Девиантное поведение круглый стол

Обновлено: 04.05.2024

III . Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях.

IV. Несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА.

V . Тестирование классных руководителей.

VI . Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми, детьми группы «риска».

VII . Пять правил воспитания положительной привычки у детей.

VIII .Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Къеркегор.

I . Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и подростков в стране:

- ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;

- в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия (физического, психического и т.д.);

- нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах;

- сохраняются тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;

- общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не функционирует;

- остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития;

- практически беспрепятственно распространяются в среде несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с отклонением от учёбы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Что мы подразумеваем под асоциальным поведением? Асоциальное поведение (или антиобщественное поведение) – это поведение, которое противоречит социальным нормам. На основании ст.151 УК РФ под антиобщественным поведением понимается: злоупотребление алкогольными напитками и одурманивающим веществом, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.

Образовательные учреждения осуществляют деятельность по коррекции поведения в зависимости от возраста и степени вовлечения несовершеннолетнего в эти формы поведения по следующему алгоритму:

Определение состояния здоровья.

Выяснение причин поведения.

Определение круга авторитетных для ребёнка лиц и выяснения их отношения к данному поведению.

Подключение к коррекции тех авторитетных людей, которые отрицательно относятся к данным формам поведения.

Ограничение контактов (в интересах ребёнка) с теми лицами, которые вовлекают несовершеннолетнего в данные формы поведения.

Формирование у ребёнка границ поведения (правовых и нравственных норм) и ответственности за своё поведение.

Поиски и организация деятельности, замещающей прежние асоциальные увлечения.

Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.

Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.

«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Отмечены следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательной системы образовательных учреждений: формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены, и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.

К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.

Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека.

II . Девиантное поведение детей и подростков.

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.

Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.

Социализированное расстройство поведения . Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

Круглый стол "Девиантное поведение подростков"

Цель занятия: донести до учащихся, что злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей и все окружение; совершение подобных действий может караться законом. Ознакомить подростков с мерами наказания за последствия некоторых видов шалости, злонамеренного поступка, вандализма.

1)разграничить понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм»;

2)дать представления о том, что такое шалость, злонамеренный поступок, вандализм;

3)показать, как неудачная шалость влияет на людей;

4)дать представление о мерах ответственности за такие проступки;

5)воспитывать позитивное отношение к окружающим людям.

Ход занятия

Социальный педагог:

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. К сожалению, мы все чаще и чаще становимся свидетелями его проявления в человеческом обществе.

Проявления отклоняющегося поведения

На уровне личности

На уровне малых социальных групп

В деятельности государственных и общественных организаций

Преступления, правонарушения, аморальные поступки

Деформации, нарушения нормальных взаимоотношений (раздор)

Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Таким образом , социологи называют отклоняющееся поведение девиантным . Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. А девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми.

Алкоголизм и наркомания – типичные виды девиантного поведения. Алкоголик и наркоман – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

А сегодня мы поговорим о таких отклоняющих видах как шалость, злонамеренный поступок и вандализм.

- Попробуйте дать определение шалости или объяснить, как вы это понимаете (ответы).

- Послушайте одну историю. Мальчик пригласил несколько одноклассников к себе домой посмотреть новый фильм. Выбрав момент, он пошел на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик с подносом, на котором были горячий чай и бутерброды, вошел в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика. Но от неожиданности он уронил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть, мальчик ухватился за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась.

· Зачем ребята так поступили? (Хотели пошутить, повеселиться).

· Удалась ли им шутка? Почему? (Нет. Пригласившему их мальчику теперь достанется от родителей за разбитую посуду и лампу). Да и, наверное, на полу был ковер, на который упало все, что нес на подносе мальчик, ковёр был испорчен.

· Как можно назвать действия ребят? Шалость, вандализм или злонамеренный поступок? Почему? (Шалость. Они ведь сделали это из баловства, желания пошутить, посмеяться).

Шалость — это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его.

НО: обратите внимание! Порой и шалость, на первый взгляд невинная, наносит вред людям и всему окружению (пусть дети приведут еще примеры: спрятать ручку или тетрадь соседа по парте. Позвонить однокласснику и сказать, что первого урока не будет и др.)

- Почему вообще люди шутят друг над другом? (ввести в замешательство, посмеяться, повеселиться, унизить, удивить и т.д., «приколоться»).

-Подумайте, а можно ли назвать шалостью следующие действия: сорвать или помять все цветы на клумбе у подъезда, которые выращивала бабушка-пенсионерка. (Нет. Это уже не шалость, здесь цель не пошутить, а наоборот расстроить человека или рассердить, разозлить).

- А перерезать телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге? (Это тоже не шалость, шуткой или розыгрышем эти действия не назовешь).

- Как можно назвать эти действия? (Злонамеренным поступком). Они были совершены со злым умыслом. Попробуйте сформулировать определение злонамеренного поступка.

Злонамеренный поступок — это причинение вреда человеку или окружающей среде со злым умыслом.

- Как будет называться такой часто совершаемый в школе поступок, как взять и спрятать чужую сумку, телефон? (Шалость)

- А в каком случае это станет злонамеренным поступком? (Если вещь еще и специально испортить или поместить туда, где она заведомо будет испорчена, это уже злонамеренный поступок).

- Ребята, случалось ли вам быть жертвой шалости или злонамеренного поступка? Когда? Расскажите.

Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека, посмеяться, а из-за чего совершают злонамеренные поступки? (Из желания навредить, отомстить, из зависти, гнева).

Ребята, как вы думаете, можно ли за шалость привлечь человека к административной или уголовной ответственности? (Да). А за злонамеренный поступок? (Да)

- Рассмотрим одну ситуацию. Старшеклассники гуляли вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти к магазину и разрисовать его. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах магазина писать нецензурные слова. Сторож, который находился в здании магазина, заметил их и по телефону вызвал наряд милиции. Ребята были задержаны и доставлены в отделение полиции.

- Как можно назвать их действия? (Злонамеренный поступок).

- Можно ли их привлечь за него к ответственности? (Да).

- Старшеклассники совершили преступление, предусмотренное статьей 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Вандализм». Ответственность за данное преступление наступает с 14-ти лет. Штраф составляет от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Что такое вандализм?

Вандализм - злонамеренный поступок, за который обязательно предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения: осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества на общественном транспорте, в общественных местах (кинотеатрах, парках) и т.п.

- Что значит порча имущества на общественном транспорте? (Вырезание ножом или другим острым предметом надписей в салонах автобусов, трамваев, троллейбусов, повреждение дверей, окон и т. д. За это также предусмотрен штраф). Например, статья 23.2 гласит: Повреждение или уничтожение указателей улиц (переулков, площадей), номерных знаков домов наказывается штрафом в размере 3 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 23.5 Повреждение детских площадок, скамеек, урн, элементов благоустройства (бордюров, ограждений, указателей, а также игровых приспособлений) влечет за собой наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Итак, люди, проявляющие вандализм, наносят ущерб окружающей среде и имуществу, оборудованию, разрушают созданное другими. А зачем они это делают? Какие эмоции у них проявляются при этом? (Гнев, агрессивность, зависть, злорадство, влияют распущенность, собственные неудачи, обыкновенная скука, безделье, давление со стороны).

- Ребята, а может ли невинная шалость обернуться злонамеренным поступком?
Ситуация. Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У Максима к рюкзаку был прикреплен брелок глобус, который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Максим переодевался в спортивную форму, один из одноклассников отцепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: Поиграем в пас! Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился.

- Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком? (Да, можно сказать. Мальчик не хотел разбивать брелок, его целью было пошутить над Максимом. Он не предусмотрел последствий своих действий).

Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость

не стала злонамеренным поступком?

· прежде думай, а потом делай

· не позволяй никому «давить” на себя

· учись управлять своими эмоциями

· представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место

· делай то, за что ты не будешь испытывать чувство вины

· помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.

Задание классу:

Определите, что это: шалость, злонамеренный поступок, вандализм?

· Спрятать ручку, тетрадь своего соседа по парте (шалость)

· Позвонить приятелю, сказать, что первого урока не будет (шалость)

· Жестоко обращаться с животным, жестокие драки (злонамеренный поступок)

· Разбить оконное стекло специально (злонамеренный поступок)

· Сорвать любимые цветы с клумбы соседки по даче (шалость)

· Разрушение надгробных памятников (вандализм)

· Погромы автомобилей, разбитые витрины магазинов (вандализм)

· Разбитые фанатами скамейки на стадионах (вандализм)

Разбор ситуаций

- Определите, где шалость (баловство), а где злонамеренный поступок или вандализм?

- Почему ребята так поступили?

У одного из учеников был дорогой сотовый телефон, и он чувствовал большую ответственность за его сохранность. Однажды перед уроком физкультуры мальчик, пока переодевался, положил его на скамейку. Один из одноклассников схватил телефон. Хозяин стал отбирать свою вещь, но тот кинул своему другу с криком: «Лови! Пас!». К сожалению, друг телефон не поймал, и он разбился.

Лена с подругами решили пошутить над одноклассником Виктором и написали ему записку от имени девочки, которая ему нравилась. В записке было написано, что она приглашает его на дискотеку, и указывалось место встречи. На месте встречи Виктора поджидали Лена с подругами.

Когда утром ученик 6 класса школы искусств пришел на урок, он увидел, что все его рисунки разорваны и разбросаны по всему классу (они еще накануне были приготовлены учеником для оценки учителем). На доске была надпись: «Рисунки учащихся 6 класса — ненужная мазня, а работы семиклассников — высший класс!».

Заключительное слово.

Хочется вам пожелать, чтобы вы шутили по-доброму, совершали хорошие поступки, дарили людям положительные эмоции.

Круглый стол для родителей "Что нужно знать о девиантном поведении подростка"

Цель собрания: сформировать у родителей представление о девиантном поведении детей.

1. Выявить типичные формы подростковых девиаций.

2 .Рассмотреть рекомендации по профилактике девиантного поведения детей.

Девиантное поведение подростков.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое девиантное поведение, каковы его причины. Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Каковы причины этого?

Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя год того же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой. Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.

2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.

3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых. Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние. Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома.

Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения подростков:

· преступность;

· наркомания;

· алкоголизм;

· самоубийство.

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:

· трудоголизм;

· клептомания;

· игровая и компьютерная зависимость у подростков;

· пищевая зависимость (булимия, анорексия).

Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков.

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.

2 . Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку

4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Памятка для родителей по правовому воспитанию.

Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.

1.Когда нарушаются права ребенка?

· Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.

· Когда его потребности игнорируются.

· Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.

· Когда нарушается неприкосновенность ребенка.

· Когда ребенка изолируют.

· Когда ребенка запугивают.

· Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.

· Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.

· Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.

· Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.

· Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.

2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?

· Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т.д.)

· Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.

· Он часто бывает в плохом настроении.

· Может сбежать из дома.

· Может принимать наркотики или алкоголь.

· Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).

3. Где вы можете узнать о правах своих детей? К кому обратиться?

· Социальный педагог школы.

· Отдел опеки и попечительства.

· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года.

· Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.02.1989 года.

4. Что родители могут сделать для своего ребенка?

· Каждый взрослый должен уяснить, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.

· Обеспечить ее физическую безопасность.

· Научить ее говорить "нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.

· Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.

· Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.

· Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для нее доступными.

· Привлекать ребенка для создания семейных правил.

Дети в обществе наиболее уязвимы. Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически уязвимы.

Памятка для родителей.

1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.

2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.

6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.

8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.

9. Воспитание - это преемственность действий.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Вы должны знать.

1.С кем дружит ваш ребенок.

2. Где проводит свободное время.

3. Не пропускает ли занятия в школе.

4. В каком виде или состоянии возвращается домой.

Не позволяйте детям и подросткам.

1.Уходить из дома на длительное время.

2. Ночевать у малознакомых для вас людей.

3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное время вашего отпуска.

4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.

5. Носить чужую одежду.

6. Хранить чужие вещи.

Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:

- в доме появились чужие вещи (выясните, чьи они);

- в доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами);

- в доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем-то испачканные бинты, закопченая посуда (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов);

- в доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует);

- в доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые вызывают состояние одурманивания);

- состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от уколов на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ). Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовое образование родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей.

Родителям необходимо помнить, что только от их усилий в воспитании и их личного примера будет зависеть, какие моральные принципы вынесет их дитя в большую взрослую жизнь и каким человеком он станет: честным и порядочным или отпетым негодяем.

КРУГЛЫЙ СТОЛ « ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание благоприятных условий для взаимного понимания педагога и родителей учащихся, находящихся в социально – опасном положении.

Просмотр содержимого документа
«КРУГЛЫЙ СТОЛ « ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ»» »

КРУГЛЫЙ СТОЛ « ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ»»

Цель: Создание благоприятных условий для взаимного понимания педагога и родителей учащихся, находящихся в социально – опасном положении.

Задачи: 1. Создать условия для открытого общения.

2. Выявить некоторые причины девиации детей и объяснить их.

3. Помочь родителям понять и услышать своего ребенка.

Педагог – психолог в начале рассказывает : Что такое девиантное поведение (дается много определений в литературе, интернете)? А что же такое тогда нормальное поведение? Девиантным может быть и очень послушный ребенок, который ластится, все время ищет одобрения взрослого. По сути это может быть проявление, например, высокой тревожности. И можно найти много примеров, когда «такой послушный, такой спокойный ребенок» вдруг проявляет какое-то девиантное поведение.

Какую технику безопасности мы говорим детям? (ответы аудитории)

А какова техника безопасности для педагога (или любого взрослого)? Каждый строитель знает, что нужно ходить в каске, чтобы не упал кирпич на голову. А что нужно надеть педагогу, чтобы сохранить психологическое здоровье? Такого инструктажа никто не читает.

Знакомство. Предлагается изготовить бейджики. Сказать свои ожидания.

Выдается 5 полосок бумаги каждому и фломастер. Ведущий говорит фразу «Девиантное поведение», участники записывают свои ассоциации по одной на каждой полоске. Затем все раскладывают свои листочки на стуле, ходят и смотрят друг у друга. Задание: выбрать одно определение (кроме своего), которое привлекло ваше внимание и отражает ваше представление о девиантном поведении. Ведущий предлагает каждому сказать свой выбор, начав фразу со слов «Девиантное поведение – это…». Модерация.

Объединиться в пары. Задание: стоя друг напротив друга – побеседовать. Затем, один приседает на корточки, беседа продолжается; затем, другой приседает на корточки, первый встает, беседа продолжается. Затем встают друг к другу спиной и продолжают беседу (люди могут подойти друг к другу близко, ведущий говорит, что не было команды приблизится - отодвиньтесь).

О.с. – Как было на корточках?

Понравилось ли кому-нибудь позиция над?

Правило техники безопасности №1

Не унижать ребенка и не заискивать перед ним – общаться на равных

- Как чувствовали себя, когда стояли спиной?

Повышаем голос, но не слышим друг друга.

Упражнение «Ярлык». Очень часто нам навешивают или мы навешиваем ярлыки. С одними людьми нам хотелось бы вместе жить, дружить, быть соседями, общаться. С другими людьми мы не хотели бы общаться ни за что. К третьим мы равнодушны. Бывают хорошие ярлыки (умница, порядочный человек) и отрицательные (глупый, непорядочный). Как чувствует себя человек, которому навесили ярлык?

Я сейчас каждому надену надпись на голову. Просьба не выдавать человеку его ярлык. Каждый не знает своего ярлыка, но видит всех остальных.

Ярлыки подбираются под группу. Например, у нас были красавица, разлучница, гулящая, умный, наркоман, клуша, семьянин, мастер на все руки (Лариса еще называла рецидивист, честный). Школьникам лучше давать более мягкие роли, например умный, опаздывающий, хулиган, крутой, двоечник, отличник и т.п.

Участникам предлагается двигаясь по комнате выбрать с кем они хотели бы составить группу, подходить и спрашивать: «Возьмешь меня?». Другой человек соглашается да или нет. Таким образом объединиться в группы.

Ярлыки еще остаются на голове и не называются человеку.

О.с. Что чувствовали? Легко ли было попасть в группу? Почему принимали -не принимали. Что хотелось сделать?

Можно посмотреть свой ярлык. (моя идея попробовать угадать свой ярлык).

Деролинг. Сказать: «Я Маша и я не дура» (если роль не нравится) или «Я Маша и я умная» (если роль нравиться).

Правило техники безопасности №2

Избегать ярлыков в общении с ребенком

О линейном мышлении (вопрос «Почему?» - ищется виновный или перекладывается ответственность) и системном мышлении (вопрос «Для чего?»). Пример с пьющим мужем – выгода всем членам семьи. Если хотя бы одному ситуация будет невыгодна – он уйдет или начнет менять ситуацию.

Упражнение. Объединиться в микрогруппы. Выдается задание каждой микрогруппе на листочке:

Ученик систематически грубит учителю

Ученик систематически опаздывает на урок

Ученик систематически не делает домашнее задание

Ученик систематически приходит на урок без учебных принадлежностей (учебник, ручка, тетрадь и т.д.)

Определить чем такая ситуация выгодна а) учителю б) всему классу в) родителям г) самому ученику.

Правило техники безопасности №3

Искать причины негатива в себе

Упражнение сказать соседу справа на какой месяц он похож. Поднимите руку кто не согласен со сравнением или кому не нравится сравнеиние. Этим людям все остальные говорят в свободном порядке чем хорош этот месяц.

Всегда искать положительное в ребенке

Если человек не любит детей (возникали споры насчет термина любить, что под этим понимать), дети, в большинстве случаев, не сильно пострадают и переживут это, но сам педагог может от этого пострадать и подорвать и психологическое и даже физическое здоровье.

Мастер-класс. Круглый стол «Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»

Левшанова Ирина Юрьевна


Кузоватовский технологический техникум

Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе, причем отклонения могут происходить как в отрицательную, так и в позитивную сторону ( н-р, творчество).

Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество). позитивные (н-р творчество), и социально-нейтральные (н-р бродяжничество).

Разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения существовали с того далёкого времени, когда общество стало различать и выделять из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, обществу, государству.

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы. Позор тому, кто ударит человека, и ещё больший позор излившему гнев на обидчика, утверждается в «Дхаммападе» (Индия, 3 в. До н. э.). Мысли полезные и в наши дни. Вообще буддизм утверждает терпимость, всепрощение, ненасилие. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В нашей стране особенно актуальна тема девиантного поведения. В период социальных потрясений в стране увеличилось число людей девиантного поведения.

Тема круглого стола «Способность педагога к оказанию поддержки подростков девантного поведения».

Презентация: «Основные правила работы с педагогически запущенными детьми»

Но прежде чем мы начнем, я предлагаю каждому из Вас стать капитаном корабля, пусть только вырезанного из бумаги. У каждого корабля должно быть имя и Вам предлагается назвать свой корабль и поместить его в том районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника перед участием в методической студии. Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.


Рис. 1. Рефлексия “Острова”

Закончите фразы: «Мой корабль называется…», «Я помещу его на остров, потому что…» (работа по кругу)

Притча

Ведущий приводит притчу как аналогию с положением учителя в современной ситуации образования. Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Ведущий признается, что очень не любит «знающих, как надо», что всегда предпочитает не поучать, а помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.

«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.

Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.

Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.

Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.

Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».

Упражнение «Одна фраза»

Предлагается в одном предложении сформулировать исходную позицию, аксиому позитивной педагогики. После обсуждения ведущий подводит участников к мысли, что основная идея содержится в следующем высказывании: «В каждом человеке содержатся потенциальные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробуждению». А для этого, в первую очередь, необходимо помнить т.н. принцип «Три «П»


Рис. 2. Принцип «Три «П»

Упражнение ''Снежинка"

Раздайте участникам по листу бумаги.

Объясните, что оценки за это упражнение не ставятся. Подчеркните, чтобы, делая упражнение, никто не смотрел на других. Все должны спокойно выполнять инструкции тренера. Скажите участникам, что никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение. Если кто-нибудь задаст какой-то вопрос, ответьте:

"Делайте так, как считаете нужным."

а) Взять листок бумаги.

б) Сложить его вдвое.

в) Оторвать верхний правый угол.

г) Снова сложить бумагу вдвое.

д) Оторвать верхний правый угол.

е) Снова сложить бумагу вдвое.

ж) Оторвать верхний правый угол.

з) Снова сложить бумагу вдвое

и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно.

скажите, что это совершенно необязательно делать.

к) Развернуть листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Вопросы для обсуждения:

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

Почему листы надорваны так по-разному?

Если какие-то участники надорвали бумагу не так как вы. значит ли это. что они плохие люди? Почему?

Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того. делает ли он что-то точно так же. как и мы? Приведите примеры.

Каким бы был мир, если бы все видели все совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Хотя и могут существовать разные точки зрения, ни одна точка зрения не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют единственного ответа

У нас всегда есть возможность выбора. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности оказывают реальные поступки и поведение взрослых, а не слова и нравоучения. В подтверждение сказанного послушайте обращение подростка к взрослому:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.

И если всё мне показать,

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, модно верить

И мыслям и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Не правда ли, хорошие слова?

Приветствие. Игра «Здравствуй, Света!»

Цель: формирование групп для работы, установление комфортной атмосферы

3 лидера коллектива по очереди обращаются к одному из членов коллектива «Здравствуй, (имя)!». Тот, к кому обратились, садится за стол обозначенной команды, т.о. становится её членом. (Упражнение является своего рода диагностикой межличностных предпочтений в коллективе).

Упражнение «Сиреневые и фиолетовые»

Трудно ли было определить чужака?

Что вам помогло в этом и что помешало?

Какие чувства вы испытывали во время игры?

В чем секрет прозорливости Сиреневых и Фиолетовых (в случае, если все чужакибыли определены правильно)?

Почему не удалось догадаться, кто из чужаков ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными)?

Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они чужаки?

Использовали ли чужаки свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как?

Каким образом вели себя чужаки, которые переселились в противоположное пространство?

Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?

Как принималось решение о переселении чужаков? Удалось ли избежать конфликтов?

Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?

Очень важно во время игры и особенно по ее завершении помочь участникам преодолеть чувство соперничества, которое может возникнуть между своими и чужаками. Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения!

Упражнение «Подсолнух»

Цель: Сплочение группы. Образец ритуала прощания.

Участники встают в широкий круг, ведущий говорит: (музыка) «Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке зашли в этот кабинет… Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно становитесь ближе друг другу… сузьте круг, положите руки на плечи своим соседям… Представьте, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от лёгкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево, теперь вправо…(30 сек).

Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки… осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко.

Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу… почувствуйте, как ветер уносит вас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но теперь уже несёте частичку общей энергии. Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле… скажите себе самому: я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и развития…» (1 мин).

Теперь медленно откройте глаза … работа нашей группы завершается.

Завтра вновь вы переступите порог класса, в котором вас будут ждать ваши учащиеся, такие сложные, такие разные. Перед общением с ними отведайте волшебный эликсир, рецепт которого я вам предлагаю, и я верю, у вас обязательно всё получится.

Волшебный эликсир для педагога «Путь к гармонии»

В топку сомнений брось крупные поленья желания и зажги их искрой любви. Пока огонь разгорается, поставь на очаг котёл осознанности и налей в него прозрачную воду интуиции.

Когда вода забулькает, брось туда щепоть вопросов и горсть знаний, пару ложек умений и добрую плошку навыков. Всыпь полный мешочек своей энергии и добавь пару щепоток рассуждений.

Накрой котёл крышкой перерывов и время от времени помешивай содержимое ложкой действий, вдыхая ароматные пары предвкушения.

Через некоторое время в котле родится густой ароматный напиток гармонии. Черпаком интереса налей его в кружку опыта и с наслаждением глядя на мир вокруг маленькими глотками потягивай этот нектар мудрости.

Вспомни, что тебе всегда есть куда стремиться.

Пусть же все твои последующие действия наполнят светом твою уникальную суть и отразятся в самых смелых твоих деяниях и мечтах.

Читайте также: