Для детей ростом 1600 1750мм высота ученической мебели стола до крышки должна составлять

Обновлено: 05.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к посадке учащихся школы

Гигиенические требования к мебели

Гигиенические требования к одежде и обуви

Список использованной литературы

  • обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе - важный элемент здоровьесберегающих технологий;
  • отличительная особенность гигиенических условий и факторов заключается в том, что они регламентированы санитарными нормами и правилами.
  • рассмотреть гигиенические требования и правила к посадке учащихся, школьной мебели, одежды, обуви для младших школьников;
  • изложить правила выбора школьной мебели, одежды, обуви для младших школьников.
  • выработать нормы соблюдения санитарных условий в начальных классах.

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см.

Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела.

Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.

Если же принять разбивку детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см.

Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь.

Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров - дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду.

Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
  • Травмобезопасность;
  • Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработке;
  • Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145°. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция.

Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения.

Рис. 1. Основные размеры школьной парты

1 - высота переднего края стола; 2 - высота заднего края стола; 3 - ширина горизонтальной части крышки стола; 4 - ширина наклонной части крышки стола; 5 - высота сидения; 6 - глубина сидения; 7 - ширина сидения; 8 - дистанция спинки; 9 - дистанция сидения; 10 - диференция

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение.

Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах - 90-95 см от пола.

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами, наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста – бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды – для улицы. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, светлой парусины или пике.

Обувь – должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

«О требованиях к организации рабочего места ученика в классе»

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет - 15 - 17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательной организации воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы. Родителям на заметку

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Требования к безопасности детской мебели

Мебель для детей можно условно разделить на несколько возрастных групп:

- Мебель для младенцев,

- Мебель для дошкольников и младших школьников,

- Мебель для школьников средних классов и мебель для подростков.

Безопасная детская мебель для младенцев

Это, как правило, детские кроватки, пеленальные столы и комоды, стульчики для кормления и манежи. Правильная кроватка должна быть изготовлена из цельного дерева твердолиственных пород: бук, дуб, береза, орех и так далее. Углы должны быть скруглены, а низ кроватки должен иметь возможность изменять высоту, чтобы по мере роста малыша его можно было опускать. Лакокрасочное покрытие должно быть из натуральных ингредиентов и совершенно не токсичное.

Стульчики для кормления могут быть автономными или в виде насадки на взрослый стул. Конструкция должна всегда быть устойчивой, чтобы препятствовать переворачиванию ребенка вместе со стулом, а в случае стульчика, который крепится к столу или взрослому стулу у него должны быть надежные металлические крепления. Высота отдельно стоящего детского стульчика должна регулироваться, а столешница должна быть съемной. Конструкция не должна содержать острых углов, а сиденье не должно быть покрыто не пропускающим воздух материалом. Материалы для изготовления стульчиков для кормления – это обычно пластик или дерево. Пеленальные столы должны иметь ограничители, для безопасности, чтобы ребенок не перевернулся и не упал с пеленатора. Раскладные устройства должны иметь устойчивую конструкцию и иметь фиксатор, чтобы оно случайно не сложилось.

Безопасная детская мебель для дошкольников

Для дошкольников и младших школьников уже изготавливают полноценные кровати, на которые могут крепиться защитные бортики, препятствующие падению ребенка ночью на пол.

Столики для дошкольников обычно изготавливаются как зоны для творчества и развития. Детский стол для творчества предполагает несколько полочек и ящичков, а также большую скругленную столешницу. Младшим школьникам можно приобретать столы-парты для занятий и игр. Требования к закругленным углам здесь также сохраняются, поскольку ребята еще довольно маленькие, плохо координируют свои движения и по невнимательности или в порыве игры могут травмироваться.

Шкафчики с ящиками, желательно, должны иметь систему доводчиков закрытия, чтобы препятствовать защемлению пальцев. Так же правильно и безопасно для малышей применять конструкции с зазорами вокруг фасадов ящиков, которые будут оберегать детей от защемления пальчиков. Стульчики должны быть устойчивой конструкции. Чтобы препятствовать раскачиванию и переворачиванию. Все углы быть закруглены, а спинка должны иметь эргономичную форму, то есть вашему малышу должно быть удобно сидеть на таком стульчике. Табуретки применять не стоит, так как у малыша не будет возможности давать отдых мышцам спины. Высокие детские шкафчики и стенки должны иметь надежное крепление к стене, чтобы препятствовать их падению на ребенка.

В групповых помещения детских садов для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице.

Требование безопасности школьной мебели

Ребенок в состоянии приспособиться к бесчисленному множеству поз, каждая из которых достигается путем иммобилизации частей скелета в определенном положении. Поза сохраняется в течение некоторого периода (иногда очень короткого) времени и соответствует более или менее стабильному состоянию равновесия.
В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддерживать длительное время вынужденную рабочую позу. Занятия за партой, чертежным столом, работа в столярной, слесарной мастерских и др. связаны преимущественно со статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, ног.
Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.
Статическая нагрузка резко увеличивается при неправильном устройстве мебели, несоответствии ее размеров росту и пропорциям тела ребенка. При этом возникают условия, способствующие нарушению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сдавлению передних отделов межпозвоночных дисков; нарушению осанки и зрения.
Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее наличие в домашних условиях имеют важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.
Для поддержания физиологически рациональной позы важным условием является соответствие размеров мебели антропометрическим данным. Так, при определении высоты сиденья принимают во внимание длину голени со стопой, глубины сиденья — не полную среднюю величину длины бедра. Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сидения предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сидения соответствует форме бедра и ягодиц. Мышечное напряжение уменьшается за счет достаточного количества площадей опоры (сиденье, спинка стула, пол или подножка).
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
Специальными измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не разнятся. Поэтому для школьников было принято следующее деление:
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста
(в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000 - 1150 460 Оранжевый 260
2 1150 - 1300 520 Фиолетовый 300
3 1300 - 1450 580 Желтый 340
4 1450 - 1600 640 Красный 380
5 1600 - 1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, достаточно легкой, доступной для поддержания ее в чистоте. Материалы не должны выделять в воздух помещений вредных химических веществ. Мебель, используемая в детских учреждениях, должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной). После дезинфекции химическими реагентами не должно быть видимых изменений поверхности (высокостойкие поверхности) или возможно возникновение едва заметных изменений в блеске или цвете поверхности (стойкие поверхности). Мебельная продукция не должна создавать в помещении специфического запаха.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.
У каждого стула обязательно наличие профилированной спинки, которая используется школьниками как дополнительная опора. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола и стула (скамьи) со спинкой. Исключаются откидные сидения, зажимы или механизмы, острые углы и грани, выступающие винты и шурупы - все то, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм. Запрещается использовать в классах, кабинетах табуреты и мебель без спинки.
Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования, конечно, должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера. Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17°.
На крышке парты свободно располагаются предплечья и кисти рук. Туловище ребенка в крестцово-поясничном изгибе позвоночника получает дополнительную и крайне необходимую опору в виде спинки сиденья, которая по высоте, размерам и форме соответствует крестцово-поясничному изгибу позвоночника. Одновременно создается наиболее благоприятное расстояние от глаз ребенка до лежащих на столике книги или тетради.
Если парта изготовлена неправильно или не соответствует росту ребенка, то сидеть за ней крайне утомительно. Постоянная неправильная поза способствует нарушению осанки. Сидя за высоким столом, ребенок вынужден поднимать предплечья вверх или опускать левую руку вниз, искривляя позвоночник. При высоком столике сокращается расстояние от глаз ученика до лежащих на столике учебных пособий, что может способствовать развитию близорукости. За низким столом ученик вынужден горбиться. При удалении от стола спинки стула или парты ребенок не может ею пользоваться и опирается грудью на край стола. Приближение спинного бруска к крышке парты стесняет движения ребенка. В обоих случаях создаются помехи системе дыхания, кровообращения, пищеварения.
Лицевые поверхности крышки стола (парты), сидения и спинки стула (скамьи) следует отделывать прозрачным лаком с сохранением текстуры светлой древесины или наносить непрозрачные покрытия спокойных светлых оттенков следующих цветов: зеленого, серовато-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого, желтого с коэффициентом отражения (светлотой) от 35 до 50%. Окрашивать школьную мебель в белый цвет нельзя, так как это резко повышает яркость и отрицательно действует на зрение школьников.
Поверхность школьной мебели должна быть матовой, так как блестящая поверхность столов, шкафов и другого оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляет их: резко снижает (на 12-18%) зрительные функции: остроту зрения, быстроту различения, устойчивость ясного видения.

Требования безопасности мебельной продукции при эксплуатации

Использование мебельной продукции, должно осуществляться по назначению, указанному в маркировке, инструкции по сборке, эксплуатации и уходу, а также (при необходимости) с учетом допустимых предельных нагрузок, указанных изготовителем. Мебельная продукция, поставляемая в разобранном виде, должна собираться в соответствии с приложенной изготовителем инструкцией по сборке, включающей комплектовочную ведомость и схему монтажа.
При установке изделий мебели в непосредственной близости от нагревательных и отопительных приборов их поверхности во время эксплуатации должны быть защищены от нагрева. Температура нагрева элементов мебели не должна превышать +40°С. Каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства-члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде.
Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом;
Маркировка должна быть четкой и содержать: наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное); товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии); наименование страны изготовителя; наименование и местонахождение изготовителя; наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера; дату изготовления; гарантийный срок; срок службы, установленный изготовителем; единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке.
Мебельная продукция сопровождается инструкцией, устанавливающей правила и условия безопасной эксплуатации.

Требования к маркировке

На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для дошкольных учреждений и учебных заведений (кроме средних специальных и высших учебных заведений) должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм в зависимости от ростовых номеров изделия мебели. Способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать её длительную сохранность. Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеющейся основой. На нижних поверхностях крышки стола и сидения стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты дополнительно наносят: в числителе - их ростовой номер, в знаменателе - средний рост детей.
Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы. По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.
В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркировки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров. Зная длину тела школьника и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Необходимо отметить, что важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол (подножку), предплечья свободно лежать на столе. Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок. При таком комплексном правильном здоровье ориентированном подходе можно ожидать не только адекватного развития ребенка соответственно возрасту, но также сохранение здоровья и формирование правильным навыков здорового образа жизни.

Читайте также: