Замена кресел в доме культуры

Обновлено: 07.07.2024

Относятся ли такие объекты как театральные кресла к основным средствам? По каким статьям КОСГУ отражаются затраты на приобретение самих кресел, номерков мест и ряда запасных комплектующих? Как учитывать расходы на сборку и установку кресел?

Код ОКОФ

Театральные кресла – один из основных предметов мебели (инвентаря) в зрительных залах театра и не только. Как правило, данный термин является общим и включает в себя кресла, устанавливаемые в залах кинотеатров, филармоний, прочих культурно-зрелищных учреждений, в актовых залах учреждений образования, прочих госучреждений, а также, например, в холлах, конференц-залах, залах ожидания.

Театральные кресла отличаются от обычных видов кресел конструкцией. В первую очередь, они имеют откидное сиденье. Кроме того, поскольку эти кресла используются в местах массового скопления людей, к ним предъявляются особые требования по безопасности, надежности, износостойкости, функциональности, комфортности.

Такие кресла могут поставляться как в собранном виде (секциями), так и виде отдельных комплектующих, требующих сборки. Конструкция театральных кресел либо устойчива сама по себе, либо подразумевает крепление к полу.

В старом ОКОФ ОК 013-94 театральные кресла были прямо поименованы в составе производственного и хозяйственного инвентаря (код 16 3612390).

Согласно Переходным ключам по новому ОКОФ ОК 013-2014 кресла театральные следует относить на соответствующие позиции кода 330.31.01.1. Поскольку полный код ОКОФ (12 знаков) теперь формируется на основании кодировки продукции из ОКПД 2, для театральных кресел он будет таким:

330.31.01.11.150 «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом»;

330.31.01.12.160 «Мебель для сидения, преимущественно с деревянным каркасом».

Основное средство или нет?

Факт, что театральные кресла включены в ОКОФ, свидетельствует о том, что они признаются основными фондами.

По ГОСТ 16854-2016 гарантийный срок изготовителя по эксплуатации кресел составляет 12 месяцев со дня получения их потребителем. При этом фактический срок их службы значительно больше.

Критерии признания объектов имущества основными средствами в целях ведения бухгалтерского учета определены ФСБУ «Основные средства». Согласно п. 7 данного стандарта к объектам основных средств относятся материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования) в целях выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для своих управленческих нужд. Необходимо отметить, что основными средствами признаются материальные ценности, являющиеся активами, при соблюдении следующих условий (критериев):

такие ценности принадлежат субъекту учета на праве оперативного управления либо находятся в его пользовании в рамках отношений по финансовой аренде (по договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, а также в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.);

субъект учета в отношении материальных ценностей осуществляет контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов основных средств в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения их полезного потенциала (получения экономических выгод));

материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.

Театральные кресла отвечают приведенным критериям, поэтому их нужно учитывать в качестве основных средств в составе группы «Инвентарь производственный и хозяйственный» (счет 0 101 06 000).

Приобретение, доставка, сборка и установка театральных кресел

Оплата по договору поставки театральных кресел отражается на статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Если стоимость услуг по доставке, сборке и установке кресел указана в договоре поставки, то есть включена в стоимость поставляемых кресел, эти услуги также отражаются по статье 310 КОСГУ.

Если же названные услуги предусмотрены отдельными договорами, то в данном случае затраты следует относить:

по договорам доставки – на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

по договорам возмездного оказания услуг по сборке (монтажу) и установке – на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Обратите внимание, что с 2019 года монтажные работы, не включенные в договоры поставки основных средств, но участвующие в формировании их стоимости, отражаются по новой статье 228 КОСГУ (ранее – по статье 226 «Прочие работы, услуги»).

Впоследствии все затраты на приобретение, доставку, сборку (монтаж) и установку включаются в первоначальную стоимость театральных кресел при принятии их к учету (пп. «б» п. 15 ФСБУ «Основные средства»).

Рассмотрим на примере порядок отражения таких затрат в бухгалтерском учете.

Пример 1.

Бюджетным учреждением культуры за счет субсидии на госзадание приобретены театральные кресла (иное движимое имущество). Стоимость кресел (300 шт.) по договору поставки составила 270 000 руб. Дополнительно по отдельным договорам оплачены расходы:

на доставку кресел – 10 000 руб.;

на установку кресел – 20 000 руб.

В целях упрощения примера условимся, что указанными договорами уплата авансов не предусмотрена.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на приобретение кресел

Отражены расходы на оплату услуг по доставке кресел

Выполнены работы по установке кресел (подписан акт выполненных работ)

Приняты к учету кресла по первоначальной стоимости (270 000 + 10 000 + 20 000) руб.

Пример 2.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что стоимость работ по доставке и установке театральных кресел включена в их стоимость по договору поставки (300 000 руб.).

В этом случае будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на оплату договора поставки

Приняты к учету кресла

В силу п. 10 ФСБУ «Основные средства» мебель, используемую для обстановки одного помещения, можно объединять в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения на основании положений Инструкции № 157н. На такой комплекс открывается инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. 0504032) (п. 54 данной инструкции).

Учет инвентаря, приобретенного единовременно и имеющего одно и то же производственное и хозяйственное назначение, технические характеристики, ведется с присвоением индивидуального инвентарного номера в количественном и стоимостном выражении.

Таким образом, в целях инвентарного учета приобретенных театральных кресел не нужно присваивать инвентарный номер каждому креслу, достаточно отразить их общую стоимость и количество в инвентарной карточке группового учета.

Номерки места и ряда для театральных кресел

Поскольку расстановка кресел в зрительных залах театра и рассадка зрителей осуществляются согласно билетному плану, неотъемлемым атрибутом кресел являются номерки мест и ряда. Они могут входит в комплектацию отгруженных театральных кресел или приобретаться дополнительно.

При комплектации заказанных кресел номерками мест и ряда (включение номерков в техническое задание) расходы на их приобретение входят в стоимость самих кресел и отражаются по статье 310 КОСГУ. В этом случае при поставке кресел стоимость номерков отдельно не выделяется, а указывается лишь их количество в комплектации к креслам.

Если же кресла номерками мест и ряда не комплектуются, а приобретаются за дополнительную плату, расходы на них относят на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (как запасные и (или) составные части кресел).

Пример 3.

За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, театр (автономное учреждение) закупил кресла в зрительный зал – 400 шт. на сумму 500 000 руб. В комплектацию кресел входят номерки «Место» – 800 шт. (устанавливаются на сиденье и спинку каждого кресла) и «Ряд» – 64 шт. (устанавливаются на боковину первого и последнего кресла в ряду). Поставка кресел будет осуществлена после получения поставщиком предоплаты в размере 30 % от общей суммы договора.

В бухгалтерском учете поступление кресел, укомплектованных номерками, отразится следующим образом:

Театральные кресла: приобретение, сборка, установка

Относятся ли такие объекты как театральные кресла к основным средствам? По каким статьям КОСГУ отражаются затраты на приобретение самих кресел, номерков мест и ряда запасных комплектующих? Как учитывать расходы на сборку и установку кресел?

Код ОКОФ

Театральные кресла – один из основных предметов мебели (инвентаря) в зрительных залах театра и не только. Как правило, данный термин является общим и включает в себя кресла, устанавливаемые в залах кинотеатров, филармоний, прочих культурно-зрелищных учреждений, в актовых залах учреждений образования, прочих госучреждений, а также, например, в холлах, конференц-залах, залах ожидания.

Театральные кресла отличаются от обычных видов кресел конструкцией. В первую очередь, они имеют откидное сиденье. Кроме того, поскольку эти кресла используются в местах массового скопления людей, к ним предъявляются особые требования по безопасности, надежности, износостойкости, функциональности, комфортности.

Такие кресла могут поставляться как в собранном виде (секциями), так и виде отдельных комплектующих, требующих сборки. Конструкция театральных кресел либо устойчива сама по себе, либо подразумевает крепление к полу.

В старом ОКОФ ОК 013-94 театральные кресла были прямо поименованы в составе производственного и хозяйственного инвентаря (код 16 3612390).

Согласно Переходным ключам по новому ОКОФ ОК 013-2014 кресла театральные следует относить на соответствующие позиции кода 330.31.01.1. Поскольку полный код ОКОФ (12 знаков) теперь формируется на основании кодировки продукции из ОКПД 2, для театральных кресел он будет таким:

330.31.01.11.150 «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом»;

330.31.01.12.160 «Мебель для сидения, преимущественно с деревянным каркасом».

Основное средство или нет?

Факт, что театральные кресла включены в ОКОФ, свидетельствует о том, что они признаются основными фондами.

По ГОСТ 16854-2016 гарантийный срок изготовителя по эксплуатации кресел составляет 12 месяцев со дня получения их потребителем. При этом фактический срок их службы значительно больше.

Критерии признания объектов имущества основными средствами в целях ведения бухгалтерского учета определены ФСБУ «Основные средства». Согласно п. 7 данного стандарта к объектам основных средств относятся материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования) в целях выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для своих управленческих нужд. Необходимо отметить, что основными средствами признаются материальные ценности, являющиеся активами, при соблюдении следующих условий (критериев):

такие ценности принадлежат субъекту учета на праве оперативного управления либо находятся в его пользовании в рамках отношений по финансовой аренде (по договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, а также в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.);

субъект учета в отношении материальных ценностей осуществляет контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов основных средств в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения их полезного потенциала (получения экономических выгод));

материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.

Театральные кресла отвечают приведенным критериям, поэтому их нужно учитывать в качестве основных средств в составе группы «Инвентарь производственный и хозяйственный» (счет 0 101 06 000).

Приобретение, доставка, сборка и установка театральных кресел

Оплата по договору поставки театральных кресел отражается на статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Если стоимость услуг по доставке, сборке и установке кресел указана в договоре поставки, то есть включена в стоимость поставляемых кресел, эти услуги также отражаются по статье 310 КОСГУ.

Если же названные услуги предусмотрены отдельными договорами, то в данном случае затраты следует относить:

по договорам доставки – на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

по договорам возмездного оказания услуг по сборке (монтажу) и установке – на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Обратите внимание, что с 2019 года монтажные работы, не включенные в договоры поставки основных средств, но участвующие в формировании их стоимости, отражаются по новой статье 228 КОСГУ (ранее – по статье 226 «Прочие работы, услуги»).

Впоследствии все затраты на приобретение, доставку, сборку (монтаж) и установку включаются в первоначальную стоимость театральных кресел при принятии их к учету (пп. «б» п. 15 ФСБУ «Основные средства»).

Рассмотрим на примере порядок отражения таких затрат в бухгалтерском учете.

Пример 1.

Бюджетным учреждением культуры за счет субсидии на госзадание приобретены театральные кресла (иное движимое имущество). Стоимость кресел (300 шт.) по договору поставки составила 270 000 руб. Дополнительно по отдельным договорам оплачены расходы:

на доставку кресел – 10 000 руб.;

на установку кресел – 20 000 руб.

В целях упрощения примера условимся, что указанными договорами уплата авансов не предусмотрена.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на приобретение кресел

Отражены расходы на оплату услуг по доставке кресел

Выполнены работы по установке кресел (подписан акт выполненных работ)

Приняты к учету кресла по первоначальной стоимости (270 000 + 10 000 + 20 000) руб.

Пример 2.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что стоимость работ по доставке и установке театральных кресел включена в их стоимость по договору поставки (300 000 руб.).

В этом случае будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на оплату договора поставки

Приняты к учету кресла

В силу п. 10 ФСБУ «Основные средства» мебель, используемую для обстановки одного помещения, можно объединять в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения на основании положений Инструкции № 157н. На такой комплекс открывается инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. 0504032) (п. 54 данной инструкции).

Учет инвентаря, приобретенного единовременно и имеющего одно и то же производственное и хозяйственное назначение, технические характеристики, ведется с присвоением индивидуального инвентарного номера в количественном и стоимостном выражении.

Таким образом, в целях инвентарного учета приобретенных театральных кресел не нужно присваивать инвентарный номер каждому креслу, достаточно отразить их общую стоимость и количество в инвентарной карточке группового учета.

Номерки места и ряда для театральных кресел

Поскольку расстановка кресел в зрительных залах театра и рассадка зрителей осуществляются согласно билетному плану, неотъемлемым атрибутом кресел являются номерки мест и ряда. Они могут входит в комплектацию отгруженных театральных кресел или приобретаться дополнительно.

При комплектации заказанных кресел номерками мест и ряда (включение номерков в техническое задание) расходы на их приобретение входят в стоимость самих кресел и отражаются по статье 310 КОСГУ. В этом случае при поставке кресел стоимость номерков отдельно не выделяется, а указывается лишь их количество в комплектации к креслам.

Если же кресла номерками мест и ряда не комплектуются, а приобретаются за дополнительную плату, расходы на них относят на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (как запасные и (или) составные части кресел).

Пример 3.

За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, театр (автономное учреждение) закупил кресла в зрительный зал – 400 шт. на сумму 500 000 руб. В комплектацию кресел входят номерки «Место» – 800 шт. (устанавливаются на сиденье и спинку каждого кресла) и «Ряд» – 64 шт. (устанавливаются на боковину первого и последнего кресла в ряду). Поставка кресел будет осуществлена после получения поставщиком предоплаты в размере 30 % от общей суммы договора.

В бухгалтерском учете поступление кресел, укомплектованных номерками, отразится следующим образом:

«Внутренний ремонт здания структурного подразделения Подгорненский сельский Дом культуры МБУК «ЦКС ГГО» с заменой кресел» в станице Подгорной Георгиевского городского округа Ставропольского края

Сельский Дом культуры располагается в самом центре станицы Подгорной. Для населения станицы дом культуры является центром проведения досуга, центром культуры, духовной жизни и эстетического воспитания. Дом культуры признан и остается одним из лучших коллективов округа в профессиональной деятельности , в привлечении жителей к участию в художественной самодеятельности. Четыре творческих коллектива имеют звание «народный».
Учитывая особую значимость учреждения, в последние годы силами местного бюджета с привлечением спонсорской помощи проведен ремонт здания Дома культуры: отремонтированы все кабинеты, холл, танцевальный зал, стены и потолок зрительного зала, фасад здания, построено новое крыльцо с большим «козырьком» (оно же уличная сцена). В 2018 году по Программе поддержки местных инициатив заменена кровля. И только напольное покрытие зрительного зала , сцены и кресла остались старыми и ветхими . С 1968 года, с момента строительства пол не ремонтировался, деревянный настил разрушается, появились многочисленные трещины, пол стал эстетически неприглядным. Кресла старые, многие пришли в непригодность. Завершающий этап ремонта дома культуры, по мнению большинства жителей станицы Подгорной, должен стать предметом проекта реализации местных инициатив на территории станицы Подгорной в 2019 году.
Мероприятия по решению проблемы:
Подготовительные работы (описание необходимых подготовительных мероприятий)
Демонтажные работы:
- демонтаж кресел;
- разборка плинтусов деревянных;
- разборка покрытий полов дощатых;
- разборка оснований покрытий полов: лаг из досок и брусков
Ремонтные работы (описание того, что необходимо отремонтировать)
Работы по устройству напольного покрытия:
- устройство подстилающих гравийных слоев;
- устройство бетонных и цементных стяжек;
- устройство покрытий из керамогранитных плит;
-устройство плинтусов поливинилхлоридных на винтах самонарезающих;
- монтаж лестниц прямолинейных и криволинейных с ограждением;
- ограждение лестничных проемов;
- обшивка каркасов лестниц досками;
- установка кресел;
- устройство полов сцены из специального напольного покрытия;
- Облицовка торца сцены стальным профилированным листом
Прочая деятельность (описание иной необходимой деятельности, направленной на решение поставленной проблемы)
Погрузка и перевозка строительного мусора
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта будет способствовать:
- организации досуга детей и подростков, молодежи, всего населения станицы;
- пропаганде культурного образа жизни населения;
- изменению эстетического вида Дома культуры;
- проведению всевозможных культурно-массовых для различных категорий населения: концертных программ, развлекательных программ для детей, праздников и конкурсов, посвященным разным событиям и датам;
Обновленный зрительный зал станет достойным подарком жителям станицы к ее юбилею. В 2019 году станице Подгорной исполнится 265 лет со дня основания.

Планирование закупки кресел для зрительных залов (продолжение)


Планирование закупки кресел для зрительных залов (продолжение)

В январе выбор поставщика театральных кресел абсолютно обоснованно кажется сложным делом. Замена кресел в зрительном зале происходит в среднем один раз в 10–15 лет, иногда реже. Обновление зрительного зала имеет огромное значение для учреждения культуры. Именно по этой причине все работы по подбору театральных кресел в зрительный зал должны проводиться еще на этапе планирования закупки мебели или реконструкции помещения.

Прежде чем будут выделены денежные средства, необходимо понять, какую модель кресла вы планируете установить в вашем зале и какие финансовые средства потребуются для их закупки. Ведь когда деньги выделены, думать о подборе кресел уже поздно – необходимо фокусироваться на проведении конкурсной процедуры. На аукцион или конкурс следует выходить с четким понимание предмета закупки. В противном случае вся конкурсная процедура доставит руководителю учреждения культуры массу лишних забот. Ниже мы приводим ряд рекомендаций по поиску и выбору потенциальных поставщиков.

1. Поиск кресел необходимо начинать с изучения открытых источников, таких как Интернет и реклама в специализированных изданиях, а также с посещения выставок по данной тематике.

Финансово устойчивые компании, являющиеся профессиональными игроками на этом рынке, всегда имеют собственный полноценный веб-сайт, на котором представляют всю предлагаемую продукцию, с ее подробным описанием, всеми техническими характеристиками и ссылками на фотографии сданных объектов. Реклама в печатных изданиях и наличие собственной рубрики в специализированном журнале также свидетельствуют о серьезности намерений компании.

2. Делайте свой выбор осознанно и заранее.

Наличие демонстрационного зала с образцами продукции (шоу-рума) свидетельствует о постоянстве и профессионализме компании.

В выставочном зале компании «Кресла PRO» представлено более 200 образцов театральных кресел как собственного производства, так и ведущих зарубежных производителей. Не стесняйтесь запрашивать у своих потенциальных поставщиков прайс-листы и каталоги, не ленитесь посещать их выставочные залы и производственные площадки. Обязательно запрашивайте всю необходимую вам информацию, включая технические характеристики изделий, образцы кресел и материалов, - только так можно подобрать именно то, что будет соответствовать вашим требованиям к предмету закупки.

Кстати, по наличию и качеству образцов можно судить о серьезности компании-поставщика.

3. Встречайтесь со своими поставщиками.

Если компания заявляет о себе как о производителе театральных кресел, то у нее должна быть производственная площадка. Обязательно спрашивайте, можно ли ее посетить. Если этот вопрос поставил потенциального поставщика в тупик или замешательство – значит либо компания не обладает таковой в принципе, либо производство организовано на таком низком уровне, что поставщик откажется демонстрировать производственную площадку, дабы не дискредитировать себя в глазах заказчика.

В отделе продаж компании «Кресла PRO» работают специалисты, готовые в любое время выехать с маркетинговыми материалами к заказчику независимо от его местоположения или встретить заказчика в офисе компании, показать выставочный зал либо организовать ознакомительную поездку на производство. Каталог театральных кресел высылается по первому требованию с курьерской службой.

Важно помнить о следующем нюансе: на рынке театральных кресел существуют компании, предлагающие продукцию российских учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Размещая заказ у таких поставщиков, вы рискуете получить кресло, сильно отличающееся от образца, который вы видели в каталоге или выставочном зале компании. Не экономьте на качестве.

4. Обязательно проверяйте наличие у поставщика сертификатов на производимую или поставляемую им продукцию.

Только наличие сертификата поможет вам убедиться в ее качестве и подлинности.

5. Проверяйте информацию о поставщиках с помощью открытых источников.

В Интернете можно найти массу полезной информации: есть ли у компании выигранные конкурсные процедуры? Не включена ли она в реестр недобросовестных поставщиков? Не ведется ли процедура конкурсного производства или банкротства? Имеются ли возбужденные уголовные дела в отношении компании и ее руководства? В скольких судебных разбирательствах участвовала компания-поставщик за последний год? Соберите как можно больше информации о потенциальном поставщике.

6. Рассчитайте стоимость вашего проекта.

После того, как вы выберете модель кресла и рассчитаете примерную стоимость замены всех кресел, станет понятно, располагаете ли вы бюджетом на закупку такой продукции. Если средств недостаточно, выбирайте более доступные аналоги.

Компания «Кресла PRO» предлагает модели кресел от 2000 рублей до 1500 евро за 1 посадочное место. Собственная производственная база и наличие в ассортименте кресел ведущих зарубежных производителей из Италии, Испании и Китая делает компанию универсальным поставщиком. Здесь вы сможете найти кресла на любой бюджет. Экономьте свое время – обращайтесь к профессионалам!

7. Запрашивайте у поставщиков услугу по созданию проекта расстановки кресел зала.

Компания «Кресла PRO» бесплатно предоставляет всем своим заказчикам услугу «Дизайн-проект зала».

9. Не спешите с принятием решения: понимание того, сколько нужно кресел и, соответственно, возможность составить бюджет закупки появляются только после получения модели расстановки кресел зала или дизайн-проекта.

Специалисты компании «Кресла PRO», как правило, подготавливают несколько вариантов расстановки кресел в зале в соответствии с требованиями пожарной безопасности и СНиП.

10. После утверждения модели кресел и бюджета закупки запросите у поставщика финальный вариант изделия с учетом всех ваших требований и доработок. Так вы поймете, способна ли компания учитывать требования заказчика.

11. Проработку технического задания на конкурсную процедуру имеет смысл проводить вместе со специалистами компании-поставщика в соответствии с выработанной моделью кресел.

Это один из самых важных этапов подготовки заказчика к конкурсной процедуре: техническое задание определяет те параметры, по которым будет выполняться продукция в рамках конкурсной процедуры закупки. Доверьте составление технического задания специалистам.

Все технические описания и задания на конкурсные процедуры от компании «Кресла PRO» были разработаны и составлены инженерами компании. Технические задания полностью соответствуют поставляемой продукции, содержат максимально точные и технически грамотные описания кресел.

12. По факту подписания контракта требуйте от компании образцы изделий, предлагаемых к поставке в рамках закупки.

Это дает вам возможность провести экспертизу товара на соответствие техническому заданию. По факту осмотра образца составляйте акт о выявленных недостатках и вручайте его недобросовестному поставщику в виде предписания об устранении недостатков.

13. В договоре поставки обязательно оговаривайте штрафные санкции за неисполнение обязательств.

Так вы сможете подстраховаться на случай недопоставки, частичной поставки или срыва сроков. Недобросовестные поставщики, как правило, избегают этих потенциальных издержек и не выходят на аукцион или конкурс.

14. Ставьте перед своими поставщиками реальные требования, в частности, по срокам поставки кресел.

Срок изготовления и монтажа продукции российского производства колеблется от трех до пяти недель. Срок поставки импортной продукции – от 60 до 90 календарных дней. Если вы укажете меньшие сроки, часть участников аукциона сможет оспорить данный пункт контракта или конкурсной документации.

Надеемся, что наши советы помогут вам избежать неприятностей при проведении конкурсной процедуры закупки театральных кресел. Правильная и своевременная подготовка к закупке кресел является гарантией ее успешной реализации.

Планирование закупки кресел для зрительных залов


Компания «Кресла PRO» продолжает рассказывать о правилах и неочевидных закономерностях развития рынка театральных кресел, неизвестных рядовому покупателю. В этой статье затрагивается тема закупки театральных кресел бюджетными учреждениями культуры.

В январе 2012 года специалисты компании «Кресла PRO» в рамках ежегодного маркетингового исследования рынка театральных кресел провели расчет средней стоимости театральных кресел, закупаемых в рамках государственных закупок (средняя цена за одно посадочное место) с 2008 по 2011 год. Были получены следующие результаты:

Средняя сумма, выделяемая государством на замену одного посадочного места

2008 год – 4000 руб

2009 год – 4500 руб

2010 год – 6500 руб

2011 год - 10 000 руб

По итогам первого квартала 2012 года средний бюджет на замену одного посадочного места составил 10 500 рублей. Учитывая размеры залов во многих учреждениях культуры, замена кресел обойдется недешево. При этом ситуация на российском рынке театральных кресел достаточно спорная. Для того чтобы обнаружить причины неопределенности, необходимо сначала разобраться, как устроен этот рынок.

В целом на рынке театральных и конференц-кресел преобладают два направления:

  • продажа импортных кресел (производства европейских производителей или фабрик из стран Юго-Восточной Азии);
  • производство и продажа кресел российских производителей.

В России существуют несколько профессиональных производств театральных кресел полного цикла. Компания «Кресла PRO» относится к их числу. Остальные игроки – это либо суррогатные фабрики, не имеющие полного производственного цикла и работающие в значительной степени по принципу аутсорсинга, либо торговые организации, предлагающие продукцию сторонних производителей.

Профессиональными поставками кресел импортного производства в России занимается ограниченный круг компаний. Эти компании обязательно имеют в штатной структуре самостоятельный отдел внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отделы продаж, профессиональных дизайнеров и специалистов отдела логистики.

Как мы с вами знаем, бюджетное финансирование закупок того или иного товара государственным или муниципальным предприятием должно проводиться согласно регламентным процедурам в рамках Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005. До вступления этого закона в силу закупки проводились путем заключения прямых договоров между заказчиком и поставщиками. Цель принятия закона заключалась в попытке противодействия коррупции и мошенничеству. Так, начиная с 2005 года, государственный заказчик уже не мог просто обратиться в торговую или производственную компанию и купить то, что ему понравилось, минуя процедуру открытых торгов. Но полностью искоренить коррупцию не удалось, даже несмотря на то, что за прошедшее с момента принятия закона время и он сам, и связанные с ним нормы и процедуры успели претерпеть множество изменений.

До настоящего времени продолжают действовать следующие процедуры проведения торгов:

1) котировочная заявка (сумма закупки – меньше 500 000 рублей);

2) открытый конкурс (согласно определенной товарной классификации);

3) электронный аукцион (согласно определенной товарной классификации).

Конечно, есть п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, согласно которому государственные заказчики, в т. ч. учреждения культуры, могут закупать товар, например театральные кресла, в течение квартала на сумму, не превышающую 400 000 рублей без проведения каких-либо дополнительных процедур по прямому договору. Но приобрести таким способом товар нужной классификации (ОКДП) можно не чаще одного раза в квартал. А что делать, если необходимо закупить большой объем товара, например, оборудовать креслами зрительный зал? Только действовать согласно действующему законодательству, т. е. инициировать государственные торги.

Как показывает практика, заказчик в абсолютном большинстве случаев проводит аукцион в электронной форме согласно Закону № 94-ФЗ. И, снова согласно практике, очень часто он получает товар, не в полной мере соответствующий своим ожиданиям. Почему же так происходит?

Особенности процедуры торгов.

Основным и по факту единственным критерием для победы в электронном аукционе является цена контракта. При этом участники торгов часто снижают цену лота, порой не обращая внимание на техническое задание. Часто это обусловлено тем, что техническое задание для аукциона составляют сотрудники организации-заказчика, не обладающие соответствующими навыками, в т. ч. знаниями о технических характеристиках самого продукта. Например, сотрудники театра могут знать, какое кресло они хотели бы получить, но им позволительно не иметь представления о технических параметрах кресел.

В итоге описание предмета закупок не содержит действительно важных характеристик, а это позволяет компаниям, участвующим в аукционе, снижать начальную максимальную цену контракта в среднем на 55,4% (см. прим.1) − и это только по сегменту театральных кресел! Такое снижение цены означает, что либо заказчик получит более дешевые и, как правило, менее качественные кресла, либо поставляемая продукция изначально не соответствует техническому заданию по ряду параметров.

Как следствие, результаты аукциона и качество поставляемой продукции вызывают повышенный интерес у других участников аукциона и контролирующих органов. При малейшем намеке на несоответствие поставляемых кресел техническому заданию неизбежны дополнительные проверки заказчика, административные и даже уголовные санкции.

В 2011 году более 70 руководителей театров и учреждений культуры лишились своих постов и должностей. В отношении руководителей учреждений культуры было возбуждено более 25 уголовных дел именно по эпизодам, связанным с закупкой театральных кресел (см. прим.2). О том, как предотвратить негативный сценарий при закупке театральных кресел, как правильно подобрать поставщика и отсечь недобросовестных претендентов и участников, максимально обезопасив себя с правовой точки зрения, читайте в следующем номере журнала, в рубрике «Кресла PRO».

Необходимость получить товар или услугу к определенной дате.

Открытие того или иного учреждения культуры после ремонта, реставрации, строительства нового зала (и связанная с этими процессами закупка кресел) часто приурочены к определенной дате или началу театрального сезона. А значит, заключаются контракты на аренду залов, запланированы праздничные мероприятия. Срыв сроков открытия дворца культуры, конференц-зала или театра, отмена или перенос запланированных и уже анонсированных мероприятий приведут к значительным финансовым и репутационным потерям. Недобросовестные поставщики и производители не могут или не хотят выполнить все условия государственного контракта. При этом ни о каком гарантийном сроке не идет речи, ведь зачастую недобросовестные и неблагонадежные поставщики используют для участия в государственных аукционах фирмы-однодневки.

В следующих номерах журнала компания «Кресла PRO» более подробно расскажет о модификациях кресел и даст рекомендации по их подбору для каждого типа учреждения культуры.

Читайте также: