Финансовая грамотность круглый стол

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня мы поговорим о такой важной проблеме, как ребенок и деньги, и попытаемся ответить на вопросы:

· Нужны ли ребенку карманные деньги?

· Если карманные деньги нужны, то с какого возраста их давать, в каком размере и как научить его правильно тратить?

· Нужно ли ребенка знакомить с семейным бюджетом?

· Как научить ребенка правильно совершать покупки?

Предлагаю начать разговор с мировых новостей по теме нашего разговора

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка , т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5-2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.

Финансовое положение родителей
Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности заработать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.

Что же касается людей со скромными доходами, то не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого.

Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка
Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: на них покупается что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения.
Так одна моя знакомая, сын которой уже пару лет живет с бабушкой по семейным обстоятельствам, дает своему сыну энную сумму, которая включает оплату преподавателей, покупку одежды, учебников и совсем немного сверху на удовольствия. Но когда бы она ни спросила, есть ли у него деньги, сын всегда говорит, что есть, причем все расчеты со своими преподавателями он производит сам, отслеживает даты платежей и никогда не тратит деньги зря.
На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками. Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же. Если сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых сверстникам, надо не бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить финансово обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Есть масса примеров в истории, когда миллионерами становились люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

Не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии.
Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Таким образом, “Хочу!”, которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в “Купи!” у 4-5-летних.
Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то нужного, а с другой, не хотят и баловать. Конечно, здравый смысл подсказывает им разумные ответы, и все же они не приносят ощутимых результатов, и ребенок, оберегаемый от “прозы жизни”, в результате так и не научится обращаться с деньгами разумно и ответственно.
Дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один человек может прочно стоять на ногах даже при совсем незначительных средствах, потому, что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. В большинстве случаев отношение это закладывается уже в самом “зеленом” возрасте.
Ребенок, например, может безумно захотеть, чтобы ему купили какую-то полюбившуюся игрушку. И родители понимают, что ему хочется поиграть с ней. Но вот игрушка куплена и почти сразу же, перестает интересовать ребенка. В чем дело? Привлекательная игрушка оборачивается для него всего лишь символом вашей любви и показателем его способности уговорить вас. Таким образом, ребенок ставит взрослых в положение, когда родительские доброта и любовь должны иметь денежный эквивалент. Вы сами учите ребенка использовать деньги для удовлетворения его желаний. И учите далеко не лучшим способом. Если можно купить любовь, то почему, например, нельзя купить знания, необходимость уборки в своей комнате, обещание приходить домой вовремя?

Деньги тоже воспитывают. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей – найти золотую середину.

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего, родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.
Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что "у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее". В четыре ребенок способен понять, что "на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму". Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.
Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Если мы взрослые задумаемся над тем, какие заботы нас волнуют, то увидим, что чаще всего это материальные проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи – все это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что тревожащие нас проблемы не могут оставаться незамеченными для наших детей. Постепенно у них формируется собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимание на этот процесс, не влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно. Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам - вот лекарство от скандалов на почве денег.

1.Нужно ли ребенка знакомить с семейным бюджетом? (мнение родителей)

К окончанию начальной школы ребенок должен иметь представление о семейном бюджете в целом. Рассказывайте детям о том, какие статьи расходов у вас имеются: питание, одежда, коммунальные платежи, мобильная связь, Интернет, развлечения и праздники, поездки в отпуск, лечение и обучение, хобби…

Не надо думать, что ребенок не дорос до понимания столь серьезных вопросов, как семейные расходы. Современные дети нормально ориентируются в окружающей действительности, и будет лучше, если вы станете обсуждать с ними материальные вопросы. Важно объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сокращать. Это траты на питание, обучение, коммунальные платежи, погашение кредита. Но в то же время есть расходы, которые можно поменять в сторону увеличения или уменьшения. Например, не покупать в этом месяце понравившиеся обновки, а сделать ремонт на кухне.

С момента поступления ребенка в школу у ребенка появляется первая серьезная материальная ответственность. Вы покупаете ему массу школьных принадлежностей: учебники, ручки, карандаши, тетради, альбомы, линейки и т.п . Эти затраты нужно обязательно объяснить. Ведь они являются частью семейного бюджета.

Начиная со второго класса целесообразно делать покупки школьных принадлежностей совместно с ребенком. При этом вы получаете несколько воспитательных возможностей. Во-первых, дети знают, что им требуется приобрести для занятий в школе. И смогут без труда составить список необходимых покупок. Во-вторых, вы научите их в магазине выбирать запланированные товары соответствующей цены и качества. В-третьих, они ощутят себя взрослыми, и у них повысится чувство ответственности. В-четвертых, впоследствии они легко будут сравнивать с покупкой школьных принадлежностей самостоятельно.

Сначала приучите ребенка составлять список товаров, которые нужно приобрести для школы. Пусть он проверит, что у него осталось с прошлого года, а что требуется купить. Затем вместе с ребенком отредактируйте этот список и отправляйтесь в магазин. Важно, чтобы он сам выбрал канцелярские принадлежности. Ваша роль – советчик и консультант. Научите его при выборе сверяться с предварительным списком и не покупайте то, что не было оговорено заранее. Ведь ребенок без сомнения возьмет с прилавка яркую, но бесполезную штучку. Здесь уместно сказать и о полезности покупок: «Сейчас мы покупаем товары для дела, эта вещь тебе не пригодится на уроках».

Можно обратить внимание ребенка на то, что аналогичные предметы имеют разную стоимость. Есть способ показать ему способы экономии. Если ребенку понравилась дорогая тетрадь, то предложите её купить при условии, что пенал или альбом, которые ему тоже необходимы, вы приобретет более дешевые, чем планировалось, - в этом случае вы не выйдите за рамки оговоренной суммы.

Научите ребенка не выбирать для покупки дешевые или очень дорогие товары. Объясните, что вещи с совсем низкой стоимостью, как правило, плохого качества и быстро приходят в негодность. А слишком дорогие покупать неразумно, потому что жизнь письменных принадлежностей в руках даже самого бережливого ученика недолговечна.

Совместные покупки школьных принадлежностей – лучший способ научить ребенка рационально расходовать деньги. Если в результате похода в магазин вы приобрели все требующиеся для занятий в школе товары и израсходовали оговоренную сумму, то вы можете себе поставить оценку «отлично». Удовлетворение от выполненной работы даст хороший воспитательный эффект.

· Научите ребенка планировать и делать покупки на примере школьных принадлежностей;

· На доступном уровне обрисуйте, из чего складываются расходы семейного бюджета;

· Активно включайте ребенка в обсуждение семейных расходов – это поможет ему избежать ошибок во взрослой жизни.

2.Нужны ли ребенку деньги на карманные расходы ? ( Выступление 2 родителей с противоположными точками зрения.)

Деньги на карманные расходы давать надо, но нужен грамотный и разумный подход.

Когда начинать снабжать ребенка деньгами? ( Мнение родителей.)

Такая потребность возникает, как только ребенок начинает ходить в школу и самостоятельно передвигаться. В нашей стране решение давать деньги является внутрисемейным и связано с уровнем доходов семьи. Когда вы решаете обеспечить своего отпрыска карманными деньгами, обязательно побеседуйте с ним о том, что ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Надо с самого начала объяснить, что нельзя оставлять деньги без присмотра, давать их в долг или занимать у других детей. Еще одно нельзя, никогда не играть на деньги. Выдавать их на карманные расходы лучше с четкой периодичностью. Если вы хотите научить ребенка планировать бюджет, то лучше установить промежуток времени, на который ему будут выдаваться строго определенные суммы. Оптимальный срок - неделя. Говорите с детьми, что они купили на полученные от вас деньги. Можно научить откладывать их, копить на значительную вещь, а не тратить на мелкие предметы.

Приятно, когда ребенок на скопленные деньги покупает подарки членам семьи. Не следует называть ребенка за что-либо лишением карманных денег. Это может спровоцировать желание добыть их другим путем.

Родителям нужно обязательно контролировать, на что ребенок расходует деньги. Беседуя с ним о прожитом дне, поинтересуйтесь, покупал и он что-то, сколько денег у него осталось. Ваша задача – построить доверительные отношения, чтобы ребенок рассказывал вам сам, на что он потратил деньги. Вы должны быть в курсе событий и представлять себе, какая сумма находится в распоряжении вашего ребенка.

Выдать памятку для родителей.

3. Нужно ли премировать детей? Если да, то за что? ( Мнение родителей.)

За успехи в творческих и спортивных занятиях можно и нужно поощрять премиями. Под премией подразумевается не только денежное вознаграждение, но и подарки. Возможно премирование детей за учебу, например, по окончанию учебного года или сдачи экзамена. Категорически не рекомендуется платить ребенку за работу по дому.

· Не следует покупать хорошее поведение детей в школе материальным стимулированием;

· Нужно морально и материально поддерживать увлечения вашего ребенка;

· Никогда не оплачивайте детям работу по дому

4. Рефлексия

1. Работа с таблицей

Распределить по столбцам указанные формулировки

От чего должна зависеть сумма карманных денег

От чего не должна зависеть сумма карманных денег

· От средних сумм, выдаваемых сверстникам

· От настроения родителей

· От возраста ребенка

· От старания в домашних делах

· От возможностей семьи

· От полученных отметок

· От договоренности с ребенком

· От среднего уровня необходимых расходов

· От степени внимания родителей к ребенку

1 столбик (1,3,7,9)

2 столбик (2,4,5,10)

2. Тест для родителей «Ребенок и деньги»

Памятка для родителей

1. Количество выдаваемых денег должно соответствовать вашему бюджету и возрасту ребенка. Найдите золотую середину: не ущемлять и не баловать.

2. Разработайте систему и оговорите с ребенком: выдается определенная сумма на один и тот же срок, предпочтительно на неделю.

3. Не ругайте ребенка за то, как он тратит деньги, если это не вредит его здоровью. Помогай те ему только тактическими советами.

4. Наблюдайте, анализируйте, контролируйте расходы ребенка, не вторгаясь в личное пространство без особой необходимости.

5. Лучше всего приобщать ребенка в том возрасте, когда вы ещё можете влиять на его отношения с финансами.

6. Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который сам может принимать решения, что ему купить, начинает чувствовать себя взрослым.

7. Иногда, чтобы купить что-либо значимое, ребенку приходится ждать. Откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.

8. Нередко в семье бывает так мало свободных средств, что карманные деньги для ребенка кажутся расточительством. В таких случаях давать ему совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких денег дает ему ощущение независимости.

Тест для родителей «Ребенок и деньги»

а ) 3 балла б)2 балла в) 1балл

1.Если ребенок просит меня купить что-то недорогое, я покупаю

А) всегда б) иногда в) если он этого заслуживает

2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если подружка (друг) ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.

А)обязательно б) подумаю, могу ли себе позволить такую покупку в) обойдется

3. Дочь заявила маме: «Себе купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей»

А) конечно мама неправа

Б) Если мама хочет, она может себе купить любые вещи, главное, чтобы семья тоже не страдала

В) какая негодяйка, да как она смеет так говорить

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по-прежнему обходится без компьютера

А) Родители – жадюги. Мальчику нужно играть столько, сколько он хочет.

Б) Если семье нужен большой холодильник, то мальчик должен это понять.

В) Вот пойдет работать, может покупать себе хоть мерседес

5 Карманные деньги детям необходимы

А) всегда б) если они не могут заработать сами

В) Обойдутся! Все, что нужно, купят родители

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу

А) всегда б) Не балую. В день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время пусть заслужит. В) Сыт, обут, одет. Остальное мелочи

Результаты

13-18 баллов: осторожнее! Вы избаловали своего ребенка! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это вмешиваться, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно не к чему.

7-12 баллов: Золотая середина. Ваш ребенок не избалован, но и не обделен вниманием и заботой.

1-6 баллов: Вы перегибаете палку! Строгость строгостью, но держать ребенка в черном теле не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да и просто вырасти жадным и злым человеком. Помните: доброта и ласка – прекрасный воспитательный прием.

Сценарий круглого стола по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Показать важность формирования основ финансовой грамотности; познакомить учащихся с понятием «кредит»; смоделировать мотивационную составляющую учащихся к самостоятельной выработке положительных и отрицательных сторон кредита; выработать в ходе работы круглого стола способы аккумуляции денежных средств, как одного из способов избегания попадания в кредитную зависимость

Оборудование: проектор, доска, классное оборудование

План мероприятия:

1. Вступительное слово, представление экспертов и участников круглого стола
«Дорогие друзья, участники нашего сегодняшнего круглого стола, гости и эксперты. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии посвященном неделе финансовой грамотности. Надеемся, что наша совместная работа будет весьма продуктивной, и в процессе дискуссии, мы сможем выявить сильные и слабые стороны кредитования, а также попробуем разработать некредитные способы аккумуляции денежных средств».

2. Вводные вопросы к участникам, обсуждение:

- Насколько важно и почему, на ваш взгляд, быть финансово грамотным в современном обществе? Приведите 5 доводов «за» или 5 доводов «против»

- Самостоятельно попробуйте сформулировать определение понятию «кредит»

- Насколько большую роль играет кредит в современном мире?

Виды кредитов.

Ипотека кредит, выдаваемый для покупки недвижимости под залог недвижимости в качестве обеспечения возврата кредита.
Обычно это долгосрочный заем, выдаваемый на срок от 10 до 30 лет.

Автокредит – кредит, выдаваемый банком на приобретение автомобилей, как новых, так и подержанных. Обычно выдается на срок от одного до пяти лет.

Бизнес кредиты – кредит для поддержки малого и среднего бизнеса.
Для оформления бизнес кредита владельцу компании придется внести имущественный залог. Срок кредитования составляет от 2 до 5 лет.

Потребительский кредит – кредит, выдаваемый для покупки каких-либо товаров или услуг, например, мебели, видеотехники или туристической путевки.
Срок кредитования составляет от 6 месяцев до 20 лет.

3. Разделение участников на две группы, начало обсуждения
- Задача учащихся сформулировать 10 положительных аспектов кредитования и 10 отрицательных аспектов

- Задача каждой группы критически подойти к мнению оппонентов

- Выслушиваем мнение экспертов

4. Последняя задача нашего круглого стола выработать альтернативные способы аккумуляции денежных средств, способные помочь избежать попадания в кредитную зависимость


Игра: Занимательная арифметика:

Что будет, если взять ипотеку под 12% на 10 лет?

Кредит 1 500 000,00 руб. на 120 месяцев под 12% годовых. Аннуитетный платеж.

Размер ежемесячного платежа: 21 520,64 руб.
Общая сумма выплат: 2 582 477,07 руб.
Переплата за кредит: 1 082 477,07 руб. или 72,17% от суммы кредита.
Начало выплат: Апрель 2017
Окончание выплат: Март 2027

А что будет, если откладывать каждый день по 50р (1500 в месяц)

Банк, проценты 10%

7 – 154755 +18250=173005

5. Подведение итогов

Итак, подводя итоги нашего круглого стола, стоит отметить, что несмотря на то, что кредиты играют большую роль в жизни современного человека, нам важно помнить о высоких рисках использования данных услуг без глубоких познаний в финансовой грамотности, а также знать и использовать альтернативные источники аккумуляции денежных средств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
методическая разработка

Цель : формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.

План проведения круглого стола:

  1. Вступительное слово.
  2. Дискуссия
  3. Деловая игра
  4. Решение ситуативных задач
  5. Заключительное слово

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности. Сейчас предлагаю вам немного побыть детьми и поиграть в пазлы. Предлагаю вам сложить пазлы по порядку и прочитать, какой теме посвящается наш семинар (по первым буквам картинки)

Педагоги собирают слово «Экономика»

Ведущий : Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «цена», «дорого», «дёшево», «продать».

Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

В нашем дошкольном учреждении рекомендовано использовать разнообразные методы и приемы формирования у детей финансовой грамотности.

Такие как, организации детской деятельности через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, НОД, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность

- Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог - воспитанник, воспитанники - родители .)

- Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи.

-Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.

-Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

-Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

-Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

-Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Ведущий. Средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть

создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на:

-демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми) ; визуальные (для зрительного восприятия) ;

- аудиальные (для слухового восприятия) ; аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия) ; естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком) ;

- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные

на развитие деятельности детей:

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,

макеты, карты, модели, картины и др.);

- игровой (игры, игрушки) ; трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда) ;

- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы) ;

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино» , где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»

Ведущий: Что значить экономить? Интересно, как понимают дети значения этого слова?

«Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Ведущий : Финансовой грамотности , то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Ведущий : Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности ?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами

Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.

Чтобы он имел возможность жить с комфортом.

Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.

Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Ведущий : Предлагаю поиграть - денежные пословицы по картинкам прочитать.

Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют» , «Деньги лопатой гребут» , «Деньги на ветер бросать» , «Копейка рубль бережёт» , «Деньги любят счет» , «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.

Ведущий : Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка) .

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок) .

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах) .

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок) .

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой) .

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки) .

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка) .

Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому) .

Предлагаю определить, по картинкам где товары, а где услуги.

Игра «Услуги и товары» (педагоги по картинкам, которые появляются на слайдах, определяют, кто производит товары, а кто предоставляет услугу).

Ведущий : Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Ведущий : Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)

Ведущий : Какие виды рекламы вы знаете?

(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).

Ведущий : Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.

Игра «Рекламный агент»

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ. Придумайте слоган к рекламе мороженого.

Что характерно для хорошей рекламы : КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их. Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Какие сюжетные и ролевые игры по вашему мнению учат детей азам финансовой грамотности ?

Ведущий : Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка» , что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

Ведущий : Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Надеюсь, что практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

Выступление на круглом столе по теме: Формирование финансовой грамотности обучающихся в СПО

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и считать.

В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека.

Формирование финансовой грамотности во многом связано с формированием у обучающихся различных финансовых компетенций, которые тесно связаны с фактическими знаниями в области экономики, права, математики, истории и других дисциплин. Поэтому в озникает необходимость определения сквозных тематических компонентов (линий) которые для разных результатов и различных форм образовательной активности становятся учебной опорой:

- Доходы и расходы.

- Финансовое планирование и бюджет.

- Кредитование: включает принципы кредитования, условия кредитования, умение сравнивать различные кредитные продукты, пользоваться кредитными картами.

- Риски и финансовая безопасность.

- Защита прав потребителей.

- Общие знания экономики и азы финансовой арифметики.

В условиях реализации основной образовательной программы общеобразовательных организаций должны быть внесены изменения в содержание учебных дисциплин.

Так же реализация проекта по формированию финансовой грамотности у студентов профессиональных образовательных учреждений СПО может проходить и в форме факультатива по дополнительной профессиональной программе или как вариативная составляющая ФГОС СПО.

Предложенная программа обучения финансовой грамотности дает хорошие возможности для профессионального и личностного становления обучающихся, позволяет формировать социальные компетентности в контексте учебно-профессиональной деятельности.

Требования современной нормативной правовой документации определяют структуру образовательных результатов, состоящую из трех блоков: личностных, метапредметных и предметных результатов. Так, личностные результаты направлены на возникновение осознанности, формирование мотивации и принятие ценностей и норм. В свою очередь, метапредметные результаты обеспечивают формирование умений для действия в реальных жизненных ситуациях (в т.ч. и в незнакомых условиях). Наконец, предметные результаты обеспечивают формирование знаний и понимания, но трактуемого не как воспроизведение учебного материала, а как когнитивное присвоение необходимого предметного контента. Для каждого из пяти направлений формирования финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения могут быть отобраны и конкретизированы свои результаты (компетенции), которые сформулированы в Системе (рамке) финансовой компетентности, разработанной в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в соответствии с целями, задачами образовательной деятельности, а также с уровнем подготовки обучающихся.

Читайте также: