Азазелло пришел в подвальную квартиру мастера и маргариты на арбате охотно подсел к столу

Обновлено: 17.05.2024

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!

И судимы были мертвые по написанному в книгах
сообразно с делами своими…

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе.

Когда отпевали мать, был май, вишневые деревья и акации наглухо залепили стрельчатые окна. Отец Александр, от печали и смущения спотыкающийся, блестел и искрился у золотеньких огней, и дьякон, лиловый лицом и шеей, весь ковано-золотой до самых носков сапог, скрипящих на ранту, мрачно рокотал слова церковного прощания маме, покидающей своих детей.

Алексей, Елена, Тальберг и Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка, оглушенный смертью, с вихром, нависшим на правую бровь, стояли у ног старого коричневого святителя Николы. Николкины голубые глаза, посаженные по бокам длинного птичьего носа, смотрели растерянно, убито. Изредка он возводил их на иконостас, на тонущий в полумраке свод алтаря, где возносился печальный и загадочный старик бог, моргал. За что такая обида? Несправедливость? Зачем понадобилось отнять мать, когда все съехались, когда наступило облегчение?

Улетающий в черное, потрескавшееся небо бог ответа не давал, а сам Николка еще не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему.

Отпели, вышли на гулкие плиты паперти и проводили мать через весь громадный город на кладбище, где под черным мраморным крестом давно уже лежал отец. И маму закопали. Эх… эх…

Много лет до смерти, в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, — все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

Но как жить? Как же жить?

Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет. Елене — двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу — тридцать один, а Николке — семнадцать с половиной. Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже. Вернулся старший Турбин в родной город после первого удара, потрясшего горы над Днепром. Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли. Восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее и щетинистей.

Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям:

А им придется мучиться и умирать.

Как-то, в сумерки, вскоре после похорон матери, Алексей Турбин, придя к отцу Александру, сказал:

— Да, печаль у нас, отец Александр. Трудно маму забывать, а тут еще такое тяжелое время… Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот…

Он умолк и, сидя у стола, в сумерках, задумался и посмотрел вдаль. Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес. Город по-вечернему глухо шумел, пахло сиренью.

— Что сделаешь, что сделаешь, — конфузливо забормотал священник. (Он всегда конфузился, если приходилось беседовать с людьми.) — Воля божья.

— Может, кончится все это когда-нибудь? Дальше-то лучше будет? — неизвестно у кого спросил Турбин.

Священник шевельнулся в кресле.

— Тяжкое, тяжкое время, что говорить, — пробормотал он, — но унывать-то не следует…

Потом вдруг наложил белую руку, выпростав ее из темного рукава ряски, на пачку книжек и раскрыл верхнюю, там, где она была заложена вышитой цветной закладкой.

— Уныния допускать нельзя, — конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил он. — Большой грех — уныние… Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания, — он говорил все увереннее. — Я последнее время все, знаете ли, за книжечками сижу, по специальности, конечно, больше все богословские…

Он приподнял книгу так, чтобы последний свет из окна упал на страницу, и прочитал:

— «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь».

Тест по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

1 (3)У кого из героев романа «правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»? 1) у кота Бегемота, 2) у Коровьева, 3) у Азазелло,4) у Римского, 5) у Воланда.

2( 18). Из четырёх преступников казнили: 1) Дисмаса и Гестаса, 2) Гестаса и Вар-раввана, 3) Иешуа Га-Ноцри, 4) Вар-раввана и Иешуа Га-Ноцри, 5) Гестаса, Дисмаса и Иешуа Га-Ноцри, 6) Дисмаса, Иешуа Га-Ноцри и Вар-раввана.

3 (19). «Нет никого. Я один в мире»,– говор 1) Иешуа Га-Ноцри, 2) Воланд, 3) Иван Бездомный, 4) мастер, 5) Марк Крысобой.

4 (30). Председателем акустической комиссии московских театров был

1) Жорж Бенгальский, 2) Михаил Александрович Берлиоз,

3) Иероним Поприхин, 4) Мстислав Лаврович, 5) Иван Савельевич Варенуха, 6) Аркадий Аполлонович Семплеяров.

5(34). Кем был мастер по образован 1) журналистом, 2) страховым агентом, 3) историком 4) врачом,5) инженером, 6) художником

6 ( 43). Многие герои романа употребляют в своей речи выражение «чёрт его знает». Оно вылетает из уст

1) Берлиоза, 2) Ивана Бездомного, 3) Понтия Пилата, 4) Иешуа Га-Ноцри 5) мастера

8«Ты бог зла. Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» – восклицает 1) Маргарита Николаевна, 2) Левий Матвей,3) мастер, 4) Иван Понырев 5) Дисмас.

9 (58). « За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм » Кому принадлежал самопишущий костюм?

1) Коровьеву, 2) бухгалтеру Варьете Василию Степановичу Ласточкину,

3) артисту Куролесову Савве Потаповичу,4) валютчику Сергею Герардовичу Дунчилю, 5) председателю Зрелищной комиссии Прохору Петровичу.

10 (68). «С тех пор, как … Маргарита Николаевна вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья» 1) шестнадцатилетней,2) семнадцатилетней, 3)восемнадцатилетней, 4) девятнадцатилетней 5) двадцатилетней.

11(77). Кто кого из героев романа назвал богиней Венерой? 1) мастер Маргариту, 2) Азазелло Маргариту, 3) Воланд Маргариту 4) Коровьев Геллу, 5) Николай Иванович Наталью Прокофьевну.

12(86). «И на какой чёрт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?»

Кому принадлежит эта фраза, ставшая крылатой 1) Коровьеву, 2) Поныреву, 3) Маргарите, 4) Бегемоту, 5) Воланду 13(89). В какую игру играли Воланд и Бегемот, когда Маргарита впервые встретилась с князем тьмы? 1) в карты, 2) в шашки, 3) в бильярд, 4) в шахматы, 5) в костяшки.

14 ( 91). На «великом балу» сатаны «оркестр человек в полтораста играл полонез». – Кто дирижёр? – отлетая, спросила Маргарита.

1) Амадей Моцарт, 2) Пётр Чайковский, 3) Людвиг Бетховен, 4) Иоганн Штраус, 5) Михаил Глинка.

15 (97). Где обнаружилась украденная голова Берлиоза 1) на кладбище, 2) в квартире № 50, 3) в Музее антропологии, 4) на балу сатаны, 5) на берегу Москвы-реки.

«Мастер и Маргарита» (2)

1/23. Поэт Иван Бездомный украл в чужой квартир 1) лампочку,

2) велосипед, 3) шапку и брюки, 4) свечу, 5) примус, 6) икону.

2/24. Клетчатого помощника Воланда звали 1) Фагот 2) Коровьев, 3) Фагот-Коровьев 4) Бегемот5) Азазелло, 6) Абадонна.

3/25. «Изменились ли эти горожане внутренне?» – спрашивает1) Понтий Пилат,2) Иешуа Га-Ноцри, 3) Иосиф Каифа4) Воланд, 5) Стравинский, 6) Римский.

4/32. Мастер «стащил месяц тому назад…»

1) связку ключей, 2) архивную книгу, 3) ампулу с ядом, 4) икону со свечой, 5) древнюю рукопись, 6) десять тысяч рублей.

5/ 64. Кому принадлежит фраза «осетрина второй свежести», ставшая крылатой? 1) Воланду, 2) Коровьеву, 3) Сокову,4) Варенухе, 5) Бегемоту.

6/76. На чём летала ведьма Маргарита? 1) на метле, 2) на помеле, 3) на ступе, 4) на щетке, 5) на мялке.

7/ 96. К кому обратился Воланд в конце бала с довольно пространной речью и выпил его кровь? 1) к Вьетану 2) к господину Жаку, 3) к Берлиозу, 4) к Николаю Ивановичу, 5) к барону Майгелю.

8/ 110. «Чтобы убедиться в том, что … — писатель, возьмите любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения убедитесь, что имеете дело с писателем»,утверждает … . Напишите нужные слова вместо точек.

1) Булгаков, мастер; 2) мастер, Булгаков; 3) Лев Толстой, Бегемот; 4) Тургенев, автор; 5) Достоевский, Коровьев.

9 (99). «Чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?» – обращается Воланд к королеве Марго. О чём же она попросила?

1) вернуть ей мастера, 2) перестать подавать Фриде платок, 3) уничтожить критика Латунского, 4) отомстить всем, кто травил мастера, 5) вернуть сожженную рукопись мастера

10 (103). «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провёл упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечён туда в качестве…» 1) дорогого гостя, 2) помощника хозяйки бала, 3) конферансье, 4) живой статуи, 5) перевозочного средства.

11( 111). «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» – с усмешкой говорит

1) Иван Понырев мастеру, 2) мастер Ивану Бездомному, 3) автор читателю, 4) Воланд Левию Матвею, 5) Понтий Пилат Иешуа Га-Ноцри.

12 (117). «Одним из самых главных человеческих пороков» Иешуа Га- Ноцри считал 1) предательство 2) трусость, 3) жестокость

4) малодушие, 5) равнодушие.

13 (120). Кем стал Иван Николаевич Понырев в свои «тридцать с лишним»?

1) известным прозаиком, автором толстого романа о Понтии Пилате, 2) председателем союза писателей Москвы, 3) сотрудником Института истории и философии, профессором,4) деканом Московского университета,

5) безвестным писателем.

14Кто в романе кричит прокуратору «Свободен!» а)Мастер б) Маргарита в) Воланд г) Азазелло д)Иешуа

15Кем был на самом деле Коровьев? А) Неудачно пошутившим рыцарем Б)демоном-убийцей В) королевским шутом Г)пажом

«Мастер и Мргарита» (3)

1) на Колыму, 2) в Норильск,3) на Камчатку,4) на Соловки 5) в Магадан.

2/ 21. – Один, один, я всегда один,– горько ответил

1) профессор 4) мастер,

2) арестованный, 5) первосвященник,

3) прокуратор, 6) поэт.

3/24. Клетчатого помощника Воланда звали

1) Фагот, 2) Коровьев, 3) Коровьев - Фагот 4) Бегемот, 5) Азазелло, 6) Абадонна.

4/48. «Седой, как снег, без единого черного волоса старик, который ещё недавно был … , побежал к двери, открыл её и кинулся бежать по тёмному коридору». 1) Римским, 2) Варенухой, 3) Босым 4) Бездомным, 5) Ласточкиным.

5/63. Воланд или его помощники точно описали все обстоятельства будущей смерти 1) Лиходеева и Берлиоза, 2) Берлиоза и Сокова, 3) Берлиоза и Римского, 4) Берлиоза и Поплавского, 5) Берлиоза и Варенухи.

6/ 87. «Каждый украшает себя, чем может». Эта фраза тоже стала крылатой. Кто её произносит? 1) Гелла, 2) Наташа, 3) Маргарита, 4) Бегемот, 5) мастер.

7/ 93. Маргарита на балу у сатаны принимает гостей. Первыми были некий Жак с супругой. Жак «прославился тем, что…».

1) изобрёл эликсир молодости,

2) соблазнил французскую королеву,

3) отравил королевскую любовницу,

4) ограбил королевское казначейство,

5) задушил в гостях собственную жену.

8/ 98. «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» – так утверждает

1) Маргарита, 2) мастер, 3) автор, 4) Воланд, 5) Иешуа Га-Ноцри.

9/100. Выходя после бала из резиденции Воланда, Маргарита потеряла его подарок –

1) шкатулку с драгоценностями,

2) гранатовый браслет,

3) золотую подкову, усыпанную алмазами,

4) восстановленную рукопись романа мастера,

5) золотую коробку с волшебной мазью.

10/102. Какое прозвище носила «та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки»?

1) Кикимора, 2) Ведьма, 3) Шкеле 4) Язва, 5) Холера, 6) Чума.

11/ 108. Как звали собаку Понтия Пилата?

1) Данба, 2) Ганда, 3) Банга, 4) Ганба, 5) Ванга.

12/113. Кто прочитал роман мастера?

1) Маргарита, 2) критик Латунский 3) Иван Понырев, 4) Понтий Пилат, 5) Иешуа Га-Ноцри, 6) Берлиоз.

13/ 114. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,– так говорит о мастере 1) Иешуа Га-Ноцри, 2) Воланд, 3) Левий Матвей, 4) Маргарита 5) автор.

14/ 115. Азазелло пришёл в подвальную квартиру мастера и Маргариты на Арбате, «охотно подсел к столу, предварительно поставив в угол у печки какой- то свёрток в тёмной парче». Что было в свёртке?

1) бутылка вина, 2) подарок от Воланда, 3) жареная курица, 4) ларчик с драгоценностями, 5) роман мастера в виде книги.

15/ 117. «Одним из самых главных человеческих пороков» Иешуа Га- Ноцри считал 1) предательство, 2) трусость, 3) жестокость, 4) малодушие, 5) равнодушие.

Глава 30

– Ты знаешь, – говорила Маргарита, – как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со средиземного моря. И эти идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что сейчас будет дождь. Ты чувствуешь, как свежеет?

– Все это хорошо и мило, – отвечал мастер, куря и разбивая рукой дым, – и эти идолы, бог с ними, но что дальше получится, уж решительно непонятно!

Разговор этот шел на закате солнца, как раз тогда, когда к Воланду явился Левий Матвей на террасе. Окошко подвала было открыто, и если бы кто-нибудь заглянул в него, он удивился бы тому, насколько странно выглядят разговаривающие. На Маргарите прямо на голое тело был накинут черный плащ, а мастер был в своем больничном белье. Происходило это оттого, что Маргарите решительно нечего было надеть, так как все ее вещи остались в особняке, и хоть этот особняк был очень недалеко, конечно, нечего было и толковать о том, чтобы пойти туда и взять там свои вещи. А мастер, у которого все костюмы нашли в шкафу, как будто мастер никуда и не уезжал, просто не желал одеваться, развивая перед Маргаритой ту мысль, что вот-вот начнется какая-то совершеннейшая чепуха. Правда, он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи (в клинике бородку ему подстригали машинкой).

Комната также имела очень странный вид, и что-нибудь понять в хаосе ее было очень трудно. На ковре лежали рукописи, они же были и на диване. Валялась какая-то книжка горбом в кресле. А на круглом столе был накрыт обед, и среди закусок стояло несколько бутылок. Откуда взялись все эти яства и напитки, было неизвестно и Маргарите и мастеру. Проснувшись, они все это застали уже на столе.

Проспав до субботнего заката, и мастер, и его подруга чувствовали себя совершенно окрепшими, и только одно давало знать о вчерашних приключениях. У обоих немного ныл левый висок. Со стороны же психики изменения в обоих произошли очень большие, как убедился бы всякий, кто мог бы подслушать разговор в подвальной квартире. Но подслушать было решительно некому. Дворик-то этот был тем и хорош, что всегда был пуст. С каждым днем все сильнее зеленеющие липы и ветла за окном источали весенний запах, и начинающийся ветерок заносил его в подвал.

– Фу ты черт, – неожиданно воскликнул мастер, – ведь это, подумать только, – он затушил окурок в пепельнице и сжал голову руками, – нет, послушай, ты же умный человек и сумасшедшей не была. Ты серьезно уверена в том, что мы вчера были у сатаны?

– Конечно, конечно, – иронически заметил мастер, – теперь, стало быть, налицо вместо одного сумасшедшего двое! И муж и жена. – Он воздел руки к небу и закричал: – Нет, это черт знает что такое, черт, черт, черт!

Вместо ответа Маргарита обрушилась на диван, захохотала, заболтала босыми ногами и потом уж вскричала:

– Ты сейчас невольно сказал правду, – заговорила она, – черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! – глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: – Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол! Придется вам, мой милый, жить с ведьмой. – После этого она кинулась к мастеру, обхватила его шею и стала его целовать в губы, в нос, в щеки. Вихры неприглаженных черных волос прыгали на мастере, и щеки и лоб его разгорались под поцелуями.

– Ну, хорошо, – ответил мастер, – ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно! Меня, стало быть, похитили из лечебницы! Тоже очень мило. Вернули сюда, допустим и это. Предположим даже, что нас не хватятся, но скажи ты мне ради всего святого, чем и как мы будем жить? Говоря это, я забочусь о тебе, поверь мне.

В этот момент в оконце показались тупоносые ботинки и нижняя часть брюк в жилочку. Затем эти брюки согнулись в колене, и дневной свет заслонил чей-то увесистый зад.

– Алоизий? – спросила Маргарита, подходя ближе к окну, – его арестовали вчера. А кто его спрашивает? Как ваша фамилия?

В то же мгновение колени и зад пропали, и слышно было, как стукнула калитка, после чего все пришло в норму. Маргарита повалилась на диван и захохотала так, что слезы покатились у нее из глаз. Но когда она утихла, лицо ее сильнейшим образом изменилось, она заговорила серьезно и, говоря, сползла с дивана, подползла к коленям мастера и, глядя ему в глаза, стала гладить голову.

– Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо.

– Я ничего и не боюсь, Марго, – вдруг ответил ей мастер и поднял голову и показался ей таким, каким был, когда сочинял то, чего никогда не видел, но о чем наверно знал, что оно было. – И не боюсь потому, что я все уже испытал. Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут. Но мне жалко тебя, Марго, вот в чем фокус, вот почему я твержу об одном и том же. Опомнись! Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя, потому это и говорю.

– Ах, ты, ты, – качая растрепанной головой, шептала Маргарита, – ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь? Ну что ж, я уйду, я уйду, но знай, что ты жестокий человек! Они опустошили тебе душу!

Горькая нежность поднялась к сердцу мастера, и, неизвестно почему, он заплакал, уткнувшись в волосы Маргариты. Та, плача, шептала ему, и пальцы ее прыгали на висках мастера.

– Да, нити, нити, на моих глазах покрывается снегом голова, ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня. А плечи, плечи с бременем. Искалечили, искалечили, – речь Маргариты становилась бессвязной, Маргарита содрогалась от плача.

– Довольно! Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу, будь покойна. Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе. Ну что же, вместе и понесем ее.

– Ну, и ладно, ладно, – отозвался мастер и, засмеявшись, добавил: – Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там.

– Ну вот, ну вот, теперь ты прежний, ты смеешься, – отвечала Маргарита, – и ну тебя к черту с твоими учеными словами. Потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно? Я хочу есть.

– Я не уверен, что эта еда не провалится сейчас сквозь землю или не улетит в окно, – ответил тот, совершенно успокоившись.

Выбрать один правильный вариант ответа на тестовый вопрос.

1. Какая проблема не поднята в произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет»:

Б. Истинной любви

В. Самопожертвования ради любви

Г. Разрушающего влияния денег

2. Первое произведение, которое напечатал А.М. Пешков, подписав его псевдонимом Максим Горький:

Г. «Старуха Изергиль»

3. К какому модернистскому течению конца XIX - начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников, И.Северянин?

4. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

5. Какой порок Понтий Пилат считает самым тяжким? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

6. Кто не входил в свиту Воланда? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

7. Почему Мастер лишен «света», а заслужил только «покой»? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

А. Потому что прибегнул к помощи Сатаны

Б. Потому что он сломался и сжег свой роман

В. Потому что добровольно ушел из жизни

Г. Потому что он хочет жить и творить в стране, где это невозможно

8. Как называется бал сатаны? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

А. Весенним балом полнолуния, или балом ста королей.

Б. Балом полнолуния, или шабашом ведьм.

В. Шабашом ведьм, или балом тринадцатого короля.

Г. Великим балом сатаны, или шабашом ведьм.

9. Укажите годы жизни М.А.Шолохова

А. 1905 – 1984
Б. 1895 – 1950
В. 1900 – 1985
Г. 1910 – 1990

10. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
А. Судьба народная во время исторических испытаний

Б. Тема Первой мировой войны
В. Тема установления Советской власти на Дону
Г. Тема Гражданской войны

2. Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из литературных направлений серебряного века соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. К. Бальмонт а) символизм

2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия

3. И. Северянин в) футуризм

4. С. Есенин г) акмеизм

Найдите соответствие между книгами романа М.Шолохова «Тихий Дон» и событиями

а) события революций 1917г., неудачная попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова

б) разгром Верхнедонского восстания, служба Григория Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду Фомина, распад семьи Мелеховых, окончательное возвращение Григория в родной дом

в) рассказ о мирной жизни казачества, начало Первой мировой войны

г) изображение событий Верхнедонского восстания казаков против большевиков

4. Назовите героя по его описанию:

1) «Треснувший монокль; усишки на наглом лице были подвиты и напомажены. он был во фрачном наряде. Белела только его грудь» (роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

2) «. Девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом её внешности можно было считать багровый шрам на шее» (роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

3) «Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и странно выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос» (роман М.Шолохова «Тихий Дон»).

5. Дайте полный ответ на вопрос:

1) Проанализируйте понравившееся Вам стихотворение И. Северянина.

2) Какова идея и главная мысль романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Вариант 16.

Выбрать один правильный вариант ответа на тестовый вопрос.

1. На могилу Оли Мещерской ходит (по произведению И.А.Бунина «Легкое дыхание»):

А. Алексей Михайлович Малютин

Б. Классная дама Оли

В. Казачий офицер

Г. Никто не приходит

2. Кто является главным героем рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»?

В. Старуха Изергиль

3. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

А. Начало 19 века

Б. Конец 19 – начало 20 века

В. Начало-середина 20 века

Г. Конец 19 века

4. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

А. В. Брюсов
Б. Н. Гумилев
В. А. Ахматова
Г. О. Мандельштам

5. За что Воланд наказывает Степана Лиходеева? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

А. За ложь и хамство.

Б. За атеизм и неверие.

В. За жадность и взяточничество.

Г. За пьянство и распутный образ жизни.

6. Азазелло пришёл в подвальную квартиру мастера и Маргариты на Арбате, «охотно подсел к столу, предварительно поставив в угол у печки какой- то свёрток в тёмной парче». Что было в свёртке? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Б. Жареная курица.

В. Ларчик с драгоценностями.

Г. Роман мастера в виде книги.

7. Укажите, сколько сюжетных линий можно выделить в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

8. Где обнаружилась украденная голова Берлиоза? (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Б. В квартире № 50

В. В Музее антропологии

Г. На балу сатаны.

9. Для чего Шолохов использует диалектную лексику в романе «Тихий Дон»?
А. Чтобы показать малограмотность, необразованность казаков
Б. Чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия
В. Чтобы подчеркнуть обособленность, отчужденность от других социальных групп и сословий

Г. Чтобы запутать читателя

10. Какой образ романа М.Шолохова «Тихий Дон» выражает идею жертвенной, всепрощающей и всепретерпевающей любви?

А. Дарья Мелехова
Б. Наталья Мелехова
В. Аксинья Астахова
Г. Анна Погудко

Поэмы » Белая гвардия » Часть первая » Глава 1

Читайте также: