Беседа как хлеб на стол пришел

Обновлено: 19.05.2024

формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

ВложениеРазмер
tsel.docx 32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Конспект тематического занятия

в подготовительной группе

Тема: « Как хлеб на стол пришел »

Воспитатель: Юрьева Ю. Е.

Цель : формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

• обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей прилагательными;

• развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

• воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду.

Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе, сравнение колосков пшеницы, ячменя

Видеопроектор, презентация о хлебе, кофемолка электрическая, все ингредиенты для теста, «чудесный мешочек», колоски пшеницы, зерна злаков

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте им подарим свои улыбки, поприветствуем их.

«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Ты мой друг и я твой друг
Дружат все друзья вокруг»

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, вы попробуете себя в нескольких профессиях, но чтоб узнать, о чём идёт речь,

(на столе перед детьми красивая коробка)

Ребята вы хотите узнать, что лежит в этой коробке?

Для этого нужно отгадать загадку. Ребята! Послушайте загадку

"Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место "

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Дети: (Белый, булки с изюмом, мягкий) .

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Дети: (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Дети подходят к столу , на котором, под салфеткой находятся хлебобулочные изделия . Дети поднимают салфетку.

Теперь я приглашаю вас посетить отдел продуктового магазина, где продают хлеб . Ребята давайте назовём то, что мы видим. (дети называют) .

Воспитатель: А как всё это можно назвать, одним словом?

Правильно хлебобулочные изделия .

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Дети: (Мама купила в магазине) Дети садятся за столы

Воспитатель: А вы хотите узнать , откуда берётся хлеб? Познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают и пекут. А самое главное – попробуете и вы себя в некоторых профессиях. А почему, говорят « хлеб - всему голова», «без хлеба – нет обеда» ?

Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба .

Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб ?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий : агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы , пекари.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают презентацию выращивания хлеба )

СЛАЙД № 1-17 Воспитатель поясняет :

Воспитатель: Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Тракторист боронит, пашет землю, потом сеет зерно. А выращивают хлеб , ухаживают за ним хлеборобы . Убирают с полей зерно комбайнёры, а шофёры на больших машинах везут зерно на элеватор.

(Показать детям колоски пшеницы и зерно)

Там его чистят, сушат и закладывают на хранение. Затем зерно отправляю на мельницу мукомольный комбинат, где из него делают муку.

В нашей стране хлеб выпекают на хлебозаводах. Тесто вымешивают с помощью специальных машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки.

Кто выпекает хлеб? Как называется это профессия? ( пекарь )

Затем отправляют хлеб на специальных хлебных машинах в магазины .

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

СЛАЙД №18 Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел».

Составить рассказ по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел».

Опыт я в один мешочек насыплю муки, в другой – зерно. Перемешаю. Пощупайте, отгадайте, где мука? Где зерно? Как вы догадались? Для чего нужна мука? (из муки делают тесто) Кто готовит тесто и выпекает хлеб?

А вы хотите посмотреть, как можно сделать муку?

Опыт (воспитатель вместе с детьми при помощи кофемолки измельчает зерно)

Далее из муки делают тесто. А вы знаете, как делают тесто? (ответы детей)

СЛАЙД №19 Опыт Посмотрите, что для этого нужно. (Дети вместе с воспитателем готовят тесто) Давайте назовём знакомые нам продукты. (на столе : вода, мука, дрожжи, яйца, соль, сахар)

Дети : (Ответы детей) .

Прежде чем продолжить дальше давайте немного отдохнём

Самый вкусный хлеб получится , когда печёшь его своими руками.

Игра «Определи на вкус» . Вы должны на вкус определить, какой хлеб белый или чёрный вы попробовали (дети с закрытыми глазами вынимают кусочки хлеба , пробуют и отгадывают).

Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих пекарей!

СЛАЙД №20 Практическая работа. (воспитатель вместе с детьми лепит из соленого теста угощения, секрет : тесто приготовлено заранее, чтобы было готово для выпекания и незаметно для детей заменено на готовые баранки)

Из пшеничной из муки,

Испечём мы пироги,

Плюшки, пряники, печенье,

Кексы, торты, калачи,

Булки, бублики, баранки

И достанем из печи.

Вот румяный каравай

Приходите к нам на чай!

СЛАЙД №21 Релаксация: «Колоски» (под спокойную музыку предложить детям послушать шум колосящегося поля. )

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. А теперь улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: Ребята! А для чего нам нужен хлеб ? Правильно, хлебом питаются люди , это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Он проходит длинный путь : сев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят : " Хлеб - всему голова ". Сегодня в магазине можно купить хлеба , сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, лишнего не покупать и не выбрасывать хлеб . Пожилые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба , ты оставляешь свое здоровье. Также раньше если хлеб роняли на пол , его поднимали, целовали и просили прощание. Хлеб был драгоценным : от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом , чтобы не делать ему больно, хлеб разламывают руками . Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудиться, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб , вы будете , с большим уважением относится к нему.

Все ребята молодцы! Все постарались!

Но это ещё не всё, вас ждёт сюрприз!

Для вас мы испекли для вас своими руками вот этот замечательный хлеб!

(дети встают вокруг воспитателя и достают из плиты пряники)

Итог занятия: - На этом наше занятие подошло к концу . Кому было сегодня интересно? Что вам больше всего понравилось на занятии ? (дети делятся впечатлениями) . Теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его надо беречь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект тематического занятия в подготовительной группе.Тема:"Помним твой подвиг, Джалиль. "

Муса Джалиль - татарский поэт-герой, попавший в плен к немцам во время Великой Отечественной войны и гроически погибший от рук немцев. Поэт не сломался , продолжал сочинять стихи даже будучи в застенк.


Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада "Город настроения".

Разработка увлекательного занятия - путешествия для детей 6-7 лет в загадочный город НАСТРОЕНИЯ.


Конспект тематического занятия в подготовительной группе, посвящённый дню Победы 9 мая "Тишина перед боем"

Данный конспект предназначен для дошкольников подготовительного возраста для знакомства с историей Родины. Поможет расширить знания о героических подвигах детей и взрослых, которые з.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе "Пожарная безопасность"

Наиболее частая гибель дошкольников происходит на пожарах. Ежегодно на них в России гибнет от 50 до 100 детей. Причины возникновения пожаров — самые разнообразные.


Конспект тематического занятия в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"

Конспект тематического занятия в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"Описание работы: представленный материал тематического музыкального занятия "Зимушка-зима" поможет ре.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Слава хлебу на столе»

Для работы воспитателя в подготовительной к школе группе.


Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе "ТЕМА НЕДЕЛИ: «Хлеб-всему голова» "

ЦЕЛЬ: продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков.

"Как хлеб на стол пришёл?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой он путь проходит, прежде чем мы его съедаем.

Закреплять знания о детей, о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, как одном из величайших богатств на земле.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Рассматривание альбома «Как выращивают хлеб», иллюстраций.

Заучивание пословиц, чтение произведений по теме.

Рассматривание колосьев пшеницы и ржи.

Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.

Материалы и оборудования: мягкая игрушка Колобок; семена гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха на тарелочках; чёрный и белый хлеб, ИКТ, презентация «Как хлеб на стол пришёл?», мяч резиновый.

-Здравствуйте, ребята. К нам сегодня на занятие пришёл необычный гость. А имя гостя я предлагаю разгадать:

Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? ( Колобок ).

Посмотрите какой он хорошенький, кругленький и румяненький. (показываю мягкую игрушку Колобок)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Правильно, это хлеб. Вы наверное замечали, что без хлеба не обходится ни один завтрак, ни один обед, ни один ужин. Недаром говорят: «Хлеб всему голова». И не зря: ни один человек не может без него прожить ни дня.

Дети встают в круг и передают по кругу мяч и называют определения: ржаной, мягкий, свежий, ароматный, вкусный, витаминный, горячий…

- Хлеб бывает разный. Кто мне скажет, откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине? (ответы детей)

- А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?

(Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)

Как только весной растает снег, начинается посевная пора для хлеборобов. Н а поля выходят тракторы, которые пашут землю.

А кто управляет трактором? (тракторист)

Затем трактор разрыхляет землю с помощью больших грабель – борона. У них большие острые зубья, которые делают землю мягкой, рыхлой.
3 слайд

К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.

И/у «Выбери зёрнышко»

Ребята, я приглашаю 2 желающих к столу. На столе у меня разложены семена: гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха. Задание: выберите семена, из которых вырастут колосья ржи и пшеницы? (ответ ребёнка).
Молодцы, из пшеницы пекут пшеничный (или белый), изо ржи – ржаной (ли чёрный) хлеб. Наше путешествие продолжается.

Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка. (дети встают в круг)

В землю зёрнышко попало (приседают)

Подрастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся . (2 раза)

К концу лета зёрна в колосьях созревают.

- Посмотрите внимательно, какого цвета становятся колосья? (жёлтого)

Начинается жатва. (Дети повторяют слово «жатва» хором и индивидуально).

И на поле выходят другие машины – комбайны.

- Кто работает на комбайне? (Комбайнёр)

- Что делает комбайнёр? (собирает колосья)

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.

- А где используется солома? (на фермах, для домашних животных)

Далее зерна машины везут в особые хранилища – элеваторы. Здесь хранят зерно по нескольку месяцев и ещё сохраняют от холода и сырости, отчищают от всякого мусора.

Из элеваторов чистое зерно машины везут на мельницу или в мукомольный завод, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку.

- Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню)
10 слайд

Правильно. На хлебозаводах месят тесто и пекут хлеб. А из каких продуктов получается тесто? (соль, сахар, дрожжи, вода, масло, яйца, мука).

-А что ещё пекут из муки кроме хлеба? (печенье, пряники, кексы, торты, пирожные).

- А как эти продукты называют одним словом? (хлебобулочные изделия)

И наконец, ребята, после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.

- Как много людей трудится для того, чтобы мы с вами ели свежий и душистый хлеб. А вот в старые времена, когда тракторов и машин ещё не было, люди пахали и сеяли с помощью лошадей. А собирали урожай вручную косами и серпами. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Хлеб – всему голова. Ребята, а какие ещё вы знаете пословицы о хлебе?

Пословицы про хлеб

«Хлеб - батюшка, водица - матушка».

«Хлеб в пути не тягость».

«Не будет хлеба, не будет и обеда».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

- Скажите, пожалуйста, какие работы выполняют хлеборобы? (боронят, пашут, сеют, жнут)

- Какие машины помогают хлеборобам? (тракторы, комбайны, грузовые машины).

- Скажите мне, пожалуйста, как же надо обращаться с хлебом? (ответы детей). Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (ответы детей).

Ну вот, наше путешествие подошло к концу. И теперь вы знаете какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть на наш стол. Сколько людей трудились, чтобы мы с вами кушали хлеб. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как хлеб на стол пришёл?»

Цель : Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходи зерно, чтобы стать хлебом.

- Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий; о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

- Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь. Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь.

- Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

Материалы и оборудования: мягкая игрушка Колобок; семена гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха на тарелочках; чёрный и белый хлеб, ИКТ, презентация «Как хлеб на стол пришёл?», мяч резиновый.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? ( Колобок ).

Д/и «Какой хлеб?»

(Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)

Затем трактор разрыхляет землю с помощью больших грабель – борона. У них большие острые зубья, которые делают землю мягкой, рыхлой.
3 слайд

И/у «Выбери зёрнышко»

Ребята, я приглашаю 2 желающих к столу. На столе у меня разложены семена: гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха. Задание: выберите семена, из которых вырастут колосья ржи и пшеницы? (ответ ребёнка).
Молодцы, из пшеницы пекут пшеничный (или белый), изо ржи – ржаной (ли чёрный) хлеб. Наше путешествие продолжается.

Физкультминутка. (дети встают в круг)

- Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню)

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем.

(Дети встают в круг).

- Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повто-

ряйте все действия.

Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают

Дрожжи тесто раздували. воздух).

Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)

Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – ох! Ох (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)

И весёлкой повзбивали.

- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

И наконец, ребята, после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.

Пословицы про хлеб

Подведение итогов

- Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?

Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цели : Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

  1. Воспитательная: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу. Формировать умении работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
  2. Развивающая: Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Способствовать формированию мысленных операций, развитию речи.
  3. Образовательная: Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.

Расширять и обогащать знания детей о многообразии хлебных продуктов и их изготовлении. Познакомить с профессиями: комбайнёр, мельник, пекарь. Обогащение лексического запаса детей.

Работа над словарем: хлебороб, комбайнер, элеватор, мельница, мельник, пекарня, пекарь.

Приемы руководства деятельности детей в занятии:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: чтение потешек, поговорок, примет, пальчиковые гимнастики.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды (иллюстрация с видом зерен пшеницы, колосьев, уборочной машины, элеватором, мельницы, хлебобулочных изделий, муки.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: рассмотрение зерен, посев зерна в землю.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, физ. минуток.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей с педагогом.

Создание среды для организации и проведения занятия:

  1. Презентация «Как хлеб на стол пришёл».
  2. Проектор.
  3. Каравай.
  4. Рушник.
  5. Скатерть.
  6. Клеенки.
  7. Одноразовые тарелочки.
  8. Зерно пшеницы.
  9. Контейнер с землёй.
  10. Грабли детские.
  11. Лейка, колоски.
  1. Чтение сказки «Колосок», «Круть и Верть».
  2. Просмотр иллюстраций о хлебе.
  3. Заучивание стихотворений, потешек, пословиц, пальчиковых гимнастик о хлебе.

Виды детской деятельности в занятии:

  1. Игровая;
  2. Коммуникативная;
  3. Трудовая;
  4. Продуктивная;
  5. Музыкально – художественная;
  6. Чтение художественной литературы;
  7. Познавательно – исследовательская.
  • Проявление эмоциональной отзывчивости в познавательно – исследовательской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитание нравственных качеств;
  • Расширение и активизация словарного запаса детей;
  • Умения детей действовать самостоятельно;
  • Развитие интереса к развитию.

Критерии оценки деятельности в занятии:

  1. Дети отвечают на вопросы.
  2. Активно участвуют в продуктивной деятельности.
  3. Проявление самостоятельности.
  4. Обращение за помощью к взрослому и детям, оказание своей помощи другим.
  5. Эмоциональное реагирование.
  6. Соподчинение мотивов.
  7. Проявление волевых усилий.
  8. Аргументирование самооценки.

Интеграция образовательных областей:

Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя (рассматривание, замачивание).

При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна: цвет, форму, размер, вес, поверхность.

Рассматривание колосьев пшеницы.

Дать понять о том, что у каждого зернышка есть своя «квартирка» в «домике» колоске.

Беседовать о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей.

Песня о хлебе о колоске, о созревшем поле.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослым и сверстниками.

Практическая деятельность. посев зерновых культур (ячмень, пшеница, овес).

Развить интерес к выращиванию растений.

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Соблюдать элементарные здорового образа жизни. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.

Развивать способности, воображение и индивидуальное самовыражение при рассматривании картины. Прививать чувство эмоции. Откликаться на эмоции воспитателя.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадок, чтение пословиц, потешек, стихотворений о хлебе.

Обогащение лексического запаса детей, развитие слуха, внимания, наблюдательности; коррекция речи, коммуникативных качеств при чтении потешек.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Создании проблемной ситуации.

Создании мотива для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Демонстрация хлебобулочных изделий.

Показ слайдов и комментирование, дискуссия.

Посев зерна, полив.

Закрепление «Как колосок стал хлебом».

Составление рассказов детьми из личного опыта «Как нужно беречь хлеб».

Оценка деятельности детей и самооценка.

Дидактическая игра «Как хлеб пришел на стол».

Раздача хлебобулочных изделий.

Подведение итогов занятия.

Длительность занятия. 25 минут

Звучит музыка о хлебе, дети заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости, посмотреть, что вы знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся.

(звучит музыка заходит ребёнок, у него в руках каравай на рушнике читает стих).

Ребёнок : Мир Вам гости дорогие,

Что пришли к нам в добрый час!

По старинному обычаю,

Хлебом солью встретим Вас!( кланяется).

Воспитатель : Да, ребята это старинный обычай был и остаётся встречать гостей хлебом и солью.

(Воспитатель забирает каравай и ставит на стол, на котором лежат колоски и хлебобулочные изделия. Воспитатель берёт колосок).

Воспитатель : Ребята, а давайте мы поздороваемся друг с другом и пожелаем « Доброе утро», передовая наш колосок друг другу. Ну, что настроение хорошее, улыбнулись друг другу.

(Воспитатель загадывает загадку)

Воспитатель : Вырос в поле дом

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Ответы детей - колос).

Воспитатель: Правильно - это колос, он в гости к нам пришёл и принёс нам каравай. А что такое колосок? Откуда он берётся? В колоске много зёрен. Где он растёт? … Он растёт в поле - это полевое растение. Это пшеница или рожь. И колосок нам сейчас расскажет, как же он стал душистым караваем.

(Рассказ воспитателя « Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с профессиями: хлебороб, комбайн, комбайнёр, элеватор, мельница, мельник, пекарня, пекарь, кондитер.

Воспитатель : Мы узнали, что бы приготовить хлеб и он к нам пришёл на стол: в этом принимают участия много людей: как мы называем этих людей?

-Хлеборобы - что они делают?

-Мельник - что он делает?

-Пекарь – что он делает?

-Кондитер – что он делает?

Воспитатель : Мы узнали, чтобы приготовить хлеб, и он к нам пришел на стол в этом принимают участие много людей: а кто принимает участие в приготовлении хлеба?- как мы их называем?

(ответы детей: хлеборобы).

Воспитатель : что они делают?

(ответы детей - сеют, ухаживают, выращивают).

Ребёнок : Вот он хлебушко душистый

Вот он - тёплый золотой.

Словно солнцем наливной

Ведь недаром стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Воспитатель : Что делает мельник?

(ответ детей - мельник включает журнава и перетирает зерно в муку).

Воспитатель : что делает пекарь?

(ответ детей – печет хлеб).

Воспитатель : Поэтому мы должны беречь труд людей, которые принимали участие в приготовлении хлеба. К хлебу нужно бережно относится. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будите есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

(ответы детей – не крошить, не бросать хлеб, бережно к нему относиться.).

Воспитатель: Вот мы с Вами как бережем хлеб. Остатки хлеба мы выносим птичкам – они их съедают. А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зернышки – немного подвигаемся.

Игровое упражнение на развитие движений:

Вырос в поле колосок (дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок (поднимают руки вверх, качаются)

Мы в поле пойдём (ходьба на месте)

Колоски соберём (наклоны)

Муки натолчём (кулаками одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечём, (сжимают кисти рук)

Караваем угощаем (вытягивают руки вперёд, ладони вверх).

Воспитатель: А сейчас присаживайтесь за столы, мы с вами на время превратимся в хлеборобов. Ребята, перед вами тарелочки, что в них лежит?

Воспитатель: да ребята - это зёрна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите какие они на ощупь? Скажите какой они формы? Величины и цвета? А вы увидели, что зерно имеет бороздку и делит его на две половинки?

(ответы детей: маленькие, твёрдые, гладкие).

Воспитатель : Да, ребята в каждом зёрнышке живёт росток, чтобы он проснулся, зёрна нужно посадить в землю. Вот у нас маленькое своё поле. (на столе стоит контейнер с землёй). Я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зёрнышки в эти бороздки. Молодцы. А сейчас я прикрою зёрнышки землёй. Как вы думаете, что поможет нашим зёрнам прорасти?

(ответы детей: солнце - свет, дождь - вода).

Воспитатель : Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев. Ребята, посмотрите какие росточки появляются из зёрен. (воспитатель показывает проросшие зёрна). А из этих росточков вырастут колосья. Вы видели какое поле получается из колосьев? А это поле останется у нас в группе. Мы будем за ним ухаживать, наблюдать. И не забывать поливать. Каждый посев всегда у хлеборобов заканчивался праздником, давайте и мы с вами поиграем?

Игра «Весёлый мешочек»- дети встают в круг.

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен

Тот потешку о хлебе

(дети передают мешочек по кругу под музыку, на ком музыка заканчивается тот и рассказывает потешку).

Потешки о хлебе :

А из нашей из трубы

Дым поднялся на дыбы-

Это мама топит печь,

Это мама будет печь:

Пирожки для Машеньки,

Пирожки для Сашеньки,

Остальным - по калачу,

Жаворонка я хочу.

Пойди, котенька, в Торжок,

Купи, Котя пирожок,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

Тра - та- та, тра- та- та ,пожалуйте решета.

Мучки просейте, пирожки затейте,

Пирожки – то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Мешу , мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай - переваливай, валяй!

Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать заставили.

Остынут, поедим и воробушкам дадим.

Воробушки сели, все оладьи съели!

Подведение итогов НОД

Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним как этих людей называют и какую работу они выполняют.

Д/и «Разложи по порядку».

(дети должны разложить набор картинок в определённой последовательности, как хлеб на стол пришёл).

Словарная работа: хлебороб, комбайн, комбайнёр, мельница, мельник, пекарь, пекарня, кондитер, зерно, мука, хлебобулочные изделия.

Воспитатель : Молодцы ребята! А какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

Много снега - много хлеба.

Посей впору - будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а что в амбаре.

Хлеб всему голова.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Без соли, без хлеба половина обеда.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хлебом и соль встречают дорогих гостей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания. Ребята у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?

-Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

Я сама его не съем, разделю ребятам всем.

Ребёнок: Мы сестрички- баранки,

К чаю торопились-

Вот и прикатились!

Воспитатель открывает мешочек (с которым играли дети в «Весёлый мешочек»).

Воспитатель : Это угощение от нашего колоска. Давайте скажем ему спасибо!

(дети угощаются, ребёнок раздаёт угощение гостям, звучит музыка о хлебе).

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт самой первой святыней.

Золотые слова - забывать их не вправе.

«Хлеб – всему голова»

В поле, в доме, в державе!

Воспитатель : До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.

Классный час "Откуда хлеб на стол пришёл"

ЦЕЛЬ : формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;

-развивать способность чувствовать, сопереживать;

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

ОФОРМЛЕНИЕ : у доски накрыт праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар, ваза с колосками.

ОБОРУДОВАНИЕ :

- презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки);

- игрушка «колобок», карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона.

Ход классного часа:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

II. Объявление темы классного часа.

- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:

Вырос в поле колоском, СЛАЙД 2

На столе лежит куском. (Хлеб)

- Так о чем мы с вами будем говорить сегодня?

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

III. Постановка цели и задач классного часа.

- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, а что мы нового можем о нем узнать?

- Мы поговорим о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему . СЛАЙД 3

- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)

II V . Работа по теме классного часа.

1. Из истории хлеба. СЛАЙД 4

- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.

В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.

Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.

А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлебоносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».

СТИХОТВОРЕНИЕ О ХЛЕБЕН НАМ РАССКАЖЕТ Цыплакова Анна.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

2. Физкультминутка.

«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)

- Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

3. «От зерна до каравая»

- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Как вы понимаете эту пословицу?

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

4. Инсценировка «Как Дима узнал о хлебе».

Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?

Бабушка. Набедокурил — не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.

Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.

Дима. Как это?

Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было.

Дима. Купить его в булочной!

Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай.

За лесами, за лугами СЛАЙД 6

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

На широкие долины СЛАЙД 7

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Сколько в это зернышко СЛАЙД 8

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер, да вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною, СЛАЙД 9

Созрел он и встал

Золотистой стеною

И слышит страна –

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Хлеб созрел, СЛАЙД 10

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Поздно ночью спят ребята, СЛАЙД 11

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь, испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Вот теперь- то хлеб готов! СЛАЙД 12

Его грузят по машинам

И развозят в магазины.

Иван Филиппович. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Потрудились на земле!

4. Игра «Откуда пришёл хлеб?»

- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.

- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?

- Какое слово будет первым? вторым? и т.д

(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

5. Физкультминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей,

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-

Раз, два, три, четыре, пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Раз, два, три, четыре, пять!

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе,

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем,

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться!

6. Беседа о профессиях. СЛАЙД 13

- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?

- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

- Что дальше будет с зерном? ( Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице?

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины) . Кто работает на пекарне?

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.

- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

7. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.

- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

- Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает?

- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.

Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися:

Ногою пинающий хлеб,

Голодных не знающий лет,

Что были лихие года.

Хлеб – это жизнь ,

А не просто еда.

За хлеб воевали.

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)

- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

(Дети читают правила)

Правила обращения с хлебом.

ö Бери хлеба столько, сколько съешь.

ö Не играй с хлебом.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

ö Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

ö Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

ö Если каждый ученик в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 20 кг.

ö Этим хлебом можно было бы накормить

40 человек в день,

1 200 человек в месяц,

- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

Ученица: Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной

8. Беседа о военном хлебе. СЛАЙД 14

-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе.

Звучит запись Бетховена «Лунная соната»

(Учитель рассказывает на фоне музыки)

В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.

Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»

В дыму Ленинградское небо

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.) .

- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.

- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.

- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.

9 . Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки.

- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие? (Две девочки выходят к доске)

- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:

мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста, масло, помидоры, вода, молоко.

- А мы пока отгадаем загадки.

1.Одно бросил –

Целую горсть взял. (Зерно)

2. Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит. (Колос)

3. Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле)

4. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор)

5. Корабль-великан

Не по морю плывёт.

Корабль –великан

По земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)

Хорошо вы потрудились.

Вот награда – каравай!

Хлебом-солью угощай!

10 . «Что лишнее?»

- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

- На доске висят карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием переворачиваем и крепим на доску, если нет, то оставляйте на месте.

Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.

- Что у нас получилось? (Каравай)

11. Угощение гостей хлебом-солью. СЛАЙД 15

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

IV. Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем вам запомнился наш классный час?

- Как приходит хлеб к нам?

- Как нужно к нему относиться?

- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай.

Читайте также: