Бьется головой об стол

Обновлено: 01.05.2024

Пете 2 года, он ранимый и немного застенчивый ребенок. Последний месяц вынужденно живет у бабушки, потому что у родителей очень непростой период — бракоразводный процесс. Когда-то счастливая семья стала рушиться буквально на глазах после увольнения папы с работы. Ребенок все чаще становился свидетелем ссор и драк между родителями. После очередного конфликта терпение мамы подошло к концу, и она отвезла Петю в деревню к бабушке.

Каждый раз после того, как мама уезжала, мальчик долго плакал и с силой щипал себя за кожу в области запястья. Не помогали даже любимые игрушки и вкусные лакомства, заботливо приготовленные бабушкой. А еще, когда у него что-то не получалось во время игр, он бился головой о стену. Такое поведение стало пугать бабушку. Откуда у ласкового, ранимого мальчика, не отличающегося от сверстников, столько агрессии по отношению к себе?

Причины аутоагрессии у детей

Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей - внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.

Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией — злостью, — реакция может быть в форме "отзеркаливания" модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.

причины аутоагрессии у детей

Что чувствует малыш, если мама "загорается" как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: "Удары, шлепки — это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается".

Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: "Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей".

Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое "неправильное" поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.

Многие родители возмущаются: "Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?". Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени - не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль.

В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным. Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое.

Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии — нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.

Способы коррекции аутоагрессии

Один из эффективных методов — ежедневная работа над развитием эмоционального интеллекта ребенка, знакомство с базовыми эмоциями. Родители должны понимать, что эмоции не могут быть "плохими" или "хорошими". Финальный результат заключается не в запрете или избегании отрицательных чувств, а в обучении их правильному выражению.

Перед вами краткий алгоритм поведения родителя, столкнувшегося с детской аутоагрессией.

1. Расположитесь на уровне глаз ребенка, обозначьте его состояние и причину. Спокойно, без интонации проговорите все то, что ребенок чувствует в данный момент: "Ты злишься, потому что я не разрешила долго гулять".

Так вы позволяете малышу познакомиться со своими эмоциями, ведь он находится в том возрасте, когда еще не различает всю ту гамму чувств, которую испытывает. Родитель в данной ситуации берет на себя роль зеркала, словесно отражая поступок.

Один из ключевых моментов — это ваше расположение по отношению к ребенку. В случае если мама говорит это с высоты своего роста или вовсе отвернувшись, метод будет неэффективным.

2. Важно поддержать ребенка и принять его чувства: "Да, я понимаю, как тебе сейчас обидно и хочется еще погулять".

Такой способ поддержки и принятия чувств дает ребенку понять, что родители его "слышат" и находятся не по ту сторону баррикад. Многим взрослым кажется, что это делать бессмысленно, что такие фразы очень неестественны. Кому-то в принципе сложно перестроиться на новую манеру общения.

Возможно, для вас будет сюрпризом, но проговаривание и принятие чувств ребенка обоюдно полезно для гармоничного союза детско-родительских отношений. Родители, ежедневно прорабатывая чувства ребенка, начинают лучше понимать малыша, уходят от неэффективных моделей воспитания: крик, агрессия, физическое наказание. В итоге находят компромисс.

3. Родитель предлагает альтернативу выражения этих чувств: "Если ты злишься, топни ногой; сомни бумагу и т.д."

Проживание чувств — один из эффективных способов в развитии эмоционального интеллекта. Маленьким детям лучше всего проживать негативные эмоции через действия: что-то порвать, смять, топнуть, бросить.

После совершения действия родителю следует спокойно это прокомментировать. Ребенок должен осознать, что такие эмоции, как злость, гнев, ярость, — это нормально. С возрастом, когда центральная нервная система дозревает, ему будет достаточно выражения не физическим способом, а вербальным, например: "я возмущен", "я в ярости", "мне плохо", "мне это не нравится".

4. Далее родитель предлагает конкретное действие для разрешения сложившейся ситуации: "Мы обязательно еще выйдем погулять после обеда и возьмем с собой самокат".

Такое объяснение позволяет предотвратить у ребенка ощущение безысходности в ситуации с отказом и легче найти компромисс.

Поначалу малыш может оказывать сопротивление непривычной тактике родителя. Новые правила у многих сначала вызывают протестное поведение, но со временем привычка формируется и аутоагрессия уходит.

способы коррекции аутоагрессии

Также в коррекции может использоваться сказкотерапия — весьма результативный и действенный инструмент для проработки травмирующего эпизода через сюжет любимой сказки.

В первую очередь нужно четко выделить проблему. В данном случае это агрессия, направленная на самого себя. Далее стоит подобрать подходящую сказку, сюжет можно придумать самостоятельно. В таких историях важен главный герой, который встречается с такой же проблемой, как и ребенок. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них.

Контекст истории может быть совсем не похожим на реальную жизнь, поскольку в сказке уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

К работающим методам коррекции аутоагрессии дополнительно можно отнести психотерапевтические занятия, включающие игровую, песочную и арт-терапию, релаксационные игры.

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель — снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

"Муравей". Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: "Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают". (Повторить несколько раз.)

"Мороженое". Взрослый предлагает игру, объясняя правила: "Ты — мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…"

"Улыбка". Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: "Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка".

"Поймай бабочку". Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

"Холодно - жарко". Взрослый: "Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам — греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…" (Повторить действие несколько раз).

Аутоагрессия у взрослых

Взрослые, которым в детстве постоянно говорили, что злиться — это плохо, что хорошие мальчики и девочки так себя не ведут, с возрастом испытывают проблемы с нарушением собственных границ, могут иметь тревожно-депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению. Подавляя эмоции на уровне внутренних ощущений, человек становится беззащитным по отношению к стрессу, тем самым травмируя себя.

Максиму 27 лет, и только несколько месяцев назад по совету жены он обратился за помощью к психотерапевту. Супругу стали пугать последствия их ссор. После того как конфликт набирал обороты, Максим уходил в кладовку и со всей силы бил кулаками о стену. Объяснить поведение он не мог, да и за долгое время привык справляться со стрессом через физическую боль.

Парень не считал свое поведение необычным. Ведь еще с детства он привык так выражать отрицательные эмоции. Однажды в 16 лет после скандала с отчимом нож сам оказался в руках. Неглубокие порезы за минуту рассыпались на левой руке, словно гроздь винограда. Стало легче, но из-за угроз семьи принудительным лечением в психиатрической больнице он больше не прибегал к этому способу. Куда привычнее было сражение со стеной.

Еще в его жизни был период алкогольной зависимости, который благополучно завершился после встречи с будущей женой. Спустя два месяца плотной работы с психотерапевтом появились первые успехи. Руки Максима наконец-то зажили, а количество ссор резко снизилось.

Важна ли коррекция аутоагрессии в детстве? Несомненно. Закрывая глаза на поведение ребенка, мы сами создаем предпосылки многих проблем в будущей взрослой жизни. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, не подвергал себя девиантному поведению, мы должны приложить максимум усилий по коррекции, а не бездействовать.

Правила ударения, или Почему дети нарочно бьются головой?

Когда ребенок вдруг бьется головой о твердые предметы, будь то бортики/дно кроватки, стены/пол, или наносит себе удары по голове кулаками, игрушками и т. д., самые уравновешенные родители испытывают недоумение, остальные — страх. На самом деле причин такого поведения несколько – от самых безобидных до вполне серьезных.

Картина первая: «Мне нужен ритм!»

Как это бывает? Ребенок начинает раскачиваться (обычно взад-вперед) и биться головой о находящиеся рядом предметы. При этом он делает это без особых эмоций.

Как правило, привычка раскачиваться и биться головой появляется у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет и, по данным специалистов, встречается примерно у 10% малышей. Причем, у мальчиков — в три раза чаще, чем у девочек.

Причина столь странного детского поведения до конца пока не ясна. Однако большинство психологов склоняются к мнению, что ритмичные движения (будь то удары головой, покачивание взад и вперед или поглаживание по голове), с одной стороны, стимулируют вестибулярную систему крохи, которая контролирует равновесие его тела, а, с другой, являются способом самоуспокоения. Проще говоря, раскачивания и удары головой оказывают на малышей такое же действие, что и покачивания кресло-качалки или детской люльки: монотонные ритмичные движения помогают карапузам быстрее успокоиться и уснуть.

Конечно, никто не станет спорить, что раскачивание в кресле-качалке — это приятно. Но согласиться с тем, что удары головой (иногда в очень быстром темпе — примерно 60 раз в минуту) могут оказывать успокаивающее воздействие, вероятно, трудно. Особенно тем родителям, дети которых это делают. Но понаблюдаете внимательно за своим карапузом — и наверняка убедитесь, что малыш пользуется привычкой биться головой, чтобы заснуть.

Что же делать родителям, если чадо увлеклось «челобитием»?

Во-первых, не паниковать на тему возможных серьезных последствий для здоровья ребенка. Спешим вас успокоить: дети очень редко бьются головой с такой силой, которая могла бы привести к травме. Инстинкт самосохранения не позволит малышу причинить себе серьезный вред, то есть кроха остановится прежде, чем травмирует себя (хотя небольшие синяки у приверженцев этой привычки могут появиться).

Во-вторых, не фантазировать о страшных причинах такого поведения. Специалисты считают, что чаще всего привычка биться головой не имеет каких-либо физиологических, неврологических или психологических причин. У большинства детей, которые это делают, нет никаких проблем! Если ваш малыш здоров и его развитие соответствует возрасту, вероятнее всего, в скором времени он перерастет эту привычку.

Однако! В случае малейших подозрений, что удары головой вызваны не диагностированными у крохи заболеваниями или отклонениями в развитии, обязательно поделитесь своими переживаниями с педиатром. Возможно, он порекомендует комплексное обследование. Проконсультироваться, но уже с неврологом необходимо и в том случае, когда ребенку исполнилось 3 года, а привычка биться головой осталась. И это челобитие не имеет «корыстных» причин и целей, о которых мы сейчас расскажем.

А что, если не привычка?

Когда спокойный и вроде бы минуту назад довольный, счастливый ребенок вдруг ни с того ни с сего начинает биться головой об пол или наносить себе удары предметами, попавшими под руку, это уже не привычный способ самоуспокоения, а совсем другая «история». Точнее, один из нескольких возможных вариантов, которые отличаются друг от друга причинами и целями «челобития», а также манерой исполнения.

Понаблюдайте за чадом в тот момент, когда он начинает совершать подобные манипуляции. Если вы будете внимательны к выражению его лица, то, несомненно, заметите, что каждый раз он начинает процедуру «самобичевания» по-разному. Конечно, реакция ребенка будет быстрая и спонтанная, но все же различия в поведении и мимике заметить можно. Они и станут главной подсказкой в поиске ответа на вопрос, почему и зачем он это делает.

Картина вторая: привлечение внимания

Как это бывает? Малыш в игре, совершенно спокойно, в хорошем расположении духа начинает стукаться лбом или затылком о стену. При этом он может оглядываться на маму, следить за ее реакцией и улыбаться. В данном случае хорошо видно, что силу удара ребенок контролирует и вся игра направлена на изучение маминой реакции и, возможно, привлечение внимания, которого малышу не хватает.

Произойдет ли «закрепление» (станет ли ребенок биться головой регулярно) зависит исключительно от мамы. Яркая реакция и повышенное внимание — «сработало, буду и дальше так делать». Мама равнодушна — «надо попробовать что-то другое».

Картина третья: манипуляция

Как это бывает? Ребенок бьется головой, когда происходит что-то, что ему не нравится: мама не разрешает вставать в стульчике во время еды (бьется о столешницу), не пускает на лестницу (бьется о ступеньки), запрещает открывать ящики комода (бьется о комод) и т. д. В этом случае маленький хитрец бьется уже не шутя, без повода, как это было раньше. Теперь четко прослеживается связь причина-следствие. Ребенок постарше даже может откровенно предупреждать родителей: мол, не будет по-моему, начну биться головой.

В этой ситуации, как и в предыдущей, малыш чаще всего незаметно наблюдает за реакцией мамы или окружающих. Явно или исподтишка он внимательно смотрит, сработал ли его «актерский талант». Стоит обратить внимание на выражение лица ребенка. Как правильно, следы притворства, напряжения и излишней наигранности выдают молодых талантов.

Картина четвертая: истерика

Как это бывает? Это похоже на предыдущий вариант, но гораздо фееричнее и волнительнее для взрослых. Подобную красоту исполнения хоть раз в жизнь наблюдал каждый родитель. Например, в супермаркете. Малышу не покупают так понравившуюся ему машинку, вертолет или куклу и он прямо в магазине на глазах у всех падает на пол, кричит, бьет ногами, стучит головой об пол, плачет и требует уже сам не помнит, чего… повергая в шок всех окружающих. Как правило, родители очень пугаются таких истерик и стараются изо всех сил поскорее прекратить этот «позор», скрыть его от глаз общественности. На самом деле, дорогие мамы и папы, весь этот спектакль и рассчитан на большое количество публики. А ее продолжительность напрямую зависит от того, как зрители (и вы в том числе) будут реагировать на истерику.

Картина пятая: разочарование и аутоагрессия

Как это бывает? Ребенок может спокойно играть, но в какой-то момент вдруг так разозлиться, что мало не покажется. Не собралась пирамидка – она летит по всей комнате. Не удался рисунок — карандаши сметены со стола, а рисунок — в клочья. Если что-то не получилось, не завелось, не воткнулось или не сложилось, то карапуз сразу злится, кричит и бьется головой обо что-то или бьет себя по голове и по всему телу руками или тем, что под руку попадется. Подобная ситуация может повторяться не только во время игры, но и в других случаях (не дождался своей очереди на качели, а пора домой; не смог поймать голубя во время прогулки и т. д.)

В таких ситуациях маме, как правило, кажется, что у ребенка нет серьезного повода для расстройства и беспокойства (ну, подумаешь, не получилось с первого раза сложить паззл). Но малыш так не думает: не найдя выхода из затруднительного положения, он как бы наказывает сам себя за то, что не смог — бьет по голове, лицу и телу. Увы, попросить помощи у взрослого карапуз не может в силу возраста. Выражение лица у ребенка в таких случаях обычно расстроенное, угнетенное или недоуменное — явно видно, что кроха действительно искренне расстроен и огорчен. Доказательство тому: когда окружающие не обращают внимание на поведение ребенка (например, уходят из комнаты или просто игнорируют его выходки), он продолжает наносить себе удары.

Картина пятая – недомогание

Как это бывает? Малыш начинает биться головой, когда нервничает, сильно устал или хочет спать. Бьется обо все, что находится в непосредственной близости, но не твердое (маму, папу, диван и т. д.). Если не находит рядом больших нетвердых предметов, лупит себя по голове руками или игрушками. Может попробовать биться головой о пол. Лицо ребенка напряженное, злое. Приступы чаще всего происходят вечером или ночью. Когда это случается, отвлечь карапуза практически невозможно: он как будто не слышит, что вокруг него происходит, и на попытки его успокоить реагирует слабо. Постоянно просит пить.

Чаще всего такое поведение спровоцировано повышенным внутричерепным давлением у ребенка. Сильные эмоции и усталость вызывают головную боль, от которой кроха пытается избавиться. В данном случае необходимо обратиться за помощью к неврологу.

Похожую картину могут давать и другие недомогания (например, начинающаяся простуда, боль в ушах, режущиеся зубки), но в этих случаях малыш злиться меньше, а капризничает и плачет — больше.

Что делать, когда ребенок бьет себя?

  • Постарайтесь распознать причину его поведения — тогда вам будет проще избавить малыша от подобной привычки (или не допустить ее закрепления).
  • Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он бьет себя. Это может спровоцировать у него усиление агрессии по отношению к самому себе.
  • Когда карапуз соберется ударить себя в очередной раз, спокойно перехватите его руку и объясните, почему так не нужно делать и что вы его любите и переживаете за него. Постарайтесь говорить спокойно и тихо.
  • Если вы наказываете кроху и в этот момент он начинает бить себя – не бросайтесь тут же к нему с поцелуями. Не меняйте так резко гнев на милость. Иначе вы рискуете закрепить данный стереотип поведения – «если мама ругается, то надо ударить себя, тогда она сразу меня пожалеет».
  • Постарайтесь отвлечь ребенка от самобичевания, предложив, например, любимую игру или новую книжку.
  • Когда речь идет о разочаровании и аутоагресии, очень важно озвучивать чувства малыша: «Ты сейчас злишься, потому что… Я тебя понимаю. Давай мы вместе…» (далее предлагаете крохе свою помощь).
  • Учите ребенка вымещать агрессию без ущерба для себя и других: «побить» подушку, топнуть ногой, и самое лучшее — научиться проговаривать, почему он злится.

Особые правила при манипуляции и истерике

  • Помните, что детские истерики — это нормально. Их появление обусловлено незрелостью нервной системы ребенка и неспособностью контролировать и выражать свои негативные эмоции.
  • Истерика, как и манипуляция – это игра, рассчитанная на публику. Отсюда объясняется ее простое и логическое завершение: нет зрителей — нет истерики. Относитесь к истерикам спокойно, игнорируйте их насколько это возможно (занимайтесь своими делами, но при этом оставайтесь с ребенком в одной комнате). В таком случае малыш быстро поймет, что истерики не приносят ему желаемого внимания и перестанет тратить на них свои силы и родительские нервы.
  • Если вы видите, что поведение ребенка – это чистой воды манипуляция с попыткой получить желаемое, то покажите маленькому хитрецу, что приемчик «не сработает», то есть вы не сделаете то, что он хочет, из жалости или страха причинения увечий. Уступив однажды, можете быть уверены, что истерики будут случаться каждый раз, когда ребенку нужно будет что-то от вас потребовать.
  • Во время истерики не ругайте чадо, не кричите на него. Это может стать стимулом для продолжения «спектакля».
  • Чтобы прекратить истерику, озвучьте и примите чувства ребенка («Я понимаю, что ты хочешь/сейчас злишься/ тебе обидно» и т. д.), затем однозначно обозначьте свою позицию («…но я не могу тебе это разрешить/купить/дать») и дайте разрешение на эмоции («если хочешь поплакать – поплачь»).
  • После того, как пик истерики прошел, возьмите кроху на руки, обнимите и пожалейте. Очень часто малыши не могут успокоится сами — им необходима помощь мамы.

Надо заметить, что удары головой — в большинстве случаев всего лишь симптом. Поэтому бороться с ними — неэффективно. Гораздо важнее – понять и устранить причину, по которой ребенок это делает. Если не получается, лучше обратиться за консультацией к специалистам – врачам и детским психологам.

И еще. Не забывайте о том, что «странное» поведение ребенка может отражать общую нестабильную психологическую обстановку в семье. Дети очень хорошо улавливают и транслируют невыраженные чувства близких — и обиду, и злость, и разочарование. Вы сами или кто-то из родных не испытывает желания «побиться головой о стенку»?

Ребенок раскачивается и бьется головой: это нормально?


Когда ребенок вдруг начинает трясти головой или стучаться ею о кроватку, стенку или об пол, это не просто расстраивает, но и шокирует родителей. Все ли с ним в порядке? Однако в большинстве случаев такие движения головой не являются признаком проблемы. Скорее всего, это способ самоуспокоения, самостимуляции или просто попыка избавиться от разочарования и детской обиды. Если вы видите подобное, лучше всего разобраться с тем, что же беспокоит ребенка, что вызвало появление такой вредной привычки. Но сначала важно защитить малыша от травм, насколько это возможно, постараться не придавать большого значения происходящему и не ругать.

Малыши довольно часто в буквальном смысле бьются головой об стенки, и обычно беспокоиться особо не стоит. Однако у некоторых это может быть признаком расстройств развития. Если ребенок часто стучит головой и ничего не помогает, рекомендуется обратиться к врачу. Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, почему малыши вообще так делают, и как с этим правильно бороться.

Запись к неврологу

Кто в группе риска?

Кто в группе риска?

Несмотря на то, что раскачивание и попытки стучать головой распространены среди малышей, это пугает и расстраивает. Вполне естественно сразу начать думать о худшем варианте: не признак ли это неврологической патологии или проблем с психикой, не сможет ли он так «настучать» сотрясение головного мозга или другие травмы? Наконец, отчего ребенок так сильно злится и почему вообще это началось?

По данным исследователей Ассоциации педиатров (США), такая привычка наблюдается очень часто, почти у 20% детей, или у каждого пятого малыша. Мальчики в три раза чаще бьются головой, чем девочки.

Появляется привычка чаще всего во второй половине первого года жизни, достигая пика между 18 и 24 месяцами. Она может длиться пару месяцев или даже лет, хотя большинство детей перерастают ее в возрасте от 3 до 5 лет.

Эпизоды стучания головой обычно короткие и длятся до 15 минут, хотя они могут казаться намного дольше, когда вы волнуетесь.

Ученые США определили «группу риска» возникновения такой привычки (Developmental Medicine & Child Neurology). К основным факторам относятся:

  • Возраст ребенка – 17 месяцев.
  • Пол мужской.
  • У родителей была такая же привычка в детстве, или есть тики, нарушения моторного развития, СДВГ и иные неврологические расстройства.

Вариантов такой привычки немало: некоторые малыши бьются головой только тогда, когда лежат лицом вниз в кровати, многократно ударяя головой о матрас или подушку. В других случаях дети бьются головой в вертикальном положении, например, о перила кроватки, стену или спинку сиденья. Некоторые раскачиваются всем телом, другие двигают только головой. Многие также при этом издают какие-либо звуки.

Так как малыш может все же не рассчитать силу и стукнуться головой всерьез, надо знать, на какие симптомы нужно обращать внимание. Читайте об этом в статье «Ответы на самые частые вопросы родителей о сотрясении мозга у детей».

Запись к педиатру

Почему ребенок бьется головой?

И все же, почему дети вообще начинают это делать? Вот возможные причины возникновения привычки биться головой у детей.

Хотя это звучит странно, большинство малышей стучат головой, чтобы расслабиться. Они могут делать это ритмично, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи или даже когда спят. Некоторые малыши также раскачиваются на четвереньках, что вызывает намного меньше вопросов у родителей, так как выглядит «более нормальным».

Специалисты по развитию считают, что ритмичные движения, такие как раскачивание в стуле или эти странные удары головой, могут помогать малышам успокаиваться – они имитируют укачивание на руках.

Ребенок также может биться головой, если ему больно, например, из-за инфекции в ухе или прорезывания зубов. Раскачивание и стучание, по-видимому, помогает малышу чувствовать себя лучше, возможно, отвлекая его от болезненных десен или «прострелов» в ушке.

Если малыш бьется головой во время приступов истерики или из-за гнева, возможно, он пытается выплеснуть таким образом чрезмерно бурные эмоции. Он еще не научился адекватно выражать свои чувства словами или управлять своим состоянием, поэтому прибегает к физическим способам выражения эмоций. Кроме того, это также служит утешением в такой напряженный момент.

Постоянное раскачивание и стучание головой также может быть способом привлечь внимание взрослых, особенно если вы сразу же пытаетесь пресечь такое поведение или начинаете беспокоиться. Это вполне естественно – бросаться к ребенку, который вдруг начал биться головой. И, конечно, малыш это замечает и неосознанно делает выводы: чтобы мама подбежала и начала суетиться вокруг, надо постучать головкой или начать совершать другие саморазрушительные и опасные поступки.

Удары головой могут быть связаны с расстройством аутистического спектра (детским аутизмом) и другими нарушениями развития. Однако в большинстве случаев такое поведение – всего лишь один маркер проблемы из многих. Сама по себе такая привычка редко указывает на нарушения развития без сопутствующих искажений.

Запись к психотерапевту

Хотя эта привычка чаще всего вреда не приносит, она точно относится к вредным. Так что бороться с ней можно и нужно. Как именно?

Дайте ребенку больше внимания и заботы, но только не тогда, когда он начинает вести себя неправильно и стучаться головой. Внимание должно быть позитивным и подкрепляющим хорошее поведение. Особенно это важно, если привычка уже закрепилась именно с целью обратить на себя внимание взрослых.

Так что помните, что резкая реакция, в том числе негативная, может привести к тому, что ребенок будет вновь и вновь повторять неприятную для вас ситуацию.

Регулярно проверяйте болты и винты на детской кроватке, чтобы убедиться, что они не ослаблены. Закройте углы у столов и другой мебели силиконовыми уголками. Разместите одеяло на стене у кроватки, чтобы смягчить удары, а также чтобы шум от стука был меньше и не испортились стены. Если у малыша есть излюбленное место для стучания головой, подумайте о том, чтобы прикрепить туда коврик из вспененной резины.

Однако если все это ребенок проделывает в постели, не кладите одеяла и подушки – это резко повышает риск удушья во сне. Можно прикрепить бампер в кроватке ребенка, но убедитесь в безопасности: бамперы на решетчатые стенки кровати должны быть тонкими, прочными и надежно закрепленными к перилам. Бамперам с пышными наполнителями – категорическое нет.

Если ребенку нравится ритмично стучаться головой, ему, вероятно, придутся по душе и другие варианты ритмичного движения, например, танцы, песни с гимнастикой для малышей, игра на барабанах (можно стучать ложкой по пластиковой миске) и тому подобные забавы.

Попробуйте также чаще включать ритмичную музыку, а еще побольше утомлять ребенка. Активная физическая нагрузка в течение дня помогает избавиться от части сдерживаемой энергии.

Если малыш успокаивается с помощью этой вредной привычки перед сном, обратите особое внимание на расслабление и соблюдение привычного распорядка. Можно и нужно слегка покачивать таких детей перед сном, например, пять минут в обнимку на коленках, включать тихую музыку, ритмично (медленно) поглаживать по спинке и голове.

Если ваш малыш продолжает биться головой, даже когда это причиняет боль, отведите его к врачу, чтобы проверить, нет ли других причин подобного поведения. В некоторых случаях такая привычка относится к группе стереотипий. Что это и о чем может говорить, читайте в статье «Стереотипии у детей: не только признак аутизма».

Плохое воспитание или нервное расстройство: что делать, если ребенок бьется головой о стену

Причины, по которым малыш бьется головой, причиняя себе вред, могут быть разными — от банального баловства до серьезных проблем со здоровьем. Давайте разбираться.

Если вы заметили, что ваш ребенок бьется головой о твердые предметы (обычно о стену), не закрывайте на это глаза. И уж тем более не пытайтесь прибегать к физическому наказанию. Да, возможно, речь идет просто о плохом поведении, однако в некоторых случаях это может быть и сигналом психоневрологического нарушения.

Почему ребенок бьется головой о стену? В каких случаях поможет детский психолог, а в каких нужно срочно бежать к психоневрологу?

За ответами на эти вопросы «Летидор» обратился в «Центр здоровья и развития им. Святителя Луки». Вот что мы узнали от Николая Владиславовича Романовского, кандидата психологических наук, детского психолога, который специализируется на нарушениях психического развития у детей.

Николай Владиславович Романовский

Причины такого поведения могут быть чрезвычайно разнообразными. Ведь мы наблюдаем лишь симптом, но не видим глубинных причин, которые провоцируют ребенка на такие действия. Начнем с самого простого.

Психическое напряжение

Причиной психического напряжения у ребенка может стать расстройство от совершенного им поступка: разбил чашку, не отстоял свою игрушку… Иногда дети пытаются снять это напряжение с помощью болевых ощущений — физической болью перекрывают боль психологическую.

Это тревожный сигнал, требующий вашего внимания. Ведь в зависимости от возраста ребенок должен уметь справляться со своими переживаниями иными способами, например:

— поделиться переживаниями с родителями,

— искать поддержку у близких взрослых,

Если он этого не делает, то возникает вопрос «Почему?».

Может быть, у него нарушены отношения со взрослыми и он давно потерял надежду на то, что будет услышан?

К кому обращаться? В этом случае стоит обратиться к детскому психологу с целью изменения отношений между ребенком и близкими взрослыми на более благоприятные.

Манипуляция

Мало кому из родителей хочется ссориться со своим ребенком, запрещать ему что-то, наказывать. Все это неприятно и требует больших моральных затрат. Дети это быстро понимают и пытаются манипулировать взрослыми для достижения своих целей.

С точки зрения ребенка, для получения чего-то желанного все средства хороши. Детская логика может быть такой:

«Я совершил проступок, и мама вот-вот меня накажет. Но мне очень не хочется, чтобы меня наказывали. Попробую-ка я побиться головой об стену, ведь мама всегда жалеет меня, когда мне больно!»

Ребенок ударяется головой об стену, мама в ужасе на него смотрит, начинает его успокаивать, жалеть и уже, конечно, не наказывает.

Ребенок понимает, что это срабатывает, поведение закрепляется.

Подобное поведение может наблюдаться и в ситуации, когда ребенок что-то хочет от родителей, например двадцатую конфету за день или мармелад вместо супа.

Удар головой об стену производит сильное впечатление на родителей, они уступают ребенку.

К кому обращаться? Если манипуляция используется ребенком постоянно, то причину следует искать опять же в нарушении детско-родительских отношений. В данной ситуации лучше обратиться к детскому психологу.

Сенсорные нарушения

Ребенок может биться головой о твердые предметы и по причине наличия у него нарушения — дисфункции сенсорной интеграции. Тут прежде всего речь идет о тактильной гиперчувствительности.

В таком случае ребенок не испытывает в обычной жизни необходимых ему ощущений от собственного тела.

Поэтому может пытаться получить их вот таким дисфункциональным образом. Если ребенка не спровоцировали на эти действия никакие события, если его не переполняют эмоции, то вероятность сенсорных нарушений повышается.

К кому обращаться? Здесь поможет клинический психолог, имеющий подготовку по сенсорной интеграции. Потребуется довольно длительный комплекс занятий по нормализации работы сенсорной сферы ребенка.

Потеря контроля над эмоциями

Если вы заподозрили, что ваш ребенок бьется головой, потому что потерял контроль над своими эмоциями, не откладывайте визит к специалисту. Такое поведение может наблюдаться при нарушении аффективной сферы у ребенка. Под аффективной сферой понимают чувственную сферу психики с ее эмоциональными процессами.

Говоря простым языком, малыш не в состоянии понимать свои чувства и выражать их приемлемыми способами.

К кому обращаться? Для уточнения состояния ребенка следует незамедлительно обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.

Аутоагрессия

Особо тревожным сигналом считается и детская аутоагрессия — агрессия в отношении себя самого. Каждый малыш может выражать ее по-своему: кто-то царапает себя, а кто-то бьется головой о твердые предметы.

К кому обращаться? В этом случае, как и в предыдущем, для уточнения состояния следует немедленно обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.

Ребёнок бьется головой. Когда что-то не нравится, или сидит и как об стол начнёт бится. Что говорить? Просить не делать?

Когда что-то не нравится, или сидит сидит и как об стол начнёт прикладываться.

Я мать-вечно-переживающая не могу ни на то спокойно реагировать…

Что говорить? Ругать? Просить не делать? Зачем она это делает (со мной?)

Только опыт! Плз. Не пугайте если у вас такого не было

72 Ответа

Блин… Что прям сидит и бьется?)) много раз и сильно? Моя тоже пыталась пару раз приложится, но 0 реакции с моей стороны сделали своё дело. Больше не пробует. Вам игнор не помогает?

Она ждёт реакции и ч сдаюсь… у меня с нервами трабл ??

@ Юлия если сдаётесь и все проходит-это проверка границ. Ничего серьезного.

Какой возраст ? Мой в около 1,3-1,5 мог в кроватке годовой побиться стоя, не обращала внимание , прошло

Сколько ребёнку? Были у Невролога?

1.5 года. Говорит все ок

@ Юлия тогда игнор, если у врача вопросов нет и такой возраст? маме вина и предлагать альтернативу, головой биться не надо, можно бить подушку/игрушку и тд

@ Юлия не реагируйте и ей наскучит

@ Юлия это для такого возраста очень частое явление))) пройдёт само) успокойтесь)

Что точно, так это не ругать и не просить не делать. Наоборот, больше принятия, доброжелательнлсти и меньше тревог и волнений.

брат в полтора года бился головой об пол ,если ему что-то не давали.

Видит вашу реакцию, и таким образом требует выполнения своих желаний. У нас тоже так было. Отвлекала сем-нибудь, как можно быстрее. В таком возрасте объяснить, что так нельзя — невозможно. Старалась не выдавать как сильно я реагирую на это. При отсутствии реакции со временем прекратилось

В этом возрасте у меня тоже билась. Невролог сказал-ок. Прошло

Моя дочка билась, только недавно прекратила, но все ещё кидается на пол и начинает кричать и пинать все ногами. В этом месяце 2 года. Думаю, что так характер показывает, ничего страшного.

У меня было. Сам чего-то нахулиганит и сам бьёт себя. Я обнимала и говорила что очень его люблю и что не дам моего любимого мальчика никому в обиду. Прошло. Теперь картинно убивается, плачет от расстройства, что нашалил, но не бьёт себя.

Ругать точно не стоит.

Старший бился, в математическую школу поступил. Младший мало бился, волнуюсь теперь)))

у кого-то фрустрация уходит в агрессию, а у кого-то в самоагрессию. Жалейте и помогайте плакать. В слезах адаптация. Плакать, грустить и печалиться.

Билась головой адски о пол и прочие твёрдые поверхности. Около года это началось, потом прекратилось. Потом в 2 снова на пару месяцев — и опять прекратилось. Щас просто орет, если что не по её))
Мы по-разному реагировали. Лучше никак. Обязательно НЕ жалели, говорили, что она сама головойнабилась, мол, жалко, конечно, что ты так сделала, но это ты на пол напала, а не он на тебя. Ещё говорили, мол, давай мы тебе по лбу тоже постучим, раз тебе кажется так правильно делать.
Но никогда не ругали и не просили так не делать.

Мой примерно в год (+-) так делал: сидел у стены и назад откидывался головой умышленно и бился, прошло само

У моих знакомых так было. Помогла шапка зимняя с толстой меховой оборкой. Чтоб не больно. В итоге все перестали бояться, что он поранится, и у ребенка прошло.

Блин, вот прям только что такое было, аж глаз дергается (у меня). Пошла налить чая детям, а мужчине 1,10 это не понравилось и давай лбом об дверь! У нас такое было где-то в 1,4 потом прошло, а сейчас опять, капец! По опыту, ругать нельзя, ещё хуже, жалеть тоже, чаще начинает лупиться и смотрит на тебя, лучше всего игнор, типа ничего не произошло, но как это тяжело!

Началось в 1,5 — падал на пол и бился башкой, как не по его было. Мог об стенку стоять долбиться. Мы руку/подушку и тп подкладывали. Прошло со временем, когда начал понимать, что больно так-то об пол)))

а да, сейчас 3,3) не бьется давно) к врачам не ходили.

Попробуйте разумного психолога , сказкотерапию

у моего тоже в этом возрасте или чуть постарше было. я переводила в игру — предлагала бится головой об разные поверхности, билась рядом с ним, начинала утрировано жалеть-щекотать-подбрасывать. иногда просто звала чем-то другим заниматься. не реагируйте, как она ожидает 🙂

Заведите подушечку не большую и предлагайте когда хочет побиться головой… ругать бесполезно, будет ещё сильнее проверять реакцию

Ой у нас так было со старшим. Я представляю ваши чувства. У нас с 1,5 лет и до 3-3,5 примерно.
Тоже врачи все говорят нормально, 1 из 4х детей так делает. Нам педиатр предлагала тайм аут, но ничего не работало. Само прошло.
У нас ещё билингв и не говорил долго. думали основной причиной было то что он не мог выразить чувства в словах, так что учить их говорить что чувствуют помогает. Как только начал говорить стало сразу легче и прошло.

Какой возраст ребёнка ? Мой головой так бился в районе года. Потом прошло

@ Юлия , мой примерно в этом возрасте тоже головой бился, при чем искал что то твёрдое, например об плитку на полу и тд. Потом прошло.

у нас тож такое…если хочет что-то доказать — тоже лупиться об шо попало))) нам 1,7 …

У меня тоже так делает! Особенно если злится или что не по его вдруг. Как только немного переборщит и ему больно становится или замечает что никто не обращает внимания, перестает. И сыну тоже 1,7

У меня старший где-то с 1,7-1,8 до 2 лет бился головой об пол/асфальт/газон)) чуть что не по его, сразу десантника включал. Я обычно стояла рядом ждала, когда концерт закончится. К двум годам все закончилось также внезапно, как и началось. К врачам не ходили)

Прочитайте про гипоксию. Изучайте вопррс и начинайте что то конструктивное делать. Это ребенок!! Ваш!! Представьте, что ваш муж бросается на пол и начинает биться головой, а вы спокойно: ой, ничего, пройдет, у него так бывает. Всех, кто так говорит — можно самих попросить побиться головой об пол и почувствовать, что происходит.

@ Anastasia почитайте про возрастное развитие. этот этап проходят многие дети. иногда битье головой это просто битье головой. точно так же, как взрослые и подростки сбивают в кровь костяшки об стену. когда ребенок учится, что есть другие способы выражения эмоций, он перестает так делать. это может быть симптомом болезни, но тогда будут и другие сопутствующие факторы.

@ Hanna когда ребенок не умеет выражать эмоции иначе чем через истерику — у него происходит определенный физиологический процесс. Если кратко, без подробностей про связи между отделами мозга, гормонами, этапами развития и пр и ДР (я не нейрофизиолог и не учёный) — истерика и удар головой о пол говорят о сильном напряжении мышц , голова задирается назад, шея напряжена сильно, по задним фасциям короче. Жилы на шее вздуваются, мышцы как камень, пальцы скрючиваюся , плечи назад отводятся , это напряжение не даёт достаточному количеству крови, которая переносит кучу всего и в первую очередь кислород , поступать в мозг. Сколько длится истерика — столько длится гипоксия. Это не тотальная полная гипоксия, однако эть недостаточное количество кислорода в мозг в течение определенного времени. Если это время мама стоит рядом и «ждёт когда само пройдет » потому что «у всех бывает, у всех проходит» — это инфантилизм. Незнание не освобождает от ответственности. Если такого рода реакция на эмоциональный или какой угодно стресс входит в привычку — это уже инфантилизм сильный, потому что родители как бы ответственны за то, чтобы научиться ребенка адекватно себя выражать и справляться со своими эмоциями и внешними стимулами.. можно читать про возрастные кризисы. Можно читать про что угодно. Это происходит. И если это выражается в том, что в мозг не поступает достаточно кислорода, — это уже достаточно простой физиологический процесс, который, однако, требует быстрого и четкого вмешательства взрослого. Для этого надо включить мозг , изучить вопрос и помочь ребенку.

Ну а уже почему ребенок ТАК выражает себя — это не в чате незнакомым людям судить…

Я про физиологию сейчас и про то, что нельзя ничего не делать.

@ Anastasia перечитайте пост тс, там речь идет не об истерике со скрученными пальцами, а о битье головой. туктук я ваш друг. как дятел бьется. это другое, и здесь как раз важно не закреплять такое поведение. когда ребенок в неконтролируемой истерике бьется головой со всего маху, это абсолютно другое, и там нужно выводить из истерики в зависимости от характера ребенка. притом делать это так, чтобы не только ребенок не травмировался, но и во взрослом возрасте не впадал чуть что в панику/истерику/визг, как делают некоторые мамы.

@ Hanna я о том же. В любой истерике происходит напряжение мышц.

@ Anastasia но в посте-то речь об истерике не шла .

@ Hanna
Но ребёнок бьется головой ??

Когда что-то не нравится, или сидит сидит и как об стол начнёт прикладываться (с)

В принципе, ребенок — это человек. Что-то должно произойти, чтобы человек причинил себе физическую боль. Детям это осознанно не свойственно, (если свойственно — знать срочно к специалистам). Так вот это что-то — это реакция физиологическая. Резкая. Рефлекс. Спазм. Психологическая эмоциональна, физиологическая. Очень резкая. И что бы там ни было поводом — причиной резкого рывка всегда является физиологический процесс. Как на это можно просто смотреть. И говорить что ок ничего все само пройдет?

Hanna Movchun массажисты и физиотерапевты, работающие с детьми аутичными и с подобными диагнозами — многие отмечают, что этим детям, при сильной нагрузке (эмоциональной, ментальной, социальной, тактильной) свойственно стремление стиулировать область лба. От простого потирания — до прижимания лбом к поверхностям — до надавливания — до битья лбом об пол стены. В этой области находится то, что отвечает за развитие эмоций управление ими, механизмы стресса, и прочее. Значит, что то происходит, что ребенку необходимо удариться? Значит, надо что то делать. Да и вообще. Ну правда. Чем отличается то от взрослого. Почему ребенку ок сидеть сидеть и начать об стол головой биться, а взрослому — ой надо что то делать.

Иногда, читая комментарии из разрядк: да ничего, ребенок бьётся в истерике? Пройдет, это возраст… — МНЕ ХОЧЕТСЯ ГРОМКО ГРОМКО КРИЧАТЬ ВЫ ЧТО ВСЕ С УМА ПОСХОДИЛИ . ВЫ ВЕДЬ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ. ВАШИ ДЕТИ — ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

А вы не кричите))) По факту 100% тех у кого такое было ответили, что этот этап прошел также бесследно как начался. Че сразу диагнозы то ставить? Ребёнок вас проверяет, да и себя заодно??‍♀️

Natalia Fedorova почему вы считаете что ребенок вас проверяет? Вы так своего мужа проверяете? Если вы его так проверите — какая будет реакция,? Что нужно, чтобы вы так начали своих близких проверять? Напишите ответы честно на бумажке. Потом попробуйте ещё раз просто спокойно смотреть на истерику своего ребенка и то, как он бьётся головой об пол. Так происходит с эпилептиками во время приступа. Только мощнее Так происходит во многих других случаях, и в процессе таких «само проходит» горят нейронные связи внутри вашего ребенка. Читайте литературу. Учёные как бы не с потолка берут свои сведения. И это происходит с ребенком у которого есть родители

Я не кричу. Я в ужасе от материнского инфантилизма

@ Anastasia вы не сравнивайте годовалого и взрослого дядю. Говорю за своего: у меня перерос, в 2 года и намека не было, тк понял что не работает это и больно. Вы слишком тревожны))) коньячку?

@ Natalia нда. Ну ок. К счастью или сожалению не пью. Давно . И телевизор не смотрю — тошнит от него. И детские истерики нормой не считаю. Вот такая вот то ли тревожная то ли адекватная .

Послушайте, ваш ребёнок никогда не бился головой об пол, видимо, когда что-то идёт не по его плану?
Ребёнок не умеет выражать свои эмоции, а когда он начинает биться головой около года — он вообще и говорить-то не умеет. Поверьте, если бы я не умела говорить и не знала, как можно выразить свои эмоции, а все происходило бы не так, как нужно мне — я бы тоже, наверное, все методы пробовала. А вы тут размахиваетесь на материнский инфантилизм.
Детские истерики — это не норма. Но хоть кто-то написал, что ребёнок заходится в истерике и бьется головой до потери сознания? Ребёнок стукается 3-4 раза и смотрит реакцию, просит пожалеть, нужное вписать. Это истерика по-вашему? Сравнение с эпилептическим приступом так вообще за гранью добра и зла.
Какие данные ученые берут не с потолка? Намешали все в кучу, мама (которую и так кроет от этого битья головой, знаю, о чем говорю) сейчас начитается и вместо обычного похода к неврологу и педиатру с жалобой на такое поведение ребёнка (хоть кто-то из ужасных матерей, которые пережили это, не сделал этого?) обретёт пару седых волос и нервотрепку пуще прежнего.

Читайте также: