Молитва на 40 день по усопшему на поминальном столе

Обновлено: 12.05.2024

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (3 раза)

Тропари

Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́; никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшей рабы́ Твое́й), на Тя бо упова́ние возложи́, Творца́, и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твое́й), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тную к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

Упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшей рабы́ Твое́й) (имяре́к) [поклон], и, ели́ка в житии́ свое́м, я́ко челове́к, согреши́, Ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, прости́ его́ (ея́) и поми́луй [поклон], и ве́чныя му́ки изба́ви [поклон], Небе́сному Ца́рствию прича́стника (прича́стницу) учини́ [поклон] и душа́м на́шим поле́зная сотвори́ [поклон].

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́; да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благослови́.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́ я́стие и питие́ рабо́м Твои́м, я́ко свят еси́ всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

В начале поминальной трапезы, прежде другой пищи, предлагается всем кутия. Перед последним сладким блюдом, каким традиционно подаётся кисель (с молоком или без него), приносится сладкий неалкогольный напиток. Все встают, и старший читает молитву об упокоении:

Помяни́, Го́споди Бо́же, в ве́ре и наде́жди жизни ве́чныя усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́) (имяре́к), и, я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, прости́ вся́ во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я того́ (ту́) во Свято́е Второ́е Прише́ствие Твое́, в приобще́ние ве́чных Твои́х благ, о ни́хже в Тя, Еди́наго, ве́рова, И́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца. Я́ко Ты еси́ воскресе́ние, и жизнь, и поко́й Твоему́ рабу́ (Твое́й рабе́), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) (имяре́к), о нем (о ней) же и помина́ние твори́м, ве́чная па́мять.

Все: Ве́чная па́мять. (3 раза)

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо (кисель с молоком). Трапеза оканчивается обычным благодарением:

Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ! Не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но, я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́ им, прииди́ и к нам и спаси́ нас.

Молитвы за всякого усопшего христианина

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (име­на), и всех правосла́вных христиа́н, и про­сти́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Молитва об усопшем до 40 дней 2

Помя­ни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живо­та́ новопреста́вленнаго раба́ Тво­е­го́ (рабу́ Твою́, раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй гре­хи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и про­сти́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Тво­е­му́ (имя), Хри­сте́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва об усопшем после 40 дней 3

Помя­ни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живо­та́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Тво­е­го́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй гре­хи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и про­сти́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согре­ши́, но не отсту­пи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго сво­е­го́ издыха́ния испове́да.
Т е́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вме­ни́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кро­ме́ вся́каго гре­ха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Пере­вод: Помя­ни, Гос­по­ди Боже наш, (по нашей) вере и надеж­де на жизнь веч­ную пре­ста­вив­ше­го­ся раба Тво­е­го (имя усоп­ше­го). И, посколь­ку ты Благ и Чело­ве­ко­лю­бив, отпу­сти (ему) гре­хи, пре­не­бре­ги само­об­ма­ном (его), ума­ли, осво­бо­ди, оставь и про­сти ему все гре­хи его, созна­тель­но и неосо­знан­но совер­шен­ные, избавь его от нака­за­ния бес­ко­неч­но­го и огнен­ной кары, и даруй ему при­част­ность к веч­ным Тво­им бла­гам, кото­рые при­го­тов­ле­ны любя­щим Тебя и радость от них: пусть он и согре­шил, но не отсту­пил же (он) от Тебя (не пре­дал); и, несо­мнен­но, веро­вал в Отца и Сына и Свя­то­го Духа — Бога, про­слав­ля­е­мо­го (нами все­ми) как Тро­и­цу; и до послед­не­го вздо­ха сво­е­го (он) при­дер­жи­вал­ся этого.
Поэто­му будь мило­стив, и (этой) верой в Тебя заме­ни дела его и поме­сти его сре­ди свя­тых Сво­их: ведь, нет же чело­ве­ка, кото­рый про­жи­ва­ет жизнь без гре­ха. Это, лишь Ты Один таков — Без­гре­шен и прав­да Твоя — абсо­лют­на, Ты — Еди­ный и Един­ствен­ный Бог — мило­сти­вый, щед­рый и дей­стви­тель­но любя­щий нас, людей. И (мы) — сла­ву Тебе вос­сы­ла­ем (из сер­дец наших) — как Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу — и сей­час, как и рань­ше — и все­гда, вове­ки. Аминь (то есть, я гово­рю то, что до́лжно по зако­ну Твоему).

План поминовения усопшего на 40 дней

Согласно христианскому вероучению, смерть человека – это не переход из состояния бытия в небытие, но временное разлучение души с телом. При этом душа, разлучившаяся с телом, не просто продолжает существовать, но продолжает жить личностной жизнью: у нее сохраняется разум, память, воля, сознание, самосознание и др. личностные особенности ( Лк.16:19–31 ).
Таким образом, по отношению к человеческой душе смерть — это не прекращение жизни вообще, а прекращение её существования в соединении с телом.

Молитвы дня

Молитва за усопшего должна начинаться с самого момента его кончины. Читается «Последование по исходе души от тела». Важно знать, что если человек умер не дома, и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон. То есть читать данное последование могут не только те близкие, что проживали вместе с усопшим, но и другие родственники, а также друзья, знакомые, и все те, кто желает помолиться за умершего. Канон, входящий в Последование, может читаться ежедневно вплоть до момента погребения.

Также над телом усопшего принято читать Псалтирь. Ее чтение начинается сразу после прочтения «Последования по исходе души от тела» и, по возможности, совершается непрерывно до момента погребения. Это могут делать как близкие, чередуясь, так и специально приглашенные чтецы. Чтение Псалтири может прерываться совершением панихид и заупокойных литий.

Вопрос священнику

Вопрос: Нужно ли завешивать зеркала в доме, где умер человек?

Ответ: Никакого отношения к православной традиции завешивание зеркал не имеет! Это суеверие и обоснование у него глупое – душа, увидев себя в зеркале, может испугаться. Душа плоти не имеет. Соответственно, отразиться в зеркале никак не может. Тем более, испугаться своего вида. Есть и другие варианты: родственники могут увидеть душу в зеркале или душа, увидев себя в зеркале, может навсегда остаться там. Суеверные люди придают зеркалу некие мистические свойства. Оттуда и утверждение, что душа может «поселиться» в «зазеркалье», где царят лукавые духи. Это утверждение также противно православному вероучению.

Цитата дня

«…Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен определить себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. Смерть есть самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти. Кто строит свою жизнь, закрыв глаза на смерть, тот проигрывает дело жизни, хотя бы жизнь его была удачной. Достижение полноты жизни связано с победой над смертью. Современные люди склонны видеть признак мужества и силы в забвении о смерти, им это кажется бесстрашием. В действительности забвение о смерти есть не мужество и бесстрашие, а низость и поверхностность. Человек должен преодолеть животный страх смерти, этого требует достоинство человека. Но глубокое отношение к жизни не может не быть связано с трансцендентным ужасом перед тайной смерти, ничего общего не имеющего с животным страхом. Низким является забвение о смерти других людей, не только о смерти близких, но и смерти всякого живого существа. В этом забвении есть предательство, ибо все за всех ответственны и все имеют общую участь. «Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти», – говорит Экклезиаст… Без решения вопроса о смерти, без победы над смертью личность не может себя реализовать. И отношение к смерти не может не быть двойственным. Смерть есть величайшее и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо всякое существо сотворено для вечной жизни. Христос пришел прежде всего победить смерть, вырвать жало смерти. Но смерть в падшем мире имеет и положительный смысл, ибо свидетельствует отрицательным путем о существовании высшего смысла. Бесконечная жизнь в этом мире была бы лишена смысла. Положительный смысл смерти в том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть реализована лишь в вечности, лишь за пределами времени, во времени жизнь остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок через бездну именуется смертью. Есть другой выход из времени в вечность – через глубину мгновения, не составляющего дробной части времени и не подчиненного категории числа. Но этот выход не бывает окончательным и целостным, он постоянно опять выпадает во время. Реализация полноты жизни личности предполагает существование смерти. К смерти возможно лишь диалектическое отношение. Христос смертью смерть попрал, поэтому смерть имеет и положительный смысл. Смерть есть не только разложение и уничтожение человека, но и облагораживание его, вырывание из власти обыденности. Метафизическое учение о естественном бессмертии души, основанное на учении о субстанциональности души, не решает вопроса о смерти. Это учение проходит мимо трагизма смерти, раздробления и распадения целостного человеческого существа. Человек не есть бессмертное существо вследствие своего естественного состояния. Бессмертие достигается в силу духовного начала в человеке и его связи с Богом. Бессмертие есть задача, осуществление которой предполагает духовную борьбу. Это есть реализация полноты жизни личности. Бессмертна именно личность, а не душа как естественная субстанция. Христианство учит не о бессмертии души, а о воскресении целостного человеческого существа, личности, воскресении и тела человека, принадлежащего личности. Бессмертие частично, оно оставляет человека раздробленным, воскресение же интегрально. Отвлеченный спиритуализм утверждает лишь частичное бессмертие, бессмертие души. Отвлеченный идеализм утверждает лишь бессмертие идеальных начал в человеке, лишь идеальных ценностей, а не личности. Только христианское учение о воскресении утверждает бессмертие, вечность целостного человека, личности. В известном смысле можно сказать, что бессмертие есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей душой и телом, над природным индивидуумом. Греки считали человека смертным, бога же бессмертным. Бессмертие сначала утверждалось для героя, полубога, сверхчеловека. Но бессмертие всегда означало, что божественное начало проникало в человека и овладевало им. Бессмертие – богочеловечно. Бессмертие нельзя объективировать и натурализировать, оно экзистенциально. Мы должны стать совершенно по ту сторону пессимизма и оптимизма и утверждать героические усилия человека реализовать свою личность для вечности, независимо от успехов и поражений жизни. Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола и любви. Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого существа, тоска по восполнению. Целостная личность бисексуальна, андрогинна. Метафизический смысл любви в достижении целостности личности для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безликим и смертоносным родовым процессом…»
архимандрит Таврион (Батозский)
Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни

Избранное житие

Советы психолога

После потери близкого человека нас переполняют сложные чувства. Иногда возникают настолько необычные переживания, что становится страшно, кажется, что ты сошел с ума. Но именно в дни катастрофы (а смерть близкого человека – и есть личная катастрофа) даже пугающие мысли, переживания, действия являются НОРМАЛЬНОЙ реакцией на боль от потери.

В первые 48 часов после смерти близкого сознание сопротивляется реальности, отказывается признавать случившееся. Это – нормальная шоковая реакция, которая защищает психику от разрушающей боли. Многие люди говорят, что умом признают, понимают произошедшее, а внутри – словно не верят, не осознают трагедии. Некоторые вообще отказываются верить в смерть близкого человека, особенно если они не видели тело усопшего. Иногда шокированный тяжелым известием человек ведет себя так, словно ничего не случилось. Но в первые часы после смерти дорогого человека нормальным является даже поведение, которое в другое время было бы признаком сумасшествия: например, если человек ведет себя так, будто умерший человек по-прежнему жив, просит позвать его, передать ему что-то, разговаривает с пустым местом за столом, словно там находится усопший. Поэтому не пугайтесь собственных «ненормальных» реакций и не паникуйте из-за чудно́го поведения других скорбящих. Когда сознание будет готово принять произошедшее, не разрушив при этом личность, шок отступит, и нормальное восприятие реальности вернется. Изучите этапы переживания горя и условные критические фазы этого процесса.

Молитва перед поминальным обедом на 40 дней


Поминовение умерших близких – давняя традиция. Умерших православных принято поминать спустя три, девять и сорок дней со дня смерти, причем всякое поминовение должно начинаться с обращения к Богу. Что такое поминальная молитва на 40 дней, почему она важна, и как правильно к ней относиться, расскажет вам эта статья.

Почему православные читают молитву перед поминками?

Вкратце ответ таков: потому что в Православии принято любое дело начинать с испрашивания Божьего благоволения. Моление, то есть прямое обращение к Богу – это очень важная часть жизни православного христианина, так что поминовение усопших братьев и сестер во Христе, разумеется, не может обойтись без нее. Таким образом верующие люди помогают душе умершего в загробном мире и своей душе в мире нашем. Молитва наполняет встречу в память об умершем духовным содержанием и делает встречу близких друзей и родных покойного особенно ценной. Без нее поминки – просто застолье с разговорами специфическую тему, а с молитвой поминки на 40 дней становятся важным делом, преисполненным благочестия и душевного блага.

40-й день после смерти для православных - почему так важен?

Согласно православному вероучению, именно на сороковой день после погребения тела душа человека получает вердикт о том, куда ей направляться – в ад или рай. До этого дня душа умершего проходит различные «мытарства», то есть испытания, встречается с Богом, путешествует по миру и видит картины адской и райской жизни.

На сороковой день Господом выносится решение: проведет эта душа время до Страшного Суда в аду или в раю. Считается, что на господне решение может повлиять деятельная духовная забота родных и близких умершего, поэтому на 40 день принято собираться на заупокойное богослужение, заказывать панихиду и молиться всем вместе о даровании почившему лучшей загробной участи. Поминки с угощением – это часть уже светской традиции почитания памяти и разделения совместного горя от утраты близкого. На сороковой день их устраивают, потому что к этому моменту самая острая боль у людей проходит и есть возможность тепло пообщаться друг с другом, поделиться воспоминаниями об ушедшем и поддержать друг друга. В связи со всем описанным и получается, что поминальная молитва на 40 дней обязательно должна предварять застолье и разговоры об умершем.

Какие молитвы нужно читать перед поминками?

Христиане верят, что никто из людей не умирает полностью, душа каждого остается в вечной жизни, так что по отношению к ней оправдана забота. В первую очередь эта забота должна выражаться в обращении к Господу.

Приступая к поминальной трапезе, согласно православным канонам следует начать с чтения 17-й кафизмы Псалтыри, то есть одного из ее разделов, который так и называется «поминальным». Читая Псалтырь, верующие обращаются к древней мудрости царя Соломона, составившего эту книгу. Однако данная часть требований устава весьма сложна для соблюдения, поскольку чтение целой кафизмы занимает много времени, и потому допускается пропустить этот шаг, читая поминальные молитвы на 40 дней.

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Господи, помилуй. (12 раз.) Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.) Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды), благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память. Вечная память (трижды). Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Непосредственно перед едой читается «Отче наш», в которой молящиеся испрашивают у Господа благоволения и защиты:

«О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго».

Во время поминальной трапезы присутствующие могут читать по всему желанию такую поминальную молитву на 40 дней:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (-ой, -ых) [здесь называть имя поминаемого], и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По завершении поминальной трапезы на 40 дней православным следует прочесть «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», в которых выражается благодарность ко Господу и воздается похвала создателю всего. Вот их тексты:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас». «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.»

Как правильно читать молитвы?

Молитву перед поминальным обедом следует читать так же, как и любую другую: спокойно, размеренно, со вниманием и благоговением. Помните, что моление – это прямое обращение к Господу Богу и святым, так что здесь неуместна торопливость, смятение или расслабленность. Читать следует вслух, громко, чтобы каждый из присутствующих слышал слова и мог мысленно присоединиться к ним.

Важно, что священные тексты обычно написаны церковно-славянским или старославянским языком, так что их чтение может вызвать проблемы у неподготовленного человека. Поэтому лучше доверить чтение поминальной молитвы на 40 дней человеку с поставленным голосом и знанием церковно-славянского языка. Главное, о чем следует помнить, молясь – вы не выполняете какой-то магический ритуал и не слепо следуете народной традиции, а прямо и непосредственно обращаетесь к Создателю, желая получить для своих близких, отошедших в иной мир, избавление и прощение грехов.

Даже если у вас нет никакого опыта молитвы – постарайтесь сосредоточиться на произносимых словах, понять их и вложить в них свою душу – тогда, вероятно, ваша просьба будет услышана.

Молитву после поминального обеда следует читать так же, с благодарностью обращаясь к Господу за возможность разделить трапезу с близкими людьми и обменяться мыслями и чувствами по поводу случившейся недавно смерти.

ВАЖНО! Пусть вас не смущает возможное непонимание священных текстов, написанных на древнем языке. Если вы искренне и от всей души обращаетесь к Господу даже своими словами, пока они произносятся – ваше моление будет услышано. А найти перевод церковно-славянского текста на русский в наше время не составляет труда в интернете.

Все ли присутствующие должны произносить текст?

Нет, это вовсе не обязательно. Лучше пусть один человек, точно знающий слова молитвы, будет произносить их громко и отчетливо, чтобы слышали все присутствующие, чем толпа людей станет путаться и перебивать друг друга. Разумеется, если слова знают несколько человек, они могут читать или даже петь хором, однако это вовсе не обязательно –можно присоединиться в общему духовному делу мысленно. Как уже было сказано выше, главное – это ваша искренность и душевный настрой.

Вопросы и ответы

Какие в православии существуют способы помянуть умерших людей?

Главное, чем может помочь верующий человек тем, кто отошел в мир иной – это обращение к Богу за них. Христианину полагается молиться о своих родных и близких, покинувших этот мир, каждый день самостоятельно, и с некоторой периодичностью в церкви, на заупокойных богослужениях. Таковых богослужений бывает несколько видов: отпевание, лития, заупокойная литургия и панихида. Также о упокоении душ усопших могут совершаться отдельные церковные моления – например, чтение сорокоуста. А каждый день можно просто и коротко поминать умерших словами: «Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих: [здесь следует перечислить имена тех людей, о ком вы просите Господа Бога]».

Можно ли поминать человека не на 40 дней, а раньше или позже?

Да, причем более того – это не только можно, но и нужно. Для человеческого удобства традиция выделяет особые дни, в которые следует вспоминать ушедших из жизни людей, однако благочестивым христианам полагается всегда молитвенно поддерживать и живых, и мертвых, испрашивая у Господа помощи и снисхождения. Поминать своих умерших близких можно хоть каждый день, хоть каждый час – главное делать это искреннее и с душевным усердием.

Как правильно одеваться на поминальный обед?

На поминальный обед, равно как и на поминки вообще, стоит одеваться так же, как на любое траурное мероприятие. Вам подойдет скромная одежда неброских оттенков, минимум украшений и ничего вызывающего или провокационного в наряде. Не стоит надевать на себя особо модную одежду и какие-то брендовые вещи, также лучше воздержаться от кофт и футболок с шутливыми надписями. Поминальный обед – время спокойствия и сосредоточенности, ваша одежда не должна отвлекать ни вас, ни других людей, пришедших на поминки.

Что заказывают в церкви на 40 дней


Почему 40-ой день после смерти важен для православных?

На 3-ий день после смерти душа почившего возносится на небо, где предстает перед Господом в первый раз и созерцает Рай. С 3 по 9 день дух усопшего отправляется смотреть на Ад, а с 9 по 40 день ему предстоит пройти множество испытаний, называемых мытарствами. После, на 40-ой день, душа, успешно пройдя все испытания, благодаря собственной чистоте и помощи родных и близких, предстанет перед Богом в третий раз. Именно в этот день будет решаться судьба почившего. Куда попадет его душа? В Рай или в Ад? Для того чтобы помочь ей попасть в райские сады и возносятся молитвы как домашние, так и храмовые.

Отдельно стоит упомянуть, что дата «40 дней» важна в священной истории не только как день поминовения почивших. Моисей говорил с Богом на горе Синай только после поста протяженностью в 40 дней, а Иисус Христос вознесся на небо через 40 дней после своей смерти.

Церковное поминовение на 40 день

Бог слышит любые обращенные к нему слова. Они могут звучать как из храмов и церквей, так и из домов прихожан. Однако, на 40 дней, как и на другие поминальные даты (3, 9 дни, годовщина смерти, день рождения почившего) принято заказывать службы в храмах. Это связано с двумя вещами:

  1. Некоторые считают, что молитва, которую читают в церкви, сильнее, чем домашняя молитва. Стоит помнить, что молитва – не заклинание. Нет каких-то более сильных и более слабых молитв. Священники говорят, что все слова, обращенные к Господу, достигают Его.
  2. Благодаря молитве в церкви, человек чувствует, что он не одинок. Когда умирает близкий человек, то его живой родственник может чувствовать себя оставленным. В этот момент приходит на помощь молитва, прочитанная в храме. Она объединяет многих прихожан и священнослужителей в особом акте поддержки скорбящему. Слушая успокаивающее чтение священных слов, человек понимает, что он не один.

Попробуем разобраться в том, какие службы принято заказывать на 40 день.

Сорокоуст

Первая служба, которую можно заказать по почившему, носит название «сорокоуст». Это поминовение усопшего на протяжении 40 литургий. Во время литургии священник изымает из церковной булочки – просфоры небольшие частицы и погружает в вино – Христову Кровь. Таким образом Богу осуществляется подношение от всех людей, упомянутых в литургии: как от живых, так и от мёртвых. Сорокоусты бывают двух видов: «за здравие» – для живых и «за упокой» – для мёртвых.

Сорокоуст – это поминовение почившего на литургии. Его имя будет упомянуто среди имён других умерших, но если семье хочется, чтобы почившего помянули отдельно, то они могут заказать молебен. Молебен за упокой – это поминание усопшего вне литургии. Это богослужение можно проводить как в стенах церкви, так и за их пределами. Молебны могут быть обращены как к Богу, так и к Богородице или, например, к определённому святому. Можно выбрать день, посвященный святому, в честь которого был крещен почивший, и заказать молебен в него.

Лития

Литией принято называть краткий чин панихиды. Это слово происходит от греческого слова литэ, которое можно перевести как «усердное моление». Литией может называться две разные службы:

  • часть вечерни;
  • особое заупокойное богослужение.

Эту службу могут проводить как в храме, так и в доме усопшего или на кладбище.

Обычно литию на 40 дней читают при следующих обстоятельствах:

  • около могилы;
  • после возвращения с кладбища.

Панихида

Расширенная служба по почившему носит название «панихида». Это слово также имеет греческое происхождение и переводится как «всенощное бдение». Раньше эта служба совершалась первыми христианами на могилах пострадавших за веру членов общины. Когда христианство приобрело статус мировой религии, то эта служба просто стала заупокойной.

Панихиду можно служить не только на 40 день, но также на 3 и 9 дни после кончины почившего. Традиционно первую панихиду служат в день смерти усопшего.

Это богослужение можно провести как в церкви или в храме, так и на могиле почившего. Панихиду от других служб отличает наличие прошения об отпущении грехов. Согласно доктринам Православной церкви, души усопших сами не могут просить Бога о прощении, потому за них это должны делать живые.

Неусыпаемая Псалтирь

Эту службу проводят не в церквях или храмах, а в монастырях. Во время неё монахи читают отрывки из священной книги Псалтири и после каждого отрывка вставляют имена почивших. Их берут из специальной тетради, куда их переписывают с поданных записок. Монах, который читает Неусыпаемую Псалтирь, сначала прочитывает небольшой отрывок из этой книги, а потом зачитывает имена усопших из тетради.

Эта служба не прекращается ни днём, ни ночью. Только братья или сёстры сменяют друг друга в этом послушании. Чтение этой молитвы можно заказать на разный срок: от 1 месяца до 1 года.

Однако, чтение домашних молитв в дополнение к заказанным в монастыре или храме будет не лишним, если это приносит вам душевный покой.

Как заказать службу в церкви?

Для заказа любой церковной службы необходимо обратиться в церковную лавку и подать записку. На небольшом листочке бумаги вам нужно нарисовать крест, а под ним записать имена поминаемых почивших. Лучше писать имена, данные при крещении, а не те что указаны в паспорте. Кроме того, единственная разрешённая приписка перед именем усопшего в записках за упокой – «новопреставленный» или сокращённо «нов.». Учтите, что её можно делать только если со дня смерти близкого прошло меньше 40 дней.

Если вы не знаете крестных имен почивших, то обратитесь с этой проблемой к священнику или же подберите похожие из церковного календаря.

Важно! Неусыпаемую Псалтирь нельзя заказать в храме. Эта служба, которая проводится в монастыре. Для её заказа нужно посетить монастырь или подворье.

Стоимость

Обычно «цены» в церквях и монастырях на проведение служб символические. В Москве порядок рекомендуемых пожертвований следующий:

  • Сорокоуст в одном храме – от 150 рублей;
  • Молебен (5 имён) – от 200 рублей;
  • Лития – 150 рублей;
  • Панихида – 200 рублей;
  • Неусыпаемая Псалтирь на год – 500 рублей.

Важно! Учтите, что это скорее пожертвование и ваша благодарность священникам или монахам за их труд. Не стоит заказывать службу в церкви, где вам указывают на прайс. Лучше поискать место, где духовные дела не воспринимают как бизнес.

Можно ли не заказывать молитвы в церкви, а читать всё дома?

Да, заказывать службы в церкви на 40 дней необязательно. Домашние молитвы можно читать так же искренне, как и церковные.

Стоит ли по одному почившему заказывать несколько служб?

Вы можете заказать по усопшему столько богослужений, сколько считаете нужным.

Есть ли служба на 40 дней, на которую можно заказать поминовение иноверцев?

Нет, но если вам нужно помянуть представителя другой ветви христианства, то обратитесь с этим вопросом к священнику. Некоторые священнослужители соглашаются, например, служить молебен по католикам.

Читайте также: