Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе

Обновлено: 18.05.2024

Книга издана к 110-летию со дня рождения Арсения Тарковского.

«Звезда нищеты». Арсений Александрович Тарковский

Я тень из тех теней…

«Стихотворений на свете так мало, что поэзия была бы Ко и нор’ом» (в современном написании – Кохинор, знаменитый алмаз), – писал молодой Пастернак в письме к отцу, – если бы ее не переполняли и не заслоняли бесчисленные «стишки». В конце жизни он говорит о том же: о позоре литературного производства, о «литературном процессе», который только тем и занят, чтобы сделать появление этих редчайших вещей крайне затруднительным – или вообще невозможным[1]. До последнего времени, слава Богу, «поэтам хорошим и разным», «литературному процессу» и направляющим этот процесс критикам и теоретикам добиться этого все же не удалось. Вопреки всему, кто-то еще раз дает нам увидеть, что поэзия – аномалия в ряду обыденностей, счастье и чудо. Что то, что может сообщить она, никаким другим образом не сообщается.

За это мы и благодарны Арсению Александровичу Тарковскому. В самое неблагоприятное для этого время он был занят этими редчайшими, как алмаз Кохинор, вещами – стихами: бессмертными, поющими словами, которые в греческой античности называли крылатой речью. Драгоценные камни естественно ассоциируются со звуком его стихов, но еще больше – «капля лазори», вода, не простая, царственная, ионийская вода:

К «литературному процессу» своей современности (нескольких довольно разных современностей: литературной современности 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов) они не имели никакого отношения. Там писали, там рассуждали, там спорили совсем о другом и по-другому. Там всегда было не до ионийской воды и камней Кохиноров.

Начнем с одного из самых чудесных русских стихотворений: «Бабочка в госпитальном саду».

Тарковского часто называют последним поэтом высокой (или чистой, или классической) традиции; естественно, эта традиция включает в себя модерн и авангард. Но высокую традицию уже погребали на похоронах Ахматовой – и сам Тарковский прощался с ней как с последней тенью:

В таком случае он – уже после-последний поэт; иногда мы слышим об этом от него самого:

В этой связи рядом с ним можно вспомнить единственное имя – Марию Петровых. Они, младшие друзья «последних поэтов» – Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой – остались среди чужих, в глухом одиночестве (я имею в виду одиночество поэтическое, а не биографическое).

Есть такой склад поэта – как и человеческий склад: поздний ребенок в семье, последыш. Вокруг Тарковского были уже поэты другой культурной крови. Конец прежнему роду подвела, казалось, сама история: нужно было хотя бы краем детства, как Тарковский, застать другой мир и другой русский язык («А в доме у Тарковских…»). Следующим поколениям в этом было отказано. Они не застали необесчещенного мира. А в обесчещенном – откуда взять святую беспечность, и странное беззлобие, и неувядающее восхищение? А из этих веществ и слагается форма той поэзии, которая редка, как Кохинор.

Что же такое честь? В посвящении Мандельштаму Тарковский пишет:

Нищее величье – оксюморон, но и задерганная честь – тоже оксюморон, которого можно не заметить: честь, среди прочего, предполагает личную неприкосновенность, для начала телесную, habeas corpus[2]:

Многое другое так же отвратительно для человека чести, какими и были поэты «старой традиции»[3], все те, кого с дикарской усмешкой называли «небожителями».

Но что-то мешает мне увидеть творческое одиночество Тарковского в словесности 60—70-х годов таким образом, как одиночество прощального запоздалого голоса, приходящего из невозвратного прошлого. И сам Тарковский думал иначе:

Он чувствовал себя не «последним», а начинающим будущее. Звезда его – не вечерняя, а утренняя:

Так, впрочем, всегда и чувствуют свое дело поэты этой – классической? высокой? чистой? как назвать ее? – традиции.

Удивительно вот что: поэзия, все мосты к которой были последовательно сожжены, все входы завалены нескладными, плоскими, бесцеремонными стихами «в стиле баракко»[4], которые и составляли норму нашего «литературного процесса», – поэзия Тарковского не была непонята; больше того, она не была неполюблена, с первой же его запоздалой книги («Перед снегом», 1962[5]). Мы переписывали их и помнили наизусть[6].

«Стихотворений на свете так мало, что поэзия была бы Ко и нор’ом, не пучься она от изобильного множества стишков; стишками занимаются стада, табуны» // Борис Пастернак. Об искусстве. М., «Искусство», 1990. С. 308.

«Я бы никогда не мог сказать: «побольше поэтов хороших и разных», потому что многочисленность занимающихся искусством есть как раз отрицательная и бедственная предпосылка для того, чтобы кто-то один неизвестно кто, наиболее совестливый и стыдливый, искупал их множество своей единственностью и общедоступность их легких наслаждений – каторжной плодотворностью своего страдания». Письмо Вяч. Иванову. – Указ. соч. С. 350. «Литературный процесс», школы и направления, «столетия посредственности и банальности» «лишь для того и существуют, чтобы гению… как можно больше усложнить и затруднить миссию возмещения». Письмо Ренате Швейцер. – Указ. соч. С. 357.

Букв.: «Да имеешь тело» (лат.). Право личной неприкосновенности гражданина, установленное «Великой Хартией» (Magna Charta), подписанной Иоанном Безземельным в 1215 году.

Здесь я вновь вспомню Пастернака – вообще говоря, поэта, по письму совсем не близкого Тарковскому. Но, как на «старшем» в этой традиции, о которой мы говорили, на Пастернаке лежал долг высказывать и обдумывать то, о чем Тарковский за пределами стихотворства молчал. Размышляя о поразительности таланта, который он прежде всего, как мы уже слышали, соединял с совестью, стыдливостью и плодотворным страданьем – и этим противопоставлял гения «процессу», Пастернак говорит и об этом его качестве: чести. «Дарование учит чести и бесстрашию, потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический замысел существования». Письмо К. Кулиеву. – Пастернак. Указ. соч. С. 336.

Удачная находка Е. Евтушенко: «У барака учился я больше, чем у Пастернака, …и стихи мои в стиле баракко». Диалектику учили не по Гегелю, поэзию – не по Пастернаку. Чем не переставали гордиться.

Первая книга А. Тарковского должна была выйти в 1946 году. Но после «внутренней рецензии», в которой говорилось, что Тарковский принадлежит к черному пантеону русской поэзии: Федор Сологуб, Мандельштам, Гумилев, Ходасевич, и поэтому, чем «талантливее эти стихи, тем они вреднее и опаснее», набор был рассыпан.

Еще более широкое хождение стихи Тарковского получили после фильма «Сталкер». Мне случалось видеть перепечатки под названием «Стихи из фильма «Сталкер» без имени автора.

Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе

ТЕОРИЯ ЗАДАНИЯ 16 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Формулировка задания 16 из демоверсии.

"Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений".

Алгоритм выполнения 16 задания ЕГЭ по русскому.

1. Выделите грамматическую основу. Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда части ССП - односоставные предложения, поскольку их легко не заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами.

2. Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены, которые присутствуют в предложении. Вспомните правила, при которых ставится запятая и особые случаи постановки/отсутствия запятой между однородными. Особого внимания заслуживает постановка запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами.

Совет: лучше всего рисовать схему однородных членов на листке, чтобы не запутаться в запятых.

3. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП (в ССП обычно ставится запятая). Не забываем про случаи отсутствия запятой в ССП.

4. Выпишите ответ. В качестве ответа выступают цифры, записанные в произвольном порядке.

Запятая между однородными членами: теория для задания 16 ЕГЭ

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами.

Здесь уже все смешалось, закружилось, зашумело (С. Кошечкин).

В доме разместились сельсовет, школа, изба-читальня, квартира учителя (В. Панова).

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ

Если в ряду однородных членов последний однородный член присоединяется союзами и, да (=и), или, либо, то запятая перед союзом не ставится.

Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень… (Гончаров)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными союзами а, но, зато, однако, да (=но), впрочем, а т/акже, а то и, хотя .

Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные…(Пушкин)

Ври, да меру знай (пословица) (да=но)

Одета она была в опрятное, хоть и полинялое ситцевое платье…(Тургенев)

Запятая не ставится между однородными членами, соединенными соединительными и, да (=и) или разделительными союзами (или, либо)

День был ясный и теплый (В. Крюков)

Сведения об успехе или неудаче быстро разносились (Д. Фурманов)

Хлеб да вода – крестьянская еда (поговорка). (да=и)

. Не путайте соединительные союзы И, ДА с присоединительным союзом ДА И , перед которым должна ставиться запятая

Мы охотились исключительно за белыми, да и у тех отрезали одни шляпки (В. Солоухин)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и… и… и, да… да… да, ни… ни… ни, или… или… или, ли… ли… ли, ли… или… или, либо… либо… либо, то… то… то, не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли). Перед первым повторяющимся союзом запятая не ставится.

Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхов. (Тургенев)

Брала она понемножку то материи, то шелку, то зонтик… (Чехов)

Если однородных членов больше двух и перед первым однородным членом отсутствует союз И, запятая ставится так же, как и в случае, если бы этот союз присутствовал.

Весенне солнце отражалось на стеклах машин, и на окнах многоэтажек, и в глазах проходящих девушек.

Немецкий мост был солон от океанской воды, и от рыбного рассола, и от пролитой в кулачных боях крови. (Федин) Если однородные члены соединены союзами ли…или (они не должны быть повторяющимися), то запятая перед или не ставится.

Мечтал ли он об этом или не мечтал – трудно сейчас сказать (И. Яблонская). Если два однородных члена предложения соединены повторяющимися союзами и…и, то запятая ставится, если есть обобщающее слово или зависимые слова при однородных членах.

Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам.

Если два однородных члена соединены другими повторяющимися союзами (кроме И…И), то запятая ставится во всех случаях (за исключением фразеологических сочетаний)

Если два однородных члена, соединенных повторяющимися союзами, составляют тесное смысловое единство (в том числе фразеологизмы), то запятая между ними не ставится ( и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др)

На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась (А. Пушкин).

А дубы и подавно ни живы ни мертвы… (В. Хлиманов) Если однородные члены объединяются при помощи союза И в пары, то запятая ставится между парами однородных членов.

Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо — один из самых красивых и диких уголков Болгарии. Запятая не ставится между разными рядами однородных членов.

Она говорила быстро и громко и во время рассказа улыбалась мягко и добродушно (С. Разов).

Быстро и громко

Говорила и улыбалась

Мягко и добродушно

Каждый ряд однородных членов рассматривается отдельно.

Запятая ставится между однородными членами, соединенными двойным и союзами как… так и, не только… но и, не столько… сколько, насколько… настолько, хотя и… но, если не… то, не то что… но, не то чтобы… а, не только не… а, скорее… чем

Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

Санин ощущал во всем существе своем если не удовлетворение, то некоторую легкость (И. Тургенев).

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. (Паустовский)

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский).

Однородные определения (запятая нужна).

  • используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны;
  • перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально;
  • последующее определение раскрывает содержание предыдущего;

Это была холодная, снежная, скучная пора.

Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.

А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных (К. Паустовский).

Неоднородные определения (запятая не нужна).

Характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных.

Неоднородными являются и такие определения, когда одно из них выражено местоимение или числительным, а другое – прилагательным. (твоя новая шляпа; эта деревянная шкатулка; порядковым числительным и прилагательным: второй каменный дом).

Был солнечный апрельский день (И. Волынский).

Жесткая сухая земля сыпалась из-под ладоней и колен (И. Ефремов)

И вот наконец бурной дождливой ночью облака иссякли (М. Горький).

Не являются однородными членами, не разделяются запятой:

1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю)

2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись)

3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри)

Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты (М. Красин).

Лежу смотрю телевизор.

Пойду погляжу на детей.

Идем разговариваем с другом по улице.

ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: теория для задания 16 ЕГЭ

Между двумя грамматическими основами в сложносочиненном предложении в большинстве случаев ставится ЗАПЯТАЯ .

Запахло гарью, и воздух посинел от дыма. (Чехов)

Постояльцы с ним не разговаривали, да и он сам не любил тратить попусту слова. (Тургенев)

Запятая в ССП (сложносочиненном предложении) не ставится

Есть ряд случаев, когда между двумя грамматическими основами, соединенными сочинительной связью, запятая не ставится.

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (=и), или, либо запятая не ставится в следующих ситуациях:

1. Если части ССП имеют что-то общее:

Общий второстепенный член- В эту ночь на море дул крепкий береговой ветер и шел снег (А. Куприн).

Общую придаточную часть- Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы (С. Аксаков).

Общее вводное слово- Возможно, прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится.

Общий обособленный член предложения- Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

Общую частицу в побудительных предложениях- Только бодрствовали двое часовых да шагал взад и вперед вахтенный унтер-офицер (К. Станюкович).

2. Если части ССП представляют собой

Два назывных предложения- Зной и свет…(А. Толстой)

Два безличных предложения- Светло и жарко (А. Черемнов).

Два неопределенно-личных предложения- Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.

Два вопросительных предложения- Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе? (А. Тарковский.)

Два побудительных предложения- Пусть светит солнце и птицы поют! Два восклицательных предложения- Как хороша сирень и память хороша! (А. Тарковский.)

Арсений Тарковский: Судьба моя сгорела между строк

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Арсений Тарковский Судьба моя сгорела между строк

Судьба моя сгорела между строк: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Судьба моя сгорела между строк»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Книга повествует о жизни и творческом пути поэта Арсения Тарковского (1907—1989). Его биография — это жизнь нашей страны. Даже в самые мрачные, безнадежные годы он оставался самим собой, не переставая писать совершенные по форме стихи-размышления о смысле бытия, о месте человека во вселенной, о любви, о войне, о детстве… «Если не признать роли поэта как участника жизнетворения, то нельзя понять сущности поэзии», — писал поэт. На основании уникальных, во многих случаях ранее не опубликованных материалов книга рассказывает о трудной и прекрасной судьбе поэта, о его творчестве, личных драмах, разочарованиях и надеждах.

Арсений Тарковский: другие книги автора

Кто написал Судьба моя сгорела между строк? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Арсений Тарковский: Судьба моя сгорела между строк

Судьба моя сгорела между строк

Арсений Тарковский: Стихотворения. Поэмы

Стихотворения. Поэмы

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Арcений Тарковский: Стихотворения разных лет

Стихотворения разных лет

Владислав Пронин: «Стихи, достойные запрета. »: Судьба поэмы Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка».

«Стихи, достойные запрета. »: Судьба поэмы Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка».

Ирма Кудрова: Марина Цветаева: беззаконная комета

Марина Цветаева: беззаконная комета

Борис Слуцкий: Сегодня и вчера. Книга стихов

Сегодня и вчера. Книга стихов

Виктор Будаков: Одинокое сердце поэта

Одинокое сердце поэта

Судьба моя сгорела между строк — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Судьба моя сгорела между строк», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

«Кем налит был стакан до половины…»

Кем налит был стакан до половины
И почему нет розы на столе?
Не роза, нет! А этот след карминный,
А этот слабый запах на стекле?

К рассвету соскользнуло одеяло,
И встала ты, когда весь мир затих,
И в смутный час кувшин с водой искала,
И побывала в комнатах моих.

Не твой ли свет — игра воды в стакане?
А на стекле остался легкий след,
Как будто мало мне напоминаний
О той заре, куда возврата нет.

Ты в белом спишь, и ты, должно быть, рада,
Сквозь явь и сон, как белый луч, скользя,
Что о себе мне говорить не надо
И ни о чем напоминать нельзя.

Фото

А. А. Бохонова в юности

25 июня 1939 года

И страшно умереть, и жаль оставить
Всю шушеру пленительную эту,
Всю чепуху, столь милую поэту,
Которую не удалось прославить.
Я так любил домой прийти к рассвету
И в полчаса все вещи переставить,
Еще любил я белый подоконник,
Цветок и воду, и стакан граненый,
И небосвод голубизны зеленой,
И то, что я — поэт и беззаконник.
А если был июнь и день рожденья,
Боготворил я праздник суетливый,
Стихи друзей и женщин поздравленья,
Хрустальный смех и звон стекла счастливый,
И завиток волос неповторимый,
И этот поцелуй неотвратимый.

Расставлено все в доме по-другому,
Июнь пришел, я не томлюсь по дому,
В котором жизнь меня терпенью учит,
И кровь моя мутится в день рожденья,
И тайная меня тревога мучит, —
Что сделал я с высокою судьбою?
О Боже мой, что сделал я с собою!

Под несколькими стихотворениями Тарковского стоит это число — 25 июня, день его рождения. Ко дню своего появления на свет он относился особо. Как человек верующий, он был благодарен Всевышнему, даровавшему ему жизнь и бессмертную душу; как поэт, он откликался в стихах на то, чем он жил, что его волновало в этот день. Стихотворение «Душу, вспыхнувшую на лету…» помечено другим числом, но нам кажется уместным предварить им стихотворения, написанные 25 июня. К этим стихам относятся следующие: «Ты горечью была, слепым…», «Прохожий», «Если б, как прежде, я был горделив…», «Ардон», «25 июня 1935 года», «И страшно умереть, и жаль оставить…», «Пора бы мне собственный возраст понять…»

«Душу, вспыхнувшую на лету…»

Душу, вспыхнувшую на лету,
Не увидели в комнате белой,
Где в перстах милосердных колдуний
Нежно теплилось детское тело.

Дождь по саду прошел накануне,
И просохнуть земля не успела;
Столько было сирени в июне,
Что сияние мира синело.

И в июле, и в августе было
Столько света в трех окнах, и цвета
Столько в небо фонтанами било
До конца первозданного лета,
Что судьба моя и за могилой
Днем творенья, как почва, прогрета.

Я скомкал письмо и коня оседлал.
По сморщенной коже горы,
Царапая ребра обветренных скал,
Кудахча, бежали дворы.

Я плетью ременной ударил коня,
Любовью твоей обойден,
И конь мой рванулся и вынес меня
Туда, где клубится Ардон.

Изрубленный насмерть, он был одинок
На бешеном ложе своем,
Взбежать на постылую гору не мог
И ринулся вниз напролом.

А все-таки в памяти он сохранил
Седых берегов забытье,
Сухой известняк безымянных могил
И скифское имя свое.

Я знал, ты обидеть хотела меня,
Но память меня охранит
От ревности, жгущей сильнее огня,
От боли холодных обид.

Я был, как седая река, одинок,
Любовью твоей обойден,
На гибель тебя променять я не мог,
Но видел кипучий Ардон.

Когда над Ардоном кружил Азраил,
Я думал о нашей судьбе.
И все-таки я навсегда сохранил
Все то, что сокрыто в тебе.

Смотри же, со мною остался навек
Весь жар бытия твоего:
За трепетом полуопущенных век
Недвижных зрачков торжество.

И криком орлиным, и хлопаньем крыльев
Гоним, я в долину бежал от гнезда,
На влажные камни я лег, обессилев.
— Охотник, ты струсил! — кричала вода.

Я поднял винтовку и выстрелил в пену,
И встала река во весь рост предо мной,
И камни пошли на отвесную стену,
И рыба хлестала в пыли водяной.

Я спал. На земле и любили, и пели,
И может быть, ты приходила сюда,
Но пальцы мои задевали форели,
И шла надо мной ледяная вода.

Недаром покоя ты мне пожелала,
Спасибо за память! Я видел во сне:
Бегу, а любовь мне лицо исклевала, —
Ардон этой ночью привиделся мне.

Справочные материалы для выполнения задания 16 ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности


"Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений".

Алгоритм выполнения 16 задания ЕГЭ по русскому.


1. Выделите грамматическую основу. Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда части ССП - односоставные предложения, поскольку их легко не заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами.
2. Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены, которые присутствуют в предложении. Вспомните правила, при которых ставится запятая и особые случаи постановки/отсутствия запятой между однородными. Особого внимания заслуживает постановка запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами.
Совет: лучше всего рисовать схему однородных членов на листке, чтобы не запутаться в запятых.
3. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП (в ССП обычно ставится запятая). Не забываем про случаи отсутствия запятой в ССП.
4. Выпишите ответ. В качестве ответа выступают две цифры, записанные в произвольном порядке.

Запятая между однородными членами: теория для задания 16 ЕГЭ в таблице

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ

Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами.
( ), ( ), ( ), ( )


Пример:
Здесь уже все смешалось, закружилось, зашумело (С. Кошечкин).
В доме разместились сельсовет, школа, изба-читальня, квартира учителя (В. Панова).

Если в ряду однородных членов последний однородный член присоединяется союзами и, да (=и), или, либо, то запятая перед союзом не ставится.
( ), ( ), ( ) и ( )

Пример:
Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень… (Гончаров)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными союзами а, но, зато, однако, да (=но), впрочем, а также, а то и, хотя.
( ), а ( )

Примеры:
Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные…(Пушкин)
Ври, да меру знай (пословица) (да=но)
Одета она была в опрятное, хоть и полинялое ситцевое платье…(Тургенев)

Запятая не ставится между однородными членами, соединенными соединительными и, да (=и) или разделительными союзами (или, либо)
( ) и ( )

Примеры:
День был ясный и теплый (В. Крюков)
Сведения об успехе или неудаче быстро разносились (Д. Фурманов)
Хлеб да вода – крестьянская еда (поговорка). (да=и)

. Не путайте соединительные союзы И, ДА с присоединительным союзом ДА И, перед которым должна ставиться запятая

Пример:
Мы охотились исключительно за белыми, да и у тех отрезали одни шляпки (В. Солоухин)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и… и… и, да… да… да, ни… ни… ни, или… или… или, ли… ли… ли, ли… или… или, либо… либо… либо, то… то… то, не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли). Перед первым повторяющимся союзом запятая не ставится.
И ( ), и ( ), и ( )

Примеры:
Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхов. (Тургенев)
Брала она понемножку то материи, то шелку, то зонтик… (Чехов)

Если однородных членов больше двух и перед первым однородным членом отсутствует союз И, запятая ставится так же, как и в случае, если бы этот союз присутствовал.
( ), и ( ), и ( ), и ( )

Примеры:
Весенне солнце отражалось на стеклах машин, и на окнах многоэтажек, и в глазах проходящих девушек.
Немецкий мост был солон от океанской воды, и от рыбного рассола, и от пролитой в кулачных боях крови. (Федин)

Если однородные члены соединены союзами ли…или (они не должны быть повторяющимися), то запятая перед или не ставится.

Пример:
Мечтал ли он об этом или не мечтал – трудно сейчас сказать (И. Яблонская).

Если два однородных члена предложения соединены повторяющимися союзами и…и, то запятая ставится, если есть обобщающее слово или зависимые слова при однородных членах.

Примеры:
Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам.
Если два однородных члена соединены другими повторяющимися союзами (кроме И…И), то запятая ставится во всех случаях (за исключением фразеологических сочетаний)

Если два однородных члена, соединенных повторяющимися союзами, составляют тесное смысловое единство (в том числе фразеологизмы), то запятая между ними не ставится (и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др)

Примеры:
На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась (А. Пушкин).
А дубы и подавно ни живы ни мертвы… (В. Хлиманов)

Если однородные члены объединяются при помощи союза И в пары, то запятая ставится между парами однородных членов.
( ) и ( ), ( ) и ( )

Пример:
Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо — один из самых красивых и диких уголков Болгарии.

Запятая не ставится между разными рядами однородных членов.
( ) и ( ) ( ) и ( )

Пример:
Она говорила быстро и громко и во время рассказа улыбалась мягко и добродушно (С. Разов).
Быстро и громко
Говорила и улыбалась
Мягко и добродушно

Примеры:
Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
Санин ощущал во всем существе своем если не удовлетворение, то некоторую легкость (И. Тургенев).
Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. (Паустовский)
Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский).

Однородные определения (запятая нужна).

используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны;

перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально;

последующее определение раскрывает содержание предыдущего;

Это была холодная, снежная, скучная пора.
Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.

Неоднородные определения (запятая не нужна).

Характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных.
Неоднородными являются и такие определения, когда одно из них выражено местоимение или числительным, а другое – прилагательным. (твоя новая шляпа; эта деревянная шкатулка; порядковым числительным и прилагательным: второй каменный дом).

Был солнечный апрельский день (И. Волынский).
Жесткая сухая земля сыпалась из-под ладоней и колен (И. Ефремов)

Не являются однородными членами, не разделяются запятой:
1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю)
2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись)
3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри)

Примеры:
Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты (М. Красин).
Лежу смотрю телевизор.
Пойду погляжу на детей.
Идем разговариваем с другом по улице.

ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: теория для задания 16 ЕГЭ в таблице


Между двумя грамматическими основами в сложносочиненном предложении в большинстве случаев ставится ЗАПЯТАЯ.

Примеры:
Запахло гарью, и воздух посинел от дыма. (Чехов)
Постояльцы с ним не разговаривали, да и он сам не любил тратить попусту слова. (Тургенев)

Запятая в ССП (сложносочиненном предложении) не ставится


Есть ряд случаев, когда между двумя грамматическими основами, соединенными сочинительной связью, запятая не ставится.

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (=и), или, либо запятая не ставится в следующих ситуациях:

1. Если части ССП имеют что-то общее:

Общий второстепенный член

В эту ночь на море дул крепкий береговой ветер и шел снег (А. Куприн).

Общую придаточную часть

Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы (С. Аксаков).

Общее вводное слово

Возможно, прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится.

Общий обособленный член предложения

Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

Общую частицу в побудительных предложениях

Только бодрствовали двое часовых да шагал взад и вперед вахтенный унтер-офицер (К. Станюкович).

2. Если части ССП представляют собой

Два назывных предложения

Зной и свет…(А. Толстой)

Два безличных предложения

Светло и жарко (А. Черемнов).

Два неопределенно-личных предложения

Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.

Два вопросительных предложения

Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе? (А. Тарковский.)

Читайте также: