Методический шкаф воспитателя оформление

Обновлено: 29.04.2024

Перечень пособий и наглядно-дидактического материала.

Принципы систематизации материалов в методическом кабинете:

1. Принцип блочного распределения информации, материалов.

Весь материал в методическом кабинете распределен по следующим блокам.

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности включает в себя следующие материалы:

Диагностическая деятельность старшего воспитателя предполагает оценку качества воспитательно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды. Материалы этой деятельности представлены в разделе «Мониторинг воспитательно-образовательной работы ДОУ».

Аналитические материалы, отражающие результаты мониторинга качества воспитательно-образовательной деятельности педагогов детского сада (анализ непосредственной образовательной деятельности, мероприятий, критерии выполнения педагогами образовательной программы детского сада).

Педагогическая диагностика, отражающая результаты мониторинга качества образования воспитанников детского сада (результаты педагогической диагностики детей по образовательным областям, результаты диагностики детей по парциальным программам, материалы, отражающие результативность кружковой работы).

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста.

Результаты изучения степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

Наборы диагностических методик, листов регистрации результатов по всем возрастам, карты наблюдения деятельности педагогов и т.д.

Сводные данные самоанализа ДОУ.

Блок повышения педагогического мастерства представлен следующими материалами:

Сведения о педагогических кадрах (визитная карточка педагога ДОУ, аттестационный лист, документы по аттестации на II квалификационную категорию, копии документов, подтверждающих прохождение педагогом курсов повышения квалификации, характеристика-представление на педагога, копии грамот, благодарственных писем, документов, подтверждающих участие педагогов в различных фестивалях, конкурсах различного уровня и т.д.).

Педагогическая аттестация (пакет документов по организации и проведению педагогической аттестации на II квалификационную категорию, материалы портфолио педагогов, материалы к подготовке портфолио).

В программно – методический блок отнесены такие материалы, как:

Методическая и справочная литература по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса, периодическая печать.

Методические материалы и рекомендации, отражающие проблемные направления деятельности педагогов (приобщение к истокам русской народной культуры, эмоциональное воспитание, патриотическое воспитание, правовое воспитание, развитие речи и обучение грамоте, познавательно-исследовательская деятельность ребенка, работа с родителями и т.д.).

Документация по содержанию работы ДОУ (образовательная программа ДОУ, годовой план, режим дня, циклограммы деятельности специалистов ДОУ, перспективное планирование, рекомендации по календарному планированию).

Наглядный, демонстрационный материал.

Информационный блок:

Информационные материалы для оформления родительских уголков (рекомендации, памятки, советы, практические материалы по развитию и обучению детей дома и. т.д.);

Видеотека (утренники, исследовательские проекты, фильмы о выпускниках, занятия в музее народного быта, конкурсы);

2. Принцип доступности, наглядности информации.

Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Для удобства сотрудников весь материал систематизирован по направлениям деятельности. Оформлен паспорт методического кабинета с целью обеспечения минимального времени поиска необходимого материала.

Материалы методического кабинета оформлены в едином стиле, регулярно обновляются.

3. Принцип научной организации труда предполагает такое ведение документации, при котором используются возможности компьютера, копировальной техники.

В арсенале кабинета имеются технические средства обеспечения воспитательно-образовательного процесса: видео- и аудиоаппаратура, необходимая оргтехника, интернет.

В кабинете имеется банк педагогической информации (представлен на электронных носителях) по вопросам дошкольной педагогики, психологии, методологии. Накоплен большой пласт полезной информации по всем направлениям деятельности специалистов детского сада.

Весь накопленный материал рассортирован и обработан по тем же принципам, что и основной материал, что позволяет облегчить поиск нужной информации и оперативно его распечатать.

Для оформления материалов используются такие программы, как PhotoShop, PoverPoint, Penacle-Studio.

Какое место в методическом кабинете занимают: методическая литература, детская литература, педагогическая периодика?

В методическом кабинете сосредоточена большая библиотека. Здесь представлены энциклопедии, справочники, толковые словари, методическая литература, которая располагается по образовательным областям ООП ДО, а также содержит в себе коррекционный раздел .

Книги для детей пополняются систематически, создана картотека соответственно Программе и возрасту детей.

Библиотечный фонд методического кабинета пополняется новинками методической литературы, журналами «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Психолог в детском саду», «Логопед в детском саду», «Детский сад: теория и практика», «Дефектология» и др. Одним словом, для каждой категории педагогов выписывается свой журнал. Обилие подписных изданий создает хорошую почву для самообразования педагогов, подпитывает творчество каждого из них.

Наличие технических средств обучения:

Принтер (черно-белый) 1 шт.

Принтер (цветной) 1 шт.

СD-, DVD-диски (игры, документация) 20 шт.

Видео- и аудиокассеты 20 шт.

На какие материалы в методическом кабинете имеются картотеки?

Картотека на статьи периодических журналов располагается по тематике в соответствии с разделом программы. Сформирован банк педагогической, нормативно-правовой и методической информации, материалов справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, творческих проектов, конкурсных работ; материалы публикаций педагогов; материалы профессиональных конкурсов; материалы открытых занятий, мероприятий, разработанные педагогами, инновационные проекты, программы.

Отдельно в методическом кабинете создана картотека демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования : на каждую картину составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями. Такая картотека, разделенная по тому же принципу, что наглядный материал , помогает сэкономить время и предоставляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.

Требования, предъявляемые к материалам и учебным средствам в методическом кабинете?

М атериалы методического кабинета систематизированы и разделены на разделы в соответствии с общей номенклатурой дел дошкольного учреждения, с направлениями работы педагогического коллектива, о которых говорилось выше, с учетом уровня профессиональной подготовки и потребностей каждого педагога , потребностями детей и родителей, по направлениям работы с детьми.

Как происходит обновление, пополнение кабинета методическим и дидактическим материалом?

В течение учебного года по плану развития методического кабинета.

Какие тематические выставки имеются в помощь воспитателям?

В кабинете систематически оформляются выставки: постоянно действующие и эпизодические. Они стимулируют творчество педагогов и родителей, вызывают радостные эмоции у детей. Например, такие как «Осенние фантазии», выставка рисунков и предметов на тему: «Блокадный Ленинград», в подготовке выставки принимали участие дети подготовительной к школе группы и их родители. Большую радость у детей средней группы вызвало участие их родителей в организации выставки «Умелые руки не знают скуки».

В методическом кабинете постоянно действует выставка новинок методической литературы, книжных новинок с аннотациями к ним. «Методический вестник» является постоянным стендом, содержит в себе рубрики: «Передовой опыт-школа мастерства»,
этнокалендарь на каждый месяц, приоритетные задачи нового учебного года, план работы ДОУ на год, месяц, графики проведения МПП-консилиумов, родительских собраний, расписания НОД, план оперативного контроля.

Как осуществляется регистрация движения материалов?

Книжный фонд строго учитывается. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели. Карточка оформляется следующим образом: автор, название, издательство, год издания. Организована электронная библиотека учебных материалов, презентаций и обеспечение доступа к ним.

Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющейся литературы выбрать для каждого воспитателя ту книгу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятиям, к родительскому собранию, в выполнении работы по самообразованию или обобщению опыта. Для этого старший воспитатель составляет соответствующие аннотации на статьи в журналах, разрабатывает необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Весь материал в методическом кабинет предназначен для педагогов. Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его, а также анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется тетрадь выдачи методических пособий, который ведет старший воспитатель. Кроме этого разработана анкета, которую мы планируем вручать воспитателям в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания будут учитываться в новом учебном году.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.

Организация методического кабинета в ДОУ.

Марина Денисенко
Организация методического кабинета в ДОУ.

Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.

Чтобы успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.

Методический кабинет призван обеспечить :

• Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

• Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

• Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Материал методического кабинета можно разделить на несколько разделов:

• Нормативные и инструктивные материалы;

• Методическая и справочная литература;

• Детская художественная литература;

• Методические материалы, рекомендации;

• Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал;

• Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.

В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями. Обязательно должны быть документы, связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.

Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.

В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). Необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.

Значительное место занимает специальная методическая литература, которая должна быть распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

• Воспитание культурно-гигиенических навыков;

• Ребенок и окружающий мир;

• Формирование элементарных математических представлений;

• Дети раннего возраста;

• Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;

• Взаимодействие с родителями;

• Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого должна быть составлена картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.

Отдельно могут быть представлены методические материалы, куда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.

Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информацию для воспитателей.

В кабинете также должен располагаться материал по работе с родителями, в котором могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала. Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться.

В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Тематика выставок может быть самая разнообразная, при ее оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.

2. Методические рекомендации по данной теме.

3. Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран).

4. Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).

5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т. д.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу будут следующие:

• Размещен по возможности на одном листе;

• Кратко и четко изложено содержание;

• Оформление должно обеспечивать долговременное использование.

Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Воспитатели должны свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать пособия при подготовке к занятиям, досугам, беседам в процессе самообразования.

Для организации зоны для пользования интернет-ресурсами методический кабинет необходимо обеспечить стационарным компьютером или ноутбуком с выходом в интернет. Педагоги в свободное от работы время могут воспользоваться данной возможностью для повышения своего профессионального мастерства и транслирования своего педагогического опыта.

Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему "Детям о православных праздниках"«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.

Образовательно-информационная среда методического кабинета Выступление на районном оперативном совещании старших воспитателей (Слайд 1) Я, Скворцова Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ.

Оформление и оснащение кабинета дополнительных услуг «Лаборатория открытий» ДОУ в соответствии с ФГОС На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.

Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ

Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ Вашему вниманию предлагаю вариант собственного оформления и зонирования рабочего места педагога-психолога в дошкольном образовательном.

Организация предметно-развивающей среды и методического оснащения группы Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства.

Отчет о работе районного методического объединения воспитателей младших групп ДОУ за 2017–2018 учебный год Методические объединения – специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического.

Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога Методическая работа в ДОУ – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, система повышения.

Протокол заседания районного методического объединения заведующих ДОУ «Профессиональная компетентность педагога» Протокол заседания районного методическое объединение заведующих муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями. Тема:.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Характеристика и требования к материалам методического кабинета

Для повышения эффективности работы воспитателей очень важна четкая организация методического кабинета как центра всей педагогической деятельности дошкольного учреждения.

Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно отвечать потребностям воспитателей данного дошкольного учреждения.

Чтобы можно было успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.

Л. М. Волобуева предлагает следующую систематизацию:

- нормативные и инструктивные материалы;

- методическая и справочная литература;

- детская художественная литература;

- методические материалы, рекомендации;

- дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал.

Н. С. Голицина считает целесообразным соединить блоки методическая, справочная литература и методические материалы, рекомендации в единый блок учебно-методическое обеспечение и отдельно выделяет блок "Документация по содержанию ДОУ".

В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями (Министерство образования РФ и регионов, СаНПиН и т. д.) Этот материал печатается в официальных журналах: «Вестник образования», «Официальные документы в образовании», «Образование в документах», «Российская газета» и других изданиях, в том числе и местных.

Обязательно в детском саду должны быть документы, связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы и использовать их в своей работе. Ознакомление сотрудников с новыми нормативными документами происходит на консультациях. Консультации могут быть запланированные и незапланированные в годовом плане, в зависимости от принятия нового закона.

Следует обратить внимание на то, что необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.

Журналы и газеты, выписанные детским садом, просматриваются методистом и составляются соответствующие аннотации на статьи из журналов и газет, которые окажут воспитателям необходимую помощь в подготовке к консультациям, педсоветам, запланированные в годовом плане и к самообразованию воспитателей.

В библиотеке необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены произведения великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.

Значительное место занимает специальная методическая литература. Ее можно распределить по видам деятельности, задачам воспитания, например: игра, физическое воспитание, развитие речи и ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, формирование математических представлений, преемственность со школой, работа с родителями. В методическом кабинете создается фонд методической и детской художественной литературы.

В библиотеке детской художественной литературы должны быть книги для детей дошкольного возраста, указанные в программе, по которой работает детский сад, также вновь издаваемые книги.

Детскую литературу лучше расставить в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) — это облегчает пользование художественным фондом. Чтобы воспитатели не тратили много времени на поиски нужной книги, хорошо составлять библиографические списки по темам: книги о нашей Родине, о Москве, о природе, о труде, о транспорте и др.

Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели. Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющейся литературы выбрать для каждого воспитателя ту книгу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятиям, к родительскому собранию, в выполнении работы по самообразованию или обобщению опыта. Для этого старший воспитатель составляет соответствующие аннотации на статьи в журналах, разрабатывает необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Отдельно могут быть представлены методические рекомендации. Сюда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.

Однако это не только печатный материал, поступающий из вышестоящих организаций. Методические рекомендации – это в первую очередь материал, который готовит старший воспитатель в помощь своим педагогам.

Рекомендация – один из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием с целью дать нужное направление в работе, в выполнении задания.

Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информации для воспитателей. Так появляется материал по работе с воспитателями под разными рубриками: «Советы воспитателю», «Журналы для воспитателей» с проблемными страничками «Ваше мнение», «Что вы скажите по этому поводу», «Давайте обсудим» и другие. Привлекательность оформления содержания, сопровождаемого рисунками, схемами, в определенной степени выполняет роль предупредительного контроля, а также используется при необходимости индивидуальных консультаций. После знакомства с этими письменными материалами необходимо привлечь воспитателей к обсуждению насущных проблем или высказыванию своего мнения в письменном виде. Воспользовался или нет воспитатель вашей рекомендацией, вы оцените, наблюдая непосредственно его работу.

Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов должен быть соответствующим образом оформлен. Так, опыт воспитателя данного дошкольного учреждения может быть представлен в следующем виде:

• фотография воспитателя, представляющего опыт работы;

• основные данные его биографии;

• основное содержание опыта;

• доклад, представленный на педсовете, или творческий отчет воспитателя;

• детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы, перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей и т. д. ;

• рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

Интересный опыт работы воспитателей других детских садов, а также опыт, с которым знакомят на страницах педагогических журналов, нужно представить с обязательной аннотацией и рекомендациями по его использованию. Необходимо проанализировать его и отметить, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику. Такой опыт можно поместить также под разными рубриками: «Передовой опыт – в практику работы», «Педагогическая мастерская», «Внимание! Интересный опыт!» и т. д.

Немало материала накапливается в методическом кабинете по работе с родителями. С другой стороны в группах необходимо иметь наглядный материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно и эстетически оформить наглядный материал, в лучшем случае материал сменяется в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его довольно однообразен и как результат – он не достигает главной цели: родители не обращают внимания. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей для оформления материала для родителей. Такой материал может сосредоточиваться в методическом кабинете под разными рубриками: «Советы врача», «Родителям о физическом воспитании», «На нравственные темы», «О правилах дорожного движения» и т. д. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «С приложением.

В этих материалах могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей. Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить использование его воспитателями. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.

Для подготовки таких материалов также необходимо привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей. Постепенно в методическом кабинете накопится достаточно материала для того, чтобы воспитатели могли воспользоваться им, часто сменять. Как показала практика, такая форма работы нравится воспитателям и родителям. Родители с удовольствием читают информационные бюллетени, которые можно менять в каждой группе практически каждый день.

В методическом кабинете хранятся наглядные учебные пособия. Это позволяет одно и то же пособие использовать на разных занятиях, в разных возрастных группах. Раздаточные пособия, которые не требуются ежедневно и приобретаются с расчетом на поочередное использование в разных группах, также хранятся в методическом кабинете. Пособия и технические средства обучения подбираются по всем разделам программы, по которой работает детский сад.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала, желательно, чтобы она совпадала с размещением методического материала. так, если методические материалы по теме «Ознакомление с природой» хранятся в папке под №5, то и весь наглядный материал должен быть под этим же номером.

На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с аннотацией, где, в какой группе, на каких занятиях можно использовать ту или иную игрушку, что можно о ней рассказать.

Вместе с педагогическим активом можно составить тематическую КАРТОТЕКУ, помогающую молодым воспитателям спланировать работу. Например, воспитатель планирует работу по теме «Осень». В тематической картотеке по этой теме можно найти следующий материал :

1. Тематика занятий с детьми по данной теме в каждой возрастной группе.

2. Примерное программное содержание разных видов занятий.

3. Материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картин, пособия, литература для детей и т. д.).

Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться, при поступлении регистрируется в специальной тетради «Поступления методических пособий и литературы».

Отдельно в методическом кабинете можно создать картотеку демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования : на каждую картину составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями. Такая картотека, разделенная по тому же принципу, что наглядный материал, помогает сэкономить время и предоставляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.

В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам, «В помощь воспитателю» и некоторые другие. Постоянно название рубрики, но не тот материал, который представляется в течение года.

Среди эпизодических выставок можно выделить, например, такие: «Изучаем педагогическое наследие», «Смотры – конкурсы», «Знакомимся с творчеством писателей (художников, музыкантов и т. д.)», «Аттестация воспитателей», «К новому учебному году» и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

Тематика выставок может быть самая разнообразная, при ее оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (Приказ, положение, инструкции т. д., то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.

Помимо этого в кабинете должен быть представлен новый материал, поступающий из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он может быть размещен под самыми разнообразными рубриками: «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Это интересно», «Методическая копилка» и др.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу будут следующие :

• оформление должно обеспечивать долговременное использование (лист наклеен на картон, заламинирован и т. д.).

При размещении материала в методическом кабинете важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он предназначен. Полезно проанализировать характер обращений воспитателей к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, наглядными пособиями, а кто редко и т. п. Факты для такого анализа предоставит тетрадь или журнал выдачи методических пособий, которые ведет методист.

В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определяется время выдачи литературы, пособий. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться воспитатели, работающие в первую и вторую смену. Необходимо, чтобы воспитатели заранее, накануне готовились к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Это должно насторожить старшего воспитателя. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу, отсутствие его в группе нарушает единство воспитательно-образовательного процесса. Неожиданный приход воспитателя нарушает заранее спланированную деятельность старшего воспитателя, влечет за собой целый ряд сбоев в плане его работы. Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий – это не формализм, а необходимое требование научной организации труда старшего воспитателя и воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени своему и других. Старший воспитатель не должен планировать на это время каких – то серьезных дел. Ведь выдача необходимых материалов – хорошая возможность для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использовании нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки. Возвращение материала – также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности.

Таким образом, старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

Анализ занятия 3 Анализ занятияОрганизация и проведение занятияВопросы для изучения Да нет Частично Другое 1. Характеристика программного содержания: • Соответствие.

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Старший воспитатель Е.А. Матрос


Методический кабинет ДОУ – это:
центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт и т.д.); центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства), центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении;
научно-методический центр (методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).

Цель методического кабинета:
- Формирование и развитие профессиональных качеств педагогов;
- Создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства;

- Совершенствование творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.


Принципы организации материалов педагогического кабинета:
Доступность-методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы;
Научность-методический кабинет должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания;
Наглядность- методический кабинет должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.);
Эстетичность-оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе;
Креативность- Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К. Ю. Белой, должен рассматриваться как «… творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса».

Наряду с общими методическими требованиями к организации содержания и размещения материалов методического кабинета, в каждом дошкольном образовательном учреждении найдутся свои, особенные подходы к созданию и организации работы методического кабинета, которые будут продиктованы конкретными условиями ДОУ:
1. Видом дошкольного образовательного учреждения;
2. Особенностями контингента воспитанников;
3. Особенностями социального состава семей воспитанников;
4. Ресурсным обеспечением ДОУ: кадровый состав-( педагогические работники), финансирование, программно-методические ресурсы (программы, технологии, формы взаимодействия с детьми. ИКТ, материально-техническая база.
Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.


Для обеспечения успешной и целенаправленной работы педагогов в методическом кабинете его оборудование и оснащение должно быть тщательно продумано и систематизировано. Материал может быть представлен несколькими блоками:

1. Нормативные документы.
2. Учебно-методическое обеспечение.
З. Наглядно-иллюстративные материалы.
4. Литература педагогическая и детская, периодические издания.
5. Выставки.
6. Документация по содержанию работы ДОУ.

Нормативные документы.

Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов: "Международная конвенция о правах ребенка", "Закон РФ об образовании", - и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения (федеральные, региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ; · локальные акты ДОУ;)

Отдельно могут быть представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием

В методическом кабинете целесообразно иметь дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

В полном объеме все документы, регулирующие деятельность детского сада, хранятся у руководителя ДОУ.

Учебно-методическое обеспечение

В его содержание входят рекомендации по каждому разделу программы, опыт работы педагогов, перспективные планы и т.д. Отдельно могут быть выделены тематические циклы конспектов занятий и других форм организации детской деятельности в разных возрастных группах .

Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены:

· уровни педагогического опыта (лучше по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову);

· классификация ППО (лучше по Ю.К. Бабанскому);

· основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (лучше по Р.Г. Амосовой);

· формы описания ППО.

Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:

· фотография воспитателя, представляющего опыт работы;

· основные данные его биографии;

· основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;

· доклад, представленный на педсовете,

· из опыта работы; выступления на МО;

· конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;

· перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;

· вопросы к беседам;

· фотографии деятельности детей;

· сценарии праздничных утренников и развлечений;

· видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;

· рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

Интересный ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики, нужно представить с обязательной аннотацией и рекомендациями по его использованию. Необходимо проанализировать его и отметить, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику. Такой опыт можно поместить также под разными рубриками: "Передовой опыт - в практику", "Мастера воспитания", "Внимание! Интересный опыт" - и т.д

Документация по содержанию работы ДОУ

В методическом кабинете обязательно должны быть:
• дубликат образовательной программы и годового плана ДОУ;
• план работы старшего воспитателя на месяц;
• тетрадь протоколов педсоветов;
• документация по работе со школой: договор о сотрудничестве,
информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе);
• тетради учета материалов, поступающих в методический кабинет;
• перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов ДОУ;
• результаты диагностики детей и анкетирования педагогов;
• информация о состоянии работы по реализации программ.

Наглядно-иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный).

Учебные средства в ДОУ представлены для воспитателя, для детей; Средства, используемые воспитателем:
Наглядные средства: печатные пособия – отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.; ДВД, СД –диски видеофильмы (как правило находятся в группах), аудиозаписи и др.; пространственные и натуральные объекты: гербарии, муляжи, модели.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован; крупно, ярко, эстетически оформлен. Должна быть определенная система в распределении наглядного материала, причем желательно, чтобы она совпадала с размещением методического материала. Так, если методические материалы по теме "Ознакомление с природой" хранятся в папке под номером 5, то и наглядный материал, и детская познавательная литература должны быть на полках под этим же номером.

На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется. (Можно дополнить, на каких занятиях).

. В образовательном процессе ДОУ широко используются технические средства : д иапроекторы, магнитофоны, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, компьютер.

Новые материалы .

Помимо этого, в методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он может быть представлен под самыми разными рубриками: "Размышляем, вникаем, спорим", "Задание на дом", "Объявляется конкурс", "Спешите участвовать", "Спорт-площадка приглашает", "Переменка", "Проверьте себя сами", "Методическая копилка", "Ситуация", "Информация", "Суперновинка!" - и т.д.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога

Литература


Педагогическая литература распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.
Детскую литературу целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.
Периодические издания желательно группировать по годам выпуска с указанием исходных данных на корешке журнала.

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью старшего воспитателя является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещать методическую литературу следует по разделам: "Физическое развитие", "Нравственное воспитание", "Игра", "Развитие речи", "Все о природе", "Музыкальное развитие" - и т.д. или по областям.

Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе "Справочная литература" можно поместить различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг должны быть словари: "Толковый словарь русского языка" В. Даля, "Словарь русского языка" С. Ожегова, словарь-справочник "Русское литературное произношение и ударение", "Педагогический словарь", "Словарь по этике" и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду", "Обруч" (с приложением), "Дошкольное образование", "Детский сад", "Семья и школа", "Няня", "Наш малыш", и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель должен первым изучить, отобрать и предложить для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.

В библиотеку детской художественной литературы должны входить прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел войдут сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) и по возрастному принципу, пометив цветной каймой, - это облегчит пользование художественным фондом. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд должен учитываться.

В кабинете систематически оформляются выставки: постоянно действующие и эпизодические. Они стимулируют творчество педагогов и родителей, вызывают радостные эмоции у детей. Например, такие как «Осенние фантазии», выставка рисунков и предметов на тему: «Блокадный Ленинград», в подготовке выставки принимали участие дети подготовительной к школе группы и их родители. Большую радость у детей средней группы вызвало участие их родителей в организации выставки «Умелые руки не знают скуки». В методическом кабинете постоянно действует выставка новинок методической литературы, книжных новинок с аннотациями к ним. «Методический вестник» является постоянным стендом, содержит в себе рубрики: «Передовой опыт-школа мастерства»,
этнокалендарь на каждый месяц, приоритетные задачи нового учебного года, план работы ДОУ на год, месяц, графики проведения родительских собраний, расписания ООД, план оперативного контроля. Сезонно оформляется стенд «Знакомьте детей с природой»– методические рекомендации, конспекты, наблюдения на прогулке, художественное слово, иллюстрации; отдельно выделена рубрика «Готовимся к Педсовету». Среди эпизодических выставок можно выделить, например, такие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомство с творчеством писателей» (художников, музыкантов и др.)» и др

Таким образом, при создании (или переоборудовании ) методического кабинета целесообразно выделить следующие этапы работы:

1. Определить общий принцип расположения материала:

• по разделам программы;
• по направлениям развития, а внутри - по разделам программы;
• по возрастам, а внутри каждого возраста - по разделам программы.
2. Систематизировать имеющийся методический материал по видам, составить на него картотеку.
3. Разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и задач образовательной программы.
4. Систематизировать наглядные пособия по видам, проанализировать возможность использования их для организации воспитательно-образовательного процесса в каждой области детской деятельности.
5. Продумать целесообразность размещения данного материала в методическом кабинете или в его филиале.
6. Составить каталог или перечень имеющегося материала, разработать перспективный план его пополнения.

Особенности предметной развивающей среды ДОУ


В нашем ДОУ Материалы по направлениям деятельности могут быть представлены не только в методическом кабинете, но и в других кабинетов специалистов: изобразительной деятельности, кабинет логопеда, также методические материалы располагаются в группах, в кабинете руководителя, В этом случае каталог всех материалов, имеющихся в ДОУ, должен находиться в доступном для каждого педагога месте.

Работа с родителями .

В педагогическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели - родители с ним не знакомятся. Помощь старшего воспитателя (методиста) заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей

Из вышесказанного можно сделать вывод:

Одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.

Читайте также: