Ребенок выросший за шкафом

Обновлено: 16.05.2024

Долго считалось, что сбор и хранение ненужных вещей - это исключительно старческая причуда. Но явление это не всегда связано с каким-то прошлым негативным опытом. Это психоневрологическое расстройство. Оно обнаруживается и у детей.

Наверное, каждый хоть раз слышал истории о людях, живущих среди залежей хлама и старых вещей. В основном рассказы исходят от их соседей и родственников, пытающихся как-то изменить ситуацию. Ведь это не только неприятно эстетически, но еще и опасно. Совсем недавно в блогосфере широко обсуждалась история пожилой женщины, которая была задавлена обрушившейся на нее кучей старья в своем собственном доме. Но захламленная квартира несет в себе опасность не только для ее владельца. Это еще и потенциальный источник запахов, тараканов и даже иногда мышей и крыс для окружающих.

Довольно долго считалось, что сбор и хранение ненужных вещей - это исключительно старческая причуда. Люди ссылались на "трудное военное детство", недоедание и другие сложности в жизни, которые могли подстерегать наших российских стариков в их юные годы. Но явление это повсеместное и не всегда связано с каким-то прошлым негативным опытом. Это психоневрологическое расстройство. В русском варианте его название звучит довольно громоздко: "компульсивное накопление предметов". В английском варианте термин выглядит короче: "хоардинг" - от "накапливать", "запасать".

Считается, что людей, страдающих хоардингом, в популяции 2-5 %. Это в 2-5 раз превышает распространенность шизофрении и в 2 раза - биполярное расстройство. И не только старики страдают данным расстройством. Оно обнаруживается и у детей.

Собирательство "не по-детски"

Предположение о том, что хоардинг - расстройство «старческое» и связано с повреждением мозга, не так далеко от истины. После довольно тщательных исследований выяснилось, что нарушения возникают в области передней поясной извилины. Эти повреждения могут быть вызваны и возрастными изменениями, и быть врожденными.

Врожденное повреждение данного отдела мозга может быть связано с различной внутриутробной патологией, а также с наследственностью. Ученые обнаружили, что люди с хоардингом имеют определенные изменения в 14-ой хромосоме. При этом не обязательно в роду должны быть родственники, собирающие хлам. Это хромосомное изменение может возникнуть впервые у конкретного человека.

С другой стороны, не исключены и случаи копирования поведения других членов семьи. До определенного времени ребенок может воспринимать поведение родителей без всякой критики и включать его в свою жизнь без осмысления. Хотя случаи копирования поведения и генетические случаи могут сочетаться.

Но прежде чем двигаться дальше, определимся с нормой и патологией. Что значит хоардинг, когда мы говорим о ребенке? Уже с 2-х летнего возраста дети способны более-менее сортировать предметы и хранить их в особом месте. Они могут приносить разные сокровища с улицы и оставлять их у себя в комнате. Иногда дети довольно негативно относятся к тому, что родители пытаются убрать или выкинуть раздобытое.

Но по мере взросления страсть к различным коллекциям и собирательству у детей становится более избирательной. Они начинают собирать игрушки по определенной теме, предметы, связанные с рекламными акциями детских товаров и еды, мягкие игрушки.

70% шестилеток имеют какую-то более-менее упорядоченную коллекцию (машинки, трансформеры, барби и т.п.). Пик собирательства приходится на 10 лет, а потом оно начинает постепенно затухать. По мнению ряда исследователей, количество детей-коллекционеров (в качестве хобби) за последние 100 лет значительно уменьшилось. Так, в 1900 году коллекции того или иного рода имели около 90% детей, сейчас - только 10%.

Все выше описанное - общие тенденции. Характер коллекционирования и собирательства определяется типом личности. Некоторые дети к этому равнодушны, некоторые готовы взять вещь и с помойки, если она входит в сферу их интересов. Бывает, что дети бросают накопительное поведение после того, как им исполнится 10 лет. Некоторые же, наоборот, становятся известными коллекционерами и специалистами в области, связанной с коллекционированием. Но все это - варианты нормы.

Что должно насторожить родителей в поведении детей и что указывает на хоардинг:

Коллекция не имеет определенной тематики. Собирается все подряд, в том числе, то, что уже невозможно использовать (колеса, куски пластика, обрывки тряпочек). Кроме того, ребенок может просить покупать ему какие-то определенные игрушки в бесконечном количестве. Например, машинки или мягких зверюшек.

Ребенок собирает упаковку, картоночки, фантики, ленты от подарков, подарочную бумагу. То есть то, что не имеет прямого игрового назначения, хотя в игре потенциально может быть использовано.

Ребенок заявляет, что у него есть планы на все эти вещи, но никогда к ним не притрагивается и даже порой не помнит, что у него есть. Новые игрушки просто складываются в кучу или в коробку, и крайне редко либо никогда не используются в игре.

Ребенок довольно негативно реагирует в ответ на все попытки убрать или вообще как-то воздействовать на его сокровища.

Ребенок категорически отказывается отдавать игрушки, из которых он вырос и уже с ними не играет. Так, младший школьник может все еще хранить свои погремушки.

Почему они так поступают?

До недавнего времени предполагалось, что это все - от плохого обращения с детьми родителей. Если ребенку не хватает внимания или он чувствует себя тревожно, то начинает скапливать вокруг себя предметы для того, чтобы чувствовать контроль над окружающей средой.

Но далеко не все дети "плохих родителей" склонны окружать себя вещами и накапливать их в бесконечном количестве. Единственным исключением является запасание еды, возникающее у детей без признаков психического заболевания на фоне хронического пренебрежения ими. Такое может случаться в семьях лиц с зависимостью от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания), где еда для ребенка может быть не всегда доступна. Здесь запасание пищи играет роль самосохранения.

В большинстве же случаев семьи с детьми, у которых присутствуют черты хоардинга - вполне себе благополучные. Но откуда у детей из благополучных семей берется тяга к собору и хранению предметов?

Многочисленные исследования (1,2, 3, 4,5, 6, 7) определили разницу когнитивных (познавательных) способностей здоровых детей и детей с признаками хоардинга. В ходе них выяснилось следующее:

Ребенок испытывает трудности в принятии решений, связанных с выбором наиболее адаптивных тактик и стратегий. Так, если ребенок держит в руках сломанную игрушку, то в случае здорового поведения он решает, можно ли ее починить, играть с ней в другом качестве, или же нельзя, и надо выкинуть. Ребенок-хоардер принимает решение «пока отложить и что-нибудь сделать». Вопроса, что конкретно сделать, у него может даже не возникать.

Ребенок предпочитает избегающее поведение и действует импульсивно. Если игрушка сломана, ребенок выбирает не думать о ее судьбе и просто отложить. С другой стороны, он может немедленно взять сломанную и брошенную игрушку в песочнице опять же с мыслью «когда-нибудь что-то с ней сделать или поиграть когда-нибудь».

У ребенка возникают сложности с поддержанием внимания. Собравшись что-то реально делать с остатками игрушки, ребенок может переключиться на другую, а затем на третью деятельность.

В тестах памяти маленькие хоардеры дают худшее отсроченное воспроизведение слов, чем те, кто не имеет тенденций к хоардингу. Применимо к накопительству вещей, такие дети могут просто забыть о наличии того или иного предмета в своей «кладовой» через некоторое время.

У таких детей наблюдаются расплывчатые визуальные стратегии воспоминания. Обычно люди, вспоминая, где они оставили ключи, представляют некую картинку окружения данного предмета. Это помогает определиться с районом поиска. У людей, склонных к хоардингу, такая картинка рисуется плохо, что затрудняет процесс поиска нужной вещи, даже если они осознали, что она у них есть.

У хоардеров снижена способность к организации вещей, обработке информации, вниманию, категоризации и принятию решений. Им трудно отсортировать свои накопления, разложить их по тематике и решить вопрос о необходимости сохранения данных предметов.

Все это приводит к тому, что, даже взявшись за уборку и приведение в порядок своих накоплений, ребенок застревает, начиная просто переставлять и перемещать вещи в пространстве без какой-то категоризации или другого организационного решения. В итоге перемещения приводят к новому расположению хлама в его комнате, но, увы, никак не решают проблемы в целом. Все эти особенности объясняются той самой проблемой с передней поясной извилиной.

Данные проблемы с функционированием мозга могут подтверждаться и тем, что довольно большая часть детей-хоардеров имеет трудности с формированием школьных навыков. Они могут хуже читать, неаккуратно писать или писать с ошибками, испытывать затруднения в счете. Иногда у них обнаруживаются такие нарушения когнитивных процессов, как, например, сложности ориентации в пространстве. Ребенок долго думает, где "право", где "лево", не может выполнить пространственное задание («пойди в зал и возьми там с нижней полки в шкафу красную книгу»). Однако, эти признаки не обязательны или могут быть выражены незначительно.

Хоардинг или хоррор?

Иногда поведение ребенка с симптомами хоардинга может быть осложнено другой патологией. Несмотря на то, что обычно родители уже довольно хорошо осведомлены о проблемах своего дитя, им следует обратить особое внимание, если:

Ребенок собирает предметы, которые могут нанести вред его здоровью, или их добыча связана с такой опасностью. Например, при сборе предметов ребенок может соприкасаться с электричеством, токсическими веществами, низкой температурой, водой или высотой.

Ребенок крадет или нападает на других с целью завладеть предметом для пополнения своих запасов.

Ребенок не занимается ничем, кроме как поиском и запасанием вещей. К другим видам деятельности равнодушен, уклоняется от социальных контактов.

Ребенок крайне агрессивен и может даже нападать на тех, кто просто прикасается к его накоплениям или даже говорит о них.

Ребенок собирает очень странные предметы, которые могут являться источником инфекции, а также просто оцениваются большинством как «отвратительные» - испражнения животных, использованные прокладки, фантики и упаковку из мусорных контейнеров.

В таких случаях ребенку необходима консультация специалиста, так как велика вероятность, что подобное «коллекционирование» не связано с хоардингом. Это может быть ряд других заболеваний, в связи с которыми ребенок должен получать специализированную помощь.

Что делать, если действительно «хоардинг»?

Сначала уточним, зачем вообще на это обращать внимание, а не просто закрыть дверь в комнату ребенка и забыть о том, что там творится. Около 44% взрослых хоардеров начали складировать дома вещи в возрасте младше 15 лет. Впоследствии это значительно сказалось на том, как сложилась их жизнь. Что и говорить, мало какой партнер выдерживает проживание среди завалов хлама. Более того, недостаток вышеназванных познавательных способностей ухудшает возможности построения карьеры и успешной жизни.

Как, наверное, вы поняли из рассказов про передне-поясную извилину, расстройство это связано с особенностями строения и работы мозга. Ранее предполагалось, что симптомы можно убрать путем применения лекарственных средств. Предлагались, в частности, антидепрессанты. Однако практика показала, что они не оказывают практически никакого влияния на страсть к сбору и хранению вещей.

Наиболее хорошо себя зарекомендовала когнитивно-бихевиоральная терапия. В 70% наблюдался хороший и стойкий эффект. В процессе терапии человека обучают конкретным навыкам организации, классификации и принятия решений.

Что могут сделать сами родители:

Не старайтесь избавиться от накоплений ребенка насильно, просто выкинув или раздав предметы из его коллекции. Это не решит проблемы, но тревогу у ребенка повысит. Насильное избавление может привести к ухудшению симптомов и негативному отношению к родителям.

Относитесь уважительно к его коллекции, обсуждайте вещи, которые в ней находятся. И хоть этот момент многие рассматривают, как потакание блажи, на самом деле это оказывает довольно благотворное влияние. Ребенок после многократных повторений и обсуждений гораздо лучше опознает обсуждаемый предмет, и может его действительно начать использовать, либо признать негодным для применения.

Учите ребенка классификации и организации предметов, которые он приносит или сохраняет. Эти знания дадутся ребенку не сразу, поэтому придется довольно долго делать это вместе.

Если ребенок приносит домой что-то грязное, обсудите с ним вопрос обеззараживания предмета. Проследите, чтобы ребенок это действительно сделал. Расскажите технологию приведения предмета в разряд безопасных и предложите подумать, нужно ли столько усилий в принципе.

Обсуждайте с ребенком стратегии использования вещей, с которыми он что-то когда-нибудь хочет сделать. Составьте план работы, назначьте день. Это поможет сконцентрироваться на задаче и ее исполнении.

Поговорите с ребенком о составлении электронной коллекции некоторых частей его запасов. Он необязательно легко согласится на это, но предложите ему держать этот вариант в голове. Некоторых детей очень увлекает идея коллекции в компьютере.

Предложите ребенку хранить часть коллекции в другом месте. Например, на даче, в гараже, на чердаке (если есть частный дом). Главное, чтобы это было в пределах досягаемости ребенка, и он всегда мог добраться до этого места.

Обратите внимание, не являетесь ли вы сами хоардером. Часто родители не обращают внимания на то, что обладают такими же завалами в своей части квартиры. Одежда "про запас" (если вдруг похудею\потолстею\выйду выкидывать мусор). Книги, которые никто не читает и не читал. Ткани на случай "когда-нибудь что-то сшить". Старые журналы, газеты и остатки косметики.

При регулярных занятиях прогноз расстройства вполне благоприятный. Главное - последовательные, доброжелательные действия, и все получится.

Поправилась, улыбается, играет: как сейчас девочка, которую с рождения прятали в шкафу, что с ее матерью

История, произошедшая в прошлом году на Урале, быстро стала одной из самых обсуждаемых в прессе и на телевидении. В Карпинске Свердловской области проживала семья, 37 – летняя Юлия, которая воспитывала в одиночку сына и дочь. Отношения с мужем у Юлии не сложились – они несколько раз сходились – расходились, мужчина выпивал, поднимал на нее руку и вообще вел себя жестоко. Карпинск - город небольшой, все друг друга знают, и если не лично, то через знакомых.

Многим Юлию было жалко – по сути, одна, двое ребятишек, которых нужно одевать и воспитывать. И до определенного момента никто не знал, что нас самом деле, детей в семье трое – младшую дочь Полину женщина скрывала от общественности, и с самого рождения прятала ее… в шкафу.

Забеременев в третий раз, на учет Юлия вставать не стала, родила дома без помощи врачей и после рождения не получила на девочку никаких документов. По сути, о том, что женщина стала многодетной матерью никто и не знал. Полину обнаружили совершенно случайно подруги Юлии во время вечерних посиделок – услышали писк, похожий на плач ребенка, который доносился из комнаты, открыли шкаф и обомлели – в сумке лежала маленькая, очень худенькая девочка.

Как выяснилось позже, кормил малышку ее старший брат, и то почти всегда тайком от матери. О рождении ребенка Юлия не сообщала близким родственникам, и, тем более, мужу. Но, конечно, от других детей, утаить факт того, что дома есть маленький ребенок, не получилось – старший сын ухаживал за девочкой, а дочка Юлии рассказывала, что у них дома есть «живая кукла», но в саду не обратили внимания на ее слова.

К слову, какие планы были у женщины относительно младшей дочери, осталось «за кадром», но догадки были самые страшные, ведь в доме Юлии не обнаружили ни одежды, ни еды для девочки…

Разумеется, малышку из семьи сразу же изъяли – помимо истощения (в свои 6 месяцев Полина весила чуть больше 3 килограммов), врачи обнаружили у девочки еще ряд заболеваний, связанных с недостаточным уходом и кормлением. Полина поступила в больницу как несовершеннолетняя, находившаяся в социально опасном положении.

Эта история привлекала внимание многих СМИ, непосредственные участники событий появлялись под прицелами телекамер, в частности отец маленькой Полины и мать Юлии, однако добиться правды так и не удалось – бабушка утверждала, что о маленькой внучке не знала, а отец проявил редкостное равнодушие. А в целом сложилось мнение, что «если не знали, то догадывались», но всех такое положение дел устраивало.

Саму Юлию отправили на психиатрическое обследование – закрались сомнения, что женщина в трезвом уме может так жестоко поступить с собственным ребенком. Результаты экспертизы неизвестны, однако Юлии до суда избрали меру пресечения – женщина все время находится дома, ей запрещено покидать квартиру с 10 вечера да 6 утра, также ей запрещено общаться по телефону.

Сейчас она со старшими детьми и родителями, а маленькую Полину выписали из больницы в удовлетворительном состоянии и отправили в дом ребенка. Вместе с ней постоянно находится няня – сиделка, которая всегда следит за девочкой. При чутком внимании врачей, отставание в развитии удалось компенсировать, сейчас Полина ни чем не отличается от других – улыбчивый, любознательный ребенок, который любит игрушки.

В дальнейшем о девочке планирует заботиться бабушка( отец от девочки отказался, а Юлии ее уже не отдадут) – она собирает документы, чтобы забрать Полину к себе, когда следствие подойдет к концу и вся эта страшная история закончится.

Ребенок прячется в шкафу, или Хочу побыть от вас подальше

Тишина, темнота и одиночество — зона комфорта странных, не от мира сего детей. А как по-другому можно их назвать? Инопланетяне? Остальные — дети как дети: играют, кричат, толкаются да и просто бесятся! А этот ходит чуть ли не за стенку держится, старается обойти орущую и мельтешащую субстанцию детских тел. Кто из них странный: этот неугомонный клубок из детей или этот сомнамбула, потерявший ориентиры в этом безумном мире?

Ребенок прячется в шкафу

Можно понаблюдать на моем примере из детства, так как и во мне что-то есть странное от этого инопланетянина. Моя любовь к тишине была заметна только для меня. В года четыре-пять я любила прятаться в шкафу, на мою радость он был большой, трехстворчатый, полированный, темно-коричневого цвета, без ножек. В нашей маленькой комнатке он занимал чуть ли не треть пространства.

Ребенок прячется в шкафу фото

Помню свои детские игры в одиночестве, конечно, это было не постоянно, были друзья — соседские ребятишки. Но поиграть одной было как удовольствие на десерт. В шкаф приходилось залезать, когда что-то настораживало и было страшно. Не могу сказать, что была какая-то явная угроза, нет. Какие-то тревожные звуки во дворе просачивались через хлипкие оконные рамы, или сосед буянил, и доносились крики детей и жены, пытавшихся его угомонить. Тогда весь мой организм превращался в одно большое ухо, и я вслушивалась, мое сердце начинало бешено колотиться от тревожных звуков, наполняющих наш старый малоквартирный деревянный дом. И шкаф был как спасение, как укрытие от тревожного и враждебного мира.

Еще одним любимым местом обитания моей ранимой души был стол. Старинный круглый стол, покрытый темно-вишневой скатертью из плюша. Она свисала почти до пола, и ее обрамляла тесьма с сотнями коротких ниточек с помпонами, которые напоминали ягоды вишни. Летом, когда садик закрывался на время отпусков, родители меня оставляли с моей прабабушкой. Она в силу своего возраста часто сидела за столом и что-то штопала или вязала. И я любила залезать под стол, в густом полумраке плотной скатерти сидела как в шкафу, но здесь было больше воздуха, и в любой момент я могла легко вынырнуть на свет. Мои мысли уносили меня в сказочные миры: то я себя представляла Дюймовочкой, живущей в норе крота, то Золушкой, в темной кухне перебирающей крупы. А когда чувствовала себя безопасно, то садилась на маленький красный стульчик, закрывала глаза и начинала играть на детском пианино. В моем воображении я была гениальной пианисткой, мои руки взлетали над клавишами, и хрупкие пальцы извлекали звуки, уносящие в небесные дали.

Так что же меня привлекало там, в шкафу или под столом?

Не что-то, а ощущение безопасности и защищенности. Тишина давала покой моей голове, и тогда мой мозг, мой слух выходил наружу и осторожно, боязливо начинал вслушиваться в кишащий разными звуками мир. Темнота давала возможность не отвлекаться на яркие краски жизни, они мешали, и хотелось прикрыть глаза, чтобы думать свои детские думы. Одиночество давало спокойствие, ничто не мешало и не дергало, не касалось меня — я одна в целом мире, и мне легче дышать! Такие моменты были настолько редки, что остались в памяти как странные для моего обычного поведения.

Ребенок прячется в шкафу что делать фото

Это было очень давно, уже нет этой скатерти, стола, шкафа и бабушки, ушли в мир иной родители. И только сейчас, спустя много лет, я узнала, что мои особенности психики называются Звук, звуковой вектор.

И по сей день есть дети, которые так же, как я, продолжают прятаться в шкафу или в кладовке, под кроватью, и много еще укромных мест находят эти странные, даже для родителей, создания.

Тишина, темнота и одиночество — триада душевного равновесия звуковых детей.

В современном мире высокотехнологичных информационных изобретений дети прячутся за компьютерными играми, но это уже подросшие звуковики. А маленькие космонавты укрываются от шумного мира в шкафах.

Почему ребенок прячется в шкафу

Потому что слух у него самый чувствительный и от природы развит намного больше, чем у других детей. И ухо как приемник информации и звуков, смыслов слов более ранимо от шума и громких криков. Дети закрывают ушки руками, когда предел комфорта нарушен и им больно.

И такая реакция свойственна детям со звуковым вектором. Любой ребенок от крика и запредельного шума может получить психотравмы, но для этих детей шум, крики подобны смерти. Орущие мамочки, кричащие папы и вообще сверхгромкий окружающий мир действуют особенно пагубно на детей со звуковыми свойствами психики.

Мне повезло, что в моей семье не орали и не ругались родители. И папа был с такими свойствами — звуковыми. Все общались спокойно и на средних децибелах. Часто звучала мелодичная музыка. Папа был заядлый меломан. Со всего двора приходили соседи послушать записи японской эстрады на магнитофоне (в то далекое время это была редкость). И наша маленькая комната в полуподвальном помещении наполнялась звуками музыкальных волн и причудливого иностранного языка.

Если бы не повезло с родителями и я жила бы в атмосфере крика и ора, бряцанья посуды, резких громких звуков и, не дай бог, мата, скандалов, то весь мой мир свернулся бы внутри меня. И я, как улитка, замуровала бы себя в своей раковине, перестала бы говорить, замкнулась и не реагировала бы на внешний мир. Так формируются предпосылки к девиантному поведению, аутизму, а там недалеко и до шизофрении.

Ребенок прячется в шкафу психология фото

Откуда такие умозаключения, спросите вы? Эти знания получены во время прохождения тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Там все ответы на вопрос: «Откуда вы это знаете?».

Для полноценного развития звукового ребенка необходима звуковая экология дома, чтобы он реже прятался в шкафу, не избегал общения со сверстниками, не замыкался в себе.

Важно по возможности создать идеальную тишину. Убрать все лишние звуки, такие как звон посуды, хлопанье дверьми. Говорить на пониженных тонах, тихо, чтобы ребенок выходил наружу — безболезненно мог вслушиваться в окружающий мир. Так на сосредоточении и идет его развитие. Полезно для его психоэмоционального развития вслушивание в классическую музыку, пусть она тихим фоном звучит в квартире. Он постепенно научится извлекать из этого наслаждение.

И это самая малость о правильном развитии любителя шкафов и других укромных мест.

Тысячи мамочек, прошедших тренинг, нашли ответ на вопрос, почему ребенок прячется в шкафу и что с этим делать.

Почитайте результаты этих счастливых мам, и перед вами откроется целый мир познания психики своего ребенка.

«…Мой малыш чувствителен к звукам, к словам и смыслам. Он любит цифры, счет, различные символы. Раньше в детском саду Максим сторонился компании детей и избегал шумных игр, он предпочитал собирать в углу паззлы в полном одиночестве. Не бегал с другими детьми на игровой площадке. Не участвовал в театральных постановках и утренниках. Он уставал после сада. Ночью спал плохо, утром я не могла его добудиться. А еще он был очень плаксивым и чувствительным ребенком. От малейшего пустяка — истерика, слезы градом! И невозможно было его успокоить. Я приходила в ужас от собственной беспомощности и срывалась на крик, чем делала еще хуже.

Теперь моего мальчика как подменили! Мой сын по мере того, как я проходила тренинг, стал меняться на глазах. Он стал спокойнее. Прекратились истерики. Нормализовался сон. Максим теперь вприпрыжку бежит в садик, а после обеда не хочет уходить оттуда. Он теперь охотно играет с другими детками, поет и рисует, к чему он сам выявил желание. Воспитатели недоумевают от такой перемены в поведении ребенка. А врачи сняли с него все диагнозы! Теперь моего ребенка не называют "умственно-отсталым", а "талантливым и одаренным"! Я больше не кричу на него, не срываюсь. Отпала необходимость. Мы с Максимом — самые большие друзья. Теперь мы с удовольствием ходим в гости и принимаем у себя гостей…»

Почему бардак в комнате подростка — это не ваше дело

В жизни каждого ребенка наступает период, когда его территория — комната или личный уголок — приобретает значение оборонительной крепости от пристального внимания родителей. Как расположить к себе подростка, соблюсти его границы и не усугубить и без того шаткую атмосферу в семье? Как и с какого возраста устанавливать границы личного пространства ребенка, рассказывает психолог Мария Баулина.

Как-то странно стучаться в комнату собственного ребенка и слышать его отказ. Ведь совсем недавно он был фактически частью вас: вы одевали его так, как считали нужным, сажали, переносили, отводили. Теперь все изменилось, и подросток требует все больше свободы, воюя за каждую мелочь. Как соблюсти новые границы своего ребенка и при этом «выманить» его из «крепости», сохранив доверие и любовь, нам рассказала Мария Баулина, кандидат психологических наук, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа.

Мария Баулина, кандидат психологических наук, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа

Зачем нужны границы

Анализ кризиса переходного возраста показывает, что не только дети демонстрируют в этот период всю «прелесть» своего характера, но и их родители. Взрослым сложно адаптироваться к стремительно меняющимся пристрастиям и убеждениям ребенка. Однако именно сепарация (или, проще говоря, отделение от родителей) является конечной целью воспитания.

Не позволять подростку устанавливать и защищать свои границы — все равно что готовить школьника к вузу и одновременно запрещать поступать в него.

Начиная с дошкольного возраста, мы требуем от ребенка быть самостоятельным и «думать своей головой», а когда он самостоятельно придумал головой, что учебники удобнее хранить под кроватью, возмущаемся и требуем делать, как все.

Примерно в возрасте 10-12 лет у ребенка появляется потребность делать что-то без родителей.

Собственная комната или угол с кроватью и письменным столом — это экспериментальная площадка, на которой подросток пробует воплощать свои замыслы, расставлять приоритеты и нести ответственность за собственные действия.

Если у него в комнате бардак — это его собственный бардак, который он ликвидирует именно тогда, когда начнет спотыкаться о разбросанные вещи.

Как иначе подросток поймет, что ему мешает, а что приносит чувство комфорта? В целом, поиск себя и понимание своей индивидуальности возможны только в том случае, если человек устанавливает границы между собой и миром.

Отсутствие границ приводит к гораздо более серьезным последствиям, чем беспорядок за закрытой дверью или многочисленные постеры со звездами, больше напоминающие черные дыры. Подросток, в чье личное пространство постоянно вторгаются, привыкает жить по чужим правилам, не умеет принимать решения, вырастает легко управляемым и безынициативным.

Скелеты в шкафах

Личное пространство — это не только отдельная комната, но и одежда, учебные принадлежности, любимая чашка, гигиенические принадлежности и так далее.

Физические границы подростка, как и любого человека, гораздо шире его телесных границ.

Представьте, что карманники залезли в вашу сумку или вы получили в аэропорту полураскрытый чемодан. Даже если ничего не пропало, вы все равно почувствуете, что вас оскорбили, вторглись в ваше личное пространство.

Сумка вашего ребенка или его шкаф — ничем не хуже ваших. Безусловно, в его шкафу полно самых разных «скелетов»: несвежих футболок, высыпавшихся из кармана фантиков, записок от одноклассников со всякими глупостями или даже непристойностями.

Однако придется смириться с тем фактом, что подросток, как и любой человек, имеет право на свои маленькие тайны.

• Подумайте, не загоняете ли вы сами подростка в его «раковину». Может быть, постоянно требуете выключить музыку или не скрипеть, раскачиваясь на стуле? К сожалению, для данного возраста это практически невыполнимые требования.

Проще купить себе беруши, но остаться в теплых отношениях с ребенком.

• Если вас обижает вечно закрытая дверь и вы чувствуете отгороженность подростка, скажите ему о своих чувствах. Возможно, в большинстве случаев он делает это по привычке и постарается учесть вашу просьбу.

• Если вас беспокоит то, что в шкафу подростка мятая и грязная одежда лежит вперемешку с чистой или что он дышит пылью, не выражайте ваши переживания в виде гневной тирады: «Посмотри, на что похожа твоя комната!». Не перебирайте его вещи и не выкидывайте то, что вам кажется «рваными бумажками» — возможно, это шпаргалки с математическими формулами, которыми ребенок постоянно пользуется. Разбейте решение проблемы на несколько небольших шагов и предложите подростку купить контейнеры или папки, чтобы лучше организовать пространство.

• Не думайте, что он делает «что-то такое» за закрытой дверью. Любому человеку сложно постоянно находиться на виду. Возможно, подросток хочет просто посмотреть в окно, задумчиво ковыряя в носу. Это не скрытность, а забота о чувствах окружающих.

Что делать, если ребенок постоянно закрывается в комнате

Личное пространство связано не только с физическими границами, но и с психологическим комфортом подростка. У каждого человека есть потребность время от времени побыть наедине с собой, погрустить, подумать о своих проблемах или просто отдохнуть от чужих взглядов и требований. Часто родители воспринимают такое поведение как отдаление ребенка. Действительно, если подросток постоянно находится в закрытой комнате, жизнь с ним больше напоминает проживание в коммунальной квартире. Как себя вести в таком случае с ребенком в переходном возрасте?

• Представьте, что подросток — это улитка, которую нужно выманить из раковины. Вы же не будете стучать по панцирю или кричать в отверстие для головы? Наоборот, вы положите около раковины тонко нарезанный свежий огурчик и затаитесь. Так же и с ребенком: необходимо создать условия для того, чтобы он захотел выйти из комнаты, а не делал это по принуждению.

• Постарайтесь расширить ареал обитания ребенка, чтобы он считал своей не только комнату, но и всю квартиру. Спрашивайте его совета при покупке продуктов, новых штор, кухонных принадлежностей и так далее. Только делайте это не формально, а лишь в тех случаях, когда вы действительно готовы согласиться с его выбором.

• Если подросток возвращается домой в плохом настроении и сразу закрывается в своей комнате, не беспокойте его в течение 15-30 минут. Затем постучите в дверь и скажите о том, что готовы выслушать его и пожалеть, что бы ни случилось.

• Общение с родителями только тогда сможет конкурировать с нахождением «в домике» по уровню безопасности, когда подросток будет абсолютно уверен в их поддержке.

7 ошибок воспитания, из-за которых ваш ребенок вырастет тревожным

Повышенная тревожность — это реакция человека на непредсказуемость окружающей его среды. Если у ребенка в детстве не формируется базовое доверие к миру, во взрослом возрасте это выливается в постоянные переживания о будущем. Как воспитание влияет на формирование тревожности у ребенка?

Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, эксперт в детско-родительских отношениях

Что такое базовое доверие к миру

Базовое доверие — способ взаимоотношения с миром и окружающими людьми. Если оно сформировано, то мы считаем мир вокруг безопасным местом и стараемся доверять людям, верить в их честность и порядочность.

Базовое доверие формируется в детстве и влияет на то, как мы взаимодействуем с другими людьми и чего ждем от окружающего нас мира.

Если оно сформировано, мы легко идем на контакт с людьми, не считаем мир опасным местом и в целом позитивно настроены по отношению к будущему. Если же с базовым доверием проблемы, то мы становимся недоверчивыми, тревожными и напряженными — постоянно ждем подвоха, ищем подводные камни и злой умысел.

Что влияет на формирование базового доверия к миру у детей

Отношения с родителями. Для ребенка важно не быть отвергнутым мамой и папой, видеть, что они ему доверяют и всегда придут на помощь. Он должен знать, что даже в меняющемся мире есть некая константа в виде родителей, которая в любой ситуации останется неизменной.

Отношения родителей с миром. Поступки родителей влияют на ребенка больше, чем слова, которые мы ему говорим.

Если мама и папа относятся к миру и людям с подозрением, то и ребенок вырастет тревожным и недоверчивым, как бы они ни старались сделать по-другому.

Особенности самого ребенка. Высокочувствительные дети острее и сильнее реагируют на несовершенство мира. Даже с поддерживающими и понимающими родителями они вырастают более тревожными, чем нормотипичные (с обычным функционированием нервной и психической системы) дети.

Самооценка ребенка. Чем ниже самооценка, тем ниже базовое доверие. Как можно доверять миру и другим людям, если ты не доверяешь сам себе?

Так, для формирования базового доверия необходимо, чтобы мы сами были уверены в безопасности мира и смогли сформировать эту уверенность в наших детях.

Ошибки воспитания, из-за которых дети вырастают тревожными людьми

Итак, родительское воспитание часто приводит к тому, что у ребенка не формируется базовое доверие к миру. Что именно мамы и папы делают не так?

Ошибка № 1. Родители излишне опекают. Стремление сделать все за ребенка говорит ему, что он сам не справится, а кто-то другой лучше знает, как ему поступить. Из-за этого у него не формируется нормальная здоровая самооценка и, как следствие, доверие к миру.

Ошибка № 2. Родители все разрешают. Некоторым мамам и папам кажется, что воспитание без запретов и правил должно формировать здоровую личность. Но на самом деле дети не обладают достаточным объемом знаний и жизненного опыта для того, чтобы самим себя хорошо вести.

Рамки необходимы им для здорового развития.

Ошибка № 4. Родители непоследовательны в воспитании. Иногда мамы и папы устанавливают определенные правила, а потом сами их нарушают. Или по-разному реагируют на аналогические ситуации. Ребенок видит: поведение родителей становится непредсказуемым.

А непредсказуемость порождает тревогу.

Ошибка № 5. Родители перестают общаться с ребенком после развода. Исчезновение одного из родителей без объяснения причин (особенно если близкие молчат о сложностях в отношениях взрослых и предстоящем разводе) становится травмирующей для ребенка ситуацией.

Как можно доверять миру, если близкий человек может неожиданно исчезнуть?

Ошибка № 6. Родители используют физическое или психологическое насилие в воспитании. Многие считают, что манипуляция или шлепок по попе никак не отразится на характере ребенка. Однако, столкнувшись с насилием со стороны самого близкого человека, малыш начинает считать весь мир враждебным и небезопасным местом.

Ошибка № 7. Родители игнорируют чувства ребенка. «Это не больно», «Чего ты плачешь из-за пустяков?», «У тебя таких друзей еще миллион будет» — многие родители не умеют правильно реагировать на негативные эмоции ребенка, поэтому предпочитают вообще не замечать их.

Ребенок же делает выводы, что его чувства и он сам не важны, что сильно подрывает самооценку.

Доверие к миру — базовый элемент, без которого невозможно нормальное формирование личности. Без него мы тревожимся из-за любой мелочи и не может выстроить здоровых отношений с другими людьми, потому что постоянно ждем от них подвоха.

Как сформировать у ребенка базовое доверие к миру

Кажется, что для его формирования достаточно быть рядом и стремиться оградить ребенка от всех ужасов этого мира. Но этого не всегда достаточно. Например, если вы рядом, но игнорируете потребности ребенка (через гиперопеку или отстраненность), базовое доверие не сформируется. Наоборот, такой подход порождает повышенную тревожность.

Уважать ребенка, его потребности и личные границы. Это означает, что вы даете ему ровно столько свободы, сколько ему нужно, учите проживать эмоции и спрашиваете, когда хотите воспользоваться принадлежащей ему вещью, зайти к нему в комнату или обнять его.

Быть последовательным. Для нормального формирования личности ребенку необходимы правила поведения. Чтобы их соблюдение не вызывало протеста, правила должны быть понятными и логичными. А нарушение правил должно приводить к определенным последствиям.

Приходить на помощь в трудной ситуации. Да, мы часто считаем, что детские переживания не стоят нашего внимания — сегодня грустит, а завтра забудет. Но если мы отмахиваемся от «пустяков», то можем пропустить что-то серьезное.

Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда его выслушаете и поддержите.

Отдельно про развод. Не забывайте, что вы разводитесь не с ребенком, а с его мамой или папой. Личные обиды взрослых должны оставаться строго между вами и никак не влиять на ваши взаимоотношения с сыном или дочерью. Также не стоит скрывать от ребенка, что в семье есть какие-то проблемы. Этим вы показываете, что не доверяете ему. Но в то же время не стоит рассказывать ему обо всем слишком подробно. Ограничьтесь общим описанием и возможными трудностями, с которыми придется столкнуться. Так проблемная ситуация не станет для ребенка неожиданностью и не подорвет его доверия к вам и миру.

Читайте также: