Для участия в круглом столе

Обновлено: 12.05.2024

Круглые столы — это один из самых популярных «имиджевых» форматов для проведения специальных мероприятий.

По сути своей, круглый стол как ивент-формат представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (по умолчанию, экспертов, гуру, уважаемых в той или иной области специалистов), но чаще всего подается аудитории как шоу, в разумных пределах, разумеется.

С другой стороны, дискуссия является все же обязательной, определяющей и самой объемной частью подобных специальных мероприятий. В рамках нашего сегодняшнего материала речь пойдет об особенностях круглых столов как ивент формата, практике их проведения и возможных ошибках, которых организатору следует избегать.

Сразу отметим, что суть описываемого ивент-формата кроется в его названии — «круглый стол». Если схематично, то происходящее на таких специальных мероприятиях выглядит примерно следующим образом.

Некое количество человек собираются в определенном месте и общаются на заданную тему, обсуждают какую-то проблему, совместно ищут решение или просто спорят. Но очевидно, что в современном мире сухое и «исключительно по делу» общение пусть даже и именитых персон вряд ли будет интересно аудитории. Поэтому каждый проект, сработанный в описанных условиях, может нести в себе некую развлекательную составляющую, определенные элементы шоу.

Кроме того, не менее важным моментом является доступ аудитории к такому специальному мероприятию, ведь понятно, что какими бы полезными не были названные цели проекта (в качестве примера — «способы выхода индустрии из кризиса»), он не будет иметь того резонанса, если единственным, что получит аудитория, будет небольшая статья по итогам в индустриальном издании. Но обо всем по порядку.

Итак, одной из важнейших особенностей круглых столов как ивент-формата является их непредсказуемость, не реальная, ведь очевидно, что любой организатор пожелает максимально контролировать происходящее, а теоретическая.

Именно этот момент и делает круглые столы очень и очень привлекательным форматом для аудитории. Вообще, любые дискуссионные ивент-форматы (допустим, те же дебаты, которых в последнее время в некоторых общественных областях становится все больше и больше) одновременно являются относительно рискованным решением и в то же время предоставляют организатору несколько существенных преимуществ.

Татьяна Михайличенко, директор по развитию клуба бизнес-тренеров: «Круглый стол — это удобный формат для проведения дискуссий или обмена мнениями, который организуется для небольшого количества людей. Его цель — предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон».

Игорь Чернов, компания «Корпоративные технологии»: «Круглые столы — очень специфичный формат. С одной стороны, он прост в проведении, но с другой, мало, где подойдет. В целом, организация круглых столов — это, в первую очередь, pR компании-организатора, а любые другие последствия являются косвенными. Плюс, судя по нашему опыту, круглые столы зачастую являются рискованными проектами: удалось найти классную тему, подобрать ярких гостей — вам повезло, если же нет, то это будет провал, о котором журналисты не преминут написать в газетах».

Главное заключается в следующем: любой проект в формате круглого стола автоматически привлекает внимание. Здесь сразу приведем пример. Одна крупная региональная транспортная компания столкнулась с проблемой узнаваемости ее бренда среди целевой аудитории. Было испробовано множество самых разнообразных инструментов, и в итоге выбор пал на описываемый ивент-формат.

Следующим шагом стал выбор темы. Добавим, что выбор темы, проблематики, актуальных вопросов для круглого стола — еще один определяющий момент. В нашем случае темой стали взаимоотношения частных транспортных компаний с чиновниками.

На специальное мероприятие были приглашены представители нескольких компаний, а также крупные региональные чиновники, что автоматически повысило статус проекта в значительной мере. Достаточно упомянуть, что упомянутый круглый стол освещался всеми телевизионными каналами региона; разумеется, в разной мере (от короткого сюжета в вечерних новостях до приглашения участника в воскресное ток-шоу).

Единственный минус того круглого стола, о котором идет речь, заключался в его закрытости: по понятным причинам на него пригласили лишь журналистов, а у любых других, желавших попасть, возможности сделать это не было.

Татьяна Михайличенко: «Если говорить о каких-то рекомендациях, то отмечу, что, регулярно организуя и принимая участие в круглых столах, я пришла к тому, что разделила функции модератора и человека, ответственного за регламент. Если одновременно следить за ходом обсуждения и временем, можно что-то упустить, особенно если количество участников больше 20-ти».

Из организационных же особенностей круглых столов как ивент-формата нельзя не упомянуть следующие:

· относительная дешевизна проведения по сравнению с некоторыми другими «открытыми» форматами;

· фокус на выступающих персонах, а не на контенте;

· серьезные ограничения в плане количества посетителей;

· упрощение в рамках проекта решений в области привлечения внимания средств массовой информации;

· определенная «камерность» мероприятий.

И в заключение этой части материала добавим несколько слов об еще одной особенности круглых столов как ивент-формата: в отличие от многих других видов специальных мероприятий они фактически не имеют жесткой структуры контента, — и это также очень важный момент.

Иными словами, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (мы не можем заставить гостей говорить то, что требуется нам), а есть лишь косвенные. К примеру, мы можем поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру ивента, но вот все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего круглого стола, модератора.

Ключевой элемент любого круглого стола — это модерация. Не будет преувеличением следующее утверждение: при прочих равных от ведущего на ивенте описываемого формата зависит практически все.

Его задача — не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих в случае проведения круглого стола вырастают вдвое, а то и втрое.

Татьяна Михайличенко: «Основные сложности, на мой взгляд, заключаются в модерации. Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему и не давать растекаться мыслью по древу. Умело выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом и в идеале, быть беспристрастным».

Игорь Чернов: «От ведущего круглого стола зависит 80% успеха, я думаю. Это должен быть, прежде всего, профессионал своего дела, он должен уметь направлять разговор, вести его и добиваться от собеседников определенных реплик. Ну, как минимум, задавать направление. Также случаются на круглых столах и конфликты, так что ведущему необходимо быть готовым гасить их. В общем, круглый стол — «живое мероприятие», и уровень ведущего определяет многое».

Кроме того, не стоит забывать, что ведущий или модератор круглого стола ко всему прочему является еще и его фактическим участником. Таким образом, он должен не просто направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, плюс акцентировать внимание участников на той информации, на которой требуется, где-то заострить внимание аудитории, где-то наоборот постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло.

Очень часто на роль модератора круглого стола приглашают профессиональных телевизионных или радийных ведущих, что представляется, несомненно, правильным решением, но тут следует учитывать, что модератор обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Участие в круглом столе

Круглые столы как ивент-формат могут быть интересны нам не только как организаторам, но и как участникам. Специальные мероприятия описываемого типа предполагают некое равноправие между всеми заинтересованными лицами, поэтому участие в круглом столе может оказаться отличным способом для продвижения нашей компании.

Однако тут необходимо помнить, что неудачное участие в подобном проекте может оказаться очень серьезным негативным фактором в нашей дальнейшей работе.

Примерный список правил для компании, которая участвует в круглом столе, выглядит примерно следующим образом :

· круглый стол, как уже отмечалось, — это шоу для аудитории, поэтому наш представитель должен быть не только знатоком в обсуждаемой теме, но и уметь работать с аудиторией; к примеру, в ивенте участвуют двое: один прекрасно разбирается в проблеме, но все время бубнит в усы, а второй ведет себя ярко и говорит громко, — и в этом случае аудитория будет на стороне последнего, даже если он где-то ошибется;

· во время подготовки к участию в круглом столе мы должны изучать не только тему ивента, но и тех, кто будет в нем участвовать помимо нас, чтобы застраховаться от неприятных неожиданностей;

· ни в коем случае не стоит соглашаться на участие в круглом столе лишь ради самого факта участия: если нам нечего сказать, то лучше молчать;

· не следует в рамках круглого стола открыто заниматься продвижением нашего бренда, ведь главное на нем — это тема, которую предлагают к обсуждению организаторы, а мы всего лишь пришли отвечать и задавать вопросы.

В заключение же материала нам остается упомянуть еще пару любопытных мыслей. Во-первых, участие нашей компании (как, впрочем, и организация) в круглом столе является тем, о чем следует говорить. К примеру, всегда имеет смысл упомянуть подобные ивенты в резюме компании или, допустим, выложить собственный пост-релиз о том или ином ивенте на корпоративном веб-сайте.

А, во-вторых, круглые столы — это такой ивент-формат, которым не следует злоупотреблять: некоторые компании проводят десяток круглых столов в год, и этот путь, по мнению ряда экспертов, ошибочен, ведь со временем подобные проекты попросту приедаются аудитории. Специальное мероприятие, проводимое в таком формате, успешно лишь в том случае, если проводится в правильное время, в правильном месте и посвящено правильной теме.

Меры поддержки фермеров Удмуртии

Приглашаем компании к регистрации для участия в круглом столе (16+)

Правительство России и региональные власти стараются активно поддерживать финансовую стабильность действующих сельхозпроизводителей и стимулировать желающих организовать новые бизнесы в сфере АПК. И крупные, и небольшие сельхозпредприятия могут претендовать на различные меры поддержки. Так, к примеру, фермеры в соответствии с федеральными нормативами имеют право на получение грантов.


Вопросы для обсуждения:

  • Каков вклад фермерских хозяйств в агропромышленный комплекс Удмуртии? Какую долю в общем урожае занимает продукция фермерских хозяйств в этом году?
  • С какими вопросами сталкиваются фермерские хозяйства в сегодняшней ситуации? Чем может помочь государство?
  • Какие программы господдержки малых форм хозяйствования есть в Удмуртии?
  • На какие новые рынки могут выходить экспортеры из Удмуртии? Есть ли сложности с выходом на маркетплейсы?
  • Какие есть возможности для импортозамещения? Какие ниши все еще остаются свободными?
  • Как создание кооперативов может помочь фермерам в получении прибыли?
  • Есть ли примеры успешных агростартапов?
  • Что собой представляет «Школа фермера» от Россельхозбанка? Чем она может быть полезна молодым предпринимателям? Какие условия необходимо соблюсти, чтобы поступить в школу? Что включено в программу обучения?
  • Как решается кадровый вопрос?
  • Какие каналы сбыта продукции являются наиболее эффективными для фермеров? Как упростить сбыт фермерской продукции в крупных торговых сетях?
  • Является ли лизинг эффективным инструментом государственной поддержки АПК?
  • С какими проблемами столкнулись сельхозпредприятия Удмуртии с точки зрения доступа к технике и оборудованию после введения западных санкций и уходя ряда компаний?
  • Есть ли сложности с упаковкой продуктов?
  • Какие возможности для получения земли под фермерское хозяйство?
  • Какие программы предлагают страховые компании для защиты от сельскохозяйственных рисков? Что дает страхование? Какие риски есть в сельском хозяйстве? Какой есть опыт у предприятий в части страхования своих хозяйств?

К участию приглашены:

  • Ольга Абрамова, заместитель председателя правительства Удмуртии
  • Александр Чураков, директор удмуртского регионального филиала АО «Россельхозбанк»
  • Представитель ИжГСХА
  • Представители фермерских предприятий
  • Представители лизинговых компаний
  • Представители страховых компаний
  • и другие

Дата и время: 14 сентября в 13:00

Место проведения: Ижевск, ул. Авангардная, д. 4Б

Трансляция будет вестись на сайте «Коммерсантъ-Удмуртия», Kommersant Events Удмуртия, в группе портала Izhlife во «ВКонтакте», а также на страницах «Коммерсантъ-Удмуртия» во «ВКонтакте», YouTube.

По вопросам участия обращайтесь:

Поиск ответа

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли здесь речевая ошибка? "Тема стоит острым углом " Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день. Как правильно: предлагаем обсудить ЗА круглым столом или предлагаем обсудить НА кр углом столе?

Если речь идет о формате совещания, то верно: обсудить на кр углом столе.

Добрый день, я бы хотела узнать, можно ли сказать "под углом 360 градусов"? Или это противоречит русскому языку? Полная фраза: взгляд на хранение под углом 360 градусов. Заранее спасибо. С уважением, Елена

Такое сочетание возможно, но в приведенном предложении его употребление неудачно.

Название мероприятия КРУГЛЫЙ СТОЛ пишется с большой буквы или нет?

Если речь идет не об официальном названии мероприятия, то слова круглый стол пишутся с маленькой буквы, например: специалисты приняли участие в кр углом столе по вопросам экологии.

Спасибо за предудущие ответы. Подскажите, пожалуйста, еще один ответ. Как правильно сказать: "обсуждали на кр углом столе" или "за круглым столом"? Если "Круглый стол" - это тип мероприятия.
Спасибо.

Верно: обсуждали на кр углом столе (= на мероприятии, на совещании), обсуждали за круглым столом (а не за квадратным).

. неофиты «секстанской психологии» - есть ли такое слово? Или все-таки "секТАНТской"? Спасибо за срочность!

Секстант - углом ерный инструмент для астрономических и геодезических наблюдений, состоящий из дуги, равной одной шестой части окружности, и двух зеркал. Теряемся в догадках, что такое "секстан(т)ская психология".

Прилагательное от сущ. секта - сектантский .

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли построено предложение: а затем на кр углом столе с представителями части обсуждают проблемы? Или всё-таки за круглым столом? Спасибо.

Лучше: а затем за круглым столом обсуждают проблемы с представителями части .

ПОдскажите, нужно ли заключать в кавычки название мероприятия - Крулый стол, в Кр углом столе принимали участие.

Люди, обращаюсь с большой просьбой в очередной раз, я работаю тестировщиком ПО, пришло замечание насчет запятой, а тире здесь точно стоит, так вот, надо ли здесь оборот выделять запятыми(повторюсь, тире стоит. )?: Следовательно, угол треугольника, противолежащий стороне(,) — является прямым углом , а треугольник является прямоугольным.

Следовательно, угол треугольника противолежащий стороне — является прямым углом , а треугольник является прямоугольным. Мой вопрос: Нужна ли здесь запятая? А тире здесь точно стоит!

Правильно: _Следовательно, угол треугольника, противолежащий стороне, является прямым углом , а треугольник является прямоугольным._

. Следовательно, угол треугольника противолежащий стороне — является прямым углом , а треугольник является прямоугольным. Следует ли здесь ставить запятую перед тире?

Неясно значение сочетание _угол треугольника противолежащий стороне_, поэтому сложно говорить о правильной пунктуации. Скорее всего, тире не требуется.

В отношении листов стекла, которые в соответствие с нормативной документацией должны быть "при хранении установлены в наклонном положении, с углом наклона к вертикали 10-15 С", корректно говорить, что они СТОЯТ или что они ЛЕЖАТ?

Добрый день! Подскажите, при написании выражения "круглый стол" стоит ли его писать в кавычках. Например: "29 ноября состоялся "круглый стол" "Развитие бизнеса в комапниях". На "кр углом столе" присутствовали руководители компаний". Спасибо.

Круглый стол

«. каждая третья крупная сделка, совершаемая каждый день, строится по результатам круглого стола».

О круглом столе одной строчкой — публичное обсуждение проблемы.

«Название, по-видимому, заимствовано из журналистики, и означает обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов, под руководством модератора ».

Типовой позитивный стереотип о круглом столе : сесть за круглый стол и договориться между собой (выработать мирный путь урегулирования конфликта).

Перевод термина на английский язык: round table

История происхождения термина «круглый стол»

«Согласно древней легенде мудрый король Артур посадил своих соратников за круглый стол, чтобы сделать их равноправными».

Лаптев В., Тимохина Л. МИР создаю Я. Дипломатия для детей и молодежи. М.: Де Либри, 2021. С. 84.

Первое упоминание о Круглом столе короля Артур а — в «Романе де Брют» Уэйса Джерси (1155 г.).

Идея короля Артура — посредством рассадки за круглым столом предотвратить ссоры между баронами, которые не желали занимать подчиненное положение к другим баронам.

Также за круглым столом все участники должны были почувствовать себя равноправными.

«. ни один из рыцарей, сидевших за ним, не мог претендовать на более важное положение, чем другие. По этой причине Круглый стол был символом равенства, существовавшего при дворе Артура».

Этому предшествовала ссора между вассалами Артура, которая привела к насилию на одном из пиршеств.

Первый внушительный по размерам круглый стол, специально предназначенный для бесконфликтной рассадки, построил корнуоллский плотник.

В результате круглый стол при Артуре стал символом рыцарского ордена.

Один из древних вариантов рассадки вокруг круглого стола — занимается 12 мест и одно место остается пустым. Последнее символизирует предательства Иуды .

«Предположительно Круглый стол был сделан по образцу стола, сделанного в память о Тайной вечере Иисуса Христа . Одно из мест за этим столом было оставлено пустым, чтобы символизировать Иуду, апостола, предавшего Иисуса. У Круглого стола короля Артура также было свободное место, известное как Опасная осада. Говорили, что единственный человек, который может безопасно занять Опасную осаду, — это рыцарь, который найдет Святой Грааль.

[. ] Священная чаша Святого Грааля, как говорят, использовалась Иисусом Христом на Тайной вечере.

Остальные места вокруг стола были названы именами рыцарей, заслуживших право занимать их. Когда рыцарь Круглого стола умирал или покидал двор, его место мог занять только тот, кто был храбрее предыдущего».

Формально у круглого стола нет главы и все участники имеют равный статус. В настоящее время практикуется участие в организации и проведении круглого стола модератора. Эта традиция также идет из древности, когда воины для обсуждения вопросов садились вокруг короля или другого авторитета. Например, ведущего воина.

Схожие термины:

  1. дискуссия;
  2. совещание;
  3. обсуждение;
  4. симпозиум;
  5. заседание;
  6. встреча.

Некоторые функции круглого стола:

  1. прогнозирование;
  2. обмен мнениями, опытом;
  3. экспертная оценка;
  4. аналитика;
  5. поиск решений;
  6. формирование взаимопонимания;
  7. выработка общей точки зрения;
  8. формулирование рекомендаций;
  9. выявление спектра мнений;
  10. обсуждение различных аспектов рассматриваемой проблемы.

Как известно, функция = цель = результат.

См. подробнее: Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении

«Обычно цели „ круглого стола “ — выявить спектр мнений по поставленной проблеме; с разных точек зрения , обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой».

Пример реализации функций круглого стола

Тема круглого стола может быть определена исходя из реализуемой функции.

Примеры тем круглых столов:

Основные принципы круглого стола:

  1. равноправие всех сторон;
  2. отсутствие преимуществ друг перед другом;
  3. учет всех высказанных мнений.

Периодичность проведения круглых столов — ежегодно, по мере необходимости, на конференциях и т.д.

Виды круглых столов — открытые и закрытые.

Последние проводятся в узком кругу научных работников или профильных специалистов.

В литературе встречаются воображаемые круглые столы . Так, Леонид Филиппов в журнале «Знамя», 1998, № 10 описал «воображаемый „круглый стол“, составленный автором статьи из разрозненных высказываний Александра Архангельскою, Дмитрия Быкова , Натальи Ивановой, Андрея Немзера, Ирины Роднянской, Алексея Слаповскою, Александра Пушкина , Дмитрия Писарева и других».

Библиография // Новый мир. 199. № 4. С. 239

Пример закрытого круглого стола: «гости принимают участие в закрытых дискуссиях „за круглым столом“ в узком кругу этих двух-трех десятков научных работников, которые приглашаются на декаду. Дискуссии начинаются обычно с краткого вводного слова иностранного гостя, продолжающегося минут 5-10, и носят характер беседы».

Запись беседы от 30.10.1934 г. с профессором Чикагского университета С. Харпером // АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 17. П. 129. Д. 342. Л. 43-44.

Круглый стол, как правило, является подсистемой по отношению более крупному формату — съезд у, симпозиум у, конференции.

Примерный порядок проведения круглого стола

  1. Открытие ведущим (модератором) круглого стола.
  2. Представление участников круглого стола.
  3. Объявление обсуждаемых вопросов и регламента.
  4. Выступление участников круглого стола.
  5. Подведение итогов.

«Обычно в начале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии.

[. ] Иногда, для придания остроты дискуссии, на „круглый стол“ намеренно приглашают представителей разных школ, разных поколений. Это также уменьшает опасность получения односторонних, однобоких знаний [. ]».

Неочевидные эффекты статусного круглого стола для отдельного участника — повышение авторитета, расширение возможностей, продвижение личного бренда.

Пример. «Для Белого «круглый стол Соловьевых ( Вл. С. Соловьев , С. М. Соловьев (сын), О. М. Соловьева (жена), около 1907 г. в Москве. — Прим. С.М, Храмова ) стал выходом и в общественность».

Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 357.

Общепринятые ограничения, связанные с проведением круглого стола

1) Участники не обсуждают мнения друг друга, а высказывают свои мнения по обсуждаемому вопросу.

2) Участники не вправе навязывать другим свою волю и предлагаемые решения.

Заблуждения, связанные с проведением круглого стола

«С „круглым столом“ люди связывают большие, я бы даже сказал, чрезмерные надежды. Но этот стол — не волшебник и не может решить всех проблем».

21.10.1988: беседу записал В. Светлов // ГА РФ. Ф. 10063. Оп. 2. Д. 129. Авторизованная машинопись.

Возможные сочетание круглого стола с другими формами публичного обсуждения.

— с мозговым штурмом;

Действия после круглого стола

Если круглый стол бы проведен в рамках научной конференции либо с участием специалистов, то, как правило, его результаты публикуются.

Пример публикации результатов круглого стола:

Ахметжанова З.Б. 2-ой ежегодный круглый стол главных внештатных неврологов

Республики Казахстан / З.Б. Ахметжанова [и др.] // Нейрохирургия и неврология Казахстана № 3 (48), 2017. С. 41- 43.

Магия круга, или Как организовать урок «Круглый стол»



Урок в форме «круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по предмету, выявить межпредметные связи. Кроме того, урок «круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.

Сидели в виде полумесяца в любви и дружбе,
как одно целое, где никто не подозревает другого, поскольку видели друг друга.
Чтобы могли слышать друг друга
и спорить друг с другом, пока не выходило правильного постановления.
Раши («Комментарии на Вавилонский талмуд»)

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение

Этап 1. Выбор темы

Самый сложный этап подготовки к уроку.

  • Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.
  • Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.
  • В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

Чаще всего уроки в форме «круглого стола» проводят по гуманитарным предметам (литературе, истории, обществознанию). Хотя эту форму можно использовать и на уроках математики, химии, физики.

  • Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";
  • Химия. Например, тема "Металлургия", где разным группам можно дать разные задания: что такое металлургия, классификация металлических руд, производство стали, чугуна, экологическое воздействие обработки металлов и т.д.
  • Физика. Тема "Альтернативные источники энергии".

Этап 2. Подготовка учащихся

Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

Как организовать урок круглый стол в школе

Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

Правила участия в "круглом столе"

  • Регламент (по времени).
  • Взаимное уважение.
  • Недопустимость "перехода на личности".
  • Высказываться по очереди.
  • Не перебивать выступающего.
  • Активно участвовать и пр.

Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

  • Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

Этап 3. Подготовка помещения

Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего

Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

2. Организация обсуждения

Организация учащихся

Вообще, формат «круглого стола» предполагает самостоятельное участие каждого ученика. Но выслушивать точку зрения каждого в классе — дело долгое и непродуктивное. Поэтому удобнее заранее сформировать микрогруппы (2-5) в зависимости от сложности и вариативности темы.

Например, на уроке истории по теме «Политическое развитие России после свержения монархии» можно предложить детям подготовить ту или иную версию развития политической ситуации, выбрав программу определенной партии или политического деятеля.

Или по литературе для «круглого стола» выбрана тема «Структура романа "Герой нашего времени"». Можно разделить участников на две группы:

  • первая группа будет отстаивать логическое расположение отдельных частей романа;
  • вторая группа — ту последовательность, которая предложена автором.

Можно сформировать и третью группу учеников, которая предложит свое видение структуры этого произведения. Главное, чтобы все мнения были подтверждены аргументами.

Формирование групп можно провести и по ролям. Например, обсуждается тема «Наркомания — бич современного общества». В одной группе могут быть «медики», в другой — «психологи», в третьей «родители», в четвертой — «наркоманы», в пятой — «юристы».

Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

Вариант 1: Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

Одно из самых сложных затруднений в проведении «круглого стола» — формирование дискуссии. Например, предложен вопрос для обсуждения «Значение кислорода в жизни человека». Участники высказались в духе: «Да, кислороде важен и нужен». И все! Дискуссии не получается. Вот для таких ситуаций и нужны второстепенные вопросы, которые направят детей. Например, пусть одни расскажут о значении кислорода с медицинской точки зрения, другие — вспомнят о фотосинтезе, третьи приведут примеры использования кислорода в химической промышленности и т.д.

Вариант 2: Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

Для такого варианта лучше выбирать максимально общую тему, не привязанную к конкретному произведению или конкретному предмету. Например, тема обсуждения «Нужен ли идеал человеку?» (литература), «Оценка реформ Петра Великого» (история), «Математика — царица наук» (математика), «Роль иностранного языка в современном обществе» (иностранный язык).

Вариант 3. Тему для обсуждения вовсе не обязательно формулировать вопросами. Вместо них можно предложить цитаты, задания, видеоматериал. Например, выбрана тема для обсуждения «Современный русский язык». Можно предложить учащимся цитаты классиков о значении языка, предложить видеофрагменты разных передач или кинофильмов, в которых будет продемонстрированы разные стили языка, можно представить на обсуждение язык интернета и СМС (фрагменты СМС, интернет-переписки в чатах, форумах).

Организация дискуссии

После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

3. Практические задания.

После проведения круглого стола многие учителя проводят этап «практических заданий». Он позволяет еще раз вернуться к главной теме обсуждения, но уже продемонстрировать не только знание предмета, но и практические навыки. Эту работу можно провести в виде тестов, составления кластера, инсерта, сводной таблицы. Хотя этот этап не обязателен, если в ходе обсуждения уже была привязка к настоящему времени, к практической ценности знания.

4. Подведение итогов «круглого стола»

Этот этап не менее важный, чем организация самой дискуссии. Совершенно недопустимо завершить урок в духе: «Спасибо за внимание и участие. Каждый вынес из урока что-то полезное. До свидания».

На этапе подведения итогов ведущий должен:

  • напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;
  • кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;
  • сформулировать общее мнение;
  • озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;
  • дать задание на самоподготовку.

И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.


Нюансы организации "круглого стола" на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?

Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

  • Средняя оценка, которая складывается из трех: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа.
  • Создать микрогруппу экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • В созданных микрогруппах выбрать одного «дежурного», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

  • Помогает обобщить изученный материал.
  • Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.
  • Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
  • Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.
  • Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Таким образом, урок в форме «круглого стола», несмотря на свою сложность, позволяет довольно объективно оценить знания учеников, их умения и навыки.

Хотелось бы услышать мнения педагогов, которые практикуют такие уроки. В чем была главная сложность? Насколько, по вашему мнению, «круглый стол» эффективен?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: