Картина еда на столе

Обновлено: 19.05.2024

Праздность и гедонизм, хлеб насущный и пир горой, накрытые столы, рынки и завтраки - то, что радует нас даже во время пандемии. Тема еды в живописи всегда была одной из самых популярных и вдохновляла многих художников на великолепные натюрморты. Со временем, изображение накрытого стола, ломящегося от яств или аскетичного, стало самостоятельным жанром.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART — 10 натюрмортов, написанных в разное время выдающимися мастерами этого жанра.

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569

В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.

Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.

Рецепт Ленивый капустный пирог

  • 1 небольшой кочан белокочанной капусты
  • 2 репчатые луковицы
  • 3 яйца
  • 1 стакан муки
  • Пучок укропа
  • 250 г сметаны
  • 70 г сливочного масла
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • Соль по вкусу

Лук мелко нарезать и обжарить на сковороде до прозрачности. Капусту нашинковать как для засолки, укроп мелко нарезать. На сковороду к луку добавить капусту и укроп, посолить и обжаривать 7-10 минут. Приготовить тесто: вбить яйца в сметану, добавить разрыхлитель, тщательно перемешать. Растопить масло и добавить в тесто. Всыпать муку, перемешивать, пока тесто не станет однородным. Соединить тесто с капустой, еще раз все тщательно перемешать, выложить в форму, смазанную маслом. Запекать при температуре 180 градусов в течение 25-30 минут (до появления румяной корочки).

Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615

«Breakfast piece», так называется тип натюрморта, зародившегося в 1610 году в Харлеме и Антверпене. Флорис Ван Дейк был одним из первых, кто начал рисовать эти «части завтрака», столы, сервированные на одного человека, при этом еда на них столь обильна, что ею вполне можно было накормить большую компанию: пирамида из сырных голов возвышается в центре стола, накрытого восточной скатертью; рядом стоят корзины с фруктами и хлебами, тарелки с маслинами и орехами, кувшин и бокалы с вином. Иллюзия реальности поразительна; недаром в XVII веке Теодор Шревелиус писал: «Это Флорис ван Дейк, который может заманить и поймать страстных женщин и даже птиц своей художественной кистью».

Рецепт Жареный сыр

  • 300 г рассольного сыра (сулугуни или адыгейский)
  • 1 яйцо
  • ½ стакана пива
  • 1 чайная ложка кунжутных семечек
  • ½ стакана муки

Сыр нарезать брусками толщиной около 1 см. Пиво, яйцо и муку смешать, тесто должно получиться как на оладьи. Всыпать в тесто кунжут. Раскалить масло на сковородке, обмакнуть сырные бруски в кляр, обжаривать с обеих сторон до появления хрустящей корочки. Переложить сыр на салфетку, чтобы стекло лишнее масло. Подавать в горячем или холодном виде, в качестве закуски, с соусами по вкусу.

«Фруктовая лавка» входит в серию из четырех картин фламандского художника, знаменитого своими потрясающе изобильными натюрмортами: «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Рыбная лавка». Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество природы. В своих натюрмортах Снейдерс не только воспевал изобильную природу, но и зашифровывал в них разные смыслы. В «Фруктовой лавке» все имеет свое символическое значение: и знатная дама, выбирающая персики, и лающая у ее ног собачка, и обезьянка, опрокидывающая корзину с фруктами. И конечно, невозможно оторвать взгляд от массивного деревянного прилавка, ломящегося от корзин со всеми мыслимыми фруктами. Кажется, все, что растет и плодоносит, есть во «Фруктовой лавке»: виноград и смоква, гранаты и апельсины, лимоны и сливы, черешня и груши, персики, яблоки и ежевика. «Полная драгоценных яств кладовая», — так называл картины Снейдерса Левинсон-Лессинг.

Рецепт Фруктово-овощной смузи

  • 500 г свежей тыквы
  • 1 банан
  • 1 апельсин
  • 0.5 чайной ложки молотой корицы
  • 0.5 чайной ложки молотого имбиря
  • Сахар по вкусу
  • Вода питьевая по желанию

Мякоть тыквы и банан порезать на мелкие кубики, апельсин разобрать на дольки. Сложить тыкву и фрукты в блендер, взбивать в течение 3-4 минут. Добавить корицу и имбирь, подсластить и взбивать до получения консистенции пюре. Подавать в бокалах с соломинкой, при желании добавить лед.

Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573

Итальянский живописец, декоратор, маньерист, Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых замечательных насмешников своего времени. Он создавал портреты, но так, как прежде никто не делал. Его портреты смело можно назвать и натюрмортами, ведь «лица» на них собраны, наподобие мозаики, из фруктов, овощей, птичьих перьев, рыбьих плавников, грибов и травы. Люди эпохи Возрождения любили головоломки, загадки и всевозможные странности, так что Арчимбольдо не был более странным, а просто потакал вкусам своего времени.

«Лето» — одна из четыре картин цикла «Времена года», символизирующая этапы человеческой жизни: юность, молодость, зрелость и старость. Юность жизни у Арчимбольдо состоит из сочных и спелых фруктов, овощей и ягод — айвы, персиков, вишни, винограда, малины и ежевики, огурца, помидора и баклажана, в обрамлении колосьев пшеницы.

При жизни Арчимбольдо бы невероятно популярен, но после смерти на долгие годы впал в забвение. Интерес к его творчеству снова появился в 30-е годы ХХ века и уже не ослабевал. Картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука, Мадрида, в парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.

Рецепт Сливовый пирог

  • 1 кг сливы «Венгерка»
  • 2 столовые ложки сахара
  • 1 стакан муки
  • 2 яйца
  • 100 г сливочного масла
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • Шепотка соли
  • 1 чайная ложка корицы

Сливы помыть, извлечь косточку, просушить. Размягченное сливочное масло взбить с сахаром, не переставая перемешивать по одному вбить яйца. Добавить муку и разрыхлитель, еще раз перемешать до однородного состояния. Поместить тесто в форму для запекания, сверху выложить половинки слив, присыпать их смесью сахара и корицы. Поставить форму в разогретую духовку, выпекать при температуре 175 градусов до готовности. Подавать горячим с шариком ванильного мороженого.

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris

В эпоху, когда французская живопись была известна своим величием и декоративными украшениями, натюрморты и жанровые сцены Жана-Батиста-Симеона Шардена удивляли своей простотой и скромностью. А еще они всегда были почти математически выверены: все предметы на картинах аккуратно и тщательно расставлены, нет ни одной небрежной детали. Но несмотря на непритязательность, натюрморты Шардена очаровательны. «Кто-то пишет красками, а кто-то — чувством». Эти слова художника о живописи в самой большой степени относятся к его картинам.
Мир домашних, обжитых вещей под кистью художника оживает, показывая зрителю повседневную жизнь парижан третьего сословия. За мизансценой — кувшин с вином, два бокала, фрукты — угадывается часть этой повседневности, с укладом, традициями, событиями, которые можно проживать вдвоем. «Манера Шардена своеобразна. У нее есть общее с наброском, о котором вблизи не знаешь, что это такое; по мере удаления вещь оформляется, и, наконец становится самой природой», — так говорил о живописи Шардена Дени Дидро.

Рецепт Желе из винограда

  • 1 кг винограда без косточек
  • 200 г сахара
  • 1 чайная ложка агар-агара
  • Щепотка лимонной кислоты
  • 100 мл воды

Виноград вымыть, очистить от черенков и веточек, положить в кастрюлю, присыпать сахаром, добавить лимонную кислоту и перемешать, встряхивая кастрюлю, пока сахар не распределится равномерно. Залить водой, поставить на огонь, довести до кипения, и томить на маленьком огне 20 минут. Томленые ягоды перетереть через сито, в полученный сок добавить агар-агар и прокипятить в течение 3-4 минут. Разлить сок по банкам, закрыть завинчивающимися крышками или закатать, дать остыть. Хранить в холодильнике в течение шести месяцев.

Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838

Иван Фомич Хруцкий, русский живописец второй половины XIX века, наиболее известен в отечественном искусстве как мастер «цветов и плодов», иными словами, как создатель чудесных натюрмортов. В них — связь с художественными традициями, а также «живописная тщательность» кисти, вызывавшая ассоциации с картинами старых мастеров. «Грибы, рыба и овощи» по настроению, цветовому решению и стилю максимально близки к голландскому натюрморту XVII века.

Предметный мир натюрмортов Хруцкого лишен особого символического значения, но говорит о многом. Незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы, ягоды и фрукты показывают жизнь в небольшом сельском поместье второй трети XIX столетия, все напоминает о летнем приволье и домашнем уюте.

Глядя на «Грибы, рыба и овощи», можно почти физически ощутить свойства каждого из изображенных предметов: шершавость лукошка, замшевую мягкость грибных шляпок, прохладный бок рыбины и гладкость медного блюда. Можно даже почувствовать запах леса, еловой хвои, реки, жизни рядом с природой, в гармонии с ней.

Рецепт Жюльен

  • 100 г грибов (шампиньоны или сезонные)
  • 2 репчатые луковицы
  • 1 чайная ложка муки
  • 2 столовые ложки сливочного масла
  • 50 мл сливок 33%
  • 50 г твердого сыра
  • Соль, черный перец по вкусу

Лук и грибы почистить и мелко нарезать. В разогретом на сковороде подсолнечном масле слегка обжарить лук, добавить грибы, муку и жарить до готовности грибов. Разложить грибную смесь по формочкам, залить сливками, посыпать тертым сыром и запекать в духовке при температуре 180 градусах 20–25 минут.

Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881

Натюрморт в творчестве импрессионистов занимал не главную роль, но, тем не менее, встречается почти у всех художников этого направления. Ренуар — не исключение, за жизнь он написал 1880 натюрмортов!

Фруктово-овощные миксы Ренуара не всегда реалистичны с точки зрения гастрономической совместимости, но всегда восхитительны по цвету, свету и «вкусу». Он писал натюрморты сразу по окончании очередного портрета, чтобы отдохнуть и перезагрузиться, отчасти поэтому все они такие очаровательные и легкие. Натюрморт «Лук» прост и аскетичен. Шесть луковиц и две головки чеснока выписаны мастерски, текстура всех предметов выписана виртуозно, круглые луковые бока кажутся лакированными. Несмотря на простоту, в натюрморте ощущается жар и яркость Средиземноморья — картина была написана Ренуаров во время путешествия по Италии.

Французский луковый суп

  • 700 мл мясного или овощного бульона
  • 350 г лука (4 средние головки)
  • 150 мл белого сухого вина
  • 70 г сыра
  • 50 г сливочного масла
  • 2 зубчика чеснока
  • 1 ч. ложка муки
  • 1 небольшой багет

Лук нарезать полукольцами и, постоянно помешивая, обжарить на медленно огне в растопленном сливочном масле. Когда лук начнет приобретать золотистый цвет, добавить два раздавленных зубчика чеснока. Пассеровать вместе 4-5 минут, после чего добавить к луку муку. Влить в лук бульон, постоянно перемешивая, чтобы не осталось комочков, а затем вино. Посолить и поперчить суп, накрыть крышкой и дать повариться на маленьком огне в течение 30 минут. Подсушить багет в тостере, натереть сыр. Перелить суп в жаропрочную кастрюлю, положить сверху гренки, следующим слоем – сыр. Поставить в духовку и подогревать при температуре 180-200 градусов до образования корочки, после чего сразу подавать на стол.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918

Трудно представить, что душевное и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Но художника, по его же словам, спасала «чудесная страна воспоминаний» — сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Купчиха за чаем», написанная Кустодиевым в голодном Петрограде 1918 года — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о пышных красавицах, о теплых лазоревых вечерах, о ритуалах торжественных чаепитий, о жизни такой прекрасной в ее неторопливости и размеренности.

В этом натюрморте Кустодиева всего в избытке, всего вдосталь, но эта избыточность не кажется вульгарной. Мраморные плечи дородной купчихи, огромный сверкающим самовар, очевидно пышущий жаром, истекающий сахарным соком арбуз соседствует на столе с выпечкой и фруктами, кот, ластящийся к хозяйке, — это не лубок, а воплощенная на холсте мечта. Мечта о жизни, которая могла бы быть такой.

Кекс с изюмом к чаю

  • Масло сливочное – 180 г
  • Сахар – 180 г
  • Изюм темный – 190 г
  • Мука пшеничная – 350-370 г
  • Яйца куриные – 3 шт.
  • Ванилин – 2-3 г
  • Разрыхлитель – 0,5 ч.л.
  • Соль – щепоть
  • Пудра сахарная – по желанию для присыпки

В масло комнатной температуры добавляем яйца, сахар и ванилин и взбиваем миксером. Затем добавляем запаренный изюм и постепенно вводим муку, разрыхлитель и соль. Полученное тесто выкладываем в форму, смазанную маслом. Выпекаем полтора часа при температуре 170 градусов.

Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918

Возможно, за границами этого идиллического фрагмента, находится что-то более суровое, не видимое нам, и можно бесконечно фантазировать на тему предполагаемых событий этого летнего дня, очевидно лишь то, как мастерски Петров-Водкин простым языком вещей смог рассказать жизнь, со всеми ее радостями и тревогами.

Фаршированные яйца с сыром и чесноком

  • яйцо куриное 4 шт.
  • твердый сыр 70 г.
  • чеснок 1 зубец
  • майонез 1 ст.л.

Яйца разрезать на две части, убрать желтки. Твердый сыр натереть на самой мелкой терке, добавить выдавленный через пресс чеснок, майонез и желтки. Перемешать вилкой до получения однородной массы. Наполнить яичные половинки, украсить.

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923

Зинаида Серебрякова — одна из первых и наиболее любимых публикой в России профессиональных художниц, мирискусница «новой волны». В своем творчестве она создала множество обаятельных и милых женских и детских образов, много рисовала мужа, себя, детей, передавая атмосферу своего дома и теплоту домашней обстановки. Почти все семейные портреты представлены как жанровые сцены, в которых большую роль играет натюрморт. «На кухне» — не исключение.Самое сложное в детском портрете — не скатиться в кукольность и сентиментальность. Серебряковой удалось избежать этого, дети на ее картинах не играют какую-то определенную роль, навязанную взрослыми, а живут своей важной жизнью, в которой множество разных серьезных и интересны дел. Именно так изображена на картине и младшая дочь художницы, Катя. Привычный быт здесь возведен в ранг красоты и гармонии, все настолько пронизано любовью и теплом, что даже рыбины на переднем плане не кажутся холодными. То, с какой почти идеализированной реалистичностью выписаны все детали натюрморта, говорит нам: в домашнем, семейном кругу не бывает неважных мелочей, все значимо и ценно.

Свекольный дип

  • Средняя свекла
  • Средняя морковка
  • Средняя луковица
  • Столовая ложка растительного масла
  • Столовая ложка соевого соуса
  • Четверть чайной ложки соли

Овощи почистить и помыть, свеклу и морковь проткнуть вилкой в нескольких местах, по желанию - разрезать клубни пополам. На противень положить фольгу, на фольгу - овощи, залить их смесью растительного масла и соевого соуса, посолить, посыпать травами, завернуть в фольгу, оставив в ней небольшой просвет, и поставить в разогретую духовку на 200 градусов запекаться на час. Вынуть овощи, слегка остудить и положить в чашу погружного блендера. Блендером перебить до кремообразного состояния. При желании добавить столовую ложку сметаны или йогурта. Дип можно есть как соус к гарнирам или намазывать на бутерброды и сочетать в них с другими ингредиентами, например, вареными перепелиными яйцами и копченой индейкой.

Пища наша на полотнах великих художников: символизм еды в картинах Караваджо, Кустодиева и Веласкеса

Мода изображать, что у нас на тарелке, осталась прежней. Современные люди делают селфи с едой или выкладывают фото-рецепты в сеть не просто так.

Эти изображения говорят нам о собственном экономическом статусе и образе жизни. Так мы ищем единомышленников и получаем одобрение в своем социуме.

Удивительно, но пища наша может даже высказывать национально-политическую позицию ее потребителя.

Например, мы не покупаем продукты определенной фирмы или страны производителя. И выбираем что-то более лояльное и подходящее нам. Так было всегда.

Еще до изобретения фотоаппаратов люди начали изображать свою еду.

Пещерный человек уже рисовал на стенах своего жилища то, что он ест или хотел бы съесть. И именно в то время изображение еды стало обретать иной смысл и символику.

Тайные смыслы и посыл для продуктов питания это совсем не новшество 21 века.

Не будем заглядывать в историю слишком далеко, а обратимся к живописи. Неважно, какого бы периода картину мы взяли, на ней всегда можно найти множество сюжетов, связанных с едой, где за простыми изображениями яблока или рыбы прячутся невероятные истории.

Еда в живописи — это, конечно, натюрморты, а сам жанр натюрморта в европейскую моду вошел в XVII веке, когда вдруг голландские художники, такие как Ян Давидс де Хем, стали писать на своих полотнах неожиданные предметы.

Там появились накрытые столы с букетами цветов, фруктовые корзины, сыры, вино и пиво. Этот стиль быстро проник практически везде.

Но еда на картинах была и до этого. И символы она несла в себе весьма загадочные и интересные.

Микеланджело Меризи да Караваджо — создавал невероятные шедевры. Обратим свое внимание на его полотно «Вакх», где созданная кистью Караваджо корзина с фруктами приоткрывает нам настоящие тайны и философию бренного мира.

Художник изображает еду очень тонко и слишком реалистично. Караваджо намекает зрителю, что это у него совсем не фрукты, а самые, что ни на есть, людские пороки лежат на блюде.

На картинах прошлого фрукты на столе или в тарелке считаются символами благополучия, достатка и плодородия.

А на картине Караваджо все иначе, и приглядевшись, становится понятно — его фрукты безнадежно и давно испорчены. Они уже с гнильцой и лежалыми боками, съедены червями или другими насекомыми, их листья пожухли и есть их уже не стоит.

Со стороны кажется, что это картина о скоротечности времени. Вот прекрасный юноша и гнилые фрукты. Все в мире бренно и тленно. Увы, ничто не вечно.

Но если присмотреться к самому юноше, то видны его грязные ногти. Так что не только еда символична.

Молодость и красота — как те же фрукты. Она не только проходит и увядает, за ней также может скрываться гнилая или червивая душа, которая прячет в себе что-то по-настоящему неприятное.

Диего Веласкес написал эту картину, когда ему было всего 18 лет, и многие до сих считают ее иллюстрацией к плутовскому роману, возникшему во времена средневекового рыцарского романа.

Но рыцарь в нем был не только без страха и упрека, он также плут и мошенник без каких-либо моральных принципов.

Картина носит название «Завтрак», и мы видим тут трех человек в харчевне за накрытым белой скатертью столом. Перед ними очень простая еда: хлеб, два граната, тарелка с мидиями и вино.

А в руках у старика необычный продукт для нашего времени — корень пастернака. Да, сейчас этот овощ забыт, но он очень напоминает морковь или корень сельдерея. Это, скорее, пряность или пряный корень, чем овощ или полноценная еда.

Прошло много времени, и изображение на полотне немного размылось. И современные исследователи часто видят в пастернаке кальмара или каракатицу. Это не так. Там действительно пастернак.

Еда простая, нехитрая и при этом немного плутовская. Словно обман перед нашими глазами. Зрителя уводят куда-то, что-то скрывают от него за этими простыми продуктами-образами.

У этой работы есть и другая, более интересная трактовка. Религиозная. На ней один стол, накрытый на одного, за ним три персонажа и все они разных возрастов. На столе еда, у которой свои символы: вино — это Кровь Христова, его Тело — хлеб, гранаты — символ воскресения. Что это? Изображение Святой Троицы?

Художник играет со зрителем, оставляет зашифрованные послания на своем полотне, а нам остается только гадать. Кто на ней? Плут, готовый обвести нас вокруг пальца, или христианские символы?

Но не только зарубежные художники умели прятать за едой на своих картинах что-то тайное. Наши тоже были в этом мастерами.

Борис Кустодиев написал это полотно через год после революции. Холод и голод — вот что было тогда в жизни художника. Годы счастливой юности остались где-то там позади, а пышные красавицы купчихи жили только в памяти самого Кустодиева.

Борис Кустодиев:

Он создал свою купчиху в 40-летнем возрасте. Дама на картине совсем не купчиха, а студентка-соседка, Галина Владимировна Адеркас, настоящая баронесса из древнего рода. Художник специально добавил ей дородности, чтобы показать сытость и достаток.

Ну, а стол. Он просто ломится от вкусных и недоступных ему продуктов. Тут проскакивает некоторая ирония, где перегруженный едой стол, сам фон картины из выдуманного города и этот довольный кот, как какая-то усмешка, но без злого умысла.

Современники считали, что советский художник Б. Кустодиев этой картиной решил поиздеваться над дворянами. Поэтому полотно часто называли «Женщина за самоваром».

А посмотришь на его картину и так тепло становится, сразу хочется чаю с баранками и обязательно из блюдца.
____________________________________________

Этот материал принадлежит автору канала "Кулинарные записки обо всём", то есть мне и он был ранее опубликован лично мной же в моем канале-блоге на платформе Pulse .

"Еда на картинах российских художников"

Рада приветствовать! В изобразительном искусстве, наряду с портретами и пейзажами, большую популярность также имеет такой жанр, как натюрморт. Гастрономическая тема не переставала вдохновлять художников, несмотря на то, что в течение длительного времени считалась "низшей". Российские мастера начали писать "продукты питания" только в XVIII веке. А в начале ХХ-го столетия натюрмортная живопись переживает значительный подъём. При этом еда служила не только предметом изображения, а что-то символизировала, как правило. Она могла передавать настроение и восприятие самого автора, указывать на его привязанности и привычки. Да и наконец, наглядно отображать те или события эпохи.

Известно, что художник Константин Коровин горячо любил рыбалку. На картине "Рыбы, вино и фрукты" (1916) представлен богатый улов. Полотно очень жизнеутверждающее. Внимание привлекает палитра. Свет и цвет. Яркие и сочные краски придают изображению большей натуральности. Холодные серебристо-белые оттенки рыбной чешуи, местам переходящие в жёлтые и голубовато-серые, контрастируют с тёплыми тонами красных и медовых яблок, синего стекла бутылки и гранатового вина в ней. Что ещё примечательно? Широкие и размашистые мазки кисти мастера позволяют заглянуть глубоко внутрь натюрморта.

Многим из нас хорошо известна работа Бориса Кустодиева" Купчиха за чаем" (1918). Есть другая не менее интересная картина художника- "Купчиха, пьющая чай" (1923). Главной героиней этого полотна является ещё молодая женщина, ухоженная и дородная, неторопливо и с уже привычным удовольствием пьющая чай. Посмотрите на её покрасневшие от горячего напитка щёки, на пухлые пальчики, которыми она аккуратно держит блюдечко. Уют и умиротворение. Купчиха-это собирательный образ, символизирующий собой женщин, живущих в то время в богатстве. Обратим внимание на аппетитно сервированный стол. Тут и присутствующий на многих картинах Кустодиева сочный алый арбуз, сдобная и румяная выпечка, самовар, отливающий таким же золотом, как и волосы самой купчихи. Всё это есть отголоски той сытой жизни и "чудесной страны воспоминаний".

Кузьма Петров-Водкин поистине является мастером натюрморта. Его картина "Селёдка" (1918) олицетворяет собой ту тяжёлую и безжалостную пору, в которую она была написана. Гражданская война, разруха и голодный Петроград. Центром композиции является любимая почти каждым русским закуска - селёдка. Ещё мы видим небольшой кусок чёрного хлеба и две картофелины. Вот и весь продовольственный паёк. Переливающаяся сельдь лежит на темно-синей бумаге, контрастирующей с красно-бурой скатертью, символизирующей, в свою очередь, революцию. Хлеб как будто отрезан строго по нормативу. Несмотря на судный стол и полное отсутствие сервировки, во всём этом изображении есть своя торжественность.

Если натюрморт с селёдкой Кузьмы Петрова-Водкина, несмотря ни на что, выглядит довольно позитивно, то картина Зинаиды Серебряковой "Селёдка и лимон" (1923) - совсем безрадостно. Эта работа является последней из относящихся к советскому периоду творчества. Белые салфетка и тарелка, эстетично очищенный лимон. И тут вдруг по соседству какая-то обычная рыба и три луковицы. Всё это указывает на крушение прежних идеалов и неосуществимость мечты, разочарование художницы и её иронию по отношению к своим надеждам. К тому времени Серебрякова уже всерьёз задумалась об эмиграция из России.

Сюжет картины Евгения Зайцева "Холостяцкий натюрморт (1969) бытовой, даже будничный. Белая кухонная мойка на фоне синих стен. Все изображенные здесь предметы говорят о том, что их владелец одинок (или свободен), а по старой холостяцкий привычке оставил немытую посуду, использованные приборы и банки в мойке. Для приличия открыл один вентиль воды. Так это всё и оставит на неопределённое время. Чем питается холостяк? Вероятно, в этот раз это были кабачковая икра, банка сгущёнки или тушёнка. Привлекает внимание деревянная расписная ложка, которая лежит на простой тарелке общепитовского типа.

Владимир Стожаров знаменит своими "деревенскими" натюрмортами. Мастерски, с неподдельной искренностью и любовью изображал он сельской быт. Картина "Чай с калачами" (1972) привлекает яркостью красок, своей реалистичностью, теплотой и гостеприимством. Никаких пустых банок и селёдок. Здесь мы видим русский традиционный самовар, сверкающий золотом, расписанный жостовский поднос, глиняную крынку топлёного молока с пенками и деревянную ложку. А калачи и связка баранок выглядят очень аппетитно. Всё готово для чаепития. Цветовая гамма картины выдержана в теплых тонах с преобладанием красно-коричневых и золотистых оттенков.

10 самых известных картин, на которых изображена еда

Селедка, банка с супом, синяя женщина: известные художники любили не только есть, но и рисовать еду. Рассказываем о 10 самых известных картинах, которые могут вызвать аппетит или наоборот.

Зинаида Серебрякова За завтраком

Энди Уорхол. «Банка с супом «Кэмпбелл», 1962 г.


Энди Уорхол – американский художник, дизайнер, скульптор, режиссер, писатель и автор работ, которые ярко иллюстрируют понятие коммерческий поп-арт. Благодаря ему искусство стало доступно широким массам: люди начали видеть красоту в простых вещах. Художник пытался раскрыть поверхностную суть предметов и дать понять, что любой из них прекрасен, даже если это обычная консервная банка. Картина «Банка супа «Кэмпбелл», созданная в 1962 году, - его самая известная работа. Вскоре Уорхол создал целую серию подобных холстов. При жизни художник продавал «супы» по 100 баксов, а уже после его смерти одна из этих картин была оценена в 24 миллиона долларов.

Кстати, супы «Кэмпбелл» Уорхолл действительно очень любил и ел их прямо из банки.

2. Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.


Зинаида Серебрякова - одна из первых женщин в истории русской живописи. Уже к 25 годам она стала всемирно известна благодаря автопортрету «За туалетом». Но самое обаятельное произведение Серебряковой - картина «За завтраком», которая является образцом семейного и детского портрета: художница любила писать детей с материнской заботой и бесконечной нежностью.

Многие удивляются, почему на картине подают обед, ведь, судя по названию, речь идет о завтраке. Оказывается, в доме Серебряковых был принят европейский режим питания — утром подавали маленький завтрак, а в полдень — более плотный.

3. Кузьма Петров-Водкин. «Селедка», 1918 г.


Натюрморты Петрова-Водкина – документальная летопись эпохи. Их уникальность заключается в минимальном наборе предметов на столе, в игре с зеркальными поверхностями и ярких красках. На картине «Селедка» изображен скромный обед 1918 года — две картофелины, кусок хлеба и селедка на столе. Искусствоведы полагают, что красная скатерть символизирует «революционные будни».

В натюрмортах художник часто использовал зеркальные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала. Его работы светлые и радостные, в них видно непосредственное восприятие мира и натуры художником. Среди известных работ с изображением еды также «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией», «За самоваром», «Фрукты».

4. Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 г.


«Купчиху за чаем» Кустодиев написал уже в 40-летнем возрасте. Изображенная на картине дама — его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас, которая была настоящей баронессой из древнего рода.

5. Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849-1850 гг.


Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.

6. Казимир Малевич. «Натюрморт», 1911 г.


Известный русский импрессионист до написания картины «Черный квадрат» долго искал себя и свой стиль. Он считал, что нужно нести искусство в жизнь, а не наоборот, и тогда жизнь станет поистине прекрасной. В исканиях он обращался к импрессионизму и кубизму: он любил яркие цвета, сильные и резкие эмоции. «Натюрморт» – как раз работа периода исканий. Художник выполнил его в технике «клуазоне»: французский стиль росписи, в котором большие пятна цвета замыкаются черными жирными линиями.

7. Илья Машков. «Натюрморт. Фрукты на блюде», 1910 г.


Художника называют «королем натюрмортов», а искусствоведы считают его родоначальником русской колористической традиции. Действительно, любимым жанром Машкова был натюрморт: на холстах можно встретить яркие тыквы, сочные лимоны, апельсины, нежные персики, сочный разрезанный ананас и многое другое.

«Натюрморт. Фрукты на блюде» стал началом его работы в этом жанре. Кстати, в свое время художники Анри Матисс и Валентин Серов рекомендовали эту картину меценату Морозову. Для Машкова это было настоящее признание.

8. Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901 г.


Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.

Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.

9. Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 г.


Картина создана под впечатлением от скандального полотна Эдуарда Мане с одноименным названием. Общего у картин мало, кроме лесного пейзажа.

Для написания леса Клод выезжал на пленэр, а будущих героев рисовал сначала в мастерской, затем еще и на природе в виде этюдов. И только после этого в мастерской художник объединил все в одно целое. В первую очередь, картина завораживает своим солнечным светом, который проникает сквозь зеленое кружево листвы.

Художник расплатился «Завтраком на траве» за квартиру. Новый хозяин потерял часть картины и только спустя шесть лет Моне смог выкупить свою работу, восстановив утерянные фрагменты и переписав какие-то заново.

10. Поль Сезанн. «Натюрморт с бутылкой мятного ликера», 1895 г.


В своих натюрмортах Сезанн часто использовал яблоки, груши, луковицы, бутылки с вином, глиняные кувшины, чашки, корзины, разноцветные драпировки в холодных тонах. А еще французский живописец очень любил рисовать разные бутылки, и его предметы постоянно переходили из одной картины в другую.

Еда как вдохновение: топ-10 натюрмортов в истории живописи

Праздность и гедонизм, хлеб насущный и пир горой, накрытые столы, рынки и завтраки. Тема еды в живописи всегда была одной из самых популярных и вдохновляла многих художников на великолепные натюрморты. Со временем, изображение накрытого стола, ломящегося от яств или аскетичного, стало самостоятельным жанром.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART — 10 натюрмортов, написанных в разное время выдающимися мастерами этого жанра.

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569


Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569 © Hallwyl Museum, Stockholm

Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615


Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615 © Rijksmuseum, Amsterdam

Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573


Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573 © Musée du Louvre, Paris

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763


Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris

В эпоху, когда французская живопись была известна своим величием и декоративными украшениями, натюрморты и жанровые сцены Жана-Батиста-Симеона Шардена удивляли своей простотой и скромностью. А еще они всегда были почти математически выверены: все предметы на картинах аккуратно и тщательно расставлены, нет ни одной небрежной детали. Но несмотря на непритязательность, натюрморты Шардена очаровательны. «Кто-то пишет красками, а кто-то — чувством». Эти слова художника о живописи в самой большой степени относятся к его картинам.
Мир домашних, обжитых вещей под кистью художника оживает, показывая зрителю повседневную жизнь парижан третьего сословия. За мизансценой — кувшин с вином, два бокала, фрукты — угадывается часть этой повседневности, с укладом, традициями, событиями, которые можно проживать вдвоем. «Манера Шардена своеобразна. У нее есть общее с наброском, о котором вблизи не знаешь, что это такое; по мере удаления вещь оформляется, и, наконец становится самой природой», — так говорил о живописи Шардена Дени Дидро.

Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838


Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838 © Киевский национальный музей русского искусства

Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881


Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881 © Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918


Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 © Государственный Русский музей

Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918


Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918
© Государственный Русский музей

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923


Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923 © Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Зинаида Серебрякова — одна из первых и наиболее любимых публикой в России профессиональных художниц, мирискусница «новой волны». В своем творчестве она создала множество обаятельных и милых женских и детских образов, много рисовала мужа, себя, детей, передавая атмосферу своего дома и теплоту домашней обстановки. Почти все семейные портреты представлены как жанровые сцены, в которых большую роль играет натюрморт. «На кухне» — не исключение.

Самое сложное в детском портрете — не скатиться в кукольность и сентиментальность. Серебряковой удалось избежать этого, дети на ее картинах не играют какую-то определенную роль, навязанную взрослыми, а живут своей важной жизнью, в которой множество разных серьезных и интересны дел. Именно так изображена на картине и младшая дочь художницы, Катя. Привычный быт здесь возведен в ранг красоты и гармонии, все настолько пронизано любовью и теплом, что даже рыбины на переднем плане не кажутся холодными. То, с какой почти идеализированной реалистичностью выписаны все детали натюрморта, говорит нам: в домашнем, семейном кругу не бывает неважных мелочей, все значимо и ценно.

Читайте также: