Как правильно написать записку на поминальный стол

Обновлено: 16.05.2024

Итак, сейчас вы узнаете, как правильно подавать записки в храме. Чтобы вы не смущались, мы укажем вам на правильное написание записок. На самом деле, сильных ограничений нет, но, чтобы священнику и вам было удобно, нужно соблюдать небольшие правила:

  • Нельзя записывать сокращенные имена — например, «Света» вместо «Светлана», «Саша» вместо «Александр», «Гоша» вместо «Григорий». Если вы в замешательстве, спросите совет у священника — вы можете установить час беседы.
  • Соблюдайте аккуратность и не подавайте записку без изображения креста, рваную, грязную, с кучей имен. Желательно завести специальный молитвенник. Постарайтесь писать разборчиво, соблюдайте список.
  • Будет очень хорошо, если вы знаете, какое имя дали человеку во время таинства крещения. Но если не знаете — ничего страшного.
  • Не забудьте упомянуть патриарха и священника в записках, в первую очередь. Если вы хотите добавить дополнения, такие как, например, «новопреставленный», «младенец» и т. д. вам не стоит делать этого, если вы являетесь прихожанином большой церкви.
  • Вы можете подавать записки с именами своих врагов — но только в том случае, если вы искренне простили их. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» от Марка 11:24-25.

Канун в церкви

Что кладут на канун в церкви? На канун можно положить продукты для поминовения усопших. Как правило, кладут муку, хлеб, сахар, реже — овощи и рыбу, в отсутствие поста не возбраняется класть скоромную пищу, например, яйца или молоко.

На Пасху обычно кладут яйца и куличи.

Можно положить масло для лампад и воск для свечей. Жесткая регламентация приношений отсутствует, единственное строгое исключение — мясо, его ни в коем случае приносить нельзя: в православной традиции приношение может быть только бескровным.

Принесенные продукты потом раздаются священнослужителям и работникам храма, а если есть возможность, то беднякам. Вместе с продуктами обычно кладут записку с именем усопшего, которого необходимо помянуть за упокой. Потом, во время трапезы, священнослужители обязательно помянут усопшего.

Виды подаваемых записок

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь… Не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.

Записки «О Здравии»

Подавая такую записку, мы подразумеваем за здравием не только общее, физическое состояние человека — мы также печемся о его духовном здравии. Сюда можно вписать имя тех, о спасении которых мы особенно печёмся — это могут быть наши родственники, друзья, родные и духовные попечители. Вы можете написать имя человека, который вам помог, или о котором душа горит — это может быть коллега, друг или просто едва знакомый человек. Не забывайте, что первым нужно указать человека, имеющего власть: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, пóдать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1).

«Молитесь друг за друга» (Иак.5:16) — подавая записки, мы исполняем одну из заповедей апостолов.

Записки «О Упокоении»

Здесь мы просим помолиться за усопших, дабы упокоить их души. Это могут быть родственники, друзья, враги — все, о ком хочется помолиться. Умершие не исчезли, не испарились — они живут в небесной обители, пребывая с Господом. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38) — посему мы считаем, что церковь состоит не только из прихожан, которые озадачены теперешней суетностью мира — церковь есть единство всех православных. Не стоит впадать в отчаяние и сильно горевать — конечно, мы можем скорбеть об умерших, но не давайте места чрезмерному унынию — «Не станем же много скорбеть об умерших, как прочие, не имеющие упования» (1 Фес. 4, 13).

Как молиться за новопреставленного?

Согласно православному вероучению, молитвы в течение периода в сорок дней особенно важны. Душа должна пройти мытарства и не может молиться самостоятельно, молитвы же близких людей облегчают прохождение испытаний. Усердными молитвами можно спасти от ада даже самые заблудшие души.

Сразу после смерти человека о его душе читают канон о единоумершем.

Можно читать родственникам, но лучше позвать священника.

Потом, уже в церкви, по новопреставленному служат панихиду (молебен по умершему). Заказывать в церкви панихиду желательно три раза: над телом усопшего, на третий и на сороковой день.

Иногда вместо панихиды служат литию — сокращенный вариант панихиды. Если панихида длится по времени 40-50 минут, то лития — не более 15.

Потом очень полезно будет заказать сорокоуст. Сорокоуст — это каждодневное поминание новопреставленного во время литургии в течение сорока дней.

Дома родным и близким необходимо читать Псалтырь. Двадцать глав-кафизм как раз предполагается прочесть за сорок дней. Кроме того, дома обязательно нужно читать особую молитву за новопреставленного.

Молитва за новопреставленного:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Близкие должны читать ее самостоятельно в любое свободное время.

По желанию можно читать специальную молитву за усопших. Выделяют отдельные молитвы о супругах, родителях, детях. Кроме того, отдельные молитвы есть о некрещеных и самоубийцах. Хотя можно обойтись и обычной, но пренебрегать этими молитвами все-таки не стоит. Найти их можно в любом православном молитвослове.

Почему надо молиться об усопших

К большому сожалению, душа во время пребывания на земле не всегда приносит достойный плод покаяния, поэтому нам нужно крепчайшее молиться за усопших людей. К счастью, наши молитвы могут повлиять на участь умерших — «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15) и еще — «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12). Церковь живет верой в то, что до Страшного Суда участь людей еще не решена окончательно — поэтому мы можем с дерзновением просить Господа помиловать усопших родственников — «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

Почему именно сорок дней?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Библии. Возможно, древнейшие корни следует искать в древнеегипетской традиции погребения. Так был похоронен Иаков:

И исполнилось ему [Иакову] сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

Также можно заметить, что число «сорок» вообще в Библии имеет определенное сакральное значение:

Моисей водил евреев по пустыне именно сорок лет.

В течение сорока дней он же беседовал с Богом до получения скрижалей

Христос постился в пустыне именно сорок дней



Христос в пустыне. Крамской. 1872 г.
(Деян. 1:3)

После Воскресения Христос оставался на земле сорок дней, уча апостолов

Не удивительно, что со временем традиционным сроком поминовения стали именно сорок дней, и именно этот срок был утвержден апостолами. Позднее христианское толкование объясняет сорокадневный срок таким образом:

как Господь Бог устоял перед дьяволом во время сорокадневного поста и поборол его, так и раб Божий должен устоять перед темными силами, побороть их и обрести благодать в Раю.

Смотрите также статью Как читать псалтирь по усопшему дома до 40 дней

Как правильно поминать усопших

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться. Умерших вы можете поминать каждый день — в молитвослове. Если вы читаете Псалтирь, вы также можете позволить себе поминать усопших. Как правило, можно поминать в так называемые «Родительские субботы». На богослужениях можно поминать усопших без ограничений.

Девятый и сороковой дни с часа смерти — особенно важные. В эти дни человек должен дать ответ за свои поступки перед Господом. Можно поминать на день рождения.

Что происходит с душой новопреставленного в течение этого времени?

Согласно верованиям православной церкви, первые два дня душа остается на земле. Она посещает места, связанные с поступками усопшего — хорошими или плохими, места, наполненные воспоминаниями о бывших в жизни горестях и радостях. Кроме того, душе предстоит освоиться со своим новым положением, привыкнуть к новому бытию.

На третий день душа возносится на небеса и проходит в сопровождении двух ангелов мытарства — испытания на пути к Богу. На мытарствах душа последовательно отвечает за совершенные за всю свою жизнь грехи.



Мытарства.

С третьего по девятый день душа наблюдает красоту и блаженства рая.



Райский сад. Брейгель. 1612 г.

С девятого же по сороковой день душа наблюдает весь ужас ада, муки и страдания грешников.


Ад. Ганс Мемлинг. 1485 г.

По прошествии сорока дней душа предстает перед Богом на частный суд, где окончательно решается вопрос о ее местонахождении (ад или Рай) до Страшного суда.

Смотрите также статью Богородичное правило

Что значит “приснопоминаемый”?

Слово “присный” переводится со старославянского как “вечный”. Само наименование говорит о том, что усопшего будут помнить его родные и близкие на протяжении всей их жизни. Приснопоминаемым называют усопшего в памятные для него дни: рождение, именины, кончина.

Следует помнить о том, что смерть для православного христианина не является концом бытия, душа человека бессмертна. Поэтому сильно скорбеть об умершем не стоит, надо просто за него искренне молиться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Как составить записку «О упокоении»

Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).

Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.

Образцы правильных записок об упокоении человека

Христиане всего мира поминают умерших родственников как в особые дни, так и на Литургии. Но далеко не все знают, как правильно это делать, с чего начать.

В первую очередь, подается записка за упокой. Записки бывают двух видов, пишутся заранее, подаются как в храмы, так и в монастыри.

Почему необходимо молиться об усопших

Когда человек умирает, родственники надеются на хорошую загробную участь для него. Но сказать точно, куда попала душа усопшего не может никто. Молитва за покойников – огромная помощь для них. Находясь в ином мире, усопшие не могут творить добрых дел, которые могли бы повлиять на их участь здесь. Но это могут делать родные, оставшиеся на земле.

Молитва фото

Молясь за умерших, родственники, в первую очередь, продолжают отношения с ними. У Бога нет мертвых, христиане верят, что их близкие, перешедшие в мир иной, живы. Веруют православные и в то, что по молитвам на земле, Господь простит и помилует души людей, умерших во грехе. Можно вымолить человека из ада, но для этого придется очень хорошо постараться.

Поминая умерших, люди облегчают их загробную участь. Молиться можно и дома, но особенно важно делать это в церкви. Молитва за упокой, равно как и за здравие (о живых) способна творить чудеса.

В чем преимущество молитвы в церкви

На Божественной Литургии приносится Бескровная Жертва за живых и умерших. Священник в алтаре вынимает частицы из просфоры – специального хлеба, который раздается после Литургии верующим, опуская их в чашу с вином. Вино – это кровь Господня, кусочки просфоры – Его тело, «за многия преломимое во оставление грехов» (с).

Подготавливаясь к таинству Евхаристии (причастие), священник поминает всех усопших, вынимая за них частички из просфоры.

Кроме поминальных записок, читаемых в алтаре священником, существует еще лития и панихида. Собираясь на панихиду, верующие молятся об упокоении душ своих близких, просят Господа простить и помиловать умерших.

Молитва в храме фото

Основные виды поминовений за усопших

Основные виды поминовений выглядят так:

  1. Панихида – короткое (не более 30 минут) Богослужение. На котором поминаются усопшие. Верующие просят об оставлении грехов умерших, упокоения их в Царстве Небесном. Панихида, как правило, совершается еженедельно, после основной службы. Для того, чтобы помянуть своего близкого на панихиде, необходимо подать соответствующую записку. Она так и называется – панихида, в записке, обычно, можно указать до десяти человек. Панихида служится как в церкви, так и на кладбище, требу совершает только священник.
  2. Лития – совсем короткое молитвенное правило (10 – 15 минут), по аналогии с панихидой. В отличии от оной, литию может прочесть любой христианин.
  3. Сорокоуст – поминовение усопшего в течение 40 дней на Литургии.

Церковь поминает на сорокоусте только тех, кто приступал к таинствам исповеди и причастия при жизни. В строчках священнической молитвы, о тех, кого на литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные к Господу: «о их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Если человек не причащался при жизни, его можно помянуть по-другому, но не с помощью сорокоуста.

Но самым распространенным способом поминовения остается записка о упокоении.

Поминовение продуктами в родительские субботы практикуется издавна. Собираясь на службу в этот день, можно захватить с собой бутылку растительного масла или упаковку муки (для выпечки просфор) и положить на канун.

Канун фото

В чем отличие простой записки от заказной

Перед тем, как писать записку за упокой в церкви, необходимо знать, какие они бывают.

Простая записка может читаться в алтаре, но частичку за усопших, перечисленных в ней, не вынимают. Это просто поминовение, схожее с обычным, домашним.

Когда читается заказная записка, священник вынимает частички из просфоры за каждого усопшего, чье имя упоминается.

Заказное поминовение стоит дороже простого. Во втором случае, ориентировочный размер пожертвования указан за записку, в которой перечислены не более 10-ти имен. Подавая заказную записку, каждое имя оплачивается отдельно. Например, одно имя стоит 5 рублей, значит, за 10 имен придется заплатить 50 рублей.

Записки подаются до начала Божественной Литургии (утром) или накануне вечером. Правильным будет прийти в храм пораньше перед службой, чем писать записки во время оной.

Пример записки о упокоении фото

Пример записки о упокоении в церкви

Когда лучше подавать записку в церковь

Записочки о упокоении можно подавать ежедневно в те храмы, где совершается служба. Также, существуют особые дни поминовения усопших:

Поминовение на Радоницу фото

  • 9 мая поминают всех усопших воинов.
  • Троицкая родительская суббота бывает перед Троицей, соответственно. В 2020 году выпадает на 6 июня.
  • Дмитриевская родительская суббота – на первую субботу ноября.

Также, особое поминовение умершего совершается в день его рождения и именин. Желательно подать заказную записку, панихиду и самому поминающему причаститься в этот день.

После смерти человека будет очень полезным для его души частое поминовение. Считается, что идеальным вариантом станет заказ сорокоустов в сорока монастырях и храмах. Но не каждый может позволить себе это финансово.

По возможности, до 40 дней, пока усопший считается новопреставленным, желательно ежедневно подавать заказные записки за него.

За кого нельзя подавать записки

В записках о упокоении не пишут:

  • Некрещеных людей. Чтобы церковь могла поминать человека, он должен быть ее частью. Церковь – это одно большое тело, а каждый человек – его член, некрещеный таковым не является. Сюда же относятся и некрещеные младенцы. . Лишить себя самого главного дара Господня – жизни – страшный грех. Самоубийц не отпевают в церкви, их не хоронят на общем кладбище и, тем более, не поминают на Литургии. Исключение составляют самоубийцы, имеющие диагноз по психиатрии. И то, их поминают и отпевают только с разрешения митрополитов.
  • Представителей иных религиозных конфессий. Таковых можно помянуть в домашней молитве, но писать их имена в записках запрещено.

Разрешено подавать записки только о упокоении крещеных, православных людей.

Как правильно написать записку о упокоении

Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).

Образец записки о упокоении фото

Бланк записки о упокоении

Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:

  1. Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
  2. Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
  3. Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
  4. Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
  5. Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
  6. Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
  7. Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
  8. Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.

Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.

Какой крест должен стоять на записке

На готовых, напечатанных бланках уже есть крест. Если же на поминальных записках его нет, то рисуют от руки. Правильный крест на записке о упокоении должен выглядеть следующим образом:

Образец записки об упокоении с правильным крестом фото

Образец записки об упокоении с правильным крестом

А далее, перечисляются имена усопших.

Как часто следует подавать записки о упокоении

Записочки обязательны в следующие даты:

  • Годовщина смерти.
  • День рождения.
  • День ангела.
  • Родительские субботы.

Чем чаще покойников поминают в церкви, тем лучше для душ усопших родных и близких. Идеальным вариантом является Литургия, на которой за покойных вынимают частички из просфоры и приносится Бескровная жертва.

Люди, регулярно посещающие храм, стараются поминать усопших каждое воскресение, а кто-то и чаще, в зависимости от финансовых возможностей.

Очень хорошо подать записки, а лучше, вечное поминовение на остров Валаам, Селигер, Афон или Иерусалим. В Москве есть подворья этих монастырей, при возможности, съездить туда, дабы молитвенно помянуть усопших близких.

Церковное поминовение – лучшее, что может быть для души покойного. Необходимо регулярно подавать записки на специальных бланках за усопших.

Монастырское поминовение фото

Поминовение усопших дает огромную пользу для их душ. Души, томящиеся в аду, получают облегчение, когда за них молятся в церкви, родные и близкие. Не зря бытует мнение, что усердная молитва за усопшего способна вытащить того из ада.

Молитва, милостыня и регулярное поминовение в храме – все, что нужно умершим.

Как правильно подавать записки в Храме


«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — предписывает всем верующим святой апостол Иаков в своем соборном послании (5 гл., 16). И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, ибо: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20) – говорил Господь. Упоминание имени, совершаемое во время богослужения — особый вид молитвы. Таким образом, мы заботимся о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших. Чтобы такая молитва о них была принесена, необходимо подать церковную поминальную записку.

Существуют специальные правила написания церковных записок, закрепленные давней традицией, которые необходимо неукоснительно соблюдать.

  • Записки надо подавать заранее, до начала богослужения (Литургии, молебна, панихиды) или, еще лучше, — накануне вечером. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной церкви.
  • Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца – это уже молитва.
  • Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво, четким и понятным почерком, лучше — печатными буквами. Подумайте о том, какое количество имен надо помянуть священнослужителю.
  • Поминальные записки необходимо правильно оформить: в верхней части листка по центру следует изобразить крест и написать под ним: «О здравии» или «О упокоении».
  • Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?», например: Алексия, Варвары).
  • Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия; Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
  • В случае созвучности женских и мужских имен (например, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валентин-Валентина) после написания имени нужно указать (ж) – женщина или, соответственно, (м) – мужчина, чтобы не вводить в сомнения священнослужителя, например: о здравии Александра (м), Александры (ж). Монахинь часто нарекают мужскими именами, поэтому во избежание недоразумений лучше написать полностью (например: игумении Михаилы, монахини Ардалионы, инокини Николаи).
  • Первыми в записках пишутся имена епископов с указанием их сана полностью или в понятном сокращении. Например: о здравии митрополита Филарета, епископа Иоанна, потом — священников-иноков: игум. Максима, иером. Андрея; священников: протоиерея Николая; диаконов, монахов, монахинь, и т.д. Затем пишутся имена родных, Ваши собственные и всех тех, о ком Вы хотели бы помолиться. Не забывайте, по заповеди Господней, молиться и за обижающих Вас.
  • В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  • Ребенок до 7 лет упоминается в записке как младенец – мл. Петра, от 7 до 15 лет – отрок (отроковица) – отр. Марины.
  • Если Вы сочтете необходимым, в записках о здравии перед именем можно указать «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут “нуждающегося”, ”страждущего”, “озлобленного”.
  • В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленый». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный» (когда поминовение происходит в день смерти или день именин усопшего).
  • В записках об упокоении по церковным канонам нельзя писать имена самоубийц. По вопросу молитвы за таких людей обратитесь к священнику.
  • Простые записки поминаются на Проскомидии за Божественной Литургией вместе с годовыми и сорокоустами. Молебен или Панихида совершается после Божественной Литургии, но эти же записки поминаются во время Проскомидии и ектении на Литургии.
  • Ни в коем случае нельзя писать в записках о упокоении имена здравствующих людей – это грех и кощунство!

Прихожане, которые часто бывают в храме подают помянники – маленькие книжечки, в которой есть место для записи имен, в первой половине – о здравии, во второй – о упокоении. Такие помянники хранятся в Храме. Поминальные записки – это, своего рода, разовый помянник. Помянники и поминальные записки, как и все, что связано с Церковью, требует благочестивого отношения. Прочитанные записки и отслужившие свой срок помянники сжигаются.

В нашем Храме принимаются записки для следующих молитвенных поминовений:

1. Проскомидия

Проскомидия (с греческого — «приношение») — это первая часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке о здравии или упокоении и произнесенное священнослужителем, из особых богослужебных просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею Святою, молитвами Святых Твоих!» Вынимать частицы из просфор о живых и усопших на Литургии разрешается до «Херувимской» песни. И если Ваши записки уже не принимают в иконной лавке, не стоит упорствовать и настаивать. В Церкви есть свои правила, нарушать которые никому не дозволяется. Еще раз хотелось бы напомнить: записки на проскомидию подаются ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и до начала Литургии или, еще лучше, вечером накануне. После проскомидии просфору можно получить в иконной лавке и с благоговением принять ее в Храме после Причастия или дома.

Простые поминальные записки о здравии или упокоении молитвенно прочитываются священнослужителями перед Жертвенником во время Проскомидии и Святым Престолом во время Литургии.

Ектения – это особое молитвенное прошение о здравии или упокоении, произносимое священнослужителем вслух во время Божественной Литургии.

2. Молебен или Панихида

Записка о здравии или упокоении отличается от обычного поминовения тем, что в ней указывается совершение нескольких поминовений за одной службой: на Проскомидии (изъятие частицы из просфоры) и сугубое поминовение на ектении во время Литургии, а затем на молебне или панихиде (если таковые совершаются по окончании Литургии).

3. Сорокоуст

Сорокоуст — это поминовение о здравии или упокоении, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней: каждый день происходит изъятие частиц из просфоры за поминаемого. Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных. Поскольку в нашем храме нет возможности совершать Божественную Литургию каждый день, поминовение сорокоуста совершается в течение 60 дней(2-х месяцев).

4. Поминание на год, на полгода (как простая записка).

В нашем храме можно заказать поминовение живых или усопших на год, полгода.

Молебен

Молебен — это особое богослужение, во время которого верующие просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании благословения, заступничества и помощи или благодарят Бога за явленные милости. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебны бывают общественные и частные. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т.д. Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают. В поминальной записке на молебен указывается, кому мы имеем усердие отслужить молебен. Например, обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например, молебен свт. Николаю Чудотворцу о путешествующих). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

Панихида

Панихида — заупокойная служба, богослужение по усопшим. Панихиды совершают не только над еще не погребенными усопшими, на кладбище и в храме, но и после похорон. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопших, дни именин, смерти, во дни особого поминовения усопших, установленных Церковью. Лития – краткая заупокойная служба, что, впрочем, ничуть не умаляет ее значимости. Литию возможно совершать и мирским чином, т.е. Вы сами можете прочитать положенные молитвословия как во время домашней молитвы, так и, например, на кладбище, на могиле.

Дорогие Братья и Сестры!

Во избежание недоразумений, убедительно просим всех, кто подает записки, правильно и четко указывать какое именно поминание и на какое время Вы заказываете.

Заказывая поминание, принято делать пожертвование для храма или для священнослужителя.

Приблизительный размер пожертвования Вам укажут в иконной лавке (за свечным ящиком). Если же Вы не в состоянии пожертвовать сколько-нибудь, священник помолится о Ваших близких и так. Все зависит от Ваших возможностей и желания сотворить милость и искреннюю молитву за Ваших ближних. За Вашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, за предпочтение утешения небесного, молитвенного, Господь сторицею воздаст Вам душевным спокойствием!

ОБРАЗЦЫ ЗАПИСОК


untitled-fr12-0002

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.


Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

ЗАПИСКА «О УПОКОЕНИИ»


В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.

Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Дев. Веры – Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:

• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.

Общие правила написания поминальных записок

Общие правила написания поминальных записок

Все имена должны быть даны в церковном написании

Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

Читайте также: