными словами. Напишите их номера.

6. Среди предложений 1–10 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

7. Среди предложений 7–15 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

8. Среди предложений 11–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите его номер.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о воображении и действительности. Первая часть текста посвящена действительности. Многообразие жизни передано путем перечисления событий, при этом автор использует, помимо однородных членов, сразу два синтаксических средства – ____________, – при построении соседних предложений. Конкретизировать действительность автору помогает использование ____________.

Во второй части текста автор предлагает нам порассуждать о воображении. Сравнивая воображение и мысль, автор задает ___________ ____________. Этим приемом автор убеждает читателя разделить с ним его мнение о роли воображения, с помощью которого создано много великого. Перечисляя создания человеческого воображения в рамках одного предложения, автор употребляет ____________.

Это придает высказыванию полноту, насыщенность. Последнее предложение содержит ____________, подводящее итог рассуждениям автора.

3) имена собственные;

5) риторический вопрос;

7) восклицательные предложения;

8) однородные члены;

Н.В. Гоголь.
Рисунок К. Мазера. 1840 г.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания и читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

4. усеянный, оторванное;

(1) День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью.

(2) Воздух свеж, по-осеннему пахуч и прозрачен до того, что видишь клюв галки, которая сидит на колокольне, выделяющейся среди крыш_. (3) Выходишь на улицу, и щеки покрываются здоровым, широким румянцем, который похож на хорошее крымское яблоко.

(4) Луч света, греющий, ласкающий, бил в окна Приклонским. (5) Все сплошь было залито этим светом. (6) Казалось, что он пробивает брешь во мраке и неприятности самой жизни.

(7) Кому не известны фальшь и ненормальность состояния во время болезни? (8) Как приятно брать реванш_ у жизни за дни, когда чувствуешь свою немощь, мучишься, еле дышишь, на душе одиноко и пустынно.

(9) Маруся и Егорушка глядели в окно и праздновали свое выздоровление. (10) Как им было хорошо! (11) Выздоравливая, в особенности если ты молод, бываешь очень счастлив. (12) Ты чувствуешь и понимаешь здоровье, чего не постичь обыкновенному здоровому человеку.

(13) Когда удается превозмочь болезнь, когда ты снова могуч и полон сил, уже невтерпеж сидеть дома и хочется распахнуть окна настежь, вскачь пуститься по улице, искать встреч со знакомыми, которых не видел так давно, – одним словом, жить. (14) Ты дышишь полной грудью, тебя радует и удивляет любая мелочь. (15) Каждый выздоравливающий похож на ребенка.

1. Какова основная мысль, выраженная в тексте?

2) Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

3) Человек сам должен превозмочь болезнь, найти в себе силы жить.

4) Когда человек болен, его ничего не радует.

2. Определите стиль речи.

3. Определите лексическое значение слова реванш (предложение 8).

1) Награда, присужденная победителю;

2) успешное начинание;

4) отплата, возмездие за поражение.

4. Из предложений 9–15 выпишите деепричастие.

5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение с однородными определениями. Напишите его номер.

6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с вводными словами. Напишите его номер.

7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

8. Укажите средства связи между 4-м и 5-м предложениями.

Автор рассуждает о выздоровлении. В первой части текста, описывая хорошую погоду, автор использует ____________. А говоря о здоровом румянце (в предложении 3), ____________. Предложение 7 – это ____________. Характеризуя состояние выздоравливающих детей, автор употребляет ____________.

В предложении 13, описывая радость выздоровления и перечисляя возможности, которые дает здоровье, автор употребляет ____________.

4) риторическое обращение;

6) риторический вопрос;

7) восклицательное предложение;

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

4. выздоравливая;

8. лексический повтор и указательное местоимение;

10. Основная проблема:

– Проблема тяжести болезни и радости выздоровления.

– Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

(1) Маленькая деревня Фили у самой Москвы. (2) Крестьянская изба. (3) Дубовый стол. (4) Дубовые лавки. (5) Образа в углу. (6) Свисает лампада.

(7) В избе за столом собрались русские генералы. (8) Идет военный совет. (9) Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?

(10) Легко сказать – оставить Москву. (11) Слова такие – ножом по русскому сердцу. (12) За битву стоят генералы.

(13) Нелегкий час в жизни Кутузова. (14) Он только что произведен в чин. (15) За Бородинское сражение Кутузов удостоен звания фельдмаршала. (16) Ему как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу – главное слово: да или нет?

(17) У Бородина не осилили русских французы. (18) Но ведь и русские не осилили. (19) Словом, ничейный бой. (20) Бой хоть ничейный, да как смотреть. (21) Наполеон впервые не разбил армию противника. (22) Русские первыми в мире не уступили Наполеону. (23) Вот почему для русских это победа. (24) Для французов и Наполеона победы нет.

(25) Рвутся в новый бой генералы. (26) Солдаты за новый бой. (27) Что же решить Кутузову?

(28) Сед, умудрен в военных делах Кутузов. (29) Знает он, что на подмогу к Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. (30) Хоть и изранен француз, да не убит. (31) По-прежнему больше сил у противника.

(32) Новый бой – окончательный бой. (33) Ой как много военного риска! (34) Тут мерь перемерь, потом только режь. (35) В армии главная ценность. (36) Главное – войско сберечь. (37) Будет армия цела – будет время разбить врага.

(38) Все ждут, что скажет Кутузов.

(39) Поднялся фельдмаршал с дубового кресла, глянул на генералов.

(40) Ждут генералы.

(41) Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду, глянул в оконце на клок сероватого неба, глянул себе под ноги.

(42) Ждут генералы. (43) Россия ждет.

(44) – С потерей Москвы, – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия. (45) Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия.

(46) Кутузов остановился. (47) В оконце стучалась муха. (48) Под грузным телом фельдмаршала скрипнула половица. (49) Послышался чей-то глубокий вздох. (50) Кутузов поднял седую голову. (51) Увидел лицо атамана Платова. (52) Предательская слеза ползла по щеке бывалого воина. (53) Фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ. (54) Он закончил быстро и твердо:

(55) – Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю. повелеваю, – вновь повторил Кутузов, – отступление.

1. Какая мысль осталась за рамками текста?

1) Ответственные решения даются нелегко даже великим людям.

2) Решение оставить Москву французам было верным.

3) Главное на войне – сберечь армию, тогда будет возможность разбить врага в следующей битве.

4) В армии важен приказ. Командир принимает решение, войска подчиняются приказу командира.

2. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в первом абзаце текста (предложения 1– 6)?

4) описание и повествование.

В каком предложении используется фразеологизм?

4. Из предложений 32–42 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

5. Среди предложений 10–24 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 38–45 найдите предложение с однородными членами. Напишите их номера.

7. Среди предложений 28–45 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

8. Среди предложений 25–33 найдите такие, которые соединяются с предыдущими с помощью лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

Основная задача автора – показать, как трудно принималось решение оставить Москву.

С целью усилить выразительность речи автор нарушает прямой порядок слов во многих предложениях (например, № 13, 25, 39, 40 и др.). Этот прием называется ____________и служит для усиления смысловой нагрузки членов предложения. В предложении 16 используется ____________. Это стилистическая фигура, состоящая из такого расположения слов, при котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего.

В тексте встречаются безличные, неполные предложения, а в первом абзаце автор использует ____________, которые помогают описать место проведения совета, не нарушив общей системы повествования, не отвлекая внимания от основной идеи рассказа.

Предложение 27 – это ____________, который ставится с целью привлечь внимание к основной проблеме.

В предложении 55 в речи Кутузова используются ____________, которые придают финалу рассказа особую значимость.

2) восклицательное предложение;

3) риторический вопрос;

8) назывные предложения;

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

4. мерь перемерь, режь;

10. Основные проблемы:

1) Проблема ответственности за принятое решение.

2) Проблема личности в истории.

3) Проблема значимости роли армии в государстве.

1) Историческое решение оставить Москву далось Кутузову нелегко. Он взял на себя всю ответственность, сберег армию и выиграл войну. В этом мудрость великого человека, талант опытного полководца.

Сценарий внеклассного мероприятия "Недаром помнит вся Россия" (к 200-летию со дня Бородинской битвы)

1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. (Видеоряд).

2 чтец: 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

1 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. (Видеоряд).

2 чтец: Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.

2 чтец: На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.

1 чтец: Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну.

1 чтец: Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России.

2 чтец: Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики…” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова “Бородино”.

1 чтец: Давайте же вспомним о тех героических днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа.

2 чтец: Верста за верстой, верста за верстой отступают русские. Уже была отчаянная рубка в селении Мира, 27-28 июня кровопролитный бой у Салтановки, 16-17 августа – сражение в Смоленске. (Видеоряд).

1 чтец: Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам по низинам, по оврагам идут. Ропщут солдаты.

Сценка №1. “Солдаты на привале”.

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!

2 чтец: Рвутся солдаты в бой. Русских армий две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а второй – Багратион.

1 чтец: Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.

1 чтец: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов. А русское войско все отступает ввиду троекратного превосходства неприятеля. (Видеоряд).

2 чтец: Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.

1 чтец: Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.

2 чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

1 чтец: Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет– помнит народ Кутузова. Вот и сейчас Кутузов в раздумье.

Сценка №2. “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.

Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

2 чтец: Одним из наиболее ярких проявлений народного характера войны 1812 года было партизанское движение.

1 чтец: Крестьяне создавали партизанские отряды и развертывали вооруженную борьбу против захватчиков.

2 чтец: Своей мужественной и самоотверженной борьбой они оказали существенную помощь в разгроме врага.

1 чтец: Еще до того как разгорелась Бородинская битва, в дни, когда русская армия отступала, к князю Петру Багратиону (видеоряд), неожиданно явился подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов и стал говорить о французской армии. (Видеоряд).

Сценка №3. “Давыдов у Багратиона”.

Давыдов: Растянулась французская армия на сотни и сотни верст. Через всю Россию тащатся к ней обозы, идут подкрепления, порох, ядра везут. Надо оставить у Бонапарта в тылу конные наши отряды. Пусть они обозы и мелкие части щупают. Будет немалый урон врагу. Прошу казаков и гусар – докажу, как возможное. (Пока Давыдов все это говорит, лицо Багратиона светлеет и расплывается в улыбке.)

2 чтец: Багратион расцеловал Давыдова и тут же пошел к Кутузову и передал все слово в слово о просьбе Дениса Давыдова.

1 чтец: Распорядился Кутузов выделить Давыдову 50 гусар и 80 казаков. Так возник первый партизанский отряд. Русская армия отошла дальше, а Денис Давыдов ушел в леса.

2 чтец: Немало причинили партизаны вреда французам.

1 чтец: Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами – партизанами, движение которых росло и ширилось.

2 чтец: Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.

Сценка №4. “Василиса Кожина идет на войну”. (Видеоряд).

1 баба: Эй, бабы, война, война с французами, слышали?!

2 баба: Ой, горе, ой, беда!

3 баба: Что же теперича будет?

1 баба: Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!

(Подбегают к Василисе)

2 баба: Василиса, война, война!

3 баба: Как же нам быть?

Василиса: Да знаю я, бабы. Что делать, говорите? Бить незваных – непрошеных!

1 мужик: Аль шутишь, Василиса?

2 мужик: Что же мы – войско?

1 мужик: А где ружья?

2 мужик: Где сабли?

1 мужик: И придет же бабе такое в голову!

Василиса: Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!

1 баба: А берите, бабы, вилы, рогатины.

1 мужик: Аники – воины!

2 мужик: Бонапарту схватите в плен! (Смеются)

1 чтец: Бабы ущли в лес и поймали отставшего от своего отряда француза. Позже к ним в отряд попросились и мужики.

II . Бородинская битва.

1 чтец: А военный маневр все продолжался.

2 чтец: До Москвы– 120 километров.

1 чтец: Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино.

2 чтец: И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен.

1 чтец: Это была икона Богородицы, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. (Видеоряд).

2 чтец: И вот началась служба. Все повторяли слова молитвы, крестились.

1 чтец: Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, – подходил к иконе.

2 чтец: Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову.

1 чтец: Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.

2 чтец: На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.

1 чтец: В 5 утра началась перестрелка. В 6 утра 26 августа на русских позициях заметили движение в рядах неприятеля. Он атаковал егерей гвардейского полка в селе Бородино. Егеря оставили село и сожгли за собой мост на Колочи.

2 чтец: Главное действие Бородинского сражени произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона.

1 чтец: Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу. В маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских.

1 чтец: В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, люди появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.

2 чтец: Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов.

1 чтец: После кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения русская и неприятельская армия расстроились. Кутузов принимает решение отойти за Можайск.

2 чтец: Неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров, более 40 тысяч рядовых.

1 чтец: С нашей стороны потеря состояла до 25 тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

2 чтец: Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горки, Шевардино и Семеновское, лежали теперь несколько десятков тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах.

1 чтец: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью.

2 чтец: Мертвых было так много, что их невозможно было всех похоронить. Так и лежали они под открытым небом.

1 чтец: И вот через несколько дней на поле появилась фигура молодой женщины. Женщина, вся в черном, медленно шла по полю, переступая через трупы, как будто что – то разыскивая.

2 чтец: Это была Маргарита Михайловна Тучкова, жена Александра Алексеевича Тучкова.

1 чтец: А знаете ли вы, друзья кто такой Тучков?

2 чтец: Старинный дворянский род Тучковых славно послужил Отечеству. Александр Алексеевич, Николай Алексеевич, Павел Алексеевич, Сергей Алексеевич – все братья воевали с Наполеоном и проявили себя с лучшей стороны. (Видеоряд).

1 чтец: Александр Алексеевич Тучков. На Бородинском поле с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей.

2 чтец: Его не смогли вынести с поля боя, буквально вспаханного артиллерийскими снарядами.

1 чтец: На этом история младшего Тучкова не закончилась. У Александра Алексеевича была прелестная и горячо любимая им жена – Маргарита Михайловна. (Видеоряд).

2 чтец: Молодая жена сопровождала мужа в военных походах, переодевшись денщиком, спрятав косу под фуражку. В 1812 году она этого сделать не смогла – сыну их не исполнилось и года.

1 чтец: 1 сентября она получила известие о гибели мужа Бородинском сражении. Маргарита Михайловна отправилась на поле сражения, надеясь найти останки мужа, но этого сделать не удалось.

2 чтец: В 1818 году на месте гибели Тучкова, укаэанном одним солдатом, был заложен Храм Спаса Нерукотворного. Средства на храм пожертвовала вдова молодого генерала.

1 чтец: Император Александр I добавил 10 тысяч рублей. Это был первый памятник, сооруженный в память воинов, “убиенных на поле брани”.

2 чтец: Жены были под стать своим мужьям, как позже – жены декабристов.

1 чтец: Друзья мои, многие из вас бывали в великолепном Санкт-Петербурге и посещали один из лучших музеев мира – знаменитый Эрмитаж.

2 чтец: Если так, то вы наверняка видели галерею, которая посвящена героям Отечественной войны 1812 года, – ее просто невозможно забыть.

1 чтец: Вспомните эти лица – они просты и величественны. Скромны и исполнены внутреннего благородства. Они светятся истинной любовью к Родине и сознанием исполненного долга.(Видеоряд)

2 чтец: В галерее героев Отечественной войны много портретов. Назовем лишь несколько имен, которыми по праву гордится Россия.

1 чтец: Да, имен немало – и это только высшие чины. А сколько солдат проявили себя героями – теперь уже и не скажешь.

2 чтец: Ясно одно, все они – и офицеры, и рядовые – действовали едином бдагородном порыве и отстояли Россию. И гибли все вместе.

Ш. Оставление русскими Москвы.

1 чтец: Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой.

2 чтец: В этой битве двух великих армий не выиграл никто.

1 чтец: И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови.

2 чтец: И Наполеон это понял. А еще Наполеон понял, что его армия больше не является непобедимой. Но он все-таки продолжал свое наступление на Москву.

1 чтец: Ставка Кутузова. Маленькая деревня Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый стол Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает лампада.

2 чтец: Идет военный совет. (Видеоряд).

Сценка № 5. “Совет в Филях”.

(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко “Военный совет в Филях”).

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.

2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.

1 Генерал: Но и мы не осилили французов.

2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил. 2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)

Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

(Все генералы опускают головы. “Ария Кутузова” звучит громче.)

1 чтец: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети.

2 чтец: Не пережил падения Москвы и Петр Иванович Багратион. Находясь на излечении и случайно услышав, что в Москве хозяйничают французы, он вскочил с кровати на раздробленную ногу и тут же упал. Наступила смерть.

1 чтец: Весть о сдаче Москвы донеслась молнией до ее населения, и толпы жителей двинулись вслед за армией из столицы. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября. (Видеоряд). Французы радовались, в единодушном восторге воскликнули: “Москва!” и захлопали в ладоши.

1 чтец: Но чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи.

2 чтец: Французы остановились: им было страшно.

Сценка №6. “Наполеон на Поклонной горе”. (Видеоряд).

Адъютант: Прошу прощения, мон сир. У меня плохая новость: город пуст. Почти все жители ушли из города.

Наполеон: Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть!

1 чтец: В этот день Наполеон так и не въехал в город. На следующий день он разместился в самом сердце столицы – Кремле. (Видеоряд).

2 чтец: Во всех дворцах, монастырях и храмах Кремля разместились приближенные императора.

1 чтец: Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября было уже ясно, что город горит. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон давно мечтал закончить эту войну и посылал Александру 1 предложения о заключении мира, но ответа не получил ни разу.

1 чтец: Хороши дела у русских войск под Тарутином, куда отвел от Москвы войска Кутузов. Провианты сюда подвозят. Меняют солдатам одежду. Лошадьми пополняют конницу. Отдыхают спокойно солдаты.

2 чтец: Плохи дела в Москве у французов. Не дождался император русских послов с миром.

1 чтец: Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли французы бесславно, как тень, из Москвы. Спасена отныне Россия.

2 чтец: Когда в Москву вернулись жители, перед ними предстала печальная картина. По словам очевидцев, от великой Москвы осталось лишь несколько уцелевших домов, разбросанных среди развалин. (Видеоряд).

1 чтец: Москву начали отстраивать сразу же. А французскую армию теперь гнали и гнали все дальше и дальше от Москвы. Желая хоть как – то отомстить русским, Наполеон отдал приказ армии сжигать на своем пути все, что еще уцелело.

IV . Бегство армии Наполеона – справедливый итог войны 1812 года.

2 чтец: При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, бросали пушки.

1 чтец: Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил есть палых лошадей и мертвые человеческие тела. Среди солдат Великой армии началось дезертирство.

2 чтец: Партизаны Сеславина, Фигнера, Дениса Давыдова, Кудашева, крестьянские партизанские отряды, которым не было числа, довершали удары регулярных частей. Французы сдавались в плен мелкими частями и дивизиями.

1 чтец: Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве. Как тут не вспомнить пророческие слова другого великого полководца – Александра Невского. (Видеоряд).

Сценка №7. “Александр Невский”.

Выходит Александр Невский: Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

2 чтец: Кутузов намеренно избегал больших боевых столкновений, сознательно давая Наполеону возможность уйти из России.

Сценка №8. “Кутузов”.

Кутузов: Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!

1 чтец: Своего солдата никогда не забудут русские душой люди. 2 чтец: Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции (видеоряд), в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя Земля!”

Виртуальная экскурсия "Путешествие по крестьянской избе"

Цель урока: приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка.

– формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека в регионе через изучение художественного творчества и способов художественного оформления быта на примерах народов Урала;

– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

– воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.

Оборудование: электронная презентация “Путешествие по крестьянской избе”, книжка – раскладушка “Проходите в избу”, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Ход занятия

1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!

2 ученик: Здравствуйте, красны девицы!

Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.

СЛАЙД 3. ФАСАД ИЗБЫ. ВОРОТА.

Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. “Двор, что город, изба – что терем”.

Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!

Какая у избы душа!
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.

3 ученик. Полюбуйтесь узорами на наличниках и ставнях! Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер!

Но если присмотреться, то в узоре можно разглядеть круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком – символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.

СЛАЙД 4. ГОРНИЦА

Не красна изба углами
А горячими пирогами
Баранками да сушками
Да самоварами блестящими.
Проходите, гости милые,
В нашу горницу, во светлицу.

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”

– Что вы видите в горнице?

Дети называют: красный угол, иконы, расписная лавка, стол с самоваром, роспись на стенах, люлька, деревянные игрушки.

Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом ,
С кем делим горе и успех!

3 ученик. Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть.

– Что находилось в красном углу?

Дети: иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца.

Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

1 ученик. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

2 ученик. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…

СЛАЙД 5. КУТНЫЙ (КУХОННЫЙ) УГОЛ.

2 ученик. “Догадливый крестьянин, на печи избу поставил” – гласит русская пословица.

Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.

Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

1 ученик. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.

СЛАЙД 6, 7, 8. ПОСУДА

Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!

На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.

СДАЙД 9, 10. ПРЯЛКИ И СУНДУКИ

Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения , и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

В избушке распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

СЛАЙД 11. УТВАРЬ.

2 ученик. Люди в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки, бураки, туески, кухонная утварь, сундуки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

СЛАЙД 12. ДУША ИЗБЫ.

3 ученик. Широко распространенным видом народного творчества Урала является декоративная роспись: расписная утварь, расписные крестьянские дома.

Изделия уральских мастеровых – яркие сундуки и шкатулки, берестяные бураки и многие другие – привлекали купцов на ярмарках – Ирбитской, Крестовской возле Шадринска, Макарьевской в Нижнем Новгороде. Большое количество уральской расписной утвари вывозилось на Восток, в Среднюю Азию, Иран.

Говорят, уральцы суровы,
Но зато их роспись весела:
Как живые петухи и сов
На издельях каждого села.

Сами разводили краски эти
И держали их состав в секрете
Сами же придумали узор.
Вот цветок шиповника в букете,
Вот цветок – розетка на буфете,
С голубой каёмкою поднос,
А на нем букет лазурных роз!

Загляденье подарки!
Заграничным не чета
Всё в них есть:
И красота,
И история страны –
Нашей русской старины!

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.

2 ученик. Вот и завершилось ваше путешествие по крестьянской избе. Надеемся, что оно было интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени.

3 ученик. Что вы сегодня увидели, отгадайте в загадках.

Загадки о предметах быта

Проклёваны глазища. (Изба)

Не пьют, не едят,
А весёлые стоят. (Окна)

Хватает да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)

А четыре ноги. (Стул)

Много лет терпел,
Много душ кормил,
А разбился –
Под плетнём очутился (Горшок)

Один нос да брюхо. (Самовар)

Два купаются, третий на берегу валяется. (Вёдра и коромысло)

Красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. (Ложка)

С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)

Вот и кончен наш рассказ,
Презентации показ
Про уральских мастеров
Украшения домов.
Про огромный мир большой …
Что узнали мы с тобой?

Читайте также: