Красота на столе и за столом

Обновлено: 19.05.2024

Тема: Красота на столе и за столом. Традиции гостеприимства.

- сформировать представление об этикете, о правилах поведения за столом.

- добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

- познакомить детей с правилами поведения за столом.

- расширять и обогащать знания учащихся о традициях русского гостеприимства

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня идет речь, предлагаю вам

послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».

Учит крошку – людоеда

Если хочешь съесть соседа –

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость –

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

Есть в прихожей – ни за что!

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

И красиво не забудь

А не то про вас пойдут

На обед придут бомжи

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Что в тарелке не лежит –

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть –

Чтобы быть упитанным,

Чтобы быть воспитанным!

Воспитатель: Хоть стихотворение и шуточное. Но я думаю, вы поняли, о чём пойдет речь (о вежливости и культуре поведения за столом, о традициях гостеприимства).

Стремление вести себя прилично за столом, как доказано, уходит вглубь

тысячелетий истории человечества.

Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось

необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные

места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Памятник

древнескандинавской этической литературы «Эдда» повествует во всех

подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные

правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

В XI – XIII веках высшим проявление изысканности считалось, когда

кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами позами, ели из

одной тарелки и пили из одного бокала.

Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине

– сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям

вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения

От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет»,

вышедшее впоследствии в языки многих стран.

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя

С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды

издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к

житейскому обхождению». Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом:

«Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не

говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен

французского «короля – солнца»! Но все же заметим, что значительная часть его

правил пришла к нам из истории, а некоторые даже из древней истории.

Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя

Так какие же правила мы должны знать прежде, чем сесть за стол?

· Сев за стол, выпрямитесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь

спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение

– чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко.

Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

· Не кладите локти на стол – это не прилично: на столе и без того не очень

много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на

· Привыкнете к тому, что за столом руки должны забыть о существовании

вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать

подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть

запретной зоной для рук.

· За столом нужно вести себя так, чтобы не мать окружающим: ни в коем

случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата,

сколько вы можете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась

на скатерть и на колени соседей по столу.

· Не наполняйте рот большим количеством пищи – так недолго и подавиться.

· Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

· Как бы вы не были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не

следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

· Если вы запиваете еду каким-либо напитком – соком или газированной

Водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот

салфеткой, и только после этого запить.

· Колбасу и сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

· Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом столе стола,

не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа

· Не прилично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не

· Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие

бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

· Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

· Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа

· Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

· Ложку всегда держим в правой руке – она лежит на среднем пальце,

указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

· Нож всегда держим в правой руке, вилку - в левой, только когда мы едим

пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала

нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

· Варенье и мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и

лишь потом начинайте пробовать.

· После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и

положить ее на блюдце.

· Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее

место, не оставляя надолго у своего прибора.

· Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и

заплетать на скатерти косички.

· Некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

· За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

· Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно

· Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в

бумажную салфетку другой салфеткой, но не в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

· Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Воспитатель: А теперь мне хотелось бы рассказать вам о традициях гостеприимства. Кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку. Все любят ходить в гости, я так и думала. А что мы знаем с вами о том, откуда пошла традиция ходить друг к другу в гости? Каким должен быть хозяин и как должен вести себя гость? Давайте попробуем в этом разобраться.

А вы знаете, что означает слово «гость»? В толковом словаре Даля дается толкование слова «гость» - тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

Но русские люди не только любили ходить в гости , но и очень любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Как вы думаете, что такое гостеприимство?

Гостеприимство - это готовность и желание принимать гостей, угощать их . Как вы думаете, из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать».

Традиции гостеприимства есть в каждой стране. И только на Руси слово гостеприимство одинаково по значению слову «хлебосольство». Как вы думаете, из каких двух слов оно состоит ? Правильно, хлеб и соль.

Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали и самых именитых людей, и молодых в день свадьбы. Хлебом угощали, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли умения хозяйки.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» .

Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Гостеприимные семьи были готовы всегда принять гостей. А что необходимо сделать дома, чтобы было не стыдно и гостей в дом пригласить? Вспомните, как готовятся к встрече гостей? (убирают в доме, готовят всякие вкусные блюда, придумывают, чем будут развлекать гостей).

И сейчас мы с вами вместе вспомним правила гостеприимства, то есть, как правильно ходить в гости и принимать гостей у себя дома, не забывая об основной традиции русского хлебосольства, а именно о том, что гость в доме – это всегда праздник!

Сейчас вы разделитесь на две команды. Каждой команде я дам карточки, на которых написаны правила поведения гостей и хозяев. Одной команде необходимо найти правила поведения, которые относятся к гостям, а другой те правила, которые должен соблюдать хозяин дома. А теперь проверим, правильно ли вы разобрали карточки. (Каждая команда зачитывает те правила, которые отобрали).

Правила для хозяев.

· Улыбка - самое главное при встрече гостей!

· Общаясь с гостями, не старайтесь говорить громче их

· Необходимо быть щедрым: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре.

· За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей.

· Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят.

· Принимая у себя дома друзей, нужно продумать программу развлечений.

· Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться и одеться.

Правила для гостей.

· Приходи в гости без опозданий, но и не раньше, это еще хуже, чем опоздать.

· Если обещал, приди обязательно.

· Обязательно похвали угощение.

· В гостях постарайся вести себя спокойно, не шуми, не бегай – пошалить можно и дома.

· Не следует много и громко говорить, смеяться без повода.

· Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным.

· На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

· Нельзя долго засиживаться в гостях, это может утомить людей.

Проводить правильно гостей – тоже традиция русского гостеприимства. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники «разгоняи» или «Выгонцы». Хорошие обычаи, не правда ли? И гости разошлись и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», в те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

На этом мне бы и хотелось закончить наше занятие. Итак, давайте подведем итоги. Какие правила поведения в столовой, за столом вы запомнили?

Какой дом мы можем с вами назвать гостеприимным? Мне бы очень хотелось, чтобы правила поведения и гостеприимства всегда были вашими спутниками.

(Детям раздаются памятки о правилах поведения в столовой).

Правила поведения в столовой.

Обязательно мой руки перед едой. Береги своё здоровье.

Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу.

«Когда я ем, я глух и нем». Помни, что разговоры и игры во время еды могут стать очень опасными для здоровья и жизни.

Не дожёвывай на ходу, съедай всё за столом. Выносить еду из столовой не разрешается.

Обязательно убери после еды за собой посуду. Не забудь поблагодарить тех, кто тебя накормил.

Улыбка - самое главное при встрече гостей!

Общаясь с гостями, не старайтесь говорить громче их

Необходимо быть щедрым: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре.

За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей.

Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят.

Принимая у себя дома друзей, нужно продумать программу развлечений.

Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться и одеться.

Приходи в гости без опозданий, но и не раньше, это еще хуже, чем опоздать.

Если обещал, приди обязательно.

Обязательно похвали угощение.

В гостях постарайся вести себя спокойно, не шуми, не бегай – пошалить можно и дома.

Не следует много и громко говорить, смеяться без повода.

Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным.

На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

Искусство стола

Если вы когда-нибудь были на званом приёме в Европе — на свадьбе или дне рождения (ох, как хочется сейчас хоть куда-нибудь полететь, пусть даже вы терпеть не можете свадьбы!), — то представляете себе, что такое этикет за столом и насколько он важен для человека в обществе. Для англичанина и его гостей-иностранцев, если, конечно, они настоящие джентльмены и леди, умение соблюдать table manners обязательно. И если вы до сих пор не знаете, в чём отличие ножа для мяса от ножа для рыбы, и хватаетесь за голову над столом и за Google на телефоне под ним же — при одном только виде 4 разных вилок и “этих странных щипчиков как будто из кабинета зубного врача или, о ужас, гинеколога”, то для британского аристократа орудовать этими щипчиками со сноровкой заправского дантиста так же естественно, как дышать. Пусть даже этому аристократу всего лишь 7 лет от роду, и ему впору скорее ходить под столом, чем сидеть за ним.

И не забудьте, что если согласно английскому этикету, заканчивая трапезу, вилку и нож принято аккуратно сложить вместе на 6:30 по часам, то по французским же “часам хороших манер” — на 5:25. Ненужная деталь? Вовсе нет. В этикете нет мелочей. Ведь за такую “пунктуальность” вас оценят не только соседи по столу (кто знает, возможно, тихая девушка рядом с вами — незамужняя наследница родового имения в Северном Йоркшире), но даже (и особенно!) официанты, которые с пониманием склонятся перед вашим знанием света, забирая у вас “точную по времени” тарелку. Но даже если вы правильно выставили приборы по часам, расслабляться не время: не вздумайте перепутать вилку для устриц с прибором для креветок!

Разболелась голова от таких сложностей? Пока вы разбираетесь в разных видах вилок, вот вам небольшой исторический экскурс о ней: этот столовый прибор, известный со времён египетских фараонов и Древнего Китая, упоминающийся даже в Ветхом Завете (Книга Самуила 2:13: “Когда кто-то приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей”), в более современном виде стал использоваться в Италии в XI веке. Однако по остальной Европе распространение вилки шло тяжело: двузубый тогда прибор считался… атрибутом Сатаны. Даже королева Мария Медичи, прихватившая с собой из родной Флоренции во Францию вилку, не смогла развеять предубеждение против “вил Дьявола” и привнести в общество удобную инновацию. И лишь французский король Людовик XIV и его придворные, которые не только стремились есть изящно, но и банально берегли баснословно дорогие кружева, обрамлявшие их шикарные костюмы, ввели в Европе моду на вилку.

Чтобы есть красиво, не обязательно быть аристократом

Так что же, искусство красиво есть — это привилегия аристократов, а пока не выучишь все тонкости, можно к столу даже не подступаться? Отнюдь.

Летний воскресный день, мы в гостях у моей подруги француженки Сесиль (дело было до эпохи коронавируса, когда ещё можно было ходить друг к другу в настоящие, а не виртуальные Zoom-гости). Самый обычный обед, без торжественного повода, — но как всё красиво накрыто! Бокалы для воды из синего стекла гармонируют с салфетками на тарелках, а узор на посуде перекликается с цветом скатерти. На столе стоят два простых, но очень изящных букета, — а всё вместе выглядит так, как будто над украшением трудился именитый дизайнер.

“На самом деле для того, чтобы красиво накрыть на стол, совсем не обязательно быть аристократом, — улыбается Сесиль. — Дело просто в воспитании и хорошем вкусе. Мы все — родом из детства. Мои родители, приглашая гостей на обед в выходные, всегда украшали стол. Но так же красиво они накрывали, когда готовили ужин для семьи после работы”.

Сесиль знает, о чём говорит. Она — настоящая француженка, которая живёт в России уже 25 лет и основала в Москве школу “Искусство жить по-французски”, чтобы делиться с нашими соотечественниками тонкостями французского art de vivre. На мастер-классах по оформлению праздничного стола у Сесиль выступала сама супруга бывшего Посла Франции в России Катрин де Глиниасти. А сегодня, в ожидании встреч вживую, Сесиль рассказывает об искусстве красиво есть — и красиво жить — своим верным подписчикам в инстаграме и, конечно, нам с Яном.

Действительно, французы с особой нежностью относятся к принятию пищи. Для них это настоящий ритуал. Даже обедая в одиночестве, француженка накроет стол как на праздник. Ведь это и правда праздник — не важно, в компании или наедине с собой. И даже во время карантина, который продлился во Франции целых 55 дней (в понедельник 11 мая страна робко вздохнула чуть свободнее: рестораны ещё не открылись, но уже можно ездить на работу на метро, правда, в маске), француз неизменно доставал красивую посуду хотя бы раз в пару дней, чтобы подарить себе радость.


Фото: Ян Авриль

“Но это же всё очень дорого! — подмигивает Ян. — Все эти сервизы от Hermès, фарфор от Villeroy & Boch, хрусталь от Baccarat… Не каждый может себе это позволить”. — “Чтобы красиво накрыть на стол, достаточно и интересной посуды из IKEA и старинной тарелки, доставшейся от бабушки. Было бы желание себя порадовать, — улыбается Сесиль и обращается ко мне. — Да ты сама понимаешь — у вас, русских, на дачных обедах такая красота: красивая посуда, нарядная скатерть, вкусные закуски, пышные, но искренние тосты — мы, французы, получаем настоящее удовольствие”.

Arts de la table: сидеть за столом — это тоже искусство

У французов есть такое понятие: arts de la table. “Искусство вокруг стола”, — кивает головой Сесиль. Француз, даже купив на обед сандвич в ближайшей булочной, не будет жевать его “просто так” перед компьютером. В самом деле, он же не какой-то американец-трудоголик! Француз не может есть в некрасивой обстановке. Француз выйдет на улицу и в самый обычный обед устроит себе настоящий пикник.
“Помню, как мы с сыновьями в дороге искали место для пикника. Мальчики уже проголодались, но я просто не могла остановить машину там, где было некрасиво. И я хочу передать им это чувство, что еда — это не просто удовлетворение голода. Это удовлетворение стремления к прекрасному”, — улыбается Сесиль. Вот и француз в обеденный перерыв обязательно найдёт красивый сквер, сядет на лавочку с видом на цветущую вишню — и съест свой сандвич, думая о красоте окружающей природы. И простой кусок багета станет в этот момент самой вкусной и изысканной едой в мире.


“Почему француженки не толстеют?” — вопрос, которым задавалась любая жительница Москвы или Красноярска. Хотя это и не совсем правда (бывают и француженки в теле, и совсем уж полненькие парижанки), — но в целом сегодняшние обитатели и обитательницы родины Мольера и впрямь стройнее своих европейских (и тем более американских) братьев и сестёр. И это при том, что французская кухня — одна их самых жирных в мире! Все эти камамберы, фуа-гра, сливочное масло на багете — на который француз, не моргнув глазом, мажет ещё и рокфор! Ну а как же иначе, так ведь вкуснее…

Всё дело не в том, что, а в том, как французы едят. Для них время, незыблемой традицией поколений предназначенное для еды — это святое. Для них естественно, как дышать, — сесть ужинать ровно в 20:00, с чувством обсуждать специально припасённую хозяином бутылку вина (не обязательно дорогого, но непременно — с историей), смаковать закуску и основное блюдо (а вы знали, что Франция — чуть ли не единственная страна, где мужчина не стесняется есть салат и не чувствует себя “каким-то не таким”, с удовольствием пережёвывая листочки травы?) — и, самое главное, беседу.


“Сесть за стол” для француза, испанца, итальянца — это не просто “поесть”. Это обязательно — поговорить, обменяться новостями, пошутить. Француз красиво накроет на стол, включит негромкую музыку и проведёт этот момент со своими близкими.
“Искусство сидеть за столом — это умение сделать так, чтобы еда была вкусной, разговор — интересным, а про мобильные телефоны никто не вспоминал до самого конца вечера”, — смеётся Ян. “В arts de la table гармонично соединяются все органы чувств: запах вкусной домашней еды, вид красиво накрытого стола, звук приятной беседы, осязание тонкой скатерти и вкус с любовью приготовленного ужина”, — продолжает Сесиль.

Искусство накрыть на стол — это музыка. И, как в настоящем музыкальном произведении, в нём обязательно должна присутствовать гармония. Гармония между вкусной едой и приятной беседой, которая и создаёт простое и столь необходимое каждому человеку, особенно в такие непростые, как сегодня, времена, ощущение счастья.

Круглый стол «ПУТЁМ КРАСОТЫ…» (8 класс)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала становлению гармонично развитой личности, любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.

Одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания учащихся является круглый стол. Эта форма работы характеризуется тем, что все участники обсуждения равноправны в принятии решений, никто не имеет права диктовать свою волю, можно выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. Цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы. Однако, эти условия вовсе не мешают круглому столу принимать разнообразные формы. Зачастую круглый стол играет информационно-пропагандистскую роль.

Активный «круглый стол» требует серьезной подготовки и большого умения ведения. Необходимо тщательно взвесить, какую проблему предстоит обсудить, пригласить экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, связанные с вынесенной на обсуждение проблемой. Тема и примерный план «круглого стола» должно быть известно обучающимся заранее, например, представлены в виде буклетов, содержащих тему, план обсуждения, теоретический и справочный материал.

Любая встреча за круглым столом – это разговор о нравственных и духовных ценностях, это урок выбора жизненного пути, урок выбора добра, борьбы с самим собой. Сценарий одного из таких мероприятий мы и представляем вашему вниманию.

План мероприятия придерживается последовательности: красота природы, гармония душевного мира человека, благородство души, вера, храм, Родина, молитва. Название «Путём красоты…» дается недосказанным, каждый участник круглого стола по-своему продолжает её: …к Богу, …к храму, …пройти жизнь и др.

Цели и задачи:

· духовно-нравственное воспитание учащихся на основе духовной поэзии;

· формирование умения учащихся вести дискуссию, выступать публично, отстаивая свое мнение, совершенствование культуры общения;

· формирование информационно-коммуникативных компетентностей.

Участники: ученики 8 класса, два учителя, гости.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Методики и технологии : круглый стол, работа в группах, ведение дискуссии, публичные выступления в сопровождении презентации.

Подготовка: фотографии храмов города, групповые (презентации) и индивидуальные (стихотворения) задания учащихся; буклет, презентация, сопровождающая обсуждения и индивидуальные выступления; подбор музыки.

Сценарий круглого стола «Путем красоты…»

/Фоновая музыка. Учитель первый(У1) читает стихотворение А. Ярошевской/

У1: Как в мире все прекрасно:

Лазурный свод небес,

День солнечный и ясный,

В ночи луны сиянье,

И тихих звезд мерцанье,

И прелесть первых грез,

И ветерка дыханье,

И пенье соловьев,

И сладкое журчанье

И в травке изумрудной

Ужель найти нам трудно

Творца всей КРАСОТЫ?

У1: Красота – какой смысл вы вкладываете в это слово?

У1: Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной, духовной красоте, красоте души. Вы обратили внимание на вопрос в конце стихотворения? Давайте вернёмся к нему. /Демонстрация на слайде/

…И в травке изумрудной

Ужель найти нам трудно
Творца всей КРАСОТЫ?

/Читает ученик/

О, Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир - Твой вечный храм –

И землю, небо и зарю.

Пускай мученья мне грозят, -

Благодарю за этот миг,

За все, что сердцем я постиг,

О чем мне звезды говорят.

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь, в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

У2: Постижение красоты доступно лишь человеку. Она раскрывает гармонию в создании мира. Красота действует на душу человека, облагораживает и очищает её. Это особый вид положительной духовной энергии. Только сам человек может приобщить себя к красоте, отразить её в своей душе, жизни, поступках, словах, мыслях и намерениях.

/Читает второй учитель. Разговор с душой. М.Скребцова/

Ты хранитель души своей,

Своего небесного счастья,

Так исчезни навеки в ней,

У небес растворись во власти.

Помоги её вперёд идти

Через все пространства и сферы,

Ты хранитель её пути

За волшебной звездою веры.

Каждый человек в ответе за путь своей души. Вера помогает в жизни./

/Читает ученик. Вера. Вел. Кн. Конст. Конст. Романов/

О, вера чистая, святая,

Ты дверь души в обитель рая,

Ты жизни будущей заря,

Гори во мне, светильник веры,

Гори ясней, не угасай,

Будь мне повсюду спутник верный

И жизни путь мне просвещай.

Это написал Вел. Кн. Конст. Конст. Последний Романов, умерший до революции и погребённый в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости. Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников.

У1: Вера помогает людям достойно пережить самые тяжёлые моменты жизни. /Читает. Н. А. Некрасов (1821-1878). Демонстрация слайдов/

В стороне от больших городов,

Посреди бесконечных лугов,

За селом, на горе невысокой,

Вся бела, вся видна при луне,

Церковь старая чудится мне,

И на белой церковной стене

Отражается крест одинокий.

Да, я вижу тебя, Божий дом!

У1:Фотографии некоторых храмов нашего города представлены у вас на столах. Соотнесите фотографию с названием храма.

/Учащиеся на доске размещают фотографии храмов и их названия, образовавшуюся композицию озвучивает учитель/

Храмы божьи, храмы божьи,

Сколько храмов на Руси!

У1:Слова Николая Грищенко – поэта, нашего земляка. Его духовные стихи – это воспетая словом душа России, исповедальность сердца русского, великая сила всепрощения, данная человеку свыше, очищающая и исцеляющая .

/Читает ученик, фоном музыка/

Я был сегодня в белом Храме.

И купол непривычно-белый

Парил над стиснутыми рамами

Где солнце алое горело…

Еще художник тонкой кистью

На куполах следы не ставил.

И скошено лампада висла…

Но хор Спасителя восславил…

И долго голоса витали

Над скорбным черепом Адама.

А я, притихший и усталый,

Стоял посередине Храма…

Его не раз еще украсят,

Сюжетами заполнят стены.

А дым рассвета купол красит

И исчезает постепенно…

И белый свет, и купол белый

Уже в одном сиянье слиты,

А я, притихший и несмелый,

Смотрю на мраморные плиты…

Как будто заново родился

И ничего не понимаю…

А свет струится и струится.

И солнце душу обнимает…

У2: В Белгороде, в одном из старинных градостроительных центров среднерусской полосы России, несмотря на годы атеистического правления и лихолетия Второй мировой войны, сохранилось немало зданий, представляющих историко-архитектурную значимость. О некоторых Белгородских храмах ребята подготовили презентацию.

/ Выступление учеников по группам в сопровождении презентации (защита творческих работ)/

1. Преображенский кафедральный собор

2. Николо-Иоасафовский собор /дополнение учителя/

3. Смоленский собор

У2: Ребята подготовили несколько кадров фильма о Смоленском соборе.

/Ученик читает «Девушка пела…» А. А. Блок. Фоном церковные песнопения, кадры фильма /

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

4. Крестовоздвиженский храм (защита творческих работ)

/Учитель первый читает стихотворение Н.Грищенко./

Голубые соборы России,

Золотые твои купола,

Жёлто-белые, алые лилии,

Розоватые по утрам…

Из безвременья вы восстали,

И опять над землёю моей

Колокольная медь густая

/колокола торжественные/

И тоска, разлитая в ней…

/Читает ученик. Фоном колокольный звон/

Какая в сердце музыка возникла

У звонаря из древнего села! –

Вновь заиграли по Руси Великой

Молчавшие досель колокола.

В их перезвоне было меньше горя,

Чем радости, Надежды, Торжества…

И музыка дошла до Белогория,

И известила: - Родина жива.

Жива святая Русь, жива Россия…

Горят ее, сияют купола,

От моря и до моря

Звонят, звонят ее колокола.

И кланяясь малиновому гуду,

Я слышу свыше голос у плеча:

Пока горит свеча,

Пока звонят колокола повсюду.

Иван Фомич Чернухин - наш земляк, фронтовик, Герой Советского Союза

У2: Послушайте стихотворение нашего земляка члена Союза писателей России Валерия Черкесова

/Читает ученик. В храме В.Черкесов /

Средь суеты мирской – блаженный миг!-

В святейшем храме преклонить колени,

Забыв, что время собирать каменья,

Сокрыв в душе отчаяния крик.

И очи ясность, зоркость обрели:

Как наяву – божественные лики.

Отец и Сын, и Дух – они велики,

А снизошли на землю. Снизошли!

Молюсь я или, грешный, бормочу

Слова, что душу лечат, покаянья –

И чувствую прикосновенье длани

Всевышнего к согбенному плечу.

У2: Молитва – что это?

Белгородка Т.А.Лекарева пишет:

Молитва – музыка любви в Творцу.

Заботься же о стойкости гармонии.

Пусть покаяние – слезою по лицу –

В том – суть молитвенной симфонии.

Духовное слово, положенное на музыку, – плавный переход от молитвы к молитве, это путь к величию и богатству духовному.

/Читает ученик. В соборе. Н. Грищенко. Фоном церковный хор/

вплетаются хоральные напевы.

печально и легко

пречистой скорбной Девы.

И странная гармония во всем:

в выдохах органа…

Сквозь алость окон

солнца свет плывет,

спокойно истекая на сутану,

и, кажется, окрашенный им хор,

подхваченный мелодией органа

охвачен музыкою странной…

И мы летим сквозь времена,

Сквозь дали, годы и пространство.

И цель у всех у нас – одна

У1: Какова же цель пути? Подумайте, ответьте, можете использовать тексты прочитанных сегодня произведений. Куда же мы придём путём красоты?

На этом наше заседание Круглого стола подошло к концу. Я благодарю всех участников. Спасибо за сотрудничество!

Красивая сервировка стола: правила, стили, повод

За красиво украшенным столом приятно общаться с друзьями, наслаждаться вкусными блюдами и неспешными беседами. Вы, наверно, замечали, что чем красивее сервировка, тем легче найти общий язык с гостями, ведь в уютной атмосфере легче раскрываются сердца и рождается доверие. Правильная сервировка стола важна не только для взаимопонимания, но и для хорошего аппетита, ведь каждой хозяйке хочется, чтобы ее блюда были оценены по достоинству. Кроме того, гостям приятно, что их встречают красивым столом, проявляя внимание и любовь…

Красивая сервировка стола: правила, стили, повод

Именно скатерть задает стиль сервировке стола. Застелите обеденный стол скатертью, а не клеенкой, еще лучше, если у вас будет несколько скатертей на разные случаи жизни — для торжественного приема, уютного семейного завтрака или дружеской вечеринки. Скатерть может быть однотонной, пестрой, кружевной или украшенной вышивкой. Скатерть не должна свисать менее чем на 20 см и более чем на 30 см, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы скатерть соответствовала по размеру вашему столу. Ее можно сшить из обычной ткани, украсив шелковой лентой, которая по цвету перекликается с оттенками посуды. Если у вас есть симпатичная старая скатерть, ее можно оживить, покрыв сверху легким тюлем или прозрачной тканью, эффектно декорированной люрексом.

Красивая сервировка стола: правила, стили, повод

«Салфетки придают сервировке элегантность и торжественность, рассказывает стилист по сервировке стола Оксана Кравченко. — По цвету они должны оттенять скатерть, гармонировать с посудой и цветами, украшающими стол, самый лучший материал для них — сочетание хлопка и полиэстера. Благодаря специальным пропиткам современные сервировочные салфетки хорошо держат форму, не промокают и дольше остаются чистыми. Эффектно выглядят салфетки из 100%-й целлюлозы, напоминающие ткань, и осибори — маленькое влажное махровое полотенце, которое подают в скрученном виде на специальной подставке. Стандартные размеры сервировочных салфеток — 45 × 45 см, но сейчас не менее популярны салфетки круглой и овальной формы, декорированные кружевом, тесьмой или аппликацией».

Однако если у вас не деловой ужин с партнерами, от которого зависит подписание миллионного контракта, гости не будут в обиде, если вы поставите на стол бумажные салфетки, ведь они тоже бывают очень красивыми и стильными. Салфетки подают в салфетницах, в специальных держателях, в бокалах и на подставочных тарелках. Существует множество способов, как сложить салфетки для сервировки стола — в виде треугольника, веера, бантика, цветка или рулончика, обвязанного лентой. В оформлении стола салфетками можно использовать живые цветы и различные аксессуары.

Красивая сервировка стола: правила, стили, повод

Для всех вариантов сервировки стола нужна посуда, выбор которой зависит от ваших семейных традиций и вкусов. До сих пор ведутся споры, нужны ли подставочные тарелки, на которые ставится другая столовая посуда, приборы и салфетки. Такие тарелки подчеркивают торжественность мероприятия и придают столу аристократичную утонченность. Существуют разные тарелки — для основного блюда, для супа, рыбы, салатные, десертные и пирожковые, к которым подаются вилки для основного блюда, закусок, спагетти и морепродуктов, а также несколько ложек и ножей, в назначении которых порой можно запутаться. Самое главное, чтобы ножи и ложки лежали справа, вилки — слева, а чуть правее за тарелками стояли бокалы — от высоких фужеров к низким рюмкам, в зависимости от количества напитков. Слева ставят салатную, пирожковую, десертную тарелку или чайную пару.

Большие блюда для сервировки стола с закусками обычно ставятся в центре, мясную нарезку подают на круглом плоском блюде, а рыбные деликатесы — на овальном. В зависимости от меню на стол ставят соусники, салатники, селедочницу, супницу и обязательно — солонку и перечницу. Хлебницы обычно располагают по краям стола.

Если вы накрыли десертный стол, блюдо с тортом или пирожными ставится в центре, а вокруг — ваза с фруктами, сахарница, молочник, вазочки с печеньем и конфетами.

При простой сервировке стола на каждый день можно обойтись меньшим количеством посуды, главное, чтобы всем членам семьи было удобно, но при этом не стоит впадать в крайний минимализм — все-таки красота важна для позитивного настроя!

Сервировка стола — красота и порядок и в будний, и на праздник


Сервировка стола — это одна из форм комплимента гостям, красивым и правильным расположением приборов можно подчеркнуть своё внимательное и заботливое отношение. На повседневном обеде или на праздничном ужине все будут чувствовать себя за столом комфортнее, если он будет грамотно накрыт. Наука сервировки только на первый взгляд кажется скучной и сложной, главное разобраться в основных принципах и правилах, тогда это станет важным и приятным ритуалом перед каждым приёмом пищи.

Общие правила сервировки

Основа любой сервировки вне зависимости от случая — порядок. Именно благодаря этому за столом создаётся аккуратная и гармоничная обстановка, в которой хочется вести себя соответствующе. Чтобы в полной мере соответствовать этому принципу, необходимо определиться с несколькими важными вопросами:

  • сколько человек будет принимать пищу — от этого зависит количество предметов на столе,
  • в какой комнате будет происходить трапеза — это определяет стиль украшения стола, особенно если планируется праздник,
  • что будет в меню — перечень блюд напрямую определяет вид посуды на столе.

Ответы на перечисленные вопросы станут первым этапом подготовки. Дальше оборудовать место для приёма пищи необходимо на основании общих правил столового этикета:

  • комнату для трапезы подбирают с учётом количества гостей — считается, что для комфортного приёма пищи на каждого человека должно приходиться не менее 80 см пространства за столом,
  • столовые приборы, посуда, стаканы — всё должно быть чистым, без разводов воды, без сколов и трещин. Любой дефект, будь то даже небольшая трещинка или ржавчина, должен стать поводом заменить прибор, а в лучшем случае и вовсе выбросить,

Если чистый комплект посуды долго не использовался, то для избавления от пыли его не нужно снова мыть. Достаточно будет протереть каждый элемент тёплым и немного влажным полотенцем, а после насухо обработать сухим.

Основное отличие праздничной сервировки от повседневной — меньшее количество приборов и тарелок, минимальное количество декоративных элементов и более лояльные требования. Для домашнего обеда вполне нормально поставить на стол только минимальный набор посуды, не переживая за игнорирование некоторых правил.

Порядок действий при сервировке

Гости приглашены, блюда готовы, посуда подобрана и приведена в порядок — теперь наступает время сервировки. Комплектность определяется запланированным меню, поэтому абсолютно не обязательно, что на столе будет нагромождение предметов, как часто можно видеть в ресторанах — там сервируют столы универсально, так как неизвестно заранее, что закажет гость и что ему потребуется. И хотя на первый взгляд кажется сложным запомнить, а тем более понять расположение посуды и приборов, на самом деле всё вполне просто и логично:

  1. Для начала стол закрывают скатертью.
  2. Первой ставят подставочную тарелку (если она необходима). Её располагают посредине места, рассчитанного для гостя, на расстоянии около 2 см от края стола. Сверху подставочной ставят закусочную или глубокую тарелку. Чтобы посуда не скользила, между отдельными элементами кладут салфетку.
  3. Далее раскладывается комплект приборов (рекомендуется не более трёх пар). Ножи кладут справа, вилки — слева, десертные приборы — над тарелкой. Зубчики вилок должны быть остриём вверх, а лезвие ножа обращают в сторону тарелки.
  4. Слева сверху располагают пирожковое блюдце. Это обязательный элемент для праздничной трапезы, на нём размещают хлеб и, при необходимости, масло к нему.
  5. Следующий этап — расстановка бокалов. Традиционным считается расположение ёмкостей по убыванию объёма. В зависимости от запланированного перечня напитков на столе размещают бокал для воды, вина, шампанского, сока, стаканы и рюмки для крепких напитков.
  6. Теперь пришло время салфеток. Строгих правил размещения нет, можно просто аккуратно уложить их в стаканы для воды, обвязать лентой или продеть в специальное кольцо, оставив сверху на тарелке. Если стол сервируется для повседневного приёма пищи, то можно подложить салфетку сбоку под вилки.
  7. На последнем этапе стол украшают. Обычно это тематический декор — веточки вербы на Пасху, корзинки с елью и мандаринами на Новый год, букеты на день рождения или 8 марта.

Нюансы размещения столовых приборов


При размещении столовых приборов всегда работает одно важное правило — крайние пары предназначаются для тех блюд, что подаются в первую очередь, и дальше — по очерёдности подачи. На стол стоит помещать только то количество вилок, ножей и ложек, которое соответствует количеству подаваемых блюд.

Существуют правила грамотного расположения:

  • с левой стороны от тарелки необходимо крайней разместить вилку для рыбы, холодных закусок (она отличается меньшими размерами по сравнению с остальными). Это первый прибор, который будет использоваться гостем,
  • следующая вилка ближе к тарелке — обычная столовая, которой принято кушать второе и горячие закуски. Расстояние между ней и самой тарелкой должно быть 1,5–2 см,
  • с правой стороны самой дальней от тарелки кладётся ложка для первого блюда (бульона, супа) (если в меню есть устрицы, то для них может предлагаться специальная виска с двумя зубцами — она и будет лежать первой),
  • следующий прибор в сторону тарелки — нож для закусок или для рыбы. Он, как и парная для него вилка, имеет сравнительно маленькие размеры,
  • ближе всего к посуде кладут нож столовый для горячих блюд и закусок,
  • сверху тарелки параллельно краю стола при необходимости располагают десертную ложку и вилку. Они должны лежать так называемым «валетом», где ложка будет обращена верхом влево, а вилка — вправо,
  • на тарелку для хлеба в верхнем левом углу кладут нож для масла.

Видео: правила сервировки стола и методы складывания салфеток

Дополнительные детали


Чтобы всё смотрелось гармонично, стандартную сервировку стоит дополнить деталями. Так, важным элементом являются салфетки. На торжественном мероприятии они обязательно должны быть тканевыми, сшитыми из хлопка или льна. Использование бумажных салфеток или, того хуже, отрывков кухонных бумажных полотенец для традиционного стола категорически запрещено. Для повседневного приёма пищи аккуратные салфетки из бумаги допускаются.

Что касается украшений в виде свеч, то это актуально только за ужином, при этом они должны быть на подставках или в канделябрах и без аромата. Их расположение не регламентируется правилами, но они однозначно не должны мешать приёму пищи. Зажигать их в дневное время считается дурным тоном. Ещё один вариант декора — вазы с живыми цветами. Главное правило в их расположении на столе — они не должны закрывать собеседников, сидящих напротив друга от друга, и мешать разговору.

Накрывая на стол в обычный будний день или перед долгожданным торжеством, стоит учитывать основные правила столового этикета. Вот только в случае с домашней трапезой можно обойтись минимальными требованиями, а для праздника придётся постараться, предложив гостям и классическую сервировку, и бережно хранимый набор посуды.

Читайте также: