Что такое резолюция круглого стола

Обновлено: 28.04.2024

12 апреля 2011 года каб. 830 (Георгиевский пер., д.2) 15.00 час.

Повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи жителям сельской местности, отдаленных населенных пунктов является важной задачей здравоохранения. Проблемы здравоохранения на селе затрагивают 37,4 млн. человек (26,2% жителей от общей численности населения Российской Федерации), проживающих в 153125 сельских населенных пунктах. В 22 регионах сельские жители составляют более 40% населения, и 22% из них – старше трудоспособного возраста. Сохраняющаяся в стране медико-демографическая ситуация, разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами особенно ощутимы в сельских регионах.
Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры, изменение видов хозяйственных связей, существовавших ранее между различными территориями, привели к высокому уровню безработицы на селе, снижению жизненного уровня. Различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены:малой плотностью населения;сезонностью сельскохозяйственного труда;значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга;снижением доли лиц трудоспособного возраста и увеличением удельного веса пожилых в сельской местности;недостаточным развитием транспортных связей.
В структуре сельского здравоохранения преобладают маломощные лечебно-профилактические учреждения с недостаточной материально-технической базой, испытывающие дефицит и высокую текучесть медицинских кадров, часто не соответствующие санитарно-техническим требованиям, поэтому возможность обеспечения населения качественной медицинской помощью существенно ограничивается. Состояние здоровья сельского населения во всех возрастных группах значительно хуже городского.
Среди сельских жителей отмечается более высокий уровень заболеваемости туберкулезом, кишечными инфекциями, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими и наркологическими расстройствами, распространенности и тяжести травм и отравлений.
Конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь реализуется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа ежегодно утверждается постановлениями Правительства Российской Федерации, а субъекты Российской Федерации принимают соответствующие территориальные программы. В последние годы развитию сельского здравоохранения вновь стало уделяться повышенное внимание. Реализуется федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (государственные заказчики – Минсельхоз России, Минздравсоцразвития России и другие), в рамках которой открыт 461 оснащенный необходимым медицинским оборудованием фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).
В настоящее время субъекты Российской Федерации при разработке региональных программ модернизации здравоохранения предусматривают разделы по развитию здравоохранения в сельской местности. С января 2012 года медицинским и фармацевтическим специалистам федеральных ведомств, проживающим и работающим в сельской местности, ежемесячно выплачивается 1200 рублей, предоставляемые в качестве компенсации платы за жилье, а также отопление и электроэнергию. Через Фонд обязательного медицинского страхования выделяются по 1 млн. рублей подъемных молодым специалистам, желающим переехать в село. На эти цели выделены 11 млрд. рублей, т.е. существует финансовая возможность оказать поддержку 11 тысячам специалистов. Вместе с тем существующее законодательное ограничение возраста лиц (до 35 лет), которым предоставляются единовременные компенсационные выплаты, а также привязка места работы к сельскому населенному пункту (поселки городского типа, в которых часто расположены учреждения, оказывающие медицинскую помощь сельскому населению, в программу не включены) ограничивают возможности опытных врачей, не отвечающих указанным требованиям, реализовать осознанную потребность переехать на работу в сельскую местность.
Отмечая важность и актуальность проблемы повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению в Российской Федерации, заслушав доклады, выступления и с учетом состоявшего обсуждения, участники "круглого стола" рекомендуют: Правительству Российской Федерации:- рассмотреть целесообразность внесения изменений в статью 31 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", которые позволят создавать в сельской местности казенные лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие менее 3 тыс. человек;- пересмотреть нормативы нагрузки медицинских работников в сельской местности с учетом низкой плотности прикрепленного населения, значительной удаленности населенных пунктов друг от друга и недостаточностью развития транспортных связей, а также штатное расписание центральных районных больниц - с целью укомплектования их врачами-специалистами для организации выездных консультативных бригад;- при реализации мероприятий, направленных на модернизацию здравоохранения в Российской Федерации, обратить особое внимание на вопросы улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, в том числе финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению;- предусмотреть развитие системы организации медико-социальной помощи для населенных пунктов с численностью населения менее 300 человек;- разработать меры, направленные на ликвидацию "кадрового голода" в учреждениях здравоохранения на селе, предусмотрев, в том числе, дополнительные меры стимулирующего характера (предоставление льгот по ипотечному кредитованию, снятие возрастных ограничений при предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, желающим переехать на работу в село, а также поселки городского типа);- внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательные инициативы: по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, включив в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, единовременные компенсационных выплаты, предоставляемые обслуживающим сельское население медицинским работникам в соответствии с решениями субъектов Российской Федерации; по внесению изменений в статью 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", уточняющих понятие "создание условий для оказания медицинской помощи" в части полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;- ускорить принятие федеральной целевой программы устойчивого комплексного развития сельских территорий на период до 2020 года.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:- в государственные программы развития субъектов Российской Федерации включить подпрограммы, направленные на укрепление и сохранение здоровья сельского населения;- предусматривать меры социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению.

Резолюция круглого стола

РЕЗОЛЮЦИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА» «О равных правах, возможностях и равных результатах женщин в сфере трудовых отношений»

Участники «круглого стола» «О равных правах, возможностях и равных результатах женщин в сфере трудовых отношений» - депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители общественных объединений и коммерческих организаций, а также научного сообщества - обсудили вопросы практической реализации принципа равенства трудовых прав женщин и отмечают следующее:

В Российской Федерации 8 марта 2017 года принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы (далее –Стратегия), которая нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

При этом, не вызывает сомнения, что элементы дискриминации по половому признаку присутствуют в современном обществе. Необходимость выявления и устранения таких элементов не ставится под сомнение. На международном и национальном уровнях, создаются условия для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и других сферах жизни. Выявление причин дискриминации и их устранение должно быть одной из целей деятельности любого современного правового государства.

Не вызывает возражений и тот факт, что в случаях предоставления абсолютно равных прав мужчинам и женщинам в сфере труда законодательство не учитывает того, что на женщин традиционно возлагается большее количество семейных обязанностей, в том числе по воспитанию детей. Следовательно, при формально равных правах большинству женщин тяжелее обеспечивать свой карьерный рост, чем большинству мужчин.

Разница между дифференциацией и дискриминацией заключается в том, что дифференциация предполагает установление законных различий, а дискриминация незаконна.

Следует отметить, что гарантии равных трудовых прав мужчин и женщин в Российской Федерации регулируются, в том числе, следующими нормами:

- Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) (Глава 41) устанавливает особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями;

- статья 253 СК РФ устанавливает виды работ, на которых ограничивается применение труда женщин;

- обеспечение женщине равную с мужчиной возможность реализовать свои права и свободы в сфере труда предусмотрено ч. 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) (запрет на расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, за определенными исключениями);

- статья 262 ТК РФ устанавливает гарантии в виде дополнительных оплачиваемых выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства в возрасте до 18 лет;

- статья 263 ТК РФ посвящена предоставлению дополнительных отпусков без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми. Отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску либо использован отдельно как полностью, так и по частям. Минимальная продолжительность каждой части отпуска не установлена;

- статья 262.2 ТК РФ предоставляет возможность работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, получить ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию и в удобное для них время.

В 2018 году Санкт-Петербургским государственным университетом проведено экспертно-аналитическое исследование по теме: «Правовое регулирование вопросов социального статуса и защиты прав женщин: анализ российского и зарубежного опыта, направления совершенствования законодательства Российской Федерации», в котором отмечается следующее:

1) В соответствии с последними данными Росстата («Труд и занятость в России» 2017 г.) по размеру заработной платы наблюдается разрыв в пользу мужчин. Их средняя заработная плата в 2015 году составила 38605 рублей, а женщин – 28021 рубль. При этом, такой разрыв наблюдается во всех сферах занятости и на разных должностях. Наибольший разрыв был замечен среди специалистов среднего уровня квалификации – 41286 рублей составила средняя начисленная заработная плата мужчин и 25408 рублей заработная плата женщин. При этом число пенсионеров женщин в 2017 году в два раза превзошло число пенсионеров мужчин и составило 29 млн. человек, а разрыв размере заработной платы отражается и на будущем размере пенсии.

Разница в размере заработной платы в разных сферах составляет от 6 до 32 процентов, при среднем показателе около 23-24 процентов.

Действующее трудовое законодательство содержит нормы, обязывающие работодателя обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности, а также нормы, запрещающие дискриминацию, в том числе по признаку пола. Для проверки эффективности этих гарантий был проведён анализ правоприменительной практики, в первую очередь судебной. В ходе анализа были изучены решения верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов. В результате, было обнаружено 374 решения, принятых за последние 5 лет, в которых заявители ссылались на проявление дискриминации в отношении них со стороны работодателя. В значительном числе этих дел дискриминация усматривалась заявителями именно в установлении заработной платы разного размера для работников.

2) Проведённый анализ показал недостаточную эффективность существующих мер защиты работников от дискриминации при установлении размера заработной платы. Это проявилось в следующих особенностях, выявленных по итогам изучения правоприменительной практики:

  1. При рассмотрении заявления о дискриминации при установлении размера заработной платы суды не проводят сбора и изучения сведений о средних размерах заработной платы мужчин и женщин, работающих вместе с заявителем. Суды избегают анализа обстоятельств, связанных с полом работника, при разрешении подобных споров.
  2. Бремя доказывания факта дискриминации возлагается на самого заявителя. От работодателя не требуется предоставления доказательств обратного, это делается только по собственной инициативе работодателя. Однако, заявитель чаще всего лишён возможности собрать такие доказательства, так как не обладает доступом к порядку расчёта заработной платы работодателем, к информации о размере заработной платы других сотрудников и т.д.
  3. В случае выявления судом нарушения норм трудового законодательства факт дискриминации может остаться недоказанным. Суды прямо указывают на то обстоятельство, что не любое нарушение трудовых прав работника является дискриминацией.
  4. Установление факта выплаты зарплаты, премии или иных выплат в разном размере ещё не свидетельствует о наличии дискриминации:

4.1 действующее трудовое законодательство подразумевает, что размер оплаты труда завит от его ценности. Значение имеет содержание трудовой деятельности. На практике были выявлены случаи, когда работодатели путём введения в штатное расписание разных должностей устанавливали работникам разное вознаграждение, при этом содержание их трудовой деятельности могло быть идентичным. Анализируя такие споры, суды лишь отмечали, что установление разного размера оплаты труда для лиц, занимающих разные должности не является дискриминацией.

4.2 .суды, неоднократно, защищая работодателя, вставали на позицию, согласно которой размер оплаты труда и любые другие условия работы, установленные в соглашениях (включая сам трудовой договор) между работником и работодателем не могут носить дискриминационный характер. В основу такого вывода был положен аргумент о том, что стороны были свободны в согласовании своей воли. Однако это прямо противоречит принципу равенства в трудовых отношениях, который должны учитывать все стороны трудовых отношений, а также суд, при рассмотрении подобных споров.

3) Выявленные проблемы свидетельствуют о том, что действующее трудовое законодательство не позволяет работникам эффективно противостоять фактам дискриминации со стороны работодателя:

  1. «стеклянный потолок» (или вертикальная гендерная сегрегация): женщины составляют большинство специалистов высшего уровня квалификации (25,5% женщин против 15,5% мужчин по данным Росстата), но меньшинство (6,9%) руководителей. Менее 10% занимают ключевые руководящие позиции. Женщины-руководители – это в основном руководители кадровых служб или главные бухгалтера. При этом женщины-сотрудники в среднем более образованные (37,2% женщин против 29,9% мужчин с высшим образованием), дольше работают в одной компании;
  2. горизонтальная гендерная сегрегация – это наличие плохо оплачиваемых областей труда, где заняты в основном женщины, например, здравоохранение (79,2% женщин-работников) и образование (76,7% женщин-работников), и областей, где работают преимущественно мужчины, таких как, добыча полезных ископаемых - традиционно самыми высокооплачиваемыми;
  3. дискриминация при приеме и увольнении с работы (если у Вас есть статистика судебная или какая-то необходимо указать)

4) Фактически, вопросы установления размера заработной платы и премий сегодня находятся в исключительной власти работодателя. Работник не имеет возможности собрать доказательства того, что действия работодателя носят дискриминационный характер. Суды не оказывают заявителям помощь в сборе доказательств, не применяют последовательно положения трудового законодательства об обязанности работодателя устанавливать равный размер оплаты за труд равной ценности. В результате, реальные факты дискриминации по половому признаку в трудовой сфере, в том числе в сфере оплаты труда, остаются скрытыми и не получают должной правовой оценки. Работодатели, с учётом сложившейся правоприменительной практики по данным спорам, не опасаются быть привлечёнными к ответственности за действия, носящие дискриминационный характер.

По вопросу о различном количестве (в процентном отношении) женщин в политике в Российской Федерации, нельзя не отметить устойчивую положительную динамику.

В целях объективной оценки и последующего устранения причин диспропорции между мужчинами и женщинами в политике следует провести оценку их соотношения среди выпускников соответствующих ВУЗов по специальностям и соотношение реализовавших себя в профессии, проследив на каком этапе карьерного пути начинаются диспропорционные процессы, факторы на это влияющие, соответствие сотрудника квалификационным требования должности в зависимости от пола.

Качественное изменение положения женщин потребует обновленного методологического, организационно-управленческого, кадрового, материально-технического и методического обеспечения. Для реализации обозначенной задачи следует обосновать необходимость дифференцированного изменения нормативно-правового регулирования в отношении женского населения России, с учетом различий экономических возможностей, географических особенностей территории, а также религиозных и национальных особенностей регионов.

В целях обеспечения реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и создания равных возможностей для их реализации женщинами в различных сферах жизнедеятельности предлагается:

1. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1.1.Учитывая, что план мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 года был утвержден 14 марта 2018 года Распоряжением Правительства Российской Федерации
№ 420-р, предлагается ускорить темпы реализации указанного плана;

1.2. Выработать предложения по подходам к имплементации компетентностной модели профессиональной ориентации женщин, предполагающей взаимодействие образовательных учреждений и работодателя в интересах подготовки кадров определенного профиля и уровня квалификации, с учетом региональной специфики;

1.3. В рамках плана мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 года выработать механизм вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность (в том числе и социальное предпринимательство) в соответствии с запросами отраслей экономики;

1.4. Регулярно актуализировать действующий «Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г.
№ 162, в связи с автоматизацией технологических процессов, применением в отдельных профессиях и видах работ современного оборудования и технологий, что обеспечит справедливые условия труда, а также увеличит возможность женщин на трудоустройство.

1.5. Выработать комплекс мер, которые позволят повысить эффективность борьбы с любой формой дискриминации по отношению к женщинам в сфере трудовых правоотношений, в том числе по усилению ответственности работодателя.

1.6. Выработать механизм вовлечения женщин в отрасли экономики, которые относятся к категории высокооплачиваемых;

1.7. Разработать требования к оборудованию мест временного совместного пребывания матери и ребенка для женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет на их рабочем месте;

1.8. Распространить в субъектах Российской Федерации практику формирования заказа на разработку и реализацию программ профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком совместно со службами занятости.

2. Государственным службам занятости населения субъектов Российской Федерации:

2.1. Разработать и внедрить программы по предоставлению в приоритетном порядке рабочих мест для одиноких матерей, в том числе содействовать самозанятости безработных, либо их частичной занятости;

2.2. Тиражировать лучшие практики по распространению финансовой и цифровой грамотности женщин;

2.3. Обеспечить информирование граждан о достижениях национального нормативного регулирования в области защиты прав и интересов женского населения.

3. Федеральной службе по труду и занятости:

3.1. Обеспечить своевременный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства в части принципа равной оплаты за труд равной ценности, как мужчинам, так и женщинам.

3.2. Обобщить данные по результатам проверок по соблюдению трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в части равной оплаты за труд.

4. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:

4.1. Создать из числа членов Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей экспертную группу по вопросу совершенствования законодательства, связанного с реализацией прав женщин в сфере трудовых отношений и иных прав.

4.2. Продолжить практику проведения мероприятий в Государственной Думе в качестве постоянно действующей площадки для диалога женских общественных объединений, организаций и женщин-лидеров по улучшению положения женщин в Российской Федерации.

Что такое резолюция круглого стола

10 октября 2019 г.
Москва

10 октября 2019 года в Москве состоялся Круглый стол «Проблемы сохранения наследия Рерихов в России».

Организаторы Круглого стола – Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Международное Содружество Рериховских организаций.

Информационная поддержка – газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, интернет-ресурс «Научный корреспондент».

В работе Круглого стола приняли участие 184 представителя международной общественности, 66 рериховских общественных организаций из 13 стран мира: России, Украины, Эстонии, Болгарии, Молдовы, Беларуси, Латвии, Германии, Казахстана, Финляндии, Австрии, Киргизии, Узбекистана.

Участники Круглого стола обсудили проблемы, связанные с сохранением и использованием наследия семьи Рерихов в России, а также последствия разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и существующие угрозы дальнейшей культурной деятельности Международного Центра Рерихов.

Участники Круглого стола отметили, что, начиная с апреля 2017 года руководств Государственного музея Востока (ГМВ) и Министерства культуры РФ реализовали ряд целенаправленных незаконных мер, которые привели к захвату усадьбы Лопухиных в Москве, разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха, вывозу наследия семьи Рерихов и других музейных коллекций и изгнанию из усадьбы Лопухиных Международного Центра Рерихов (МЦР), который восстановил ее из руин без государственной помощи и более четверти века осуществлял в ней культурную деятельность на законных основаниях. Тем самым чиновники от культуры явили один из ярчайших примеров варварства XXI века.

Демонстративный разгром успешно действующего общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, учиненный ГМВ и Министерством культуры, имеет свое продолжение и до сих пор не остановлен властными структурами. Многочисленные протестные заявления и обращения широкой российской и международной общественности игнорируются, и кризис безответственности и безнаказанности продолжается.

Участники Круглого стола подчеркнули, наследие семьи Рерихов является неотъемлемой уникальной частью сокровищницы мировой культуры. К сожалению, в России наследие наших выдающихся соотечественников до сих пор не принимается на должном уровне и искажаются его принципиальные основы. Чиновники от культуры не понимают и отвергают эволюционное значение наследия Рерихов и, в первую очередь, Учения Живой Этики, которое явилось основой мировоззрения семьи Рерихов. Именно поэтому приходится констатировать необходимость действенной, активной защиты бесценного наследия Рерихов.

В памяти российского народа навсегда останется значимое событие 1990 года, когда из Индии в Россию возвратилось наследие семьи Рерихов, благодаря решению С.Н. Рериха создать в Москве общественный Музей имени Н.К. Рериха. Для реализации этой задачи С.Н. Рерих лично выбрал усадьбу Лопухиных в центре Москвы – исторический памятник XVII–XIX вв. В истории России останется концепция Центра-Музея, разработанная Святославом Николаевичем, в которой однозначно сказано: «…Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен… обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…» Концепция Центра-Музея, раскрывающая замысел С.Н. Рериха – это живая память, накладывающая на власть и граждан России особые обязательства – выполнить волеизъявление Святослава Николаевича Рериха.

Участники Круглого стола отметили, что события последних лет раскрыли истинное отношение руководств Министерства культуры и ГМВ к семье Рерихов и их наследию. Разгромив без какого-либо решения суда постоянную экспозицию общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и присвоив его коллекции, вышеназванные государственные ведомства преступили не только закон, но и этические принципы. Официально провозгласив о создании государственного музея Рерихов на месте уничтоженного общественного Музея и закрепив свое решение соответствующими юридическими актами (Приказ № 23/1-10 от 04.02.2016, Решение коллегии Минкультуры № 2 от 16.02.2016, Распоряжение Росимущества № 434, от 03.05.2017 и др.), Министерство культуры и ГМВ уже через два года публично отказались от исполнения взятых на себя ранее обязательств. И это понятно, так как все данные обещания были лишь прикрытием основной цели – ликвидировать успешно действующий общественный Музей имени Н.К. Рериха в центре Москвы, в шаговой доступности от Кремля.

В 2019 году руководство Министерства культуры официально объявило о прекращении деятельности на территории усадьбы Лопухиных государственного музея Рерихов, который так и не наладил полноценную музейную работу. Лишь на ВДНХ Министерством культуры была выделена незначительная экспозиционная площадь под экспонирование картин Н.К. Рериха. Так огромное художественное, научное, философское наследие наших великих соотечественников фактически отчуждено от российского общества, которому оно было предназначено. Вместо концептуальной экспозиции общественного Музея МЦР, созданной Л.В. Шапошниковой в соответствии с замыслом С.Н. Рериха, была предложена временная художественная выставка, из которой изъяты важные вехи творческого пути семьи Рерихов – философия космической реальности – Учение Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха, Пакт Рериха и другие.

Общественность беспокоит и тот факт, что концепция развития ВДНХ не предполагает разворачивание в этом пространстве постоянных выставок, тем более, создание музеев. Современное видение ВДНХ – это объединение нескольких зон, каждая из которых имеет свою тему, образ и смысл, где разворачиваются сменяющие друг друга музейно-выставочные проекты, международные деловые выставки и конгрессы, фестивали и праздники. Потому общественность обеспокоена тем, что в дальнейшем Министерство культуры изменит и это свое решение – уберет экспозицию картин Рерихов из ВДНХ, отправив ненужное и беспокоящее чиновников наследие Рерихов в запасники каких-нибудь музеев.

Таким образом, время показало, что планы Министерства культуры по созданию государственного музея Рерихов оказались несостоятельными и лишь ввели в заблуждение руководство страны и общественность. Тем не менее, на встрече с Президентом России В.В. Путиным 26 июля 2019 года министр культуры РФ В.Р. Мединский назвал музей Рерихов, как реально существующий, тем самым вновь намеренно исказил действительность.

Очередным подтверждением тому, что руководство Министерства культуры с самого начала не планировало создавать в усадьбе Лопухиных государственный музей Рерихов и разворачивать постоянное экспонирование картин Рерихов, служит заявление Минкультуры о передаче усадьбы ГМИИ имени А.С. Пушкина (ГМИИ). Считаем такое решение несправедливым и антиобщественным. Известно, что именно МЦР профессионально восстановил усадьбу Лопухиных своими силами без копейки государственных средств при активной поддержке общественности. Также известно, что за внесение неоценимого вклада в дело сохранения исторических памятников России Министерство культуры особо «отблагодарило» МЦР, разгромив его общественный Музей, экспроприировав его наследие и поправ его несомненное право продолжать культурную деятельность в усадьбе Лопухиных. С учетом этих фактов, а также того, что С.Н. Рерих лично выбрал усадьбу Лопухиных исключительно для размещения там общественного Музея имени Н.К. Рериха, руководство ГМИИ несомненно стоит перед серьезным выбором. Участники Круглого стола считают, что ГМИИ не принесет славы неблагородное отношение к коллегам-музейщикам общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Участники Круглого стола разделили серьезные опасения международной культурной общественности в отношении дальнейшей судьбы и состояния наследия Рерихов, незаконно изъятого у МЦР в 2017 году Государственным музеем Востока и Министерством культуры РФ. Изъятие музейных коллекций, документов и имущества МЦР происходило в нарушение норм законодательства, без составления соответствующих актов, протоколов выемки и описей предметов, без присутствия понятых и т.п. В этих условиях общественность считает, что существует реальная опасность хищения и распродажи картин Рерихов и других экспонатов из коллекции разрушенного общественного Музея МЦР.

На этом фоне общественность особо тревожит судьба скульптурно-мемориального комплекса в усадьбе Лопухиных, посвященного семье Рерихов, поскольку ГМВ и ГМИИ выдвинули требование к МЦР убрать памятники с территории усадьбы в 5-дневный срок! Чиновники не могут не знать, что для демонтажа и вывоза памятников необходимо провести серьезные подготовительные работы. Кроме того, нельзя не отметить, что снос скульптурно-мемориального комплекса ГМВ наметил в дни, когда мировая общественность отмечает памятные даты — 145 лет со дня рождения знаменитого художника и просветителя Н.К. Рериха, 140 лет со дня рождения выдающегося мыслителя Е.И. Рерих, 115 лет со дня рождения известного художника и общественного деятеля С.Н. Рериха. Потому подобное требование звучит как откровенное издевательство над Рерихами и мировым сообществом.

Мемориальный комплекс – это единственный в мире и поистине народный памятник, посвященный Рерихам. Он был создан на добровольные пожертвования. Снос памятников или его перенос с территории усадьбы, явится со стороны государственных ведомств публичным проявлением неуважения к Рерихам и выражением недальновидности чиновников в стремлении перекроить историю на свой лад. И как сегодня неизвестно, где и в каком состоянии находится наследие Рерихов, незаконно изъятое у МЦР, та же участь может постигнуть и памятники Рерихам в случае их вывоза из усадьбы Лопухиных. Считаем подобный подход к скульптурно-мемориальной композиции в честь семьи Рерихов антиисторичным и антикультурным.

К сожалению, приходится констатировать, что такая же участь может постигнуть и ступу Трех Драгоценностей, расположенную на территории усадьбы Лопухиных. Ступа является не только музейным предметом, но и достоянием народов России, поскольку имеет особое культурно-историческое значение. Эта первая буддийская ступа, установленная в столице России, которая содержит реликвии двухсот выдающихся учителей буддизма, в том числе Будды Шакьямуни и Будды Кашьяпы. Ее сохранение – это сохранение уникального памятника, олицетворяющего культурное богатство Востока.

Участники Круглого стола обратили внимание, что проблемы, связанные с наследием семьи Рерихов, находят свое отражение в интернет-пространстве и СМИ, где продолжают публиковать материалы, профанирующие идеи Рерихов, умаляющие их имена и дискредитирующие наследие наших соотечественников.

Участники Совещания выразили возмущение по поводу публикаций о Е.И. Рерих и ее наследии К. Рыбака – советника министра культуры и Ю. Избачкова – бывшего сотрудника Минкультуры, а позднее и сотрудника ГМВ. Статьи этих авторов явно псевдонаучны, содержат ложные бездоказательные утверждения, носят откровенно оскорбительный характер в отношении Е.И. Рерих – выдающегося мыслителя ХХ столетия.

Участники Круглого стола подчеркнули, что творческое наследие Е.И. Рерих вызывает огромный интерес в мире и современные ученые высоко оценивают ее творчество. Книги научно-философской системы Живой Этики, переведенные на многие языки, а также письма и другие литературные труды Е.И. Рерих имеются во всех странах мира и занимают достойное место в ВУЗах, национальных и региональных библиотеках. Е.И. Рерих известна как президент-основатель Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии, с которым сотрудничали выдающиеся ученые: А. Эйнштейн, Н.И. Вавилов, С.И. Метальников и многие другие. Ее именем названа малая планета Солнечной системы, а также горная вершина Катунского хребта, Международный благотворительный фонд в Москве, общественная библиотека в Уймонской долине, престижная международная премия. В честь Елены Ивановны воздвигнут мемориальный памятник в Москве на территории усадьбы Лопухиных, выпущены юбилейные медали и конверты. На этом фоне оскорбительные публикации в адрес нашей выдающейся соотечественницы, тем более безобразны, что автором их является представитель руководства Министерства культуры.

Еще одним актом вандализма в отношении наследия семьи Рерихов является тиражирование дневниковых записей Е.И. Рерих в нарушение ее авторских прав. Игнорируются также и права МЦР, поскольку данные дневники были незаконно изъяты у общественной организации вместе с прочими архивными материалами и ценностями при силовом захвате усадьбы Лопухиных. Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах она подчёркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 439). Каждый автор имеет право определять сроки вхождения в мир своих творений, таким правом обладала и Е.И. Рерих. Однако в наши дни мы стали свидетелями того, как ее законное авторское право узурпировано и беспринципно попирается. В законе об авторском праве ГК РФ (часть четвертая, раздел VII, глава 70 «Авторское право») говорится об охране «авторства, имени автора и неприкосновенности произведения» и после смерти автора (Ст. 1267, п. 1). Также отмечается: «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)» (Ст. 1268, п. 3). В России никто, кроме МЦР, не обладает исключительным правом на дневниковые записи Е.И. Рерих, кроме того, их использование идет против воли автора, определенно выраженной в письмах Е.И. Рерих. Публикуя дневниковые записи Елены Ивановны и используя любые фрагменты из них, чиновники, призванные охранять культурное достояние страны, открыто демонстрируют пренебрежительное отношение к наследию семьи Рерихов и крайний непрофессионализм, собирая вокруг себя «ловцов» сенсаций, не обремененных моральной ответственностью. В свое время Е.И. Рерих с горечью писала в отношении своих дневников: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» (Рерих Е.И. Письма. Т. 4. С. 279).

Участники Круглого стола напомнили, что наследие Е.И. Рерих только начинает осваиваться наукой и требуется участие в этом процессе не любопытствующих дилетантов, а профессионалов, способных и готовых работать с наследием Рерихов.

Участники Круглого стола отметили, что МЦР, последовательно и бесстрашно добивающийся сохранения наследия семьи Рерихов в России, отстаивающий выполнение воли С.Н. Рериха, в полном объеме имеет широкую общественную поддержку. Однако именно МЦР – известную международную организацию, стремятся ликвидировать путем принудительного банкротства, начислив огромные налоги за экспонирование принадлежащих ему картин Рерихов. Чиновники от культуры делают основную ставку на банкротство МЦР – единственного законного владельца наследия Рерихов в России. Уничтожив общественную организацию, чиновники от культуры могут уйти от ответственности и «узаконить» свои разрушительные действия в отношении МЦР, его общественного Музея и получить возможность бесконтрольно распоряжаться наследием Рерихов. Потому всесторонняя, активная поддержка и помощь МЦР в его многогранной деятельности – это один из основных гарантов сохранения наследия семьи Рерихов.

Участники Круглого стола особо подчеркнули, что сохранение для будущих поколений наследия Рерихов – мирового культурного достояния, является первейшим долгом всех, для кого культура не есть пустое слово. Сегодня не место равнодушию! Не раз история подтверждала правоту слов: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» (Бруно Ясенский. «Заговор равнодушных»).

Участники Круглого стола считают, что агрессивные, противоправные действия ГМВ и Министерства культуры в отношении наследия семьи Рерихов, МЦР и его общественного Музея, как и любое преступление против народа, не имеет срока давности, их невозможно оправдать. Потому важно продолжать осуществлять поддержку деятельности Международного Центра Рерихов по сохранению наследия семьи Рерихов, выполнению воли С.Н. Рериха и отстаиванию попранных прав МЦР.

Участники Круглого стола постановили:

1. Принимая во внимание мировое значение культурного наследия Рерихов и состояние его сохранности, призываем власти России:

– выполнить обязательства государства, данные С.Н. Рериху в отношении наследия семьи Рерихов, общественного Музея имени Н.К.Рериха и усадьбы Лопухиных, которые в наше время нарушены Министерством культуры РФ,

– вернуться к решению комиссии, созданной по поручению Президента РФ № ПР-857 от 04.05.2008, которая, учитывая обязательства государства, данные С.Н. Рериху и заслуги МЦР в деле воссоздания усадьбы Лопухиных, рекомендовала Правительству РФ и Правительству Москвы передать усадьбу в безвозмездное пользование МЦР.

2. Заявляем решительный протест по поводу требования ГМВ и ГМИИ имени А.С. Пушкина о демонтаже и вывозе Мемориала Н.К. и Е.И. Рерихов, а также бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов с территории усадьбы Лопухиных. Призываем сохранить в усадьбе Лопухиных данные культурные памятники, как историческое и культурное достояние народа.

3. Выражаем решительный протест против оскорбления имени Е.И. Рерих, внесшей неоценимый вклад в развитие русской и мировой культуры, а также против профанации ее творческого наследия в псевдонаучных публикациях советника министра культуры К. Рыбака и Ю. Избачкова.

Обращаемся к редакциям электронных журналов «Наследие веков» и «Культурологический журнал» Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва с просьбой изыскать возможность объективного и подлинно научного освещения жизни и деятельности Елены Ивановны Рерих в год ее 140-летнего юбилея.

4. Требуем соблюдения авторских прав Е.И. Рерих в отношении ее дневниковых записей, а также исполнения воли С.Н. Рериха, передавшего МЦР архивные документы своей семьи, в том числе дневники матери. В связи с этим, считаем необходимым закрытие всех проектов, связанных с публикацией дневников Е.И. Рерих, в том числе размещением на интернет-ресурсах.

5. Объединить усилия участников Рериховского движения для подготовки программы празднования в 2020 году 100-летия создания Живой Этики и 85-летия подписания Пакта Рериха.

6. Поддержать резолюцию Круглого стола «Судьба Наследия – судьба России» от 21 июля 2019 года (с. Верх-Уймон и с. Усть-Кокса Республики Алтай).

Рекомендуем участникам Рериховского движения принять активное участие в организации и проведении Международного съезда представителей Рериховских организаций в 2020 году.

7. Рекомендовать Рериховским организациям продолжить популяризацию изданий МЦР о Рерихах и их наследии в библиотеках и учебных учреждениях регионов России.

Читайте также: