Демонстрационными столами установленными на подиуме оборудуются кабинеты

Обновлено: 28.04.2024

Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса.

Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.

Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. В учебных кабинетах обеспечивается боковое левостороннее естественное освещение. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, оборудуются умывальными раковинами.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию

Площадь на 1 обучающегося в классе должна составлять не менее 2,5 м 2 при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом.

Покрытие столов и стульев должны быть без дефектов и повреждений, и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме.

Демонстрационные столы должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола.

Расстановка мебели в учебном классе должна выполняться с учетом следующих требований расстояний в см:

между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей) – 50 см,

между рядами столов – 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см,

наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столов – 860 см.

Учебные доски (с использованием мела), должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.

При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать её размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Угол видимости учебной доски для 1-4 классов 45 0 , для 5-11 классов -35 0 . Высота нижнего края учебной доски над полом должна быть 70-90м.

Рабочее место школьника дома рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка левши - справа. Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши - справа.

Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм.

Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.

Нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Для профилактики переутомления через каждые 30-45 минут занятий необходимо проводить физкультминутку и гимнастику для глаз.

Помните, соблюдение данных требований является гарантией сохранения и укрепления здоровья Вашего ребенка, профилактикой заболеваний, связанных с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, таких как миопия, сколиоз, кифоз.

Комментариев: 0

Оставить комментарий

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

Требования к организации рабочего места ученика в классе и дома

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Пакеты документации для школы Положения
для
школы Инструкции
для детских
лагерей Должностные
инструкции
для школы Документы
по Охране труда
в школе Пожарная
безопасность
в школе Документация
учебных
кабинетов Документы
по ГО и ЧС
в школе Документация
котельной
школы Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада Положения
для
ДОУ Должностные
инструкции
для ДОУ Документы
по Охране
труда в ДОУ Пожарная
безопасность
в ДОУ Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ Документация
котельной
ДОУ

Инструкция по охране труда при демонстрационных опытах по физике

СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________________________
_________ /_________________/
Протокол №__ от «__»__ 2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор _________________
__________________________
_________ /________________/
Приказ №__ от «__»___ 2022 г

Инструкция по охране труда
для учителя физики при проведении демонстрационных опытов

1. Общие требования охраны труда

  • прошли медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошли вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте (если профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей);
  • изучили настоящую инструкцию по охране труда, безопасные способы проведения демонстрационных опытов по физики;
  • изучили инструкцию по охране труда для учителя физики.
  • низкочастотные электрические и магнитные поля;
  • статическое электричество;
  • лазерное и ультрафиолетовое излучение;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов, к кабелям питания и проводам с нарушенной изоляцией;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электроприборов или электроприборов с отсутствующим или поврежденным устройством заземления;
  • термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
  • порезы на руках при неправильном или небрежном обращении с лабораторной посудой, приборами из стекла;
  • повреждения кожи и слизистых оболочек (химические ожоги) при работе с различными растворами и реактивами без средств индивидуальной защиты.
  • влияние электрического тока на человека;
  • последствия использования электроприборов без заземления;
  • причины короткого замыкания и ощущения тока на корпусе электроприборов;
  • горячей воды;
  • насосов для создания вакуума в стеклянных сосудах;
  • характеристику используемых растворов и реактивов.

1.6. Для проведения демонстрационных опытов учебный кабинет физики оборудуется демонстрационным столом, установленным на подиуме. Демонстрационный стол должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола.
1.7. При проведении демонстрационных опытов по физике устанавливаются требования к спецодежде и индивидуальным средствам защиты учителя: халат хлопчатобумажный, перчатки, защитные очки, защитный экран. Также, используются диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический резиновый коврик и изолирующие подставки.
1.8. Для устранения очага возгорания при проведении демонстрационных опытов по физике необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку.
1.9. Запрещается учителю физики выполнять демонстрационные опыты по физике, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. К проведению демонстрационных опытов не допускаются обучающиеся.
1.10. Учитель физики, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб - к материальной ответственности в установленном порядке.

скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
148 инструкций с учетом изменений законов на 9 июня 2022 года

2. Требования охраны труда перед началом демонстрационных опытов

2.1. Убедиться в наличии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи.
2.2. Убедиться в исправности и работе вытяжного шкафа путем кратковременного его включения.
2.3. Воспользоваться индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный, перчатки резиновые, защитные очки, защитный экран).
2.4. Проверить наличие заземления, исправность используемых электроприборов.
2.5. Проверить собранность и исправность оборудования, целостность лабораторного оборудования и его наличие.
2.6. Проверить наличие необходимых реактивов и растворов, соответствие этикеток на склянках.
2.7. Подготовить демонстрационный стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению демонстрационных опытов и создать дополнительную опасность.
2.8. Устойчиво расположить лабораторное оборудование, приборы в необходимом порядке.
2.9. При необходимости для оказания помощи в подготовке демонстрационных опытов по предмету «Физика» привлечь лаборанта.

3. Требования охраны труда во время демонстрационных опытов по физике

3.1. При проведении демонстрационных опытов и экспериментов в кабинете физики запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, самодельные приборы, а также применять оборудование, приборы с открытыми токоведущими частями, провода и кабели с поврежденной изоляцией.
3.2. При необходимости, для оказания помощи при проведении демонстрационных опытов по предмету «Физика» привлекается лаборант. Привлекать обучающихся для этих целей строго запрещено.
3.3. Демонстрационные опыты по физике, во время проведения которых возможно загрязнение воздуха в учебном кабинете токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.4. При проведении опыта, в случае вероятности разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на учительском демонстрационном столе со стороны обучающихся должен быть установлен защитный экран, а учитель физики должен надеть защитные очки.
3.5. Соблюдать осторожность при проведении демонстрационных опытов с использованием лабораторной посуды из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.6. При работе со стеклянным лабораторным оборудованием использовать стеклянные трубки с оплавленными краями, тщательно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
3.7. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, следить, чтобы не возникало резких изменений температуры и механических ударов.
3.8. Запрещается брать приборы с горячей жидкостью, не защищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.9. При выполнении работ на установках теплового баланса воду нагревать не выше 60-70 градусов по Цельсию.
3.10. При пользовании спиртовкой или сухим спиртом для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Процесс нагревания жидкостей необходимо производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.).
3.11. Пробирки перед началом нагревания запрещается заполнять жидкостью более чем на одну треть.
3.12. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.
3.13. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.14. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещается.
3.15. Для измерения напряжений и токов, измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. После окончания сборки схемы, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.16. При измерении напряжений и токов амперметры и вольтметры присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками.
3.17. При сборке схемы гальванические элементы, аккумуляторы подключать в последнюю очередь. Замену деталей, измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.18. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном электропитании.
3.19. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях при эксплуатации, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования учеников на демонстрационном столе устанавливается защитный экран.
3.20.

  • не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами;
  • перемещать высоковольтные соединительные проводники или электроды шарикового разрядника с помощью исправной изолированной ручки;
  • после окончания работы необходимо разрядить конденсаторы, соединив их выводы разрядником или гибким изолированным проводом.

3.21. Уборку металлических опилок, используемых при наблюдении силовых линий магнитных полей, выполнять с помощью щетки.
3.22. Категорически запрещается оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
3.23. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.24. Не допускать попадания растворов и реактивов на кожу, в глаза и на одежду.
3.25. Во время проведения демонстрационных опытов по физике необходимо строго соблюдать данную инструкцию по охране труда, поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол, соблюдать правила пожарной и электробезопасности.
3.26.

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

  • повреждение стеклянного оборудования вследствие неаккуратного обращения;
  • короткое замыкание в электроприборе, ощущении действия тока;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, при неаккуратном использовании сухого горючего и спиртовок;
  • поражение электрическим током вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, отсутствия заземления.

4.2. Если при проведении демонстрационных опытов (экспериментов) разбилось или разорвалось стеклянное оборудование, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При коротком замыкании в электроприборе, ощущении действия тока необходимо обесточить электроприбор.
4.4.

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или таблетку сухого горючего специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей - прекратить доступ кислорода с применением листового асбеста, песка, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя.

4.5. При появлении задымления или возгорания необходимо прекратить проведение демонстрационного опыта, обесточить электрооборудование, вывести детей из кабинета физики – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.6. В случае получения травмы учитель физики обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы лаборантом или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.

5. Требования охраны труда по окончании демонстрационных опытов

5.1. Обесточить все используемые электроприборы.
5.2. Для оказания помощи по уборке лабораторного оборудования и электроприборов привлечь лаборанта кабинета физики.
5.3. Привести в порядок демонстрационный стол, убрать в лаборантскую комнату лабораторное оборудование, приборы.
5.4. Снять индивидуальные средства защиты.
5.5. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.6. По завершению урока физики в отсутствии детей проветрить помещение кабинета физики.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

скачать: все Документы по Охране труда для Школы
Инструкции и инструктажи, журналы, акты и протоколы поштучно или пакетом.

Требования к организации рабочего места ученика в классе

Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Помещения начальных классов, лаборантских, специализированных учебных кабинетов (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетов домоводства оборудуются умывальными раковинами.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для здоровья детей материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Наиболее оптимальным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования является школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5– 6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Читайте также: