Картина девочка на столе

Обновлено: 12.05.2024

Искусство должно быть понятно без лишних слов. Это распространённое, но ошибочное мнение, которое нет-нет, а появится у меня в комментариях. Смысл этих реплик примерно таков: «Я обыватель, потребитель, зачем я буду тратить время на изучение истории искусства?» Или даже таков: «Живописное произведение должно нравиться без объяснения, просто так, и что передал художник можно увидеть и прочувствовать без учебников и прочего, при этом более правдиво».

Чтобы показать, насколько знание обогащает ви́дение, я начала вести рубрику, где рассказываю истории, казалось бы, простых и известных картин.

Сегодня поговорим о картине «Девочка с персиками» Валентина Серова

Когда Валентин Александрович написал её, он пытался научиться стабильно зарабатывать, чтобы жениться на своей возлюбленной Ольге Трубниковой. Летом 1887 года Серов гостил в Абрамцево у Саввы Мамонтова, и за гостеприимство решил написать портрет его 11-летней дочери Веры.

А в 1888 году Валентина Серова за картину «Девочка с персиками» наградили премией Московского общества любителей художеств. Тем временем, на момент её создания Валентину Александровичу было всего 22 года.

Как же был воспитан этот ранний талант?

Родился Валентин Серов в семье композиторов. Для его отца, Александра Николаевича Серова, брак был поздним — он женился на своей ученице, и между ним и невестой была разница в 26 лет. Когда Александр Николаевич умер, Валентин в неполные 6 лет остался без отца, а по и сути без матери.

Овдовевшая мать будущего художника, Валентина Семёновна уехала в Европу продолжать музыкальное образование, а Тошу (так его имя сократили, чтобы не путать с материнским) оставила в коммуне Н. Н. Друцкой-Соколинской, где из мальчика пытались воспитать идеального человека «по методе». Единственной радостью Валентина стало рисование природы. Однажды воспитательница порвала его рисунки в воспитательных целях — этот эпизод художник вспоминал с болью даже спустя годы. Благо, вскоре коммуна распалась, и девятилетний Тоша отправился к матери в Париж, где стал брать уроки рисования у молодого Ильи Репина, который проходил там стажировку.

Увозя из Парижа в Москву 19 альбомов с рисунками, Валентин намеревался поступить в гимназию, однако большого интереса учёба у него не вызвала. Серова отчислили за неуспеваемость, и он переехал жить к Репину, а уже в 15 лет стал студентом Академии художеств и учился у самого Павла Петровича Чистякова, который называл Серова одним из лучших своих учеников!

А теперь о том, как возникла известная всем картина

Шёл август. Вера наслаждалась последним теплом. Как-то она вбежала в дом, села за стол и взяла в руки один из лежащих там персиков. Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино и посадили у себя в оранжерее. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник, поэтому плоды удались на славу. Художник предложил Вере позировать, и девочка согласилась. Она даже не представляла, что остаток лета и часть сентября ей придётся неподвижно просиживать по несколько часов в день с персиком в руках.

Серов создал характерный образ Веры, при взгляде на который кажется, что девочка вот-вот улыбнётся и сбежит из-за стола. И можно подумать, эта простота и естественность была достигнута в моменте, за один или два сеанса. Однако известно, что автор долго бился над картиной, желая передать «свежесть живописи при полной законченности». Он сам расписал деревянную фигурку гренадёра, не обошёл вниманием любовь Мамонтова к керамике и, видимо, не раз сменил цвет зелени за окном столовой. А осенью на столе перед девочкой появились кленовые листья.

Спустя время о картине художник Игорь Грабарь напишет так: «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. К таким. надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда „девочки в розовом“. он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи».

Напишите в комментариях, как по-вашему, нужны знания о событиях за пределами живописного полотна? Интересно это узнавать?

История девочки с персиками


Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Кстати, персиковые деревья были приобретены Мамонтовыми в имениях Артёмово и Жилкино и росли в специально устроенной оранжереи.

Жизнерадостный вид девочки настолько понравился Валентину Серову, что он тут же предложил девочке позировать. Девочка согласилась, не подозревая, что ей придётся оставаться неподвижной по несколько часов в день.

Сам художник потом напишет: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».


Дань благодарности

Впервые Серова в усадьбе Абрамцево, которую известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов купил у дочери писателя Сергея Аксакова, привезла его мать Валентина Семёновна, в 1875 году. Ему тогда было тринадцать лет.

Ему здесь сразу всё очень понравилось. Особенно хозяйка усадьбы — Елизавета Григорьевна, женщина, умная, рассудительная, глубоко религиозная, полная противоположность его маменьке-нигилистке. Жена Саввы стала ему второй матерью, именно от неё он получил столь недостающее ему в жизни тепло и участие.

Он был ровесником старших сыновей Мамонтовых Сергея и Андрея и участвовал во многих абрамцевских «творческих безобразиях». Мальчик, которого здесь называли Антоном, т. к. он очень не любил своего имени, считался в мамонтовской семье совершенно своим.

Но со временем всё меняется, детские шалости уходят на задний план. Сам Валентин Серов взрослеет, становится художником, к слову, Савва Иванович всячески его поддерживал и помогал с заказами, и уезжает учиться заграницу. А когда возвращается в 1887 году из Италии, то желает одного «писать только отрадное».

Ему очень хочется сделать что-то для семейства, где он вырос и где ему всегда был приятно находиться. Так что картина «Девочка с персиками» становится своего рода «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставшего для художника в прямом смысле слова второй семьей.

Ну а для самой до Верочки это стало как бы данью по-родственному близким отношениям.

Вот что скажет художник Игорь Грабарь о картине: «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом». он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи».

Веру рисовали многие художники

Вера позировала двадцати двухлетнему Серову каждый день, почти два месяца. Работа над картиной началась в конце июля, а закончилась в сентябре, о чём свидетельствует нарисованная на картине желтеющая листва за окном и на столе. Потом Веру довольно часто будут рисовать другие мастера, но именно этот опыт позирования станет первым.

Место действия картины - столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. Соседняя комната, часть которой видна слева, так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых.

Там они читали по ролям произведения Александра Пушкина, Николая Гоголя, Ивана Тургенева, музицировали, дискутировали. Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Кстати, гренадера, который также запечатлён на картине, тоже расписал Серов. Эта фигурка, как и тарелка, изображённая на стене, по сей день находятся в Абрамцевском музее.

Художник сумел передать озорной характер своей модели, который легко читается на её лице. В её позе и одежде нет усталости и присущей для позирующих натужности. Кажется, ещё мгновение, и она упорхнёт, словно бабочка.

Окончив портрет, Серов подарит его матери девочки Елизавете Мамонтовой, которую он очень любит за её доброту и внимание. Елизавета Григорьевна размещает картину в той же комнате, где она и была написана. Сейчас там находится копия, а подлинник хранится в Третьяковской галерее.

Художник Михаил Нестеров , который часто бывал в Абрамцеве, скажет: «будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика еще не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — еще чего доброго нарекут безумным».


Судьба девочки с персиками

Зритель не может увидеть будущее в глазах героини картины Валентина Серова. Впрочем, и настоящего тоже. Она настолько скромно одета, что глядя на неё ни за что не скажешь, что девочка - дочь богатого промышленника. Единственное украшение — яркий бант на блузке, которая кажется несколько мешковатой и слишком детской для одиннадцатилетней летней девочки. Именно эта розовая и блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины. Благодаря ей создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от самой героини.

Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Но что поделать, как говорится, из песни слов не выкинешь. В 1903 году Вера Мамонтова выходит замуж за Александра Самарина. В этом браке, заключённом по большой любви и вопреки воле отца жениха, один за другим родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа.
Счастье длилось менее пяти лет. В декабре 1907 года Вера умирает от скоротечной пневмонии. Детей на воспитание забирает её младшая сестра Александра.

Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не женится.

Картина Девочка с персиками Серова

Описание картины Валентина Серова Девочка с персиками, история создания, сочинения для 3 и 7 класса.

Кто написал картину Девочка с персиками

Автором является великий русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911). Серов стал особенно известен как мастер портрета. За свою жизнь создал немало шедевров, которые имеют как художественное, так и историческое значение. Работа, которую мы рассматриваем здесь, стала одной из самых известных в его творчестве и зачастую представляется как «визитная карточка» живописца.

Девочка с персиками картина Серова

Девочка с персиками год написания

Картина была написана в 1887 году. Холст, масло. Размеры: 91 × 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Имя и фамилия девочки с персиками

В первую очередь стоит сказать о главной героине картины. Перед нами портрет Веры Мамонтовой — дочери русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вера родилась 20 октября 1875 г. На момент написания картины ей было 11 лет. Она являлась представительницей известной русской купеческой династии. Впоследствии позировала для картин таким знаменитым русским художникам, как Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня», Николай Кузнецов, Михаил Врубель.

Вышла замуж за А. Д. Самарина из дворянского рода. В браке родила троих детей. Вера Мамонтова скончалась от пневмонии 27 декабря 1907 года, когда ей было 32 года.

История создания картины Девочка с персиками

Художник Валентин Серов написал картину в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево. В оранжерее усадьбы здесь росли персиковые деревья. Летом 1887 года, когда Валентин Серов в очередной раз гостил у Мамонтовых, он увидел Веру, которая вбежала в дом с улицы, взяла в руки персик и села за стол. Радостное настроение, детская беззаботность девочки так впечатлили художника, что он предложил ей позировать для новой картины.

Картина писалась более месяца. Всё это время девочке приходилось позировать художнику. Сам Серов вспоминал, что для неё это оказалось настоящим испытанием. Однако именно это полотно оставило память о ней в веках. В итоге картина была подарена маме Веры — Елизавете Мамонтовой, висела в той самой усадьбе в Абрамцево. В 1929 году была приобретена Третьяковской галереей.

Серов Девочка с персиками описание картины

Картина выражает свежесть яркого летнего дня и беззаботность прекрасного детства.

В центре картины мы можем увидеть саму Веру, сидящую за столом. В её руках находится персик. Рядом, на столе, ещё три персика и листья. Рядом находится нож, чтобы разделывать сладкие фрукты.

Девочка с персиками фрагмент

На девочке розовая блуза с чёрным бантом и красным украшением. За её спиной можно увидеть статуэтку и декоративную тарелку на стене. Известно, что фигурка гренадёра была куплена Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре, и была раскрашена самим Валентином Серовым.

Картина привлекает внимание образом девочки. Художнику удалось поймать необыкновенный момент, который является трогательным, весёлым, но при этом философски-глубоким. Девочка только что прибежала с улицы, она радостная и румяная, но в глазах её есть нечто такое, что притягивает внимание. Это уже не просто детская беззаботность, не взгляд ребёнка, которому хочется только смеяться и веселиться. В этом взгляде есть нечто удивительно мудрое.

Девочка с персиками фрагмент картины

Девочка умна не по годам и смотрит на художника далеко не взглядом 11-летнего ребёнка. Вполне возможно, такой взгляд художник запечатлел благодаря тому, что за то долгое время, пока девочке приходилось заниматься позированием, она расстроилась и мысленно просит художника побыстрее закончить своё дело.

Картина является лёгкой и понятной. Валентин Серов написал её буквально на одном дыхании. Именно по той причине, что он захотел сделать её такой воздушной, он и просил девочку позировать ему ещё и ещё, так как, отложи художник написание хотя бы на несколько дней или недель, то впечатление от увиденного могло бы просто испариться.

Серов Девочка с персиками сочинение 3 класс

Одной из самых известных картин русского художника Валентина Александровича Серова является «Девочка с персиками». Шедевр русской живописи был написан в 1887 году. Сегодня картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

В центре сюжета картины девочка подросток, которая сидит за столом. Картина является портретом Веры Мамонтовой, дочери мецената Саввы Мамонтова. Сама картина была написана в усадьбе Мамонтовых, в Абрамцево, в оранжерее которой как раз росли персики.

Своим ярким колором картина демонстрирует солнечный день. Девочка в розовой кофточке и красивым бантом на груди сидит за столом. Волосы девочки слегка растрёпаны, однако это придаёт ей простоты и естественности. В её руках персик, взгляд задумчивый и глубокий.

Объяснить серьёзное выражение лица девочки можно с двух точек зрения. Быть может, ей просто наскучило позировать художнику, ведь в тёплое время года не хочется пропускать ни одного солнечного денька. Серьёзный взгляд девочки можно объяснить и тем, что целью художника было показать Веру Мамонтову не как весёлую и беззаботную девчушку, которой лишь бы развлекаться, а как девочку, которая становится взрослой, начинает думать не о куклах, а о своей жизни, её смысле, своём будущем.

Девочка сидит за обеденным столом, который накрыт белой скатертью. На столе лежат ещё три персика и кухонный нож для резки фруктов. Два пожелтевших листика говорят о том, что лето клонится к закату или наступила осень. За спиной девочки стоят стулья, скульптура и маленький столик со свечой в подсвечнике. На стене висит красивая декоративная тарелка. Сквозь окна можно увидеть жёлтую и зелёную листву деревьев.

Картина вызывает у меня тёплые и добрые чувства. Хочется улыбнуться ей, настолько она чистая и приветливая. Девочка, персики, яркое солнце — всё это так гармонично сочетается, что вызывает спокойствие в душе. Данная картина ещё и песня юности, простой и безмятежной, когда искреннее счастье кроется даже в таких простых вещах, как тёплый денёк и спелые фрукты.

Сочинение по картине Девочка с персиками 7 класс

Картина «Девочка с персиками» была написана русским художником Валентином Серовым в 1887 году. В настоящее время шедевр русской живописи находится в Государственной Третьяковской галерее. Героиней картины стала 11-летняя дочь Саввы Мамонтова, Вера Мамонтова.

Картина выглядит лёгкой и понятной, потому подкупает зрителя своей простотой. Между тем, казалось бы, обычный детский портрет, выражает нечто такое, из-за чего зритель буквально не может от неё оторваться. Это уже не просто портрет, а картина с глубокой эмоциональной атмосферой, что определило работу к числу шедевров русской живописи.

Картина была написана на усадьбе Мамонтовых в Абрамцево, где в оранжерее росли персиковые деревья. Перед нами сама Вера. На ней розовая блуза с бантом. В руках она держит персик. На столе, на белой скатерти, лежат ещё три спелых персика. Рядом лежит разделочный нож, чтобы разрезать фрукты и удалять косточки. За спиной девочки мы можем увидеть большое окно, рядом статуэтка, на стене — декоративное блюдо. Вся обстановка пропитана светом и лёгкостью, так что в центре внимания зрителя полностью отсутствуют какие-либо тяжёлые или сложные элементы. Таким образом художник подчеркнул не только летнюю свежесть, радость солнечного дня, но также детскую непосредственность, беззаботность.

Известно, что картина писалась более месяца. Всё это время Вере Мамонтовой приходилось позировать художнику, стараясь не шевелиться. Для 11-летней девочки это было непросто, ведь за окном разгар лета, и вместо того, чтобы гулять с другими детьми, ей приходилось сидеть на одном месте. Конечно, тогда никто даже не представлял, что именно эта картина станет настоящем достоянием русской живописи и прославит художника и Веру практически на весь мир.

Из-за того, что девочка так хотела гулять, взгляд у неё далеко не радостный и весёлый. В нём проявилась некая детская грусть и ожидание. Выражение лица и взгляда, при всей прелести детского очарования, пронизано загадочностью, что можно сравнить с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи.

Картина также замечательна и отлична от тысяч других портретов тем, что кажется не постановочной. Если на многих других портретах люди сидят в статичной позе и кажутся достаточно неестественными, а картина служит только для отображения характера внешности, то работа Серова — это полная им противоположность. Она свободная и живая, она дышит жизнью и движением. Создаётся ощущение, как будто художник просто выхватил момент из повседневной жизни, написал картину не за полтора месяца, а за долю секунды. Вера будто бы не позировала художнику изо дня в день, а вот в это самое мгновение ворвалась в комнату и на секунду повернула взгляд к художнику.

Картина Серебряковой «За обедом» сочинение, описание

За обедом картина Серебряковой

Описание картины известной русской художницы Зинаиды Серебряковой «За обедом» или «За завтраком». Сочинение для 2 класса школы, план сочинения.

Автором картины является знаменитая русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере), (1884-1967). Считается первой русской художницей, которая вошла в историю живописи. На счету художницы множество великолепных произведений, которые прославили её искусство в истории. К таким произведения относится и картина «За обедом», которую мы рассматриваем здесь.

Картина «За обедом» была написана в 1914 году. Другое название работы «За завтраком». Холст, масло. Размеры: 88,5 × 107 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Описание картины Серебряковой «За обедом»

Картина представляет собой групповой детский портрет. За столом сидят три ребёнка — два мальчика и одна девочка. Все трое являются детьми художницы, соответственно: Женя (8 лет) задумчиво сидит со стаканом воды, мальчик Шура (7 лет) и девочка Таня, которой вот-вот должно исполнится три года. Помимо детей Серебряковой, можно увидеть руку женщины (бабушка), которая наливает в тарелку суп из фарфоровой супницы.

Картина удивительно чистая, ясная, прозрачная, чёткая и ясная для восприятия. Вроде бы, в этой картине нет ничего особенного. Простое утро, когда дети собрались за столом, чтобы позавтракать. Но в этом мгновении столько доброты и счастья, теплоты и повседневной радости, что не засмотреться на неё просто невозможно.

Все герои картины изображены без какого бы то ни было портретного лоска, а максимально натурально и естественно. Ближний к нам мальчик любопытно обернулся на маму. Девочка — игривая непоседа. Она смотрит на маму, положив руку прямо в тарелку. Замечтавшийся мальчик на дальнем плане — самый старший из присутствующих.

На столе стоят нехитрые столовые приборы — тарелки, стаканы, графин с водой, супница, кувшин, хлеб на тарелке, пряники.

Колорит картины спокойный, настраивающий на душевное созерцание работы. Многие также могут заметить, что картина необычная по своей композиции — косо срезана по стене, у бабушки видны только руки. Зинаида Серебрякова применила такой приём не просто так. При помощи срезанных частей картины она создала ощущение внезапности, случайности происходящего. Сейчас это можно сравнить с тем, как будто бы человек с фотоаппаратом мимоходом увидел душевную сцену с детьми за столом и сделал кадр, который трогает за самое живое в сердце. Создаётся ощущение, что дети не успели приготовиться для портрета, получились такими, какие они есть на самом деле.

Картина «За завтраком» в 1940-х годах оказалась в коллекции известной советской певицы Лидии Андреевны Руслановой. В 1949 году певица была арестована, и все картины, включая и эту, оказались в Третьяковской галерее. В 1953 году Лидия Русланова была реабилитирована. Картины из галереи вернулись в её владение. Однако в 1955 году Третьяковская галерея всё же выкупила работу Зинаиды Серебряковой в свою коллекцию, где она находится и по сей день.

План сочинения по картине Серебряковой «За обедом» 2 класс

  1. Автор картины
  2. Что изображено на картине (сюжет)
  3. Описание детей
  4. Моё впечатление

Сочинение по картине Серебряковой «За обедом» 2 класс

Картину «За обедом» написала известная русская художница Зинаида Серебрякова. На счету замечательной художницы множество работ. К самым известным её произведениям относится и картина «За обедом», у которой есть другое название — «За завтраком».

Картина написана в жанре «групповой портрет». Здесь мы можем увидеть детей художницы — Женя, Шура и Таня. Дети школьного возраста сели за обеденный стол. Мальчик на заднем плане о чём-то задумался. А вот брат и сестра на переднем плане с любопытством смотрят на свою маму, которая в этот момент пишет их портрет. Справа видна рука бабушки, которая разливает суп по тарелкам.

Мальчик на переднем плане повернулся назад, будто его окликнули, и даже не успел убрать ложку из тарелки. Свою порцию он получил самым первым. Справа от него девочка, которая с любопытством смотрит в нашу сторону, при этом положив руку прямо на тарелку. На заднем плане мальчик пьёт воду из прозрачного стакана и о чём-то мечтает. Судя по всему, он самый взрослый из детей, и это видно по его более серьёзному виду.

Картина очень домашняя и теплая. Она простая, лёгкая для понимания. Такую сцену можно видеть регулярно, но кто бы мог подумать, что в ней может быть столько душевной красоты.

Картина «За обедом» написана русской художницей Зинаидой Серебряковой в 1914 году. Данная работа считается одной из самых лучших в творчестве замечательной художницы. З. Е. Серебрякова особое мастерство проявляла в портретах. Такие картины выходили у художницы натуральными, простыми и естественными.

На картине «За обедом» мы можем увидеть обеденный стол, за которым сидят дети. Стол накрыт белой скатертью. На столе стоят вполне обычные приборы и посуда — тарелки, кувшин, графин, стаканы, соль, хлеб, супница, из которой бабушка наливает суп детям. Если проследить за цветовой гаммой, то легко заметить, как художница грамотно распределила их на картине, например, жёлтый кувшин, жёлтый хлеб, жёлтый суп, синева на скатерти, синие узоры на посуде, синяя одежда детей. Цвета расставлены на картине так грамотно, что возникает ощущение гармонии.

Главными героями картины являются дети. Друг напротив друга сидят два мальчика, рядом сидит девочка. Как известно, все они являются детьми художницы Зинаиды Серебряковой. На этой картине она подчеркнула их характеры. Мальчик на переднем плане уже получил порцию супа, но является такой непоседой, что даже во время еды не смог удержаться и обернулся назад. Девочка с любопытством смотрит на маму, положив руку в тарелку. На заднем плане задумчивый мальчик, самый старший из всех.

Картина вызывает ощущение душевной теплоты и домашнего уюта. Это простой быт русской семьи. Дети собрались за столом, чтобы пообедать. Заботливая бабушка разливает по тарелкам суп. Простота и естественность картины понятны любому зрителю. Каждый сможет найти в ней что-то своё, что видит каждый день, может вспомнить самого себя, когда он был маленьким, или же своих детей, внуков. Картина простая, лёгкая в понимании, и от того не просто красивая, но вызывающая радостные и тёплые чувства.

Автором картины является русская художница Зинаида Серебрякова (1884-1967). Известная художница написала немало картин, некоторые из которых находятся в одном из самых крупных музеев России — Государственной Третьяковской галерее. Картина «За обедом» или «За завтраком» также выставляется в этом музее.

На картине мы можем увидеть простую и незамысловатую сценку с тремя детьми и бабушкой. Стол накрыт белой скатертью и заставлен столовыми приборами. За столом на стульях сидят два мальчика и девочка — это братья и сёстры, дети Зинаиды Серебряковой. Справа видна рука с половником. Это бабушка детей, которая наливает суп из супницы по тарелкам.

Посуда и приборы на столе чистые, аккуратные, расставлены так, что создаётся ощущение красивого натюрморта. Ещё один стул, пустой, стоит у дальнего конца стола. По всей видимости, там место для мамы или бабушки. За спинкой стула виднеется заслонка печи.

Двое из детей, Шура и Таня, смотрят на свою маму. Привлекают внимание их большие и блестящие карие глаза. Мальчик с русыми волосами слева уже получил тарелку супа. Девочка ждёт своей очереди, и бесцеремонно положила ладошку прямо в тарелку. Девочка ещё очень мала, так что ей даже подложили подушку, чтобы она могла дотягиваться до тарелки.

Мальчик на заднем плане, Женя, пьёт воду из стакана и о чём то мечтает. Задумчивый мальчик является самым взрослым, и всем своим видом показывает, что ему уже неинтересны баловство, он настроен более серьёзно.

Приятное впечатление произвела на меня простота картины. Обычная семья, которая собралась за обедом, выглядит тепло и уютно. У каждого свой характер, но при этом семья выглядит сплочённой, атмосфера наполнена любовью и радостью. Радует детальная проработка картины, так что легко представить самого себя присутствующим в этом доме, где царит радость и спокойствие.

«Девочка с персиками» – Всё о создании картины

Девочка с персиками 1887 г.


Картина «Девочка с персиками» – признанный шедевр русского художника В.А. Серова. Написана маслом на холсте размером 91 х 85 см в 1887 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор картины «Девочка с персиками»

Серов Валентин Александрович (1865-1911) – один из ведущих живописцев XIX – XX века, русский мастер-портретист, полотна которого сохраняют удивительную живость образов известных деятелей культуры и искусства, людей, имеющих в своё время влияние на историческое развитие России – современников художника. Писал и по заказу, и по собственному желанию. Героями многих произведений Серова, особенно тёплых и трепетных, стали родные и близкие. «Девочка с персиками» – картина из их ряда, заслужившая исключительную зрительскую любовь.

Абрамцево – место создания полотна

В 1870 году, встав во главе семейного бизнеса, крепкий предприниматель, купец Савва Иванович Мамонтов приобрёл подмосковное имение Абрамцево. Прежней владелицей была дочь Аксакова (1791-1859), унаследовавшая Абрамцево от отца, знаменитого писателя. Именно он с самого начала своего владения усадьбой, с 1843 года, завёл обычай собирать здесь цвет русской литературы. Гоголь, Тургенев, Щепкин и другие подолгу жили у Аксакова, работали, писали и обсуждали свои творения.

Дух творчества со сменой хозяина только преумножился – Мамонтов любил искусство и охотно поддерживал талантливых художников, музыкантов, артистов. В 1878 году в поместье организовали Абрамцевский художественный кружок, активисты которого определили цель – патриотизм и развитие всего национального, исконно русского в искусстве.

Участником кружка был и молодой художник Валентин Серов. В этот гостеприимный дом он впервые попал ещё подростком, с матерью, которая серьёзно занималась музыкой (впоследствии стала первой в истории России женщиной-композитором). С тех пор Серов время от времени живёт у Мамонтовых, активно участвует в постановках и прочих творческих задумках кружка (они то строят, то лепят, то шьют, то рисуют).

Хозяин Абрамцева

Мамонтов был неординарным меценатом, фонтанирующим идеями, с прозвищем под стать – Савва Великолепный. Искусство во всех его проявлениях живо интересовало богатого предпринимателя. Небольшая часть его увлечений и заслуг:

  • Первооткрыватель Шаляпина;
  • Покровитель многих художников, среди которых Серов, Коровин, Васнецов и другие. Поленов и Репин были с ним особенно близки;
  • Инвестор «Мира искусства»;
  • Худрук «Частной оперы», собственного любимого творения;
  • Сам писал водевили, комедии;
  • Как скульптор также делал успехи;
  • Им построены первая в округе больница, школа, керамическая и столярная мастерская;
  • Финансовое покровительство Мамонтова и его неуёмная энергия позволили не дать умереть старинным ремёслам (производство майолики и резьба по дереву) .

Казалось, этому человеку-мотору всё по плечу.

Персики на картине Серова «Девочка с персиками» тоже свои – выращены в собственной оранжерее.

У Мамонтова было пять детей. Кто изображён на картине «Девочка с персиками» известно точно – 12-летняя дочь Вера.

Серов и чувство долга

К 1887 году Серов уже не мальчишка – у него за плечами учёба за границей и на родине, одобренные Мамонтовыми их карандашные портреты, живописные работы, серебряная медаль Академии, которую он так и не закончил. Художник вступил в период, когда надо было делать себе имя и зарабатывать – уже была невеста, а средствами он не располагал. Валентин Серов был чрезвычайно тактичным, скромным, ответственным человеком – ему было неудобно жить у Мамонтовых «просто так», его не оставляло чувство внутреннего долга. И Валентин Серов «Девочку с персиками» задумал как очередную благодарность, дань уважения гостеприимным хозяевам (хотя никто никогда не упрекал, да и Серов написал уже несколько портретов Мамонтовых).

История создания «Девочки с персиками»

22-летний Валентин Серов после поездки в Италию гостил у Мамонтовых. Был тёплый солнечный летний день, когда художника вдруг зацепила сцена – в гостиную вбежала «Верушка» и схватила со стола персик. Такая свежая, счастливая, беззаботная, она поднесла его к лицу и, зажмурившись, вдохнула приятный аромат. «Нет, это не должно исчезнуть» – промелькнуло в голове художника.

С этого мгновения на месяц с лишним Вера была прикована к гостиной, стулу и столу. Но как она непринуждённо и легко позировала – словно это вовсе не составляло ей труда. Юная модель, очаровательная и естественная в своей молодости, неосознанно была уверена в себе. Одежда, причёска, удобная поза – всё помогало выдерживать долгие часы под пристальным взглядом художника. К тому же они с Антоном (так близкие называли Серова) были друзьями, и он обещал после сеансов кататься с ней на лошадях, предварительно согласовав конные прогулки с Елизаветой Григорьевной, матерью Веры. Сколько персиков на картину «Девочка с персиками» размесить, решал случай – всё время кто-нибудь пытался украсть ароматный плод.

Работа, казалось, шла так долго и кропотливо, что могла получиться картина «Девушка с персиками» – девочки-подростки быстро взрослеют. Но художник, всегда очень скрупулёзный, торопился, ведь уходила натура за окном, зелёный пышный сад постепенно менял краски и редел. Начавшему писать в августе, Серову удалось закончить к исходу сентября.

Сюжет картины становится несколько меланхоличным от лежащих на столе жёлтых кленовых листьев. Они напоминают, что время бежит, и летнее тепло, как и беспечное детство, увы, пройдут.

Описание картины «Девочка с персиками»

Картина представляет собой «кадр», в котором спиной к окну за столом сидит девочка-подросток, в руках у неё жёлтый бархатный персик. На переднем плане поверхность стола под белой скатертью, на ней пара жёлтых кленовых листьев, три персика и нож с закруглённым лезвием. Под самый крупный плод, с румяным бочком, подложен лист, примета осени.

Девочка сидит в непринуждённой позе, положив руки на стол и поглаживает пальцами приятный на ощупь персик. На ней розовая блуза с черным в горох бантом-жабо, к которому приколот красный цветок. Тёмные густые волосы немного растрёпаны, на щеках румянец – всё говорит о том, что она только что присела, вынужденно прервав бойкую игру. Энергия молодости, свежесть, задор, лёгкость на подъём – всё в образе симпатичной девочки динамично, несмотря на спокойную позу. Ясный и немножко лукавый взгляд карих глаз также выдаёт её стремительную натуру, добрый нрав и весёлый характер.

Обстановка в комнате говорит о том, что это, скорее всего, столовая – большой стол и обилие стульев. Мебель деревянная, добротная. На светлой стене в углу висит декоративная тарелка (в усадьбе занимались майоликой). Под ней виднеется расписной игрушечный солдат. Его, просто вырезанного из дерева, купил отец Веры, а сделал гренадёра ярким и красочным Валентин Серов самолично.

Открытая дверь в соседнюю, тоже светлую, комнату, вид за окном создают ощущение просторного дома в окружении сада, где царят доброжелательность и любовь.

Впечатление

Готовая картина Серова «Девочка с персиками» ошеломила обитателей Абрамцева и именитых гостей. Художник из «подающих надежды» сразу попал в список состоявшихся и способных на великое. Незамысловатый обыденный сюжет, портрет девочки с персиками, был выполнен так живо и солнечно, что по сравнению с ним картины его недавних наставников выглядели «безжизненными образАми» (по выражению М. Нестерова).

Слышал ли что-нибудь об импрессионистах Серов в 1887 году, неизвестно. Но он интуитивно нащупал особенности их живописи, причём нетипичные для русского художественного искусства.

Анализ картины «Девочка с персиками» подтверждает импрессионистские приёмы:

  • Это и тёплый колорит, обилие света и воздуха, мягкие мазки, нежные блики повсюду – настоящее впечатление мастера, impression. Основной источник света – солнечные лучи, цвет которых смешался с золотом листвы за окном, дополнительно бликуя пространство;
  • Как бы обрезанная композиция: дверной проём в другую комнату, часть стула, стоящего там, прочие предметы, будто случайно попавшие в «кадр», сад в окне. Всё говорит о том, что на холсте лишь малая часть большого мира;
  • Тёплый свет и прохладные тени, нанесённые с помощью переливающихся мазков, дают полотну характерную вибрацию.

В Абрамцево заговорили, что в Париже художник «Девочки с персиками» стал бы знаменитостью в один день. Да, во Франции не стоял бы вопрос, кто написал картину «Девочка с персиками» – однозначно приверженец нового направления в искусстве, импрессионизма.

Судьба героини картины

В начале 1903 года Вера вышла замуж за министра по делам церкви и предводителя дворянства Александра Самарина, который был старше неё на семь лет. Родила троих детей (Юра, Лиза и Серёжа). В 1907 году сильно заболела, простуда перешла в пневмонию, и в конце декабря Вера умерла. Заботу о детях взяла на себя Александра, младшая сестра Веры. Серёжа умер в 1913-м.

Судьба супруга также печальна. После Революции был сослан в Якутию, где погиб в 1932 году. Юрий и Елизавета дожили до зрелых лет.

Судьба портрета «Девочка с персиками»

Подаренная хозяйке Абрамцева картина не имела право быть запертой в стенах дома. Она отправилась на выставки, и в следующем, 1888 году, принесла автору премию от МОЛХ и славу. Владелица, Елизавета Григорьевна, была в восторге от полотна и желала видеть его в своей усадьбе, куда оно и переехало на долгие годы.

В 1929 году для Абрамцево нарисовали копию (Серова уже не было), а оригинал был приобретён у Александры Мамонтовой Третьяковской галереей.

Читайте также: