Что должно быть на столе учителя

Обновлено: 16.05.2024

Каждый из нас рано или поздно сталкивался с нехваткой времени: это случалось эпизодически, во время важных проектов или семейных проблем, а иногда подобные ситуации приобретают хронический характер. И для этого вовсе не обязательно быть представителем профессии, где требуется регулярное напряжение или из ряда вон выходящая ответственность. Достаточно стать учителем.

В сети достаточно много инструкций на тему, как упорядочить собственную деятельность и сделать её более планомерной и менее трудозатратной. Вот только авторы этих материалов, как правило, слабо представляют, как и над чем трудится учитель, так что приходится вносить коррективы на ходу и устраивать эксперименты над собой — результатами такового я и хочу поделиться с читателями. Целый год проб и ошибок, непонятные термины вроде «тайм-менеджмент» стоят за несколькими рекомендациями, которые я собираюсь дать. Было бы наивно говорить про личный опыт. Личный опыт, как правило, работает только для узкого круга людей или вообще только для носителя этого опыта. Так что рекомендации для себя, а теперь и для коллег, создавались в строгом соответствии с научными трудами о человеческом мышлении и других процессах, понимание которых и приводит к более рациональным взглядам на собственный рабочий режим.

Самое первое и главное, что стоит понять — чем больше дел вы собираетесь выполнить, не выпуская из головы, тем меньше вероятность, что всё удастся вовремя. Нисколько не умаляя способности и умения учителя, всё же вынужден констатировать, что среди нас цезарей нет, поэтому начинать надо с грамотной расстановки целей. Ну пусть не вполне грамотной, пусть эмоциональной, но расставлять приоритеты надо.

Знаете, что является самой приоритетной целью для каждого педагога? Не буду гадать — он сам, его благополучие и поддержание организма в тонусе.


Доказано, что недосып значительно снижает познавательные функции, увеличивает время реакции и провоцирует постоянное «дурное» настроение. Поэтому, и да не упрекнут меня в гедонизме, первой, приоритетной целью для учителя должно стать поддержание нормального функционирования организма, то есть регулярный сон и приём пищи. Установите себе режим дня, который сами же себе и позволите ломать только в случае самого серьёзного форс-мажора. Ложитесь спать в одно и то же время независимо от толшины стопки непроверенных тетрадей на столе или недописанного отчёта. Причём не только в будни, но и в выходные. Всегда завтракайте, обедайте и ужинайте полноценно, никуда не торопитесь, не перехватывайте на ходу.

Тут ведь только с первого взгляда сквозит эгоизмом (хотя в здравом эгоизме ничего плохого нет): зевающий учитель, нервный и думающий о скором обеде, вряд ли сможет мотивировать учеников, зато ошибок в документации сделает много. Проверено на себе, как принято говорить.

Вторым приоритетом должна стать подготовка к урокам. Я не знаю, что здесь комментировать, потому что подача материала в интересной форме, с помощью современных технологий, является достаточно важной задачей для любого педагога, который хочет передать знания, а не добиться машинального заучивания. Которое, конечно, на какое-то время поможет и даже создаст видимость успешного освоения программы, но ни на йоту не приблизит подопечных к пониманию смысла и основных моментов вашего предмета. Поэтому подготовка к занятиям должна стать вторым основным приоритетом, важность которого, я думаю, осознаёт каждый практикующий педагог.


Ну и, наконец, приоритет третий, как вы уже догадались, документация. Прежде всего посмотрите на законодательную базу, где можно точно узнать, что именно должен заполнять и сдавать учитель, преподаватель или классный руководитель. Безусловно, определённое количество отчётности необходимо, чтобы регулировать учебный и рабочий процесс, поэтому от бумажек никуда не деться. Но что-то можно и не сдавать, руководствуясь указаниями министерства и локальными актами.

Готовьте документацию с умом! В первую очередь, наведите порядок на столе, в столе и в компьютере, как на рабочем месте, так и дома. Поверьте, вечный хаос лишь отнимает ваше драгоценное время и не прибавляет сил.


Разобравшись с приоритетами (я вовсе не настаиваю, но полагаю, что идти они должны именно в таком порядке), подумайте над тем, когда всё это делать?

Работа идёт на работе. Поэтому постарайтесь максимально облегчить свою сумку от записей, тетрадей и прочего, что неизбежно понесёте домой. Ну и, конечно, не позволяйте себе думать о рабочем процессе слишком много, когда за вами вечером захлопнулась дверь любимого образовательного учреждения. Иными словами, распределите время на труд и на отдых. И, как ни странно это звучит, задерживайтесь на работе, чтобы домашний вечер не превращался в убогое дополнение рабочего дня.

Проверяйте тетради после занятий, задержавшись на 30 минут или час после последнего звонка. Оставляйте флешки с документацией на столе в кабинете — они не пропадут, но и не испортят вечерние часы. Лучше до заката провести время в классе, чем до рассвета за компьютером дома, вы ведь помните о приоритетах? Иногда, я сам работаю до пяти, хотя пары закончились ещё в три часа, но это фактически полностью освобождает мой вечер.

Разумеется, если вы считаете, что есть задачи, требующие срочного решения, то как распорядиться своим временем после занятий решайте сами. Но ни в коем случае не превращайте подобные отступления от правил в систему!


Работать ли по выходным? Я имею в виду дома, в спокойной атмосфере, над срочными и не очень делами? Решать вам, но я бы порекомендовал всё же уделять важным вопросам совсем немного времени по субботам и воскресеньям. Не больше часа и обязательно в первой половине дня. Так вы предотвратите лишние усилия по будням и не сломаете собственный график.

У вас есть методический день? Используйте его на все 100 процентов. Как правило, я провожу его на рабочем месте, выполняя то, что может отнять моё время в другие дни. Так же поступайте, когда появляются «окна» в расписании, выделяя время на работу над планом занятий или подготовку отчётов. Лучше сейчас, чем завтра, лучше каждый день понемногу, чем завалы и бессонные ночи.

Вот мы и разобрались. У нас теперь есть лестница приоритетов, по которой мы постепенно опускаемся. Сначала — поддеживаем себя в форме, потом переходим ко второй ступени, где готовим интересные и полезные занятия, и наконец спрыгиваем на третью ступень, приступая к работе над важными бумажными заданиями. При этом не забывая, что для второй и третьей ступени у нас есть время с 8 до 17. А не с 8 утра сегодня до 8 утра завтра.

Лирическое отступление. Представьте, что вы колете дрова. Полезное занятие, если вы живёте в сельской местности или просто хотите поразмяться. Чем больше дров вы колете, тем менее острым становится топор. И если его не точить время от времени, то продуктивность вашей работы резко спадёт, она рискует потерять смысл и превратиться из нужного дела в глупую и абсолютно неэффективную рутину.

Рабочее место учителя:полезные советы.

Чтобы не тратить время и не отвлекаться на поиск чего-либо на своем рабочем столе, продумайте расположение самых необходимых вещей так, чтобы к ним можно было дотянуться и в то же время, чтобы они не мешали вам. Используйте подставку для телефона. Это удобно. Кстати, вы можете самостоятельно изготовить простую и надежную подставку за 1 минуту. Для этого вам понадобятся 2 зажима для бумаги.

2. Разберитесь с канцелярскими принадлежностями

Часто у самого обычного учителя на столе лежит 7–8 ручек, 3 из которых не пишут, а еще 4 карандаша, ножницы, канцелярский нож, скрепки, кнопки и много других «полезных и незаменимых» мелочей. Пора покончить с этим! Наведите порядок на столе.

Избавьтесь от лишних вещей, а если вы чересчур сентиментальны или они и вправду могут вам пригодиться, найдите им место в ящике или храните в специальном органайзере. Подставку для карандашей и ручек можно сделать из любых подручных материалов. Даже из палочек для мороженого.

3. Держите личные вещи в сумочке

Если вы имеете привычку выкладывать на стол личные вещи, советуем вам избавиться от нее или хотя бы начать контролировать. Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы оставить на столе телефон или что-то из вещей первой необходимости, но вот раскладывать там косметику точно не стоит. Если вещи мешают вам в сумочке, быть может их вообще не нужно носить с собой?!

Чтобы вам не приходилось долго искать что-то в сумочке носите все в отдельных кармашках или органайзерах: косметику в косметичке, ручки и прочую канцелярию в пенале, тетради и бумаги в папке и т. п.

4. Освободите место для письменной работы

Учителю приходится тратить много времени, занимаясь разного рода бумажной работой. К сожалению, основной объем такой работы приходится брать на дом. Тем не менее, наверняка вам удается выкроить несколько минут на заполнение журнала, проверку контрольных и написание отчетов на перемене или во время «окна» между уроками. Всегда оставляйте на столе свободное место на такой случай.

5. Разберите завалы и начните планировать

Один из главных воров свободного места на рабочем столе учителя – это всевозможные отчеты, планы, тетради и т. п. Все это буквально за день-два может собраться в огромную пирамиду. Вместо того, чтобы строить башни, пирамиды или другие сооружения из бумаги, оставляйте на столе только то, что понадобится вам именно сегодня.

Все остальное лучше всего убрать в ящик или общий шкаф. Чтобы не забыть о планах на завтра, оставляйте себе короткие записки. Купите для этого разноцветные стикеры, а еще лучше, установите в учительской магнитную доску, на которой можно писать маркерами или прикреплять записки.

6. Позаботьтесь о здоровье

Когда вы очистите свой стол от всего лишнего, останется последний штрих – сделать рабочее пространство светлым. Лучше всего, для поддержания гигиены зрения, работать при естественном освещении. Если же ваш стол расположен так, что света вам не хватает, помогите своим глазам, установив настольную лампу. Даже если вам придется потратиться на лампу из своего кошелька, это сохранит ваше здоровье и сделает работу эффективной.

Если есть возможность, сделать рабочее место “живым”. Обязательно поставьте на столе хотя бы один горшок с растением. Чем больше цветов и растений будет в учительской, тем надежней будет ваша защита от болезней и стрессов. К тому же, зеленый цвет улучшает память и настраивает на продуктивную работу. Свет и растения можно соединить в одно целое. Найдите в интернете, как можно самому сделать такие светильники.

7. Храните вещи правильно

Если у вашего стола нет ящиков, значит со временем нужно приобрести какую-то тумбу или шкафчик, где вы будете хранить книги, тетрадки, документы, рабочие инструменты, мультимедиа и т. д. Поищите место на столе или на стене, где вы сможете разместить дополнительные полки. Часто в учительских кабинетах есть свободное место на стене, которое можно эффективно использовать, прикрепив туда полки.

Правильное хранение вещей помогает быстрее найти что-то необходимое. Вещи, которые вы используете очень часто, должны быть близко к рабочему стулу, чтобы вы могли их доставать сидя. Чем менее часто вы используете вещь, тем дальше она может располагаться от рабочего места. При правильной организации, вам легко будет ориентироваться, что где лежит.

8. Организуйте пространство

Если вы в ближайшем времени планируете ремонт на своем рабочем месте, уделите особое внимание цвету стен. Этот важный фактор может весомо повлиять на вашу продуктивность. Существует множество психологических исследований на тему влияния различных цветов и оттенков на психику человека.

Для рабочего пространства категорически запрещены любые темные оттенки. Они давят на человека и делают рабочее помещение визуально более узким. Яркие цвета не дают сосредоточиться и отвлекают от работы. Теплые оттенки способствуют развитию креативности. А вот для рабочего пространства в образовательных учреждениях выбирают светлые оттенки. Они полны вдохновением, увеличивают пространство, вызывают ощущение легкости и открытости.

9. Подберите правильный стол и стул

Тип рабочего стула или кресла имеет большое значение. Учительский труд полон рутинной работы, будь то заполнение отчетов или проверка тетрадей. Вам должно быть удобно сидеть на этом месте длительное время без движения (но и не забывайте делать перерывы и зарядку). Обратите внимание, чтобы вам было удобно сидеть на стуле прямо, нужна поддержка вашей спины.

На стуле можно разместить карманы для вещей «быстрого реагирования»: ручек, карандашей, резинки, линеек, корректора и др. А на столе не забудьте прикрепить крючки для сумок, чтобы они не занимали место на столе и не висели на спинке стула, норовя соскользнуть.

Обратите внимание: НА СЛЕНГЕ,
Комментарий Натальи Васильевны правомерен(я его успела прочитать)

Анна Борисовна,а каких комментариев Вы ожидали?

Лайфхак является производным от английских слов life и hack. Первое из них означает жизнь, второе взлом. Другими словами, дословно lifehack переводится как взлом жизни.

Може лучше Вам изменить? :-)Вы же на русском пишите.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации

6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Моё домашнее рабочее место учителя

Я вспоминаю, как выглядело мое рабочее место 15 лет назад, в 2005 году, когда я еще жила в семейном общежитии, где спальня, зал и кухня находились в одном помещении площадью 20 квадратных метров. Там же был и мой рабочий закуток. Тогда он состоял из куска кухонного стола и самодельной полки с учебниками и методичками. И, хочу заметить, тогда мне этого хватало.

В 2006 году в нашей семье появился первый компьютер. Я тогда еще не очень понимала, для чего смогу его использовать. А уже спустя полтора года муж предложил провести Интернет. Я долго колебалась: а нужен ли он, а не дорого ли? Тогда я и подумать не могла, что спустя каких-то пятнадцать лет даже представить себе не смогу работу без компьютера и Сети, более того - что половина моей работы будет именно в Сети.

Изменилась жизнь, поменялись профессиональные требования. Для того чтобы работать учителем, стало недостаточно нескольких методичек. Информационное пространство расширилось в тысячи раз. Источников информации стало больше. Претерпели изменения подходы к образованию. Да и сама я как учитель стала другой.

Теперь мои жилищные условия улучшились, и у меня есть возможность иметь собственную комнату (кабинет) для работы. Я не считаю это роскошью. Для меня это необходимость, благодаря которой я могу не только качественно работать, заниматься самообразованием, саморазвитием и творчеством, но и зарабатывать.

У меня теперь не кусок стола, а огромный стол, где я могу разместить все самое необходимое: компьютер, принтер, колонки, наушники, подставки для файлов, ежедневники, ручки, тетрадки и. любимого котика. Помимо полки над столом, где находятся книги и методички первой необходимости, коробка с флешками, портрет Есенина и статуэтка Лермонтова, есть еще пара вместительных шкафов, в которых хранятся всевозможные методические и научные книги, пособия для подготовки к экзаменам, художественная (программная и не программная) литература.

Царь моего рабочего места, конечно, компьютер. Именно стационарный комп, а не ноутбук (хотя он тоже имеется - на всякий случай). Мы с мужем выбрали для себя (сначала это был общий компьютер, теперь он стал лично мой) бюджетный, но мощный.

Очень важен, конечно, монитор. Зрение у меня уже неважное, поэтому мы приобрели достаточно большой монитор с диагональю 22 дюйма. Широкий, комфортный, с четким изображением, он мне очень помогает в работе. Несмотря на часы, проведенные за компьютером, глаза не болят.

Немаловажную роль для меня играет компьютерное кресло, потому что от его эргономичности и удобства зависит мое самочувствие. Неудобный стул - это больная спина, затекшая шея и, как результат, остеохондроз. Последнее кресло, подаренное мне мужем, - это просто мечта.

Разумеется, рабочее место должно быть хорошо освещено. Я использую три источника света: большое окно, потолочные встроенные светильники и настольную лампу.

Я люблю свой рабочий кабинет. Для меня в нем важно все: техника, книги, мебель, комнатные растения и любимый котик, который всегда где-нибудь рядом (на краешке стола или на подоконнике). И, конечно, атмосфера: уютная, творческая и спокойная. Ведь я провожу здесь почти все свое время. Здесь я придумываю свои уроки, создаю дидактические материалы, смотрю вебинары, общаюсь с коллегами в соцсетях, занимаюсь с учениками онлайн и оффлайн, пишу статьи на канал в Дзене. Мне здесь хорошо, удобно и комфортно.

Как сократить «бумажную» работу учителя и сэкономить время? Девять советов учителю по организации своей работы



Работа учителя похожа на айсберг. Со стороны видна лишь его верхушка — уроки в классе, а другая часть, связанная с планированием, подготовкой занятий, оформлением документов и сдачей отчетности частенько остается «под водой». Родители и ученики не догадываются, сколько времени и сил учитель тратит на подготовительную и бумажную работу, а вот самих учителей она, порой, способна довести до отчаяния.

Любой преподаватель может вспомнить случаи, когда ему приходилось жертвовать живым общением с учениками, а зачастую и личным временем во имя бумажной работы. Ситуация усугубляется с каждым годом: «сверху» требуют все новые отчеты, планы и формуляры, вводят новые стандарты обучения, а в сутках по-прежнему всего 24 часа.

Однако любому учителю под силу упростить и оптимизировать работу. Мы собрали несколько советов, призванных помочь вам сделать это.

Не храните информацию о том, что предстоит сделать, в своей памяти

Даже компьютер, выполняющий несколько задач одновременно, зависает. Человеческая память устроена по тому же принципу: если одновременно держать в голове несколько дел, то работоспособность снижается, а сам человек начинает нервничать и переживать — как бы что не забыть. Поэтому все, что предстоит сделать, записывайте на листочках или в специальных блокнотах — таким образом, вы сразу освобождаете свою память, а значит, она полностью свободна для решения текущих дел. К тому же, таким образом вы полностью спокойны, что ничего не забудете и все сделаете вовремя (это возможно, если вы будете точно уверены в том, что листочки никуда не пропадут). Поэтому организуйте специальное место хранения таких записей: одну папку — для долгосрочных «хочу» (может быть, когда-нибудь потом сделаете, идеи) и вторую — для оперативных задач.


Маленькая хитрость: записывайте задачи на листочек максимально понятно: не «Владик 21 сентября», а «Позвонить маме Владика Петрова 21 сентября по поводу пропуска физкультуры 19 сентября. Где записка о пропуске? Позвонить после 14-00 в любое время».

Забудьте о рукописных документах

Стоит перевести все документы, которые это позволяют, в электронный вид. На компьютере можно собрать электронные шаблоны для всех отчетов и планов, которые вы сдаете регулярно, а также хранить различные наработки для проведения уроков, демоверсии КИМов и т.д. Электронные документы проще создавать, вносить изменения и хранить. Они выглядят привлекательно и позволяют лучше систематизировать информацию.

Маленькая хитрость: сразу продумайте систему организации файлов на компьютере. Вы можете завести папки с дидактическими материалами по классам — в дальнейшем, при подготовке учебного плана в начале года, вам будет гораздо легче, так как все упражнения и методички будут в одном месте.


Не называйте папки и файлы «Документ 1», «Для отчета» и т.п. — давайте такие названия папкам и документам, чтобы и через годы понять, что именно хранится в них.

Делайте резервные копии документов

Иногда что-то происходит с компьютером, и все, что нажито непосильным трудом, все пропало: удалось, исчезло, перестало открываться. Во-первых, постарайтесь избежать возникновения таких ситуаций, во-вторых, имейте копии всех документов.

Избежать пропажи файлов можно, храня их не на рабочем столе и Моих документах на диске C, а на диске D, потому что когда происходит переустановка операционной системы Windows, то все, что было на диске C, стирается, а то, что на диске D — сохраняется. Попросите вашего специалиста по компьютеру разбить диск на части (это можно сделать в любое время после установки системы), а при переустановке операционной системы обязательно попросите сохранить все ваши документы — для этого нужно просто знать, где они лежат.

Для создания копий документов, используйте, например, Яндекс.Диск и функцию синхронизации. Таким образом отдельные документы будут храниться и на вашем компьютере, и в интернете в вашем аккаунте. К документам на Яндекс.Диске вы сможете обращаться с любого компьютера, подключенного к интернету, не нужно будет носить файлы туда-сюда на флешке.

Обзаведитесь МФУ

Само собой, без принтера или МФУ электронный документооборот теряет смысл, ведь школьной администрации нужны «живые» бумаги, а ученикам не обойтись без постоянного потока раздаточных материалов. МФУ для учителя не обязательно должен иметь много функций, а вот простота, надежность, компактность и удобство в обращении обязательны .

Хороший выбор для преподавателя


МФУ Ricoh SP 150SU стоит совсем недорого.
А дополнительным бонусом к покупке станет возможность поучаствовать в розыгрыше призов от Ricoh,
который продлится до 26 декабря 2016 года.

Покупатели, зарегистрировавшие по этой ссылке новое устройство, получат шанс выиграть широкоформатный монитор, планшет, смартфон или другой ценный приз.

Японский бренд Ricoh уже 80 лет производит печатное оборудование, и применяет в своих продуктах весь накопленный опыт.

Принтеры Ricoh зарекомендовали себя как простые и надежные машины, и SP 150SU — не исключение. Его можно поставить дома или прямо в классе — он очень компактен и не займет много места на учительском столе. С подключением справится каждый (USB-кабель есть в комплекте), при установке драйверов с диска на рабочем столе появится Виртуальная панель управления, с помощью которой удобно печатать, сканировать и копировать. Причем копирование возможно и без компьютера. В использовании МФУ также невероятно просто: откидываем верхнюю крышку, загружаем бумагу, отправляем файл на печать — и получаем распечатки со скоростью 22 страницы в минуту.

Быстро и удобно!

Маленькая хитрость: вам обязательно пригодится еще одна полезная функция принтера или МФУ — режим экономии тонера, который можно включить в настройках. Он чуть снижает контрастность изображения на бумаге, но на практике это не сильно заметно. А вот срок службы картриджа будет значительно продлен — до двух раз! В режиме экономии тонера делать раздаточный материал для класса можно хоть к каждому уроку. Таким образом, МФУ не только сэкономит время учителя, но и поможет всему классу в усвоении материала!

Активнее пользуйтесь интернетом при подготовке к урокам

Автоматизируйте все, что можно

Многие регионы внедрили электронные журналы и дневники. Для ряда учреждений уже стала нормой возможность загрузить заранее составленное КТП, из которой будут автоматически проставляться темы уроков. Так как форма, структура и порядок утверждения КТП и РП определяются локальными актами образовательной организации, согласовывать их тоже гораздо удобнее в электронном виде.

Маленькая хитрость: обратите внимание, насколько автоматизирован переход учащихся в следующий класс. В настоящее время существует достаточно много программных решений, позволяющих минимизировать рутинную часть этого процесса. Заинтересуйте в их внедрении руководство образовательного учреждения. К примеру, ознакомьтесь с возможностями системы «Директор».

Научитесь работать в электронных таблицах (например, в Excel), чтобы быстро создавать любые отчеты, которые в дальнейшем вы сможете использовать многократно, просто внеся новые данные в таблицу.

Заполняйте электронный журнал во время урока

Да, мы понимаем, что не везде есть необходимое оборудование. Но если в вашем кабинете есть компьютер — не откладывайте на потом. С современными недорогими тарифами на мобильный интернет вы можете сами настроить доступ к данным в любом классе, достаточно запустить свой телефон в режиме модема и подключить его к компьютеру. Да, с одной стороны это дополнительная нагрузка на вас, но в итоге именно вы останетесь выигрыше, сэкономив время вечером.

Маленькая хитрость: научитесь определять проценты уровня обученности, качества знаний, пропуски уроков и т.п. в электронном журнале, это поможет сэкономить время и силы. Запомните, где хранятся эти данные, они пригодятся вам при составлении отчетных документов. Всю необходимую для этого информацию вы найдете по поисковому запросу «мониторинг качества образования».

Используйте программы для составления расписания

Возможно, в вашей школе до сих пор составляют расписание по старинке вооружившись схемами нагрузки учителей. Результат, надо сказать, редко оправдывает ожидания. А ведь можно было воспользоваться специальными программами, например, «Ректором», который на порядок сокращает трудозатраты на составление расписания. При этом вы получите сразу два взаимосвязанных расписания — общешкольное и расписание учителей.

На нашем форуме, кстати, тема программ для составления расписания уже не раз обсуждалась. К примеру, здесь или здесь.

Маленькая хитрость: при выборе программы для составления расписания рекомендуем убедиться, что она умеет учитывать при работе все необходимые требования СанПиН. К таковым относятся, например, «Школа Мини», уже упоминавшийся выше «Ректор», «Экспресс-расписание Школа» и другие.

Обратите внимание, что у учителя не может быть более двух окон подряд — такое допускается только с письменного согласия. Администрация обязана составить расписание без длинных окон.

Освойте тайм-менеджмент

По тайм-менеджменту издано огромное количество книг, эта тема бесконечна. Как в любой «науке», здесь тоже есть свои технологии. Во-первых, научитесь говорить «нет». Во-вторых, попробуйте несколько дней записывать все-все, что вы делали в течение дня, так вы сможете определить пожирателей времени. В-третьих, за самые тяжелые и неприятные дела беритесь с утра, не откладывайте на вечер. У нас на сайте есть подробная статья про тайм-менеджмент для учителей.

Маленькая хитрость: если какое-то дело можно сделать за две минуты, сделайте его немедленно. Если оно требует больше времени на исполнение — запланируйте под него время в календаре или напишите себе записку.

Пользуясь этими нехитрыми советами, вы сможете экономить как минимум несколько часов в неделю. Если же у вас есть свои секреты оптимизации рабочих процессов, делитесь ими в комментариях и на форуме. Мы уверены, что многие перегруженные преподаватели будут вам за это благодарны.

Не выполняйте работу, которой нет в ваших должностных обязанностях

Учитель, как и любой наемный рабочий, выполняет работу не по требованию или просьбе директора или завуча, а по указу, и делать он должен то, что указано в трудовых обязанностях. Если вам хотят вменить в обязанности что-то, с чем вы не согласны, отвечайте: "Хорошо. Оформите, пожалуйста, приказ". Если директор знает, что заведомо требует от вас выполнения работы незаконно, то такого приказа не будет. А значит, вы ничего не должны. А если такой приказ сделают, с подписью директора, то снимите копию приказа и направьте в государственную инспекцию труда. Им все равно, кто директор, они не связаны с министерством образования, а работают для защиты прав трудящихся.

Маленькая хитрость: государственная инспекция труда (ГИТ) есть в каждом регионе, в ее обязанности входит не только обрабатывать жалобы, но и бесплатно консультировать работников — устно, письменно, через интернет. Если у вас возникает вопрос по работе, просто обратитесь в ГИТ для получения консультации. Ежемесячно ГИТ дает тысячи консультаций по вопросам работающих граждан, почему бы и вам не обращаться туда время от времени.

Научная работа по технологии "Рабочее место учителя"

Вы думаете, что сейчас начнется сказка? Нет, моя работа вполне серьезная. Однако, все мы знаем, что «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Ведь упомянутому царю было удобно управлять именно со своего любимого, удобного и, скорее всего, красивого трона. Я учусь в МБОУ СОШ № 6 в 10 классе. И я обратила внимание, что в последние годы в школу поступает новое оборудование: компьютеры, проекторы и т.д., но рабочее место учителя остается неизменным. Также я заметила несоответствие между поступаемой современной техникой и тем, где ее устанавливают для эксплуатации. Ведь рабочее место учителя представляет собой, чаще всего, стол двадцатилетней давности, ученическую парту, иногда еще и подоконники. Мне захотелось найти решение указанной проблемы. И я решила разработать современное рабочее место учителя (РМУ). Я обратилась за помощью к учителю технологии Данилову Борису Владимировичу, к которому также недавно в кабинет поступил компьютер. Он согласился помочь мне и предложил свои требования к рабочему месту учителя:

  • Эргономика
  • Красота
  • Соответствие нормам и стандартам
  • Ценовая доступность
  • Возможность применения современных технологий обучения
  • Возможность привязки к конкретному помещению и использования уже имеющегося оборудования
  • Вариативность
  • Экологичность

Увидев данный перечень, я поняла, что, возможно, переоценила свои силы. Я - то намечала разработать просто симпатичный столик для компьютера и не предполагала, что РМУ должно удовлетворять такому большому перечню требований. Но я решила не сдаваться и довести до конца задуманную работу.

Стало понятно, что придется отдельно рассмотреть некоторые требования. Поэтому мне придется познакомиться с дизайном, эргономикой и т.д.

Для этого я воспользуюсь следующими методами: обобщение имеющегося опыта, изучение необходимой литературы и интернет - ресурсов, изучение технологии изготовления мебели, графическое отображение проекта, компьютерное моделирование.

Эргономика и рабочее место

Эргономика — это процесс научной организации труда, направленный на создание средств оптимизации труда, совершенствование методов выполнения человеком какой-либо работы с учетом его безопасности, комфортности и производительности. Она призвана обеспечить комфорт при выполнении должностных обязанностей. В учебном кабинете добиться такого эффекта помогает мебель, параметры которой можно подобрать и регулировать. Подбирается удобное положение спинки кресла, столешницы, монитора и так далее. Из типового рабочее место превращается в индивидуальное, подстроенное под конкретного человека. Я считаю, что правильная организация рабочего места позволит сэкономить время, завершить выполнение задач быстрее. Для того, чтобы наилучшим образом организовать порядок, следует обратить внимание на ряд общих принципов. А оттолкнусь я от тех действий, которые выполняет учитель при проведении урока и подготовке к нему.

Перечень действий учителя с использованием необходимого оборудования:

1. Подготовка к уроку

2. Проверка тетрадей и чертежей

3. Объяснение материала

4. Работа с книгами

5. Работа на компьютере

6. Работа с принтером и сканером

7. Хранение необходимых материалов

Исходя из данного перечня, становится ясно, что учителю необходим просторный удобный стол с большим количеством ящиков, с местом для компьютера, принтера, сканера, канцелярских и чертежных принадлежностей и т.д.

Теперь мне необходимо рассмотреть и учесть эргономические требования к столу, стулу, монитору, клавиатуре и мыши компьютера.


Рис. Параметры правильной рабочей позы

Столы . На столе должно быть достаточно свободного места, чтобы было удобно работать, не отрываясь по пустякам. Высота стола должна соответствовать уровню предплечий сидящего на стуле человека. При имеющейся возможности, установив стол напротив стены, вы создадите удобное место для размещения книжных полок, навесных плакатов и т.п.

Стулья. Большинство современных офисных стульев оснащено колесиками и шарнирами. Кроме того, такие стулья оборудованы спинками, что позволяет предотвратить чрезмерную нагрузку на шею и спину. Стулья должны быть функциональными. Чтобы выбрать стул для себя, обратите внимание на приведенный рисунок и следующие характеристики:

· наличие регулируемого по высоте сиденья;

· наличие спинки, регулируемой как по высоте, так и в поперечном направлении;

· наличие достаточной глубины сиденья;

Оборудование. Вещи, которые используются регулярно, всегда должны находиться у вас под рукой, в пределах досягаемости, чтобы не тянуться за ними. Если над столом оборудованы полки, они должны располагаться таким образом, чтобы можно было дотянуться до вещи, находящейся на нижней полке, не поднимаясь со стула.


Использование компьютера:

· Рекомендуется, чтобы верхний край экрана монитора находился на одном уровне с глазами пользователя.

· Устанавливайте монитор согласно приведенного рисунка таким образом, чтобы от него не отражался свет.

· Клавиатура должна находиться на том же уровне, что и предплечья.

· Для мыши следует предусмотреть достаточное место для её перемещения на одном уровне с предплечьем.

· Чтение бумажных документов требует более сильного освещения, чем чтение с экрана монитора. Если вы одновременно работаете на компьютере и с бумажными документами, пользуйтесь настольной лампой.

· Специальная подставка под бумажные документы облегчит вам одновременную работу на компьютере и с бумажными документами.

· Желательно предусмотреть место для опоры руки, что бы она меньше уставала.

Читайте также: