Басня стол и стул крылов

Обновлено: 28.04.2024

Перед завтраком в столовой
Стукнул ножкой стол дубовый.
Стук,
Стук,
Стук, стук-стук,
— Слушай, стул — мой старый друг.
Столько лет и столько зим
В старом доме мы стоим.
Отчего бы нам с тобой
Не пройтись по мостовой?

Стул с продавленным сиденьем
Отвечает с удивленьем:
— Что ты, что ты, старый стол!
Не с ума ли ты сошел?
У меня кривые ноги, —
Спотыкнусь я на пороге.
Сто ступенок на пути, —
До крыльца мне не дойти!

Вышиб дверь дубовый стол
И по лестнице пошел.
Старый стул, его сосед,
Побежал за ним вослед.

Прыг на пятую ступень,
На десятую ступень,
На двенадцатую боком,
На пятнадцатую скоком,
На двадцатую волчком
И до сотой кувырком.

Эй, держите! Караул!
Убежали стол и стул.

Славный день! Веселый день!
Меж домов цветет сирень.
Голосит-гудит гармоника,
Смотрят дети с подоконника.

А пройдешь за ворота —
Там и стук, и суета.

Разошелся старый стул,
Всеми ножками взмахнул.
— Для чего я, бестолковый,
Столько лет стоял в столовой?
Фу-ты, ну-ты, черт возьми,
Погуляю я с людьми.

Удивляется народ,
Пропускает их вперед,
А они идут посмеиваются
Да на солнышке расклеиваются.
Стол скрипит: — Не отставай,
Скоро сядем мы в трамвай.

Подошел трамвай со звоном.
Люди кинулись к вагонам.
Старый стол хотел войти,
Да застрял он на пути.
На подножке он торчит,
А кондукторша кричит:
— Не задерживай вагон,
Вылезай скорее вон!

Стол скрипит, не унывая:
— Обойдемся без трамвая.
Эка невидаль — трамвай!
Эй, извозчик, подавай!

Натянул извозчик вожжи.
— Прокачу я вас попозже.
Едет сзади ломовой —
Отвезет он вас домой! —
Мчатся дроги по дороге,
Конь здоровый, толстоногий,
А на дрогах — ломовой
С кучерявой головой.
А за ним из-под рогожки
Кресла выставили ножки,
Два дивана, зеркала,
Фортепьяно и метла.

Ломовой, как видно, занят,
Пассажиров брать не станет.
Заскрипел усталый стул:
— Я бы малость отдохнул.
Очень жесткая дорога,
Я расклеился немного,
А на спинке — пузыри,
А на ножках — волдыри.

Отвечает стол сердито:
— У меня доска разбита.
Я расклеился давно,
Да теперь мне все равно.
Вон столовая Нарпита
До полуночи открыта.
Ты в окошко посмотри —
Сколько столиков внутри,
А на столиках клеенки
И хрустальные солонки.
Забежим на пять минут
Поглядеть, как там живут.

Вверх по лестнице парадной
Потащился стол громадный
И, войдя в просторный зал,
Белым столикам сказал:
— Как живете? Как скрипите,
Что хорошего в Нарпите? —
Но столы со всех сторон
Заскрипели: — Выйди вон!

Что за дерзость! Что за стыд!
Ты клеенкой не накрыт!

Наступает темнота,
Запирают ворота,
Бьют на площади часы,
В переулках воют псы.
По дороге с громким гулом
Старый стол идет за стулом.
У разбитого стола
Крышка в сторону сползла,
А у сломанного стула
Ножку заднюю свернуло.

Вдруг из каменных ворот
На дорогу вышел кот,
О забор потерся усом,
А потом зевнул со вкусом
И сказал: — Мои друзья!
Не волнуйтесь, это я —
Кот сибирский, кот мохнатый,
Из квартиры сорок пятой.

Вам обоим я знаком,
Крыс ловил я под столом,
А на стуле столько раз
Я дремал в вечерний час.
Я по вас давно скучаю,
А хозяин ждет вас к чаю.
Он обедал на полу,
Будем рады мы столу!

Стол и стул ввалились в сени
И пошли считать ступени:
Прыг на пятую ступень,
На десятую ступень,
На двенадцатую боком,
На пятнадцатую скоком.

А потом —
Шажком,
А потом —
Ползком.

Исцарапались немного,
Но добрались до порога.

Что за встреча их ждала!
Зазвенели зеркала,
Распахнулись дверцы шкапа,
И с крючка слетела шляпа.

А на завтра к ним с утра
Пригласили столяра,
Столяра Степанова —
Сколотить их заново.
Поплевал он на ладонь,
Клей поставил на огонь.
Сделал ножки новые,
Новые — дубовые.
И теперь они опять
Собираются гулять.

Самуил Маршак — Приключения стола и стула: Стих

Иван Крылов — Квартет (Басня): Стих

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
_____________

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Анализ / мораль басни «Квартет» Крылова

Иван Андреевич Крылов разместил «Квартет» на страницах своих «Новых басен».

Басня написана в 1811 году. Ее автору в эту пору исполнилось 42 года, он продолжает работать в Императорской публичной библиотеке. Его известность как баснописца к тому времени была уже непререкаемой. Размер — разностопный ямб с затейливой рифмовкой, с преобладанием смежной. Ее можно назвать политической сатирой, хотя мораль сей басни – вечная и не связана с сиюминутным контекстом. Считается, что поводом к созданию произведения послужило реформирование Государственного совета, повлекшее за собой разделение на четыре департамента. Члены Совета не сразу освоили новый принцип работы, только в результате споров построили иерархию, удовлетворившую, наконец, всех. Еще одна версия, куда более близкая к занятиям самого И. Крылова – открытие общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего обычно в доме Г. Державина. В его рядах также случались обиды по поводу распределения мест. Героев пятеро, самые колоритные из них, пожалуй, Мартышка (проказница) и Осел. Собственно, остальным участникам квартета слова так и не дали. Соловей же здесь – персонаж назидающий, выразитель авторской позиции. Название относится к ансамблю из 4 музыкантов. «Косолапый Мишка»: фольклорный эпитет и вполне себе антропоним (календарное, человеческое имя у животного). «Затеяли сыграть»: порыв был спонтанный. Играть было решено на вдохновении. В перечислительной градации обнаруживают себя известные музыкальные инструменты: бас, альт, скрипка. Концерт подразумевался без входных билетов, впоследствии был возможен и гастрольный тур. Итак, «дерут», а толку нет. Оказывается одного желания и старания недостаточно. Необходимо еще и правильно сесть. Первой об этом догадалась, естественно, Мартышка. Обращение «братцы» — еще один штрих к очеловечиванию героев. Рефрен «стой». Себя она скромно именует «примой» (главной), пересаживает «Мишеньку» и саму себя. «Запляшут лес и горы!»: оптимизм обезьянки перерастает не просто в олицетворение, а в беззастенчивую гиперболу. «На лад нейдет»: нет гармоничного звучания (здесь еще и устаревшая форма глагола). Затем осенило Осла. Он высаживает всех в ряд. Вновь рефрен «нейдет». Началась словесная перепалка. На шум явился Соловей. Звери просят его стать судьей в споре. Соловей милостиво соглашается. И вот его вердикт: надобно уменье и уши ваших понежней. То есть, он не просто отказал им в навыках, опыте, а именно в способностях. Значит, ансамбль изначально был обречен. Выходит, рассаживание не сделает из них музыкантов. В финале еще и предостережение не браться не за свое дело, трезво оценивать свои таланты.

В «Квартете» И. Крылова современники писателя видели сатиру на злобу дня.

Н. Р. Эрдман- Басни

Читатель спросит- в чём мораль? Нашёл и сам бы в интернете.
Найти-то можно: время жаль, да что и где искать- вчера ещё в секрете.

(зацепили басни из 6 серии к-ф "Орлова и Александров")
.


Николай Робертович Эрдман
(1900-1970()

Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И взяло старика за жопу.

А вывод ясен:
Не надо басен!

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!


СЛУЧАЙ В ГАРЕМЕ.

Однажды наклонилась близко
К младому евнуху младая одалиска.
А деспотичный шах, меж тем,
Уже успел войти в гарем.
- Ага. В гереме.
Ночью. Вместе? -
Воскликнул шах. - Я жажду мести!
Какой позор! Какой скандал.
Тут визирь шаху так сказал:
- Зачем же звать его к ответу?
Почто ему готовить месть?
О, шах! У евнуха ведь нету!
- Но у нее, мерзавки, есть!
- Пойми, лишен он этой штуки!
- А руки. Срубить!
Палач взмахнул мечом,
И руки стали не при чем.
Но оказался в дураках
Представьте, все же старый шах.
Над шахом евнух долго издевался:
Язык-то у него остался!

Сколь наша участь более горька:
У нас есть то и сё,
и нету языка.

Однажды драматург Шекспир
Устроил грандиозный пир.
Купил вина, купил сельдей
И посадил за стол ****ей.

Читатель может возмутиться.
И впрямь: могло ли так случиться,
Что величайший из людей,
Шекспир, и вдруг среди. сельдей?!

Безоговорочно и прямо
Должны мы оправдать Вильяма:
Вильям Шекспир купил сельдей
Не для себя, а для ****ей!

Мы обновляем быт
И все его детали.

"Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали. "

- Чего дрожите вы? - спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.

- Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас - и мы дрожим.

Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
- Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.

Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.

СЛУЧАЙ С ПАСТУХОМ

Один пастух, большой затейник,
Сел без штанов на муравейник.
Но муравьи бывают люты,
Когда им причиняют зло,
И через две иль три минуты
Он поднал крик на све село.
Он был искусан ими в знак протеста.

Мораль: не занимай ответственного места.

Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: "Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?"

Златые дни ответствовали так:
- Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!

Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.

Один фрейдист, придя из института
К себе домой,
Узрел ученика, который почему-то
Сидел на канапе с его женой.

Причем, сидел в такой нелепой позе,
Что ни в стихах не выразить, ни в прозе.

Ученый головой поник:
- Моя жена и мой же ученик!
Что может означать подобное явленье?
Должно же быть ему у Фрейда объясненье!
Допустим, что он в ней свою увидел мать.
Но все же этот факт какого будет типа?
"Нарцизм" ли это?
Комплекс ли Эдипа?
Как мне точней всего его назвать?

Ученый целый год найти ответ старался,
А ларчик просто открывался
И очень просто назывался.

Вот так и мы порой, как комики,
Ответа ищем в экономике.
А он один и там и тут:
Ее .
И нас .

Однажды Бах спросил свою подругу:
- Скажите мне,
вы любите ли фугу?
Смутясь и покраснев как рак,
Подруга отвечала так:
- Не ожидала я увидеть в вас нахала!
Прошу вас, не теряйте головы!
Я - девушка, и в жизни не видала
Того, о чем спросили вы.

Ну что ж, читатель-друг,
действительно, подруга
Не знала, что такое фуга.
Но это не ее вина:
Другие были времена,
Она росла в провинции, у тети.

Теперь таких девиц вы не найдете.

ФУГА БАХА. Вар 2
Однажды Бах спросил свою подругу:
"Скажите мне, вы любите ли фугу?"
Смутясь и покраснев, как мак,
Подруга отвечала так:
"Не ожидала я увидеть в вас нахала.
Прошу вас, не теряйте головы.
Я - девушка и в жизни не видала
Того, что здесь назвали вы".
Мораль: у девушек, почти без исключенья
Богатое воображенье.

СЛУЧАЙ С ГИПОПОТАМОМ.

Раз к венерологу пришел гипопотам.
- Ай, больно! - он кричал.
- Где больно, друг мой?
- Там!

Мораль сей басни в том,
что к незнакомым дамам
Ходить не нужно и гипопотамам.

Спасибо, Эдуард. С удовольствием перечитал.
Фотография Эрдмана замечательная, как-то еще не видал такой. Но, по-моему, надо указать, что все эти басни написаны в соавторстве: Эрдманом и Массом.

Да, был творческий союз
едких басен, хлёстких муз.
Оба юмора ловцы,
но не в теле же одном,
что сиамские близнецы.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Выпуск 1

Мама говорит,
Что она не проспит.
Не нужен ей будильник.
Она его не завела.
Она не встала в понедельник:
Мама проспала.
Печальная пора.
_______________
Вы не надейтесь на "авось".
Силантьева Диана 6а класс

Друзья и муравей

Жил-был муравей,
У него было много друзей.
Но не ценил он дружбы такой.
Вчера сказал подружке,
Что у нее отвисло брюшко.
А поутру наврал трудяге муравью,
Кого кольнул, кого пихнул,
Все нипочем ему.
Он насмехался, зло шутил,
Но вот однажды получил
Урок всей жизни:
В большую яму он попал
И там застрял.
Сам он выбраться не смог,
Но никто ему не помог.
И только старый муравей,
Давая палку бедолаге,
Сказал: "Не обижай друзей,
Они всего важней".
Иванцова Ирина 6а класс

Хозяйка и кот.

Когда котенка завела,
Его игривость умиляла,
Все шалунишке позволяла.
А кот подрос и думать стал,
Что он в квартире главный:
"А что, за мной и убирают,
И кормят, и играют.
Когда хочу, тогда и сплю,
Куда хочу, туда залезу".
Ошибку поняла свою:
Питомца плохо воспитала
И слишком много позволяла.
Попробуй доказать коту,
Что я хозяйкой тут живу.
Жемойтель Элла, 6а класс

Жил на свете паучок,
Из паутины сплел сачок.
Ловил мух он очень ловко.
"Не завидуйте, друзья!
Приходите ко мне в гости-
Приглашаю всех вас я"
Все пауки тут прибежали,
Мошек съели, сачок сломали,
И давай еще шутить:
"Чем же мух теперь ловить?"
Плачет бедный паучок,
В лапках вертит свой сачок:
"Как же жить теперь я буду?
Как себе еду добуду?"
Дружба кончилась на том,
Что в глуши он сплел свой дом.
Зависть дружбу погубила,
Все хорошее затмила.

Жил на свете паучок,
Из паутины сплел сачок.
Много мошек наловил
И в гости муху пригласил.
Муха рядышком жила,
По утрам росу пила
И решила как-то днем
Пообедать с пауком.
Ветерок в траве летал,
Паук подругу доедал.
А мораль всегда найдется:
Не дружите, с кем придется.
Игнатьева Алиса, 6а класс

Волк-хвастун

Однажды в северном лесу
Хвалился волк во всю красу:
"Я в этом северном лесу храбрей,
Умней, сильнее всех!
Не думайте со мной тягаться!"
Я подниму всех вас на смех!"
А в это время на опушке леса
Упала спичка - начался пожар.
Все побежали к волку за подмогой,
А с ним случился "солнечный удар".
Свалился он в кусты, за голову держась.
А тихий, маленький на вид,
Не нужный никому комар,
Узнав о горе, вдруг помочь решил:
Народ к реке созвал и им руководил.
И так пожар он потушил.
_____________________

И в нашем окружении всегда найдутся хвастуны,
Которые для общества ужасны и страшны.

Бухаринова Варвара 6б класс

Волк и лиса.

Лиса волка рыбу учила ловить,
Чтоб сам питаться мог и не просить.
Послала на речку хвост помакать
Да рыбу попробовать поймать.
Но вот беда: бедняга волк
В рыбалке все ж не знает толк:
Мучился," корячился, итак не нарыбачился.
Решил лисицу навестить,
Урок с ней повторить.
Пыталась объяснить лиса
Суть рыбалки на живца.
Хотя сама не молодца,
Рыбу ловит хитрица.
______________________

Раз сам в науке ты от скуки,
Не поучай других науке.
Шипицина София 6б класс

Однажды как-то я нежданно заболела:
Была температура, голова болела,
Лежала я одна, страдала и скучала,
И даже СМС от друзей не получала.
Когда пришла пора уроки делать мне,
В "контакте" написала: "Ну кто поможет мне?"
Откликнулись девчонки: Даша, Эвелина,
Другие все молчали - грустная картина.
Мораль сей басни такова:
Друзья-то есть, но не всегда.
Латкина Полина 6б класс

Стол и стул.

На кухне зародился спор,
Участвовал в нем стул и стол.
Тут стул сказал: "На кухне я важней.
Придет хозяин, сядет,
и окажусь, что я ему нужней".
Стол возразил: "Послушай, стул!
Ведь без меня на кухне тоже никуда,
На мне же вся еда!
Я думаю, что без тебя
На кухне можно обойтись!"
Стул не согласен был,
И долго еще длился спор,
Возможно, спорят до сих пор.
Мораль всей басни такова:
Без стула и стола хозяину - беда!
Аркадьева Эвелина 6б класс

Читайте также: