Крещение руси круглый стол

Обновлено: 20.05.2024

Я сердечно благодарю Вас, Михаил Владимирович за слова приветствия, и я рад присутствовать на завершении работы круглого стола на тему «Крещение Руси в судьбах России, Украины и Беларуси».

Досточтимые участники и организаторы круглого стола, представители академической и церковной исторической науки, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы, вдохновляемы Святым Духом Божиим, находимся на новом этапе осмысления великого события Крещения Руси. Сама наша история возвращает нас к этому судьбоносному чуду, сформировавшему духовную национальную самобытность трех братских народов, определив тем самым их особый путь в истории.

Спустя малое время после Крещения Руси митрополит Иларион свидетельствовал о том, как святой равноапостольный князь Владимир обустроил новую Русь: «Всем быть христианами, — призвал своих соотечественников великий князь, — малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простым, богатым и убогим». В этом равноправном единстве всего общества, а вернее — в стремлении к нему формировалась Святая Русь.

Заповедь святого равноапостольного Крестителя Руси стала камнем, который он сам положил во главу угла, став первым строителем восточнославянской церковности и национальной государственности русичей.

Обращаясь к труженикам исторической науки, присутствующим здесь, мне хотелось бы сказать, что вы лучше других знаете, сколь трагическими были для народов отступления от этой заповеди святого равноапостольного князя Владимира. Вот почему так важно ваше просвещенное свидетельство нашим современникам о непреложности исторических и духовных законов бытия всего человеческого рода и каждого человека, приходящего в мир.

Плоды такого свидетельства в новейшее время нашей истории мы видим в том, как развивалась и укреплялась Православная Церковь в Белоруссии в период, прошедший со времени празднования 1000-летия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Белой Руси в 1992 году.

В ту пору единение научно-исторических, социально-культурных, церковно-богословских сил общества во многом определило путь развития народа, страны и Церкви в Белоруссии.

Благодарю вас за этот гражданский, научный и духовный подвиг, который совершается вами, и в котором вы трудитесь ради блага грядущего поколения граждан Отечества.

С особым вниманием и благодарностью мы воспринимаем значительный вклад белорусских историков в создание многотомной «Православной энциклопедии». Общими силами мы стремимся создать живой, полнокровный, достоверный свод знаний о Церкви Небесной и о Церкви Земной.

Обращаясь к участникам круглого стола, не могу не вспомнить имя известного белорусского ученого мужа — архиепископа Афанасия (Мартоса). Со свойственной ему ясностью и богомудрием он в середине многомятежного ХХ века свидетельствовал о том, что святой князь Владимир возвел, по выражению владыки Афанасия, четырехугольный фундамент, на котором построена тысячелетняя «Палата» религии, нации, государства и культуры, и что сам Креститель Руси пребывает духовным родоначальником русского народа, украинцев и белорусов.

Следуя этой мысли, в нынешний благословенный день и час достойно есть всем нам вспомнить и как святыню сохранять в народном сердце апостольское свидетельство о том, что и каждый из нас и все мы — «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).

Крещение Руси как цивилизационный вектор

Как мы сообщали, в РГПУ им. А.И.Герцена прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор», организованный Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и кафедрой истории религии и теологии факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена. Круглый стол приурочен к 1030-летию Крещения Руси (28 июля). Форум проходил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Публикуем вступительное слово, прозвучавшее на мероприятии.

Дорогие коллеги, я хочу вас всех поприветствовать перед началом круглого стола «Крещение Руси как цивилизационный вектор». Сейчас в РГПУ имени А.И. Герцена проходит серия научных мероприятий, посвященных достаточно широкой повестке, связанной с анализом религиозного фактора развития российской цивилизации, проблем научного изучения религии.

Сегодняшнее наше мероприятие является частью этой программы. Также я думаю ни для кого не секрет, что с 1 сентября в Герценовском университете открывается кафедра истории религии и теологии, и вышеупомянутая серия мероприятий тоже связана с научной частью соответствующей исследовательской программы. Данные мероприятия помимо Герценовского университета организованы Петровской академией наук и искусств и АНО «Центр религиозных исследований», руководитель которой протоиерей Алесксандр Пелин здесь присутствует.

Я передаю приветствие от президента ПАНИ, декана факультета истории и социальных наук РГПК им. А.И. Герцена Алексея Васильевича Воронцова, который отсутствует в связи с отпуском и благодарит здесь присутствующих коллег за найденную возможность в столь напряженное для вузовских работников время посетить наш Круглый стол, предваряющий собой одноименную научную Конференцию.

Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить самый широкий спектр исторических, теологических, методологических вопросов, связанных с Крещением Руси, которое мы рассматриваем как фактор цивилизационный, то есть как доминанту формирования российской цивилизации.

Она, разумеется, не сводится, ни к территориальной идентичности, ни языковой, ни к религиозной, но все эти факторы в совокупности оказали и продолжают оказывать очень существенное влияние на развитие цивилизационных и культурных процессов.

Безусловно, анализ Крещения Руси обращает нас к исследованию источников, которые описывают, каким именно образом происходило столь значимое цивилизационное событие. Оно в настоящее время является темой и для идеологизации, и мифологизации, а также "окружается" спекулятивными, ненаучными аргументами в идеологической борьбе.

Ну и еще один небольшой, но важный нюанс: уже можно сказать, что мы разрешили вопрос, связанный со спекулятивным тезисом о том, что Русь де была крещена, но не была обучена жить по-христиански.

Если мы внимательно изучим летописные свидетельства, то встретим, как мне кажется, очень показательный сюжет, который можно рассматривать в качесте своего рода герменевтического ключа. Вскоре после того, как князь Владимир становится христианином и принимает имя Василий, он перестает казнить преступников и на вопрос, почему он это делает, отвечает, что боится греха. Можно ли сказать, что это ответ человека, который не научен христианству? По-моему, перед нами здесь открывается пространство для углубленного и широкого изучения целого ряда феноменов, связанных именно с погружением Руси в христианство, полноценным его принятием.

Поэтому, анализируя современность, мы должны видеть глубокие корни, скрывающиеся за явлениями современности.

Дорогие коллеги, хочу пожелать всем плодотворной дискуссии!

Александр Михайлович Прилуцкий, заведующий кафедрой истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, профессор, эксперт ПАНИ

Круглый стол "Крещение Руси - цивилизационный вектор" Слово академика ПАНИ, профессора В.Н. Колотова

Звезда не активна

big 1456913260 e news.su 69737 1

Продолжаем публикацию материалов Круглого стола "Крещение Руси как цивилизационный вектор" и предлагаем вашему вниманию выступление академика ПАНИ, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ Владимира Николаевича Колотова на тему "Красота и правда - основа духовной жизни России".

Подобного рода опасности хорошо прописаны с Стратегии национальной безопасности РФ. Там есть отдельные пункты про фальсификацию истории. Кстати, недавно Кристин Лаград допустила, на мой взгляд, абсолютно некорректное высказывание относительно блокады Ленинграда: дескать, сами виноваты, могли бы сдаться. К сожалению, безграмотность многих людей делает их неготовыми к отражению такого рода диверсий. А между тем психо-информационные вирусы активно действуют.

И я думаю, что ближе к 28 июля мы увидим интенсификацию усилий по созданию искажённого образа Крещения Руси. Особенно в таком искажении заинтересованы формально называющие себя христианскими западные структуры. Я как ученый долгое время исследую распространение ряда называющих себя христианскими культов в странах Дальнего Востока, и, честно говоря, стремлюсь не использовать термин «христианство» по отношению к этим культам и их представителям.

Дело в том, что их деятельность не то, чтобы противоречило христианским заповедям, она их впрямую нарушает. Даже в последние годы мои студенты, возвращаясь из азиатских стран, говорят о крайне разрушительных практиках распространения современного протестантизма, например в Камбодже. Туда приезжают соответствующим образом подготовленные в Южной Корее «миссионеры», находят детей, которые бегают по улице в бедной одежде. Представляете, что для такого ребенка, который вообще не видит нормальную еду, яркое, вкусно пахнущее пирожное? И вот перед ним ставят пирожное и говорят: «Ребенок, расскажи нам стишок про Иисуса Христа, и мы дадим тебе пирожное». Идея – любыми методами, как в сетевом маркетинге, набрать «поголовье вновь обращенных».

У меня язык не повернётся назвать некоторых «миссионеров» христианами. Во Вьетнаме в девяностые годы большая часть населения центрального нагорья была обращена в протестантизм довольно грубыми посулами, шантажом и т.д. А населено это нагорье так называемыми реликтовыми этносами, которые еще в середине прошлого века вели торговлю немым способом. Некоторые племена специализировались на выделке сушеных обезьяньих костей, которые используются в медицине, другие – на производстве бронзовых изделий. В девяностые годы более миллиона жителей центрального нагорья были обращены в протестантизм. В качестве взятки за «обращение» предлагался, скажем, велосипед. А в горах Вьетнама обладание велосипедом – это переход на новый имущественный уровень. А за те или иные «бусы» так называемые миссионеры выменивали у туземцев «всякий хлам» типа бронзовых бубнов двухтысячелетней давности.

Практики нечестного вовлечения народов в псевдохристианство имеют долгое историю. Так еще в начале XVII века была написана первая книга на вьетнамской латинице (разрушая традиционную идентичность, меняют и язык) – «Катехизис за 8 дней», которая была официально опуликована уже после высылки ее автора из Вьетнама. Эта книга сыграла важную роль в истории Вьетнама. Ознакомившись с ней, можно вникнуть в методологию обращения в католицизм за 8 занятий и фактически обманным путем. «Катехизис за восемь дней», показывает, что при чтении проповедей использовались элементы гипноза, позволяющего необратимо изменить жизнь жертвы суггестивного воздействия.

Я прочитал эту книгу и с удивлением обнаружил, что речь идет о технологиях, которые были в середине 20 века описаны знаменитым американским гипнотизером Милтоном Эриксоном, практиковавшим «мягкий», «косвенный» гипноз. Технология использования так называемого «мягкого гипноза» (без погружения в глубокий транс) предполагает существенное снижение левополушарной деятельности мозга (сознание, функции логического анализа) в пользу правополушарной (эмоциональной); в теории гипноза эта стадия получила название «депотенциализация сознательных психических установок, что позволяло проповеднику получить прямой доступ к подсознанию объекта воздействия и существенно усилить внушение, а также проводить внедрение в его подсознание иных установок.

Очевидно, что в миссионерской деятельности иузуитов очень важную роль играет система воздействий на психику. Использование гипноза позволяет им существенно усилить эффективность косвенного влияния на поведение людей, провоцировать конфликты и пытаться управлять ими в своих интересах.

Применение иезуитами в своих проповедях в начале ХVII в. элементов того, что спустя несколько веков получит название эриксоновского гипноза и в менее жесткой версии нейролингвистического программирования (НЛП). позволяло им получать власть над конвертитами. Как полагает М. Эриксон: «целью клинического наведения является фокусирование внимания во внутрь и изменение некоторых привычных паттернов функционирования человека». Можно с уверенностью сказать, что у очень многих из тех, кто принимал правила игры католических миссионеров, на этом спокойная жизнь в этом мире заканчивалась: они теряли свою идентичность, но в замен получали только зависимость от чужеземцев без обретения подлинной веры, основанной на сознательном , свободном принятии христианства.

Разве подобные технологии можно назвать христианскими? Это – боевой гипноз. После обращения католики стравливались с буддистами, что вызывало кровопролитные войны. В результате общество вводилось в состояние перманентного конфликта между приверженцами традиционной религией и адептами некого религиозного суррогата, поддерживаемого внушением, а не верой. Такой конфликт ослаблял страну, а не усиливал ее, как это произошло на Руси после принятия христианства, но, напротив, ослаблял. А ослабленную страну захватывали колонизаторы.

В России же принятие христианства позволило стране не только сохраниться, но и развиваться дальше. Поэтому в девяностые годы зарубежные «миссионеры» всеми силами старались разрушить православную христианскую идентичность России, предлагая в качестве «бус» гуманитарную помощь и иные «подачки». В России это не прошло. Судьбоносное решение, принятое князем Владимиром и большинством наших предков осознанно «изнутри», а не "извне" (вследствие массового гипноза), стало основной для самых настоящих духовных скреп, проводивших наше государство и нашу цивилизацию через множество испытаний.

Кстати, если сравнить деятельность иезуитов во Вьетнаме и православных миссионеров, например, в Японии, то это совсем разная деятельность. В первом случае опоры идет на гипнотические практики и подкуп, а во втором – на правду. Если нет правды, то приходится прихожан обманывать.

Наши предки самостоятельно нашли истинную духовную силу и красоту в православном христианстве, ставшем основой цивилизационного выбора Руси-России. С приближающимся праздником!

Зачем мир без русского Киева?

26 июля Институт стран СНГ, движение «Внуки» и Союз православных граждан провели Круглый стол «Кого крестил святой Владимир?» .

Открывая его, заведующий отделом Украины Института Иван Скориков сказал: «Крестные ходы в Киеве в честь Крещения Руси по 300 тысяч человек – это демонстрация единства «триединого» русского народа и попытка Зеленского и всех украинских сепаратистов украсть русскую историю Киева и придумать в этот день «праздник тысячелетней украинской государственности» является дешёвой фальсификацией.

Заведующий отделом по взаимодействию с Русской Православной Церковью Кирилл Фролов отметил тот факт, что именно День Крещения Руси является поводом повторить аксиому о том, что остановка СВО на нынешней линии соприкосновения является поражением России, освобождение Слобожанщины и Новороссии от Харькова до Одессы является минимумом из минимума, а освобождение Киева, колыбели русских Церкви, государственности и культуры, является не прихотью и просто благим пожеланием, а обязанностью православного христианина, в первую очередь, первого мирянина страны Владимира Путина так как Предание Церкви императивно указывает на необходимость освобождения Киева. Речь идет о послании святого Патриарха Тихона против Брестского мира, согласно которому Церковь не может признать мир, по которому «Мать городов русских Киев и другие русские земли навсегда отторгаются от России. Соответственно, все те, кто ищет тысячи причин отказаться от освобождения Киева, вроде В. Крашенинниковой и таких, как она, выступают против базовых смыслов бытия России. Проще сказать им: «Сними Крест и агитируй против освобождения Киева от украинских сепаратистов».

Сохранение в их руках колыбели России позволяет создавать по лекалам украинского поморский, уральский и прочие сепаратизмы и расколы русского народа и это обстоятельство делает украинский сепаратизм, как раскол внутри русского народа, гораздо более опасным, чем русофобия наших традиционных исторических противников, таких, как Польша и Великобритания.

Продолжая тему освобождения Новороссии, Малороссии и Подкарпвтской Руси как обязанности Российского государства, как послушания Церкви, Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев вручил медали Союза православных граждан тем ревнителям русского просвещения, которые бескомпромиссно поддерживают путинский императив проведения СВО до полного выполнения всех ее задач. Медалями были награждены общественно-политические деятели и ученые.

Следующим награждённым был историк Дмитрий Степанов за научный подвиг обнаружения в российских архивах такого важного документа Предания Церкви – «Слова Указуемого» святого Царьградского Патрирха Афанасия (Пателариса), чьи святые мощи пребывают в Благовещенском Соборе Харькова.

В этом Слове великий молитвенник освобождения Харькова указывает русскому царю и, одновременно, Вселенскому императору Алексею Михайловичу на его долг освобождения Малороссии, Царьграда, покорения нынешних стран НАТО и насаждения Православия во всем мире. «Слово указуемое «актуально для всех глав Российского государства и является священной императивной санкцией на проведение СВО в полном объёме.

Следующим награждённым стал автор идеи Народно-освободительной армии имени Богдана Хмельницкого Олег Кассин . В эту армию вступают многие православные христиане Малороссии, прорывающиеся с русских земель, пока еще контролируемых оккупационным режимом Зеленского. Более того, формируется штурмовой батальон освобождения первой русской столицы – Киева.

Об этом рассказал выступивший известный киевский журналист Юрий Кот . Он сказал: « Зачем мир, если Киев не будет русским , где каждый камень полит русской коровью и где, вопреки террору, тысячи киевлян, ревнителей русского Православия, ждут Россию, их вынужденное молчание является ожиданием Русской Армии. Как делегат Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года Игорь Марков создал «Одесскую бригаду» для освобождения Одессы, «Южной Пальмиры Российской Империи», так и мы будем создавать Киевскую бригаду имени святого равноапостольного князя Владимира ».

Его поддержал лидер киевского «Верного казачества» Алексей Селиванов , который предложил возродить исторические Харьковский, Изюмский, Сумской, Ахтырский, Полтавский казачьи, уланские и прочие полки Российской Армии, как уже возрождены Семеновский и Преображенский. Селиванов отметил, что освобождение первой русской столицы, колыбели крещения Руси – Киева – является одной из ключевых задач Священной Отечественной Войны 2022 года, без осуществления которой невозможно полноценное бытие России.

Лидер «Руси Триединой» Сергей Моисеев заявил: «Украинская болезнь лечится хирургическим путем. Малороссы – это русские. Мы скоро напомним Иуде Добкину о том, что Слобожанщина, Северская Русь, где возник Харьков, воссоединилась с Россией в 1503 году. Харьков – это город Александра Третьего, благодаря которому он стал четвёртым городом Российской Империи и наш долг восстановить построенный этим великим правителем на месте спасения царского поезда грандиозный собор Спасского скита в Борках под Харьковом и памятник ему, уничтоженный недавно украинскими нацистами. 23 августа – день освобождения Харькова маршалом Коневым в 1943 году. Мы сделаем все, чтобы освободить Харьков 23 августа 2022 го года».

Глава Союза православных граждан Молдавии Владимир Букарский констатировал: «Я, как житель русской Бессарабии, констатирую факт. Если Русская, Армия не дойдет до границы с Приднестровьем, то там, и в Гагаузии, и во всей Молдавии начнётся геноцид русских и православных молдаван. Пример – репрессии против 70-летней матери Игоря Додона, которую прямо из реанимации потащили в суд».

Ведущий аналитик движения «Внуки» Максим Марков обратил внимание на то, что молитвенниками за скорейшее освобождение Николаева и Одессы является основатель Черноморского флота святой адмирал Федор Ушаков, «Пророк Новороссии» святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, чти нетленные мощи пребывают в Одессе и почитаемый как святой основатель Тирасполя праведный воин Александр Суворов, канонизация которого назрела, как никогда.

Кирилл Александрович Фролов , публицист, глава Ассоциации православных экспертов, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ

Итоговая резолюция Международного круглого стола «Крещение Руси в судьбах народов России, Беларуси и Украины» в Минске

В четверг 23 октября в Минске в Национальной библиотеке Беларуси прошла работа Международного круглого стола «Крещение Руси в судьбах народов России, Беларуси и Украины», посвященного 1020-летию Крещения Руси.

Участники Международного круглого стола «Крещение Руси в судьбах народов России, Украины и Беларуси», посвященного 1020-летию Крещения Руси, отмечают основополагающее значение принятия христианства в его восточной греко-византийской традиции в формировании национальной идентичности, в развитии государственного устройства и в геополитической интеграции русского, украинского и белорусского народов.

Православие явилось исключительно важным фактором развития, а в определенные исторические времена — и сохранения национальной культуры и языка каждого из братских народов, объединенных не только своим происхождением, но и общей купелью Днепровского Крещения. Единство духа и общность веры укрепили глубинные связи русских, украинцев и белорусов, которые более тысячи лет слышат, воспринимают и передают Слово Божие на своих родных языках, приумножая и взаимно обогащая свои национальные сокровищницы культуры и науки.

Период распространения христианской веры на белорусских землях отличался миролюбием и непринуждением. Этой исторической особенности в современных условиях неукоснительно следует в своем служении Белорусская Православная Церковь.

Переживая периоды лихолетия и неоднократно ощущая на себе несправедливость, жестокость и притеснение, Православная Церковь на землях Белой Руси, тем не менее, уже 1020 лет совершает миссию христианского просвещения, духовного образования национально-патриотического воспитания и национального белорусского народа, следуя заповеди Основателя Святой Церкви Господа Иисуса Христа, которая гласит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

В течение двадцати последних лет, последовавших со времени празднования в 1988 году 1000-летней годовщины Крещения Руси, в независимых государствах России, Украины и Беларуси происходила историческая переоценка места и значимости в жизни общества религии в целом и христианства в частности.

Демократизация государственно политических-политических институтов, развитие конституционно-законодательной базы и расширение процессов социально-политической активности граждан каждой из трех стран создали предпосылки и способствовали активизации процессов возрождения религиозного самосознания людей, восстановления исконно доминировавшей в обществе системы религиозных христианских ценностей и морально-нравственных требований общества к самому себе и к международному сообществу в целом, и к проблемам современной европейской интеграции.

В белорусском обществе Православная Церковь была и остается одной из основ конфессионального мира и согласия. Во многом благодаря мудрой позиции Белорусского Экзархата, стремлению его руководства к диалогу с представителями разных конфессий, в Беларуси нет конфликтов на религиозной почве, которые разжигаются сегодня во многих регионах мира и сотрясают немалое число стран ближнего и дальнего зарубежья.

Государственные власти и светские общественные институты России, Украины и Беларуси со свойственными каждой стране особенностями придают высокое значение возможностям объединительной и консолидирующей миссии Православной Церкви, ее активному и деятельному участию в процессах общенационального сплочения народов и их международной интеграции.

Оставаясь вне политики, Православная Церковь в свою очередь проявляет деятельное участие в социальном служении обществу, неотъемлемой частью которого являются все ее члены.

Православная Церковь настойчиво и целенаправленно проводит в жизнь идеалы общенационального единства, социального мира и общественной стабильности. Благодаря общей христианской вере, религиозный фактор был и доселе остается доминирующим средством объединения народа в цельный организм как в религиозном, но и общественно-политическом смысле.

Сегодня особенно важным является значение социальной миссии Православной Церкви, ее партнерские отношения и соработничество с иными религиозными объединениями, общественными организациями и государственными институтами.

Сотрудничество Белорусской Православной Церкви с государственными учреждениями и организациями в тех сферах жизни общества, которые представляют собой область взаимной ответственности Церкви и государства, юридически обосновано и закреплено как на конституционном уровне, так и в специальном Соглашении о сотрудничестве Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви.

Участники научного форума подтверждают высокую историческую и современную значимость христианства, отдают долг многовековому подвигу своих православных соотечественников, сохранивших христианскую честь и достоинство в исторических испытаниях, а также всемерно поддерживают взаимно направленные инициативы Православной Церкви и государства в России, Украине и Беларуси, направленные на продолжение и развитие объединяющих религиозных и гуманистических традиций, начало которым было положено 1020 лет назад в дни Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром.

Читайте также: