Что такое круглый стол в библиотеке

Обновлено: 16.05.2024

Актуальность темы. Последнее десятилетие стало привычным сетовать на то, что новейшие достижения в информационных технологиях и, как следствие, повальное увлечение детей компьютерными играми и Интернетом свели на нет детское чтение. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», – не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Важность решения проблемы чтения понимается и на государственном уровне, что выражается в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения. Так, ФГОС подчеркивает, что выпускник общеобразовательной школы должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы. Такие общеучебные умения являются необходимым условием успешности человека XXI века. « Чтение, – подчеркивается в «Национальной программе поддержки и развития чтения 2007-2020 гг.», – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка». Школа, особенно уроки литературы, обладают достаточно мощным потенциалом формирования читательский компетенций, воспитания читающей личности. Кроме того, уроки литературы ставят целью воспитание высоконравственного человека. Нет сомнений, что выдающиеся классические произведения А.Пушкина, Л.Толстого, Ф.Достоевского и др. помогают воспитать в учениках прекрасные качества, однако способ сохранения в себе лучшие черты в условиях современного общества может подсказать только современная литература, следовательно учитель должен со всей ответственностью подойти и к выбору произведений, и к форме проведения урока. Выпускная квалификационная работа акцентирует внимание на работе именно с обучающимися подросткового возраста, так как обучающихся данного возрастного периода нелегко мотивировать к чтению. Так, если учащиеся младших классов при чутком руководстве учителя, который является для них авторитетом, а также родителей знакомятся с произведениями, входящими в школьную программу, обучающиеся в старших классах более или менее осознанно готовятся к Единым государственным экзаменам, и также обогащают читательский опыт, самый сложный возраст – подростковый – требует особого внимания, о чем предупреждают ученые: «при переходе из начальной школы в среднюю происходит резкий спад культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторами: сужение внимания к проблеме в образовательном процессе, отсутствие программы непрерывного «обучения чтению», возникновение других источников значимой для подростков информации, низкая социальная престижность чтения в глазах подростка», – пишет. Таким образом, становится понятно, исследование круга чтения современных подростков является актуальным для современной педагогики и методики. Для исследование круга чтения школьников 8. 11 классов был выбран такой метод, как круглый стол.

Теоретическую основу работы составили труды Л.Выготского, В.Маран цман, Н.Бодрова, В.Пугач, М.Гриневой, М.Коротковой и др.

Объектом изучения являются методические средства, способы активизации читательской деятельности и развития коммуникативных умений учащихся.

Предмет исследования – методические и педагогические возможности уроков литературы в форме круглого стола.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению круглого стола “Круг чтения современных подростков”.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) обобщив и систематизировав теоретический материал по изучаемой нами проблеме, выявить специфику организации и проведения уроков литературы в форме круглого стола;

2) собрать сведения о наиболее популярных среди подростков книгах, жанрах, писателях.

Практическая значимость работы объясняется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания литературы в школе.

Круглый стол как метод активного обучения

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Круглый стол можно рассматривать как коммуникативный метод, который включает в себя речевую направленность, ситуативность, личностную индивидуализацию и новизну.

Данная технология очень активно используется сегодня в разных сферах общественной жизни. Нам кажется, что использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций. На уроках мы часто обсуждаем произведения, в которых поставлены этические ситуации, не предполагающие единственного решения, при работе с такими текстами мы предлагаем использовать возможности «круглого стола». Обязательные составляющие «круглого стола»: − неразрешенный (проблемный) вопрос; − равноправное участие всех учеников в работе; − выработка приемлемых для всех решений по обсуждаемому вопросу. На уроках литературы технология «круглого стола» позволяет: − проявить себя каждому участнику, высказав собственное мнение по проблемному вопросу; − сопоставляя противоположные позиции на ту или иную этическую проблему, представленную в произведении, дать ученикам возможность увидеть эту проблему с разных сторон; − помочь каждому участнику скорректировать первоначальную точку зрения на конкретную проблему с учетом новой информации, появления других точек зрения; − выработать у ученика понимание того, что необходимо избегать безапелляционных суждений, максималистских решений, так как этические проблемы, представленные в произведении, сложны и неоднозначны; − развивать коммуникативные навыки. Участники «круглого стола» называются спикерами (спикеры – выступающие по теме). Выступления спикеров могут быть подготовленными и спонтанными. Учащиеся приходят на занятие, будучи готовыми к обсуждению проблемного вопроса, который был озвучен накануне. Они готовят свое выступление с обязательной опорой на текст, имея в виду конкретные эпизоды, примеры из текста. Только это позволяет сделать речь спикеров убедительной, содержательной, с элементами анализа. В то же время в процессе работы, как реакция на чье-либо мнение, у участника может родиться и спонтанное (неподготовленное) выступление. Именно спонтанные выступления могут стать наиболее проблемными с точки зрения отсутствия анализа, аргументации. Обычно в них доминируют эмоции ребят, их личностное видение вопроса. «Всплески» подобного рода должен особенно серьезно корректировать модератор. Роль модератора (от лат. Moderare – ‘смягчение, сдерживание’), полагаем, должен выполнять учитель. Его функции: организация, фасилитация , подведение итогов.

Этапы проведения «круглого стола»:

− аналитический (завершающий, постдискуссионный).

На подготовительном этапе максимальна роль учителя: он подбирает произведение, которое станет материалом для обсуждения, формулирует проблемный вопрос должен быть спорным, имеющим неоднозначное решение (не все литературные произведения дают возможность для подобной формулировки; если ответ очевиден – не надо брать такое произведение; уместна эта технология только в том случае, когда итоговый вывод, к которому потенциально могут прийти школьники, не вступит в противоречие с самим текстом). Вопрос должен быть сформулирован заранее (в этом принципиальное отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, когда сам вопрос озвучивается прямо на уроке и аргументы подбираются группой тоже прямо на уроке; мы заранее даем только материал – текст, отрывки из критической статьи и т. д.). Аргументы каждый ученик тоже подбирает дома, заранее (данная технология делает акцент на индивидуальном мнении, в этом тоже отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, которая предполагает и индивидуальный, и коллективный этапы работы). На этом же этапе учитель разрабатывает примерный сценарий (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать хаотичности в работе). Сценарий включает краткую вступительную речь модератора (учителя), в которой может содержаться краткая информация о писателе, об истории публикации произведения и т. д.; проблемный вопрос; примерный «разброс» мнений, которые могут озвучить спикеры ; заключительную речь модератора. На подготовительном этапе необходимо продумать, каким будет оснащение помещения, если это необходимо (аудио-, видеотехника, мультимедийные средства). В зависимости от темы могут потребоваться дополнительные материалы на бумажных или электронных носителях. Здесь же происходит консультирование участников, что позволяет помочь им сформировать определенные убеждения, которые будут отстаиваться в дальнейшем. Дискуссионный этап включает:

− вступительное слово модератора;

− информирование об общих правилах коммуникации (избегайте общих фраз, бездоказательных, чисто эмоциональных высказываний; умейте слушать; будьте активны в беседе; будьте краткими; осуществляйте конструктивную критику; не допускайте оскорбительных замечаний в адрес собеседника); определение регламента выступлений;

− озвучивание проблемного вопроса; − выступления спикеров в определенном порядке, с опорой на убедительные факты, иллюстрирующие собственное понимание проблемы;

− подведение модератором предварительных итогов по выступлениям: формулирование минивыводов о причинах и характере разногласий по обсуждаемому проблемному вопросу; использование (при необходимости) наводящих вопросов. Завершающий этап включает подведение ведущим заключительных итогов круглого стола и занятия в целом.

Круглый стол предполагает:

· готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;

· наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

· равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

· выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

§ Помогает обобщить изученный материал.

§ Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.

§ Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.

§ Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.

§ Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

§ Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.

§ Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».

§ Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Круглый стол как технология активного обучения на уроках литературы

Использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций.

Цель круглого стола на уроках литературы - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достигнуть консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол на уроках литературы имеет специфические особенности:

1. Персо нифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Специально для данной работы было проведено анкетирование учащихся для того, чтобы определить подробный круг их чтения. Было опрошено 55 человек в возрасте от 13 до 17 лет.

Анализ анкетирования . Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы:

Что такое круглый стол в библиотеке

В Центральной городской библиотеке им. Н. А. Некрасова прошел практикум «Технология проведения круглого стола» для работников муниципальных библиотек города Краснодара. Заведующая инновационно-методическим отделом Н. В. Шокотко представила одноименную методическую разработку, с материалами которой можно ознакомиться в этой статье. Участники остались и на показательное мероприятие – круглый стол «Эко-Я. Эко-Мы. Эко-Мир».


Одним из наиболее популярных и действенных методов приобщения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библиотечной отрасли он представляет собой совокупность методов пропаганды книги и чтения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения мероприятий являются родственными круглому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преимуществ.

Круглый стол, прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола, как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

1. Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читателям и всем заинтересованным лицам тему, время и место проведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих читателей.

2. В подготовительный период целесообразно рекомендовать читателям перечень изданий, которые отражают тему круглого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

4. Для повышения познавательной активности читателей в период подготовки к мероприятию осуществляется сбор письменных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориентиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5. Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с высокой активностью, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование принципа наглядности, технических средств, материалов, средств массовой информации и таких форм активизации читательской активности, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6. Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7. Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он организует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использование различных технических средств, а с другой – координирует подготовку приглашенных специалистов.

1. Проведение круглого стола целесообразно начать со вступительного слова ведущего (библиотекаря). Он оглашает тему, цели и основные проблемы мероприятия, представляет аудитории приглашенных участников и порядок работы.

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач библиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего должно заключаться в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого мероприятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

• отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влияния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенное. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру мероприятия. Но все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего.

Ключевой элемент любого круглого стола – это модерация (от итал. «moderare» – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание). В современном понимании модерация означает технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Ведущего круглого стола называют модератором. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы встречи и дать старт мероприятию, а держать под контролем все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущего круглого стола высоки. Модератор должен уметь четко формулировать проблему, не отходить далеко от темы, выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником мероприятия. Поэтому он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан и в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы. Это особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени, особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые были перечислены, но не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям, и при подведении итогов лучше обозначить имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от плана проведения.

Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если встречу сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые социально значимые проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению интереса участников и плодотворному сотрудничеству библиотекаря и читателей.

Круглый стол или дискуссия «Неделя книги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол предполагает готовность участников к обсуждению проблемы с целью предложения возможных путей её решения, а также наличие определённой позиции по отношению к обсуждаемой проблеме. Урок, проводимый в форме круглого стола, нацелен на закрепление, обобщение уже имеющихся знаний. Учебная дискуссия, организуемая в ходе круглого стола, стимулирует инициативность обучающихся, способствует развитию у них коммуникативных компетенций. Таким образом, круглый стол позволяет учителю диагностировать уровень культурного кругозора учеников, их умение слушать других, соблюдать правила дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол или дискуссия «Неделя книги»»

Круглый стол или дискуссия «Неделя книги»

Такой вид организации учебной деятельности требует определенной подготовки обучающихся, поэтому полноценный круглый стол или дискуссию удастся провести только в тех классах, которые уже владеют соответствующими необходимыми навыками.

Составляющие круглого стола:

равноправное участие представителей, имеющих разные точки зрения в рамках обсуждаемой проблемы;

выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемой проблеме.

На этапе подготовки круглого стола необходимо сформулировать проблему для обсуждения, подготовить участников, определить последовательность обсуждения проблемы.

В ходе проведения круглого стола необходимо строго соблюдать определенный регламент: открытие круглого стола, представление участников, соблюдение последовательности обсуждения проблемы, подведение итогов.

Возможные варианты проведения круглого стола:

1 вариант. Участники готовят выступления и выступают в ходе круглого стола, затем проводится общее обсуждение. Ученики могут подготовить выступления на тему, предполагающую наличие оппонентов, в таком случае после выступления оппонентов участники круглого стола должны высказать аргументы в защиту каждого оппонента.

2 вариант. Учитель или один из подготовленных учеников задает вопросы участникам круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. Выступления учащихся должны быть краткими, не более 2-3 минут.

Возможные темы круглых столов и дискуссий:

Есть ли у книги будущее?

Современный читатель – какой он?

Читать или смотреть? – вот в чем вопрос (о пользе или вреде экранизаций литературных произведений);

Зачем современному человеку уметь читать?

Ценность литературы – миф или реальность?

Литература – воспитывает или развлекает?

Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности»?

Есть ли новая жизнь у старых книг?

Зачем нужна библиотека?

Темой выступлений в ходе круглого стола или дискуссии могут также стать высказывания великих людей и афоризмы, посвященные данной проблеме. Они же могут служить и аргументами для отстаивания той или иной позиции.

Как провести "круглый стол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Круглый стол«…О важности книг и любви к чтению…»

? все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Модератором называют ведущего «круглого стола».

Задача ведущего –объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия, предоставлять участникам возможность высказать свою позицию, перенаправлять острые ситуации в конструктивное русло.

Мы начинаем наш круглый стол. Тема на экране: Слайд1

Идея проведения Года литературы была озвучена 21 ноября 2013 года на Российском литературном собрании. Слайд 2

Как вы думаете почему такая тема, идея возникла?

Цель проведения Года литературы – напомнить об исключительной значимости литературы и ее особой миссии. Мир сегодня построен таким образом, что чтение занимает в нем не самое первое место. К сожалению, с появлением интернета мало кто берет книгу в руки, но некоторые до сих пор прекрасно понимают, что заменить полноценное чтение электронным вариантом невозможно, ведь очень часто хочется взять книгу в руки, полистать страницы, получить эту эмоциональную зарядку и мотивацию для чтения следующих глав. Да и развитие ребенка может оценить таким образом: чем больше читает, тем больше узнает.

Мнение взрослых__________________ Президент В.В. Путин заявил, что государство намерено вплотную заняться решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению. Президент выразил надежду, что «Год литературы пройдет широко и в столицах, и во всех российских регионах, поможет вернуть в нашу жизнь, жизнь молодежи понимание хорошей литературы и, конечно, самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного языка, который, по праву входит в число самых выразительных и образных языков мира». (видео)

Итак, проблема действительно есть и очень актуальная.

Начать стоит с вопроса– а читают ли подростки вообще? Интерес к художественной литературе среди школьников в последнее время падает с необыкновенной скоростью.. Почему о существовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской богоматери» – по мюзиклам? Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги.

Слайды 3,4 с диаграммами. Мнение детей:

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная. К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Сыграли ли здесь свою роковую роль телевизор или занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки?

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и причины, которые можно назвать школьными. Несмотря на то что предмет «литература» существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Негативное отношение к чтению порождено элементарной «обязаловкой». Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют,

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают.

Конечно, не последнюю роль в нелюбви к чтению сыграли СМИ. Часто СМИ рекламирует книги развлекательных жанров. Книги развлекательного характера оформлены в яркую обложку, но за яркой обложкой отсутствует содержание. Такие книги не только ничему не учат, но после их прочтение невозможно вспомнить содержание книги.

Ведущий: Мне кажется еще одна из причин в том, что поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия, меньше — существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу.

А иногда бывает и так. Родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: неинтересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с муми-троллями. Почему?

На сегодняшний день дети много получают информацию от разных источников, новое и современное поколение. Не все книги будут интересны детям, есть много источников информации над которой не надо ломать голову. Включать воображение, размышлять.

По данным статистики россияне почти прекратили посещать библиотеки. Почему так происходит?

Ответы детей: Нет времени, Много источников в Интернете, электронные книги гораздо удобнее.

Я ни в коем случае не пропагандирую отказаться от использования интернета. В современном мире – это просто невозможно. Да и ненужно отказываться от интернета. Но все таки докажите мне преимущества электронных книг!

Электронную книгу можно подстроить под читателя (изменить шрифт, размер букв и т.д.). Эти книги можно читать всегда и везде, например, в поезде, в лифте, на совещании, в очереди. Такое устройство всегда находится под рукой, всего лишь необходимо открыть книгу и получать удовольствие от чтения. Такую книгу можно читать перед сном, при этом, не включать свет, а использовать подсветку.

2. Маленький вес электронных книг. Чтобы не превращать собственный дом в огромную библиотеку, лучше всего иметь большое количество электронных книг, которые могут уместиться на ладони. Такая книга достаточно удобна для отпуска, так как такое устройство не займёт много места в рюкзаке или сумке.

3. Цифровые книги экономят семейный бюджет. Если сравнить разницу стоимости бумажной и цифровой книги, то можно купить ещё несколько электронных книг или другие необходимые вещи в семью.

4. Охрана окружающей среды. При использовании такой книги сохраняется целостность планеты. По статистике каждый год для производства бумаги вырубают 125 миллионов деревьев. Чтобы создать одну книгу, среднюю по размерам, используется 5 кг дерева. Электронная книга полностью безвредна для окружающей среды.

Опыт Китая Слайд 5

Когда-то за русскими было закреплено звание самой читающей нации. Со временем мы утратили этот титул. А жаль… В Китае простые граждане тоже не очень-то любят читать: книги недешевые, библиотеки не всегда в шаговой доступности и, конечно же, самая любимая отговорка — нехватка свободного времени на поход в библиотеку. И правительство решило помочь жителям Поднебесной стать ближе к чарующему миру книг. И вот, что было сделано. Китайцы поставили на улицах городов автоматизированные киоски-библиотеки. Чтобы воспользоваться этим терминалом, надо заблаговременно оформить читательский электронный билет (карту) в специальном пункте. Делается это только один раз, а потом связь с головным пунктом (по необходимости) осуществляется через Интернет.

Заметив на улицах города такой терминал-библиотеку, любой желающий может подойти к нему, приложить к сканеру электронный читательский билет, ID-карту (аналог нашего паспорта) и выбрать номер понравившейся книги — а увидеть ее можно на огромной витрине. Если читатель не видит на витрине желанной книги, то он может заказать ее здесь же, на месте, через специальный сенсорный монитор.

Что-то действительно есть в этой идее! А вы что думаете по этому поводу? Спасут ли нашу страну такие терминалы-библиотеки?

Вот еще идея, на мой взгляд очень объединяющая

Слайд 6

8, 9, 10 и 11 декабря 2015 года прошла акция "Война и мир. Читаем роман" Главная акция этого года.

«к чтениям привлечены актеры, режиссеры, теле- и радиоведущие, политики, спортсмены, ученые, государственные деятели, людей самых разных профессий, возрастов, известных и неизвестных, из всех уголков нашей страны и разных стран мира.

Таким образом показали, что большая литература объединяет всех нас: перед ней равны президент страны и школьник. Каждый чтец получает фрагмент, по объему примерно равный одной странице текста, что соответствует 2-3 минутам трансляции. Всего будет задействовано более 1300 чтецов. В трансляции примут участие многие города страны и мира, расположенные в разных часовых поясах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Вологда, Казань, Грозный, Владивосток, Хабаровск, Пятигорск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Ярославль, Берлин, Париж, Вена, Пекин, Вашингтон и пр. Площадки для проведения чтений будут оборудованы в узнаваемых местах в городах России и мира: в театрах, музеях, исторических зданиях, часть которых связаны с текстом романа (музей-усадьба Льва Толстого «Ясная поляна», Музей-панорама “Бородинская битва”, Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж и т. д). Чтения будут открыты для слушателей, что делает возможным проведение культурных акций, связанных с проектом, в городах России и мира.

С 2001 г. Набирает обороты акция под названием Буккроссинг. Знаете ли вы что это? Слайд 8

Игровой момент: как вы знаете литературу? Слайд 9

На экране основные проблемы, которые ставит литература. На следующий год вам придется писать экзаменационное сочинение. Одна из тем уже 2 года: Роль книги в жизни чесловека. Приведите пожалуйста по каждой позиции произведения, которые можно использовать для аргументации в сочинении.

Проблема исторической памяти . А.Ахматова «Реквием» А.Твардовский «По праву памяти». Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути. И.Гончаров «Обломов», М.Горький «На дне»,Н.Гоголь «Мёртвые души»,М.Лермонтов Герой нашего времени», Л.Толстой «Война и мир».

Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие. М.Шолохов «Судьба человека», А.Платонов «Юшка».

Проблема уничтожения природных богатств Ч.Айтматов «Белый пароход»,, «Плаха». Проблема нравственной силы человека на войне. В.Некрасов «В окопах Сталинграда», Б.Васильев «Азори здесь тихие», Быков «Обелиск», А.Твардовский «Василий Тёркин» Любовь к Родине и природе родного края. М.Лермонтов «Родина», А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Слово о полку Игореве»

Проблема экологии В.Распутин , В.Астафьев Проблема отцов и детей. А.Вампилов «Старший сын»

Читайте также: